- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4285 | Постов: 2504
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4279)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Майская Азия-2015 или путевые заметки о мотопутешествии по Средней Азии (часть 2/5)
Майская Азия-2015. Продолжение отчета о мотопутешествии по Средней Азии (часть 2/5). Пересечение границы Казахстан-Узбекистан. Бухара и Самарканд. Узбекская свадьба.
В начало к Части 1
Старт: 07-00
Финиш: 14-00
Пробег: 240км
Маршрут: Чемкент-Ташкент
Ранний подъем в 6-00, встреча с ребятами из мотоклуба и в путь. Сегодня нам предстоит пересечь границу Казахстан-Узбекистан. Место пересечения – село Ямала, около 120км от Чемкента.
Как из разговоров выяснилось, далеко не все КПП между Казахстаном и Узбекистаном пропускают граждан третьих государств через себя. Вот именно по этому нам нужно ехать на КПП рядом с Ямаллой. Тепло прощаемся с чемкентскими мотобратьями, которые сопровождали нас практически до границы, заправляем баки и пустые канистры казахским АИ-95 под завязку. И вот, в 9-00 мы на границе. Казахскую таможню проходим минут за 10-15, и вот мы на нейтральной полосе.
Очереди нет, перед нами – наши земляки, мужчина и женщина из Челябинска, тоже путешествуют по Средней Азии. Спрашиваем, долго ли они тут уже стоят? Оказывается уже около часа. За все это время ни одна машина не проехала в зону досмотра. Прошел час, на улице почти +30. Прошел еще час и наконец-то нас впускают в КПП на стороне Узбекистана. Готовясь к путешествию я специально особо внимательно изучал вопрос пересечения Узбекской границы, т.к. по отзывам это самая сложная и длительная таможня на всем нашем пути. Так и оказалось: никаких указателей – нужно спрашивать каждый шаг у сотрудников таможни. Вначале оформляешь таможенную декларацию обязательно в двух экземплярах. В декларации указываешь (ОБЯЗАТЕЛЬНО) каких денег и в каком кол-ве ты завозишь в Узбекистан, какие ценные предметы у тебя имеются (я указал телефон, фотик, камеру, навигатор и плеер). По выезду из страны эти данные будут сверяться с новой декларацией, которую ты заполнишь при выезде. И не дай бог, если денег у тебя будет в итоге больше, чем ты задекларировал при въезде. Далее идешь в другую дверь и оформляешь временный ввоз мотоцикла. После всего этого мы вернулись к мотоциклам, которые ждали нас на площадке досмотра и тут начался сам досмотр. Такого досмотра я еще не проходил – осмотрели ВСЕ без исключения. И на последок — все вещи пропустили через рентген-сканер. На все про все ушло наверное часа 1.5-2. В итоге границу проходили часа 4. Выезжая с КПП первый раз (но не последний) столкнулись с попытками вымогательства. Солдат, открывающий и закрывающий ворота хитро прищурившись настойчиво просил дать что-нибудь «от души». Предложил ему кольцо от брелка с ключа — отказался брать, гордость не позволила))).
Ну вот мы и в Узбекистане! Тут же останавливаемся около киоска/будки и покупаем страховку на моты. Стоит около 100 рублей на наши деньги. Как и везде в районе КПП принимают практически любую валюту – рубли/тенге/сомы/доллары. Стоило отъехать 100м от будки, как останавливают местные гаишники. Проверяют документы, расстраиваются, что мы успели купить страховку, но тут же находят к чему придраться – мол там, около будки был знак «Остановка запрещена». Убедительно даем им понять, что знака там не было, и вообще, не красиво разводить путешественников на бабло. Остатки совести в представителях власти Узбекистана все-таки подали голос и мы получаем назад наши документы с пожеланием счастливого пути.
Едем в Ташкент, где нас уже ждет представитель Ташкентского мотклуба Тимур. По пути на дороге покупаем килограмм свежайшей ароматнейшей клубники 5000 сом (около 75руб). В Ташкенте, встретившись с Тимуром узнаем, что за день до нас приехала группа мотоциклистов и России, которые тоже путешествуют по Средней Азии и так же, как и мы направляются на Памир. Тимур селит нас в гостиницу (40у.е. за номер). Гостинка — выше всяких похвал! Приводим себя в порядок и отправляемся совместно с Тимуром смотреть Ташкент. Первым делом меняем баксы на местные сомы.
