Блог им. D_Goldman → Сначала сборы, потом моря и горы!
Зима, холода, одинокие дома,
Моря, города, сопли льются как вода,
Но скоро весна, снег растает и тогда,
За гаражной стеной, соберусь я в дальнобой!
(Ария мотоциклиста из оперетты «Февраль» )
Признаться, я давно хотел, как — то подытожить отдельным постом свои летние поездки (тыц, тыц) и рассказать о том, как именно планирую маршруты, что и зачем беру с собой в дорогу, а также поделиться с сообществом некоторыми соображениями и наблюдениями по поводу… да и без повода тоже. Как — то всё руки не доходили, а за последние пару месяцев, пока отвечал на вопросытелезрителей в ЛС, набралось материала аж на целый пост.
Мой сравнительно небольшой опыт мототуризма не позволяет глаголить истину в последней инстанции, да, в общем-то, я на это и не претендую, поэтому любые встречные мнения одобряются и приветствуются!
Сразу оговорюсь: путешествие на мотоцикле для меня — осознанный и желанный выход из зоны комфорта. Поход, приключение, в некотором роде — вызов, способ вырваться из привычной суеты и монотонной офисно — городской рутины, поэтому свой багаж, я собираю исходя из соображений, что:
— бОльшая часть ночевок будет в палатке,
— еду буду периодически готовить на походной кухне,
— от мест скопления пакетных туристов буду держаться по возможности подальше.
Наверное, когда — то мои приоритеты сместятся, но пока что философия такая: хочешь путешествовать с избыточным комфортом, — меняй два колеса на четыре и вперёд! Ну, или закидывай в чемодан свои отглаженные рубашки и лети бизнес-классом.
По моему мнению, путешествие на мотоцикле НЕ заключается лишь в перемещении своего тела из пункта «А» в точку «Б», а представляет собой некую параллельную вселенную, с другими, понятными только мотоциклисту, радостями, иными приоритетами и затяжным ароматным послевкусием. Ведь именно нам — мотоциклистам, где — то посреди бесконечной зимы, мерещится запах свежих покосов, горных трав и мокрого асфальта. Это нам радостно вспоминать, как бил по лицу прохладный ветер кода мчался по ночному шоссе, как мелькали шпильки поворотов где-то на горном серпантине, как пережидал ливень под навесом остановки среди бескрайних полей, и как растворялись бесчисленные города и посёлки где — то за спиной. Ну и конечно же, то, каким волнительным и долгожданным был отъезд, и как радостно было снова возвращаться на родные просторы…
Итак, ближе к телу, как говаривал Мопассан!
Для предварительной разработки маршрута я использую mymaps.google.com — стандартное приложение от Google, которое позволяет работать со слоями маршрута.
Как правило, первый слой я выделяю под метки с достопримечательностями и местами, которые планирую посетить. Все последующие слои расписываю по дням, с указанием планируемого километража. На первый и последний день маршрута я закладываю до тысячи км пробега, чтобы как следует вжарить со свежими силами, пока бодр, и где-то внутри ещё клокочет мототоксикоз, накопленный за долгие месяцы, проведённые в предвкушении сезона. Во все последующие дни, мой дневной пробег составляет примерно 500 — 800 км/день, в зависимости от плотности культурной «программы», особенностей ландшафта и сложности маршрута.
Выглядит составленный маршрут примерно так:
Красные маркеры — «слой» с местами которые планирую посетить, далее идут маршрутные слои разбитые по дням.
На те дни, в которые запланированы перевалы, серпантины, паромные переправы, переходы границ и прочие эстафеты, не вбиваю более 300-400 км. Для альпийских тропинок в режиме — «круиз», и этого, вполне достаточно. Важно ведь все-таки не количество пройденных за день километров, а удовольствие от путешествия, кайф от управления мотоциклом, а также ощущение отпуска и безграничной свободы. Захотел забраться на гору и посмотреть как заходит солнце над долиной, — заберись! Хочешь купаться, — остановись и купайся! Понравилась своим колоритом какая — то де(ре)вушка? Остановись и погуляй!… Именно такой ритм поездки мне понятен и близок. Именно за этими эмоциями и ощущениями еду!
Когда маршрут разработан и акцептирован, переношу точки из my maps в Sygic для iPhone/IPad — оффлайн навигацию, которой пользуюсь уже долгие годы. Когда-то попробовал бесплатную версию этого приложения и по сей день ценю нашу многолетнюю дружбу за интуитивно понятный интерфейс, удобное управление, возможность тонкой настройки домашнего экрана. За простоту управления точками интереса (POI), пересчёт маршрута и прочие функции, которые дадут фору многим раскрученным портативным навигационным системам. Например, в Норвегии, проплутав пару часов с подачи мотоциклетного навигатора Garmin, мы нарекли его Govnin и больше к нему не прикасались. Остальную часть маршрута всецело доверили Sygic'у и ни разу об этом не пожалели.
Кроме Sygic, продублированной на двух устройствах, беру с собой бумажную карту. Пару раз метод отцов и дедов доказывал свою состоятельность. Помню где-то под Будапештом, когда iPad сообщил что ему слишком жарко и отключился, пришлось сверяться с маршрутом «по бумаге», и её наличие сэкономило мне немало времени и нервов.
Что касается навигации для пеших прогулок, то я использую — Triposo. Прекрасный офлайн-путеводитель по достопримечательностям, местам досуга и ресторанам.
До отъезда подкачиваю базу тех мест, которые ждут по маршруту, и вуаля! — я имею отличный персональный гид в кармане!
Ниже я собрал памятку по виньеткам, платным дорогам, мостам и тоннелям. Информация проверена, но имейте в виду, то что правила меняются, в эксплуатацию вводятся новые дороги, мосты и прочая дорожная инфраструктура, так что не поленитесь еще раз перепроверить тарифы перед поездкой на www.tolltickets.com, www.tolls.eu или других тематических ресурсах!
A: Austria; Виньетка обязательна
10 дней = €5.10, 1 месяц = €12.90, 1 год = €34.10. (штраф от €300 до €3000)
Платные дороги, мосты и тоннели: Phyrn Autobahn A9 at the Bosrucktunnel cost €5.00, Gleinalmtunnel €8.00, Tauern Autobahn A10 €11.00, Karawanken Autobahn A11 €7.00, Brenner Autobahn A13 €8.50, Arlberg Road Tunnel S16 €9.00, Grossglockner High Alpine Road €24.00, Felberntauern Tunnel B108 €10.00, Timmelsjoch Panorama Road B186/SS44bis €12.00 single pass and €14.00 for return ticket, Dachstein Road €6.00, Gerlos Alpine Road €5.50, Malta Hochalm Road 1-day ticket €9.50 or 3 week ticket €12.00, Nockalm Road €9.50, Rettenbach Glacier Road (connected to B186) €5.50 solo driver or €9.00 duo driver, Silvretta High Alpine Road B188 €12.00, Villacher Alpine Road 174 €9.00, Zillertaler Höhenstraße €5.00.
CH: Швейцария; Виньетка обязательна
Цена €38.50. Срок действия: 31 января текущего года.
H: Hungary; Виньетка обязательна
10 дневная виньетка стоит 1470 HUF (€4.75), на 1 месяц 4780 HUF (€15.50), и виньетка на 1 год — 42,980 HUF (€140.00).
SLO: Slovenia; Виньетка обязательна
7 дневная виньетка стоит €7.50, на 6 месяцев — €30.00, годовая — €55.00.
BG: Болгария; для мотоциклов — бесплатно.
Платные дороги, мосты и тоннели: для мотоциклов — бесплатно.
CZ: Чехия; для мотоциклов — бесплатно.
Платные дороги, мосты и тоннели: для мотоциклов — бесплатно.
SK: Slovakia; для мотоциклов — бесплатно.
Платные дороги, мосты и тоннели: для мотоциклов — бесплатно.
B: Бельгия; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Liefkeshoektunnel — €6.00 (если наличными) или €4.95 при оплате кедитной картой.
DE: Германия; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Тоннель Warnow Tunnel €2,50 — €3,80; Тоннель Herrentunnel €1,20 — €1,50;
D: Дания; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: €18.00 стоит пересечение 18 километрового моста Storebælt (the Great Belt Bridge), и моста Øresund между Данией и Швецией — €24.00.
E: Spain; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Valencia — Alicante €16,00; Sevilla — Cádiz €6,75; Bilbao — Zaragoza €29,90; Barcelona — Valencia €38,47; Malaga — Valencia €14,85; Madrid — Donostia-San Sebastián €17,51; Vigo — Donostia-San Sebastián €22,87; Madrid — Barcelona €32,75; Irún — Gijón €10,04; Figures — Gibraltar €78,44;
F: France; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Fréjus Tunnel €27.00 в одну сторону, или €34.00 туда — обратно. Мост Millau €4.40, Mont-Blanc Tunnel €27.00 в одну сторону, или €34.00 туда — обратно, Pont d’Île de Ré €3.00.
GB: Great Britain; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: M6. Стоимость проезда варьируется от дня недели и времени. (£1.80 — £3.00)
Оплата за пересечение платных мостов варьируется от £1.00 до £7.00. :Aldwark Bridge, Batheaston Bridge, Cartford Bridge, Cleddau Bridge, Clifton Suspension Bridge (Bristol), Dartford Crossing, Dunham Bridge (Nottinghamshire / Lincolnshire), Eling Bridge / Eling Tide Mill (Hampshire), Humber Bridge (Hull), Itchen Bridge (Hampshire), Kingsland Bridge (Shrewsbury), Middlesbrough Transporter Bridge, Newport Transporter Bridge, Penmaenpool Bridge, Pont Briwet, Severn Bridge and Second Severn Crossing (between England and Wales), Swinford Bridge (Oxfordshire), Tamar Bridge (Plymouth), Warburton Toll Bridge, Whitchurch Bridge, Whitney-on-Wye Bridge.
GR: Greece; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Thessaloniki-Anthény €13.50, Thessaloniki-Larisa €4.50, Thessaloniki-Igoumenitsa €5.10, Thessaloniki-Alexandroupolis €3.40, Thessaloniki-Kavala €1.70, Athény-Patras €4.40. Подводный тоннель Aktio – Preveza — €0.70, и Rio – Antirio, Athény – Kalamata €8.80. Тоннель Aktio – Preveza и Rio – Antirio (Charilaos Trikoupis) €1.90.
HR: Croatia; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: есть платные дороги, средняя стоимость €0.05 за км.
I: Italy; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Зависит от дороги и расстояния. В среднем €0.05/km
Bolzano — Rome € 41,80; Milano — Rome €37,10; Neapol — Rome €14,50; Torino — Rome €51,00; Venezia — Rome €34,90; Venezia — Milano €17,80; Venezia — Udine €9,00; Venezia — Neapol €48,40; Napoli — Milano €50,60; Bolzano — Bari € 61,80
IRL: Ireland; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: M1 Gormanston — Monasterboice, M3 Clonee — Dunshaughlin, M3 Navan — Kells, M4 Kilcock — Enfield, N6 Galway — Ballinasloe, M7/M8 Portlaoise, Castletown, Cullahill N8 Rathcormac — Fermoy Bypass, Dublin Port Tunnel, Limerick Tunnel, N25 Waterford City Bypass, M50 — средняя стоимость для мотоцикла €0.70 — 1.50.
MK: Republic of Macedonia; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Kumanovo -> Miladinovci or vice versa = 50 denars, Skopje -> Petrovec = 30 denars, Petrovec -> Veles = 60 denars, Veles -> Gradsko = 50 denars, Skopje -> Miladinovci = 30 denars, Tetovo -> Gostivar = 20 denars, Gostivar -> Tetovo = 30 denars, Skopje -> Tetovo = 30 denars, Tetovo -> Skopje = 30 denars
N: Norway; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: в большинстве дороги, мосты и тоннели бесплатны для мото-техники, но есть редкие исключения. Плата за паромные переправы €3.00 — 15.00 в зависимости от расстояния.
NL: Netherlands; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Kiltunnel Dordrecht – Hoekse Waard, стоимость — €2.00.
P: Portugal; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Предусмотрена плата за движение по магистральным дорогам. Мотоциклы — дешевле.
PL: Poland; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Магистрали A1, A2 and A4 r. Средняя цена 0.05 PLN за километр.
RO: Romania; НЕТ
S: Sweden; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Øresund Bridge — €24.00.
SRB: Serbia; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: расчетная стоимость движения по платным шоссе — €0.04/km.
Как правило, заранее ничего не резервирую, лишь делаю выборку подходящих отелей и гостевых домов в промежуточных точках по следующим критериям:
Со временем выработал такое правило: останавливаюсь в отеле лишь тогда, когда этого требуют такие обстоятельства, как самочувствие или погода, из соображений безопасности или когда есть желание расчехлиться и поближе познакомиться с каким-либо городом по маршруту.
Ну, например, где-нибудь в Польше, нет совершенно никакого смысла разбивать лагерь, так как цены на гостиницы крайне низкие, а вот погода совсем не предсказуема. Но где-нибудь в Швейцарии Италии или Франции, например, можно смело останавливаться в палатке — погода и условия располагают, а гостиницы стоят неоправданно дорого.
На фото: Кемпинг во Франции, Швейцарии и Норвегии.
Редкий случай, когда я разбиваю лагерь «дикарём». В 90% это обустроенные кемпинги или стоянки с туалетом, душевой, возможностью вымыть посуду и перезарядить девайсы.
Кемпинги выбираю таким образом:
В строку поиска Google.maps я вбиваю запрос — «Camping», и они обозначаются красными маркерами на карте. При наведении курсора на маркеры, появляется название кемпинга, его веб-сайт и контактная информация. Остаётся лишь выбрать тот, который совпадает с маршрутом, подходит по живописности места, предлагаемым условиям и цене.
Затем я переношу все понравившиеся варианты в навигатор. Как правило за палаточное место + мотоцикл и возможность пользоваться такими релаксантами, как душ, и привычными благами цивилизации, такими как электричество и кухня, цена не превышает €10-15. К слову сказать, палаточно — караванный отдых очень популярен среди европейцев, и кемпинги расположены в самых живописных местах, или минимальной близости к объектам культурного паломничества.
В Sygic я загрузил пакет POI (точек интереса) — всех европейских кемпингов c сайтов www.poiplaza.com и www.archiescampings.eu и остается лишь «пометить звёздочкой» те варианты, которые были выбраны. Таким образом, у меня всегда имеется выбор из 2-3 кемпингов по маршруту и пары — тройки гостиниц.
Гостиницы смотрю через booking.com, реже через Airbnb.com. Вроде бы более удобных сервисов для резервирования гостиниц и апартаментов пока ещё не придумано.
Стоит упомянуть некоторые наблюдения:
Франция
На всей территории Франции существует множество так называемых — camping municipal — муниципальных кемпингов, где за символическую плату в 5-6€, можно получить место под мотоцикл и палатку, принять горячий душ, а также пользоваться другими благами цивилизации.
Норвегия
В Норвегии, на основных и второстепенных дорогах, через каждые 10-15 км встречаются места отдыха (Rest area) которые оборудованы совсем не хуже кемпингов. По крайней мере, стол со скамейкой и мусорным баком, а также туалет с салфетками и горячей водой есть практически на каждой. На некоторых местах отдыха висит знак — «No tenting», но мне все время казалось, что у тех, кто путешествует на двух колесах, есть своего рода индульгенция от таких знаков. Тем более в Норвегии есть закон, по которому можно на одну ночь ставить палатку на земле, которая не является частной собственностью, огородом или пастбищем.
Мое мнение: на питании экономить не стоит. Кухня — это еще один способ познакомится со страной, по которой путешествуешь, ближе узнать её культуру, традиции и особенности, но, при этом — тушёнка наше все! Поэтому какой-то запас провизии, горелку и походную кухню я все – таки беру с собой в любом случае.
Ну, во-первых, иногда хочется остановиться где-нибудь вдалеке от цивилизации и отобедать на берегу горной реки, или с видом на какой-нибудь водопад, например. Или просто сделать 15- минутный привал, сварить кофе и помедитировать над шкварчащей сковородкой. Есть в этом, что-то необъяснимо завораживающее, успокаивающее и наполненное высшей сутью.
Что касается выбора провизии, то все зависит от личных вкусов и гастрономических пристрастий, но путешествуя по «асфальту», не следует превращать свой двухколёсный транспорт в обоз гружёный продовольствием. Проверено, макароны, хлеб и другие нехитрые продукты можно купить даже за полярным кругом. Нет ни одной разумной причины тащить все это с собой за тысячи километров…
Никаких скоропортящихся и трудно приготавливаемых продуктов я не беру, беру лишь основу – проверенные консервы, пюре, гречку, макароны быстрого приготовления, пакетные супы, плавленый сыр и сухую колбасу. Сыпучие продукты: соль, перец, чай, кофе, сахар, столовые приборы, а также все то, что крошиться и мнётся, держу в пластиковом боксе. Обязательно беру минимум 2 литра питьевой воды и термос. Все остальное по необходимости докупаю по пути.
Не буду давать наставления по поводу основного экипа, пусть это будет на совести вашего здравого смысла. Но отсутствие некоторых вещей может омрачить любое отличное путешествие:
Утепленные перчатки
Вполне подойдут и лыжные. Места не занимают совсем, но как-нибудь вечером, где-нибудь в горах, они придутся очень кстати. Проверено, и не раз.
Дождевые перчатки/дождевик/бахилы
Стоит ли упоминать? Обязательно берем!
Баф
— бесшовная «труба» из эластичной ткани, которая трансформируется в бандану, шапку, косынку, шейный платок, защитную маску или головную повязку. Практично, удобно. Способен защитить как от холода, так и от ветра и солнца.
Термобелье
Ничего нового не расскажу. В жару впитывает влагу тела, в холод согревает. Лучше иметь с собой пару комплектов.
В любом случае, при температурах близких к 0, самый оптимальный вариант — одеваться слоями. Кода бывало совсем прохладно, работала лишь комбинация: термобелье -> экип -> непродуваемый дождевик. Когда было совсем жарко, приходилось оставаться в минимально допустимой защите и съезжать со скоростных магистралей. В любом случае, если ваш маршрут запланирован по разным климатическим зонам, то следует как следует подготовиться как к холоду, так и к невыносимой жаре.
Прикуриватель 12 v
Штука абсолютно не заменимая, а стоит три копейки. Без него все ваши электронные устройства и приспособления через пару часов путешествия непременно превратятся в тыкву. При выборе, рекомендую обратить внимание на то, чтобы прикуриватель имел «свой» штатный предохранитель. Всяко бывает.
Вспоминается как где — то на заправке в Швейцарии, ко мне подошёл потомок местных часовщиков и сыроваров. Долго изучал мой мотоцикл а потом ткнул пальцем в прикуриватель и произнёс:
— « Sorry, it's a power outlet?»
Я недоуменно ответил:
— «Yes, it is!»
На что он сделал большие глаза, и с детским восторгом воскликнул:
— «You're f..g genius!»
Не знаю что его так удивило в привычном устройстве, но было видно что он был под сильным впечатлением. До сих пор вспоминаю эту реплику со смехом…
Сумка на бак
Купил её как «подставку» для навигатора, а в итоге раскрыл её функциональность на 110% и переместил её в список вещей максимально незаменимых в путешествии. Во-первых, это отличный органайзер для документов и дорожной мелочёвки: фонарика, ножа, GoPro, переходников, проводов, сигарет, салфеток и прочего. Остановившись где-нибудь на заправке просто отщёлкиваем магниты от топливного бака и вперёд, — все самое ценное с собой. Главное, не забыть предварительно оклеить бак прозрачной плёнкой, иначе не избежать царапин и ссадин на лакированном фюзеляже. После каждой моей поездки, плёнка была исцарапана так, как будто какой-то вандал прошелся по баку наждачкой.
Во-вторых, если модификация сумки позволяет, можно вытащить лямку и использовать её как вполне удобную наплечную сумку во время прогулок по городу. Рекомендую!
Ветровое стекло или лопух (также известен как fairing или windshield)
Не то чтобы перемещение без него невозможно, но есть ряд разумных преимуществ: существенно разгружает спину, защищает от дождя и дорожной пыли, а когда отмываешь его на заправке от сантиметрового слоя насекомых, то понимаешь, что если бы не оно, то — это месиво стало бы незапланированным обедом или ужином.
Пассажирская спинка
До последнего не хотел её ставить так, как, по моему мнению, это тот «наворот», который более всего портит внешний вид мотоцикла, превращая любой круизер, из поджарого мустанга, в гужевую повозку. Но, для комфортной организации багажа в дальних поездках — вещь незаменимая. Паук, пара крючков — эспандеров и баулы с палатками и прочими бесценностями фиксируются как влитые, не норовя рассыпаться по дорожному полотну на очередном вираже.
Выносы (Highway pegs)
Брал где-то на амазоне, потом делал крепления под заказ вместо штатных, которые не подошли под диаметр и цвет дуг. В общем намучался я с ними, но теперь радости нет предела. Для меня это, наверное, один из тех немногих элементов оснащения мотоцикла, без которого мне трудно представляется дальнее путешествие на нем, не смотря на наличие широких штатных плаформ. Много раз говорил себе — «спасибо» за ту посадку, когда на загородных прямых дорогах вытягиваешь ноги и комфортно устраиваешься в седле чуть подавшись телом вперед. Идеально!
Ветровики на защитные дуги (Rain guards)
Как-то, перед дальняком, попал за городом в сильный ливень, и несмотря на то, что дождевики с бахилами свою работу выполнили на 100%, коллекционировать лужи на себе мне показалось развлечением весьма и весьма сомнительным. Вывод напросился само собой: для дальних поездок нужно ставить защиту на дуги. Так как дуги у меня кастомные, нужно было их заказывать под размер. Был вариант делать их из кожи, но откровенно говоря, из кожаных элементов в мотоцикле, признаю только седло и куртку, поэтому заказал их у знакомого, который работает с листовыми пластиками. Ставил их как временное решение для дальняка, но приезду, так привык что ничего не поддувает и не льется на ноги, что оставил. Конечно, не «валенки» как на электричке, но свою функцию выполняют отлично!
Кофр №1 выделяю под набор инструментов, дождевой комплект, и прочие мото- причендалы.
Кофр №2 выполняет функцию походной кухни. В нём храню запас провизии, набор посуды, горелку, газовый баллон, и все для приготовления пищи.
В бауле №1 везу личные вещи: «гражданскую» и тёплую одежду, сменную обувь и прочее.
Баул №2 вмещает в себя все необходимые принадлежности для кемпинга: небольшую, (самую простую) быстроразборную палатку, спальник (-9 комфорт), надувной коврик, компактный стул, и прочую мелочь. В этом году хочу дополнить «лагерный» инвентарь небольшим, раскладным столиком. Вот таким:
Занимает места совсем ничего, но иногда, когда в месте ночлега нет стола — вещь незаменимая. До этого приходилось импровизировать при приготовлении пищи и использовать поверхности мотоцикла в качестве столешницы.
На новый сезон присмотрел себе сумку ORTLIEB TASCHE RACK-PACK 49L, в одном известном, немецком интернет-магазине. Принцип и непромокаемость такие же как у баулов, но за счёт расположения области загрузки в верхней её части, использовать её можно будет без особого развьючивания багажа, что должно быть значительно проще и удобнее чем это было прежде. Проверим.
Кусок плотного (садового) брезента c люверсами
Да-да, как бы смешно это ни звучало, вещь архиполезная. В случае ливня им можно накрыть палатку, мотоцикл, стол, сделать экран от ветра, чтобы приготовить ужин, бросить его на землю при ремонте, или использовать как парус если обсохните где-нибудь в безлюдной степи…
В общем штука полезная в путешествии. Пригодилась и не раз, Рекомендую!
Моточехол
Поначалу использовал чехол лишь для того, чтобы мотоцикл не пылился при долгом хранении, но в дальняках раскрыл совершенно новые, прикладные грани этого мото — аксессуара: Во-первых, использование чехла позволяет спрятать от нежелательных взглядов все что «плохо» навешено, прикручено и укреплено на мотоцикле. Хоть Европа и относительно безопасное место, но согласитесь, что все — таки так гораздо спокойнее. Особенно если не надолго оставил технику на стоянке, в чужом городе, за многие километры от дома. Во-вторых, это эффективный метод отвадить любителей фотосессий для ВКонтактика, которые как правило натужно улыбаются сидя на вашем мотоцикле, превозмогая боль от свежего ожога оставленного прямотоками.
Третья функция — использование по назначению: спрятать своего верного коня от птичьих бомбардировок, ночных ливней, обжигающего солнца и прочих внешних воздействий.
Ну и потом, не забывайте, что большой кусок ткани —это всё-таки большой кусок ткани! При хорошей фантазии он может стать и лежанкой на привале и импровизированным столом, и пончо от дождя, а в экстренном случае может быть использован даже как тормозной парашют.)
Что касается инструментов: беру с собой базовый набор ключей (ну и само собой хомуты с изолентой :), чтобы по необходимости устранить мелкую неисправность. Так как я не особый специалист в «железе», на уровне капитальных ремонтов в дорожных условиях, то на всякий случай выписываю список мотосервисов по маршруту, с интервалом в 300-500 км и предусматриваю в бюджете пару сотен на непредвиденные эвакуатор-сервис-гостиницу. Это мой план «Б», на случай каких-то серьёзных поломок. Но пока что, к счастью, им воспользоваться не приходилось. Какие-то неисправности устранял своими силами, с какой-то проблемой дотягивал до дома, но, по крайней мере, я морально готов к такому повороту событий. Как говорится: никто не застрахован и лучше в этом случае перебдеть.
Ну и главное — несколько банковских карт, дубль ключа и сигнализации, а также паспорт и визы тех стран, по которым проложен маршрут.
В принципе, при не ограниченном наличие первого, можно отправляться в дорогу взяв лишь небольшой рюкзак и дождевик!)
— К слову сказать: к новому сезону сделал себе пару подарков. Полноценный обзор пока делать рановато, так как в обновках накатал не более 300 километров, в первые теплые Апрельские дни, а сейчас у нас уже вторую неделю за окном мракобесие с проливными дождями. Но по предварительным ощущениям — сработаемся! Покупками доволен аж сияю.
Подарок №1 — Шлем Biltweill Bonanza Gloss Black с баблвизором Lite/Gold-Mirror
Делай — раз! Распаковываем:
Делай — два! Осваиваем:
Из плюсов: классический опенфейс с баблвизором. Легкий, стильный, приятно и качественно отделан, не шумный.
Из минусов: Брал оригинальное откидное крепление для баблвизора которое, вообщем-то сразу и откинул. На скорости выше 70 кмч бабл начинал дребезжать и подниматься. Свыше 100 кмч его колбасило и поднимало. Чувствовал себя пеликаном в аэродинамической трубе. При втором отстегивании отломилась заклепка. Вещь бесполезная, крайне НЕ рекомендую.
И подарок №2 — вот такая мотоджинса, от небольшой Итальянской экип-мануфактуры Oj Atmosfere:
Из плюсов: Защита колен и бедер, внутренняя обшивка Арамидом (Кевларовая ткань), вентиляционные воздухозаборники на пояснице и бедрах. Сшиты весьма добротно и выглядят вполне достойно чтобы не выделяться среди гражданского населения.
Из минусов: Пока не удалось полноценно протестировать, но дома себя чувствую в них весьма защищено ))
Моря, города, сопли льются как вода,
Но скоро весна, снег растает и тогда,
За гаражной стеной, соберусь я в дальнобой!
(Ария мотоциклиста из оперетты «Февраль» )
Признаться, я давно хотел, как — то подытожить отдельным постом свои летние поездки (тыц, тыц) и рассказать о том, как именно планирую маршруты, что и зачем беру с собой в дорогу, а также поделиться с сообществом некоторыми соображениями и наблюдениями по поводу… да и без повода тоже. Как — то всё руки не доходили, а за последние пару месяцев, пока отвечал на вопросы
Мой сравнительно небольшой опыт мототуризма не позволяет глаголить истину в последней инстанции, да, в общем-то, я на это и не претендую, поэтому любые встречные мнения одобряются и приветствуются!
Сразу оговорюсь: путешествие на мотоцикле для меня — осознанный и желанный выход из зоны комфорта. Поход, приключение, в некотором роде — вызов, способ вырваться из привычной суеты и монотонной офисно — городской рутины, поэтому свой багаж, я собираю исходя из соображений, что:
— бОльшая часть ночевок будет в палатке,
— еду буду периодически готовить на походной кухне,
— от мест скопления пакетных туристов буду держаться по возможности подальше.
Наверное, когда — то мои приоритеты сместятся, но пока что философия такая: хочешь путешествовать с избыточным комфортом, — меняй два колеса на четыре и вперёд! Ну, или закидывай в чемодан свои отглаженные рубашки и лети бизнес-классом.
По моему мнению, путешествие на мотоцикле НЕ заключается лишь в перемещении своего тела из пункта «А» в точку «Б», а представляет собой некую параллельную вселенную, с другими, понятными только мотоциклисту, радостями, иными приоритетами и затяжным ароматным послевкусием. Ведь именно нам — мотоциклистам, где — то посреди бесконечной зимы, мерещится запах свежих покосов, горных трав и мокрого асфальта. Это нам радостно вспоминать, как бил по лицу прохладный ветер кода мчался по ночному шоссе, как мелькали шпильки поворотов где-то на горном серпантине, как пережидал ливень под навесом остановки среди бескрайних полей, и как растворялись бесчисленные города и посёлки где — то за спиной. Ну и конечно же, то, каким волнительным и долгожданным был отъезд, и как радостно было снова возвращаться на родные просторы…
Итак, ближе к телу, как говаривал Мопассан!
Разработка маршрута и навигация
Для предварительной разработки маршрута я использую mymaps.google.com — стандартное приложение от Google, которое позволяет работать со слоями маршрута.
Как правило, первый слой я выделяю под метки с достопримечательностями и местами, которые планирую посетить. Все последующие слои расписываю по дням, с указанием планируемого километража. На первый и последний день маршрута я закладываю до тысячи км пробега, чтобы как следует вжарить со свежими силами, пока бодр, и где-то внутри ещё клокочет мототоксикоз, накопленный за долгие месяцы, проведённые в предвкушении сезона. Во все последующие дни, мой дневной пробег составляет примерно 500 — 800 км/день, в зависимости от плотности культурной «программы», особенностей ландшафта и сложности маршрута.
Выглядит составленный маршрут примерно так:
Красные маркеры — «слой» с местами которые планирую посетить, далее идут маршрутные слои разбитые по дням.
На те дни, в которые запланированы перевалы, серпантины, паромные переправы, переходы границ и прочие эстафеты, не вбиваю более 300-400 км. Для альпийских тропинок в режиме — «круиз», и этого, вполне достаточно. Важно ведь все-таки не количество пройденных за день километров, а удовольствие от путешествия, кайф от управления мотоциклом, а также ощущение отпуска и безграничной свободы. Захотел забраться на гору и посмотреть как заходит солнце над долиной, — заберись! Хочешь купаться, — остановись и купайся! Понравилась своим колоритом какая — то де(ре)вушка? Остановись и погуляй!… Именно такой ритм поездки мне понятен и близок. Именно за этими эмоциями и ощущениями еду!
Когда маршрут разработан и акцептирован, переношу точки из my maps в Sygic для iPhone/IPad — оффлайн навигацию, которой пользуюсь уже долгие годы. Когда-то попробовал бесплатную версию этого приложения и по сей день ценю нашу многолетнюю дружбу за интуитивно понятный интерфейс, удобное управление, возможность тонкой настройки домашнего экрана. За простоту управления точками интереса (POI), пересчёт маршрута и прочие функции, которые дадут фору многим раскрученным портативным навигационным системам. Например, в Норвегии, проплутав пару часов с подачи мотоциклетного навигатора Garmin, мы нарекли его Govnin и больше к нему не прикасались. Остальную часть маршрута всецело доверили Sygic'у и ни разу об этом не пожалели.
Кроме Sygic, продублированной на двух устройствах, беру с собой бумажную карту. Пару раз метод отцов и дедов доказывал свою состоятельность. Помню где-то под Будапештом, когда iPad сообщил что ему слишком жарко и отключился, пришлось сверяться с маршрутом «по бумаге», и её наличие сэкономило мне немало времени и нервов.
Что касается навигации для пеших прогулок, то я использую — Triposo. Прекрасный офлайн-путеводитель по достопримечательностям, местам досуга и ресторанам.
До отъезда подкачиваю базу тех мест, которые ждут по маршруту, и вуаля! — я имею отличный персональный гид в кармане!
Планирование дорожных расходов: виньетки, платные дороги, мосты и тоннели в ЕС:
Ниже я собрал памятку по виньеткам, платным дорогам, мостам и тоннелям. Информация проверена, но имейте в виду, то что правила меняются, в эксплуатацию вводятся новые дороги, мосты и прочая дорожная инфраструктура, так что не поленитесь еще раз перепроверить тарифы перед поездкой на www.tolltickets.com, www.tolls.eu или других тематических ресурсах!
A: Austria; Виньетка обязательна
10 дней = €5.10, 1 месяц = €12.90, 1 год = €34.10. (штраф от €300 до €3000)
Платные дороги, мосты и тоннели: Phyrn Autobahn A9 at the Bosrucktunnel cost €5.00, Gleinalmtunnel €8.00, Tauern Autobahn A10 €11.00, Karawanken Autobahn A11 €7.00, Brenner Autobahn A13 €8.50, Arlberg Road Tunnel S16 €9.00, Grossglockner High Alpine Road €24.00, Felberntauern Tunnel B108 €10.00, Timmelsjoch Panorama Road B186/SS44bis €12.00 single pass and €14.00 for return ticket, Dachstein Road €6.00, Gerlos Alpine Road €5.50, Malta Hochalm Road 1-day ticket €9.50 or 3 week ticket €12.00, Nockalm Road €9.50, Rettenbach Glacier Road (connected to B186) €5.50 solo driver or €9.00 duo driver, Silvretta High Alpine Road B188 €12.00, Villacher Alpine Road 174 €9.00, Zillertaler Höhenstraße €5.00.
CH: Швейцария; Виньетка обязательна
Цена €38.50. Срок действия: 31 января текущего года.
H: Hungary; Виньетка обязательна
10 дневная виньетка стоит 1470 HUF (€4.75), на 1 месяц 4780 HUF (€15.50), и виньетка на 1 год — 42,980 HUF (€140.00).
SLO: Slovenia; Виньетка обязательна
7 дневная виньетка стоит €7.50, на 6 месяцев — €30.00, годовая — €55.00.
BG: Болгария; для мотоциклов — бесплатно.
Платные дороги, мосты и тоннели: для мотоциклов — бесплатно.
CZ: Чехия; для мотоциклов — бесплатно.
Платные дороги, мосты и тоннели: для мотоциклов — бесплатно.
SK: Slovakia; для мотоциклов — бесплатно.
Платные дороги, мосты и тоннели: для мотоциклов — бесплатно.
B: Бельгия; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Liefkeshoektunnel — €6.00 (если наличными) или €4.95 при оплате кедитной картой.
DE: Германия; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Тоннель Warnow Tunnel €2,50 — €3,80; Тоннель Herrentunnel €1,20 — €1,50;
D: Дания; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: €18.00 стоит пересечение 18 километрового моста Storebælt (the Great Belt Bridge), и моста Øresund между Данией и Швецией — €24.00.
E: Spain; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Valencia — Alicante €16,00; Sevilla — Cádiz €6,75; Bilbao — Zaragoza €29,90; Barcelona — Valencia €38,47; Malaga — Valencia €14,85; Madrid — Donostia-San Sebastián €17,51; Vigo — Donostia-San Sebastián €22,87; Madrid — Barcelona €32,75; Irún — Gijón €10,04; Figures — Gibraltar €78,44;
F: France; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Fréjus Tunnel €27.00 в одну сторону, или €34.00 туда — обратно. Мост Millau €4.40, Mont-Blanc Tunnel €27.00 в одну сторону, или €34.00 туда — обратно, Pont d’Île de Ré €3.00.
GB: Great Britain; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: M6. Стоимость проезда варьируется от дня недели и времени. (£1.80 — £3.00)
Оплата за пересечение платных мостов варьируется от £1.00 до £7.00. :Aldwark Bridge, Batheaston Bridge, Cartford Bridge, Cleddau Bridge, Clifton Suspension Bridge (Bristol), Dartford Crossing, Dunham Bridge (Nottinghamshire / Lincolnshire), Eling Bridge / Eling Tide Mill (Hampshire), Humber Bridge (Hull), Itchen Bridge (Hampshire), Kingsland Bridge (Shrewsbury), Middlesbrough Transporter Bridge, Newport Transporter Bridge, Penmaenpool Bridge, Pont Briwet, Severn Bridge and Second Severn Crossing (between England and Wales), Swinford Bridge (Oxfordshire), Tamar Bridge (Plymouth), Warburton Toll Bridge, Whitchurch Bridge, Whitney-on-Wye Bridge.
GR: Greece; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Thessaloniki-Anthény €13.50, Thessaloniki-Larisa €4.50, Thessaloniki-Igoumenitsa €5.10, Thessaloniki-Alexandroupolis €3.40, Thessaloniki-Kavala €1.70, Athény-Patras €4.40. Подводный тоннель Aktio – Preveza — €0.70, и Rio – Antirio, Athény – Kalamata €8.80. Тоннель Aktio – Preveza и Rio – Antirio (Charilaos Trikoupis) €1.90.
HR: Croatia; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: есть платные дороги, средняя стоимость €0.05 за км.
I: Italy; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Зависит от дороги и расстояния. В среднем €0.05/km
Bolzano — Rome € 41,80; Milano — Rome €37,10; Neapol — Rome €14,50; Torino — Rome €51,00; Venezia — Rome €34,90; Venezia — Milano €17,80; Venezia — Udine €9,00; Venezia — Neapol €48,40; Napoli — Milano €50,60; Bolzano — Bari € 61,80
IRL: Ireland; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: M1 Gormanston — Monasterboice, M3 Clonee — Dunshaughlin, M3 Navan — Kells, M4 Kilcock — Enfield, N6 Galway — Ballinasloe, M7/M8 Portlaoise, Castletown, Cullahill N8 Rathcormac — Fermoy Bypass, Dublin Port Tunnel, Limerick Tunnel, N25 Waterford City Bypass, M50 — средняя стоимость для мотоцикла €0.70 — 1.50.
MK: Republic of Macedonia; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Kumanovo -> Miladinovci or vice versa = 50 denars, Skopje -> Petrovec = 30 denars, Petrovec -> Veles = 60 denars, Veles -> Gradsko = 50 denars, Skopje -> Miladinovci = 30 denars, Tetovo -> Gostivar = 20 denars, Gostivar -> Tetovo = 30 denars, Skopje -> Tetovo = 30 denars, Tetovo -> Skopje = 30 denars
N: Norway; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: в большинстве дороги, мосты и тоннели бесплатны для мото-техники, но есть редкие исключения. Плата за паромные переправы €3.00 — 15.00 в зависимости от расстояния.
NL: Netherlands; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Kiltunnel Dordrecht – Hoekse Waard, стоимость — €2.00.
P: Portugal; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Предусмотрена плата за движение по магистральным дорогам. Мотоциклы — дешевле.
PL: Poland; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Магистрали A1, A2 and A4 r. Средняя цена 0.05 PLN за километр.
RO: Romania; НЕТ
S: Sweden; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: Øresund Bridge — €24.00.
SRB: Serbia; НЕТ
Платные дороги, мосты и тоннели: расчетная стоимость движения по платным шоссе — €0.04/km.
Размещение
Как правило, заранее ничего не резервирую, лишь делаю выборку подходящих отелей и гостевых домов в промежуточных точках по следующим критериям:
- Чтобы было чисто — аккуратно,
- Был доступен wifi для связи «с Землёй» и охраняемая парковка,
- Чтобы в стоимость был включён завтрак, или, по крайней мере, предлагалась такая опция.
- Адекватное соотношение стоимости и качества проживания.
Со временем выработал такое правило: останавливаюсь в отеле лишь тогда, когда этого требуют такие обстоятельства, как самочувствие или погода, из соображений безопасности или когда есть желание расчехлиться и поближе познакомиться с каким-либо городом по маршруту.
Ну, например, где-нибудь в Польше, нет совершенно никакого смысла разбивать лагерь, так как цены на гостиницы крайне низкие, а вот погода совсем не предсказуема. Но где-нибудь в Швейцарии Италии или Франции, например, можно смело останавливаться в палатке — погода и условия располагают, а гостиницы стоят неоправданно дорого.
На фото: Кемпинг во Франции, Швейцарии и Норвегии.
Редкий случай, когда я разбиваю лагерь «дикарём». В 90% это обустроенные кемпинги или стоянки с туалетом, душевой, возможностью вымыть посуду и перезарядить девайсы.
Кемпинги выбираю таким образом:
В строку поиска Google.maps я вбиваю запрос — «Camping», и они обозначаются красными маркерами на карте. При наведении курсора на маркеры, появляется название кемпинга, его веб-сайт и контактная информация. Остаётся лишь выбрать тот, который совпадает с маршрутом, подходит по живописности места, предлагаемым условиям и цене.
Затем я переношу все понравившиеся варианты в навигатор. Как правило за палаточное место + мотоцикл и возможность пользоваться такими релаксантами, как душ, и привычными благами цивилизации, такими как электричество и кухня, цена не превышает €10-15. К слову сказать, палаточно — караванный отдых очень популярен среди европейцев, и кемпинги расположены в самых живописных местах, или минимальной близости к объектам культурного паломничества.
В Sygic я загрузил пакет POI (точек интереса) — всех европейских кемпингов c сайтов www.poiplaza.com и www.archiescampings.eu и остается лишь «пометить звёздочкой» те варианты, которые были выбраны. Таким образом, у меня всегда имеется выбор из 2-3 кемпингов по маршруту и пары — тройки гостиниц.
Гостиницы смотрю через booking.com, реже через Airbnb.com. Вроде бы более удобных сервисов для резервирования гостиниц и апартаментов пока ещё не придумано.
Стоит упомянуть некоторые наблюдения:
Франция
На всей территории Франции существует множество так называемых — camping municipal — муниципальных кемпингов, где за символическую плату в 5-6€, можно получить место под мотоцикл и палатку, принять горячий душ, а также пользоваться другими благами цивилизации.
Норвегия
В Норвегии, на основных и второстепенных дорогах, через каждые 10-15 км встречаются места отдыха (Rest area) которые оборудованы совсем не хуже кемпингов. По крайней мере, стол со скамейкой и мусорным баком, а также туалет с салфетками и горячей водой есть практически на каждой. На некоторых местах отдыха висит знак — «No tenting», но мне все время казалось, что у тех, кто путешествует на двух колесах, есть своего рода индульгенция от таких знаков. Тем более в Норвегии есть закон, по которому можно на одну ночь ставить палатку на земле, которая не является частной собственностью, огородом или пастбищем.
Питание
Мое мнение: на питании экономить не стоит. Кухня — это еще один способ познакомится со страной, по которой путешествуешь, ближе узнать её культуру, традиции и особенности, но, при этом — тушёнка наше все! Поэтому какой-то запас провизии, горелку и походную кухню я все – таки беру с собой в любом случае.
Ну, во-первых, иногда хочется остановиться где-нибудь вдалеке от цивилизации и отобедать на берегу горной реки, или с видом на какой-нибудь водопад, например. Или просто сделать 15- минутный привал, сварить кофе и помедитировать над шкварчащей сковородкой. Есть в этом, что-то необъяснимо завораживающее, успокаивающее и наполненное высшей сутью.
Что касается выбора провизии, то все зависит от личных вкусов и гастрономических пристрастий, но путешествуя по «асфальту», не следует превращать свой двухколёсный транспорт в обоз гружёный продовольствием. Проверено, макароны, хлеб и другие нехитрые продукты можно купить даже за полярным кругом. Нет ни одной разумной причины тащить все это с собой за тысячи километров…
Никаких скоропортящихся и трудно приготавливаемых продуктов я не беру, беру лишь основу – проверенные консервы, пюре, гречку, макароны быстрого приготовления, пакетные супы, плавленый сыр и сухую колбасу. Сыпучие продукты: соль, перец, чай, кофе, сахар, столовые приборы, а также все то, что крошиться и мнётся, держу в пластиковом боксе. Обязательно беру минимум 2 литра питьевой воды и термос. Все остальное по необходимости докупаю по пути.
Экип
Не буду давать наставления по поводу основного экипа, пусть это будет на совести вашего здравого смысла. Но отсутствие некоторых вещей может омрачить любое отличное путешествие:
Утепленные перчатки
Вполне подойдут и лыжные. Места не занимают совсем, но как-нибудь вечером, где-нибудь в горах, они придутся очень кстати. Проверено, и не раз.
Дождевые перчатки/дождевик/бахилы
Стоит ли упоминать? Обязательно берем!
Баф
— бесшовная «труба» из эластичной ткани, которая трансформируется в бандану, шапку, косынку, шейный платок, защитную маску или головную повязку. Практично, удобно. Способен защитить как от холода, так и от ветра и солнца.
Термобелье
Ничего нового не расскажу. В жару впитывает влагу тела, в холод согревает. Лучше иметь с собой пару комплектов.
В любом случае, при температурах близких к 0, самый оптимальный вариант — одеваться слоями. Кода бывало совсем прохладно, работала лишь комбинация: термобелье -> экип -> непродуваемый дождевик. Когда было совсем жарко, приходилось оставаться в минимально допустимой защите и съезжать со скоростных магистралей. В любом случае, если ваш маршрут запланирован по разным климатическим зонам, то следует как следует подготовиться как к холоду, так и к невыносимой жаре.
Дополнительное оборудование и подготовка мотоцикла
Прикуриватель 12 v
Штука абсолютно не заменимая, а стоит три копейки. Без него все ваши электронные устройства и приспособления через пару часов путешествия непременно превратятся в тыкву. При выборе, рекомендую обратить внимание на то, чтобы прикуриватель имел «свой» штатный предохранитель. Всяко бывает.
Вспоминается как где — то на заправке в Швейцарии, ко мне подошёл потомок местных часовщиков и сыроваров. Долго изучал мой мотоцикл а потом ткнул пальцем в прикуриватель и произнёс:
— « Sorry, it's a power outlet?»
Я недоуменно ответил:
— «Yes, it is!»
На что он сделал большие глаза, и с детским восторгом воскликнул:
— «You're f..g genius!»
Не знаю что его так удивило в привычном устройстве, но было видно что он был под сильным впечатлением. До сих пор вспоминаю эту реплику со смехом…
Сумка на бак
Купил её как «подставку» для навигатора, а в итоге раскрыл её функциональность на 110% и переместил её в список вещей максимально незаменимых в путешествии. Во-первых, это отличный органайзер для документов и дорожной мелочёвки: фонарика, ножа, GoPro, переходников, проводов, сигарет, салфеток и прочего. Остановившись где-нибудь на заправке просто отщёлкиваем магниты от топливного бака и вперёд, — все самое ценное с собой. Главное, не забыть предварительно оклеить бак прозрачной плёнкой, иначе не избежать царапин и ссадин на лакированном фюзеляже. После каждой моей поездки, плёнка была исцарапана так, как будто какой-то вандал прошелся по баку наждачкой.
Во-вторых, если модификация сумки позволяет, можно вытащить лямку и использовать её как вполне удобную наплечную сумку во время прогулок по городу. Рекомендую!
Ветровое стекло или лопух (также известен как fairing или windshield)
Не то чтобы перемещение без него невозможно, но есть ряд разумных преимуществ: существенно разгружает спину, защищает от дождя и дорожной пыли, а когда отмываешь его на заправке от сантиметрового слоя насекомых, то понимаешь, что если бы не оно, то — это месиво стало бы незапланированным обедом или ужином.
Пассажирская спинка
До последнего не хотел её ставить так, как, по моему мнению, это тот «наворот», который более всего портит внешний вид мотоцикла, превращая любой круизер, из поджарого мустанга, в гужевую повозку. Но, для комфортной организации багажа в дальних поездках — вещь незаменимая. Паук, пара крючков — эспандеров и баулы с палатками и прочими бесценностями фиксируются как влитые, не норовя рассыпаться по дорожному полотну на очередном вираже.
Выносы (Highway pegs)
Брал где-то на амазоне, потом делал крепления под заказ вместо штатных, которые не подошли под диаметр и цвет дуг. В общем намучался я с ними, но теперь радости нет предела. Для меня это, наверное, один из тех немногих элементов оснащения мотоцикла, без которого мне трудно представляется дальнее путешествие на нем, не смотря на наличие широких штатных плаформ. Много раз говорил себе — «спасибо» за ту посадку, когда на загородных прямых дорогах вытягиваешь ноги и комфортно устраиваешься в седле чуть подавшись телом вперед. Идеально!
Ветровики на защитные дуги (Rain guards)
Как-то, перед дальняком, попал за городом в сильный ливень, и несмотря на то, что дождевики с бахилами свою работу выполнили на 100%, коллекционировать лужи на себе мне показалось развлечением весьма и весьма сомнительным. Вывод напросился само собой: для дальних поездок нужно ставить защиту на дуги. Так как дуги у меня кастомные, нужно было их заказывать под размер. Был вариант делать их из кожи, но откровенно говоря, из кожаных элементов в мотоцикле, признаю только седло и куртку, поэтому заказал их у знакомого, который работает с листовыми пластиками. Ставил их как временное решение для дальняка, но приезду, так привык что ничего не поддувает и не льется на ноги, что оставил. Конечно, не «валенки» как на электричке, но свою функцию выполняют отлично!
Организация багажа
Для организации багажа я использую 2 среднеразмерных кожаных кофра, и два 59 литровых баула от Ortlieb.Кофр №1 выделяю под набор инструментов, дождевой комплект, и прочие мото- причендалы.
Кофр №2 выполняет функцию походной кухни. В нём храню запас провизии, набор посуды, горелку, газовый баллон, и все для приготовления пищи.
В бауле №1 везу личные вещи: «гражданскую» и тёплую одежду, сменную обувь и прочее.
Баул №2 вмещает в себя все необходимые принадлежности для кемпинга: небольшую, (самую простую) быстроразборную палатку, спальник (-9 комфорт), надувной коврик, компактный стул, и прочую мелочь. В этом году хочу дополнить «лагерный» инвентарь небольшим, раскладным столиком. Вот таким:
Занимает места совсем ничего, но иногда, когда в месте ночлега нет стола — вещь незаменимая. До этого приходилось импровизировать при приготовлении пищи и использовать поверхности мотоцикла в качестве столешницы.
На новый сезон присмотрел себе сумку ORTLIEB TASCHE RACK-PACK 49L, в одном известном, немецком интернет-магазине. Принцип и непромокаемость такие же как у баулов, но за счёт расположения области загрузки в верхней её части, использовать её можно будет без особого развьючивания багажа, что должно быть значительно проще и удобнее чем это было прежде. Проверим.
Кусок плотного (садового) брезента c люверсами
Да-да, как бы смешно это ни звучало, вещь архиполезная. В случае ливня им можно накрыть палатку, мотоцикл, стол, сделать экран от ветра, чтобы приготовить ужин, бросить его на землю при ремонте, или использовать как парус если обсохните где-нибудь в безлюдной степи…
В общем штука полезная в путешествии. Пригодилась и не раз, Рекомендую!
Моточехол
Поначалу использовал чехол лишь для того, чтобы мотоцикл не пылился при долгом хранении, но в дальняках раскрыл совершенно новые, прикладные грани этого мото — аксессуара: Во-первых, использование чехла позволяет спрятать от нежелательных взглядов все что «плохо» навешено, прикручено и укреплено на мотоцикле. Хоть Европа и относительно безопасное место, но согласитесь, что все — таки так гораздо спокойнее. Особенно если не надолго оставил технику на стоянке, в чужом городе, за многие километры от дома. Во-вторых, это эффективный метод отвадить любителей фотосессий для ВКонтактика, которые как правило натужно улыбаются сидя на вашем мотоцикле, превозмогая боль от свежего ожога оставленного прямотоками.
Третья функция — использование по назначению: спрятать своего верного коня от птичьих бомбардировок, ночных ливней, обжигающего солнца и прочих внешних воздействий.
Ну и потом, не забывайте, что большой кусок ткани —это всё-таки большой кусок ткани! При хорошей фантазии он может стать и лежанкой на привале и импровизированным столом, и пончо от дождя, а в экстренном случае может быть использован даже как тормозной парашют.)
Обслуживание, ремонт, инструменты
Ещё до отъезда, стараюсь накатать тысячу – другую после зимней спячки, чтобы своевременно выявить и устранить неисправности. Не знаю, стоит ли упоминать плановое ТО и расходники, это вроде как из разряда действий по умолчанию. При подготовке поездки по Норвегии, наслушавшись историй про их цепкий и прожорливый асфальт, поставил новую резину. Как оказалось, не напрасно, так как задняя покрышка сточилась процентов на 60. У товарища на «электричке», так и вовсе, норвежский асфальт сожрал практически нулевую покрышку до корда. Последние 500 км, до финского мотосервиса мы тянули на молитвах и надеждах. Обошлось.Что касается инструментов: беру с собой базовый набор ключей (ну и само собой хомуты с изолентой :), чтобы по необходимости устранить мелкую неисправность. Так как я не особый специалист в «железе», на уровне капитальных ремонтов в дорожных условиях, то на всякий случай выписываю список мотосервисов по маршруту, с интервалом в 300-500 км и предусматриваю в бюджете пару сотен на непредвиденные эвакуатор-сервис-гостиницу. Это мой план «Б», на случай каких-то серьёзных поломок. Но пока что, к счастью, им воспользоваться не приходилось. Какие-то неисправности устранял своими силами, с какой-то проблемой дотягивал до дома, но, по крайней мере, я морально готов к такому повороту событий. Как говорится: никто не застрахован и лучше в этом случае перебдеть.
Ну и главное — несколько банковских карт, дубль ключа и сигнализации, а также паспорт и визы тех стран, по которым проложен маршрут.
В принципе, при не ограниченном наличие первого, можно отправляться в дорогу взяв лишь небольшой рюкзак и дождевик!)
— К слову сказать: к новому сезону сделал себе пару подарков. Полноценный обзор пока делать рановато, так как в обновках накатал не более 300 километров, в первые теплые Апрельские дни, а сейчас у нас уже вторую неделю за окном мракобесие с проливными дождями. Но по предварительным ощущениям — сработаемся! Покупками доволен аж сияю.
Подарок №1 — Шлем Biltweill Bonanza Gloss Black с баблвизором Lite/Gold-Mirror
Делай — раз! Распаковываем:
Делай — два! Осваиваем:
Из плюсов: классический опенфейс с баблвизором. Легкий, стильный, приятно и качественно отделан, не шумный.
Из минусов: Брал оригинальное откидное крепление для баблвизора которое, вообщем-то сразу и откинул. На скорости выше 70 кмч бабл начинал дребезжать и подниматься. Свыше 100 кмч его колбасило и поднимало. Чувствовал себя пеликаном в аэродинамической трубе. При втором отстегивании отломилась заклепка. Вещь бесполезная, крайне НЕ рекомендую.
И подарок №2 — вот такая мотоджинса, от небольшой Итальянской экип-мануфактуры Oj Atmosfere:
Из плюсов: Защита колен и бедер, внутренняя обшивка Арамидом (Кевларовая ткань), вентиляционные воздухозаборники на пояснице и бедрах. Сшиты весьма добротно и выглядят вполне достойно чтобы не выделяться среди гражданского населения.
Из минусов: Пока не удалось полноценно протестировать, но дома себя чувствую в них весьма защищено ))
Всем ровных дорог, полных баков и новых впечатлений от грядущего сезона!
- D_Goldman
- Джи
- 20 апреля 2016 в 19:11
- 76
- +109
а ты наверное с холодильником примотанным скотчем ездишь и там у тебя фуагра лежит, икра черная, хлеб финский, пиво из Чехии как 2 часа привезенное лично пилотом Карловы вары — Москва ?:)
Консервы на дальнюю поездку самое то, отравиться риск меньший, сухое мясо или колбаса тоже тема, степняки раньше под седло мясо кидали и скакали а оно сушилось и готовилось и жрать его можно было хоть через пол года )
Консервы на дальнюю поездку самое то, отравиться риск меньший, сухое мясо или колбаса тоже тема, степняки раньше под седло мясо кидали и скакали а оно сушилось и готовилось и жрать его можно было хоть через пол года )
Ну, скажем так: запасов которые беру, хватает дня на 2-3 в режиме полной автономки. В центральной Европе, нет ни проблем с вкусными ресторанами ни с возможностью докупить свежих продуктов. Запас — то он в принципе для чего: нет времени/желания менять маршрут и тратить время на поиски общепита, — остановился и перекусил. Или, приехал в кемпинг заполночь, или навьюченый мотоцикл не с кем оставить. Ну а в Норвегии, с ценой 23 евро за бургер с заправки, так это вообще спасенье. Голодным еще ни разу не оставался)
Бомж-пакеты, согласен, апофеоз химической кухни. Но например китайская яичная лапша варится не многим дольше, а полезней и питетельнее в разы. Там где-то на фотографиях на горелке стоит банка шикарных хорватских консерв, у производителя в линейке продукции есть и суп-гуляш, и фаршированные перцы, и прочие быстроприготовляемые ништяки. Именно о такого плана продуктах идет речь., но согласен, тему с меню раскрыл не полностью.
Консервы придумали по заказу Наполеона для армии, а солдаты это к примеру как в мотоцикле тормозные колодки, т.е. «расходники» и кормить их можно чем угодно, хоть калом, лишь бы до поля боя дошли :-)
При производстве консервированной пищи не стоит задачи сделать качественную пищу, первостепенные задачи — долговечность и удобство. Во время войны это наверное оправданно, а в мирное время увольте, сами жрите свои консервы :-)
При производстве консервированной пищи не стоит задачи сделать качественную пищу, первостепенные задачи — долговечность и удобство. Во время войны это наверное оправданно, а в мирное время увольте, сами жрите свои консервы :-)
и что, калом кормили, все помнишь?
Ты суть своего высказывания осознаешь? Боевая армия, которая драла всю Европу всеми известными, на то время, способами (Великая армия), оказывается состояла из полудохлых, истощенных солдат, а цель генералов этой армии, оказывается, было не разбить силы противника, а просто довести солдат до поля боя, вот это поворот, это прям новая мысль военной науки. А скажи, там случайно не было заград-отрядов, которые заставляли полуживой состав в штыки на противника кидаться, мотивируя порцией живительного свинца в затылок?
Повторю — бред, чуть больше чем полностью
Ты суть своего высказывания осознаешь? Боевая армия, которая драла всю Европу всеми известными, на то время, способами (Великая армия), оказывается состояла из полудохлых, истощенных солдат, а цель генералов этой армии, оказывается, было не разбить силы противника, а просто довести солдат до поля боя, вот это поворот, это прям новая мысль военной науки. А скажи, там случайно не было заград-отрядов, которые заставляли полуживой состав в штыки на противника кидаться, мотивируя порцией живительного свинца в затылок?
Повторю — бред, чуть больше чем полностью
Чувак, не тупи, понятию здоровое питание лет 15 — 20 отроду, а во времена Наполеона точно знали что и в каких количествах должно быть поставлено в армию, что бы солдат мог совершать пешие переходы и успешно бить врага. Эмоций нет совершенно, только здоровый сарказм и усмешка историка по отношению к человеку, который рассуждает о том как оно было, при этом не обладающим хоть какой нибудь информацией.
Вояк кормить абы чем и абы как — это прямой путь к поражениям, а Великая Армия доказала свою боеспособность многократно. Так же как и Красная Армия.
Добавлю, для общего ознакомления, что боеспособность армии, во все времена, хоть со времен завоеваний Рима, это результат высокоэффективной экономики и логистики.
Поэтому, в третий уже раз —
это бред, чуть больше, чем полностью
Вояк кормить абы чем и абы как — это прямой путь к поражениям, а Великая Армия доказала свою боеспособность многократно. Так же как и Красная Армия.
Добавлю, для общего ознакомления, что боеспособность армии, во все времена, хоть со времен завоеваний Рима, это результат высокоэффективной экономики и логистики.
Поэтому, в третий уже раз —
кормить их можно чем угодно, хоть калом, лишь бы до поля боя дошли :-)
это бред, чуть больше, чем полностью
курага, чернослив и т.п
Дружище, ты какать все время в пути собрался или ехать ?:)
Я тоже люблю конечно посидеть на белом друге и в телефон позалипать за чтением байкпоста, но в дороге злоупотреблять этим надо аккуратно :) у меня сын когда сходить не может, мы ему чернослив даем, через пол часа все дневные сушки, сухари с чаем и печеньки, все вылетают в бездну)
Дружище, ты какать все время в пути собрался или ехать ?:)
Я тоже люблю конечно посидеть на белом друге и в телефон позалипать за чтением байкпоста, но в дороге злоупотреблять этим надо аккуратно :) у меня сын когда сходить не может, мы ему чернослив даем, через пол часа все дневные сушки, сухари с чаем и печеньки, все вылетают в бездну)
я к тому, что чернослив и курага являются легкими слабительными:) а не к тому, что мой сын хронь и в туалет он ходит только с черносливом :)
Просто если ты не знал, то имей в виду ) но в целом это полезные сухофруктики для кишечника ;)
на этом тему опражнения из прямой кишки предлагаю закрыть, просто для меня было странным увидеть твой рацион слабящих продуктов, грецкий орех, курага и чернослив… вместе есть ваще не советую )
Просто если ты не знал, то имей в виду ) но в целом это полезные сухофруктики для кишечника ;)
на этом тему опражнения из прямой кишки предлагаю закрыть, просто для меня было странным увидеть твой рацион слабящих продуктов, грецкий орех, курага и чернослив… вместе есть ваще не советую )
здесь был ататат
Спасибо! Да, в Норвегии чередовали, когда погода позволяла — разбивали лагерь, в те дни когда все штормило и хлюпало — останавливались в домиках. Любой из тысячи кемпингов предлагает как дома разного уровня комфорта, так и прицепы-караваны и места под палатки. Средняя стоимость 40-60€ Домик на 2-3 персоны. Как правило без удобств (отдельное строение, душ и прачечная по жетонам), с элементарной посудой, электрической плиткой и ТВ. Давать адреса не имеет смысла, так как ни в одной стране мира нет такого количества кемпингов на квадратный километр. Но! Подыскивать ночлег стоит заранее так как не везде будет открыт рецепшен, могут быть уже заняты. В топовых-турестических местах вообще мало шансев, все занято на многие километры.
Ну или так, или посмотреть POI в навигаторе, или смотреть на таблички по ходу. Там их действительно большое количество. И потом, в Норвегии достаточно трудно точно расчитать дневной маршрут. Во-первых все зависит от погоды, во-вторых там почти нет шоссе, вся дорожная сеть — это переплетения второстепенных дорог со значительными перепадами высот, поворотами, тоннелями, и фьордами которые соеденяются паромными переправами. Оптимально полагаться на кемпинги в навигаторе и указатели.
Очень хороший вопрос, весьма и весьма актуальный! Как-то не включил его в пост, а зря…
На самом деле, в поездках обходился придорожным WiFi: макдональдсы, сетевые заправки, места ночлега. Роминг от родного провайдера (12,5€ — 100мб) использовал в редких случаях и задавался вопросом: «как так, в обьедененной Европе нет какого-то простого способа пользоваться интернетом?», и лишь недавно обнаружил общеевропейскую симку от Orange — Orange GO.
Вот офиц. страница www.orange.com/en/goeuropesite/Go-Europe, тут можно прочитать на русском euro-sim.ru/card/1, но личного опыта использования нет. Планировал ее распробовать в этом сезоне.
На самом деле, в поездках обходился придорожным WiFi: макдональдсы, сетевые заправки, места ночлега. Роминг от родного провайдера (12,5€ — 100мб) использовал в редких случаях и задавался вопросом: «как так, в обьедененной Европе нет какого-то простого способа пользоваться интернетом?», и лишь недавно обнаружил общеевропейскую симку от Orange — Orange GO.
Вот офиц. страница www.orange.com/en/goeuropesite/Go-Europe, тут можно прочитать на русском euro-sim.ru/card/1, но личного опыта использования нет. Планировал ее распробовать в этом сезоне.
- SerkovSergey
- 21 апреля 2016 в 9:32
- ↓
да, мощный труд, достойный не просто плюса, но и отдельной закладки в браузере. спсб!
отдельное спасибо за планирование маршрута
отдельное спасибо за планирование маршрута
Интересно, покручу — попробую. Честно сказать не разу не слышал о таком.
Расшарить и совместно работать над маршрутом можно и в my maps Google, кроме того можно сохранить маршрут на Гугл Диске для просмотра в режиме оффлайн, что весьма удобно.
Но, существенный минус — ограниченное количество слоев. Где-то 10 или 12. Вот это напрягает при планировании 2х-3х недельных маршрутов. Спасибо!
Расшарить и совместно работать над маршрутом можно и в my maps Google, кроме того можно сохранить маршрут на Гугл Диске для просмотра в режиме оффлайн, что весьма удобно.
Но, существенный минус — ограниченное количество слоев. Где-то 10 или 12. Вот это напрягает при планировании 2х-3х недельных маршрутов. Спасибо!
help.furkot.com/ — вот тут примеры того, как ищутся гостиницы, как выглядит планирование дороги и т д.
> в которые запланированы перевалы, серпантины, паромные переправы, переходы границ и прочие эстафеты, не вбиваю более 300-400 км.
Как-то «вбил» переезд 250км из Stresa в Италии до Brienz в Швейцарии. думал приеду к обеду. добрался в 10 вечера, в темноте, мокрый до трусов. С тех пор в Альпах/Доломитах больше 100 в день проехать не рассчитываю и получается отлично (с возможностью остановиться, поесть, потупить в горизонт 5-10 минут в паре-тройке мест).
Как-то «вбил» переезд 250км из Stresa в Италии до Brienz в Швейцарии. думал приеду к обеду. добрался в 10 вечера, в темноте, мокрый до трусов. С тех пор в Альпах/Доломитах больше 100 в день проехать не рассчитываю и получается отлично (с возможностью остановиться, поесть, потупить в горизонт 5-10 минут в паре-тройке мест).
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (91)
RSS свернуть / развернуть