Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4252 | Постов: 2399

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Таджикистан-2022 на Triumph Tiger 1050

«Хромой» прохват по предгорьям Памира

более укороченный, чем хотелось бы, ввиду ограниченной мобильности.

Как вы помните, предыдущий день закончился предвкушением больнички и эвакуатора.

На мое удивление, утром нога не распухла сильнее, смог своим ходом навьючиться и выдвинуться в дорогу.
Не пришлось даже колхозить систему ручного переключения передач, изобретенную за ночь )))
Через острую боль воткнул четвертую передачу — и потошнил в прогулочном темпе в сторону сравнительно крупного города Худжанд решать свои многочисленные проблемы )))

Большинство проблем в лучшем виде разрешились в первой же половине дня: поменял денег, поел, заменил переднюю покрышку, немного разработал голеностоп, а главное — завел новых друзей, парней из мотоклуба «SUGDION TAJIKISTAN»






Пользуясь случаем, обращаюсь к мотосообществу БП: «Имеется ли у кого-нибудь подержанная катушка зажигания на Хонду Стид 600?» Хочу сделать неожиданный подарок парням, и потратить чуть меньше денег, чем потратили бы они…


Худжанд
Второй по величине город Таджикистана, с численностью населения аж 180 тысяч.
О том, что это древнейший город Средней Азии, 3000 лет назад основанный самим Киром Великим, а затем захваченный последовательно Александром Македонским, арабами, Чингисханом и Российской империей — по сохранившимся артефактам догадаться сложно, но можно













В 2022 году ведется масштабная реконструкция исторического квартала на берегу Сырдарьи, через несколько лет обещает стать гораздо наряднее и фотогеничнее. Хоть еще раз езжай…

Шикарная видовая мотоциклетная дорога Худжанд-Душанбе
350 километров отличного асфальта, очень разнообразная обочина.
Но главное, конечно же — Туркестанский и Гиссарский хребты Памира, с перевалами 3400 метров и туннелями под ними



Была надежда проехать по старой дороге поверху, но, увы, дорога перекрыта наглухо, стоит пограничная застава.
Проблема старого Анзобского туннеля, когда люди задыхались от копоти и в туннеле случались ДТП из-за нулевой видимости, я так понял — уже в прошлом. Прорублен новый современный туннель, с освещением и вентиляцией.
Туннель прорублен с уклоном, и груженые камазы с прицепами прут вверх на полном газу, вот откуда берется такая копоть. Принудительная вентиляция работает, но подышать дымом все равно успеваешь, некритично, неприятно, да пофигу!!!

Высокогорное озеро Искандеркуль,
из которого Буцефал (конь Александра Македонского, кто не в курсе) попил воды — и простудился.
Двадцать километров грейдера от асфальта


По конской же цене снял скромный домик на турбазе 39.083395, 68.368504, с обогревателем и санузлом, поужинал худжандскими фруктами — и под тревожные новости про стрельбу на тадикско-киргизской границе отрубился с недожеванной виноградиной во рту.
Ночью обогреватель не справился. Утром одеваться пришлось под одеялом ))
И это всего лишь середина сентября на Памире, высота 2500 метров над уровнем моря.

Утренняя радиальная мотопрогулка
Сначала по берегу бирюзового Искандеркуля




до заброшенного летнего домика Президента Таджикистана 39.063944, 68.352111


отличных (нет, ОТЛИЧНЫХ!!!) площадок под палатки, пусть и не прямо на берегу Искандеркуля — 39.061395, 68.351167
ну и популярной зоны отдыха на природе — 39.042236, 68.289065
Выше по ущелью — уже для сильных духом…

САМАЯ аутентичная восточная чайхана, попавшаяся Коменданту — 38.895624, 68.830150
Время приближается к обеденному, жрать хочется уже конкретно, неплохо бы обслужить цепь и проверить уровни жидкостей после грейдера, высоту сбросил, ущелье постепенно расширяется, вот-вот пойдут обитаемые места.
Большая парковка, внизу шумит река, оборудован родник, несколько точек общепита.
По всем приметам, одна из них — явно особенная: все дальнобойщики идут туда, также заезжают легковые и выносят что-то в пакетах.
Отлавливаю дальнобоя:
— Там точно вкусно?
— Очень вкусно! Пошли, угощу обедом!
— Я с мотоциклом вожусь, зайду чуть попозже. Но спасибо!
Закончил быстро, умылся и попил из родника, прохожу мимо тандыра на улице: пожилая женщина очень ловко орудует лопатками, выкладывает на поднос аппетитные лепешки, за которыми уже выстроилась очередь. Рядом лежит вязанка чахлого хвороста для тандыра.
Я думаю, топить тандыр газом — и проще, и дешевле для такого конвейера, чем собирать хворост по горам. Видимо, дань традициям…
В чайхане: все топчаны заняты, за одним из них — мой новый знакомый, заказываю тарелку плова — и подсаживаюсь к нему.
Дастархан — совсем аутентичный, без столика, клеенка посередине сразу на ковре, какие мне часто встречались в Иране, изумительная мягкая лепешка из того самого тандыра на улице, плов едим ложками, добавляя прямо в тарелку виноградины, не притронувшись к поданному салату из помидоров. Плов — САМЫЙ лучший на мой искушенный вкус, какой я попробовал в Средней Азии. Заплатить за него мне не дал мой новый знакомый.
Напомню, таджики — особый этнос на территории Средней Азии, преимущественно шииты, говорят на фарси, многое в культуре и повседневной жизни — от персов: поклон, правая рука к сердцу, приглашение в гости — все искренне и от души. Жаль, что я этим не злоупотребляю. «Не могу, домой сильно уже хочу» — вполне уважительная отмазка, применял до трех раз в день, и когда подсвечивал ночной ремонт мопеда на трассе, и когда просто останавливался передохнуть, и даже в туристических местах.

Душанбе
Город-миллионник, столица страны.
Просторная планировка, высоченные деревья, густая тень, горы вокруг, архитектура — неплохой симбиоз помпезного советского наследия и современных попыток подражать более благополучным азиатским соседям. Очень жаль, что у мотоцикла барахлят сразу коробка, сцепление, подвеска, система охлаждения и генератор, а у пилота — барахлит левая нога и переполняет отвращение ко всему мотоциклетному )))
К тому же, буквально вчера на границе начали применять минометы, Кыргызстан эвакуирует мирных из приграничных кишлаков, а в Таджикистане — начали отправлять резервистов на север, я встретил много машин, микроавтобусов и легковых с флагами, полных суровых парней в камуфляже. В общем, особо не до туристов было в сентябре-2022 в Таджикистане. И, когда на границе менял остатки наличных сомони, парни рассказали, что все только начинается, от каждого кишлака готовят к отправке по десять человек, и высказывают недовольство: «Ведь все президенты сейчас на саммите ШОС в Самарканде, почему не могут договориться, и почему предводитель не одергивает?»

Тем временем, до дома остается уже 3500 километров.
Большой соблазн сделать крюк 500 километров, прокатиться вдоль афганской границы и посмотреть Термез.
Но ведь надо оставить что-то и на следующий раз.

Гиссарская крепость — 38.487325, 68.592154
Из седла оценил высоту холма, на котором она стоит


и принял взвешенное решение ехать дальше, в сторону более беспроигрышных вариантов времяпрепровождения
  • komendantkomendant
  • 13 ноября 2022 в 14:09
  • 3
  • ?

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
0
IvanPro
Небольшая путаница с тоннелями. Шахристанский тоннель под Туркестанским хребтом, а Анзобский тоннель под Гиссарским хребтом. Но дорога огонь в любом случае))))
0
komendant
Теперь припоминаю, что там было два больших туннеля, значит два хребта, и еще два десятка маленьких, часть из них — противолавинные галереи.
0
IvanPro
Да, именно так, мелочь не в счет )) Был там в начале октября — все было спокойно. Если бы сам новости не читал, то и не узнал бы про кипиш на границе с Кыргызстаном.
0
seregavb
Спасибо за отличный рассказ!
Вопрос. Я так понял, что напрямую на юг из Худжанда в Душанбе через Истаравшан проехать нельзя? Придется объезжать через Джизак и Самарканд?
0
IvanPro
??? Автор и описывает движение по м34 или по-другому «на юг из Худжанда в Душанбе». После запуска вышеназванных тоннелей трасса является круглогодичной.
0
IvanPro
Вот с Оша на Мургаб, по состоянию на октбярь проехать было нельзя. Как и обратно )
0
komendant
на юг из Худжанда в Душанбе через Истаравшан проехать нельзя?
Проехать МОЖНО (я по ней и проехал), и даже нужно: отличная асфальтовая дорога, платная для четырехколесных.
0
seregavb
Спасибо! Всё понял. Буду так и планировать!))
0
komendant
0
seregavb
О! Спасибо большое! Хочу в мае скататься…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Таджикистан-2022 на Triumph Tiger 1050