Блог им. di2mot → Цепь и звезды: Когда менять?
О том, что цепь «тянется» и ее нужно периодически менять не знает разве что тот, кто не читает БайкПост. А вот на звездах предпочитают экономить.
Немного теории, немного фото, немного размышлений.
При первом рассмотрении верхней фотографии ведущая звезда «еще побегает». Но давайте рассмотрим ее внимательно.
Фото №1:
Уже видно, что правая и левая поверхности зуба различаются. А это говорит о износе звезды.
Посмотрим еще поближе и внимательно боковые поверхности зуба.
Фото №2:
Фото №3:
На фото №2 явно видна какой-то поперечный бугор на зубе, которого нет на фото №3.
Немного теории. Боковая поверхность зуба, как и у зубьев шестеренок, делается по специальной называемой «эвольвентой».
Такая форма обеспечивает безударное вхождение в зацепление зубьев и поворот их относительно друг друга без скольжения.
То есть зуб одной шестерни обкатывается, как ролик, вокруг зуба другой шестерни.
Для цепной передачи это так же справедливо, так как цепь не что иное, как «шестерня» ну очень большого, «бесконечного» диаметра. :-)
Внимательный читатель заметил, что на фото №1 приведена звезда с 13-ю зубьями.
Из курса «Детали машин» известно, что при числе зубьев меньше 14 и формировании эвольвенты на зубе, получается «подсечка» тела зуба. Это хорошо видно на фото №1.
Что получается на практике?
Пыль, песок и прочие мелкие, но твердые частички прилипают на ролики цепи и попадают между ним и зубом звезды. Конечно это приводит к истиранию поверхности ролика и зубьев звезд.
Обыденное дело для эндуро:
Отклонение поверхности зуба от эвольвенты приводит к тому, что при каждом(!) зацеплении зубом цепи происходит удар. Сначала «нано», потом «микро», затем «милли» ударчики. Так как это растянуто про времени мы у ним привыкаем и не замечаем. И любому понятно, что при ударе возрастает усилие прикладываемое к звену цепи, тем самым уменьшает срок ее жизни.
Но эти «ударчики» передаются и на шлицы вала КПП:
Фото №4:
Замена вторичного вала КПП это совсем другие деньги, силы и время. (Вариант восстановления шлицов выношу отдельно.)
И процесс износа зубьев на звездах идет в геометрической прогресси! От которого заменой только цепи не избавиться.
Старые, сношенные звезды «сжуют» новую цепь гораздо быстрее.
По этому и можно встретить посты на тему «Цепь гуанамо! У меня такая отходила всего-то пару тыщь...»
А хотелось бы узнать — сколько тысяч км «пробежали» звезды, на которые одели новую цепь.
Внимательный читатель воскликнет:
— Автор, да твою звезду уже переворачивали!
И будет прав.
Перевернуть звезду один из простых способов сэкономить. Не самый лучшие и вполне применимый, минимум в критической ситуации.
Это не исключает «поедание» звездой приводной цепи.
И думающий читатель заметит:
— Ведущая-то звезда снашивается больше, чем в ведома.
И как «мало бюджетный», со всех сторон, напрашивается вариант:
— Перевернуть ведущую при замене цепи. При следующей замени цепи — заменить и ведущую.
Конечно это для случая, когда можно «перевернуть» звезду. Не со всеми ведомыми такое возможно.
Стоимость хорошей цепи в 2-3 раз выше стоимости комплекта звезд.
(Китайцы, японки, европейки и разные модели дадут разное соотношение цены)
— Так стоит ли экономить на звездах?
Ведь на новых звездах и цепь прослужит вам дольше.
PS:
На написание этого поста толкнуло вот такое фото и вопрос «Сколько еще прослужит эта цепь?»
Со всеми вытекающими из этого…
- di2mot
- 28 сентября 2015 в 13:32
- 20
- +56
Сломалась дверь? Меняем стену целиком
У всех разные доходы, поэтому кому-то проще поменять что-то одно. В примере автора не понятно как нужно дубасить, что бы так расфигачить цепь. По-мне винить звезду тут нельзя. Скорее всего изначально деффект был у цепи. Нормальные цепи ездят даже на таких звёздах:
У всех разные доходы, поэтому кому-то проще поменять что-то одно. В примере автора не понятно как нужно дубасить, что бы так расфигачить цепь. По-мне винить звезду тут нельзя. Скорее всего изначально деффект был у цепи. Нормальные цепи ездят даже на таких звёздах:
- Potter_KRG
- 29 сентября 2015 в 0:12
- ↑
- ↓
не соглашусь с мнением, но чисто за звездочку +1 в карму! )))))
И как при этом страдают ролики? Внутри пары ролик-втулка — смазка (цепь же мажем), внутри пары втулка-втулка — тоже смазка(сальники на цепи). То есть речь идет только об износе верхней поверхности ролика цепи. Материал ролика и звезды одинаковый? Никогда не видел квадратный ролик, или ролик изношенный частично. Эта ударная составляющая как влияет на износ? При условии отсутствия абразива в парах трения?
Никогда не видел квадратный ролик, или ролик изношенный частично.Нижняя фотка не убедила? Я тоже ни разу не видел ролики «конусом».
Эта ударная составляющая как влияет на износ?Она бОльше чем статическая. Это известно и школьной физики.
И усилие с зуба передается на ролик, тот давит на оську (чем больше усилие тем больше «выдавливание» смазки из этой пары). Оська ролика тянет через щеки следующее звено, которое еще не вошло в зацепление. Значит между осью и щеками тоже износ растет. Та самая, пресловутая «вытяжка» цепи. При желании в Гугляндексах найшешь фотки «вытянутой» цепи и новой, на которых явно видно УВЕЛИЧЕНИЕ расстояния между оськами роликов у старой.
Такое любят демонстрировать для цепи ГРМ. Ну а что? То же цепь, то же звезды. ;-)
Цепь вытягивается из-за износа трущихся поверхностей. Ролик-втулка и т.д. Как ударная нагрузка влияет на такой износ? Увеличивает из-за того, что смазка быстрее выдавливается? Про шлицы на валу не спрашиваю +) Просто я пока, не понимая физику процесса, склонен согласиться zogar-zag, что звездой цепь не убешь.
Как ударная нагрузка влияет на такой износИзвини, но расписывать школьный курс физики — откровенно лень.
На уровне банальной эрудиции:
При ударе — НАГРУЗКА растет в разы. Сильно ударишь — погнется.
Крутится ролик на кривой оське будет не так, как на прямой. И щеки начнут «подклинивать» на оське.
Классика: одни звенья на изношенной цепи сами не распрямляются.
— Подумай почему так.
Не просто так для шестеренок придумали эту эвольвенту.
— Ну а четакова (однослово)?
Пусть долбются друг о друга. Все равно потом же где-нить всё таки зацепяся друг за друга…
:-)
Пример с гнутой осью некорректен. Ударная нагрузка из-за разного шага звезды и цепи влияет на износ самой цепи от слова никак. Ролик тверже звезды. Звезда износиться — ролик — нет. Поэтому про износ цепи на изношенных звездах наверное лучше убрать из статьи. Или объяснить, как же ударная нагрузка из-за разности шага убивает цепь.
Ударная нагрузка из-за разного шага звезды и цепи влияет на износ самой цепи от слова никак.Можно было бы спросить «Доказательства в студию!», но не буду… :-)
Позволю себе остаться при своем мнении, подкрепленным учебником для ВУЗов по курсу «Детали машин» для специальности «инженер-механик».
Любопытствующим, кто хочет разобраться в этом, отошлю к этому первоисточнику.
Благо это все разработано и проработано со времен еще Эйлера.
— Абзац?
Дружище… Этот раздел курса так и называется «Цепные передачи» с тучей картинок, формул и прочего, чем набиты учебники. А БайкПост не место где постят учебники.
Высказал то, что считаю необходимым и достаточным, как для доказательства в математике. Всё что глубже — подавляющему большинству просто не интересно.
Кто-то воспримет и сделает для себя выводы, кто-то будет кататься на таких звездах, как первая фотка в каментах.
— Вольному воля, а спасенным — рай. :-)
Дружище… Этот раздел курса так и называется «Цепные передачи» с тучей картинок, формул и прочего, чем набиты учебники. А БайкПост не место где постят учебники.
Высказал то, что считаю необходимым и достаточным, как для доказательства в математике. Всё что глубже — подавляющему большинству просто не интересно.
Кто-то воспримет и сделает для себя выводы, кто-то будет кататься на таких звездах, как первая фотка в каментах.
— Вольному воля, а спасенным — рай. :-)
Теоретически трения между роликом и зубом быть почти не должно, при условии, что ролик не заклинивший.
По моему «вина» растянутой цепи в износе звезд куда больше, чем «вина» убитых шестерен в износе цепи. Не знаю, как это по научному, но у растянутой цепи шаг роликов отличается от шага звезд (особенно ведущей), а отличие шага и ведет к ускоренному износу.
По моему «вина» растянутой цепи в износе звезд куда больше, чем «вина» убитых шестерен в износе цепи. Не знаю, как это по научному, но у растянутой цепи шаг роликов отличается от шага звезд (особенно ведущей), а отличие шага и ведет к ускоренному износу.
здесь был ататат
Я в принципе такой же зануда как ты, иногда вопрошающий под настроение в темах про всякую хрернь типа флакончиков с присадками и смены колодок, но по мне так это несколько другое.
Камрад взял на себя труд объяснить механику процесса тем кто считает что если зубья ещё есть то и звезда нормальная.
Видел недавно мопед звёзды которого пережили многое, возможно не одну цепь, так в какой то момент задняя звезда начала стремительно лысеть при нормальной цепи.
Камрад взял на себя труд объяснить механику процесса тем кто считает что если зубья ещё есть то и звезда нормальная.
Видел недавно мопед звёзды которого пережили многое, возможно не одну цепь, так в какой то момент задняя звезда начала стремительно лысеть при нормальной цепи.
здесь был ататат
Вчера менял цепь и звезды товарищу на монстре 900
Его звезды пребывали вот в таком состоянии, цепь в еще более плачевном состоянии чем на фото.
К слову о ресурсе звезд. В прошлом году поменял цепь и звезды (DID+Supersprox), звезды чувствуют себя прекрасно (завтра могу фотки кинуть), цепь подтягивал за все время раза 3-4, проехал на этом комплекте уже 23 тыс.
Его звезды пребывали вот в таком состоянии, цепь в еще более плачевном состоянии чем на фото.
К слову о ресурсе звезд. В прошлом году поменял цепь и звезды (DID+Supersprox), звезды чувствуют себя прекрасно (завтра могу фотки кинуть), цепь подтягивал за все время раза 3-4, проехал на этом комплекте уже 23 тыс.
фото пока не сделал, сегодня погода совсем не летная, завтра обязательно сделаю. в прошлом сезоне мыл раза 2 наверное, в этом 1 раз, мыл керосином, смазывал поначалу смазками в баллоне, потом жаба сказала «хватит» и я перешел на трансмиссионку, смазываю каждые 500-700 км и после дождя. обычно смазываю очень обильно в 2-3 прохода, чтобы маслом вымыло грязь, жду минут 5, завожу на передаче, чтобы распределилось равномерно по сальникам и лишнее вылетело, глушу, вытираю насухо и все.
Сделал кожух, сделал скотойлер, цепь почти вечная?если сделать кожух, то основной смысл скотойлера теряется (постоянно смывать пыль с цепи), нужна просто максимально липучая, не засыхающая смазка.
На совковых мотоциклах (Юпитер, планета, восход, минск, ява) устанавливались кожухи и цепи ходили долго, а ведь это были безсальниковые цепи и рекомендованной смазке подвергались редко. К тому же эксплуатировались вдали от асфальта.
Скотойлер без кожуха — это уже хорошо для цепи и звезд. Конечно же простой автосмазчик, подающий смазку по времени, неизбежно будет либо делать много маслосрача, либо недостаточно смазывать. А вот смазчики, учитывающие выбег, могут и цепь в смазке держать и лишнего не лить.
А смысл? Да и мало чего весёлого когда в жёстком кожухе рвётся цепь… колесо в 99 случаев из 100 уйдёт в блокировку. Кожух на совки ставился исключительно в связи с эксплуатацией на грунтовых дорогах, в первых совках (копиях немецких мотоциклов) кожухов на цепях не было, появился он уже в ходе доработки данных моделей и выпуске 2го поколения советских послевоенных мотоциклов.
