- Пробег для публикации поста в сообщество: 50.00 км
- Читателей: 2158 | Постов: 571
Гаджеты для мотоциклов, оригинальное, нестандартное техническое приспособление так или иначе связанные с двух колесным другом
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (2151)
Bodya Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Togliatti KOSHKA Stich glyaks100 CriggerMarg Denis ArSoron ezhische MAGIK spamer80 Maxi nbaksalyar smile Oziris DiYamaha RedLine Ancalagon Satt 3dinfo Wishka Bike-TV SirNik Vacelica Magnus Alan Hydrophonic shakawkaw pmg Dragem Marcus DroiD Raptor504 gera Mihalych pkentavr Eldarog JaGGa Kirbas tamino GLeBaTi delet13 dcvfkВсе читатели
Мото гаджеты → Обзор Scala Rider PackTalk Duo – совершенство связи.
В поездках на мото многие люди предпочитают разговаривать или слушать музыку. Мы с супругой это делаем постоянно вот уже 7 лет. В качестве источников связи мы выбрали гарнитуры от Cardo еще в самом начале нашего мотостажа. Первыми были ScalaRider Q2, а затем в 2012 году мы перешли на ScalaRider G4. Это были супергарнитуры, которые прослужили нам больше 5 лет.
Однако, ничто не вечно под луной и от переизбытка использования наши скалы приобрели очень печальный вид — с поломанными контактами, порванными резинками и истёртым пластиком. Было принято решение отправить их на заслуженный отдых в запасные шлемы и сделать себе подарок в виде Cardo Scala Rider PackTalk Duo. Тем, кому интересен функционал, общее впечатление и разница в использовании по сравнению с 4-ой скалой, добро пожаловать под кат.
Для начала отвечу на сразу возникший вопрос, почему именно Scala Rider, а не скажем Interphone, или Midland, или Sena. В первую очередь, нам очень понравились все предыдущие продукты от Cardo, которыми мы пользовались. Все они были надёжны, почти никогда не глючили и тупо делали свою работу в различных климатических обстоятельствах, весьма далёких от идеальных.
Во-вторых, мы не дождались момента смерти четвёртых скал, и иметь 4 гарнитуры на всякий случай, которые можно соединить все вместе, выглядело хорошей перспективой. Ну и заключительный аккорд был в стоимости, которая оказалась чуть ниже или такой же, как на топовые комплекты конкурентов.
Как театр начинается с вешалки, так любой гаджет начинается с упаковки, и в этом вопросе Cardo как всегда расстарались. Сделали магнитный чехол под кожу, как для дорогих часов.
Внутри мы видим собственно две скалы, а также набор из креплений, зарядников и документации.
Начнём с самих скал. Внешне они оказались чуть больше, чем кажутся на фотографиях. Сделаны плотно и качественно, но ощущаются крупнее, чем четвёртая версия. На самих гарнитурах всего 4 кнопки: 3 физических и одна при нажатии на колесо громкости. Ну и само колесо. Забегая вперёд, скажу, что это офигенно удобно и работает гораздо лучше, чем на предыдущих версиях. Попадание в перчатках почти без ошибок, а колесо громкости вообще великая придумка. Если раньше я регулировал громкость лишь в случае необходимости, то теперь это подстройка до идеального звучания в любой ситуации.
Глянцевый пластик хоть и выглядит весьма симпатично при первом контакте, на деле оказывается самой пачкающейся частью даже после минимального использования. Как на современных смартфонах. Хотя он и протирается перчатками в процессе использования, тем не менее, есть ощущение, что именно этот фасад в первую очередь будет исцарапан до состояния непривлекательности. Крашеный пластик тоже явно сделан по образу и подобию своих предков и через 3-4 года превратится в чёрно-серебристое потертое нечто. Проще говоря, при всём качестве сборки, в плане эстетики материалы вряд ли окажутся живучее своих предшественников. Однако больше нет резиновых и силиконовых частей, что гарантирует явно большее долголетие в плане использования. Почти все четвёртые и девятые скалы после протирания резинки на месте верхних кнопок и первого дождя становились маленькими трупиками без возможности восстановления.
Теперь вернёмся к комплекту. Здесь имеются два крэдла. Два набора наушников и 4 набора микрофонов: для шлемов типа интеграл — на проводочке – и для всех остальных, где требуется жёсткая «рука». По сравнению с 4 и 9 версией они наконец избавились от той самой «руки» микрофона, выходящей из крэдла. Аллилуя! В большинстве случаев это было крайне и крайне неудобно. На моём модуляре гибкий фиксатор постоянно попадал под защёлку скулы шлема и его нужно было постоянно поправлять. Бяка. Теперь всё отлично. Фиксатор микрофона на липучке и запросто приклеивается под подкладкой шлема.
Сам крэдл стал больше по площади, но производитель, снова сделал работу над ошибками и избавился от толстых пластиковых креплений. На большинстве мне известных шлемов загнать под скорлупу без серьёзного изнасилования эти толстенные пластиковые обрубки у меня не получалось. Теперь это металлическая скоба с расширением внизу под стандартную обводку.
С первого раза без каких-либо проблем я инсталлировал новые гарнитуры на Shoei XR1100 и Shuberth C3 в течении 10 минут на каждый. При таком подходе я бы назвал данный тип крепления быстрым и с возможностью переставить скалу на другой шлем в течении 10-20 минут. Это здорово. Вот примеры установки
Более того. Разъём для наушников стал классическим MiniJack 3.5mm. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, это позволило подключить любые наушники к системе. Вы можете отказаться от оригинальных наушников в шлеме или использовать свои домашние студийные на этапе изучения функционала. Можете использовать крэдл вообще без шлема, скажем, в машине или на мотошкольной площадке. С другой стороны, сам разъём довольно здоровый и спрятать его в шлеме без неудобств бывает весьма непросто. Именно на этом этапе инсталляции я завис особо надолго. Здоровая шишка разъёма постоянно лезет под подкладку и чувствуется. Надо повозиться.
Перейдём к наушникам. Из максимально тонких и узконаправленных на почти всех предыдущих поколениях гарнитур, наушники PACKTALK стали ближе всего по размеру к модулям от KOSS. Именно их я припаял к своей четвёртой скале еще в 2013 году. Изначально парился, как я буду их перепаивать на новую версию. Вот же было моё удивление, что новый образец наушников от Cardo не просто близок по размерам, но еще и по качеству звучания, плюс обладает собственными поролоновыми накладками. Подумалось, что за счёт размеров будут точно мешать.
Моей супруге с XR1100 подошла первая инсталляция. Угол излучения звука стал заметно шире, что прощает лёгкую ошибку позиционирования динамика внутри шлема. Мне с Шубертом пришлось повозиться, чтобы не давило на уши. До первой поездки думал всё же поменять на KOSS при любой возможности, но после первых 200км решено было всё оставить как есть. Для музыки звук глубокий, с недотягивающими басами, с явным смещением в сторону 200-300 герц. Это разумно. Какие нафиг басы на скоростях от 100, когда шлем колбасит, как шар в аэротрубе. Кстати о наушниках. На последней выставке в Барселоне я тестировал гарнитуры Midland и их новые наушники. В целом они мне показались более качественными по звучанию, чем у Cardo, но вот сравнить без шлема и без наличия двух гарнитур рядом я не возьмусь.
Контактная группа на крэдле изменилась и стала состоять всего из 6-и контактов против 10-и у четвёртых скал. Упрощение — знак понимания. Но вот само крепление гарнитуры в крэдле мне очень не понравилось. Ложка дёгтя в бочке с мёдом. Чтобы зафиксировать PACKTALK, нужно на него смотреть. И даже глядя на процесс, далеко не всегда это получается сделать с первого раза. По сравнению с четвёркой, которую я боялся просрать от неверной фиксации, шансы на потерю увеличились если не в разы, то на большие проценты. Забудьте о стыковке гарнитуры в перчатках с надетым шлемом вслепую. Если так сделаете, будете искать предмет 7 на 3 сантиметра посередь дороги.
Еще в комплекте два зарядника, два провода MicroUSB, сменные накладки для наушников и микрофонов и липучки на шлем для замены металлических скоб, уже установленных на крэдлах. Зарядники качественные и явно могут быть использованы как универсальные в путешествиях.
Теперь перейдём к более тонким материям. Как это всё работает. Честно говоря, система со времён Scala Rider G4 изменилась кардинально. Количество кнопок на корпусе сократили за счёт возможности программировать функции через приложение на смартфоне или через ПО Cardo Community на их сайте. В целом идея очень даже ничего, но не без своих приколов.
В первую очередь я бы сказал, что единственным плюсом on-line версии для компов является возможность обновления прошивки самих гарнитур. А вот работает оно весьма посредственно. Пока оно подключится, отключится и снова подключится, бомкая десятки раз о состоянии USB, возникает ощущение, что всё сломалось, взорвалось и вообще, капец гарнитуре за 200 евро. Но если иметь терпение, оно таки работает, правда желание прекратить этот цирк возникает постоянно.
Другой вопрос — мобильное приложение, которое запросто соединяется сразу после привязки к телефону. Тут и графика с возможностью выбора горизонтальной или вертикальной ориентации. И возможность настроить все основные функции Scala Rider PackTalk. Ниже скриншоты. Если есть выбор, основную настройку гарнитуры я бы рекомендовал делать именно из мобильного приложения.
Музыка, радио и настройки громкости в комментариях не нуждаются. И так всё понятно. Хотя … Есть и тут глюк. Для управления музыкой с гарнитуры требуется приложение, которое точно привязано к A2DP протоколу. И вот тут возникает совершенно не очевидная засада, для решения которой мне пришлось не мало почитать форумов. Оказывается, без плеера, который бы понимал этот набор команд, современная “скала” работать не будет. Для верного функционала необходим сторонний плеер. С моего Huawei Mate 9 на Android 7.0 вместо музыки была тишина до скачивания с PlayMarket плеера EZ Folder Free. Бесплатного, так, на всякий случай.
А вот настройки возможности выбора привязки к другим гарнитурам очень интересны. Технология Cardo Gateway позволяет цепляться как к древним устройствам, так и к новым. Сам PackTalk при этом запускает связь с чужой гарнитурой, как с BlueTooth телефоном. Мы проверили, как работает эта функция на практике. У меня завалялась старая и полумёртвая китайская гарнитура Interphone V2-500. У меня получилось с первого раза привязать её на канал B, а затем мы проверили дальность её работы. Через 250 метров связь стала не устойчивой, однако этого вполне достаточно, чтобы подключить к сети из нескольких мотоциклистов участника с гарнитурой не от ScalaRider. Знаю точно, что Interphone всех мастей, а также старшие Sena цепляются без проблем. С Midland не проверял.
Но вернёмся к режимам связи. PackTalk обладает двумя режимами работы по интерком. Первый режим, который активирован по умолчанию, это Bluetooth. По сути это режим совместимости со скалами прежних версий или сторонними гарнитурами. В этом режиме максимальное количество участников в одновременной сессии не может превышать четверых пользователей. Однако можно выбирать из 8-и мотоциклистов, к кому конкретно ты сейчас хочешь подключиться, назначив номер в группе. Эта технология называется 8+1
Второй режим — это современный стандарт DMC (Dynamic Meshwork Communications) или динамическая коммуникационная сеть. В нём гарнитуры серии PackTalk способны образовывать сеть до 15-и участников с возможностью приватного чата. Как это выглядит. Администратор группы поочерёдно с помощью смартфона подключает участников к группе. Сами гарнитуры создают сеть, в которой связь поддерживается между наиболее близкими друг к другу устройствами. Если расстояние растёт, сеть автоматически реконфигурируется без участия пользователя.
Данная сеть может растянуться по дороге до 8-и км, при этом, в каком именно месте будет ехать администратор группы, значения не имеет. Более того, даже его вылетание из сети не нарушит связь в группе. Это довольно крутая штука.
Также можно подключить к этой группе еще одного участника с любой «чужой» гарнитурой через технологию DMC Bridge. Для этого достаточно привязать её в режиме BT к каналу B и нажать соответствующую кнопку в приложении.
Здесь нужно отметить, что Сardo создали и младшую версию ScalaRider PackTalk. Называется это чудо ScalaRider SmartPack и отличается от старшей версии лишь ограничением в количестве участников группы. Вместо 15-и человек, в группе может быть лишь четверо. Также у SmartPack отсутствует технология DMC Bridge и возможность приватного чата. В остальном они одинаковые.
Перейдём к реальным испытаниям. Мы уже накатали в новых гарнитурах примерно 500км и в целом очень довольны их работой. В первую очередь звук. В ScalaRider G4 связь поддерживалась постоянно и шумодав работал лишь на отсечение ветра. Это приводило к тому, что шум ветра передавался в наушники всем другим участникам и это здорово добавляло грохота в ушах. Теперь это не так. Как только в эфире наступает тишина, шумодав полностью отключает звук интеркома. И тишина. При этом первые части фразы, как на радиостанциях с VOX, не сглатываются и разборчивость любого слова полностью сохранилась. Браво! А еще появилась возможность слышать навигатор и одновременно слушать музыку с телефона. При этом другие участники этих источников не слышат.
Как это выглядит. Я слушаю музыку, моя супруга нет. При этом её голос в моих наушниках накладывается поверх музыки, а она о ней даже не знает. Более того, она может включить себе другой плэйлист со своего телефона и мы сможем спокойно разговаривать, не пересекая два музыкальных потока. А если вспомнить функцию шумодава, который полностью гасит помехи и шум ветра, если не разговаривать, то подобное совмещение выглядит весьма интересным.
Далее, я могу поделиться музыкой со своего смартфона на всех участников группы, правда интерком при этом отключится. Странная фишка, на мой взгляд.
Теперь эргономика. Как я уже говорил выше, все кнопки прекрасно ощущаются и прожимаются в перчатках, а регулировка громкости с помощью колеса однозначно лучше, чем кнопки «+» и «-». Каждая из трёх кнопок обладает кучей функций. Например, одно короткое нажатие на кнопку интерком – соединение с накалом «А», два коротких – канал “B”. Длительное нажатие — режим спаривания, и так далее. Чтобы научиться всем комбинациям требуется время, и я настоятельно рекомендую не бежать сразу осёдлывать крэдлом шлем, а сначала сесть в удобном месте с обычными наушниками и изучить все эти функции. Если знать, что и как работает, PackTalk раскроется на более функциональном уровне.
Также у PackTalk и SmartPack есть функция управления голосом. Для этого достаточно нажать на колесо или просто что-то громко рявкнуть в микрофон. Голосовые функции в основном сконцентрированы на управлении радио и музыкой, но есть и фишки для управления интеркомом. Например, можно вызвать конкретного мотоциклиста в режиме 1+8 просто назвав его номер.
Куда больше голосовых команд может дать смартфон с голосовым помощником. У меня по кнопке телефона автоматически вызывается головой помощник от Google. У него много функций, все их можно прочитать в сети. Для меня большим плюсом стала возможность сказать адрес навигатору в телефоне без рук и включить ведение к этому адресу. Тройное нажатие на кнопку телефона — и происходит автоматический набор на специально сохранённый номер.
Включение и выключение гарнитуры стало быстрее, а вот установка интерком связи всё также происходит довольно медленно.
Вывод.
Если сравнивать Scala Rider PackTalk и Scala Rider G4, инженеры из Cardo явно не зря едят свой хлеб. Новый продукт однозначно лучше своего прадеда и все новые функции не выглядят высосанными из пальца. Качество исполнения на высоте, однако материалы явно очень скоро потеряют товарный вид. Крэдл стал гораздо лучше и проще крепиться на шлем, но вот крепление самой гарнитуры внутри крэдла не выглядит надёжным и не может быть использовано вслепую. Эргономика на высоте. Всё логично и понятно. Особо понравилось колесо для регулировки громкости. Новые наушники и микрофон сделали звук более чистым, а продвинутый шумодав вывел качество интерком связи на новый уровень. Возможность соединятся с гарнитурами от сторонних производителей тоже совсем не лишняя, особенно если учесть, сколько новых производителей появилось на рынке. В общем и целом, впечатление крайне положительное.
Однако, ничто не вечно под луной и от переизбытка использования наши скалы приобрели очень печальный вид — с поломанными контактами, порванными резинками и истёртым пластиком. Было принято решение отправить их на заслуженный отдых в запасные шлемы и сделать себе подарок в виде Cardo Scala Rider PackTalk Duo. Тем, кому интересен функционал, общее впечатление и разница в использовании по сравнению с 4-ой скалой, добро пожаловать под кат.
Для начала отвечу на сразу возникший вопрос, почему именно Scala Rider, а не скажем Interphone, или Midland, или Sena. В первую очередь, нам очень понравились все предыдущие продукты от Cardo, которыми мы пользовались. Все они были надёжны, почти никогда не глючили и тупо делали свою работу в различных климатических обстоятельствах, весьма далёких от идеальных.
Во-вторых, мы не дождались момента смерти четвёртых скал, и иметь 4 гарнитуры на всякий случай, которые можно соединить все вместе, выглядело хорошей перспективой. Ну и заключительный аккорд был в стоимости, которая оказалась чуть ниже или такой же, как на топовые комплекты конкурентов.
Как театр начинается с вешалки, так любой гаджет начинается с упаковки, и в этом вопросе Cardo как всегда расстарались. Сделали магнитный чехол под кожу, как для дорогих часов.
Внутри мы видим собственно две скалы, а также набор из креплений, зарядников и документации.
Начнём с самих скал. Внешне они оказались чуть больше, чем кажутся на фотографиях. Сделаны плотно и качественно, но ощущаются крупнее, чем четвёртая версия. На самих гарнитурах всего 4 кнопки: 3 физических и одна при нажатии на колесо громкости. Ну и само колесо. Забегая вперёд, скажу, что это офигенно удобно и работает гораздо лучше, чем на предыдущих версиях. Попадание в перчатках почти без ошибок, а колесо громкости вообще великая придумка. Если раньше я регулировал громкость лишь в случае необходимости, то теперь это подстройка до идеального звучания в любой ситуации.
Глянцевый пластик хоть и выглядит весьма симпатично при первом контакте, на деле оказывается самой пачкающейся частью даже после минимального использования. Как на современных смартфонах. Хотя он и протирается перчатками в процессе использования, тем не менее, есть ощущение, что именно этот фасад в первую очередь будет исцарапан до состояния непривлекательности. Крашеный пластик тоже явно сделан по образу и подобию своих предков и через 3-4 года превратится в чёрно-серебристое потертое нечто. Проще говоря, при всём качестве сборки, в плане эстетики материалы вряд ли окажутся живучее своих предшественников. Однако больше нет резиновых и силиконовых частей, что гарантирует явно большее долголетие в плане использования. Почти все четвёртые и девятые скалы после протирания резинки на месте верхних кнопок и первого дождя становились маленькими трупиками без возможности восстановления.