В Узбекистане есть черный рынок валюты, курс на котором отличается в 2-3 раза от официального. Тимур меняет 200у.е. на КУЧУ денег, и мы практически сразу становимся почти миллионерами – получили в районе 900 000 сом. Я предусмотрительно взял небольшой рюкзачек с собой в качестве кошелька, куда и переложил пачки банкнот.
Далее – Алайский рынок, где пробуем местный сорт лимонов оранжевого цвета.
Потом едем обедать. К сожалению в Центр Плова попасть не удалось, т.к. плов в Средней азии кушают только в обед, где-то с 12 до 14. Время подходило к 17, поэтому едем в небольшую кафешку и кушаем плов с шашлычком под водочку.
Наконец-то настоящий узбекский (правильно будет сказать – ташкентский) плов! Я очень люблю плов, сам его готовлю в деревне в казане, но тут, в Средней азии он конечно же совсем другой, и гораздо вкуснее. Наслаждаюсь каждой ложкой и каждой рисинкой….
После плотного обеда едем в гостинку, где встречаемся с группой мотоциклистов из Москвы. Парни едут практически по тому же маршруту, что и мы, но планируют пересечься еще с одной группой из Питера, которая будет в Душанбе через пару-тройку дней и далее поехать с ними вместе. Желаем парням удачи в предстоящем путешествии, решаем еще съездить посмотреть настоящий (неорганизованный) рынок и Старый город, вернее то, что от него осталось после землетрясения в Ташкенте в 1966г. Рынок оказался закрыт, походили по лабиринту узких улочек Старого города… Вот куда надо было ехать в первую очередь – именно тут чувствуется вся атмосфера и дух настоящего среднеазиатского города.
Сразу в памяти возникли образы и обрывки фраз из произведения Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы», в котором она очень ярко и образно описала жизнь и быт Ташкента. В целом город оставил впечатление современного крупного мегаполиса, с широкими улицами-проспектами, современными зданиями из стекла и бетона. Только зелени побольше и если бы не Старый город и элементы архитектуры некоторых зданий в среднеазиатском стиле, то Ташкент очень напомнил обычный современный индустриальный региональный центр типа Челябинска или Екатеринбурга… В 21-30 возвращаемся в гостиницу, где засыпаем еще до момента, как голова коснулась подушки…
Старт: 07-00
Финиш: 17-00
Пробег: 600км
Маршрут: Ташкент-Бухара
Несмотря на ранний подъем в 5-30 чувствую себя полностью отдохнувшим. Сборы, проверка мотов (тьфу-тьфу-тьфу, у Димона ничего не бежит и даже не капает) и в путь, сегодня нам нужно доехать до Бухары – самой крайней юго-западной точки нашего путешествия. Да, в гостинице нам выдали квиточек о прохождении временной регистрации – в Узбекистане с этим строго, у тебя есть 3 дня, для того чтобы зарегистрироваться по месту временного проживания после пересечения границы, временная регистрация действует 3 дня, потом нужно обновлять. Без проблем проезжаем пост ДПС на выезде из Ташкента, далее, километров через 50 еще один пост, на котором нас останавливают и просят пройти внутрь вагончика для регистрации документов. Это стандартная процедура, нам даже советовали заранее сделать несколько ксерокопий водительских удостоверений, паспортов и свидетельств на моты, чтобы не терять время на таких КПП, которые, к слову сказать, встречаются на пути довольно часто, как минимум рядом с каждым крупным городом на въезде и выезде из него. Пройдя формальную проверку документов, нам вдруг задают весьма странный вопрос: «Пили вчера?». Мы конечно отвечаем отрицательно. Тогда доблестный представитель правопорядка Узбекистана сворачивает лист бумаги А4 кулечком (как пакет для семечек) и просит каждого из нас по очереди дыхнуть в него, после чего внимательно вынюхивает содержимое кулечка и довольно заявляет: «Точно пили!», на что опять получает от нас категорическое несогласие с его выводом. ДПСник понимает, что спорить с обоими слишком тяжело, и, прищурившись, внимательно осмотрев каждого из нас, выбирает жертву – меня, после чего заявляет, тыча в меня пальцем: «Ты точно пил, а твой друг – нет!». Я начинаю понимать, что сбываются опасения наших ташкентских друзей, которые нам рассказывали о беспределе местных ДПСников, разводящих путешественников, и особенно, мотоциклистов на бабло. Самое важное, что просил НЕ ДЕЛАТЬ Тимур – НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не дуть в их приборы, которые они могут нам предложить для диагностирования опьянения на месте. Мол у них всех там все схвачено, и даже абсолютно трезвый и не поющий несколько лет человек по прибору будет выглядеть как упитый в хлам с дозой алкоголя в крови, не совместимой с жизнью. Вспомнив все советы Тимура, я твердо стою на том, что не пил вчера. «Может позавчера пил?» — спрашивает ДПСник. «Мы в мотопутешествии вообще не пьем, т.к. знаем как строго у вас с этим» — отвечаю ему. ДПСник вытаскивает из ящика стола какой-то древний прибор, и предлагает мне дунуть в трубочку. «Если загорится вот эта лампочка – значит пил!» — говорит он. «Покажите сертификат на прибор и дату последней поверки его» — вежливо прошу я. «Ты че, самый умный тут ?» — начинает заводиться инспектор. Понимаю, что это как раз та ситуация, о которой рассказывал Тимур, и на прибор никаких документов нет. «Тогда поедем в больницу, она как раз тут рядом. Часа через три сможете ехать дальше, если не пили конечно…» — продолжает запугивать нас ДПСник. Делать нечего, начинаю давить на нашу высокую цель мотопробега, показываю официальное письмо-обращение к органам власти государств Средней Азии. Объясняю, что у нас очень жесткий график, и мы не можем терять 3 часа на бесполезную проверку, т.к. мы вообще на 100% уверены в своей трезвости.
Инспектор вроде становится более разговорчивым и менее упрямым, но все равно настаивает на поездку в больницу. Принципиально не перевожу разговор в сторону стоимости откупа. Тогда Димон ссылается на выступление президента Узбекистана Ислама Каримова, в котором он заявил, что Узбекистан открыт для туристов и он будет строго пресекать всяческие административные припоны и мздоимство в самой суровой форме. То ли после этого, то ли в целом инспектор решил не тратить на нас свое драгоценное время– нам возвращают документы и желают счастливого пути. Потеряли минут 40 на этом инциденте. Едем дальше. По дороге останавливаемся с чайхоне позавтракать и выпить чаю с лепешкой.
Дорога отличная – бетонка и хороший асфальт, практически на всем протяжении встречная полоса отделена бетонным заборчиком. По дороге очень много кишлаков, где стоит ограничение скорости в 60км/ч. Стараемся не нарушать. Через некоторое время замечаем, что некоторые автомобили обычно едут около 120км/ч, местами сбавляя скорость до положенной на этом конкретном участке, после чего, опять разгоняются до 120км/ч. Аха, значит местные знают про все радары и посты ДПС. Решаем пристраиваться в хвост местным, после чего движение пошло гораздо бодрее. Проезжающие мимо автомобилисты активно сигналят, машут руками, мигают фарами – в общем всячески проявляют знаки внимания и дружелюбия. Машины — 90% это DAEWOO и Chevrolett. Бензиновых заправок практически нет – только на подъезде к крупным городам (у нас по пути были Самарканд и Навои, где мы заливали полные баки). Обедаем в небольшой чайхоне за Самаркандом. За обедом знакомимся с местными узбеками, которые гостеприимно и настойчиво приглашают к ним в гости, в соседний кишлак.
Вежливо но твердо отказываемся – нас уже ждут в Бухаре, после чего продолжаем свой путь. Жарко, +35 градусов. Едем только в защите-черепахах, от чего оба похожи на пришельцев-терминаторов)). К пяти вечера подъезжаем к Бухаре, нам нужно в пригород – город Коган, где находится ЖД вокзал. Встаем на площади перед ЖД Вокзалом.
Тут же нас окружает толпа местных таксистов, начинается стандартный диалог «Сколько жрет/прет/стоит….». Тем временем я созваниваюсь с местными жителями, у которых планировали остановиться. Как я на них вышел – это совсем отдельная история, как мне кажется, являющаяся ярким примером гостеприимства узбеков. Еще в Екатеринбурге, подготавливая мотоцикл к путешествию, на автостоянке перед домом, я познакомился с охранником – узбеком по имени Шамиль из Бухары. Узнав, что я планирую путешествие по Средней Азии, буду в Бухаре, Шамиль убедил меня обязательно заехать к его родственникам, где нас встретят, поселят и покажут-расскажут все о Бухаре. Я вежливо пообещал подумать над его предложением. На следующий день, встретившись на стоянке, Шамиль передал мне листок бумаги, на котором был написан телефон его брата в Бухаре. Шамиль сказал, что обо всем уже договорился, и нас будут ждать. Мы с Димоном решили, что погрузиться на пару дней в местный быт и полностью прочувствовать узбекский колорит будет отличной идеей и вполне соответствует концепции нашего путешествия.