- dyadyawanya
- 27 февраля 2016 в 0:48
- ↑
- ↓
а так она рвётся и лупит по спине)). а если серьёзно, то много случаев блокировки колеса из-за порваной цепи. а рвётся она из-за изношенных звёзд.
Любят в комментах поспорить, а на самом деле обе стороны правы. Изношенная цепь сильнее износит новые звезды, чем поюзанные звезды новую качественную цепь( как писали выше изза разницы в количестве изнашиваемых поверхностей и несоответствия межцентровых расстояний), однако отрицать что взаимный износ присутвует и прогрессирует в связи с износом того или иного узла — троллинг! )
Ага, и переднюю звезду с первой фото тоже бы поменял? Для справки, она такой становиться после 1000 км даже на новой цепи. И плевать хотел производитель на все эти изыскания, если зубцы не саблевидной формы. Вывод прост — менять звезды при саблевидной форме зубцов. Цепь — при критическом растяжении. Так же цепь и задняя звезда переживают 2 передних звезды. Следуйте мануалу, и будет счастье.
- liverpul01
- 29 сентября 2015 в 11:19
- ↓
Не вопрос, что мануал пишут для дураков, ТРУъ мужчины предпочитают свои знания, но все же полностью поддержу ТС.
- Sniper-vlz
- 29 сентября 2015 в 11:24
- ↓
Я философию замены звезд и цепи вижу вот так:
На одну цепь и одну ведомую звезду менять 3 ведущих. Причём «в хлам» переднюю звезду убивать нельзя, а менять по мере износа определенным образом.
Т.е. если видно, что на ведущей зубья стали хуже чем на задке — меняю ведущую на новую.
Как только зубья на передке и задке поравняются, ставлю ещё одну новую звезду на передок.
И потом просто меняю звёзды на передке по очереди. По мере износа задней звезды вытягивается и цепь. И так до момента, когда цепь по мануалу надо менять. Далее обновляю цепь вместе с обеими звездами.
Главное — держать цепь(ролики) и шлицы вторичного вала чистыми, чтобы не было абразивной масляно-песочно-пылевой пасты.
На одну цепь и одну ведомую звезду менять 3 ведущих. Причём «в хлам» переднюю звезду убивать нельзя, а менять по мере износа определенным образом.
Т.е. если видно, что на ведущей зубья стали хуже чем на задке — меняю ведущую на новую.
Как только зубья на передке и задке поравняются, ставлю ещё одну новую звезду на передок.
И потом просто меняю звёзды на передке по очереди. По мере износа задней звезды вытягивается и цепь. И так до момента, когда цепь по мануалу надо менять. Далее обновляю цепь вместе с обеими звездами.
Главное — держать цепь(ролики) и шлицы вторичного вала чистыми, чтобы не было абразивной масляно-песочно-пылевой пасты.
- Sniper-vlz
- 30 сентября 2015 в 6:54
- ↓
Я ещё молодой-зелёный, всего лишь 4-й сезон у меня. Мотоциклы меняются быстрее чем комплекты звёзд-цепи по кругу.
Концепцию выработал на основе чтения форумов и здравого смысла.
Надеюсь, что при преимущественно безгрязевой эксплуатации DRZ, цепь пройдет тысяч 20-25.
Концепцию выработал на основе чтения форумов и здравого смысла.
Надеюсь, что при преимущественно безгрязевой эксплуатации DRZ, цепь пройдет тысяч 20-25.
Название поста не соответствует содержимому.
Название про «когда», а текст про «как» и большей частью даже про «почему».
Про «когду» мне, например, мануал чётко говорит — при растяжении цепи до 319,4 мм между 21 втулкой цепи.
Также чётко и про совместную замену:
«Never fit a new chain on old sprockets» и наоборот,
«renew the chain and sprockets as a set»
Название про «когда», а текст про «как» и большей частью даже про «почему».
Про «когду» мне, например, мануал чётко говорит — при растяжении цепи до 319,4 мм между 21 втулкой цепи.
Также чётко и про совместную замену:
«Never fit a new chain on old sprockets» и наоборот,
«renew the chain and sprockets as a set»
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (82)
RSS свернуть / развернуть