Lifan LF150-9J 2011 → Радиатор масляного охлаждения на китайца.
После нескольких дальних вылазок за китайчиком была замечена склонность к перегреву, а потому я решила попробовать соорудить на него масляное охлаждение. Как оказалось, найти подходящий по размерам и площади радиатор не так уж и просто, а потому я взялась делать свой. Прогресс данного действа я и предстставляю вашему вниманию в этом посте.
Этап 1. Выбор материалов и технологий.
Итак, для начала надо было решить, как делать внутренние объемы этого чуда. После долгих подсчетов и прикидок материалом для резервуаров и трубок были выбраны медные водопроводные трубки и соединения диаметром 10мм, а для подключения радиатора мной были использованы штуцеры и фитинги для пневматических систем подл резьбу 1/8.Детали для сборки. Примерка и подгонка:
Детали для сборки. Примерка.
Примерка и подгонка.
Как-то так это будет выглядеть...
Медные пластины оказались дюже дорогие, а потому для теплорассеивающих пластин была выбрана отделочная алюминиевая лента шириной 30мм толщиной 2мм, а для их разделения я использовала медные уплотнительные шайбы из магазина автозапчастей.
Финальной конструкцией была выбрана сборка из 45 пластин 160х30 и двух крепежных уголков 160х30 с расстоянием между пластинами около 1,5 мм, что в сумме давало около квадратного полуметра рассеивающей площади.
Этап 2. Подготовка к сборке.
Так как паять алюминий довольно таки тяжело, предварительно для наборки пластин предполагалась точная рассверловка и сборка «внатяг», но в итоге эта идея отпала по финансовым соображениям. Куда проще оказалось вручную засверлить пластины, а затем обмеднив их электрохимическим способом, собирать пайкой. Чтобы сверлить с достаточной точностью мне по большому блату сделали на лазере стальную пластину-кондуктор и я приступила к сверлению, омеднению и сборке.Процесс сверления:
Кондуктор и заготовка пластины
Бутерброд из пластины и кондуктора готов к сверлению.
Уже просверленный бутерброд
Пластина и кондуктор для сверления
Продырявленные пластины и зенковка-развертка
Процесс меднения:
До и после меднения
Меднение алюминия в домашних условиях
Омедненная пластина
Этап 3. Сборка.
Сборка оказалась самым геморным и энергозатратным этапом. Поначалу пластины паялись хорошо. Даже тугоплавкий припой ПОС40 легко разогревался и растекался во все щели, но с добавлением пластин радиатор стал вполне достойно рассеивать тепло и прогрев его до температуры плавления припоя сильно затруднился. Работая одной горелкой стало тяжело избегать перегрева места пайки и выгорания флюса. Пришлось комбинировать и предварительный прогрев делать горелкой, а место пайки догревать до нужной температуры строительным феном.Процесс сборки:
Первая пластина из дофига. Начало сборки
Шайбы-разделители
Набор пластин на радиатор
Готовый, но еще не ободранный и некрашеный радиатор
Этап 4. Установка и подключение.
Поставить радиатор на этот мотор достаточно просто так как маслоканал клапанной крышки позволяет подключить маслопроводы без особых переделок. Проблем с установкой самой «тушки» радиатора на раму тоже не было. Загадкой оставался только запас по производительности маслонасоса, но тут единственным способом проверки оставался метод научного тыка.Подключение:
Устройство клапанной крышки
Маслошланги
Заборный (спереди) и (сзади слева) сливной шланги
Не очень удачное место. Подвод надо теплоизолировать от выхлопной трубы.
Установка:
Радиатор, вид спереди
Радиатор, вид сбоку
Нижнее крепление радиатора
Верхнее крепление радиатора
Итого
Поначалу я по дурости вводной и выводной штуцеры радиатора поставила один над другим с одной стороны (это видно на фотке готового радиатора). При первом прогоне оказалось, что радиатор не полностью заполняется, что своидит его эффективность к нулю, так что для нормализации циркуляция масла пришлось верхний штуцер переставить на другую сторону.На текущий момент радиатор вполне сносно прогревается и охлаждает масло, но…
Оказалось, что объем прогоняемого через клапанную крышку масла достаточно невелик (скорее всего поток ограничивается суммарным проходным сечением форсунок), а потому суммарное снижение температуры масла в картере и на оребрении цилиндра (измерялось инфракрасным пирометром) не превышало 5 градусов при среднем темпе движения и до 10 градусов при максимальных оборотах мотора.
По моим измерениям расклад на данный момент такой.
После 10 минут на 70 км.ч. при 6000-8000 оборотов/мин:
- темп. головки цилиндра — 90-100 градусов. (без радиатора — 100-110)
- темп. масла — 65-70 гадусов. (без радиатора — 80-85)
- темп. головки цилиндра — 110-115 градусов. (без радиатора — 115-120)
- темп. масла — 70-80 гадусов. (без радиатора — 85-90)
- темп. головки цилиндра — 120-125 градусов. (без радиатора — 115-125)
- темп. масла — 85-95 градусов. (без радиатора — 80-90)
- LazyLynx
- Татьяна
- 4 августа 2012 в 13:52
- 3
- +34
Масло, я разумеется долила. От Запорожца не годится, ибо у него площадь обдува не такая большая. Его надо по хорошему ставить в какую-нить трубу-воздухозаборник. Снизу там некуда. Сбоку тоже не сильно много места. Скорее всего я в итоге его перевешу под нижнюю траверсу сверху. Там и обдув хороший будет и вентилятор можно будет воткнуть.
- Vulcanolog
- 4 августа 2012 в 16:50
- ↓
Мне кажется что рёбра слишком толсты, они долго набирают температуру но медленно её отдают.
- Vulcanolog
- 4 августа 2012 в 16:52
- ↑
- ↓
И к стати, слишком не догретое(охлаждённое масло) это урон для движка.
- Vulcanolog
- 5 августа 2012 в 2:14
- ↑
- ↓
Если рабочая температура в картере ниже 90°С, тогда будет иметь место дополнительное охлаждение масла, охлаждающего детали двигателя, такие как юбка поршня или коленвал. Это мешает температурному расширению и увеличению размеров, а соответственно и установлению нужного зазора между деталями. Для примера, гильза цилиндра расширяется из-за теплоты сгорания, но поршень будет чрезмерно охлаждаться из-за низкой температуры масла. Зазор между поршневыми кольцами, юбкой поршня и гильзой цилиндра не будет оптимальным, как результат неэффективный процесс сгорания, который, в свою очередь, усилит процесс разбавления масла с топливом, образование сажи и ухудшит эффективность расхода топлива.
Дополнительная проблема, которая не так заметна, это образование кислот в масле. В холодном двигателе конденсируется влага, содержащаяся в атмосферном воздухе, и вода является нормальным продуктом сгорания. Когда топливо сгорает, продукты сгорания попадают в масло и, в присутствии воды, они образуют разрушительные кислоты. Если температура масла слишком низка, это создает идеальную среду для такого процесса. При нормальных рабочих температурах, большая часть воды испаряется, и кислота не может уже так легко образовываться. При низкой температуре масла они образовываются, и могут стать причиной химической кислотной атаки на лёгкие металлы, что может снизить ожидаемый срок службы двигателя.
НУ ЭТО ТАК, ТЕОРИЯ,
А если нормально то, рабочая температура масла должна быть на 10°C — 15°C выше температуры охладителя (охлаждающей жидкости, и т.д.)-робочей температуры двигателя.
Но судя по вашим замерам, радиатор практически ничего не дал.можно не парится по этому поводу.
Дополнительная проблема, которая не так заметна, это образование кислот в масле. В холодном двигателе конденсируется влага, содержащаяся в атмосферном воздухе, и вода является нормальным продуктом сгорания. Когда топливо сгорает, продукты сгорания попадают в масло и, в присутствии воды, они образуют разрушительные кислоты. Если температура масла слишком низка, это создает идеальную среду для такого процесса. При нормальных рабочих температурах, большая часть воды испаряется, и кислота не может уже так легко образовываться. При низкой температуре масла они образовываются, и могут стать причиной химической кислотной атаки на лёгкие металлы, что может снизить ожидаемый срок службы двигателя.
НУ ЭТО ТАК, ТЕОРИЯ,
А если нормально то, рабочая температура масла должна быть на 10°C — 15°C выше температуры охладителя (охлаждающей жидкости, и т.д.)-робочей температуры двигателя.
Но судя по вашим замерам, радиатор практически ничего не дал.можно не парится по этому поводу.
А никто не заметил что при такой толщине ребра зазор между ребрами должен быть больше? Я когда радиаторы для РЭА считал учитывал не только суммарную площадь а и зазор. Иначе снижается теплообмен. Правда у меня как правило принудительного обдува нет. Насчет припоя верно замечено, будет сыпаться. В целом поддерживаю работу руками, но сначала стоило изучить процесс в теории :)
- shpyntik21
- 4 августа 2012 в 17:59
- ↓
Молодец, была подобная проблема (нужен был радиатор опеделённой производительности)решил немного по другому.
Отпилил кусок готового радиатора от старого кондишена, удалил лишние пластины, а трубки согнул и спаял последовательно.
Отпилил кусок готового радиатора от старого кондишена, удалил лишние пластины, а трубки согнул и спаял последовательно.
Лазилинкс, там расстояние меж рёбрами маленькое — не обдувает нормально.
Проще всего будет половину убрать. И перепаять нормальным припоем.
И ещё: в этом случае с параллельными трубками часть из них — 2-3 дальних не будет работать.
Попробуй ещё полумать над окончательной конструкцией. У тя получится, я это знаю.
пс. вот когда появилась статья о доработке глушака своими руками, я ещё сомневался, после этой статьи призадумался, а после просмотра технических решений (типа обмеднить) окончательно понял: давай свой номер — еду жениться )))
Проще всего будет половину убрать. И перепаять нормальным припоем.
И ещё: в этом случае с параллельными трубками часть из них — 2-3 дальних не будет работать.
Попробуй ещё полумать над окончательной конструкцией. У тя получится, я это знаю.
пс. вот когда появилась статья о доработке глушака своими руками, я ещё сомневался, после этой статьи призадумался, а после просмотра технических решений (типа обмеднить) окончательно понял: давай свой номер — еду жениться )))
- severo-yug
- 8 июля 2014 в 0:38
- ↓
как проходит эксплуатация? я вот тожедумаю сделать охлаждение масла…
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (47)
RSS свернуть / развернуть