Kawasaki Ninja 300 2013 → Как приехать в Тулу и не попробовать пряников. Часть 1.

Уважаемый читатель! Предлагаем Вашему вниманию наше совместное с MotoEzh’ом творение о незабываемой поездке в Тулу, в надежде обзавестись пряниками и о том, что из этого получилось.

Часть 1. Тула – родина оружейников, Л.Н. Толстого и красного сигнала светофора.

План съездить в Тулу как всегда родился еще в прошлом году, но тогда ему не суждено было реализоваться, т.к. у меня банально кончились свободные выходные для поездки в этот замечательный город. Очень хотелось посетить кремль, музей Оружия, да еще и знаменитая усадьба Великого писателя Льва Николаевича Толстого рядом, как не заехать? Как там говорят навигаторы? «Маршрут построен!» Едем? Конечно, осталось только понять с кем?

Памятуя прекрасную поездку в Минск, отписываюсь всем участникам той поездки, но в силу того, что жизнь штука сложная, поехать смогли только Ксю и MotoEzh. А я ж хочу экскурсий, много, интересных и т.д… Попросил Марину поискать еще фанатов небольших дальняков. Так жизнь свела меня с еще несколькими замечательными людьми: Tarantino (Никита), LeMonS (Наталья) и Michael13 (Миша). За несколько дней до поездки пригласил всех к себе, дабы опять же обсудить все планы. Всё обсудили, и тут у Ксю рождается гениальная идея: давайте потом поедем куда-нибудь на природу с палатками после Тулы. MotoEzh вспоминает когда-то посещенное отличное место в 160 км от Тулы на юг, и вот уже мы все дружно ищем место, ищем кого еще можно пригласить (спасибо Андрею nikimi и его подруге Насте за участие!), а не взять ли машину и т.д… Бурные обсуждения длятся, длятся и длятся, на часах уже 23 часа (а встреча началась в 19), все проговорили, попрощались. Машины нам так и не обломилось, пришлось все тащить на мотоциклах, не беда, кто хочет, тот найдет что, куда и как положить!

Утро, на заправке после точки сбора. Все бодрые и веселые, сил вагон!

Что получилось в итоге на утро выезда: едем в Тулу, скидываем всё что можем в камеру хранения, смотрим Ясную поляну, Кремль, Оружейный музей, забираем вещи и едем к Ишутинскому городищу встречать рассвет! Все просто и красиво… на бумаге (или на экране, у кого как).

В общем, три Ninja 300 (моя, MotoEzh’а и Tarantino), ER-6n (LeMonS) и мега грузовик с полным набором кофров Yamaha FZ-6s (nikimi) в субботу утром выехали в сторону Тулы. К сожалению, буквально за день до выезда умирает генератор и реле-регулятор на CBR600 f4i у Michael13 и он в итоге остается в Москве…

Дорога отличная, не считая пробок из-за ремонтов, к 10 часам добираемся до камеры хранения, сбрасываем все лишнее и летим в Ясную поляну. Хотя нет, не летим… Пожалуй, самое яркое впечатление от города (не от его достопримечательностей) у меня оставили СВЕТОФОРЫ!!! Красные, всегда и везде… Это просто что-то невообразимое: как ни едешь, что не делаешь, но на следующий светофор ты всегда приезжаешь на красный! Вот ей богу в Амстердаме есть квартал красных фонарей, а в России точно есть город красных светофоров. Никогда и нигде столько не стоял из-за этого. К концу дня уже даже шутить по этому поводу сил не было. Поэтому мы едем, тихонько, спокойно, с остановочками, но до Ясной поляны доезжаем. На кассе узнаю не очень приятную новость – ближайшая экскурсия по усадьбе отправляться будет только в 12-50. На часах еще и 12 нет. Ждать час. Свободного времени столько нет. Графики у меня как всегда плотные. Не беда, быстро принимаем решение перенести обед, который ребята с боем выбивали у меня в графике на где-то 14 часов дня, поесть сейчас и потом идти на экскурсию. Пока бегал к ребятам с обсуждениями, время следующей экскурсии, где было бы место на нашу компанию из 7, человек отодвинулось на 13 часов. Популярное место, однако.

Час ожидания проводим, уплетая выпечку, которую взяли с собой наши замечательные девушки: Наталья припасла оладьи из кабачков и сырники, а Настя сделала просто шедевральный пирог из ягод.

Закончив обед, идем на экскурсию, которая состоит из рассказа про жизнь семью Толстых, прогулку по центральному Прешпекту усадьбы и посещении двух сохранившихся флигелей, в одном из которых жил Лев Николаевич со своей семьей (обстановка комнат сохранена), а во втором сейчас находится что-то вроде музея с вещами писателя. После экскурсии можно самостоятельно сходить на могилу писателя.

К концу экскурсии ребята уже немного успели устать и решили никуда дальше не ходить. Мы с Мариной как самые бодрые на тот момент отправились к могиле, все-таки, с нашей точки зрения, раз уж приехали в это место, то надо сходить.

Стоит отметить, что выглядит могила довольно необычно и, на первый взгляд, можно ее принять просто за какой-то элемент ландшафтного дизайна. Во всяком случае, когда идешь мимо, если не знать, что она именно тут, то можно спокойно пройти мимо, но тому есть определенные причины из разряда убеждений самого Льва Николаевича.

Могила великого писателя

Вид вверх с поляны у могилой Л.Н. Толстого

После нашего возвращения к мотоциклам быстро собираемся и едем к Кремлю, где нас уже ждет экскурсовод, чтобы пойти с нами на стены Кремля и рассказать о них что-нибудь интересное.

А рассказывать действительно есть о чем. И посмотреть есть что. Тульский кремль никогда не был взят войсками, имел мощные оборонительные сооружения, внутри выложены тропинки, которые делят часть территории ровно так, как было во времена, когда внутри кремля жили дворяне. Забавные такие «дачные участки» получились. Т.к. в прошлом году была закончена глобальная реставрация, все внутри Кремля прям сияет (особенно вновь позолоченные купола Успенского собора, внутри которого продолжается реставрация росписи). Также удалось послушать звон колоколов собора, которым в наш век высоких технологий заведует уже не звонарь, а компьютер. Звук, однако, из-за этого не пострадал – очень красиво.

На переднем плане отлично видны «дачные участки», заботливо восстановленные реставраторами

Экскурсовод в кремле мне понравилась больше, чем дядечка в Ясной поляне. Она оказалась гораздо более коммуникабельной, лучше нашла с нами общий язык. Хотя, это отчасти объясняется тем, что тут она была только с нашей компанией, а в Ясной поляне была сборная группа, но все же, мне она понравилась больше.

Здание Тульского оружейного завода

Так как на улице было весьма жарко, экскурсию проводили перебежками из тени в тень. Ребята искали ее везде, где могли. В башнях все было просто, а вот на боевых ходах… приходилось даже так изгибаться.

Ближе к концу экскурсии мои ноги уже адово выли от моих мотобот – они все-таки ну никак не годятся для многокилометровых пеших прогулок, но девать их было некуда, поэтому кроссовки мне грозили только в лагере вечером… Знать бы мне еще, что этот вечер наступит только под самое утро. Но об этом позже.

Сил нет, попадали на траву после экскурсии, а впереди еще один музей

А сейчас нам предстояло вернуться к мотоциклам и отправиться в Оружейный музей. В нем была заказана очередная экскурсия.

Чудесная пара

Вернулись к музею самоваров, где оставили почти весь свой экип, шлем и т.д. на время экскурсии в кремль. Начал собираться. Стал искать ключ от мотоцикла… Ищу, ищу, ищу, нет нигде. Вроде бы убирал его в рюкзак, вроде… нет. Перерыл все карманы – нет. Вытащил все из карманов рюкзака – нет… В голове спокойствие, т.к. второй, запасной ключ в кармане я нашел, а вот первый фиг. Но неприятно. Порылся еще минуту, работники музея сочувственно посоветовали сесть и успокоиться на минуту. Следую их совету и буквально с первой же попытки нахожу ключ – вот чего это за фигня была? Каждую поездку я ищу ключи от чего-нибудь: в Переславле просто несколько раз ключи в замке зажигания или в бардачке оставлял, в Минске минут 10 рылся в поисках ключей от кофра и брелока от шлагбаума гаража, тут опять от мотоцикла… Маша-растеряша, епрст. Радует, что все-таки я все нахожу. Нервы, правда, тратятся(

Найдя все что нужно, отправляемся в сторону Оружейного музея. Оплатив билет и стоимость экскурсии, мы погрузились в историю тульского оружейного мастерства. Представлено все, начиная от холодного оружия, заканчивая современными образцами ружей, таких как ТОЗ, различных модификаций и даже палубными и самолетными орудиями.

Но больше всего поражают воображение миниатюрные модели стрелкового оружия размером в несколько сантиметров, а порой и миллиметры (один из образцов приходится рассматривать под 8-кратным увеличением!). Причем все это может теоретически стрелять (возле некоторых экспонатов даже патроны лежат). Была даже модель фрезерного станка, который дуло для ружей вытачивает. На одном из стендов можно подержать в руках знаменитую винтовку Мосина. Жаль затвор в ней заварен – не перезарядишь виртуально… В общем музей очень крутой, обязательно стоит его осмотреть, если поедете в Тулу! Причем лучше идти именно в новое здание, а не в старый кремлевский филиал, об этом нам даже экскурсовод в самом кремле сказала, когда узнала, что следующим пунктом программы будет оружейка. Единственный «недостаток» — цена. Музей оказался самым дорогим среди посещенных. Кремль был самым недорогим: экскурсия на нашу компанию стоила примерно в 150р на человека, Ясная поляна – 300, а вот оружейный музей потянул все 500. Хотя оно того стоило.

Потом мы отправились в магазин, чтобы закупить продуктов для последующего отдыха в лагере. Вещей у нас было и без того выше крыши, а когда ребята вышли из магазина с 4 полными пакетами еды (я остался смотреть за мотами, чтобы их не особо раздевать и сэкономить время), я уж было подумал, что в камеру хранения можно не ехать – все равно эти вещи нам назад не затолкать. Однако, когда мы приехали и забрали все вещи, они каким-то чудом уместились назад. Видимо у Андрея в кофрах есть 4ое измерение, куда все и провалилось. Я в очередной раз при загрузке чуть не захлебнулся слюной при виде этого 150 литрового бездонного объема для поклажи. Впереди нас ждал перегон до места ночлега… Ага, ночлега, как же.

Поскольку в один пост я как всегда не смог уместить все свои мысли, за продолжением прошу во вторую часть рассказа, где вас ждет повествование о покорении грунтовки в потемках и отдыхе на свежем воздухе: Продолжение следует