Теперь вернёмся к комплекту. Здесь имеются два крэдла. Два набора наушников и 4 набора микрофонов: для шлемов типа интеграл — на проводочке – и для всех остальных, где требуется жёсткая «рука». По сравнению с 4 и 9 версией они наконец избавились от той самой «руки» микрофона, выходящей из крэдла. Аллилуя! В большинстве случаев это было крайне и крайне неудобно. На моём модуляре гибкий фиксатор постоянно попадал под защёлку скулы шлема и его нужно было постоянно поправлять. Бяка. Теперь всё отлично. Фиксатор микрофона на липучке и запросто приклеивается под подкладкой шлема.
Сам крэдл стал больше по площади, но производитель, снова сделал работу над ошибками и избавился от толстых пластиковых креплений. На большинстве мне известных шлемов загнать под скорлупу без серьёзного изнасилования эти толстенные пластиковые обрубки у меня не получалось. Теперь это металлическая скоба с расширением внизу под стандартную обводку.
С первого раза без каких-либо проблем я инсталлировал новые гарнитуры на Shoei XR1100 и Shuberth C3 в течении 10 минут на каждый. При таком подходе я бы назвал данный тип крепления быстрым и с возможностью переставить скалу на другой шлем в течении 10-20 минут. Это здорово. Вот примеры установки
Более того. Разъём для наушников стал классическим MiniJack 3.5mm. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, это позволило подключить любые наушники к системе. Вы можете отказаться от оригинальных наушников в шлеме или использовать свои домашние студийные на этапе изучения функционала. Можете использовать крэдл вообще без шлема, скажем, в машине или на мотошкольной площадке. С другой стороны, сам разъём довольно здоровый и спрятать его в шлеме без неудобств бывает весьма непросто. Именно на этом этапе инсталляции я завис особо надолго. Здоровая шишка разъёма постоянно лезет под подкладку и чувствуется. Надо повозиться.
Перейдём к наушникам. Из максимально тонких и узконаправленных на почти всех предыдущих поколениях гарнитур, наушники PACKTALK стали ближе всего по размеру к модулям от KOSS. Именно их я припаял к своей четвёртой скале еще в 2013 году. Изначально парился, как я буду их перепаивать на новую версию. Вот же было моё удивление, что новый образец наушников от Cardo не просто близок по размерам, но еще и по качеству звучания, плюс обладает собственными поролоновыми накладками. Подумалось, что за счёт размеров будут точно мешать.
Моей супруге с XR1100 подошла первая инсталляция. Угол излучения звука стал заметно шире, что прощает лёгкую ошибку позиционирования динамика внутри шлема. Мне с Шубертом пришлось повозиться, чтобы не давило на уши. До первой поездки думал всё же поменять на KOSS при любой возможности, но после первых 200км решено было всё оставить как есть. Для музыки звук глубокий, с недотягивающими басами, с явным смещением в сторону 200-300 герц. Это разумно. Какие нафиг басы на скоростях от 100, когда шлем колбасит, как шар в аэротрубе. Кстати о наушниках. На последней выставке в Барселоне я тестировал гарнитуры Midland и их новые наушники. В целом они мне показались более качественными по звучанию, чем у Cardo, но вот сравнить без шлема и без наличия двух гарнитур рядом я не возьмусь.
Контактная группа на крэдле изменилась и стала состоять всего из 6-и контактов против 10-и у четвёртых скал. Упрощение — знак понимания. Но вот само крепление гарнитуры в крэдле мне очень не понравилось. Ложка дёгтя в бочке с мёдом. Чтобы зафиксировать PACKTALK, нужно на него смотреть. И даже глядя на процесс, далеко не всегда это получается сделать с первого раза. По сравнению с четвёркой, которую я боялся просрать от неверной фиксации, шансы на потерю увеличились если не в разы, то на большие проценты. Забудьте о стыковке гарнитуры в перчатках с надетым шлемом вслепую. Если так сделаете, будете искать предмет 7 на 3 сантиметра посередь дороги.
Еще в комплекте два зарядника, два провода MicroUSB, сменные накладки для наушников и микрофонов и липучки на шлем для замены металлических скоб, уже установленных на крэдлах. Зарядники качественные и явно могут быть использованы как универсальные в путешествиях.
Теперь перейдём к более тонким материям. Как это всё работает. Честно говоря, система со времён Scala Rider G4 изменилась кардинально. Количество кнопок на корпусе сократили за счёт возможности программировать функции через приложение на смартфоне или через ПО Cardo Community на их сайте. В целом идея очень даже ничего, но не без своих приколов.
В первую очередь я бы сказал, что единственным плюсом on-line версии для компов является возможность обновления прошивки самих гарнитур. А вот работает оно весьма посредственно. Пока оно подключится, отключится и снова подключится, бомкая десятки раз о состоянии USB, возникает ощущение, что всё сломалось, взорвалось и вообще, капец гарнитуре за 200 евро. Но если иметь терпение, оно таки работает, правда желание прекратить этот цирк возникает постоянно.
Другой вопрос — мобильное приложение, которое запросто соединяется сразу после привязки к телефону. Тут и графика с возможностью выбора горизонтальной или вертикальной ориентации. И возможность настроить все основные функции Scala Rider PackTalk. Ниже скриншоты. Если есть выбор, основную настройку гарнитуры я бы рекомендовал делать именно из мобильного приложения.
Музыка, радио и настройки громкости в комментариях не нуждаются. И так всё понятно. Хотя … Есть и тут глюк. Для управления музыкой с гарнитуры требуется приложение, которое точно привязано к A2DP протоколу. И вот тут возникает совершенно не очевидная засада, для решения которой мне пришлось не мало почитать форумов. Оказывается, без плеера, который бы понимал этот набор команд, современная “скала” работать не будет. Для верного функционала необходим сторонний плеер. С моего Huawei Mate 9 на Android 7.0 вместо музыки была тишина до скачивания с PlayMarket плеера EZ Folder Free. Бесплатного, так, на всякий случай.
А вот настройки возможности выбора привязки к другим гарнитурам очень интересны. Технология Cardo Gateway позволяет цепляться как к древним устройствам, так и к новым. Сам PackTalk при этом запускает связь с чужой гарнитурой, как с BlueTooth телефоном. Мы проверили, как работает эта функция на практике. У меня завалялась старая и полумёртвая китайская гарнитура Interphone V2-500. У меня получилось с первого раза привязать её на канал B, а затем мы проверили дальность её работы. Через 250 метров связь стала не устойчивой, однако этого вполне достаточно, чтобы подключить к сети из нескольких мотоциклистов участника с гарнитурой не от ScalaRider. Знаю точно, что Interphone всех мастей, а также старшие Sena цепляются без проблем. С Midland не проверял.
Но вернёмся к режимам связи. PackTalk обладает двумя режимами работы по интерком. Первый режим, который активирован по умолчанию, это Bluetooth. По сути это режим совместимости со скалами прежних версий или сторонними гарнитурами. В этом режиме максимальное количество участников в одновременной сессии не может превышать четверых пользователей. Однако можно выбирать из 8-и мотоциклистов, к кому конкретно ты сейчас хочешь подключиться, назначив номер в группе. Эта технология называется 8+1
Второй режим — это современный стандарт DMC (Dynamic Meshwork Communications) или динамическая коммуникационная сеть. В нём гарнитуры серии PackTalk способны образовывать сеть до 15-и участников с возможностью приватного чата. Как это выглядит. Администратор группы поочерёдно с помощью смартфона подключает участников к группе. Сами гарнитуры создают сеть, в которой связь поддерживается между наиболее близкими друг к другу устройствами. Если расстояние растёт, сеть автоматически реконфигурируется без участия пользователя.
Данная сеть может растянуться по дороге до 8-и км, при этом, в каком именно месте будет ехать администратор группы, значения не имеет. Более того, даже его вылетание из сети не нарушит связь в группе. Это довольно крутая штука.
Также можно подключить к этой группе еще одного участника с любой «чужой» гарнитурой через технологию DMC Bridge. Для этого достаточно привязать её в режиме BT к каналу B и нажать соответствующую кнопку в приложении.
Здесь нужно отметить, что Сardo создали и младшую версию ScalaRider PackTalk. Называется это чудо ScalaRider SmartPack и отличается от старшей версии лишь ограничением в количестве участников группы. Вместо 15-и человек, в группе может быть лишь четверо. Также у SmartPack отсутствует технология DMC Bridge и возможность приватного чата. В остальном они одинаковые.
Перейдём к реальным испытаниям. Мы уже накатали в новых гарнитурах примерно 500км и в целом очень довольны их работой. В первую очередь звук. В ScalaRider G4 связь поддерживалась постоянно и шумодав работал лишь на отсечение ветра. Это приводило к тому, что шум ветра передавался в наушники всем другим участникам и это здорово добавляло грохота в ушах. Теперь это не так. Как только в эфире наступает тишина, шумодав полностью отключает звук интеркома. И тишина. При этом первые части фразы, как на радиостанциях с VOX, не сглатываются и разборчивость любого слова полностью сохранилась. Браво! А еще появилась возможность слышать навигатор и одновременно слушать музыку с телефона. При этом другие участники этих источников не слышат.
Как это выглядит. Я слушаю музыку, моя супруга нет. При этом её голос в моих наушниках накладывается поверх музыки, а она о ней даже не знает. Более того, она может включить себе другой плэйлист со своего телефона и мы сможем спокойно разговаривать, не пересекая два музыкальных потока. А если вспомнить функцию шумодава, который полностью гасит помехи и шум ветра, если не разговаривать, то подобное совмещение выглядит весьма интересным.
Далее, я могу поделиться музыкой со своего смартфона на всех участников группы, правда интерком при этом отключится. Странная фишка, на мой взгляд.
Теперь эргономика. Как я уже говорил выше, все кнопки прекрасно ощущаются и прожимаются в перчатках, а регулировка громкости с помощью колеса однозначно лучше, чем кнопки «+» и «-». Каждая из трёх кнопок обладает кучей функций. Например, одно короткое нажатие на кнопку интерком – соединение с накалом «А», два коротких – канал “B”. Длительное нажатие — режим спаривания, и так далее. Чтобы научиться всем комбинациям требуется время, и я настоятельно рекомендую не бежать сразу осёдлывать крэдлом шлем, а сначала сесть в удобном месте с обычными наушниками и изучить все эти функции. Если знать, что и как работает, PackTalk раскроется на более функциональном уровне.
Также у PackTalk и SmartPack есть функция управления голосом. Для этого достаточно нажать на колесо или просто что-то громко рявкнуть в микрофон. Голосовые функции в основном сконцентрированы на управлении радио и музыкой, но есть и фишки для управления интеркомом. Например, можно вызвать конкретного мотоциклиста в режиме 1+8 просто назвав его номер.
Куда больше голосовых команд может дать смартфон с голосовым помощником. У меня по кнопке телефона автоматически вызывается головой помощник от Google. У него много функций, все их можно прочитать в сети. Для меня большим плюсом стала возможность сказать адрес навигатору в телефоне без рук и включить ведение к этому адресу. Тройное нажатие на кнопку телефона — и происходит автоматический набор на специально сохранённый номер.
Включение и выключение гарнитуры стало быстрее, а вот установка интерком связи всё также происходит довольно медленно.
Вывод.
Если сравнивать Scala Rider PackTalk и Scala Rider G4, инженеры из Cardo явно не зря едят свой хлеб. Новый продукт однозначно лучше своего прадеда и все новые функции не выглядят высосанными из пальца. Качество исполнения на высоте, однако материалы явно очень скоро потеряют товарный вид. Крэдл стал гораздо лучше и проще крепиться на шлем, но вот крепление самой гарнитуры внутри крэдла не выглядит надёжным и не может быть использовано вслепую. Эргономика на высоте. Всё логично и понятно. Особо понравилось колесо для регулировки громкости. Новые наушники и микрофон сделали звук более чистым, а продвинутый шумодав вывел качество интерком связи на новый уровень. Возможность соединятся с гарнитурами от сторонних производителей тоже совсем не лишняя, особенно если учесть, сколько новых производителей появилось на рынке. В общем и целом, впечатление крайне положительное.
- AVIX
- Дмитрий
- 25 мая 2017 в 15:29
- 12
- +61
- costarider
- 26 мая 2017 в 18:15
- ↑
- ↓
На тренировках используем DMC режим, после полного заряда тянет весь день (8 часов). Это 100% проверено. В режиме Bluetooth на 3 дня.
Объясните мне популярно плз — вот у меня есть скала G9(x) и я могу общаться одновременно с 3-мя другими участниками (все слышат всех одновременно). Т.е. группа из 4 человек. PackTalk в таком режиме сколько поддерживает райдеров?
И еще у G9(x) напрягает такой кейс: есть в моем кругу общения человек 5 со скалой. Периодически мы встречаемся для совместного катания в разном составе. Поскольку у меня только два канала, то постоянно приходится стучать скалами и заново «парить» текущий состав для катания. Это не очень удобно (особенно учитывая убогость и глючность прошивки в гарнитуре стоимостью 15к). В этом плане PackTalk может как-то облегчить мои страдания?
И еще у G9(x) напрягает такой кейс: есть в моем кругу общения человек 5 со скалой. Периодически мы встречаемся для совместного катания в разном составе. Поскольку у меня только два канала, то постоянно приходится стучать скалами и заново «парить» текущий состав для катания. Это не очень удобно (особенно учитывая убогость и глючность прошивки в гарнитуре стоимостью 15к). В этом плане PackTalk может как-то облегчить мои страдания?
Использование DMC-интеркома
В разговоре в режиме DMC может участвовать до 15 мотоциклистов. Во избежание путаницы,
одновременно могут говорить только 6 членов группы. Как только вы присоединились к группе, вы
можете сразу же начинать говорить.
В пакталке можно подключаться к группе через смартфон. По DMC сделать это ещё проще, достаточно подключиться к инициатору группы.
В разговоре в режиме DMC может участвовать до 15 мотоциклистов. Во избежание путаницы,
одновременно могут говорить только 6 членов группы. Как только вы присоединились к группе, вы
можете сразу же начинать говорить.
В пакталке можно подключаться к группе через смартфон. По DMC сделать это ещё проще, достаточно подключиться к инициатору группы.
А хочешь прикол. Я могу выбрать всё, что захочу. Я ездил на бусе, на выфере как 800 так и на 1200. Брал в аренду K1600GT. Короче, представляю себе все модельные ряды всех производителей. Но вот так сложилось, что мотоцикл для меня, это как обувь. Хочу ездить на том, на чём мне очень удобно. Я дороги люблю, километры.
- GekatoNheiRE
- 25 мая 2017 в 20:42
- ↓
Спасибо за отличный и подробный обзор)
Такой вопрос — в целях избежания потертостей/царапок и прочих неприятностей не думали затянуть их карбоном?
Такой вопрос — в целях избежания потертостей/царапок и прочих неприятностей не думали затянуть их карбоном?
Хочется подробнее увидеть монтаж на Шуберте. У него из-за ручки солнцезащитного козырька скала сильно сдвинута назад. G9 я крепил на нем на липучку т.к. микрофон оказывался у меня у щеки. Возможно это зависит от размера шлема у меня 58.
Как у вас выглядит? не слишком Сзади гарнитура? Микрофон на месте?
Использую сейчас Shoei Multitec и G9 но и то и другое не нравится. Хочу обратно шуберта и другую гарнитуру но совместимую со скалой — друзья на ней ездят.
Как у вас выглядит? не слишком Сзади гарнитура? Микрофон на месте?
Использую сейчас Shoei Multitec и G9 но и то и другое не нравится. Хочу обратно шуберта и другую гарнитуру но совместимую со скалой — друзья на ней ездят.
Первое — да можно. Только что проверил. Заряжается.
По поводу громкости запас очень большой. На моём шуберте я не представляю скорости, чтобы перестало быть слышно. Но тут вопрос шумности шлема.
Реальная дальность по трассе метров 800 без помех, дальше с помехами. Заявленные 1,6км возможны, но как крайность. По серпантинам, если нет прямой видимости метров на 500 разъезжались без помех.
По поводу громкости запас очень большой. На моём шуберте я не представляю скорости, чтобы перестало быть слышно. Но тут вопрос шумности шлема.
Реальная дальность по трассе метров 800 без помех, дальше с помехами. Заявленные 1,6км возможны, но как крайность. По серпантинам, если нет прямой видимости метров на 500 разъезжались без помех.
здесь был ататат
Владею smartpack после G9, отличий немного так что есть комментарии:
— согласен насчётр колёсика, сказать что удобно — ничего не сказать
— думаю уже указали — приложение есть давно, не знаю как с g4 а для g9 оно так и работало, вот только с плеером какие-то глюки у меня были — с Poweramp конкретно.
— DMC конечно штука крутая, воль только у всех должны быть новые скалы.
— насчёт тишины: не знаю как от меня, но мне с g9 часто прилетало проглоченное начало фразы — видимо речь как раз об этом.
— а вот делёжка музыки на g9 глючила бесперерывно всю дорогу на море и обратно — то есть включаешь, отыгрывает 2 песчни пассажиру и до свидания.
— насчёт функций кнопок — вот как челвоек котоырй катается один и иногда с пассажиркой или с кем-то — нифига это неудобно, помнить сколько раз в каком порядке надо нажать. Голосове меню и то удобней, хотя говорить «Очередная дорожка» раздражает и веселит одновременно)
— а вот про вызов окейгугла по кнопке телефона не знал… это как-то вклчюается? Надо проверить будет.
— и как вы подсказываете навигатору адрес? Тот же яндекс по моему не особо-то ловит звук с гарнитуры
— вот выключение по мне стало не быстрее а медленней. Сперва нажми и подержи для остановки трека, потом эту же кнопку нажми и подержи для выключения — неудобно. зато минимум громкости на кручение колёсиком туда-сюда это круто. Ещё бы добавили блок микрофона в этом режиме и было бы вообще огонь, а то как ни включишь голосовое управление вечно кому-то поговорить надо.
Из того что ватор не упомянул:
Очень НЕ понравилась заглушка USB. Она хоть и снизу, но по сравнению с G9 выглядит ну очень ненадёжно.
— согласен насчётр колёсика, сказать что удобно — ничего не сказать
— думаю уже указали — приложение есть давно, не знаю как с g4 а для g9 оно так и работало, вот только с плеером какие-то глюки у меня были — с Poweramp конкретно.
— DMC конечно штука крутая, воль только у всех должны быть новые скалы.
— насчёт тишины: не знаю как от меня, но мне с g9 часто прилетало проглоченное начало фразы — видимо речь как раз об этом.
— а вот делёжка музыки на g9 глючила бесперерывно всю дорогу на море и обратно — то есть включаешь, отыгрывает 2 песчни пассажиру и до свидания.
— насчёт функций кнопок — вот как челвоек котоырй катается один и иногда с пассажиркой или с кем-то — нифига это неудобно, помнить сколько раз в каком порядке надо нажать. Голосове меню и то удобней, хотя говорить «Очередная дорожка» раздражает и веселит одновременно)
— а вот про вызов окейгугла по кнопке телефона не знал… это как-то вклчюается? Надо проверить будет.
— и как вы подсказываете навигатору адрес? Тот же яндекс по моему не особо-то ловит звук с гарнитуры
— вот выключение по мне стало не быстрее а медленней. Сперва нажми и подержи для остановки трека, потом эту же кнопку нажми и подержи для выключения — неудобно. зато минимум громкости на кручение колёсиком туда-сюда это круто. Ещё бы добавили блок микрофона в этом режиме и было бы вообще огонь, а то как ни включишь голосовое управление вечно кому-то поговорить надо.
Из того что ватор не упомянул:
Очень НЕ понравилась заглушка USB. Она хоть и снизу, но по сравнению с G9 выглядит ну очень ненадёжно.
Под G4 мобильного приложения нет, только с компа настройка. Также на четвёрках шумодав работал лишь на выделенные частоты, не перекрывая канал целиком, за счёт чего и фразы не сглатывались, но и весь шум ветра передавался через наушники. К кнопкам я привык как-то очень быстро. Видимо сказалось то, что я часа три тыкал скалу на столе изучая её функционал. У меня на Huawei Mate 9 и он сразу был настроен на окей гугл. Есть список команд в сети, которые этот помощник интерпретирует не как запрос к поисковой машине, а как команды для телефона. Этот список различается для разных языковых версий. Я использую испанскую, поэтому сходу сказать, что нужно произнести на русском, наверное не скажу. Надо поискать.
- RomanGaraev
- 26 мая 2017 в 14:13
- ↓
Спасибо за отзыв. Владею Пакток Дуо. Моё мнение несколько отличается:
1. Не согласен с автором насчёт качества исполнения. За эти деньги, думал я, гарнитура будет по качеству материалов и конструктиву ну как минимум на уровне мобильного телефона. Но когда всё это распаковал, понял, что себестоимость «кожаной» коробки дороже) Дешевый пластик с серебряночкой, неровные зазорчики.
И… шатающиеся хлипенькие антеннки, которые вообще страшно вытаскивать. Не знаю, сколько еще проживут защелки и колёсико. Резиновая заглушка юсб-порта уже не закрывается.
В этом плане конечно разочаровало. Цена по ощущениям 10 долларов. За обе.
2. Неинтуитивное управление. Все эти немыслимые сочетания кнопок бесполезны. Запомнил только как на телефон отвечать и быстрый набор. Как только настроил один раз по инструкции с горем пополам, ничего в памяти не отложилось, потому что нелогично. Если меня на улице попросит кто-нибудь законнектить ему эту гарнитуру, я ничем не смогу помочь)
Напоминает айтюнс и американские сайты, где всё всегда хаотично, ничего не найдёшь. Странная логика.
3.Когда перестаёшь на некоторое время разговаривать с собеседником, включается радио и связь прерывается. Очень мешает. Я не нашел, как отключить эту функцию. Подскажите, если это возможно. А то надоело каждый раз кричать ему раз по десять «Выключить радио!» в микрофон, пока он поймёт, что от него хотят)
4. Я не знаю, откуда у вас расстояние 800 метров (по 1,6 км вообще молчу). За 300 метров по прямой уже шипит и хрустит. Может, я что-то не так сделал? Ловит хреново.
5. Скажите, можно ли сделать так, чтобы шло наложение звука телефона/навигатора на интерком? Когда ты в интеркоме с напарником, едешь общаешься и его на полуслове прерывает предупреждение о камерах или команды навигатора из телефона, при этом связь потом восстанавливается не сразу, а наверное через минуту — это плохо.
6. Радует грамотная автоматическая подстройка громкости под скорость/шум. Всегда хорошо слышно.
7. Батарейки хватает надолго. Мне кажется, на день езды хватит.
Ну так себе. Второй раз за эти деньги предпочел бы наверное 10 комплектов китайских гарнитур )
1. Не согласен с автором насчёт качества исполнения. За эти деньги, думал я, гарнитура будет по качеству материалов и конструктиву ну как минимум на уровне мобильного телефона. Но когда всё это распаковал, понял, что себестоимость «кожаной» коробки дороже) Дешевый пластик с серебряночкой, неровные зазорчики.
И… шатающиеся хлипенькие антеннки, которые вообще страшно вытаскивать. Не знаю, сколько еще проживут защелки и колёсико. Резиновая заглушка юсб-порта уже не закрывается.
В этом плане конечно разочаровало. Цена по ощущениям 10 долларов. За обе.
2. Неинтуитивное управление. Все эти немыслимые сочетания кнопок бесполезны. Запомнил только как на телефон отвечать и быстрый набор. Как только настроил один раз по инструкции с горем пополам, ничего в памяти не отложилось, потому что нелогично. Если меня на улице попросит кто-нибудь законнектить ему эту гарнитуру, я ничем не смогу помочь)
Напоминает айтюнс и американские сайты, где всё всегда хаотично, ничего не найдёшь. Странная логика.
3.Когда перестаёшь на некоторое время разговаривать с собеседником, включается радио и связь прерывается. Очень мешает. Я не нашел, как отключить эту функцию. Подскажите, если это возможно. А то надоело каждый раз кричать ему раз по десять «Выключить радио!» в микрофон, пока он поймёт, что от него хотят)
4. Я не знаю, откуда у вас расстояние 800 метров (по 1,6 км вообще молчу). За 300 метров по прямой уже шипит и хрустит. Может, я что-то не так сделал? Ловит хреново.
5. Скажите, можно ли сделать так, чтобы шло наложение звука телефона/навигатора на интерком? Когда ты в интеркоме с напарником, едешь общаешься и его на полуслове прерывает предупреждение о камерах или команды навигатора из телефона, при этом связь потом восстанавливается не сразу, а наверное через минуту — это плохо.
6. Радует грамотная автоматическая подстройка громкости под скорость/шум. Всегда хорошо слышно.
7. Батарейки хватает надолго. Мне кажется, на день езды хватит.
Ну так себе. Второй раз за эти деньги предпочел бы наверное 10 комплектов китайских гарнитур )
Ой… жесть какая. Может прошивка старая? Про качество пластика согласен и про разъём USB тоже. И я это в обзоре написал. По дальности связи, как четвёрки так и эти довольно далеко работают. Километр с помехами при вытащенных антеннах берёт. Надёжность антенн с чётвёрками аналогична и за почти 5 лет эксплуатации с ними ничего не случилось. Силикон весь порвался на G4 — это да.
По поводу включения радио, если перестал разговаривать и дисконнекта при инструкциях это какие-то страшные глюки. Обнови прошивку и сбрось их на заводские настройки. Все инструкции и музыка накладываются на интерком, без дисконнекта. Но я не использую отдельный навигатор. У меня в качестве навигатора телефон.
По поводу включения радио, если перестал разговаривать и дисконнекта при инструкциях это какие-то страшные глюки. Обнови прошивку и сбрось их на заводские настройки. Все инструкции и музыка накладываются на интерком, без дисконнекта. Но я не использую отдельный навигатор. У меня в качестве навигатора телефон.
- RomanGaraev
- 26 мая 2017 в 14:55
- ↑
- ↓
Ок, обновлю. Я ее просто год назад брал, когда она только вышла. Может и поможет с дальностью, хотя сомнительно.
У меня тоже в качестве навигатора телефон, я про него и говорю. А что мне нужно сделать для наложения речи на звуки навигатора в телефоне? На другой канал посадить телефон?
У меня тоже в качестве навигатора телефон, я про него и говорю. А что мне нужно сделать для наложения речи на звуки навигатора в телефоне? На другой канал посадить телефон?
- RomanGaraev
- 26 мая 2017 в 15:15
- ↑
- ↓
«инструкции накладываются на интерком» — я правильно понял, что когда напарник говорит и одновременно яндекс говорит повернуть направо, одновременно слышно два голоса?
- Andreich88
- 26 мая 2017 в 14:58
- ↓
Подскажите, есть ли возможность расшарить музыку с Packtalck на другие модели скалы? Если да — как?
- Driver_Rus
- 26 мая 2017 в 16:56
- ↓
Купил я этот Packtalk. До этого никакой другой гарнитурой не пользовался. И что-то я в недоумении. С мобильным приложением у меня получилось сконектиться раза 2-3. Больше не получается :( Голосовый команды я отключил т.к. при обычном разговоре в шлеме постоянно включается эта функция. Пользуюсь только кнопками на самой гарнитуре. Но и здесь она меня выбешивает. Запомнил радиостанции с помощью подключения к их веб-сайту. Ок. Включаю радио в гарнитуре двойным нажатием на переднюю кнопку. Все хорошо, играет, станции туда-сюда переключает. Но проблемы начинаются тогда, когда я хочу выключить радио или саму гарнитуру. По инструкции необходимо зажать переднюю клавишу на 2 секунды — радио должно выключится. Потом еще раз нужно зажать переднюю кнопку на 2 секунды — и гарнитура должна выключится. На практике получается, что в режиме «радио» я зажимаю переднюю кнопку и вместо выключения, начинается какой-то поиск новых станций, их запоминание и черти что еще! Выключить радио и, соответственно потом, гарнитуру — я не могу. Хочется шмякнуть эту штуку об асфальт!
Подскажите, что я делаю не так? Как мне совладать с этой штукой? Сейчас стараюсь вообще радио не включать и езжу в тишине :(
Подскажите, что я делаю не так? Как мне совладать с этой штукой? Сейчас стараюсь вообще радио не включать и езжу в тишине :(
ну, эта ж скала… она может выбесить )))
в Q3 почти тож самое по последовательности включения/выключения. За исключением, положения кнопок.
Радио включается 2-м нажатием. Вперед к след преднастроенной радиостанции — двойной клик, по той же что и включение. Назад — одинарный клик. Выключить — зажать и держать. Вкл/выкл гарнитуры — зажимание второй кнопки.
Подозреваю, что их 2 сек и твои 2 сек это разные секунды. Пробуй держать пока не услышишь звуковое подтверждение.
в Q3 почти тож самое по последовательности включения/выключения. За исключением, положения кнопок.
Радио включается 2-м нажатием. Вперед к след преднастроенной радиостанции — двойной клик, по той же что и включение. Назад — одинарный клик. Выключить — зажать и держать. Вкл/выкл гарнитуры — зажимание второй кнопки.
Подозреваю, что их 2 сек и твои 2 сек это разные секунды. Пробуй держать пока не услышишь звуковое подтверждение.
- Driver_Rus
- 31 мая 2017 в 11:14
- ↑
- ↓
Зажимал до победного. После этого как раз и начиналась вакханалия с поиском и переназначиванием радиостанций. Сейчас, путем экспериментов, понял алгоритм. Зажимаю не до победного, а на 1,5 секунды (по моим ощущениям). И радио, либо выключается, либо переключает на станцию вперед.
- costarider
- 26 мая 2017 в 18:12
- ↓
Спасибо за отличный пост и хорошее описание. Мы купили два комплекта Scala Rider PackTalk Duo и пользуемся уже 2 года. Пластик не испортился на вид. Крепление самой гарнитуры внутри крэдла достаточно крепкое, проверено.
ну да. Просто пока у меня два шлема, в которых я катаюсь, на обоих площадочки под пактолк_болд, и жабка задушит тупо ради type-c покупать и новый девайс и еще доп.площадку к нему.
А вообще как-то часто складывается, что гаджеты апгрейдишь «через поколение». Купил что-то хорошее, оно работает, потом выходит следующее поколение — но оно тебе вроде и не надо, а вот к «послеследующему» как раз уже твоё либо ломается, либо совсем уж морально устаревает.
А вообще как-то часто складывается, что гаджеты апгрейдишь «через поколение». Купил что-то хорошее, оно работает, потом выходит следующее поколение — но оно тебе вроде и не надо, а вот к «послеследующему» как раз уже твоё либо ломается, либо совсем уж морально устаревает.
- S-I-L-V-E-R
- 1 августа 2022 в 10:36
- ↑
- ↓
Еще там быстрая зарядка, и оно в режиме DMC реально 13-14 часов живет.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (76)
RSS свернуть / развернуть