- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4285 | Постов: 2493
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4279)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Майская Азия-2015 или путевые заметки о мотопутешествии по Средней Азии (часть 1/5)
Даты мероприятия: 29.04.2015 — 21.05.2015
Участники:
Дмитрий — Yamaha SuperTenere, 1989гв
Евгений (автор текста) — Honda Transalp XL650V, 2000гв
Читать Часть 2
Читать Часть 3
Читать Часть 4 (готовится к публикации)
Читать Часть 5 (готовится к публикации)
А варианты были следующие…
Согласно общепринятому определению, странами Средней Азии являются бывшие республики Советского Союза, а именно – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргызстан. Конечно, хотелось построить маршрут таким образом, чтобы охватить как можно больше стран и мест, т.к. не понятно, когда еще удастся попасть в эти сказочные места. Однако, прикинув предварительный маршрут, я понял, что в 25 дней (именно столько мы отвели на наше путешествие) невозможно уложиться. Нужно что-то исключить. Туркменистан – единственная страна, куда для граждан РФ требуется получать визу, и которую (по отзывам туристов) дают далеко не всем. Со скрипом вычеркиваю из маршрута Ашхабад, пустыню Кара-Кум и Туркменистан в целом.
Далее был этап изучения форумов и тонны электронной макулатуры по теме Средней Азии. К сожалению хороших и качественных с т.з. содержания отчетов о путешествии по этому региону не так много. Я не хочу сказать что отчетов мало, нет, их достаточно, но полезных, именно для подготовки к путешествию единицы. И еще меньше отчетов именно о мотопутешествии по маршруту, похожему на тот, что мы наметили.Отчеты, которые мне показались полезными и информацией из которых я воспользовался при подготовке могу выслать вам, если напишите мне в личку. Результатом исследования материалов стали следующие моменты, на которые нужно было особо обратить внимание при планировании путешествия:
Первоначальная нитка маршрута была следующей:
(РФ)Екатеринбург-Курган-Петропавловск-(Казахстан)Кокшетау-Щучинск-Караганда-Балхаш-Астана-Алматы-Кеген-(Киргизия)Каракол-Бишкек-Джалалабад-Ош-(Таджикистан)Мургаб-Хорог-Куляб-Душанбе-Пенджикент-(Узбекистан)-Самарканд-Бухара-Ташкент-(Казахстан)Чемкент-Кызылорда-Байконур-Аральск-Кустанай-(РФ)Троицк-Челябинск-Екатеринбург.
Однако, обстоятельства внесли свои коррективы…
Во-первых, после визита в посольство Таджикистана в Екатеринбурге выяснилось, что разрешение на въезд в ГБАО получить можно только в ОВИРе Таджикистана. Со слов консула сейчас получить разрешение на въезд в ГБАО нельзя даже в посольстве Таджикистана в Москве. Не исключаю возможность того, что им было просто лениво и неохото заниматься этим вопросом, т.к. на месте, в самом Таджикистане, например в Душанбе, при личном присутствии заявителя разрешение можно получить в течение дня. Хотя на сколько мне известно, по закону на это дается 3 рабочих дня. Не долго думая я взял хелплист (с сайта ) и позвонил Фархату из Душанбе. В хелплисте он значился, как человек, способный оказать помощь с получением разрешения на въезд в ГБАО. Фархад обещал помочь подготовить разрешения, при этом наше присутствие не требовалось, достаточно было только сканов наших загранпаспартов.
Во-вторых, в процессе разговора с Фархатом выяснилось, что пост Узбекистан- Таджикистан рядом с г.Пендижкент не работает уже несколько лет. Следовательно, нам нужно выбирать другой маршрут для пересечения границы Узбекистан-Таджикистан: либо через Ойбек-Фахетабод, либо через юг Узбекистана. Фархат настоятельно рекомендовал пересекать границу через пост Ойбек-Фахетобод, т.к. оттуда дорога до Душанбе проходит через красивейшие места, в частности, будет возможность заехать на озеро Искандер-куль.
Принимая во внимание эти два фактор было решено изменить маршрут – двигаться в обратную сторону (т.е. против часовой стрелки). В пользу этого говорил и тот факт, что мы сможем забрать разрешения на въезд в ГБАО в Душанбе, прежде чем въедем в приграничные районы Таджикистана.
По итогу финальная версия маршрута стала выглядеть следующим образом:
К середине апреля, за 2 недели до выезда я был полностью готов к путешествию, что нельзя было сказать про Димона. В марте Димон вдруг резко (!) продал свой мот Kawasaki KLE400 1994гв, который он пригнал из Владивостока и купил Yamaha SuperTenere XTZ750 1989гв в ужасном техническом состоянии. Не спрашивайте у меня чем мотивирован данный поступок, я честно говоря так и не смог понять до конца этого. Четыре сервиса трудились над восстановлением мота (один — варили дуги для кофров, другой – перешивали сиденье, третий и четвертый – восстанавливали техническое состояние мота). За ночь до выезда, 28 апреля Димон забрал мот из сервиса. Пока ехал до дому мот дважды глох и отказывался заводиться. Слава богу дело оказалось в малом кол-ве бензина в баке и несвоевременном переключении на резерв. Условились выехать в 8-00 29 апреля. Утром выясняется, что Димон не смог поставить ночью задний кофр (не подошли крепления площадки), следовательно придется ехать в сервис, что-то мудрить.
В общем только к 17-00 мы были готовы выехать из города Екатеринбург. Приключение началось…
Старт: 17-00
Финиш: 23-00
Пробег: 395км
Маршрут: Екатеринбург-Карабалык
После зимнего перерыва езда на моте – как глоток свежего воздуха после душного помещения… Вау!!! Еще не полностью осознал, что путешествие началось, но уже чувствуешь как крылья сбывающейся мечты наполняются встречным ветром и поднимают тебя на совершенно иной уровень мировосприятия – идет переключение сознания в режим мотопутешествия)). Мимо проносится черный тонированный джип, из которого высовывается рука с поднятым вверх большим пальцем. Отличное начало да и просто приятно. Дальше еду улыбкой на лице до самой Челябы. Между Челябинском и Троицком много полей, которые по весне обильно удобряли и готовили к посеву. Удобрения явно натурального происхождения, от их запаха глаза режет. Начинает темнеть, в районе 21-00 подъезжаем к границе РФ-Казахстан. Очередь из фур начинается где-то за 1-2 км до границы. Проезжаем мимо фур и прямо перед границей видим еще одну очередь из легковых авто, их всего 3-4 штуки. Пересекаем за 10 минут границу РФ, потом еще 20 мин — и мы в Казахстане. Сразу за границей покупаем за 150р страховку на моты на 5 дней. Объезжая препятствия и очередь на выезде с таможенного пункта медленно и неспешно заваливаюсь на бок. Вот и с почином в новом сезоне). Надеюсь это будет единственное падение в этом потешествии (хахаха, наивные мысли….). Время 22-00, темно, пора искать место для ночлега. Ближайший населенный пункт от границы – город Карабалык (40 км от границы). Доезжаем до него, при въезде в город стоит новый мотель «Кемпинг».
Места есть, номера новые, хотя душ и туалет в коридоре, принимают к оплате как рубли, так и казахские тенге. Ужинаем в примотельной кафешке мантами и пивом «Алма-ты». Ужин проходит за обсуждением впечатлений от первого дня путешествия, местного колорита и вопроса «… почему официантка совсем не говорит на казахском?...».
В 1-30 отправляемся спать…
Старт: 10-30
Финиш: 22-00
Пробег: 730км
Маршрут: Карабалык-450км до Байконура
Подъем в 7-30, горячий душ (о, как я потом на Памире буду мечтать об этом), завтрак. Выходим на улицу – под мотом Димона лужица антифриза.
В сервисе Димона предупреждали о возможной утечке антифриза, т.к. радиатор на моте был паяный. Особо не расстроившись, Димон достает жидкое спецсредство для ремонта радиаторов и, следуя всем инструкциям, заливает его в радиатор. Традиционная проверка масла и в путь. Едем по направлению на Костанай-Аральск-Байконур. Дорога до села Демидовка (плановое место ночевки) хорошая. На заправке в Демидовке местные сказали, что бездорожье будет 60 км (и ведь не соврали).
Сразу после села – как обрезало, асфальт сменяется сплошными ямами, дырами и канавами Где-то через 30 км у Димона отваливается задний кофр. От тряски сломалась алюминиевая площадка, к которой был прикручен сам кофр.
Чтобы починить нужны широкие шайбы, которых естественно у нас нет с собой. Ситуацию спасает водитель проходящей рядом фуры. У него нашлись как раз 2 шайбы нужного размера! Потеряв 2 часа времени мы устранили поломку и снова двинулись в путь. По дороге встречаем огромное количество сусликов – они прям как в фильмах канала National Geografics: “… суслики очень осторожные животные — стоят столбиком высматривая не летит ли орел, не ползет ли змея, не бежит ли койот … и получают бампером по еб… лу”)). В общем сусликов много. Очень много!
Время подходит к 18-00, а мы проехали только 450км, хотя по плану должны были уже проехать Аральск. Чтобы не тратить время на кафешки, уничтожаем запасы НЗ в виде перловой кашы и тушенки.
Решаем ехать пока едется, в итоге, уже затемно в 22-00 проходим 730км и сворачиваем с дороги в степь.
Находим холмик, из-за которого не видно дороги и разбиваем бивуак. Чай на горелке, спальник в палатке и вечер заканчивается неспешной беседой о тайнах мироздания и обсуждения трудов Айзимова и Хоккинга.
Старт: 07-00
Финиш: 19-00
Пробег: 810км
Маршрут: 450км до Байконура-Кызылорда
Ночью было прохладно. Не сказать, что прям замерзли, но горрячий чай был бы не лишним. Однако увы и ах – воды нет, так что наскоро собравшись, проверили моты, и, убедившись в отсутствии антифризовых луж отправились в путь.
Восход в степи божественен! Красота неописуемая. По пути встречаем стада верблюдов, табуны лошадей и отары овец. Чем дальше на юг Казахстана, тем больше чувствуется колорит страны: все чаще звучит казахский язык, все больше интереса проявляют местные к нашим персонам (в хорошем смысле), верблюды то тут то там, кумыс и прочие молокосодержащие смеси неизвестного происхождения… Димон, как знатный любитель всего необычного, не выдерживает, останавливается и покупает верблюжье молоко.
Пробуем – вкусно и необычно, главное, чтобы эффект от напитка не застал нас врасплох где-нибудь в дороге… Заправляемся под Аральском, местные на заправке говорят, что до Байконура заправок не будет. Решаем залить по дополнительной канистре.
После Аральска заезжаем в мемориальный комплекс, посвященный казахскому музыкальному инструменту (название которого я к сожалению забыл).
Расстояния между заправками увеличились до 250км-300км. Не доезжая до Байконура у меня кончается бензин в баке – заливаю из канистры. Странно, расход составляет 8.5л/100км, при этом у Димона на Тенере – 5.5л/100км. Едем дальше, заправки все нет. У меня опять кончается бензин – заливаю из резервов Димона. Наконец-то заправка, где-то в районе Байконура. Еще до путешествия я созванивался с Алексеем, представителем мотоклуба в Байконуре, он организовал для нас въезд в город на пару дней (Байконур – режимный город, для въезда в него требуются специальные пропуска). Созваниваемся с Алексеем — он и все руководство мотоклуба на 1 мая уехали в Кызылорду, праздновать праздник вместе с мотобратьями из Кызылорды. Решаем, что смысла заезжать в Байконур нет, ), тем более на космодром, который находится на расстоянии 150км от самого г.Байконур, все равно не попасть, едем сразу в Кызылорду так сказать вливаться в праздник)). По дороги замечаем изменение местности – степь плавно переходит в песчаные дюны и солончаковые поля. Температура под +30. На подъезде к Кызылорде нас встречает эскорт из местных мотобратьев, который сопровождает нас до места празднования 1 мая.
Гостеприимный и душевный хозяин дома – Володя, встречает нас и знакомит с прочими участниками мероприятия. Собралось человек 15-20 – все активные представители мотосообществоа Кызылорды и приглашенные представители мотоклуба Байконур.
Бурное совместное знакомство, пиво рекой, БОЖЕСТВЕННЫЙ шашлык из баранины на саксауле, каурдак.
К слову сказать ни до этого момента, ни после (за исключением шашлыка в Алма-ате) я ни разу не ел так вкусно приготовленной баранины на мангале. После — был торжественный момент обклеивания наших мотов наклейками Мото-Кызылорда и Мото-Байконур.
В 01-30 еле удержал Димона отправиться в караоке продолжать кутеж, вместо этого направились в рекомендованную Володей гостиницу и завалились спать.
Стоимость номера – 10000 тенге. Дороговато, но зато есть душ с горячей водой и туалет прямо в номере. Договорились завтра утром в 8-00 приехать к Володе за мотами и тронуться в путь.
Старт: 13-30
Финиш: 20-00
Пробег: 400км
Маршрут: Кызылорда-Чемкент
Проснулись в 10-00. В голове чувствуется вчерашний дебош и угар (мягко говоря). В 11-00 приезжаем к Володе, с трудом будим его, чтобы добраться до мотов, закрытых в гараже. Добравшись – выкатываем моты, проверяем масло, цепи и…. боже ж ты мой, я вижу, что у Димона треснула рама.
Думаю все, ппц, закончилось наше путешествие, как минимум для одного из нас. Однако, удача была на нашей стороне (как в этот раз, так и забегая вперед – во все остальные моменты) – тут же в гараже нашелся сварочный аппарат, один из мотобратьев, тоже Володя, который зашел проводить нас, оказался хорошим сварщиком.
Не долго думая, зачистили болгаркой место сварки, Володя сосредоточился и неимоверным усилием воли, прекратив похмельную дрожь в руках, приступил к сварке.
Фейерверк из брызг рассплавленного металла плюс 30 минут – и рама заварена и даже покрашена черной краской из баллончика.
Собравшись и душевно поблагодарив гостеприимных ребят из Кызылорды мы отправляемся дальше в путь. На прощание ребята обещали передать нас дальше по этапу – мотосообществу Чемкента (Шымкент), куда мы в общем то и направляемся и где у нас должна быть следующая ночевка.
Дорога до Чемкента отменная, так и тянет еще и еще выкрутить ручку газа, но при этом много различных деревушек и городишек, где стоит ограничение скорости. На одном из таких участках меня тормозит гаишник. Нарушил, превысил на 20 км. Как нам говорили друзья из Кызылорды, штрафы в Казахстане конские – минимальный штраф за минимальное нарушение скорости около 19000 тенге, что около 5000руб. Понимаю, что нехило попал на бабло. Принимаю решение, общаться без «качания прав», но и взятку давать не буду. Слово за слово, объясняю, что не заметил знак, т.к. бензин подходил к концу, был сосредоточен поиском заправки. Гаишник вроде все понимает, соглашается, но права не возвращает – явно надеется получить некую мзду. Тогда перехожу к запасному варианту – предъявляю ему официальную бумагу, заранее подготовленную для таких случаев, в которой указано, что наш мотопробег носит официальный характер и посвещен 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной Войне и имеет цель популяризации туристических маршрутов по странам Средней Азии и т.д. и т.п. Ознакомившись с письмом представитель правопорядка Казахстана возвращает мне права и желает удачи в путешествии)). Отлично, не зря потратил время на подготовку данного письма! Пользуясь остановкой доливаю из канистры бензина в бак и дальше в путь. По дороге заезжаем в Туркестан, где посещаем мавзолей Ходжи Ахмета Ясави.
Очень впечатляет. Особенно древний казан 14 века, находящийся внутри мавзолея
Уже к вечеру подъезжаем к Чемкенту, созваниваемся с местными байкерами, которые нас встречают и сопровождают до тех.базы.
Потрясающие графити на дверях и стенах гаражей техбазы никого не оставят равнодушным)).
В атмосфере дружелюбия и гостеприимства решаем проблему высокого расхода бензина на моем Трансальпе – проблема была в перетянутой цепи. На всякий случай чуть-чуть подкручиваем болты регулировки смеси в сторону снижения расхода и динамики. Оставляем моты в гараже
и в 23-00 едем ужинать лагманом и шашлыками, после чего ребята селят нас в съемную квартиру (4000 тенге) и обещают завтра с утра сопроводить до границы с Узбекистаном.
Пока едем по Чемкенту до квартиры замечаю очень оживленное движение на улицах. Чемкент живет причем очень даже бодро и в 1 час ночи. Удивительно, даже в Екатеринбурге нет такого оживления в центре города в это время… С мыслью «… а не в Чемкенте ли настоящая столица Казахстана…?» засыпаю.
Вперед к Части 2
Участники:
Дмитрий — Yamaha SuperTenere, 1989гв
Евгений (автор текста) — Honda Transalp XL650V, 2000гв
Читать Часть 2
Читать Часть 3
Читать Часть 4 (готовится к публикации)
Читать Часть 5 (готовится к публикации)
Пролог.
Вот и прошло уже больше года с нашего первого мотопутешествия Владивосток-Екатеринбург, о котором я писал ранее (см. тут). Уже тогда, в 2014г, не смотря на сложности первого мотодальняка и ошибки, которые мы совершили в процессе подготовки к путешествию, и которые пришлось исправлять по ходу движения (в частности, вопрос с хорошей экипировкой и одеждой) мы – я и Димон твердо решили, что это будет первое, но точно не последнее мотопутешествие. Тогда, где-то на трассе «Амур» (Хабаровск-Чита) на остановках в кафе и мотелях, где мы спасались от дождя и снега, согреваясь обжигающим кофе и горячим, наваристым местным бульоном с куском мяса (к сожалению забыл, как называется это блюдо) мы начали обсуждать и прикидывать возможные варианты следующего мотопробега.А варианты были следующие…
- Монголия – бескрайние степи, дикие и безлюдные места, местная кухня и культурно-историческое наследие татаро-монголов.
- Алтай – горные тропы, красота природы горного Алтая, гора Белуха и Телецкое озеро.
- Европа – прилететь туда, купить по Гусю и проколесить пол-Европы, после чего вернуться самоходом с мотом в РФ.
- Америка – прилететь туда, купить старенький Харлей и проехать с востока на запад через всю страну, после чего продать мот и вернуться домой.
- Ну и конечно Средняя Азия – колыбель цивилизации, где в равной степени представлены культурные памятники, национальный колорит, кухня, разнообразная природа от пустынь, до снежных шапок горных пиков Памира и всем известное восточное гостеприимство.
Планирование маршрута.
Согласно общепринятому определению, странами Средней Азии являются бывшие республики Советского Союза, а именно – Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргызстан. Конечно, хотелось построить маршрут таким образом, чтобы охватить как можно больше стран и мест, т.к. не понятно, когда еще удастся попасть в эти сказочные места. Однако, прикинув предварительный маршрут, я понял, что в 25 дней (именно столько мы отвели на наше путешествие) невозможно уложиться. Нужно что-то исключить. Туркменистан – единственная страна, куда для граждан РФ требуется получать визу, и которую (по отзывам туристов) дают далеко не всем. Со скрипом вычеркиваю из маршрута Ашхабад, пустыню Кара-Кум и Туркменистан в целом.
Далее был этап изучения форумов и тонны электронной макулатуры по теме Средней Азии. К сожалению хороших и качественных с т.з. содержания отчетов о путешествии по этому региону не так много. Я не хочу сказать что отчетов мало, нет, их достаточно, но полезных, именно для подготовки к путешествию единицы. И еще меньше отчетов именно о мотопутешествии по маршруту, похожему на тот, что мы наметили.Отчеты, которые мне показались полезными и информацией из которых я воспользовался при подготовке могу выслать вам, если напишите мне в личку. Результатом исследования материалов стали следующие моменты, на которые нужно было особо обратить внимание при планировании путешествия:
- Памирский тракт – самая высокогорная дорога СССР, в 30е годы за прохождение которой водителям давали орден. Большой Памирский Тракт проходит от г.Ош (Киргизия) до г. Душанбе (Таджикистан). Обычно его разделяют на Восточный Памирский тракт (Ош-Хорог) и Западный Памирский тракт (Хорог-Душанбе). При этом есть несколько вариантов его прохождения, например по северному маршруту от Душанбе до Хорога через Калай-хумб, по южному маршруту от Душанбе до Хорога через Куляб. По северному маршруту от Хорога до Мургаба и по южному маршруту от Хорога до Мургаба вдоль границы с Афганистаном (по реке Пьянж). Необходимо определиться с конкретным маршрутом. В то же время т.к. дорога проходит в среднем на высоте 3000м, через перевалы до 4560м и горные речки нужно принять во внимание погодные условия (снег, лед, грязь и т.д.) и обедненность воздушно-топливной смеси в двигателе мотоцикла.
- Горная болезнь. Памирский тракт проходит по перевалам, высота самого высокого (Ак-Байтал) 4560м. Судя по отзывам, у многих путешественников на такой высоте могут проявлятся различные признаки горной болезни, которые выражаются в усталости, слабости, отдышке, головной боли, потере ориентации, эйфории, галлюцинациях и т.д. У каждого по разному. Короче, нужно более внимательно подойди к процессу подготовки и акклиматизации к условиям высокогорья.
- Разрешение на въезд в ГБАО. Для пересечения пограничных с Афганистаном территорий Таджикистана необходимо специальное разрешение. Памирский тракт проходит по Горно-Бадахшанскому Автономному Округу (ГБАО), и для беспроблемного его пересечения необходимо заранее озадачиться получением данного разрешения. Разрешение выдается в ОВИРах крупных городов Таджикистана (Душанбе, Хорог), а так же в посольствах и консульствах Республики Таджикистан. Забегая вперед, отмечу, что в посольстве Республики Таджикистан в г.Екатеринбург данное разрешение нам не выдали.
- Временная регистрация на территории стран по маршруту нашего следования. В каждой стране есть свои правила регистрации граждан других стран. Допустимым сроком без регистрации является: Казахстан – 30 суток, в Узбекистан – 3 суток, в Таджикистане – 5 суток, в Кыргистане– 5 суток. Нужно озадачится где и как можно будет поставить регистрацию, если срок нахождения в стране будет превышать допустимый лимит.
- Особенности пересечения границ между государствами. Таможни. По всем отзывам самая сложная (с точки зрения досмотра, придирчивости, мздоимства и продолжительности прохождения) – граница Узбекистана. Кроме этого, необходимо заранее выяснить действующие пропускные пункты между границами государств Средней Азии, т.к. некоторые из них работают не круглый год, некоторые – только для граждан соседних государств. В общем есть особенности, которые нужно учитывать при планировании путешествия.
- Курсы валют и процесс обмена валюты. В связи со скачками курса доллара в первой половине 2015г необходимо заранее определить официальный курс и курс на «черном» рынке. В Узбекистане они отличается в 2.5 раза (на черном больше).
- Бензин и наличие заправок. Местами расстояние между заправками (согласно карте и отзывам на форумах) может быть больше, запас хода на баке мотоцикла. Кроме этого, в Узбекистане-Таджикистане бензин низкого качества, а в Узбекистане так вообще бензина нет (большинство ездят на газу), кроме как в крупных городах.
- Достопримечательности. Маршрут будет проходить по исторически значимым местам и городам с многовековой (даже многотысячелетней) историей. Нужно по возможности учесть это и делать дневки.
- Helplist. Заранее нужно запастись контактами мотосообщества Средней Азии, чтобы по возможности получать помощь и поддержку по маршруту следования.
Первоначальная нитка маршрута была следующей:
(РФ)Екатеринбург-Курган-Петропавловск-(Казахстан)Кокшетау-Щучинск-Караганда-Балхаш-Астана-Алматы-Кеген-(Киргизия)Каракол-Бишкек-Джалалабад-Ош-(Таджикистан)Мургаб-Хорог-Куляб-Душанбе-Пенджикент-(Узбекистан)-Самарканд-Бухара-Ташкент-(Казахстан)Чемкент-Кызылорда-Байконур-Аральск-Кустанай-(РФ)Троицк-Челябинск-Екатеринбург.
Однако, обстоятельства внесли свои коррективы…
Во-первых, после визита в посольство Таджикистана в Екатеринбурге выяснилось, что разрешение на въезд в ГБАО получить можно только в ОВИРе Таджикистана. Со слов консула сейчас получить разрешение на въезд в ГБАО нельзя даже в посольстве Таджикистана в Москве. Не исключаю возможность того, что им было просто лениво и неохото заниматься этим вопросом, т.к. на месте, в самом Таджикистане, например в Душанбе, при личном присутствии заявителя разрешение можно получить в течение дня. Хотя на сколько мне известно, по закону на это дается 3 рабочих дня. Не долго думая я взял хелплист (с сайта ) и позвонил Фархату из Душанбе. В хелплисте он значился, как человек, способный оказать помощь с получением разрешения на въезд в ГБАО. Фархад обещал помочь подготовить разрешения, при этом наше присутствие не требовалось, достаточно было только сканов наших загранпаспартов.
Во-вторых, в процессе разговора с Фархатом выяснилось, что пост Узбекистан- Таджикистан рядом с г.Пендижкент не работает уже несколько лет. Следовательно, нам нужно выбирать другой маршрут для пересечения границы Узбекистан-Таджикистан: либо через Ойбек-Фахетабод, либо через юг Узбекистана. Фархат настоятельно рекомендовал пересекать границу через пост Ойбек-Фахетобод, т.к. оттуда дорога до Душанбе проходит через красивейшие места, в частности, будет возможность заехать на озеро Искандер-куль.
Принимая во внимание эти два фактор было решено изменить маршрут – двигаться в обратную сторону (т.е. против часовой стрелки). В пользу этого говорил и тот факт, что мы сможем забрать разрешения на въезд в ГБАО в Душанбе, прежде чем въедем в приграничные районы Таджикистана.
По итогу финальная версия маршрута стала выглядеть следующим образом:
Подготовка к путешествию. Неожиданное решение Димона. Выезд.
Готовиться к путешествию я решил заблаговременно. В марте мотоцикл прошел полное техобслуживание в мотосервисе: были заменены маслосъемные колпачки (вероятная причина высокого расхода масла в предыдущем путешествии), отрегулированы клапана, почищен и отсинхронизирован карбюратор, заменены все жидкости, заменены свечи и тормозные колодки, заменен сальник передней вилки, заменены тросы газа и сцепления. Цепь и звезды были в хорошем состоянии и по заверению мастера должны были без проблем пройти предстоящее путешествие. Пробный выезд на 400км в начале апреля показал, что мот в отличном боевом состоянии и полностью готов к предстоящей поездке. Так же были куплены экспедиционные канистры (2 шт по 10л каждая на каждый мот) и тканевые боковые кофры по 35 литров каждый.К середине апреля, за 2 недели до выезда я был полностью готов к путешествию, что нельзя было сказать про Димона. В марте Димон вдруг резко (!) продал свой мот Kawasaki KLE400 1994гв, который он пригнал из Владивостока и купил Yamaha SuperTenere XTZ750 1989гв в ужасном техническом состоянии. Не спрашивайте у меня чем мотивирован данный поступок, я честно говоря так и не смог понять до конца этого. Четыре сервиса трудились над восстановлением мота (один — варили дуги для кофров, другой – перешивали сиденье, третий и четвертый – восстанавливали техническое состояние мота). За ночь до выезда, 28 апреля Димон забрал мот из сервиса. Пока ехал до дому мот дважды глох и отказывался заводиться. Слава богу дело оказалось в малом кол-ве бензина в баке и несвоевременном переключении на резерв. Условились выехать в 8-00 29 апреля. Утром выясняется, что Димон не смог поставить ночью задний кофр (не подошли крепления площадки), следовательно придется ехать в сервис, что-то мудрить.
В общем только к 17-00 мы были готовы выехать из города Екатеринбург. Приключение началось…
29.04.2015. День первый.
Старт: 17-00
Финиш: 23-00
Пробег: 395км
Маршрут: Екатеринбург-Карабалык
После зимнего перерыва езда на моте – как глоток свежего воздуха после душного помещения… Вау!!! Еще не полностью осознал, что путешествие началось, но уже чувствуешь как крылья сбывающейся мечты наполняются встречным ветром и поднимают тебя на совершенно иной уровень мировосприятия – идет переключение сознания в режим мотопутешествия)). Мимо проносится черный тонированный джип, из которого высовывается рука с поднятым вверх большим пальцем. Отличное начало да и просто приятно. Дальше еду улыбкой на лице до самой Челябы. Между Челябинском и Троицком много полей, которые по весне обильно удобряли и готовили к посеву. Удобрения явно натурального происхождения, от их запаха глаза режет. Начинает темнеть, в районе 21-00 подъезжаем к границе РФ-Казахстан. Очередь из фур начинается где-то за 1-2 км до границы. Проезжаем мимо фур и прямо перед границей видим еще одну очередь из легковых авто, их всего 3-4 штуки. Пересекаем за 10 минут границу РФ, потом еще 20 мин — и мы в Казахстане. Сразу за границей покупаем за 150р страховку на моты на 5 дней. Объезжая препятствия и очередь на выезде с таможенного пункта медленно и неспешно заваливаюсь на бок. Вот и с почином в новом сезоне). Надеюсь это будет единственное падение в этом потешествии (хахаха, наивные мысли….). Время 22-00, темно, пора искать место для ночлега. Ближайший населенный пункт от границы – город Карабалык (40 км от границы). Доезжаем до него, при въезде в город стоит новый мотель «Кемпинг».
Места есть, номера новые, хотя душ и туалет в коридоре, принимают к оплате как рубли, так и казахские тенге. Ужинаем в примотельной кафешке мантами и пивом «Алма-ты». Ужин проходит за обсуждением впечатлений от первого дня путешествия, местного колорита и вопроса «… почему официантка совсем не говорит на казахском?...».
30.04.2015. День второй.
Старт: 10-30
Финиш: 22-00
Пробег: 730км
Маршрут: Карабалык-450км до Байконура
Подъем в 7-30, горячий душ (о, как я потом на Памире буду мечтать об этом), завтрак. Выходим на улицу – под мотом Димона лужица антифриза.
В сервисе Димона предупреждали о возможной утечке антифриза, т.к. радиатор на моте был паяный. Особо не расстроившись, Димон достает жидкое спецсредство для ремонта радиаторов и, следуя всем инструкциям, заливает его в радиатор. Традиционная проверка масла и в путь. Едем по направлению на Костанай-Аральск-Байконур. Дорога до села Демидовка (плановое место ночевки) хорошая. На заправке в Демидовке местные сказали, что бездорожье будет 60 км (и ведь не соврали).
Сразу после села – как обрезало, асфальт сменяется сплошными ямами, дырами и канавами Где-то через 30 км у Димона отваливается задний кофр. От тряски сломалась алюминиевая площадка, к которой был прикручен сам кофр.
Чтобы починить нужны широкие шайбы, которых естественно у нас нет с собой. Ситуацию спасает водитель проходящей рядом фуры. У него нашлись как раз 2 шайбы нужного размера! Потеряв 2 часа времени мы устранили поломку и снова двинулись в путь. По дороге встречаем огромное количество сусликов – они прям как в фильмах канала National Geografics: “… суслики очень осторожные животные — стоят столбиком высматривая не летит ли орел, не ползет ли змея, не бежит ли койот … и получают бампером по еб… лу”)). В общем сусликов много. Очень много!
Время подходит к 18-00, а мы проехали только 450км, хотя по плану должны были уже проехать Аральск. Чтобы не тратить время на кафешки, уничтожаем запасы НЗ в виде перловой кашы и тушенки.
Решаем ехать пока едется, в итоге, уже затемно в 22-00 проходим 730км и сворачиваем с дороги в степь.
Находим холмик, из-за которого не видно дороги и разбиваем бивуак. Чай на горелке, спальник в палатке и вечер заканчивается неспешной беседой о тайнах мироздания и обсуждения трудов Айзимова и Хоккинга.
01.05.2015. День третий.
Старт: 07-00
Финиш: 19-00
Пробег: 810км
Маршрут: 450км до Байконура-Кызылорда
Ночью было прохладно. Не сказать, что прям замерзли, но горрячий чай был бы не лишним. Однако увы и ах – воды нет, так что наскоро собравшись, проверили моты, и, убедившись в отсутствии антифризовых луж отправились в путь.
Восход в степи божественен! Красота неописуемая. По пути встречаем стада верблюдов, табуны лошадей и отары овец. Чем дальше на юг Казахстана, тем больше чувствуется колорит страны: все чаще звучит казахский язык, все больше интереса проявляют местные к нашим персонам (в хорошем смысле), верблюды то тут то там, кумыс и прочие молокосодержащие смеси неизвестного происхождения… Димон, как знатный любитель всего необычного, не выдерживает, останавливается и покупает верблюжье молоко.
Пробуем – вкусно и необычно, главное, чтобы эффект от напитка не застал нас врасплох где-нибудь в дороге… Заправляемся под Аральском, местные на заправке говорят, что до Байконура заправок не будет. Решаем залить по дополнительной канистре.
После Аральска заезжаем в мемориальный комплекс, посвященный казахскому музыкальному инструменту (название которого я к сожалению забыл).
Расстояния между заправками увеличились до 250км-300км. Не доезжая до Байконура у меня кончается бензин в баке – заливаю из канистры. Странно, расход составляет 8.5л/100км, при этом у Димона на Тенере – 5.5л/100км. Едем дальше, заправки все нет. У меня опять кончается бензин – заливаю из резервов Димона. Наконец-то заправка, где-то в районе Байконура. Еще до путешествия я созванивался с Алексеем, представителем мотоклуба в Байконуре, он организовал для нас въезд в город на пару дней (Байконур – режимный город, для въезда в него требуются специальные пропуска). Созваниваемся с Алексеем — он и все руководство мотоклуба на 1 мая уехали в Кызылорду, праздновать праздник вместе с мотобратьями из Кызылорды. Решаем, что смысла заезжать в Байконур нет, ), тем более на космодром, который находится на расстоянии 150км от самого г.Байконур, все равно не попасть, едем сразу в Кызылорду так сказать вливаться в праздник)). По дороги замечаем изменение местности – степь плавно переходит в песчаные дюны и солончаковые поля. Температура под +30. На подъезде к Кызылорде нас встречает эскорт из местных мотобратьев, который сопровождает нас до места празднования 1 мая.
Гостеприимный и душевный хозяин дома – Володя, встречает нас и знакомит с прочими участниками мероприятия. Собралось человек 15-20 – все активные представители мотосообществоа Кызылорды и приглашенные представители мотоклуба Байконур.
Бурное совместное знакомство, пиво рекой, БОЖЕСТВЕННЫЙ шашлык из баранины на саксауле, каурдак.
К слову сказать ни до этого момента, ни после (за исключением шашлыка в Алма-ате) я ни разу не ел так вкусно приготовленной баранины на мангале. После — был торжественный момент обклеивания наших мотов наклейками Мото-Кызылорда и Мото-Байконур.
В 01-30 еле удержал Димона отправиться в караоке продолжать кутеж, вместо этого направились в рекомендованную Володей гостиницу и завалились спать.
Стоимость номера – 10000 тенге. Дороговато, но зато есть душ с горячей водой и туалет прямо в номере. Договорились завтра утром в 8-00 приехать к Володе за мотами и тронуться в путь.
02.05.2015. День четвертый.
Старт: 13-30
Финиш: 20-00
Пробег: 400км
Маршрут: Кызылорда-Чемкент
Проснулись в 10-00. В голове чувствуется вчерашний дебош и угар (мягко говоря). В 11-00 приезжаем к Володе, с трудом будим его, чтобы добраться до мотов, закрытых в гараже. Добравшись – выкатываем моты, проверяем масло, цепи и…. боже ж ты мой, я вижу, что у Димона треснула рама.
Думаю все, ппц, закончилось наше путешествие, как минимум для одного из нас. Однако, удача была на нашей стороне (как в этот раз, так и забегая вперед – во все остальные моменты) – тут же в гараже нашелся сварочный аппарат, один из мотобратьев, тоже Володя, который зашел проводить нас, оказался хорошим сварщиком.
Не долго думая, зачистили болгаркой место сварки, Володя сосредоточился и неимоверным усилием воли, прекратив похмельную дрожь в руках, приступил к сварке.
Фейерверк из брызг рассплавленного металла плюс 30 минут – и рама заварена и даже покрашена черной краской из баллончика.
Собравшись и душевно поблагодарив гостеприимных ребят из Кызылорды мы отправляемся дальше в путь. На прощание ребята обещали передать нас дальше по этапу – мотосообществу Чемкента (Шымкент), куда мы в общем то и направляемся и где у нас должна быть следующая ночевка.
Дорога до Чемкента отменная, так и тянет еще и еще выкрутить ручку газа, но при этом много различных деревушек и городишек, где стоит ограничение скорости. На одном из таких участках меня тормозит гаишник. Нарушил, превысил на 20 км. Как нам говорили друзья из Кызылорды, штрафы в Казахстане конские – минимальный штраф за минимальное нарушение скорости около 19000 тенге, что около 5000руб. Понимаю, что нехило попал на бабло. Принимаю решение, общаться без «качания прав», но и взятку давать не буду. Слово за слово, объясняю, что не заметил знак, т.к. бензин подходил к концу, был сосредоточен поиском заправки. Гаишник вроде все понимает, соглашается, но права не возвращает – явно надеется получить некую мзду. Тогда перехожу к запасному варианту – предъявляю ему официальную бумагу, заранее подготовленную для таких случаев, в которой указано, что наш мотопробег носит официальный характер и посвещен 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной Войне и имеет цель популяризации туристических маршрутов по странам Средней Азии и т.д. и т.п. Ознакомившись с письмом представитель правопорядка Казахстана возвращает мне права и желает удачи в путешествии)). Отлично, не зря потратил время на подготовку данного письма! Пользуясь остановкой доливаю из канистры бензина в бак и дальше в путь. По дороге заезжаем в Туркестан, где посещаем мавзолей Ходжи Ахмета Ясави.
Очень впечатляет. Особенно древний казан 14 века, находящийся внутри мавзолея
Уже к вечеру подъезжаем к Чемкенту, созваниваемся с местными байкерами, которые нас встречают и сопровождают до тех.базы.
Потрясающие графити на дверях и стенах гаражей техбазы никого не оставят равнодушным)).
В атмосфере дружелюбия и гостеприимства решаем проблему высокого расхода бензина на моем Трансальпе – проблема была в перетянутой цепи. На всякий случай чуть-чуть подкручиваем болты регулировки смеси в сторону снижения расхода и динамики. Оставляем моты в гараже
и в 23-00 едем ужинать лагманом и шашлыками, после чего ребята селят нас в съемную квартиру (4000 тенге) и обещают завтра с утра сопроводить до границы с Узбекистаном.
Пока едем по Чемкенту до квартиры замечаю очень оживленное движение на улицах. Чемкент живет причем очень даже бодро и в 1 час ночи. Удивительно, даже в Екатеринбурге нет такого оживления в центре города в это время… С мыслью «… а не в Чемкенте ли настоящая столица Казахстана…?» засыпаю.
Вперед к Части 2
- rodonit99
- Евгений
- 28 октября 2015 в 20:38
- 21
- +72
Вторую часть постараюсь сегодня дооформить и выложить. Остальные — по мере готовности, но думаю в течение этой-следующей недели. Оставайтесь с нами и вы узнаете: почему в Узбекистане жуют насвай, как попасть на Замин-Кароре, почему анзобский тоннель сущий ад и наконец доехал ли Димон до Памира....))
- Cat_Behemoth
- 29 октября 2015 в 2:57
- ↓
Надо отдать Димону должное, устроил себе (и тебе) настоящее приключение :)
горячим, наваристым местным бульоном с куском мяса (к сожалению забыл, как называется это блюдо)Блюдо это- шурпа ;) Не люблю его из-за баранины. Там в Азии баранину любят, а я этот запах не переношу. Помню, как там в глуши, где мы на рыбалке были на р. Или они целого барана варили в казане… Это был ужас для меня :D
Рассказ отличный ;) А я как раз свою вторую часть про поездку в Казахстан дописываю.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (28)
RSS свернуть / развернуть