Блог им. Vir1 → Европа 2012. Соло. Часть 3.
Предыдущие части:
Европа 2012. Соло. Часть 1.
Европа 2012. Соло. Часть 2.
Выезжаю из Барселоны.
Перед отъездом решил сделать кружочек по городу и заснять его на камеру. Бедных испанцев камера GoPro на шлеме мотоциклиста повергла просто в шок. Как огонь, добываемый не с помощью трения, а с помощью зажигалки, для диких папуасов. Они тыкали пальцами, восторженно орали что-то из окон автомобилей и автобусов, подъезжали на скутерах и строили рожи.
Поехал в Андорру Ла Вейя.
Проезжая недалеко от монастыря Монсератт, решил туда не заезжать. В сентябре там побываю, а сейчас не стану тратить время.
По дороге жутко стало рубить. Несколько раз останавливался пить кофе, не помогает. Замучился искать заправку в районе городка Берге. Причем в этом городке чуть не въехал в тетку, которая медленно и неторопливо выехала со стоянки магазина и очень плавно поехала по моей главной дороге. Я с 60 тормозил в пол. Она реально вообще меня не видела. Зеркала не для таких как она, а шея не поворачивается.
Постоянно встречаются граффити и надписи «Independencia!!!». Именно в городе Берге короля Испании Хуан Карлоса I объявили персоной «нон грата».
Виды по дороге
Все факты что я знал про Андорру, так это то что она беспошлинная зона, говорят на испанском, есть горнолыжные курорты.
По факту говорят они на смеси каталанского и французского. Я их почти не понимал.
Магазины все были закрыты, так как я приехал в сиесту. Кататься на горных лыжах там, на мой взгляд, не интересно. Горы пологие и невысокие.
Но цены реально ниже. Бензин на 30-40 центов дешевле. Зумо 660 предлагали за 495 евро. На 50 меньше чем в Барсе.
Купил себе навигатор TomTom Urban Rider. И что-то он мне не очень нравиться. Потестируем, вроде по отзывам его хвалят.
В итоге в Андорре попил кофейку, купил навигатор, наклейку на кофр и поехал через горы во Францию.
Катаясь по Пиренеям, за 70км от Перпиньона, на обзорной площадке умудрился уронить мотоцикл. Сильный боковой уклон, параллельно которому я поставил мотоцикл. Сообразил что это плохо только когда откинул подножку, которая просто не достает до земли. Мне росту не хватило удержать мотоцикл. Успел спрыгнуть, ржу как сумасшедший. Люди вокруг в ужасе.
Подбежали стали вместе поднимать. Откатили мотоцикл ниже где не такой уклон.
Я пошел фотографировать.
Осмотрел мотоцикл — все ок. Только еще пара царапин появились на дугах.
Залезаю на мотоцикл и понимаю что у меня под левой ногой водосточная канавка и поднять мот вертикально я не могу. И подножка стала складываться. Глушу мотоцикл и аккуратно кладу его на бок.
При этом отломал кусок ручки сцепления. Буквально за пару часов до этого думал о сломанной ручке. Еще немного сбил спойлер.
Из проезжающих машин люди спрашивают, все у меня нормально или нет?
Опять подбежали люди и мне помогли поднять мотоцикл. Уже не смешно. Я выкатил мотоцикл почти на дорогу, так как на этой площадке я просто не мог его поднять вертикально. Очень радовался что у меня не Адвенчер.
Еду по Франции в сторону Монтпильера.
По прикидкам выходит что цена 1000 км на гусе по Европе около 160 евро. Не слабо. По прошлой поездке я рассчитывал на 110.
По автобану еду неторопливо и нудно. Плюс падения настроили меня на более аккуратное вождение. Скорость 120, правую ногу закидываю на горшок, откидываюсь на сумку и качу себе. Смотрю, спойлер что-то сбился. Протягиваю руку чтобы его проверить и он остается у меня в руке. Скорость 120 км/ч. Аккуратно съезжаю на обочину и прикручиваю его обратно.
Много русских, которые приветливо машут и бибикают мне из проезжающих машин.
Стал заканчиваться бензин. Заправки на автобане каждые 50 км, но у меня не хватит топлива до нее доехать. Решил заехать в какой-нибудь мелкий город и там найти заправку.
Свернул в город Leucate на берегу моря. Курортный город с неплохими видами. Только фотографий делать не стал, был занят поиском заправки.
Заправился в автоматической заправке на 27 евро по чеку. Списали 150 евро. Надеюсь это просто блокировка средств и через сутки они станут доступны. Напрягся.
Уже стемнело, надо заночевать. В навигаторе нашел ближайшую гостиницу сети Ибис, мне ее советовали. Сворачиваю с автобана к ней. Тут меня стал прижимать француз на 530 БМВ. Пока я оттормаживался перед кругом, он чуть в меня не въехал. Орал на него русским матом.
Успел взять последний номер в гостинице. Судя по номерам машин на стоянке, здесь остановилось еще несколько русских семейств.
Оригинальная БМВ сумка на бак для гуся полное говно по креплению. Или может это мне так с молнией повезло. Постоянно разъезжается.
Маршрут за сегодня.
Утром установил нормально навигатор на руль. Теперь цель – покататься несколько дней по Французским, Швейцарским, Итальянским Альпам. Серпантины, горные пейзажи, красоты и отличный отдых.
Проехал от Монтпельера до Авиньона по автобану, там съехал на второстепенные дороги. Еду между виноградниками, любуюсь пасторальными пейзажами сельской жизни, морщу нос от запахов этой самой сельской жизни.
Если в прошлогодней своей поездке я не видел аварий, то в эту наблюдаю несколько серьезных аварий. По дороге к Греноблю и Альпам увидел лобовое столкновение двух французских машин.
Вот начались горы и перевалы.
В правом повороте обгоняю велосипедиста с выездом ближе к разделительной полосе. Мотоцикл в наклоне и тут у меня на гудроне сносит заднее колесо. Справа велосипедист, если упаду, то его тоже захвачу. Выправил ситуацию, но очень было неприятно.
Вид на Гренобль.
Еду в Валь ди Зер, но до ночи доехать туда не успеваю.
Остановился в попутном городке.
Хозяйка отеля милая женщина. Английский не знает и знать не хочет. Я на французском знаю только десяток слов. Но это не проблема. Бумажка, ручка и арабские цифры помогают нам договориться. Как же она сильно отличается от Австрийской ведьмы Марты!
Специальная парковка для мотоциклов. Так как прошел дождь, мостки очень скользкие. Аккуратно заехал, очень не хотелось падать на розы.
Маршрут за сегодня.
Утром поехал в Валь ди Зир. У меня не достает слов, чтобы описать красоту природы в тех местах.
По дороге озеро Lac du Chevni.
А это уже в долине Валь ди Зер.
В навигаторе забил Курмайор. Честно признаю, без навигатора никогда бы не нашел съезд на
D1090 и дорогу через перевал Святого Бернарда. Виды открываются потрясающие!
Поднялся почти наверх, еду уже к указателю перевала. Вижу впереди серое неоштукатуренное здание мрачного вида.
Ну думаю, делают очередную гостиницу, просто еще не успели внешнюю отделку сделать. На здании висит простая и очень страшная надпись «Hospis». Задумался о бренности бытия.
Статуя — это сам святой Бернард.
Вот и Италия. Доехал до Курмайора. По указателям поехал в сторону Мон Блана. Погода дождливая и туманная.
Доехал до туннеля под Мон Бланом. Медленно тянущаяся очередь из машин к терминалу оплаты.
Пока стоял в очереди изучал карту и сообразил что туннелей в Москве полно. Тратить 25 евро за проезд, вместо того чтобы кататься по серпантинам – преступление. Развернулся прямо перед терминалом оплаты и поехал в сторону Аосты и оттуда в Швейцарию.
Приехал в Аосту. Ливень адский. На расстоянии 50 метров уже вообще ничего не видно. Свернул к нужному мне Большому перевалу святого Бернарда. Небо затянуто тучами, дождь все льет и льет. Соваться при таких погодных условиях на перевал – неразумно.
Подумав что это надолго, решил остановиться в Аосте переночевать. Времени начало 4. Заехал в магазин и купил бутылку вина. Будет у меня не мото-туризм, а алко-туризм.
Пока я ходил по магазину выбирая вино и сыр, дождь закончился. И стало проглядывать солнышко. Так что поехал я опять на перевал. Потрясающе красивый и опасный.
На обзорной площадке опять уронил мотоцикл. Уехала подножка на мягком грунте.
Приехал в Швейцарию. И заправился на 160 франков! Опять автозаправка без кнопок 5/10/20 евро. Думал что после авторизации, мне покажут меню, где я выберу, на какую сумму мне заправляться. Не тут-то было, только сунул туда карточку, сразу пришла смска что 160 франков списала. И чек не выдала. Прыгаю в ярости вокруг колонки, ругаюсь.
Вышел мужик и спрашивает: — «Проблемы?»
— Да! Списалось 160 франков.
— Ну да. Типа холд.
— А чек где?
— Ну не дал чек, бывает.
Тут мужику надоело со мной разговаривать и он ушел.
В банке мне сказали что это списание, а не заморозка средств. Дважды заправил мотоцикл на 150 евро. И если во Франции мне выдали чек, что я заправился на 28 евро, то тут чека я так и не получил. Так что разборки с банком это сильно усложнит.
Настроение вообще в ноль ушло, а перед этим я улыбался до ушей.
Вид на кусок Швейцарии.
Поехал в Шамони.
Проблема еще в том, что наличных денег у меня осталось только 525 евро. Все на карточке. Причем 500 евро одной бумажкой, которую мне отдал Илья в мюнхенском метро, когда мы возвращались из Хехлингена. Эту банкноту у меня уже два дня нигде не принимают. Я с ней как дурак с фантиком.
По дороге в Шамони заехал в крупный магазин Лидл с целью разменять 500 евро. Когда я достал ее на кассе, кассирша впала в ступор. Сбежались реально все менеджеры и кассиры и стали смотреть что будет дальше. Я говорю что у меня только эти деньги и больше нету. Тут кассирша увидела у меня последние 20 евро и выхватила их из моего кошелька. 500 евро принимать отказались.
Во Франции часто встречаются дорожные знаки что велосипедистов надо обгонять аккуратно с боковым интервалом в 1,5 метра. Доехал до Шамони. Медленно пробираюсь по городу в пробке, сверху льет мерзкий дождь. Впереди, по обочине, едет семейство на велосипедах. Папа, мама и последней едет девочка лет 10-12. Только я поравнялся с этой девочкой, она внезапно падает. Хорошо что я ехал ближе к разделительной. Никто мне ничего предъявлять не стал, но я напрягся очень сильно.
Весь день то дождь, то солнце. Смена погоды происходит каждые 20 минут. Из дождевика и бахил не вылезаю.
Нашел гостиницу. На стоянке стоит парочка мотоциклов. Искать владельцев не хочется. В гостинице есть вайфай, у меня есть итальянское вино и французский сыр. Настроение на нуле.
Залез на форум и увидел сообщение что в аварии разбилась Даша. Ничего не стал писать, нет никаких мыслей, а соболезнования неуместны.
Две бутылки вина, Хонор Харрингтон и груз тяжелых мыслей.
Европа 2012. Соло. Часть 1.
Европа 2012. Соло. Часть 2.
Выезжаю из Барселоны.
Перед отъездом решил сделать кружочек по городу и заснять его на камеру. Бедных испанцев камера GoPro на шлеме мотоциклиста повергла просто в шок. Как огонь, добываемый не с помощью трения, а с помощью зажигалки, для диких папуасов. Они тыкали пальцами, восторженно орали что-то из окон автомобилей и автобусов, подъезжали на скутерах и строили рожи.
Поехал в Андорру Ла Вейя.
Проезжая недалеко от монастыря Монсератт, решил туда не заезжать. В сентябре там побываю, а сейчас не стану тратить время.
По дороге жутко стало рубить. Несколько раз останавливался пить кофе, не помогает. Замучился искать заправку в районе городка Берге. Причем в этом городке чуть не въехал в тетку, которая медленно и неторопливо выехала со стоянки магазина и очень плавно поехала по моей главной дороге. Я с 60 тормозил в пол. Она реально вообще меня не видела. Зеркала не для таких как она, а шея не поворачивается.
Постоянно встречаются граффити и надписи «Independencia!!!». Именно в городе Берге короля Испании Хуан Карлоса I объявили персоной «нон грата».
Виды по дороге
Все факты что я знал про Андорру, так это то что она беспошлинная зона, говорят на испанском, есть горнолыжные курорты.
По факту говорят они на смеси каталанского и французского. Я их почти не понимал.
Магазины все были закрыты, так как я приехал в сиесту. Кататься на горных лыжах там, на мой взгляд, не интересно. Горы пологие и невысокие.
Но цены реально ниже. Бензин на 30-40 центов дешевле. Зумо 660 предлагали за 495 евро. На 50 меньше чем в Барсе.
Купил себе навигатор TomTom Urban Rider. И что-то он мне не очень нравиться. Потестируем, вроде по отзывам его хвалят.
В итоге в Андорре попил кофейку, купил навигатор, наклейку на кофр и поехал через горы во Францию.
Катаясь по Пиренеям, за 70км от Перпиньона, на обзорной площадке умудрился уронить мотоцикл. Сильный боковой уклон, параллельно которому я поставил мотоцикл. Сообразил что это плохо только когда откинул подножку, которая просто не достает до земли. Мне росту не хватило удержать мотоцикл. Успел спрыгнуть, ржу как сумасшедший. Люди вокруг в ужасе.
Подбежали стали вместе поднимать. Откатили мотоцикл ниже где не такой уклон.
Я пошел фотографировать.
Осмотрел мотоцикл — все ок. Только еще пара царапин появились на дугах.
Залезаю на мотоцикл и понимаю что у меня под левой ногой водосточная канавка и поднять мот вертикально я не могу. И подножка стала складываться. Глушу мотоцикл и аккуратно кладу его на бок.
При этом отломал кусок ручки сцепления. Буквально за пару часов до этого думал о сломанной ручке. Еще немного сбил спойлер.
Из проезжающих машин люди спрашивают, все у меня нормально или нет?
Опять подбежали люди и мне помогли поднять мотоцикл. Уже не смешно. Я выкатил мотоцикл почти на дорогу, так как на этой площадке я просто не мог его поднять вертикально. Очень радовался что у меня не Адвенчер.
Еду по Франции в сторону Монтпильера.
По прикидкам выходит что цена 1000 км на гусе по Европе около 160 евро. Не слабо. По прошлой поездке я рассчитывал на 110.
По автобану еду неторопливо и нудно. Плюс падения настроили меня на более аккуратное вождение. Скорость 120, правую ногу закидываю на горшок, откидываюсь на сумку и качу себе. Смотрю, спойлер что-то сбился. Протягиваю руку чтобы его проверить и он остается у меня в руке. Скорость 120 км/ч. Аккуратно съезжаю на обочину и прикручиваю его обратно.
Много русских, которые приветливо машут и бибикают мне из проезжающих машин.
Стал заканчиваться бензин. Заправки на автобане каждые 50 км, но у меня не хватит топлива до нее доехать. Решил заехать в какой-нибудь мелкий город и там найти заправку.
Свернул в город Leucate на берегу моря. Курортный город с неплохими видами. Только фотографий делать не стал, был занят поиском заправки.
Заправился в автоматической заправке на 27 евро по чеку. Списали 150 евро. Надеюсь это просто блокировка средств и через сутки они станут доступны. Напрягся.
Уже стемнело, надо заночевать. В навигаторе нашел ближайшую гостиницу сети Ибис, мне ее советовали. Сворачиваю с автобана к ней. Тут меня стал прижимать француз на 530 БМВ. Пока я оттормаживался перед кругом, он чуть в меня не въехал. Орал на него русским матом.
Успел взять последний номер в гостинице. Судя по номерам машин на стоянке, здесь остановилось еще несколько русских семейств.
Оригинальная БМВ сумка на бак для гуся полное говно по креплению. Или может это мне так с молнией повезло. Постоянно разъезжается.
Маршрут за сегодня.
Утром установил нормально навигатор на руль. Теперь цель – покататься несколько дней по Французским, Швейцарским, Итальянским Альпам. Серпантины, горные пейзажи, красоты и отличный отдых.
Проехал от Монтпельера до Авиньона по автобану, там съехал на второстепенные дороги. Еду между виноградниками, любуюсь пасторальными пейзажами сельской жизни, морщу нос от запахов этой самой сельской жизни.
Если в прошлогодней своей поездке я не видел аварий, то в эту наблюдаю несколько серьезных аварий. По дороге к Греноблю и Альпам увидел лобовое столкновение двух французских машин.
Вот начались горы и перевалы.
В правом повороте обгоняю велосипедиста с выездом ближе к разделительной полосе. Мотоцикл в наклоне и тут у меня на гудроне сносит заднее колесо. Справа велосипедист, если упаду, то его тоже захвачу. Выправил ситуацию, но очень было неприятно.
Вид на Гренобль.
Еду в Валь ди Зер, но до ночи доехать туда не успеваю.
Остановился в попутном городке.
Хозяйка отеля милая женщина. Английский не знает и знать не хочет. Я на французском знаю только десяток слов. Но это не проблема. Бумажка, ручка и арабские цифры помогают нам договориться. Как же она сильно отличается от Австрийской ведьмы Марты!
Специальная парковка для мотоциклов. Так как прошел дождь, мостки очень скользкие. Аккуратно заехал, очень не хотелось падать на розы.
Маршрут за сегодня.
Утром поехал в Валь ди Зир. У меня не достает слов, чтобы описать красоту природы в тех местах.
По дороге озеро Lac du Chevni.
А это уже в долине Валь ди Зер.
В навигаторе забил Курмайор. Честно признаю, без навигатора никогда бы не нашел съезд на
D1090 и дорогу через перевал Святого Бернарда. Виды открываются потрясающие!
Поднялся почти наверх, еду уже к указателю перевала. Вижу впереди серое неоштукатуренное здание мрачного вида.
Ну думаю, делают очередную гостиницу, просто еще не успели внешнюю отделку сделать. На здании висит простая и очень страшная надпись «Hospis». Задумался о бренности бытия.
Статуя — это сам святой Бернард.
Вот и Италия. Доехал до Курмайора. По указателям поехал в сторону Мон Блана. Погода дождливая и туманная.
Доехал до туннеля под Мон Бланом. Медленно тянущаяся очередь из машин к терминалу оплаты.
Пока стоял в очереди изучал карту и сообразил что туннелей в Москве полно. Тратить 25 евро за проезд, вместо того чтобы кататься по серпантинам – преступление. Развернулся прямо перед терминалом оплаты и поехал в сторону Аосты и оттуда в Швейцарию.
Приехал в Аосту. Ливень адский. На расстоянии 50 метров уже вообще ничего не видно. Свернул к нужному мне Большому перевалу святого Бернарда. Небо затянуто тучами, дождь все льет и льет. Соваться при таких погодных условиях на перевал – неразумно.
Подумав что это надолго, решил остановиться в Аосте переночевать. Времени начало 4. Заехал в магазин и купил бутылку вина. Будет у меня не мото-туризм, а алко-туризм.
Пока я ходил по магазину выбирая вино и сыр, дождь закончился. И стало проглядывать солнышко. Так что поехал я опять на перевал. Потрясающе красивый и опасный.
На обзорной площадке опять уронил мотоцикл. Уехала подножка на мягком грунте.
Приехал в Швейцарию. И заправился на 160 франков! Опять автозаправка без кнопок 5/10/20 евро. Думал что после авторизации, мне покажут меню, где я выберу, на какую сумму мне заправляться. Не тут-то было, только сунул туда карточку, сразу пришла смска что 160 франков списала. И чек не выдала. Прыгаю в ярости вокруг колонки, ругаюсь.
Вышел мужик и спрашивает: — «Проблемы?»
— Да! Списалось 160 франков.
— Ну да. Типа холд.
— А чек где?
— Ну не дал чек, бывает.
Тут мужику надоело со мной разговаривать и он ушел.
В банке мне сказали что это списание, а не заморозка средств. Дважды заправил мотоцикл на 150 евро. И если во Франции мне выдали чек, что я заправился на 28 евро, то тут чека я так и не получил. Так что разборки с банком это сильно усложнит.
Настроение вообще в ноль ушло, а перед этим я улыбался до ушей.
Вид на кусок Швейцарии.
Поехал в Шамони.
Проблема еще в том, что наличных денег у меня осталось только 525 евро. Все на карточке. Причем 500 евро одной бумажкой, которую мне отдал Илья в мюнхенском метро, когда мы возвращались из Хехлингена. Эту банкноту у меня уже два дня нигде не принимают. Я с ней как дурак с фантиком.
По дороге в Шамони заехал в крупный магазин Лидл с целью разменять 500 евро. Когда я достал ее на кассе, кассирша впала в ступор. Сбежались реально все менеджеры и кассиры и стали смотреть что будет дальше. Я говорю что у меня только эти деньги и больше нету. Тут кассирша увидела у меня последние 20 евро и выхватила их из моего кошелька. 500 евро принимать отказались.
Во Франции часто встречаются дорожные знаки что велосипедистов надо обгонять аккуратно с боковым интервалом в 1,5 метра. Доехал до Шамони. Медленно пробираюсь по городу в пробке, сверху льет мерзкий дождь. Впереди, по обочине, едет семейство на велосипедах. Папа, мама и последней едет девочка лет 10-12. Только я поравнялся с этой девочкой, она внезапно падает. Хорошо что я ехал ближе к разделительной. Никто мне ничего предъявлять не стал, но я напрягся очень сильно.
Весь день то дождь, то солнце. Смена погоды происходит каждые 20 минут. Из дождевика и бахил не вылезаю.
Нашел гостиницу. На стоянке стоит парочка мотоциклов. Искать владельцев не хочется. В гостинице есть вайфай, у меня есть итальянское вино и французский сыр. Настроение на нуле.
Залез на форум и увидел сообщение что в аварии разбилась Даша. Ничего не стал писать, нет никаких мыслей, а соболезнования неуместны.
Две бутылки вина, Хонор Харрингтон и груз тяжелых мыслей.
- Vir1
- 24 марта 2014 в 12:40
- 2
- +41
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
здесь был ататат
- Apokalepsys
- 24 марта 2014 в 15:57
- ↓
Спасибо большое за великолепный рассказ. Прочитал как очень интересную книгу.
- 1nfleXible
- 24 марта 2014 в 18:20
- ↓
«Аккуратно заехал, очень не хотелось падать на розы.»
Хватило ширины на разворот?)
П.с. расскажи плз поподробнее про заправки автоматические. Как на них оплата происходит? Это глюк про 160 евро или так на каждой может быть?
Хватило ширины на разворот?)
П.с. расскажи плз поподробнее про заправки автоматические. Как на них оплата происходит? Это глюк про 160 евро или так на каждой может быть?
Да развернуть мотоцикл можно даже на месте — на боковой подножке крутится. Места вполне хватило.
На автобанах все заправки с операторами и проблем с заправкой нет. Сколько залил — столько оплатил. Заливаешь бензин ДО оплаты.
Автоматические заправки бывают нескольких типов:
— Испания в глубинке. На заправке есть кнопки 5/10/20/50 евро, ты нажимаешь нужную кнопку и тебе наливается бензин.
— Глубинка Франции и Швейцарии. У тебя списывают сумму порядка 150 евро, ты заливаешь бензин сколько тебе надо. Остаток через какое-то время возвращается. Мне приходилось ждать достаточно долго — неделю или что-то около того. НИКАКОГО выбора по ограничению суммы заправки я не видел.
— В Норвегии тоже есть автоматические заправки по предыдущему типу. Но тебе деньги возвращаются в течение часа-двух. То есть все проходит очень быстро.
— В Италии автоматические заправки с кнопками. Проблем у меня с ними не было вообще.
На автобанах все заправки с операторами и проблем с заправкой нет. Сколько залил — столько оплатил. Заливаешь бензин ДО оплаты.
Автоматические заправки бывают нескольких типов:
— Испания в глубинке. На заправке есть кнопки 5/10/20/50 евро, ты нажимаешь нужную кнопку и тебе наливается бензин.
— Глубинка Франции и Швейцарии. У тебя списывают сумму порядка 150 евро, ты заливаешь бензин сколько тебе надо. Остаток через какое-то время возвращается. Мне приходилось ждать достаточно долго — неделю или что-то около того. НИКАКОГО выбора по ограничению суммы заправки я не видел.
— В Норвегии тоже есть автоматические заправки по предыдущему типу. Но тебе деньги возвращаются в течение часа-двух. То есть все проходит очень быстро.
— В Италии автоматические заправки с кнопками. Проблем у меня с ними не было вообще.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (24)
RSS свернуть / развернуть