Возвращаясь к нашему путешествию – стоим, ждем пока за нами приедут. Ждем час, ждем второй – никого нет. Местные таксисты очень переживали, где мы остановимся, если вдруг за нами никто не приедет. Один даже предложил покатать нас по Когану, дабы поискать тех самых родственников Шамиля. Оставляю Димона с мотами, а сам еду искать родственников с таксистом по имени Гена. Минут 40 ездим по Когану, Гена останавливается у разных домов, и ведет переговоры на узбекском, после чего поясняет –«… вот здесь живет брат Шамиля, но он сейчас в командировке, вот тут жил сам Шамиль...». Короче круг поисков сужается… Тут звонит мой телефон – нашлись родственники Шамиля, и они уже встретились с Димоном. Отлично, возвращаемся на ЖД вокзал и отправляемся на место ночевки. Нас отвозят к многоквартирному двухэтажному старенькому домишке, утопающему в зелени, в тихом спальному районе Когана. Там живет родная сестра Шамиля, в семье которой нам предстоит провести ближайшие пару дней. Нас встречают, знакомимся. Напротив подъезда стоит топчан, мы ставим моты рядом (нас уверяют, что тут они будут в полной безопасности), умываемся из крана рядом с подъездом, после чего идем ужинать в квартиру. За ужином присутствуют только мужчины, женщины сидят в соседней комнате (тут так принято).
Простой, но вкусный ужин под водочку, интересные разговоры о нашем путешествии, о жизни и обычаях Узбекистана. В итоге нас приглашают на настоящую узбекскую свадьбу, которая будет завтра вечером, и на которой ожидается 500 человек. С радостью соглашаемся, затем идем гулять по вечерней Бухаре.
После прогулки – заваливаемся спать прямо на топчане, где нам постелили карпачи (местные подстилки типа матраса) и постели. Прекрасно засыпать на свежем воздухе, под яркими звездами, сияющими над древней Бухарой…
Старт: 07-00
Финиш: 23-00
Дневка в Бухаре
Просыпаемся в районе 7-00 от пенья птиц, звуков намаза и прикосновения теплых лучей утреннего солнца.
Позавтракав и проведя профилактику мотов (у Димона опять начал подтекать радиатор) садимся пить чай на топчане вместе с гостеприимными хозяевами и их друзьями/знакомыми.
Откуда-то появляется полторашка пива (это в 9 часов то утра). Неспешно, за беседой проводим часик другой, после чего направляемся в Бухару, знакомиться с достопримечательностями, коих тут огромное множество.
Осматриваем старый город, базары, медресе, мечети в общем все те места, о которых столько читали перед поездкой. В Бухаре сразу чувствуется дух старого города.
Гуляя по Старому городу, мне казалось нереальным все вокруг – как будто я попал на съемки фильма о Средней Азии, вокруг меня декорации и вот-вот из-за угла выйдет караван верблюдов и направится к караван-сараю в окружении людей в чалмах и ватных халатах, громко говорящих на разных языках.
Даже пыль на дороге в Бухаре — и та, мне кажется пропитана историей и духом времени. На обед был конечно же плов по-бухарски. Он отличается от плова по-ташкентски, который мы уже пробовали. Во-первых в Бухаре плов готовят в медных казанах (там нам сказали местные), во вторых используется желтая морковь. В третьих – он просто по вкусу отличается от ташкентского )))).
Очень вкусно! Наевшись мы расстаемся с нашими провожатыми и обещаем вернуться в 18-00, т.к. в 19-00 мы приглашены на свадьбу. Продолжаем гулять по городу. Решаем снять немного деньжат в банкомате. Оказывается, банкоматы в Бухаре – это редкость, граничащая с безумной удачей))).
Я уже не говорю про возможность оплаты карточкой в большинстве стран Средней Азии – это вообще похоже на чудо, которое случается только в столицах государств. После того, как квест по поиску банкомата пройден, выясняется, что банкомат не принимает карты системы MasterCard. И это во всей Бухаре! Только Visa…. В общем хорошо, что были карты обеих платежных систем, и деньги таки удалось успешно снять.
Случайно встречаем человека в мотоэкипировке. Подходим, знакомимся – это Иван из Москвы. Путешествует на Honda AfricaTwin по Средней Азии. Маршрут очень похож на наш. Желаем ему удачи и расстаемся, предварительно обменявшись телефонами. Заходим на базар – покупаем сувениры (пиалы, платки).
Торгуемся, сбивая цену в 2-3 раза, а как же иначе?! Это же Средняя Азия, тут не торгуется только ленивый)).
На последок решаем зайти в Арк (резиденция Бухарского эмира). Впечатляет, особенно плавные обводы крепостных стен. В самой крепости знакомимся с местными, которые дают нам попробовать насвай (табак с известью и маслом). К слову сказать, насвай тут употребляют 99% взрослых мужчин, видимо это заменяет им процесс курения сигарет.
Часто можно увидеть водителей, которые на ходу приоткрывают дверь машины и смачно сплевывают на дорогу. Эффект от насвая аналогичен выкуриванию сигареты после недельного воздержания от курения (эйфория секунд на 5-10, после чего общее расслабление еще на 1-2 минуты). В общем не сильно впечатлило.
К 18-00 мы возвращаемся в место нашей дислокации, где мне торжественно дают на этот вечер туфли (у меня кроме шлепанец и мотобот ничего не было) с ног главы семейства Зикри. В 19-00 идем на свадьбу, которая проходит в огромном помещении-ресторане, специально использующимся для подобных событий.
Масштабы поражают – огромный зал на 500 человек, камеры с кран-балкой, куча фотографов, живая музыка во главе с какой-то крупной знаменитостью… В общем все очень даже здорово и необычно. Вся музыка, все тосты и общение происходит на конечно же на узбекском.
В самом начале церемонии жених с невестой проходят через весь зал, очень медленно, при этом невеста на протяжении всего процесса кланяется во все стороны.
После чего жених с невестой простояли (как мне показалось) всю свадьбу на ногах перед гостями, которые в это время пили, ели и веселились.
В целом все получилось очень весело, нам удалось даже потанцевать. Нас конечно пытались напоить, однако завтра мы должны стартовать в Самарканд, а впечатления от общения с гаишниками после Ташкента была еще очень свежи. В 23-00 мы отправляемся спать, чтобы завтра в 6-00 выдвинуться в Самарканд, где нас встретит Игорь (представитель местного мотосообщества), и по его информации, как раз в Самарканде находятся группа мотоциклистов из России, именно из Екатеринбурга (какое совпадение)! Засыпаем на том же топчане…
Старт: 07-00
Финиш: 10-00
Пробег: 280км
Маршрут: Бухара-Самарканд
Ранний подъем в 6-00, сборы, утренний зеленый чай с лепешками, теплое прощание с гостеприимными хозяевами и их друзьями, которые подарили нам столько хороших впечатлений о Бухаре и Узбекистане в целом…. Спасибо вам огромное, от всей души!
Заправляемся на заправке на выезде из Бухары, заливаю канистры (все-таки не просто БЕНЗИН, а АИ-95 )) ) и в путь. Сегодня нас ждет Самарканд и встреча с нашими земляками, которые волею случая оказались в Самарканде тоже. Дорога проходит через аулы, где практически в каждом на пешеходном переходе дежурит ГАИшник. Его задача – обеспечить безопасное пересечение проезжей части школьникам, которые как раз в это время (7-8 часов) идут в школу. Где-то перед Самаркандом у меня опять заканчивается бензин – заливаю из канистры. Все-таки большой бак – это преимущество, у Димона 23 литра (или 25?) – он практически (или действительно?) ни разу не доливал себе из канистры, всегда дотягивал до очередной заправки. Доезжаем до места встречи с Игорем – просим его перед заселением в гостинку (в которой как и везде по ходу нашего путешествия, ест спецтариф для байкеров-путешественников) заехать на ближайшую заправку. Сказано-сделано, подъезжаем к заправке, оказывается есть только АИ-80. Спрашиваем «… а где найти что-нибудь получше?». Получаем в ответ, что это ЕВРО бензин, и лучшего нам вряд ли найти. Боюсь подумать, какой тогда НЕ ЕВРО бензин))). В общем заправляемся, заводимся – мот заводится и работает ровно ))) Ну и слава богу). Кстати, на заправке нас первый (и последний) раз обслуживала девушка-заправщица, практически королева бензоколонки.
Сама достала, сама подержала, сама стряхнула последние капли в бак. Наши робкие попытки хоть что-то сделать своими руками и поучаствовать в процессе были решительно пресечены на корню… В общем полный сервис))
Далее едем в гостинку. Моты (пока) бросаем прям на тротуаре перед гостинкой. Пока разгружались подходит мужик европейской наружности. С интересом наблюдает за нами, после чего задает уже набившие оскомину вопросы: «Сколько прет, сколько жрет, сколько стоит?». Не глядя, неохотно, но вежливо выдаю заученную уже наизусть фразу, оборачиваюсь – смотрю мужик ржет и протягивает руку. Знакомимся – оказывается это как раз наши земляки – ребята из Екатеринбурга)))) Шутка удалась на все 100%)). Поржали, порадовались встрече, решили пойти вместе пообедать – Игорь обещал сводить нас туда, где самый вкусный плов в Самарканде. Ловим такси, едем обедать самаркандским пловом.
Место – самим не найти, немного в стороне от основной улицы города. Но господи, какой там плов!!! Для начала о его подаче: отдельно накладывают рис, отдельно морковку и сверху кладут огромный кусом мяса. После чего Игорь нарезал мясо кусочками и положил каждому в отдельную тарелку.
Плов запиваем/заедаем из пиалы чем-то, похожим на айран с солью и зеленью. Я съедаю порцию плова на двоих с Игорем (остальные взяли порцию в расчете на 4х человек). Смотрим друг на друга – решаем взять еще пол-порции. Съедаем и ее. После чего я понимаю, что сейчас лопну…. Но КАК ЭТО БЫЛО ВКУСНО! ))
С ощущением себя в роли того волка из мультика («…Щас спою…») выходим из заведения. Далее – классика жанра и туристических мест Самарканда: площадь Регистон, Мавзолей Тимур Амира, Мавзолей жены Тимура – Биби Ханум, город мертвых – архитектурный комплекс Шахи-Зинда и Обсерватория Улукбека.
Ну и конечно – базар Самарканда, где мне удалось сторговаться с 15 000 до 5 000 сум за тюбетеку, но для этого пришлось поменять 3х продавцов и потратить 40 мин времени)))).
Пару слов о самом городе: Самарканд очень красивый и старый город, однако в связи с частичной (а местами и полной) реконструкцией памятников архитектуры мне кажется куда-то делся дух старины.
На улицах нет песка времен и пыли древности. Все ОЧЕНЬ красиво и величественно, красивые мемориальные комплексы и архитектурные ансамбли, ровно и аккуратно подстриженные газоны, но ощущение попадания в восточную сказку все-таки больше чувствуется в Бухаре, чем в Самарканде.
Это мое субъективное мнение, но совершенно точно, в Самарканде СТОИТ побывать каждому путешественнику по Средней Азии.
Вечером возвращаемся в гостинку – ребята из Еката купили разливного пивка. Садимся за стол – приезжают еще мотобратья и одна мотосестра – ребята из Алматы. Их маршрут идет на встречу нашему – т.е. они УЖЕ проехали Памирский тракт!
С нетерпением ждем когда ребята заселятся, приведут себя в порядок и с огромным интересом и удовольствием слушаем их рассказ о путешествии, и, в частности, о прохождении Памирского тракта. Их маршрут проходил через Куляб, т.е. они пошли по облегченному варианту участка Душанбе-Хорог.
Но несмотря на это, один из мотоциклов Suzuki V-Strom пробил масляный картер. Картер был алюминиевый, заварить удалось его только в Душанбе, так что большую часть пути мотоцикл, его водитель и пассажир ехали внутри старенького джипа SsangYong MUSSE (один из популярнейших транспортных средств на Памире). Так же подтвердились мои опасения – моты с карбюраторами явно «захлебывались» на высоте более 3000м, инжекторные моты вели себя гораздо лучше на этой высоте. Но в целом, при соблюдении определенных мер предосторожности все участки проезжается, хотя местами дорога так себе. Уже после 12 ночи расходимся по номерам – завтра нам с утра ехать на границу с Таджикистаном.
Получился отличный и насыщенный день, впрочем, как и все предыдущие до этого!
Вперед к Части 3
В начало к Части 1
03.05.2015. День пятый.
Старт: 07-00
Финиш: 14-00
Пробег: 240км
Маршрут: Чемкент-Ташкент
Ранний подъем в 6-00, встреча с ребятами из мотоклуба и в путь. Сегодня нам предстоит пересечь границу Казахстан-Узбекистан. Место пересечения – село Ямала, около 120км от Чемкента.
Ну вот мы и в Узбекистане! Тут же останавливаемся около киоска/будки и покупаем страховку на моты. Стоит около 100 рублей на наши деньги. Как и везде в районе КПП принимают практически любую валюту – рубли/тенге/сомы/доллары. Стоило отъехать 100м от будки, как останавливают местные гаишники. Проверяют документы, расстраиваются, что мы успели купить страховку, но тут же находят к чему придраться – мол там, около будки был знак «Остановка запрещена». Убедительно даем им понять, что знака там не было, и вообще, не красиво разводить путешественников на бабло. Остатки совести в представителях власти Узбекистана все-таки подали голос и мы получаем назад наши документы с пожеланием счастливого пути.
Потом едем обедать. К сожалению в Центр Плова попасть не удалось, т.к. плов в Средней азии кушают только в обед, где-то с 12 до 14. Время подходило к 17, поэтому едем в небольшую кафешку и кушаем плов с шашлычком под водочку.
Наконец-то настоящий узбекский (правильно будет сказать – ташкентский) плов! Я очень люблю плов, сам его готовлю в деревне в казане, но тут, в Средней азии он конечно же совсем другой, и гораздо вкуснее. Наслаждаюсь каждой ложкой и каждой рисинкой….
04.05.2015. День шестой.
Старт: 07-00
Финиш: 17-00
Пробег: 600км
Маршрут: Ташкент-Бухара
Несмотря на ранний подъем в 5-30 чувствую себя полностью отдохнувшим. Сборы, проверка мотов (тьфу-тьфу-тьфу, у Димона ничего не бежит и даже не капает) и в путь, сегодня нам нужно доехать до Бухары – самой крайней юго-западной точки нашего путешествия. Да, в гостинице нам выдали квиточек о прохождении временной регистрации – в Узбекистане с этим строго, у тебя есть 3 дня, для того чтобы зарегистрироваться по месту временного проживания после пересечения границы, временная регистрация действует 3 дня, потом нужно обновлять. Без проблем проезжаем пост ДПС на выезде из Ташкента, далее, километров через 50 еще один пост, на котором нас останавливают и просят пройти внутрь вагончика для регистрации документов. Это стандартная процедура, нам даже советовали заранее сделать несколько ксерокопий водительских удостоверений, паспортов и свидетельств на моты, чтобы не терять время на таких КПП, которые, к слову сказать, встречаются на пути довольно часто, как минимум рядом с каждым крупным городом на въезде и выезде из него. Пройдя формальную проверку документов, нам вдруг задают весьма странный вопрос: «Пили вчера?». Мы конечно отвечаем отрицательно. Тогда доблестный представитель правопорядка Узбекистана сворачивает лист бумаги А4 кулечком (как пакет для семечек) и просит каждого из нас по очереди дыхнуть в него, после чего внимательно вынюхивает содержимое кулечка и довольно заявляет: «Точно пили!», на что опять получает от нас категорическое несогласие с его выводом. ДПСник понимает, что спорить с обоими слишком тяжело, и, прищурившись, внимательно осмотрев каждого из нас, выбирает жертву – меня, после чего заявляет, тыча в меня пальцем: «Ты точно пил, а твой друг – нет!». Я начинаю понимать, что сбываются опасения наших ташкентских друзей, которые нам рассказывали о беспределе местных ДПСников, разводящих путешественников, и особенно, мотоциклистов на бабло. Самое важное, что просил НЕ ДЕЛАТЬ Тимур – НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ не дуть в их приборы, которые они могут нам предложить для диагностирования опьянения на месте. Мол у них всех там все схвачено, и даже абсолютно трезвый и не поющий несколько лет человек по прибору будет выглядеть как упитый в хлам с дозой алкоголя в крови, не совместимой с жизнью. Вспомнив все советы Тимура, я твердо стою на том, что не пил вчера. «Может позавчера пил?» — спрашивает ДПСник. «Мы в мотопутешествии вообще не пьем, т.к. знаем как строго у вас с этим» — отвечаю ему. ДПСник вытаскивает из ящика стола какой-то древний прибор, и предлагает мне дунуть в трубочку. «Если загорится вот эта лампочка – значит пил!» — говорит он. «Покажите сертификат на прибор и дату последней поверки его» — вежливо прошу я. «Ты че, самый умный тут ?» — начинает заводиться инспектор. Понимаю, что это как раз та ситуация, о которой рассказывал Тимур, и на прибор никаких документов нет. «Тогда поедем в больницу, она как раз тут рядом. Часа через три сможете ехать дальше, если не пили конечно…» — продолжает запугивать нас ДПСник. Делать нечего, начинаю давить на нашу высокую цель мотопробега, показываю официальное письмо-обращение к органам власти государств Средней Азии. Объясняю, что у нас очень жесткий график, и мы не можем терять 3 часа на бесполезную проверку, т.к. мы вообще на 100% уверены в своей трезвости.
Инспектор вроде становится более разговорчивым и менее упрямым, но все равно настаивает на поездку в больницу. Принципиально не перевожу разговор в сторону стоимости откупа. Тогда Димон ссылается на выступление президента Узбекистана Ислама Каримова, в котором он заявил, что Узбекистан открыт для туристов и он будет строго пресекать всяческие административные припоны и мздоимство в самой суровой форме. То ли после этого, то ли в целом инспектор решил не тратить на нас свое драгоценное время– нам возвращают документы и желают счастливого пути. Потеряли минут 40 на этом инциденте. Едем дальше. По дороге останавливаемся с чайхоне позавтракать и выпить чаю с лепешкой.
Возвращаясь к нашему путешествию – стоим, ждем пока за нами приедут. Ждем час, ждем второй – никого нет. Местные таксисты очень переживали, где мы остановимся, если вдруг за нами никто не приедет. Один даже предложил покатать нас по Когану, дабы поискать тех самых родственников Шамиля. Оставляю Димона с мотами, а сам еду искать родственников с таксистом по имени Гена. Минут 40 ездим по Когану, Гена останавливается у разных домов, и ведет переговоры на узбекском, после чего поясняет –«… вот здесь живет брат Шамиля, но он сейчас в командировке, вот тут жил сам Шамиль...». Короче круг поисков сужается… Тут звонит мой телефон – нашлись родственники Шамиля, и они уже встретились с Димоном. Отлично, возвращаемся на ЖД вокзал и отправляемся на место ночевки. Нас отвозят к многоквартирному двухэтажному старенькому домишке, утопающему в зелени, в тихом спальному районе Когана. Там живет родная сестра Шамиля, в семье которой нам предстоит провести ближайшие пару дней. Нас встречают, знакомимся. Напротив подъезда стоит топчан, мы ставим моты рядом (нас уверяют, что тут они будут в полной безопасности), умываемся из крана рядом с подъездом, после чего идем ужинать в квартиру. За ужином присутствуют только мужчины, женщины сидят в соседней комнате (тут так принято).
05.05.2015. День седьмой.
Старт: 07-00
Финиш: 23-00
Дневка в Бухаре
Просыпаемся в районе 7-00 от пенья птиц, звуков намаза и прикосновения теплых лучей утреннего солнца.
06.05.2015. День восьмой.
Старт: 07-00
Финиш: 10-00
Пробег: 280км
Маршрут: Бухара-Самарканд
Ранний подъем в 6-00, сборы, утренний зеленый чай с лепешками, теплое прощание с гостеприимными хозяевами и их друзьями, которые подарили нам столько хороших впечатлений о Бухаре и Узбекистане в целом…. Спасибо вам огромное, от всей души!
Заправляемся на заправке на выезде из Бухары, заливаю канистры (все-таки не просто БЕНЗИН, а АИ-95 )) ) и в путь. Сегодня нас ждет Самарканд и встреча с нашими земляками, которые волею случая оказались в Самарканде тоже. Дорога проходит через аулы, где практически в каждом на пешеходном переходе дежурит ГАИшник. Его задача – обеспечить безопасное пересечение проезжей части школьникам, которые как раз в это время (7-8 часов) идут в школу. Где-то перед Самаркандом у меня опять заканчивается бензин – заливаю из канистры. Все-таки большой бак – это преимущество, у Димона 23 литра (или 25?) – он практически (или действительно?) ни разу не доливал себе из канистры, всегда дотягивал до очередной заправки. Доезжаем до места встречи с Игорем – просим его перед заселением в гостинку (в которой как и везде по ходу нашего путешествия, ест спецтариф для байкеров-путешественников) заехать на ближайшую заправку. Сказано-сделано, подъезжаем к заправке, оказывается есть только АИ-80. Спрашиваем «… а где найти что-нибудь получше?». Получаем в ответ, что это ЕВРО бензин, и лучшего нам вряд ли найти. Боюсь подумать, какой тогда НЕ ЕВРО бензин))). В общем заправляемся, заводимся – мот заводится и работает ровно ))) Ну и слава богу). Кстати, на заправке нас первый (и последний) раз обслуживала девушка-заправщица, практически королева бензоколонки.
Пару слов о самом городе: Самарканд очень красивый и старый город, однако в связи с частичной (а местами и полной) реконструкцией памятников архитектуры мне кажется куда-то делся дух старины.
Вперед к Части 3
- rodonit99
- Евгений
- 1 ноября 2015 в 10:14
- 12
- +53
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть