Блог им. mikhailworld → Опыт эксплуатации скутера Racer Shuttle и начало мото-жизни. 1998-1999, 2009-2013 годы. История и размышления.
Это мой первый пост, буду сюда перетаскивать все сообщения из блога по мото-теме. В ближайшее время много чего накидаю ;-)
Данная статья состоит из моей старой статьи в блоге и небольшого дописывания сейчас. Много описано воды и наивностей, но перенабирать все с нуля мне было откровенно лень.
Как все начиналось
В 13 лет я загорелся идеей мопеда, зазубрил правила и копил карманные деньги. С 14 лет я управлял двухтактным мопедом Карпаты с двигателем V501M, примерно к 17 годам мне надоело его ремонтировать. Купил я его б/у и гонял на даче по грунтовым дорогам, забивая на перегазовки.
Вполне себе техника была, тяговитый двигатель, тянул и двоих, но у двигателя была отвратительная КПП. Валы и шестерни передач делали с откровенным браком и половинил я двигатель раз в 2 месяца точно. В общем к 17 годам мне это надоело. Но желание мото-техники не пропало.
В 2003 году я очередной раз побывал в Европе, а именно в Хорватии. Там многие ездят на мото-технике. Мне хотелось взять на прокат скутер (мотороллер), но там для этого нужны права категории «А».
В 2004 году я пошел сдавать экзамен. К этому моменту я уже учился вождению авто, так что мотоцикл вспоминал параллельно урокам вождения автомобиля. Если четырехколесного друга я осваивал долго, то мотоцикл вспомнил сразу. Взял 4 урока на мотодроме и после них сдал без единой ошибки экзамен на мотоцикле «Восход». С тех пор прошло несколько лет, в 2005 году я начал ездить на автомобиле. Категория «А» оставалась невостребованной. А так хотелось ездить.
К 2008 году я серьезно увлекся мини-походами и геокешингом. На авто мне удалось побывать в самых разных местах. Но явно чего-то не хватало. То друзья не могут, то не уверен что стоит гнать автомобиль, а иногда дорога такая, что скутер проедет легко, а на машине разоришься на бензине, если проедешь конечно. В общем надо брать мото-технику.
Первые шаги
Еще в 2008 году стал ломать голову, скутер или мотоцикл? Мопед? Японский? Русский? Китайский? Денег конечно же не было на глупости. Или жаба проявляла себя. Полазив по форумам, поговорив с людьми, я решил брать китайца или русский мотоцикл.
В 2008 году так и не собрался. А в 2009 году выросли цены. Минск и ЗиД стали дороги. Дороги в сравнении с тем, что можно серьезно оборудовать автомобиль для любых направлений. Жаба моя, она альтернативно-компенсационная. Оставались китайские скутеры и мопеды. Они тоже подорожали, но все равно стоили дешевле.
Я долго думал, как лучше путешествовать, русский мотоцикл неприхотлив и на него есть запчасти, «японцев» побаивался, «китай» тоже. Начал выяснять, что лучше для походов. Стали подсказывать, что не стоит гнаться за скоростью и кубатурой, а на скоростях до 50 км/ч даже интереснее, так как можно многое приметить, чего не видишь на скорости. Ну и я это чувствовал по машине, порой проезжаешь интересное место, а то магистраль, то лень скорость сбавлять, а тут едешь не быстро, что стоит остановиться.
Значит либо мопед, либо скутер. И им становился «китай» из-за его цены при малых пробегах. У каждого свои аргументы. Начну с мопеда.
Мопед или скутер
Мопед имеет большие колеса и МКПП. МКПП я откровенно побаивался, вдруг будет как на Карпатах. Так же прочитал, что на мопедах есть проблемы с цепью «двигатель-колесо», ее все рекомендуют заменить на восходовскую. Второй недостаток мопеда — нет защитного оперения, вся грязь летит на водителя. В остальном только плюсы: грузоподъемность, большие колеса, понятность, опыт вождения. Что еще нужно для походов. И мопед дешевле. Двигатель на них — 139FMB, КПП-4, 4 такта.
Скутер имеет главный недостаток — маленькие колеса. Так же я никогда на них не ездил. Но у него было неоспоримое преимущество — в нем практически нечему ломаться, от коленвала момент передается на вариатор, далее на примитивный редуктор и вот оно колесо. Никакой КПП с ненадежными шестернями. Это и стало аргументом №1. А в момент покупки, когда я еще сомневался, мопедов не было собранных. И я взял скутер и не пожалел. Двигатель — 139QMB, вариатор, 4 такта.
Выбор марки
Сначала я всерьез рассматривал технику GX-moto. У GX-moto рассматривал модели City и Jetta, Джетту так и не посмотрел, а Сити поразглядывал в Ашане. Много заусенцев, не понравилась сварка, зато богатая комплектация. В сети отзывы самые разные, но больше негатива, испугался, именно честно испугался отзывов. Хотя, возможно, это все пишут специально, так как GX-moto уже третий год на рынке, думаю это о чем-то говорит. При этом GX-moto дешевле. Да и в сети все же были отзывы и положительные, с внушительными пробегами. Хонлинг не рассматривал, он дороже, были еще разные модели на смотринах. Но, в итоге, Рейсер мне пришелся именно по вкусу, я перед покупкой несколько моделей практически вылизал, проверив каждую гаечку. Кстати, Stels тоже смотрел, хороши, качество отличное, но дороже и двухтактные.
Примерка и покупка
На первом походе в магазин я выбирал скутер покрупнее, на 12" колесах, с сигнализацией, кофром, двумя амортизаторами сзади. Но в итоге моя жаба мне сказала, что первый год стоит поучиться, а потом бери что душе угодно. Взял простой, Racer Shuttle QT-13, завода Shanghai Meitian Motorcycl, 3.2 л.с., на 10" колесах, с одним задним амортизатором, без сигналок, кофров, но зато передний тормоз дисковый. Тормозит он очень замечательно. Цена вопроса — 27 900 рублей. Так же за 3100 взял шлем «3/4» и книгу по ремонту за 250 рублей, а после ТО-1 (300 км) противоугонный трос за 450 рублей.
Собран скутер очень аккуратно, При покупке чуть увеличили холостой ход, после первых 100 км пути я его снова уменьшил до норматива. Перед покупкой конечно проверка, все кнопочки повключать, ручки подергать. После оплаты чуть прокатился. Это был первый опыт езды на скутере. Сначала было дико, в итоге кинули, точнее запихнули с разбегу, в Витару и я поехал на дачу.
Обкатка
На даче я начал «обкатку по Фэншую». Первые 100 км не более 20 км/ч, далее до 300 не более 30-35 км/ч. Первую сотню я разменял на асфальте недалеко от дачи. До асфальта грейдер, вот где я пожалел, что не купил мопед, так же на стыках бетонных дорог, но на хорошем асфальте быстро освоился и сделал вывод, что скутер даже удобнее мопеда. Следующий скутер будет обязательно с 12" колесами. Особо отмечу, что держать обкаточные 20 км/ч довольно сложно, скутер очень просил разогнаться до 30, а после 200 км до 35 км/ч. Так настроен двигатель. Если будете обкатывать, поглядывайте на спидометр.
После 120 км пробега я поехал с дачи в Москву, разными дорогами (прямо не интересно) накатал 85 км. Покатав некоторое количкество времени по Москве – поехал на ТО-1-300км. После вернулся на дачу на нем же.
Теперь немного о езде на скутере
Во-первых, в разы возрастает внимательность. Отсутствие каркаса безопасности, как у автомобиля, заставляет контролировать не просто дорожную ситуацию, а вообще все. А что не контролировать, то предчувствовать. Именно так, сначала контроль и разум, потом чувства, но именно вместе, не раздельно и всегда заранее.
Во-вторых, на меньшей, в сравнении с автомобилем, скорости обращаешь внимание на детали, которые раньше не замечал. Качество дороги, обочины, прилегающий пейзаж. А скоростях в 70-90 км/ч просто многое не видишь. Это очень интересно, фотоаппарат лучше иметь с собой, можно многое приметить, легко сбросить скорость, остановиться и сделать интересны кадр.
В-третьих, мотоциклист/скутерист — это объект внимания других. Люди смотрят на вас из машин, оценивают, как вы одеты, как вы себя ведете. Лезете между рядами, наводя ужас, или, как все, стоите в пробке. Или проезжаете по обочине. Если вы адекватны, многие автомобилисты помогают, пропускают, прикрывают своим авто в сложных поворотах. Очень важно установить контакт с автомобилями и другими мотоциклистами, мы все можем быть друг другу полезны.
На скутере вы протиснулись сбоку и увидели препятствие — дайте знать об этом автомобилям сзади, возможно они его не видят за грузовиком. Или вы на автомобиле, помогите пройти мимо развязки скутеру, закройте его от лихачей, несущихся с развязки. И перед этим установите зрительный контакт, участники движения должны понимать друг друга.
Сервис и ТО
Гарантия год или 5000, при соблюдении ТО. ТО стоит 2200. График: 300, 1000, далее каждую 1000. Я сомневался по всем ТО, думал делать только первые два. Но сделав первое, очень положительно оценил работу мастеров. Делая ТО у своего дилера вы легко поймете, стоит ли дальше делать ТО самим или доверить их мастерам. Я понял, что своему могу доверять.
Что не нравилось после 300 км пробега, то есть перед первым ТО:
Тем не менее, ТО-2-1000км и ТО перед продажей я делал сам, потратив на матерьялы 100 рублей.
В 2009 – 2010 годах я на нем съездил на малую ГЭС в Горбово (недалеко от Рузы), в Верею, Боровск, Обнинск и еще покатался по округе. Об этом будут отдельные заметки.
В 2011-12 годы я на нем ездил пару раз, но к 2013 году накатал 2500 км. После чего сам сделал большое ТО и продал за пол цены. Меня уже ждал Орион 125.
Что могу сказать о нем по итогу в 2500 км? Примерно такие тезисы (написано в 2015 году после сравнения с китайскими Орион 125 и Дельта 200):
Итог: хороший скутер для небольшого города с хорошими дорогами. Из критичного — маленькие колеса и требует прямых рук. У раздолбаев прослужит очень недолго, словит клина и будет сорвано куча резьбовых соединений.
И главный вопрос: взял бы снова? Да, но на 12-дюймовых колесах и чисто для дачи при наличии более кубатурной техники для дальнобоя. На очень плохих дорогах лучше мопед. Но это игрушки. Если игрушкой предполагается пользоваться лет 10, то лучше японца — метал лучше, намного лучше.
Следующие посты будут:
1. Орион 125
2. Дельта 200
3. Путешествие в Крым на Дельте 200
4. Разные путешествия на Шатле, Орионе, Дельте.
Данная статья состоит из моей старой статьи в блоге и небольшого дописывания сейчас. Много описано воды и наивностей, но перенабирать все с нуля мне было откровенно лень.
Как все начиналось
В 13 лет я загорелся идеей мопеда, зазубрил правила и копил карманные деньги. С 14 лет я управлял двухтактным мопедом Карпаты с двигателем V501M, примерно к 17 годам мне надоело его ремонтировать. Купил я его б/у и гонял на даче по грунтовым дорогам, забивая на перегазовки.
Вполне себе техника была, тяговитый двигатель, тянул и двоих, но у двигателя была отвратительная КПП. Валы и шестерни передач делали с откровенным браком и половинил я двигатель раз в 2 месяца точно. В общем к 17 годам мне это надоело. Но желание мото-техники не пропало.
В 2003 году я очередной раз побывал в Европе, а именно в Хорватии. Там многие ездят на мото-технике. Мне хотелось взять на прокат скутер (мотороллер), но там для этого нужны права категории «А».
В 2004 году я пошел сдавать экзамен. К этому моменту я уже учился вождению авто, так что мотоцикл вспоминал параллельно урокам вождения автомобиля. Если четырехколесного друга я осваивал долго, то мотоцикл вспомнил сразу. Взял 4 урока на мотодроме и после них сдал без единой ошибки экзамен на мотоцикле «Восход». С тех пор прошло несколько лет, в 2005 году я начал ездить на автомобиле. Категория «А» оставалась невостребованной. А так хотелось ездить.
К 2008 году я серьезно увлекся мини-походами и геокешингом. На авто мне удалось побывать в самых разных местах. Но явно чего-то не хватало. То друзья не могут, то не уверен что стоит гнать автомобиль, а иногда дорога такая, что скутер проедет легко, а на машине разоришься на бензине, если проедешь конечно. В общем надо брать мото-технику.
Первые шаги
Еще в 2008 году стал ломать голову, скутер или мотоцикл? Мопед? Японский? Русский? Китайский? Денег конечно же не было на глупости. Или жаба проявляла себя. Полазив по форумам, поговорив с людьми, я решил брать китайца или русский мотоцикл.
В 2008 году так и не собрался. А в 2009 году выросли цены. Минск и ЗиД стали дороги. Дороги в сравнении с тем, что можно серьезно оборудовать автомобиль для любых направлений. Жаба моя, она альтернативно-компенсационная. Оставались китайские скутеры и мопеды. Они тоже подорожали, но все равно стоили дешевле.
Я долго думал, как лучше путешествовать, русский мотоцикл неприхотлив и на него есть запчасти, «японцев» побаивался, «китай» тоже. Начал выяснять, что лучше для походов. Стали подсказывать, что не стоит гнаться за скоростью и кубатурой, а на скоростях до 50 км/ч даже интереснее, так как можно многое приметить, чего не видишь на скорости. Ну и я это чувствовал по машине, порой проезжаешь интересное место, а то магистраль, то лень скорость сбавлять, а тут едешь не быстро, что стоит остановиться.
Значит либо мопед, либо скутер. И им становился «китай» из-за его цены при малых пробегах. У каждого свои аргументы. Начну с мопеда.
Мопед или скутер
Мопед имеет большие колеса и МКПП. МКПП я откровенно побаивался, вдруг будет как на Карпатах. Так же прочитал, что на мопедах есть проблемы с цепью «двигатель-колесо», ее все рекомендуют заменить на восходовскую. Второй недостаток мопеда — нет защитного оперения, вся грязь летит на водителя. В остальном только плюсы: грузоподъемность, большие колеса, понятность, опыт вождения. Что еще нужно для походов. И мопед дешевле. Двигатель на них — 139FMB, КПП-4, 4 такта.
Скутер имеет главный недостаток — маленькие колеса. Так же я никогда на них не ездил. Но у него было неоспоримое преимущество — в нем практически нечему ломаться, от коленвала момент передается на вариатор, далее на примитивный редуктор и вот оно колесо. Никакой КПП с ненадежными шестернями. Это и стало аргументом №1. А в момент покупки, когда я еще сомневался, мопедов не было собранных. И я взял скутер и не пожалел. Двигатель — 139QMB, вариатор, 4 такта.
Выбор марки
Сначала я всерьез рассматривал технику GX-moto. У GX-moto рассматривал модели City и Jetta, Джетту так и не посмотрел, а Сити поразглядывал в Ашане. Много заусенцев, не понравилась сварка, зато богатая комплектация. В сети отзывы самые разные, но больше негатива, испугался, именно честно испугался отзывов. Хотя, возможно, это все пишут специально, так как GX-moto уже третий год на рынке, думаю это о чем-то говорит. При этом GX-moto дешевле. Да и в сети все же были отзывы и положительные, с внушительными пробегами. Хонлинг не рассматривал, он дороже, были еще разные модели на смотринах. Но, в итоге, Рейсер мне пришелся именно по вкусу, я перед покупкой несколько моделей практически вылизал, проверив каждую гаечку. Кстати, Stels тоже смотрел, хороши, качество отличное, но дороже и двухтактные.
Примерка и покупка
На первом походе в магазин я выбирал скутер покрупнее, на 12" колесах, с сигнализацией, кофром, двумя амортизаторами сзади. Но в итоге моя жаба мне сказала, что первый год стоит поучиться, а потом бери что душе угодно. Взял простой, Racer Shuttle QT-13, завода Shanghai Meitian Motorcycl, 3.2 л.с., на 10" колесах, с одним задним амортизатором, без сигналок, кофров, но зато передний тормоз дисковый. Тормозит он очень замечательно. Цена вопроса — 27 900 рублей. Так же за 3100 взял шлем «3/4» и книгу по ремонту за 250 рублей, а после ТО-1 (300 км) противоугонный трос за 450 рублей.
Собран скутер очень аккуратно, При покупке чуть увеличили холостой ход, после первых 100 км пути я его снова уменьшил до норматива. Перед покупкой конечно проверка, все кнопочки повключать, ручки подергать. После оплаты чуть прокатился. Это был первый опыт езды на скутере. Сначала было дико, в итоге кинули, точнее запихнули с разбегу, в Витару и я поехал на дачу.
Обкатка
На даче я начал «обкатку по Фэншую». Первые 100 км не более 20 км/ч, далее до 300 не более 30-35 км/ч. Первую сотню я разменял на асфальте недалеко от дачи. До асфальта грейдер, вот где я пожалел, что не купил мопед, так же на стыках бетонных дорог, но на хорошем асфальте быстро освоился и сделал вывод, что скутер даже удобнее мопеда. Следующий скутер будет обязательно с 12" колесами. Особо отмечу, что держать обкаточные 20 км/ч довольно сложно, скутер очень просил разогнаться до 30, а после 200 км до 35 км/ч. Так настроен двигатель. Если будете обкатывать, поглядывайте на спидометр.
После 120 км пробега я поехал с дачи в Москву, разными дорогами (прямо не интересно) накатал 85 км. Покатав некоторое количкество времени по Москве – поехал на ТО-1-300км. После вернулся на дачу на нем же.
Теперь немного о езде на скутере
Во-первых, в разы возрастает внимательность. Отсутствие каркаса безопасности, как у автомобиля, заставляет контролировать не просто дорожную ситуацию, а вообще все. А что не контролировать, то предчувствовать. Именно так, сначала контроль и разум, потом чувства, но именно вместе, не раздельно и всегда заранее.
Во-вторых, на меньшей, в сравнении с автомобилем, скорости обращаешь внимание на детали, которые раньше не замечал. Качество дороги, обочины, прилегающий пейзаж. А скоростях в 70-90 км/ч просто многое не видишь. Это очень интересно, фотоаппарат лучше иметь с собой, можно многое приметить, легко сбросить скорость, остановиться и сделать интересны кадр.
В-третьих, мотоциклист/скутерист — это объект внимания других. Люди смотрят на вас из машин, оценивают, как вы одеты, как вы себя ведете. Лезете между рядами, наводя ужас, или, как все, стоите в пробке. Или проезжаете по обочине. Если вы адекватны, многие автомобилисты помогают, пропускают, прикрывают своим авто в сложных поворотах. Очень важно установить контакт с автомобилями и другими мотоциклистами, мы все можем быть друг другу полезны.
На скутере вы протиснулись сбоку и увидели препятствие — дайте знать об этом автомобилям сзади, возможно они его не видят за грузовиком. Или вы на автомобиле, помогите пройти мимо развязки скутеру, закройте его от лихачей, несущихся с развязки. И перед этим установите зрительный контакт, участники движения должны понимать друг друга.
Сервис и ТО
Гарантия год или 5000, при соблюдении ТО. ТО стоит 2200. График: 300, 1000, далее каждую 1000. Я сомневался по всем ТО, думал делать только первые два. Но сделав первое, очень положительно оценил работу мастеров. Делая ТО у своего дилера вы легко поймете, стоит ли дальше делать ТО самим или доверить их мастерам. Я понял, что своему могу доверять.
Что не нравилось после 300 км пробега, то есть перед первым ТО:
- Разболтался руль, на ТО затянули, протянули вообще весь скутер, это чувствовалось по собранности. Произошла усадка резьб за 300 км пробега, их всех подтянули
- Растянулся задний, барабанный тормоз. Отрегулировали.
- Во время обкатки обороты недостаточны для работы головного света, разрядился АКБ, зарядили.
Тем не менее, ТО-2-1000км и ТО перед продажей я делал сам, потратив на матерьялы 100 рублей.
В 2009 – 2010 годах я на нем съездил на малую ГЭС в Горбово (недалеко от Рузы), в Верею, Боровск, Обнинск и еще покатался по округе. Об этом будут отдельные заметки.
В 2011-12 годы я на нем ездил пару раз, но к 2013 году накатал 2500 км. После чего сам сделал большое ТО и продал за пол цены. Меня уже ждал Орион 125.
Что могу сказать о нем по итогу в 2500 км? Примерно такие тезисы (написано в 2015 году после сравнения с китайскими Орион 125 и Дельта 200):
- Едет нормально, даже 60 с горки. Но страшно.
- Скорость комфорта на хорошей дороге — 40-45 км/ч.
- Комфорт отличный.
- Управляемость хорошая даже на китайской резине. Китайские шины оказались кстати хорошими.
- ТО делать относительно просто, но на Орионе 125 еще проще. На скутерах надо разбирать пластик.
- Дисковый тормоз — это очень круто! На Орионе очень без него мучаюсь.
- Метал мягкий, так что никаких гонок на износ.На предельных режимах склонен к перегреву и потере мощности.
- Пластик колкий и прикручен с напряжением. На 450 км сам сделал трешину на боковине при перетаскивании и камень пробил заднюю фару.
- Мягкость метала требует акуратности при ТО — можно сорвать резьбу.
- На малой скорости много ест топлива. 4 литра на сотню — это легко. Бак 5.5 хотя бы.
- Маленькие колеса на плохих дорогах ужасны, очень хочется МКПП хотя бы для игры развесовками.
- АКБ самопроизвольно разряжается и заряжается только на большой скорости.
- В Москве эксплуатация противопоказана — не выдерживает скорость потока.
Итог: хороший скутер для небольшого города с хорошими дорогами. Из критичного — маленькие колеса и требует прямых рук. У раздолбаев прослужит очень недолго, словит клина и будет сорвано куча резьбовых соединений.
И главный вопрос: взял бы снова? Да, но на 12-дюймовых колесах и чисто для дачи при наличии более кубатурной техники для дальнобоя. На очень плохих дорогах лучше мопед. Но это игрушки. Если игрушкой предполагается пользоваться лет 10, то лучше японца — метал лучше, намного лучше.
Следующие посты будут:
1. Орион 125
2. Дельта 200
3. Путешествие в Крым на Дельте 200
4. Разные путешествия на Шатле, Орионе, Дельте.
- mikhailworld
- Михаил
- 9 июля 2015 в 0:08
- +14
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернуть