Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4285 | Постов: 2504 +1

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Север. Сейдозеро-Мурманск-Териберка (ч.1)

Повествование об очередном северном путешествии в Мурманском направлении с элементами пешего восхождения в Ловозёрских тундрах к Сейдозеру. Путевые заметки, часть первая.

Прошедший год был отмечен продажей старого и верного 600-го трансальпа некоторым ребятам во Владивосток, а для меня — покупкой свеженького 700-го. Я о таком мечтал лет семь назад, а тут и на объявление удачно наткнулся. Весь возможный вседорожный потенциал 600-го я всё равно не использовал, а чуть-чуть увеличить крейсерскую скорость и наличие abs, инжектора и датчика уровня топлива приятно улучшают жизнь. Подвески стали меньше, но свои цели этот аппарат также достойно выполняет — страха разбитой дороги он не имеет. Единственно что меня больше подрасстроило, это уменьшение объёма бензобака — у 600-го автономности было всё же больше, могло быть даже несколько за 300 км пробега, а тут как бы не впритык. К новому сезону не только я обновил мотоцикл, но и мой товарищ тоже, причём поступил он более радикально. Продав свой honda deauville 650, он всё-таки направил свой взор на турэндуро и в попытках смены класса стал счастливым обладателем suzuki v-strom 1000. Пусть оба эти мотоциклы не чистокровные покорители любых направлений, но для большинства дорог разной степени убитости они подходят как нельзя лучше. На этих мотоциклах мы и собрались ехать, прошедшим летом 2019-го года, в новое путешествие. В качестве первого обкаточного маршрута для новых машин было выбрано северное направление. Общий план маршрута был построен достаточно быстро, были отмечены основные ключевые точки, а всё что между ними — оставлено на импровизацию. Может, конечно, и хорошо было бы посидеть за картой более тщательно, но этот вариант даёт бОльшую гибкость в пути и не привязанность к определённым датам и местам. Хотя на самом деле было просто немножко лениво.


Основу нашего маршрута составляла МО (Мурманская обл.) и включала в себя посещение таинственного озера Сейдозера и проезд к далёкому северному посёлку Териберка, с промежуточной точкой-днёвкой в Мурманске. Посещение Мурманска имело в себе две главные задачи: отведать знаменитого камчатского краба и совершить вторую попытку посещения музея «Атомный Ледокол Ленин». Почему вторая и почему попытка? А потому что года четыре назад, когда мы проезжали Мурманск впервые, в тот момент вся портовая территория была оцеплена полицией — они устроили там какие-то учения и никого не хотели пускать. Так тогда и пришлось уехать, ничего и не посмотрев. В этот раз всё получилось лучше, но обо всём по порядку.

Более подробного планирования маршрута в нашей команде не успело состояться, и мы отправились так, оставив все сборы, естественно, на последний день. Удивительно было ничего не забыть из вещей в этот раз, да и вообще, с каждым новым разом вещей становится всё меньше, не смотря на то что берёшь с собой разные новые штуки типа складных столов. Быть может когда-то выйдет вообще отказаться от кофров. Но не в этот раз. Наш бюджетный стиль передвижения предполагает наличие ночёвок под открытым небом, отсюда палатка, спальник, коврик, тёплая одежда и бивуачное снаряжение с небольшим запасом еды. Закончив сборы, к середине начинавшейся ночи, мы стартовали утром 17-го августа из Тулы. Как уже стало обычным, начало нашего пути сопровождал небольшой дождь, который в районе Подольска и Москвы решил значительно усилиться, а под Тверью и закончился вовсе. Я до сих пор не люблю ездить через Москву, слишком много это отнимает сил, но навигатор решил, что так быстрее. Небольшое повышение крейсерской скорости на новых мотоциклах приятно повысило продуктивность. И даже то, что мы едем примерно по правилам, не выходя за пределы погрешностей, позволило нам добраться этим днём до Ленинградской области. Уже начало вечереть и что бы не терять много времени на полуночную суету мы решили остановится в «бургер кинге», что встретился по пути. Видимо то было популярное место, ибо у входа стояло не менее 10 мотоциклов. Не реклама, но меня забавляет там время от времени покупать что-то за «спасибо», заплатив 1 рубль монетой. Перекусив, мы отправились дальше. Место под палатку в этот раз нашли достаточно быстро — свернули с одной дороги на другую и встали около лесопилки. Не смотря на располагающиеся вблизи ж/д пути и множество лежащих брёвен — местность кажется не особо обитаемой. Мы развернули лагерь и на этом день закончился. План варить глинтвейн на стоянке я решил перенести на другой раз.




Следующим днём мы уже ехали по трассе «Кола» — она прекрасна, как и всегда. Пересекли въезд в Карелию и природа вокруг стала ещё красивее. На одной из стоянок закупили у бабушки литр черники — превосходная ягода. Этим вечером мы добрались до Сегежи и где-то в округе решили ставить лагерь. Пересекая одну из рек, мы свернули в сторону леса, где по картам google должен был быть красочный выезд к озеру. На деле там оказался достаточно грубый грейдер, а так как уже начало смеркаться, и тряска езды по такой дороге прибавляет усталости, мы свернули до ближайшей мшистой полянки, где и поставили палатку. В Карелии на земле спать мягче чем где бы то ни было. Оба предыдущих дня встреч со знаменитыми Карельскими комарам не случалось.




Планом третьего дня пути было добраться до г. Апатиты. Там было забронировано жильё, чтобы привести себя в порядок и немного отдохнуть перед грядущими остальными днями путешествия. После вчерашних поездок по грубому грейдеру карельского леса выяснилось наличие самоотвинчивания болтов крепления багажных рамок на v-storm товарища. В поисках новых болтов и покупки дополнительного снаряжения мы отправились в Кемь. Дорога до Кеми оказалась такая же кривая, как и 4 года назад. Добравшись до города и совершив небольшой ремонт багажной системы, мы отправились на обед в ближайшее кафе, которое нам зарекомендовали местные. Называлось оно «Лагуна», или как-то схоже. После обеда к нам подошёл один дедушка и глядя на наши мотоциклы предался своим воспоминаниям, как будучи в молодости, во второй трети того века, он служил в этих краях. После окончания службы он уехал домой в Крым, но так его зацепила красота этих мест, а может быть и что-то ещё, что он решил сюда вернуться. И он рассказал, как он взял «яву» и поехал из Крыма в Кемь. Дороги тогда были не то что сейчас, а после Беломорска их не было вовсе. Так он и поехал дальше от Беломорска до Кеми по рельсам да шпалам, а это было порядка — 50-80 км пути. Доехал он уже с больной спиной, и говорит — болит до сих пор, но вспоминает те времена с любовью. Мы же, закупившись провиантом и вином, отправились дальше.


К вечеру приехали в Апатиты и заселились на ночь. Городок хоть и является районным центром, но ничего такого интересного в себе не скрывает. К ночи наконец я наварил глинтвейн и мы отметили приезд в цивилизацию и то, что всё идёт по плану.





Утром следующего дня мы отправились в соседний город — Кировск. Он хоть и гораздо меньше, чем Апатиты, но впечатлений он производит гораздо больше. Горы, висящие практически над головами и все эти природные красоты — просто сводят с ума. Целью посещения этого города стал «музей камня». Это большое трёхэтажное строение с башней, музейно-выставочный центр компании «ФосАгро-Апатит». Интересной особенностью музея является то, что вход в него совершенно бесплатный. Мы прошли через бесчисленные ряды камней со всего мира, от эвдиалитов хибинских тундр и аметистов кольского полуострова до слюд, самородков и декоративных камней. Другими экспозициями музей были макеты технологического оборудования и горных машин, схемы карьеров, рудников и горно-обогатительных комбинатов, немного о горной истории и о трудовых подвигах. А этажом выше нас встретил… музей самоваров. Было очень необычно проделать весь этот путь из Тулы и увидеть такое большое собрание коллекции именно здесь. Кстати, а ещё у них есть сайт с виртуальным музеем — тоже занятная штука, особенно для тех, кто не может приехать в город. Вышли мы из музея в весьма восторженном настроении.




Время близилось к обеду и мы отправились в ресторан-гостиницу «Северный». У них оказались очень вкусные и недорогие бизнес-ланчи. Забегая вперёд отмечу, что обед в этом месте, которое считается лучшим в городе, мне обошёлся много дешевле чем в столовой «Тарелка» в Мурманске. Культурная часть программы на этот день была завершена и мы отправляемся в сторону г. Ревда. Там нам предстоит заночевать под стенами рудника и следующим днём отправиться походом к Сейдозеру. По пути нам встретилось нескольку чудесных озёр и величественных пейзажей.



На фото оз. Имандра.





На фото красивая местность близ г. Мончегорск.

Прибыв в этот город, мы почувствовали несколько гнетущую атмосферу. Зайдя в местное сельпо закупились средствами от комаров, на что продавцы уверяли бессмысленностью всего этого занятия. По их словам, в тех же местах, куда мы отправляемся, с мая месяца медведь успел задрать с половину десятка людей. Нечего там делать, говорили они, мы вообще там никогда не были и не собираемся. Но наш дух было не сломить. На улице мы встретили пару мотоциклистов и поговорили на разные темы. Один из них, рассказывая про город, упомянул, что в Ревде главная достопримечательность — это колония строго поселения. А чуть дальше неё расположен действующий рудник Карнасурт, куда мы и отправляемся.

Непосредственно у рудника есть пресное озеро, откуда насосная станция забирает воду, но питьевую воду лучше всего, всё равно, брать в столовой предприятия, как нам позже пояснил охранник на вахте.



Мы приехали к КПП и осмотрелись, пейзажи здесь, действительно, колоритные. На автобусной остановке красуется надпись: «Турист! Что бы не портить себе отдых — зарегистрируй свой маршрут в МЧС». Так мы и поступили, позвонив по указанному телефону, сообщили сколько нас, куда идём и на сколько. Местность там довольно дикая, а после перевала мобильной сети уже не будет. Дальнейший путь возможен только пешим ходом, поэтому мы оставили мотоциклы непосредственно у проходных рудника, а охранник, получив небольшое вознаграждение, обещал присматривать за ними. Забрав всё необходимое снаряжение на грядущий день (обувь с развитым протектором, палатка, пенка, спальник, котелок и подобное, еда и вода, фото-видеоаппаратура, тёплые вещи), мы упаковали это по рюкзакам, которые везли с собой; для одного дня пути вполне хватило объема на 30-35 литров.


Дело шло к вечеру, и мы поставили палатку у бурной речки, которая протекает рядом с комбинатом. После чего отправились на завод в столовую. Оказалось, что вход туда через кпп совершенно свободный, а столовая работает почти круглосуточно. Еда вкусная и очень дешёвая.

Утром следующего дня мы собрали лагерь и выдвинулись в путь, по пути вновь зайдя в столовую. Там на предоставили комплексный набор — завтрак горняка, в него входило две каши (гречневая с тефтелями и сладкая рисовая на молоке), салат и компот. Это дело мы разделили на двоих. Горняки из нас так себе.





Дальше нас ждал горный перевал. Что бы добраться до Сейдозера существует один путь: необходимо приехать в г. Ревда и пройти через территорию действующего рудника, взобраться на горный перевал и спустить вниз, пройти через лес и озеро будет достигнуто. Протяжённость пути составляет порядка 11-12 км, но ошибочно будет предполагать, что это два часа пути. Дорога не была очень уж сложной, но со временем усталость берёт своё. Первое, что предстоит преодолеть после выхода с рудника, будет подъём на перевал по курумнику — беспорядочно уложенным и шатающимися громадным глыбам и камням, причём идти придётся с уклоном вверх. Мы шли по формуле 40/20, 40 минут бодро шли и карабкались, остальное — на отдышаться и испить воды. Порой казалось, что тащить с собой рюкзаки и палатку это как особой вид извращения.




Тропинка, уходящая от комбината, быстро закончилась и дальнейшей навигацией нам служили большие пирамидки, собранные из каменей, идя рядом с ними рельеф был более благоприятный, чем ежели карабкаться напрямик. Дойдя до вершины перевала, мы встретили пару групп людей, которые сказали, что до озера осталось не так много, но дальше дорога лучше не будет, а в лесу появляются корни. И это оказалось совсем не то, как корни в лесах средней полосы нашей страны. Так же оказалось, что спускаться по курумнику вниз всё же напряжнее, со временем пальцы ног начинают уставать и становятся сверх чувствительными. Зато с вершины этого перевала открывался бесподобный вид на всё, что нас окружало. Само сосредоточение свободы было здесь.







Когда мы наконец спустились вниз, мы оказались у русла пересохшей, или сменившей направление, горной реки. Климат здесь также изменился, благодаря горным массивам вокруг эта местность получается как бы в окружении стен, и здесь теплее на пару градусов, что заметно также и по бурной растительности вокруг. Пройдя русло реки, мы достигли леса, где метками пути стали служить синие наклейки вокруг стволов деревьев. Табличка, стоящая близ тропы, гласила, что мы находимся на территории заказника Сейдъявврь. Дорога через лес оказалась не проще горной тропы, помимо корней здесь также было и множество валунов с камнями. Где-то рядом журчит горная речушка, а рыбаки стараются ловить в ней рыбу. Когда усталость начала брать своё я приметил поваленное дерево и сделал из ветви себе трость. Все туристы, которые нам встречались здесь, ходили с трекинговыми палками и со временем я понял почему. Дорога через лес не была прямой, она петляла не только вправо-влево, но и постоянно меняла повысотную отметку. В один из моментов мы наткнулись на лесное «круговое движение»: в центре тропинки лежал большой плоский валун, а подле него высилась большая сосна. От центра этого места расходилось пять других тропинок в разные направления, вот тут и пришлось нам слегка по блуждать.


Спустя примерно часов шесть (от момента нашего старта) мы наконец добрались до побережья озера. Это было очень тихое и красивое место, вокруг было очень спокойно и умиротворённо. В озере плескалась рыба, а по деревьям сновали белки, совершенно не боясь людей. Набрав воды прям из озера, мы занялись обедом. Пока газовая горелка во всю жужжит можно и понаслаждаться видами.

С места нашей стоянки можно увидеть рисунок на скале — таинственного Куйву.


Куйва — персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре. В древние времена предки саамов пришли в долину Ловозерской тундры и встретили злого великана Куйву, который напал на них. Была большая (по меркам саамов — это могло быть и несколько десятков человек и даже один десяток) битва, Куйва брал верх, убивая людей и творя различные мерзости. Тогда саамы призвали своих богов, те увидели последствия учинённого Куйвой погрома, разгневались и поразили его молниями. Великан превратился в скалу, стал сейдом, сохранив свои исполинские размеры.







Немного отдохнув, мы начали строить дальнейшие планы, и так как время было только к 18 ч, не смотря на скопившуюся усталость, решили немного сменить место стоянки, что бы завтрашним днём идти было меньше и доехать до Мурманска сил хватило больше. Повернув от озера, мы случайно вышли на другую тропу и смогли за относительно короткий промежуток времени преодолеть весь тот путь, на котором мы так умудрились устать днём. Эта тропа целиком и полностью шла через лес, минуя пересохшее и каменистое русло реки. К вечеру на одном из склонов мы развернули палатку на поляне из мха и ягеля. Ужинали не разводя огня, лёгкими закусками, попивая пробники грузинского вина. Перед нами открывался бесподобный вид горных массивов и ущелий.




/Продолжение следует/
  • KurieKurie
  • Юрий К.
  • 23 февраля 2020 в 17:36
  • 5
  • ?

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+3
mirage
Классно!
+4
Yauheni
Классное путешествие! У меня окрестности Мончегорск тоже оставили мрочноватые впечатлегия. Хотя может это просто необычная обстановка для нас. Я проезжал в 2 ночи, но машин, ни людей, ни птичек, только тишина…
0
mirage
И земля вся выжжена)))
0
Kurie
Мне из всей дороги на Мончегроск очень нравится эта площадка, виды интересные — сочетание и пустошей и реки и сопки, есть что-то в этом, постапокалиптическое.
+1
ropefipimo
А медвед?
0
Kurie
Решил не приходить
0
Fan-4x4
Очень красивая места, видно душа спокойная перед это природные пейзажи
0
vovkvalki
Какой мот был удобнее — Transalp или V-Strom?
0
Kurie
При умеренном стиле езды на ровном вэ-стром окажется резвее, а в моменты кап.ремонта дорог мне приходилось порой ждать вэ-строма. Всё таки 700й трансальп неровности форсирует лучше, но тут многое зависит и от водителя, само собой.
0
canon3000
а дальше?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Север. Сейдозеро-Мурманск-Териберка (ч.1)