BMW K1200RS 1999 → Акустика на BMW своими руками.
Привет всем, мужики и прекрасные барышни !!!
Речь тут пойдёт об очередном изготовлении и установке акустики на мотоцикл своими руками. В качестве подопытного будет выступать мой BMW К 1200 RS. Много подробных фоток под катом, большой пост.
Не прошло и пяти лет, как я решился на свой второй пост в рамках данного сайта. Так что не судите строго, все мы тут для удовольствия и общения с двухколесной братией.
Задумка об установке музыки пришла около года назад, когда на наш рынок массово начали поступать предметы китайской электроники, в том числе для мотоциклов. Мальчишки стали проноситься мимо меня на китайских мопедках с довольно громкой музычкой, иногда вполне неплохой по качеству звучания. А на моём белом бомбардировщике штатной акустики нет. Данное обстоятельство меня не устраивало. Последней пулей мне в голову стал подарок от моей женщины на днюху. Компактный МР3 усилитель на 30 W (Kinter МА-600).
Найти готовые колонки на свой мот в интернете – я не смог. Все они монтируются на руль из трубы, а у бумера — короткие клипоны. Без вариантов. Буду делать сам.
Место определилось само собой – изнанка указателей поворотов. Ровная пластиковая площадка, сама просится. Долго не мог понять, на кой фиг немцы сделали поворотами эти выпирающие «лопухи»… пока в сильный дождь своими глазами не увидел, как они отводят потоки воды от рук и локтей далеко в сторону.
Итак, к делу. Мне понадобились:
— динамики 10 см диаметром;
— 2 куска водостойкого полового ламината;
— горсть саморезов по дереву;
— лобзик;
— пластилин детский;
— две пары плотных капроновых чулок (40 дэн);
— комплект для ремонта бамперов (смола, стеклоткань);
— банка шпаклёвки по стекловолокну (самая маленькая);
— кисточки (5 шт);
— финишная шпаклевка;
— грунт – шпаклёвка;
— наждачная бумага (сухая, от №160 до №400);
— краска, лак;
— вибропласт (30х30 см кусочек);
— минеральная вата (20 граммов);
— 3 — 5 выходных дней;
— руки (2 шт.).
Главный совет для начинающих – НАЧНИТЕ. Это труднее всего. )))
1) Беру на кухне глиняное блюдце, прикладываю к поворотнику. Есть. В копейку. Прямо с блюдцем в кармане топаю в магазин «Автозвук». Кладу блюдце на прилавок «Хочу такой динамик». Предлагается 4 варианта диаметром 10 см, выбираю Пионера, ввиду заявленной водонепроницаемости, красивой сетки и максимальной отдачи в низком диапазоне. Магнит 130 граммов. Есть надежда, что будет немножко «мяса». Топаю домой.
2) Вырезаю из картона шаблон в форме поворотника. Прикладываю динамик, лежит — как тут и был. Защитная сетка немного больше и выпирает на пару сантиметров. Начинаю прикидывать… Если заузить корпус к основанию поворотника, тогда торчащий вниз на 4,5 см здоровенный магнит не даст развернуть динамики в лицо водителю, он просто упрётся в стенку корпуса колонки. Вся музыка полетит «мимо ушей». Если сделать выше относительно дна саму колонку на пару сантимов – руль при максимальном вывороте цепляет рычагами сцепления и переднего тормоза за динамики. Решение одно – выйти за контур поворотника на 2 см внизу, очертив окружность. И в объёме воздуха выиграю. Так и порешил.
3) На куске ламината (немецкого, водостойкого, отличного качества) вычерчиваю по шаблону будущее основание корпуса. Очередной раз радуюсь своей брянской бережливости (читай жадности), что не выбросил эти обрезки после ремонта пола. Как знал, что пригодятся. Материал шикарный, плотный, твёрдый, звонкий. Дым от пилы валит, запах, трудно режется. Выпиливаю, прикладываю, отлично.
4) Вырезаю два картонных кольца прямо из коробки от динамиков. У Пионера они вычерчены на лицевой стороне, и перфорация пунктиром. Никаких проблем, одно удовольствие. Вырезаем, чертим, пилим, красота.
5) Теперь начинается лёгкая жесть. Беру пластилин, размягчаю, и леплю кольцо к основанию. Потом сажусь на мотоцикл, и, закрепив основание колонки к поворотнику, добрых 15 минут выставляю наклон динамиков внутрь, виртуальный центр – моя голова. Кручу рулём, чтобы ничего не цепляло. Повёрнутый магнит не должен выпирать за контур воображаемой стенки колонки, не должен упираться в дно и т.д. Не спеша, нельзя ошибиться.
6) Пока пластилин держит кольцо в заданном положении, раскалываю кусок доски на небольшие плашки, замеряю высоту установки кольца, отчерчиваю, отрезаю. Подгоняю по месту болгаркой с установленным наждачным кругом. Засверливаю насквозь, раззенковываю отверстие под шляпку самореза. Ничего не должно выпирать. Короче, задача – зафиксировать кольцо намертво. Сказать проще, чем сделать. Людям с неустойчивой психикой — противопоказано. Долго, нервно, неудобно. Но получились два вот таких «башмака».
7) Теперь непосредственно формирование короба «дедовским» методом. Две пары плотных капроновых чулок принесли себя в жертву светлой идее. Более двух слоёв за раз не получится. Почему чулки? Потому что капрон прочен, тянется во все стороны без стрелок, складок и претяжек.Формирует гладкие приятные глазу обводы. Узелок вверху диффузора, второй рядом. Разводим смолу по рецепту. По опыту – много сразу не надо, лучше потом ещё немного развести и домазать. Времени примерно 15 минут, после чего смола каменеет намертво. Остатки только выбросить. Пропитать нужно хорошенько насквозь, все 4 слоя колготок. Получаются вот такие прикольные «башмачки». Довольно твёрдые, кстати. (Все работы – на улице, токсичный состав, в гараже немного отравился).
8) Теперь «стекломат» !!!.. Один слой. Первый раз работал с этим материалом, был просто поражён, насколько миллиметровый слой этой тряпочки вместе со смолой армирует и бронирует всю конструкцию. Ткань как бы растворяется, тянется и повторяет контур. Но после высыхания это совсем другое изделие. Им можно реально покалечить, при желании. Очень понравился результат. Колонка звенит, шумит как морская раковина.
9) Теперь новый виток безумия. Затираю грубой наждачкой торчащие «волосы», убираю острым ножом излишки. И ТРУ!!! Тру – тру – тру – тру. Слой автомобильной шпаклевки, сушка – и снова тру –тру- тру. Долгий этап. Хотел, чтобы ИДЕАЛЬНО. Разными типами бумаги, от крупной до полировочной. Получилось безупречно. Финишная грунтовка, обезжирил и…. красить.
10) 4 слоя белой краски, 3 слоя лака. Промежуточные сушки, всё по рецепту. Спешка может убить все труды. А результат уже хочется видеть, аж зуб крошится. Терплю сутки, лаку нужно хорошо схватиться.
11) Изделие после сушки радует. Это именно «КОЛОНКИ ДЛЯ МОТОЦИКЛА». Не стыдно на витрину магазина выложить. Идеально гладкое, без ямок, волн, глянцевое изделие. Накинул динамики. Сделал пару фоток, не выдержал. )))
12) Снял поворотники. Они полые внутри, поэтому без опасений прикручиваю саморезами по дереву с изнанки своё изделие. Собираю поворотники, ставлю на место. ОБАЛДЕННО!!! ))) Колонки как будто всегда тут и находились. Всё вместе выглядит как штатная деталь. Ощущение инородного предмета отсутствует, оригинальный дизайн практически не нарушен. Мне лично очень понравилось.
13) Финальные штрихи. Выкурил уйму форумов по самодельной акустике, акустической геометрии и распространению волн в закрытом корпусе. Выводы: никакой монтажной пены, только фанера и стеклоткань. Пена крадёт высокие частоты. Дальше: формулы расчёта объема и виртуального объема под динамик. Объем моего изделия примерно 300 куб.см. каждое. Таким образом, для его виртуального увеличения на 15% и смягчения «низов» у меня есть право добавить 10 граммов минеральной ваты. Это позволит звуковой волне меньше отражаться внутри от стенок колонки и взаимно гаситься, меньше помех, чище звук. Предварительно оклеиваю дно и стенки изделия вибропластом, в целях уменьшить резонанс корпуса на «высоких» частотах. Провод колонок вывел в вентиляцию поворотника. Всё. Закрываем. Подключаем.
Что могу сказать по звуку. В гараже – обалденно, на уровне такого нехилого магнитофона. Отраженный от гладких стен, звук сильный и сочный. Как и ожидалось, низы порадовали. Объём коробок достаточен, чтобы их услышать. Ждать от 10-сантиметровых динамиков какого-то бешеного драйва, конечно, не стоит, но усилок позволяет накрутить им побольше, а имидж Пионера не позволяет хрипеть и запираться.
Стоит выкатить мот на улицу, картина безусловно тускнеет, звук растворяется в воздухе. Но на водительском месте слышно прекрасно, поскольку динамики развернул «прямо в уши». Стерео — панорама сходится как раз на уровне моей головы.
В движении. По городу прогулочным темпом 50-60 км/ч, при моём стоковом выхлопе и общей малошумности БМВ – музыку слышно. Хорошо слышно, причём и пешеходам видимо тоже. ))) На трассе после 100 км/ч, в закрытом шлеме – система теряет всякую актуальность. Набегающий воздух и аэродинамические шумы почти полностью перекрывают звучание музыки. Слышно, что где-то там играет, но удовольствие не больше, чем от ветра в шлеме.
Усилок пока живёт под сидухой. Неудобно, непрактично. Ищу ему место на приборной панели, или где-нибудь еще в удобном месте. Продумываю отдельную полочку. Владельцы аналогичных байков, буду рад вашим советам на этот счёт.
Всем ровных дорог!!! )))
- yarkom1
- Ярослав
- 13 мая 2015 в 12:37
- 15
- +105
- TermoSINteZ
- 13 мая 2015 в 14:53
- ↓
С чулками идею не знал даже! Спасибо. Возьму на заметку.
А со стеклотканью\стекловолоконной шпатлевкой я работал скажу что там лучше положить меньше и потом еще добавить по мере надобности, чем намазать лишнего, потом замучаешься снимать лишнее (особенно если руками). По крайней мере у меня было так.
А со стеклотканью\стекловолоконной шпатлевкой я работал скажу что там лучше положить меньше и потом еще добавить по мере надобности, чем намазать лишнего, потом замучаешься снимать лишнее (особенно если руками). По крайней мере у меня было так.
- TermoSINteZ
- 13 мая 2015 в 15:13
- ↑
- ↓
И все таки попробуйте взяться за хаггер, именно стеклотканью. Интересно что у вас получится.
А я после ремонта пластика на зизере (восстанавливал полностью выломаное ушко крепления морды) — в общем зарекся больше с ней не работать, без особой нужды. Сил уходит куча, и вредно очень как запах, так и пыль…
А я после ремонта пластика на зизере (восстанавливал полностью выломаное ушко крепления морды) — в общем зарекся больше с ней не работать, без особой нужды. Сил уходит куча, и вредно очень как запах, так и пыль…
- TermoSINteZ
- 13 мая 2015 в 16:18
- ↑
- ↓
Круто. Кстати, так сказать рекомендация (хотя может знаешь). После долгой работы с краской и подобными токсичными вещами, рекомендуют выпить много молока. :-) Не знаю с чем связано, но я обычно потом в течении оставшегося вечера, выпиваю литр :-)
Получилось неплохо. Особенно после покраски и установки, прям гуд.
Стеклоткань только не увидел, стекломат видел. Оклеивать виброй смысла нет, но многие клеят, для успокоения. Минеральная вата или синтепон для искусственного увеличения обьёма. Кто-то в сабвуфер её набивает активно, когда ставит большую голову и ему сильно не хватает литража самого корпуса.
Я делал в машину сабвуфер стелс — вот там даа… стеклоткани надо много, стекломата не меньше, клея 4 литра ушло. Всё надо усилить, армировать, чтобы добиться максимальной жёсткости. Идеальный корпус не вибрирует. Вообще. Но это почти нереально. В общем 2 недели делал, клеил. Сейчас стоит — играет отлично.
По поводу хорошего звука… Даже в машине добиться его нереально. Мягкие сиденья и причудливые форму рассеивают волны так, что о отличном звуке говорить не приходится. Хороший ещё можно выжать, если поставить минимум 6 динамиков.
Ну а на моте это вообще для меня бесполезно. Смысл только прокатиться со скоростью 30км.ч. и что-то услышать. Больше для окружающих.
Стеклоткань только не увидел, стекломат видел. Оклеивать виброй смысла нет, но многие клеят, для успокоения. Минеральная вата или синтепон для искусственного увеличения обьёма. Кто-то в сабвуфер её набивает активно, когда ставит большую голову и ему сильно не хватает литража самого корпуса.
Я делал в машину сабвуфер стелс — вот там даа… стеклоткани надо много, стекломата не меньше, клея 4 литра ушло. Всё надо усилить, армировать, чтобы добиться максимальной жёсткости. Идеальный корпус не вибрирует. Вообще. Но это почти нереально. В общем 2 недели делал, клеил. Сейчас стоит — играет отлично.
По поводу хорошего звука… Даже в машине добиться его нереально. Мягкие сиденья и причудливые форму рассеивают волны так, что о отличном звуке говорить не приходится. Хороший ещё можно выжать, если поставить минимум 6 динамиков.
Ну а на моте это вообще для меня бесполезно. Смысл только прокатиться со скоростью 30км.ч. и что-то услышать. Больше для окружающих.
- TermoSINteZ
- 13 мая 2015 в 15:11
- ↑
- ↓
На счет мота, иногда на пикнике так вот получается, что нет ни одного голдовода. И музыки взяться ниоткуда. Гитару в кофр не положишь. В общем иногда ее не хватает. Но а так вы правы конечно, в остальных случаях это баловство.
Согласен. На мотоцикле это по большей части «чистый понт». )))
Но хотелось добавить в него ещё немножечко «туризма». На Голдах энтузиасты умудряются по 8 динамиков разного калибра ставить. Имхо… Не думаю, что на скорости за 100 там что-то здорово слышно.
Ну… пускай будет. Спасибо за отзыв. Плюсую. )))
Но хотелось добавить в него ещё немножечко «туризма». На Голдах энтузиасты умудряются по 8 динамиков разного калибра ставить. Имхо… Не думаю, что на скорости за 100 там что-то здорово слышно.
Ну… пускай будет. Спасибо за отзыв. Плюсую. )))
Динамики разные бывают. На байк нужны только диффузоры из композита, каучуковый подвес и влагозащищенная катушка. Такие динамики немногим дороже.
Именно на моём… В дождь, при движении — вода летит мимо динамиков и рукоятей руля, там аэродинамически это продумано. Пара-тройка капель не страшно, динамик из композита, не боится воды. Там на коробке написано. Контур проклеен мною на силикон, внутрь массово влага не попадёт никак. Корпус из влагостойкого ламината, ничего ему не будет.
Когда керхером мою — одеваю пакеты целофановые, давление всё таки.
В снег я не поеду на нем никуда, жить больно охота. )))
Именно на моём… В дождь, при движении — вода летит мимо динамиков и рукоятей руля, там аэродинамически это продумано. Пара-тройка капель не страшно, динамик из композита, не боится воды. Там на коробке написано. Контур проклеен мною на силикон, внутрь массово влага не попадёт никак. Корпус из влагостойкого ламината, ничего ему не будет.
Когда керхером мою — одеваю пакеты целофановые, давление всё таки.
В снег я не поеду на нем никуда, жить больно охота. )))
Спасибо, из этой концепции изначально я исходил. Не изуродовать дизайн, и иметь возможность быстро и безболезненно демонтировать. Обе задачи, на мой взгляд, я полностью выполнил. )))
Действительно, эти «лопухи» слегка вызывают недоумение. У меня в том числе. Только немцы в курсе, что это мощный элемент аэродинамического пакета. Очень эффективный. А вот изнанка простовата, имхо. Теперь, мне кажется, они несут достойный функционал. И смотрятся в разы симпотичнее.)))
Действительно, эти «лопухи» слегка вызывают недоумение. У меня в том числе. Только немцы в курсе, что это мощный элемент аэродинамического пакета. Очень эффективный. А вот изнанка простовата, имхо. Теперь, мне кажется, они несут достойный функционал. И смотрятся в разы симпотичнее.)))
а как агрегат в целом? я сидел на нем, впечатления — очень удобно, как под мою 5 точку делали. Читаешь ттх, вроде вес запредельный, а сел и что свой мопед, что эту тушку без усилия держу ногами, из стороны в сторону качаю и перекатываю. На ходу правда не пробовал, но в статике очень удобны показался
Не сомневайся, на ходу он не менее приятен. Не буду тут немцев рекламить, но реально… Управляемый, предсказуемый, дружелюбный агрегат. Двухконтурный АБС это нечто, да и вообще тормоза. После 40 км/ч рулится как велик. В посадке очень удобен. Я до 160 км/ч еду с прямой спиной. В дальняках не устаёшь практически. Всё расчитано, веса не чувствуется. Вот если уронить — тогда да!!! )))
здесь был ататат
- TermoSINteZ
- 14 мая 2015 в 16:06
- ↑
- ↓
Сделайте видео, с включенными динамиками, пусть даже не на улице. Интересно послушать.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (62)
RSS свернуть / развернуть