Блог им. Matros-350 → Шим регулятор яркости с управляющим плюсом
С чего все начиналось?
Давно хотел сделать себе габариты в указателях поворота, но было несколько вопросов. Как реализовать эту идею в техническом плане, да еще, чтобы весь этот колхоз не мешал нормальной работе указателей поворота?Решение пришло само собой, как только я стал увлекаться всякими электронными штуками.
Реализация
Учеба в политехе проходи не даром. Электротех и начерт довольно полезные предметы, благодаря именно им и появилось это «изделие»Практически все подобные доработки предлагают установить еще дону лампочку, которая и будет работать в качестве габарита. Есть одно НО. Мне совершенно не хотелось добавлять еще одну лампочку в поворотник. Это было бы не очень удобно сделать не повредив в нем ничего. Остается два варианта: двухнитиевая лампа накаливания и регулировка яркости основной лампы. На втором варианте остановимся более подробно.
ШИМ Теория
Широтно-импульсная модуляция основной вариант регулирования яркости ламп накаливания, светодиодных лент, электродвигателей и так далее. Первые же запрос в известном поисковике выдает нам ШИМ на таймере 555 с управляющим минусом. Эта схема идеально подходит для управления светодиодами. Но не будем же мы кидать еще один минус до ламп, это как минимум несерьезно. Поэтому находим простую схему с управляющим плюсом на ОУ. Почему бы нам просто не переделать схему с таймером спросите вы? Если честно, то мне было просто лень. При этом на рынке присутствуют такие замечательные продукты как LM358 (сдвоенный ОУ) и LM324 (счетверенный ОУ), которые позволят при незначительном увеличении размеров печатки увеличить количество независимых потребителей. Пример использования сдвоеного ОУ будет в конце статьи. Подробнее в WikiШИМ Практика
С целью определились, список необходимых деталей есть, осталось только совершить набег на радиомагазин и авторынок, приобрести все необходимое для платы и построения испытательного стенда. Все добро вместе с припоем обошлось мне в 400 деревянных. Если не считать припой – уложимся в 200. Рисуем в лайке плату, переносим ее с помощью ЛУТ на текстолит травим, паяем… В общем все стандартно. Только Если будете пользоваться моей платой, обязательно зеркальте ее. Я этого не сделал, и пришлось загибать у LM’ки ноги на 180 градусов. Так же при покупке обращайте внимание на маркировку ОУ. Они разделяются по рабочему температурному диапазону. Я не стал заморачиваться, и взял ту, которая не работает зимой, на мотоцикле это не важно, но если подобные схемы будут использованы в автомобилях, на это стоит обратить внимание.Нюансы.
Алгоритм работы такой: если выключены указатели поворота или аварийка, шим должен работать, если включено или то или другое, шим отключается. Реализовано это с помощью реле, конденсатора и транзистора. При включении указателей поворота на реле будет подано +12 вольт и оно разомкнет цепь питания шим. В свою очередь для того, чтобы реле не переключалось синхронно с указателями поворотов, в цепь добавлен конденсатор. Проверить работу на стенде не удалось. Точнее удалось, но не в полной мере. Мой ATX бп не выдает 12 вольт, необходимых для срабатывания реле. Точнее при подключенной схеме напряжение просаживается до 11,8. Думаю, что на месте все будет работать, напряжение в сети все же выше 12 вольт.Корпус.
Я недолго думал из чего сделать корпус. Сразу решил воспользоваться инновационными технологиями 3D печати. В Компасе была сделана 3D модель, которая впоследствии напечатана. За печать я отдал кстати 200р. Можно конечно найти и дешевле, но даже эта сумма меньше, чем стоимость корпуса в магазине (и не факт, что вы найдете подходящий).
Возможные применения
1. Светодиодный задний фонарь. В одной группе в известной соцсети был поднят вопрос о том, как реализовать светодиодный фонарь, совместив в себе габариты и стоп сигнал. Человек, хотел, чтобы при включении стопа не загорались отдельные диоды, а просто увеличивалась яркость имеющихся. Это легко сделать, с помощью кренки (стабилизатор +12 вольт) и подобного ШИМ. Ставим шим, настраиваем желаемую яркость, переключать режимы (СТОП 100% / габарит n%) будем с помощью реле. Перед всей схемой ставим стабилизатор, для продления срока службы светодиодов. Светодиоды лучше всего расположить на текстолите (форма точно должна повторять ваш задний фонарь), при этом сгруппировав их как на светодиодной ленте. Да вообще выпаять светики и сопротивления с ленты и сделать разводку. Тут-то нам и пригодится сдвоенный ОУ. Немного доработаем плату и получим двухканальный ШИМ с незначительным увеличением стоимости конструкции.2. Регулировка яркости подсветки в автомобиле
3. Регулировка кулеров в компе (при небольшой доработке схема становится автоматической). Но с этим справится и таймер.
Приложение
Для ЛУТ использовал страницы какого-то каталога
Опыта еще мало, дорожки отслаиваются
Без особых проблем восстанавливаем их перманентным маркером, обязательно в несколько слоев.
Сверлим дырки, травим, лудим, паяем…
после отладки переменный резистор был заменен на многооборотистый
минимальная достигнутая яркость
Скачать lay, инструкции и модели корпуса можно здесь. Все доработано с учетом реального устройства.
PS на мотоцикл пока не установил, жду потепления и посылки из кЕтая. Чтоб поставить все и сразу
PPS применять ШИМ для переноса указателей поворота в габариты настоятельно не рекомендуется так как это противоречит действующему законодательству и попадает под статью КОАП:12.20
Нарушение правил пользования световой, звуковой сигнализациии, знаком аварийной остановки. Штраф: 500р.
- Matros-350
- Павел
- 24 марта 2015 в 22:47
- 7
- +23
- Matros-350
- 25 марта 2015 в 1:21
- ↑
- ↓
На многих японцах это реализовано. Забыл упомянуть кстати, подходит для любых типов указателей поворота как для классических ламповых, так и для модных светодиодных
- Matros-350
- 25 марта 2015 в 10:48
- ↑
- ↓
Ну электроника это мое хобби. По основной специальности я гидравлик, но все равно привет!
Светотехника — одна из основ безопастности на дороге. А в разработке минимум четыре нарушения монтажа.
1) Некачественная сверловка и маленькие контактные площадки.
2) Тонкие провода и отсутствие жестких заклепок, втулок в местах их пайки.
3) Не зафиксированные компоненты.
4) Кто лаком будет покрывать?
Первые три приведут к неконтакту от вибрации через некоторое время, а последнее к окислению и черти какой работе схемы.
ЗЫ. И где схема-то?)
1) Некачественная сверловка и маленькие контактные площадки.
2) Тонкие провода и отсутствие жестких заклепок, втулок в местах их пайки.
3) Не зафиксированные компоненты.
4) Кто лаком будет покрывать?
Первые три приведут к неконтакту от вибрации через некоторое время, а последнее к окислению и черти какой работе схемы.
ЗЫ. И где схема-то?)
- Matros-350
- 25 марта 2015 в 12:28
- ↑
- ↓
Некачественная сверловка — мое больное. В планах сделать сверлильный станок, да двигатель подходящий никак не найду.
Провода тонкие — временно, только для проверки работоспособности.
Лак (автомобильный же должен подойти), равно как и термоклей находятся в другом городе и перед монтажем в мотоцикл все детали будут приклеены, равно как и провода
схему добавлю в архив, как только доберусь до компьютера
Провода тонкие — временно, только для проверки работоспособности.
Лак (автомобильный же должен подойти), равно как и термоклей находятся в другом городе и перед монтажем в мотоцикл все детали будут приклеены, равно как и провода
схему добавлю в архив, как только доберусь до компьютера
Тогда лови плюс! =)
Конденсатор не забудь стяжкой притянуть, иначе его оторвет и от термоклея и от платы.
Для нормальной сверловки станок не обязателен. Нужно кернить точно в центре отверстия и сверло с диаметром, равным внутреннему диаметру площадки.
Чтобы дороги не отслаивались вычищай плату пемолюксом или аналогичным порошком до равномерной матовости и тщательно проглаживай утюгом всю плату.
Конденсатор не забудь стяжкой притянуть, иначе его оторвет и от термоклея и от платы.
Для нормальной сверловки станок не обязателен. Нужно кернить точно в центре отверстия и сверло с диаметром, равным внутреннему диаметру площадки.
Чтобы дороги не отслаивались вычищай плату пемолюксом или аналогичным порошком до равномерной матовости и тщательно проглаживай утюгом всю плату.
- Matros-350
- 25 марта 2015 в 12:49
- ↑
- ↓
Кондео ессно на стяжку. А на счет пемолюкса спасибо. Я шкуркой мелкой проходился по плате.
- Matros-350
- 25 марта 2015 в 13:07
- ↑
- ↓
Болт — импровизация на тему радиатора. Но от него толку 0. Транзистор справляется и без радиатора
По поводу матчасти ничего говорить не буду — молодец, сделано с душой.
А вот на тему ПДД.
Например у многих американских машин и у некоторых мотоциклов (Honda CB1000) габаритные огни вынесены как раз в подворотники и светятся постоянна как только заведёшь машину, а когда включаешь поворотник в нужную тебе сторону то нужный подворотник начинает моргать заметно ярче, и это так с завода. И я не видел и не слышал ни об одном прецеденте, чтобы данное вызвало у кого-то проблемы с ГИБДД в любом контексте (от регистрационных действий, до диагностических карт и повседневной эксплуатации).
Если спереди фары белые (или желтые если это противотуманные фары — установка которых более чем допускается) и нет ничего что могло бы трактоваться как установка спецсигнала — то никто не сможет тебе ничего предъявить…
поправь меня если я ошибаюсь, но по-моему «пуганая ворона — куста боится» ;-)
А вот на тему ПДД.
Например у многих американских машин и у некоторых мотоциклов (Honda CB1000) габаритные огни вынесены как раз в подворотники и светятся постоянна как только заведёшь машину, а когда включаешь поворотник в нужную тебе сторону то нужный подворотник начинает моргать заметно ярче, и это так с завода. И я не видел и не слышал ни об одном прецеденте, чтобы данное вызвало у кого-то проблемы с ГИБДД в любом контексте (от регистрационных действий, до диагностических карт и повседневной эксплуатации).
Если спереди фары белые (или желтые если это противотуманные фары — установка которых более чем допускается) и нет ничего что могло бы трактоваться как установка спецсигнала — то никто не сможет тебе ничего предъявить…
поправь меня если я ошибаюсь, но по-моему «пуганая ворона — куста боится» ;-)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть