Путешествия → Три раздолбая. Всё выше и выше и выше, или Back to Georgia. (Часть вторая).

Большой привет всем-всем-всем. Позволю себе продолжить наше тёплое, солнечно-дождливое и местами экстремальное путешествие по известным перевалам Грузии, начало которого я описал в первой части своего отчёта. Позволю себе напомнить читающей меня аудитории, на чём мы остановились в прошлой части.
Ночь, улица, Омало, звёзды
Стоит MiragE с фотопаратом,
И в этой тишине негромко
Штатив свой старый кроет матом…
(не судите строго, так, лёгкий экспромт с грамматическими ошибками).

Несмотря на обещания ночных заморозков, спалось нам на удивление отлично. Даже одеяло с большей части своей тушки пришлось откинуть, оставшись в спальнике. До трёх градусов, по ощущениям, немного не дошло, но градусов около пяти ночью и утром было. Зато ночью проснёшься, пока вертишься с боку на бок, откроешь глаз (а то и два), а перед твоим взором тысячи звёзд. Спросонок кажется, что протяни руку — и сможешь ухватить все эти бриллианты в кулак, спрятать под подушку и утром рассмотреть их получше при свете дня. Но так влом было вытаскивать руку из застёгнутого спальника, что пришлось остаться без горсти крупных и прекрасных звёзд. Поэтому остались они у меня только в воспоминаниях да на нескольких фотографиях…

За несколько дней похода мы уже привыкли вставать очень рано, и этот день не стал исключением. К тому моменту, как солнце решило выкатиться из-за горы, я уже мало того, что вылез из спальника, но и успел адаптироваться к прохладной температуре воздуха и даже осилил подъём фотоаппарата на бицепс. Вот поползёт солнце из-за горки, а тут я во всеоружии — щёлк!
Вот-вот появится на свет!

Как только солнце показалось над горой, в ущелье резко стали размножаться тучки!

Ну а мы неспешно собрались, позавтракали и выкатились в обратный путь. Сегодня дорога ведёт нас в сторону Шатили и к перевалу Медвежий крест.
На обратном пути остановились у домика с персональным мостом через речку, который мы в прошлый раз проехали без остановки.

На озерце, у затопленной некогда дороги, снова тормознули на небольшую фотосессию. Очень уж мне понравились эти утонувшие деревца.

Дорога на перевал как-то незаметно пролетела-прокатилась. Даже пара шпилек, казавшихся нам весьма крутыми и сложными, не вызвала у нас никаких трудностей. Тигры их одолели, хотя и с напрягом (низов бы им побольше, а то на низах не тянут, а добавлять оборотов на крутой каменно-песчаной шпильке уже стрёмно, скорость взлетает до 30-35 км в час).

На перевале Абано так же свежо, как и вчера. Но в сегодняшней картине с перевала добавились пушистые небесные подушки, причём некоторые летели по небу или цеплялись за горы ощутимо ниже нас.

На спуске с перевала, буквально после пары шпилек, на очередном повороте мой мот вдруг понял, что он резко пипец как устал и просто завалился набок. Видимо, скользнул на камушках. Хорошо, что скользнул в сторону горы, а не в сторону пропасти! Мот подняли, осмотрели, кофр Мотеч, как всегда, выгнул крепление к рамке, вдавил себе внутреннюю стенку и ещё по диагонали чутка «ушёл». И это за пару метров скольжения по грунту. Эххх…

Сам цел, остальное цело, поэтому покатились дальше. За очередным поворотом дорога неожиданно растворилась в туче, которая ползла по горе, как липкий, холодный и густой кисель. Бррр, освежает знатно!

Дальнейший спуск с перевала прошёл без приключений почти до самого низа. Уже за пару-тройку км перед началом асфальта я напугал брата-ктмщика, выскочив из-за поворота по встречной колее (не полосе, а колее). Он, бедный, аж заметался в седле, не зная, что ему делать (скорости были не больше 40 км в час у обоих), видимо парень был на прокатном моте и реакция у него ещё не выработалась. Я ушёл совсем на встречную полянку и мы спокойно (для меня по-крайней мере) разъехались. Надеюсь, он меня простит…

Для того, чтобы попасть отсюда на дорогу в сторону Шатили нам нужно было вернуться почти до старой Военной дороги, по которой мы приехали в Грузию (дожди же нам все планы немного исковеркали). И проехать мы могли двумя путями, коротким, через очередной перевальчик с грунтовкой, и длинным, по асфальту, но, если правильно помню, на 170 км длиннее. Ну что нам снег, что нам зной, что нам перевал крутой, когда с друзьями еду я? Выехали на очень пыльную грунтовку, которая постепенно стала набирать высоту (дорога Ахмета — Тианети). Судя по строительным работам, там скоро тоже сделают асфальт, и в Телави (а так же в Омало) можно будет катить напрямую по новой заасфальтированной дороге.
По грунтовке докатились до Тианети, по пути нас чуть было не съела свора пастушьих волкодавов, охраняющая с пастухами стало овец. А за Тианети и почти до Жинвальского водохранилища идёт офигенная техничная дорога с новым асфальтом. Ух, как мне там понравилось!

С самого завтрака в Омало у нас во рту больше не было и маковой росинки. Как-то вызывающих доверие кафешек или ресторанчиков на пути не попадалось, и мы катили и катили, не солоно хлебавши, в нужном нам направлении. Гармин и смартфон показывали кафешку, до которой нужно было доехать км 17. Дорога извивалась вдоль берега водохранилища, местами теряя асфальт (или находя, судя по строительным дорожным работам). Доехав до посёлка, в котором Гармин показывал нам кафе, нашли только продуктовый магазин. Но местный аксакал нам поведал, что впереди точно есть хинкальная и даже гостиницы. Ещё через десяток км нашли долгожданную хинкальную. Но около неё стоял автобус с туристами и хозяин нам сказал, что придётся подождать минут 40-50, пока приготовят новую порцию еды. Мы подумали-подумали, и я решил, что поедем дальше, поищем что-нибудь ещё. Подумаешь, вечер на дворе, а мы не ели уже часов 9. Мы же старые морские волки сухопутные тигры, что нам эти хинкали? На крайняк у нас есть примус, гречка и тушёнка. А так же палатка. За этими рассуждениями по гарнитурам перед нами открылось очередное кафе. И даже без автобуса с проглотами туристами. Поэтому туристами проглотами стали мы, заказав неслабый поднос хинкали, который полностью осилить нам не хватило вместительности желудков и здоровья.

Пока закладывали еду в голову, хозяин нам посоветовал гестхаус (то ли своего друга, то ли роддственника — не буду врать, уже не помню) в селе Корша. Наевшись, расплатившись и горячо поблагодарив хозяина кафешки и его жену, рванули искать ночлег. На улице уже даже не смеркалось, а совсем потемнело к тому моменту, как мы доехали до Корши. Гестхаус Корши носил незамысловатое название «Гестхаус Корша». Но при этом его хозяева (супруги Марина и Шато) оказались очень прекрасные, радушные и интересные люди. Шато художник, резчик по дереву и даже не знаю, кто ещё. Он превратил свой дом в своеобразный музей.
Хозяин за ноутбуком

Нам приготовили очень вкусный ужин, Шато угостил нас своей чачей, удостоив чести разделить её с нами. В процессе вечера нам пришла в голову мысль, мол зачем нам катить завтра на перевал гружёными, когда можно остаться тут ещё на одну ночь и завтра на пустых мотоциклах поехать в Шатили, через перевал (дорога на Омало напугала, наверное). Подумали-подумали, да решили так и сделать.

(не очень большое лирическое отступление, лично мне показавшееся крайне интересным).
Вечером, когда ребята отрубились, а мне ещё не спалось, я спустился в «залу», где сидели Марина и Шато, и разговорился с ними обо всём. Постепенно речь зашла о том, что мы уже в Грузии второй раз и у меня даже есть фильм о прошлогоднем походе. Они попросили показать, пока нашли, я рассказывал им, как сложно было подобрать грузинскую музыку для него, и сколько песен мне пришлось переслушать. И Марина меня спросила, знаю ли я песню «Апарека», которую поют Трио Мандили (девочки, снявшие свою песню на телефон, в тот момент, когда шли по деревне и пели её, это видео моментально набрало миллионы просмотров). Я сказал Марине, мол, мало того, что я знаю эту песню, но она даже в моём фильме есть, ближе к концу. И Марина мне рассказала, что эта песня преподносится группой, как старинная грузинская народная песня. А на самом деле стихи, ставшие песней, написал несколько лет назад её сын. А музыку для стихов его друг, который недавно погиб. И этот друг со своей группой даже исполняли эту песню на тв. Причём мне были показаны и старое видео, где сын Марины рассказывает эти стихи на сцене, и запись с тв группы его друга и исполнение той песни. В данный момент с продюсерами Трио Мандили идут суды по поводу авторства и всей той лжи, что они навертели… Вот такое случайное совпадение, очень интересное для меня.

На следующее утро отстегнули боковые кофры и сумки, сложили дронолёт в баул, показали Гарминам, куда нам нужно попасть, да выдвинулись туда, куда этот Сусанин нас повёл. Что я могу сказать, дорога на Медвежий крест в разы проще и легче, нежели в Омало. Имхо, сюда можно катить даже в дождь. Ну а нам, без боковых кофров, вообще катилось замечательно. Встал на подножки и вперёд. Сами почти и не заметили, как начался подъём на перевал.
Вид назад.

И совсем не заметили, как оказались на самом перевале. Тот же вид назад, только на полкилометра (и ещё сто дронометров) выше.

А вот и сам перевал, раскопали гору ради дороги.

По горам бегают боевые горные овцы

Дронолёт показывает нам вершины, которые не видны с дороги

А наш путь лежит вниз на другую сторону, в Шатили

Иванов, Петров и Сидоров. Три брата однофамильца.

Отсюда подглядывают, кого в Шатили к ним несёт

Найди дорогу на фото

Даже в Грузию приходит осень…

Грузинская «стена плача»)))

Наверное, мой лучший кадр за поездку

По приезду в Шатили все изрядно проголодались. Отправив ребят искать пищу физическую, я начал утолять духовный голод.
Крепость Шатили с земли:

С коптера всё смотрится гораздо интереснее!

Налетавшись, немного пообщался с мотоциклистом — иностранцем, который по-русски посоветовал мне в камеру (видео) не ездить сюда, потому что тут очень-очень красиво! Сел на мот и поехал искать еду ребят, которые искали еду. А там уже и ханкали, и шашлычок, и нарезочка овощная. И даже фуфырик красного-полусладкого. Заодно хозяйка нам рассказала об Анаторском чумном могильнике, в который вначале 19-го века во время эпидемии чумы люди уходили умирать. Говорит, он по пути в Муцо и мы его не пропустим.

Отобедав, покатили в Муцо. Почему-то в этой части гор деревья намного желтее, нежели в центральной части страны. Что-то мне подсказывает (Гуглмэпс, наверное), что это северная сторона Грузии.

Скала, неестественного природного цвета, как будто её краской обливали.

Вот и осень…

Так, долго ли, коротко ли, докатили до Муцо. Но об этом я расскажу в следующей части, чтоб не вызвать у Вас передоз картинками и текстом…
  • miragemirage
  • Дмитрий
  • 6 октября 2018 в 0:19

ishernas
Слава Сэ
Путешествующим.
Собираясь в Грузию, возьмите запасную печень. С обычным набором органов красоту этой страны трудно постичь. Пейзажи там невероятны, а гостеприимство доходит до ярости. Гости дают больше прав не посещать работу, чем перелом ноги или холера. В глубинке гость считается общей добычей, его празднуют всем селом, всякий раз как последний.
Наш знакомый Роберт с группой водных туристов вернулся из Грузии. Обычно, водники поют песню «перекаты», вспоминают сломанные весла и как смешно Эдик треснулся головой. После Грузии все молчали и влюблено смотрели вдаль. Некоторые не могли вспомнить, была ли там вода.
Плавание по нашим рекам — отдельное горизонтальное удовольствие. Направление течения угадывают по гадальным картам. Сплав без вёсел занимает годы. В Латвии есть омуты и один условно обрывистый берег. Все три этих опасности туристы знают наизусть. Им хотелось настоящих диких гор и рек. Турфирма бонусом предоставила дикого водителя на диком грузовике. Тормоза водитель считал унижением. Над обрывами он пел песни и танцевал для иллюстрации. Через пять минут пути в мире не осталось опасных приключений. Прощаясь, шофёр подарил пять литров лучшего вина в северном полушарии. Такая осторожная оценка основывалась на том, что водитель в Австралии не был и не знает как там что.
До реки осталось три километра, а по ощущениям сто. Сразу встретили чабана в папахе и с дубиной. Пастух не спросил, зачем в горах лодки. Также его не интересовали политические новости, курс валют и результаты футбола. Он спросил только, что эти люди пьют. Ему показали лучшее вино северного полушария. Старик покачал головой. Горько и стыдно сделалось ему за весь район Хевсурети, где гостей поят скипидаром. Если б были патроны, он бы догнал и застрелил тот грузовик. Чабан отдал туристам своё вино, пять литров. Сказал, теперь никто не сможет обмануть дорогих гостей. Спустившись с гор на землю, поздно ночью, в своём Мухосранске, занесённом снегом по ручку двери, извиваясь ночью на простыне, как сказал бы поэт Бродский, они найдут что вспомнить. Чабану совали деньги, и лишь нехватка патронов предотвратила пальбу в ответ на такое оскорбление.
Десять дней туристы падали по грузинской реке с разной степенью отвесности. Страшно не было. Старались ничего не расплескать. Ночуя в якобы безлюдных местах, они собрали неплохую винотеку. Выяснилось, абсолютно каждый грузин знает, где взять лучшее в мире вино. Обычно он сам его производит по рецепту дедушки. Между дедушкиным вином и ближайшим по качеству уксусом соседа Гиви — космическая разница. Термин «потерять невинность» в Грузии никак не связан с голыми бабами, только с дегустацией алкоголя. За отказ пить могут выстрелить даже в очень хорошего человека.
Через десять дней водники вышли на дорогу. Вокруг покачивалась прекрасная страна. Первой подъехала полицейская машина. Офицер сразу понял, это алкоголики. Лодки несут для вида, а самим лишь бы нажраться. Он покачал головой и попросил не налегать. Уехал, но тут же вернулся со своим вином, пять литров. Посуду меньшего объёма в Грузии не производят. Вот, сказал он, настоящая драгоценность. Очень похоже на легендарное французское Romance Conti DRC 1934 года, но заметно лучше. А если есть на свете ещё лучшее вино, то пусть полицейский не сойдёт с места. И тут же сошёл, чем сразу всё доказал. Он велел отдыхать не спеша, полиция посторожит, не обращайте внимания. И встал неподалёку с включённой мигалкой. Туристы растрогались. Стали говорить новому другу, какой здесь замечательный народ, душевные люди, не от кого охранять. Дык, зацелуют, через месяц не уедете, возразил полицейский. Год назад группу из Эстонии всем отделом освобождали, с поножовщиной и недельным праздником примир ения потом.
Из этого познавательного рассказа я вынес следующее. Борьба бобра с ослом в грузинской религиозной традиции закончится не апокалипсисом, а застольем с песнями. Когда тебя все любят, деваться некуда, приходится любить в ответ.
Второе. Независимо от вкуса угощения, всегда хвалите все. Клянитесь, что лучшего вина не пили и никогда уже не сможете. То же с сыром. Он прекрасен, какими бы носками не пах. Сам я аккуратно следую этому правилу, благодаря чему и прослыл хорошим собеседником и знатоком кулинарии.
Gubrinusm
Не понял, тебя ли откомментировал, или в общей ветви написал)
Всё прекрасно в твоём слоге, о брат-тигровод. Подытожу, что не ничто так не вечно, как грузинское гостеприимство. Вкратце, сплавлялись мы в конце 80-х по Ингури, да-да, ещё до грузино-абхазского конфликта, и выделяли каждый вечер пару-тройку человек для вечерней особой трапезы с местным населением. Ибо каждый вечер к нам в лагерь, который перемещался по мере прохождения порогов вдоль реки, приезжала машина из которой выгружались мангал, шашлыки, вино, овощи… и устраивалось весёлое застолье. Отказать — значит обидеть. Но речку пройти нужно с ясной головой. А пара-тройка дежурных была выключена на следующий день из сплава по понятным причинам. Такие были времена)))
Тоже весело!))) И спасибо на добром слове!
мотоблоги, Путешествия, Три раздолбая. Всё выше и выше и выше, или Back to Georgia. (Часть вторая).