Блог им. romanikitin → Учат в школе - 2, или О профессиональной подготовке водителей категории А
ОСТОРОЖНО: МНОГАБУКВ!
Итак, площадка сдана, завтра за правами — можно кое-что сказать об организации обучения водителей категории «А», то есть мотоциклистов.
Говорить буду разные вещи. И частные, и (в конце) общие, поскольку частности наверняка разнятся от места к месту, от города к городу. Конкретно я обучался в городе-герое Москве, точный адрес называть не буду, иначе модераторы подумают, что это реклама и выпилят пост нафих. Лишь отмечу, что собственно учился вождению я на востоке Москвы, а сдавал — на Севере (картинка в начале поста — как раз оттуда).
1. Теория. Обучался я в смешанной группе «А + В», преподаватель был вполне вменяемый что касается ПДД, но что касается остальных вещей, особенно устройства, там оставание от жизни наблюдалось лет в 30. Не хочу ничего говорить против конкретного человека, дело он делал добросовестно, но преподавать современным (!) московским (!!) студентам практику езды на отечественных автомобилях середины 70х годов прошлого века — это немного не то, за что хотелось бы отдавать деньги. К тому же, вождение у «В»-курсантов все равно было на совершенно других машинах.
В целом занятия по ПДД напоминали зубрежку билетов с весьма полезными вкраплениями личного опыта преподавателя — а опыта у него реально много. А вот собственно понимания сути ПДД, объяснения ПОЧЕМУ так или иначе — с этим все не очень. Надеюсь, в других группах (или школах) уровень выше, иначе, повторюсь, получается зубрежка с элементами объяснений вместо обучения.
2. Практика. Начал еще в феврале, закончил в конце марта. То есть по факту в зимнее время. Учился на закрытой парковке, в весьма неплохо оснащенном зале на вполне себе широком выборе мотоциклов. Начинал, разумеется, с YBR125, затем в качестве доп. нагрузки Stels Flame 250, ну и на закуску — экзаменационный Honda FTR 223. На Йобрике освежил свои старые детские навыки езды, на Стелсе научился работать корпусом, на FTR — прописывать все экзаменационные фигуры с легкостью неимоверной. На все про все у меня ушло 7 полуторачасовых занятий + одно контрольно-экзаменационное. То есть почти 16 а.ч., что примерно равно 18 а.ч., которые должна обеспечить школа.
Претензий к инструкторам вообще никаких, в рамках базового курса дают все, что нужно. Подходят индивидуально: абсолютных новичков разве что за багажник по площадке не возят, чайников типа меня терпеливо обучают всяким простым трюкам, за продвинутыми просто приглядывают в полглаза. Что актуально: доступно изучение «продвинутого» курса с выездами в город. Есть мысль, что вещь очень полезная, потому как без нее — чистой воды накатывание на экзамен по вождению.
Важная штука: размеры фигур, размеченных в мотошколе, меньше, чем требуется по правилам, поэтому изначально в школе забивают более высокий уровень владения мотоциклом на малых скоростях, чем это требуется на экзамене. Меня это, к слову, немного подкосило на первой сдаче (подробности ниже).
3. Организация сдачи в ГИБДД. Никаких вопросов: все быстро, четко, по делу. Инспекторы в меру раскормлены, потому сыты, ленивы и добродушны. :) Шутка. Площадку вот только бы подметали хотя бы раз в месяц — многовато нанесенного пылепесочка. Впрочем, на тех пешеходных скоростях, которые имеют место на вождении, это не столь актуально.
Собственно я сдал со второй попытки. То, что я не сдам с первого раза, было понятно еще до начала езды: площадка незнакомая, мотоцикл «не мой» (то есть не тот, на котором учился), плюс был немного ушатан (без фатала, просто очень непривычно). Ну и нервы, конечно же — на незнакомом всем, сразу же без раскатки сдавать… Словом, через неделю приехал еще. На этот раз чукча умный, чукча вчера часок покатался на выбранном мотике по данной площадке, привык ко всему, нашел правильные (гарантирующие прохождение) приемы, ну и вообще прикатался к технике. Соответственно все фигуры сдал с первой попытки.
4. Общий взгляд на профподготовку водителей-мотоциклистов.
Безусловно, существующая метода обучения и тестирования к современным реалиям не годится от слова «совсем». Начать с того, что сдать площадку на чоппере или, скажем, спорте — архитрудно, а в ряде случаев и невозможно, если ты не мастер мотоджимханы. Ну, то есть совершенно точно не новичок. Площадка заточена под какой-то определенный типичный моц-универсал (говорят, какой-то древнючий совкоцикл). Я согласен, что при должном уровне тренированности можно сдать на чем угодно, однако сдаем-то все равно на мотоциклах школы! У меня, к примеру, VT750 — он без аццкого шаманства подножками об асфальт в принципе не проходит «восьмерку», а в габаритный поворот влезает только со сбитием внутреннего конуса (при этом колеса остаются в размеченном коридоре).
Ну ладно, черт с ней с площадкой-заточкой. Повторюсь, пройти ее можно много на чем, но в этом случае остро необходимо разрешить сдавать на «своем» мотоцикле. А как это сделать в нынешних условиях — мне как-то не очень понятно.
Далее. Собственно практическая часть ОБЯЗАНА быть дополнена проверкой навыков езды в городе. По мне, так это вообще куда более важная часть, чем тестирование в стерильных условиях площадки на пешеходных скоростях. Научить мотоакробатике можно и мишку, и обезъянку, а вот в городе, где вокруг тебя не редкость типичные ослы, история совсем другая. Умение не только знать ПДД, но и соблюдать их, а главное, понимать «суть дороги» и уметь предсказывать ситуацию на 2-3 секунды вперед — вот конкретно это, я считаю, и должно забиваться в головы и рефлексы молодых мотоциклистов.
Конечно, можно сказать, что это придет с опытом. Согласен частично. Если ты окружен метрами металла, пластика и стекла — да, опыт так или иначе наберешь. Через КАСКО, через ОСАГО, через эвакуаторы и, если не повезет (или ты клинический дебил), мордобой — но наберешь. В случае с мотоциклами опыт реальной (!) езды в плотном городском потоке приобретается, кроме ОСАГО/КАСКО, еще и травмами, зачастую не очень совместимыми с жизнью. Так вот. Опыт нужно вбивать в процессе обучения: либо с постоянным радиоконтролем следующего позади инструктора, либо вообще на учебных мотоциклах — наподобие учебных автомобилей. Ладно, второе утопично, согласен. Но без навыков езды по городу я лично считаю обучение вождению мотоцикла какой-то филькиной грамотой. То есть: то, что сейчас по желанию курсанта (в рамках «продвинутого курса»), должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ.
Ну, вот где-то так. Может, немного коряво, зато от души.
P.S. Все фотографии нагуглены в Интернете, и почти все не имеют никакого отношения к тем условиям и тому времени, в которых учился и сдавал лично я.
UPD: оказывается, мот с двумя рулями не утопия. Вот пример из Праги:
- romanikitin
- Роман
- 25 июня 2015 в 13:10
- 1
- +16
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 13:27
- ↑
- ↓
Будешь смеяться, на закрытой площадке, где я учился зимой, две восьмерки, и одна точно такая же — под уклон на левой петле. ;) Видать, специально для бОльшей адаптации.
На этой площадке – тоже классные инструктора. Меня начинал учить Эльдар, а потом все больше Руслан со мной маялся)) Особенно, когда планировалась сдавать на Stels Flex, т.к. FTR у них еще не было. Но, несмотря на их опыт и желание тебя научить, я почему-то, когда побывал на занятии у Ильи с Яблочкова, чуть-чуть сожалел, что не он меня учил. Хотя с инструкторами на Измайловского зверинца сложились дружеские отношения)
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 21:18
- ↑
- ↓
А что, когда не было FTR, то сдавали на Стелсах? Ж8-О
P.S. С Ильей занятий не было — только проверка перед экзаменом.
P.S. С Ильей занятий не было — только проверка перед экзаменом.
поздравляю со сдачей! то что езда на первой передаче кругами, имеет мало отношения к реальной жизни, полностью согласен, хотя многие считают что это наоборот развивает правильные навыки маневрирования. Вечная тема споров. На мой взгляд надо добавлять маневрирование, и разгон-торможении хотя бы с 60км\ч — ведь именно это является разрешенной скоростью в городе
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 13:56
- ↑
- ↓
Согласен. Однако считаю, что можно добавлять любые синтетические тесты, но без проверки адекватности, внимательности и аккуратности в реальных дорожных условиях — это не экзамен.
При тех навыках езды, которые дает наша мотошкола выезд на сдачу в город был бы русской рулеткой, а инструкторы регулярно попадали бы под суд. Для сегодняшней системы площадка — саиое то, а что будет потом — это вопрос крепости кармы обучаемого.
На мой взгляд в школе не хватает детальных разборов реальных аварийных ситуаций (а они все — типичны). Идеальна были бы видеотренажеры на компах.
На мой взгляд в школе не хватает детальных разборов реальных аварийных ситуаций (а они все — типичны). Идеальна были бы видеотренажеры на компах.
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 14:55
- ↑
- ↓
Ну, такой подход, вообще-то, повод расторгнуть договор.
Но я понимаю, что все сроки уже вышли, сейчас уже поздняк метаться — только дольше без прав будешь.
Но я понимаю, что все сроки уже вышли, сейчас уже поздняк метаться — только дольше без прав будешь.
На Яблочкова инструктора – отличные ребята. Одного зовут Илья, другого – Александр. Если договоришься с ними о занятии за день до экзамена, то сможешь площадку изучить, к моту привыкнуть (в марте на двух разных FTRках сдавали, сейчас не знаю) и получишь возможность перед экзаменом раскататься на том мотоцикле, на котором будешь сдавать!
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 18:09
- ↑
- ↓
Истинно так. Александра, правда, не знаю, я с Ильей общался. FTRок было три, красная, и две белых: обычная и «черепашка» с широким рулем (у нее вместо клаксона детская пищалка в форме черепахи на руле). Да, вечером откатал все что надо, потом сдал «виртуальный экзамен» Илье, а сегодня, в день экзамена, раскатался для освежения навыков: два полных круга (то есть два раза весь набор упражнений). Уверенности было куда больше, чем в первый раз.
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 21:14
- ↑
- ↓
Завел с Ильей разговор на эту тему. Реакция была простая: «Тогда я сразу же уволюсь». :)
поздравляю, «коллега»! (: тоже во вторник сдался с первого раза и вчера получил заветную карточку
про подготовку кстати… тоже столкнулся, что практической езде мало где именно учат, наверное половина школ работают по «методу иисуса» — дали мот и катись бесконечно повторять свои ошибки, не понимая отчего они происходят. поэтому специально пробил и нашёл мот, на котором происходит сдача в гаи (сибиха), взял 3 часа практики и на последней встрече с инструктором-стантером ошибок уже не было. сбитые подножкой/клеткой внутренние конусы в габаритном в 90% проходов не в счёт, главное колёса укладывал (:
про подготовку кстати… тоже столкнулся, что практической езде мало где именно учат, наверное половина школ работают по «методу иисуса» — дали мот и катись бесконечно повторять свои ошибки, не понимая отчего они происходят. поэтому специально пробил и нашёл мот, на котором происходит сдача в гаи (сибиха), взял 3 часа практики и на последней встрече с инструктором-стантером ошибок уже не было. сбитые подножкой/клеткой внутренние конусы в габаритном в 90% проходов не в счёт, главное колёса укладывал (:
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 15:00
- ↑
- ↓
А это вообще много где, когда дело касается предоставления образовательных услуг, не только в обучении вождению. Формально договор выполняется, а больше ничего не интересует. Я, помнится, почти год искал нормальные курсы китайского языка, когда его учил. Такая же мура.
Что касается конусов — не знаю, но нам четко дали знать, что ронять их не надо. Да и в большой настенной методичке сказано, что сбитие конуса — это сразу грубая ошибка, 5 баллов.
Что касается конусов — не знаю, но нам четко дали знать, что ронять их не надо. Да и в большой настенной методичке сказано, что сбитие конуса — это сразу грубая ошибка, 5 баллов.
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 15:10
- ↑
- ↓
Со сроками я тоже недоволен.
Местный менеджер, когда я выкатил ему превышение сроков больше чем на месяц от заявленного, начал всячески отнекиваться и переводить стрелки на меня (мол поздно принес медсправку, а до ее получения они не могли вписать меня в группу), но это полная мура, поскольку у меня задокументирована дата предоставления полного пакета документов: 26 февраля. Тогда у школы на руках были все документы от меня и 100% оплаты обучения.
Устно тот же менеджер уверял всю группу, что от момента получения документов до сдачи внутренних экзаменов проходит «обычно» 2,5 месяца. Но мой внутренний экзамен был только 9 июня, то есть спустя 3,5 месяца. Задержка в 1 месяц detected.
Уже потом я, чугунная голова, посмотрел в договор на оказание услуг и обнаружил там замечательную формулировку: «срок обучение составляет 1,5-6 календарных месяцев». Словом, сам дурак. С другой стороны, я сэкономил примерно 10 тыс. рублей по сравнению с ближайшим конкурентом, а мой моц до сих пор еще не готов к сезону (жду руль). Так что, наверное, все к лучшему. Покататься еще успею. :)
Местный менеджер, когда я выкатил ему превышение сроков больше чем на месяц от заявленного, начал всячески отнекиваться и переводить стрелки на меня (мол поздно принес медсправку, а до ее получения они не могли вписать меня в группу), но это полная мура, поскольку у меня задокументирована дата предоставления полного пакета документов: 26 февраля. Тогда у школы на руках были все документы от меня и 100% оплаты обучения.
Устно тот же менеджер уверял всю группу, что от момента получения документов до сдачи внутренних экзаменов проходит «обычно» 2,5 месяца. Но мой внутренний экзамен был только 9 июня, то есть спустя 3,5 месяца. Задержка в 1 месяц detected.
Уже потом я, чугунная голова, посмотрел в договор на оказание услуг и обнаружил там замечательную формулировку: «срок обучение составляет 1,5-6 календарных месяцев». Словом, сам дурак. С другой стороны, я сэкономил примерно 10 тыс. рублей по сравнению с ближайшим конкурентом, а мой моц до сих пор еще не готов к сезону (жду руль). Так что, наверное, все к лучшему. Покататься еще успею. :)
А в наших реалиях никак обучать иначе не выйдет. Как например обучать «езде по городу» в каком-нибудь маленьком городке? Возить в москвабад на самолёте для прохождение курса «увернись от двух обгоняющих бэх одновременно»? То, что не все навыки проверяют при сдаче, не значит что не надо учиться самому. Кто-то может успешно номинироваться на премию Дарвина самовыпилом, но по-моему лучше по-быстрому сдать экзамен в нынешней форме, получить права и неспешно, осторожно учиться самому.
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 15:37
- ↑
- ↓
Я не знаю про XVS, какой у него предельный угол и насколько он валится без контакта с грунтом, но мой Шэдоу в принципе не пролезает, если не заваливать до шкрябания подножками. Проверено и промерено. Хотя, не исключаю, что я лох. ;)
На спорте, который в тупую тоже восемь не пролезает, восьмерка пишется классически — обратным свешиванием, и ничем не шкрябает. Лично видел в исполнении инструктора. Да и где-то в Ютубе было.
На спорте, который в тупую тоже восемь не пролезает, восьмерка пишется классически — обратным свешиванием, и ничем не шкрябает. Лично видел в исполнении инструктора. Да и где-то в Ютубе было.
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 16:09
- ↑
- ↓
Все это (про газ/тормоза) я знаю, как знает любой, кто сдавал экзамен на чем-то, кроме YBR125. ;) Проблема в том, что геометрию никто не отменял. :) Зайти на нем в 6-метровый радиус можно, но у меня это получается только мощным контрсвешиванием и царапанием подножками асфальта.
ЗЫ: Есть такой древнючий фильм — называется Ride like a pro. Там здоровенные круизеры вписывают в восьмерку с радиусами 5,5 м (в оригинале 18 футов). Причем очень чисто. И хрен знает, как они это делают (но тоже скребут асфальт подножками).
ЗЫ: Есть такой древнючий фильм — называется Ride like a pro. Там здоровенные круизеры вписывают в восьмерку с радиусами 5,5 м (в оригинале 18 футов). Причем очень чисто. И хрен знает, как они это делают (но тоже скребут асфальт подножками).
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 16:20
- ↑
- ↓
Они ж еще и разные бывают. У меня типа Спирит — кастом-лук и все такое.
Забей. Заберу права — еще раз проверю многажды и отпишусь. Stay tuned, короче. :)
Забей. Заберу права — еще раз проверю многажды и отпишусь. Stay tuned, короче. :)
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 15:50
- ↑
- ↓
Ну, я разделяю процесс накатывания на своем байке к вопросу ориентировки в реальном транспортном потоке. Мысль была в том, что надо показывать не чудеса маневрирования и контроля байка в городе — нужно показывать свою адекватность там. Как участника дорожного движения.
Повторюсь, пройти ее можно много на чем, но в этом случае остро необходимо разрешить сдавать на «своем» мотоцикле. А как это сделать в нынешних условиях — мне как-то не очень понятно.Ну, видимо, везде по-разному. Не думаю, что у нас в деревне в ГАИ есть свои мотоциклы для сдачи экзаменов, тут уж без вариантов — сдавай на чём приехал. Да что тут мотоциклы, я помню, как на категорию C пришел сдавать, мне инспектор такой: «Ну поехали, где твоя машина?». Пришлось в срочном порядке изыскивать поблизости грузовое авто, т.к. сам был на «москвиче» тогда. Зато через четыре года категорию B открыл вообще ничего не сдавая, инспектора тоже люди, и понимают бессмысленность некоторых наших законов.
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 16:19
- ↑
- ↓
Не. Жесть, когда твой экзаменационный Газ-53 физически лишен аккумулятора, а шкив коленвала (в месте под кривой стартер) со спиленным в ноль храповиком. Вот тогда и понимаешь, что такое «главное не заглохнуть». ;)
Нам на учебном газоне принципиально запрещали пользоваться электростартером, как буржуйским изобретением для ихних изнеженных водил. Заглох — идешь прокачивать скилл по заводке кривым стартером. А заглохнуть было элементарно, в карбюраторе не работал ускорительный насос, отчего при слишком резком нажатии газа это чудо советского автопрома успевало отожрать из поплавковой камеры весь бензин и заглохнуть.
Поэтому найденный мной при сдаче экзамена КамАЗ показался прямо каким-то бентли и экзамен был сдан на ура.
Правда имею сомнения, что его возможно завести совсем без аккумулятора, система зажигания там все же инновационная — батарейная, магнето отсутствует, и генератору не от чего возбудиться.
Поэтому найденный мной при сдаче экзамена КамАЗ показался прямо каким-то бентли и экзамен был сдан на ура.
Правда имею сомнения, что его возможно завести совсем без аккумулятора, система зажигания там все же инновационная — батарейная, магнето отсутствует, и генератору не от чего возбудиться.
Да уж, хотя первичные навыки они явно дают. Когда пришел на первое занятие, думал щас сяду, скорость включу, ручку крутану и все)) фиг там, руль задергался как-будто я эпилептик, мот заваливается)) пока тупо не сказали, как правильно сидеть и руль держать) хорошо, что права не купил) Я считаю, нужно придумывать новые, более сложные упражнения для отработки навыков вождения. А вождение в городе, по-моему здесь только опыт. Куда легче тем, кто на авто долго ездил до мото. А не так: купил права, купил литр и вперед.
- romanikitin
- 25 июня 2015 в 15:51
- ↑
- ↓
Да, конечно. Если есть большой опыт езды в городе на машине, то требования к мото несколько снижаются, тут не спорю.
Самое главное и самое нужное чему не учат в авто-мотошколах это тормозить и поворачивать, это самое важное, с этого и должны начинать учить в первую очередь, а не восьмерку и т.п. катать. А вот пониманию сути дороги и езды по ДОП нужно обучаться только когда уже получит корочку с отметкой «А», на мотоцикле в городе просто опасно ездить дословно соблюдая ПДД, по-этому я лично против включения обучению вождения в городе в программу подготовки на А-категорию, т.к. в автошколе будут так же обучать сдавать экзамен а не ездить и навыков езды по городу это практически не даст
В начале декабря 2014 года Сдавал там же), убогая площадка на яблочкова), восьмерка там реально с уклоном)) это было 6 декабря, снега не было, но было чертовски холодно, ветер продувал до костей, и как на зло я из кучи человек Сдавал уже почти крайним ) мои кисти и пальцы рук отказывались подчиняться мне)) это было жесть) сейчас это вспоминаю с улыбкой, но тогда цель категория «А» меня грела, как и аптека на против площадки)… Бегал туда греться), одновременно с нами будующими мотоциклистами, сдавали и трактористы) площадки там рядом) я стоял и думал, блин как же им тепло в закрытой кабине))… Короче приехал в 9.00, уехал в 15.00… Так вот сдал со второй попытки, завалился на той наклонной восьмерки))…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (48)
RSS свернуть / развернуть