Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Yamaha XT250 2014 → Грузинская автономка на Yamaha Serow 250. Часть первая.

Здравия желаю всем! За границей последний раз был в далеком 1996 году, а на мотоцикле вообще ни разу. Долго раздумывал, взвешивал: а нужна ли мне эта поездка? Ведь Россия еще далеко не вся изъезжена. Но ситуация в мире неспокойная, и границы в любой момент могут закрыть — это и стало основной движущей силой моего путешествия. Загранпаспорт сделал еще полтора года назад, вещи собрать мне недолго, беру отпуск на две недели и «пакую чемоданы».
Ехать планирую традиционно автономно в одиночку, покупать в дороге только бензин, хлеб и сувениры. Мопед готов, вещи увязаны, я тоже в порядке, настрой боевой. С нового шлема решил скрутить козырек, чтобы не парусил на ветру.
18.08 Выдвигаюсь из Липецка в 11.15. Погода хорошая, облачность переменная, ветер боковой, но особо не мешает. Это первая дальняя поездка на этом мопеде, поэтому решил придерживаться такой тактики: сегодня держу скорость по трассе 70-75 км/ч, завтра 80-85, послезавтра 90-95, и в дальнейшем определюсь как нам с мопедом комфортнее будет. После Тамбова сворачиваю на волгоградку; там уже много гаишников, во многих местах скорость ограничена 70 км/ч, так что соблюдать скоростной режим мне очень легко. Расход топлива сегодня составил 2,5 литра 92-го, как на старом добром YBR 125. Ночевать остановился в поле чуть не доезжая Новоаннинского, за день проехал 406 км.
19.08 Спал нормально, выезжаю в 8.30. С утра жарко и безветренно. В Волгограде заезжаю в банк ВТБ и снимаю наличку, которую планирую поменять в дальнейшем на лари. Въезжаю в Калмыкию, жарко сегодня целый день; куртку снял давно и еду в легкой кофте с длинными рукавами и высоким воротником, чтобы не обгореть на солнце. В немногочисленных водоемах у дороги смачиваю одежду водой и захожу неглубоко, чтобы остудить ноги в ботах — здорово помогает! Ближе к вечеру за мной увязался местный мотоциклист и несколько десятков километров ехал за мной, не обгоняя. Вскоре я свернул с трассы в степь, а он продолжил путь в сторону Элисты. Полевая дорога очень пыльная, давно не было дождей, и я еду крайне медленно. Издалека замечаю рощицу в нескольких километрах от дороги и решаю заночевать там. Место понравилось: тенек, низинка, прохладно, ветра почти нет, в прямой видимости нет людей и домашних животных, трассу совсем не слышно. Ставлю палатку, ужинаю и на боковую. За день преодолел 564 км.


20.08 Ночь была лунной, теплой и тихой. Рано утром к палатке подъехал пастух на китайском мопеде и поинтересовался, не слышал ли я чего подозрительного ночью. Я сказал, что спал крепко и ничего не слышал; на что он ответил, что ночью волки или шакалы зарезали у него двух овец из стада. И вообще он очень удивился, что я остановился в этом месте — ни разу не видел тут путешественников, обычно они ставят палатки ближе к трассе. Выезжаю в 7.10, погода отличная. Проезжаю транзитом Элисту. Скорость по трассе держу 90-95 км/ч, сильно мешает довольно мощный боковой ветер, и устает шея. Сегодня второй день подряд пользуюсь берушами — здорово выручают! Под вечер свернул с трассы в районе Пятигорска и начал искать где бы поставить палатку. Варианта я видел два: около озера или в горах. Заманчиво, конечно, ополоснуться после жаркого дня в озере перед сном, но уж больно там многолюдно, и очень хорошо слышно трассу. Поэтому я выбрал горы. Узнал у местного мотоциклиста, в каком месте лучше остановиться, проехал жилую зону и начал карабкаться в гору. В одном месте на гравийной дороге была «ступенька», и я слишком аккуратно пытался ее проехать, перескочил только передним колесом и заглох. Без разгона взять ее не получается, приходится пятиться назад, но очень аккуратно, иначе можно завалиться в глубокий кювет, из которого самостоятельно выбраться я не смогу. Вторая попытка была удачнее, и я поехал дальше. Основная дорожка заканчивается и начинаются тропинки, на которых видны следы крупных шашек местных мотоциклистов. На последней перед лесом поляне ровного места под палатку я не нашел, поэтому продолжаю путь. Узкая тропинка петляет по лесу среди камней и корней деревьев, и я карабкался вверх докуда смог. Дальше очень крутой подъем с крупными корнями, и я физически не смогу туда заехать. С большим трудом разворачиваюсь, мешают камни, деревья, стараюсь не завалить мот в овраг; спускаюсь чуть ниже и нахожу более или менее ровную полянку, расчищаю ее от веток и кустов и ставлю палатку, ужинаю. Невдалеке слышны голоса людей, но к темноте все стихает. Намотал сегодня 583 км.
21.08 Около 4 утра слышу звериные шаги, приближающиеся к палатке. Наружу выглядывать смысла не было, т.к. еще не рассвело. Зверь видимо почуял меня и продолжил свой путь в другом направлении. Попытался я снова уснуть, но мысли о передней покрышке не дают покоя: в последние дни начался зубцеобразный износ, т.е. задняя часть центральной шашки стачивается быстрее передней; и, я так подозреваю, что чем выше скорость, тем этот износ сильнее. В общем нужно срочно развернуть покрышку задом наперед, пока не поздно, иначе до дома она может не дотянуть.

С такими мыслями я позавтракал и выехал в 6.00. Спустился с горы и на ровной асфальтированной площадке в теньке смазал цепь. Проехал Пятигорск и начал искать шиномонтаж. Но, как я и предполагал, никто не берется бортировать мотошину. Это меня не пугает, инструмент и навыки всегда со мной, желателен лишь домкрат для удобства. Наконец нахожу подходящую мне контору в тени, беру напрокат домкрат, доски и кирпич, подставляю под боковую подножку одну из своих канистр; снимаю колесо и бортирую покрышку.

Мне активно помогает советами и действиями подъехавший местный по имени Виталик, мой ровесник. Благодарю его и работника шиномонтажа за содействие, собираю вещи и качу дальше. Сегодня можно никуда не торопиться, до Владикавказа осталось немного; планирую там заправиться и где-нибудь переночевать, а с утра пораньше, пока не жарко, пройти грузинскую границу. Переезжаю по мосту р. Терек и в селе интересуюсь у местных где бы искупаться, уж больно жарко. Они направляют меня к озерам, их там несколько. Заезжаю на первое озеро, но мне там не очень понравилось: тени нет, немного мусора, дно илистое. Еду дальше по лесу, дорога становится постепенно все более заросшей, а озера все нет. Возвращаюсь назад к первому. Делать нечего, придется купаться здесь. По поверхности плавают рыбки, вода теплая, ила на дне по колено. Но это меня нисколько не смущает; с удовольствием плескаюсь и одеваю чистую одежду. Подъезжаю к реке, течение очень сильное; спуститься по плитам к воде я, положим, смогу, а вот подняться вряд ли.


Переезжаю по мосту через реку и обедаю в тени. Подкрепившись, проезжаю Владикавказ и заезжаю на заправку, интересуюсь, пустят ли с канистрой, полной бензина, в Грузию(читал в сети, что провозить топливо в канистрах нельзя). Заправщица ничего определенного на этот счет не сказала, и я перелил на всякий случай бензин в бак из канистры. Забегая вперед скажу, что канистры на границе никто не проверял. Прокатился в сторону границы, и не найдя места под палатку, вернулся немного назад в с.Балта, доехал до конца села и спросил разрешения у местных ребят поставить палатку ближе к лесу. Место здесь красивое и тихое, трассы не слышно, рядом пасутся коровы и лошади. Здесь чуть прохладнее, чем на равнине, насекомые не беспокоят. Сегодня удалось проехать 295 км.


22.08 Проснулся в 4.20, позавтракал и выехал в 5.35. Пополнил запасы воды в с.Балта и быстро добрался до границы. Объехал вереницу фур и довольно быстро, в течение часа, прошел обе границы; заходил в 1-й кабинет, ответил на стандартные вопросы. В одном из тоннелей нет света и асфальта, ямы, загазованность, две фуры с трудом разъезжаются; здесь, наверное, пробка всегда. Сразу после границы сделал местную страховку на мот за 1400 рублей на две недели, деньги менять не стал, курс плохой. Еду по серпантину в сторону Тбилиси, погода солнечная, небольшой ветерок. Приехал в столицу, здесь надо поменять деньги, купить местную сим-карту и заправиться. Молодежь русского языка не знает(за редким исключением). Захожу в один из банков, сказали, что деньги они не меняют. Выхожу на улицу и спрашиваю у местного лет 55 где лучше это сделать, и он отправляет меня в обменник, там курс нормальный(1 лари-35 рублей). Теперь ищу отделение связи, снова обращаюсь за помощью к местному. Следую его инструкции и быстро приезжаю на место. Покупаю сим-карту, пополняю ее, интересуюсь у оператора, нужно ли ее активировать. Она говорит, что можете пользоваться, и я уезжаю. В какую сторону выезжать из Тбилиси мне было неважно, поэтому просто проехал город по прямой, заправился и вышел на Рустави. Над горами появились тучи; видно, что льет дождь; поэтому еду на восток, туда, где их нет. Сворачиваю с основной трассы и еду через села. С высокого места увидел реку, проехал на другой берег по мосту и решил заночевать здесь. Поставил палатку и искупался лежа в мелкой и мутной реке. Ветер несет тучи с гор прямо на меня, но я подготовился к встрече с ними. За день намотал 280 км.
23.08 Ночью прошел довольно сильный дождь с громом и молниями, утром же ясная погода с ветерком. Сегодня не планирую никуда ехать, буду стирать вещи, купаться и отдыхать. Никто меня не беспокоил, лишь подходили любопытные гуси, овцы и коровы. Днем очень жарко, купаюсь каждые полчаса. Отдохнул сегодня очень хорошо, все бока отлежал! У моих любимых походных сандалий отклеилась подошва, лечу их суперклеем.

24.08 Проснулся на рассвете и выехал в 6.10. Только отъехал 50 метров, не заметил в траве большую кочку и завалил мот, аж самому чудно! Без особого труда поднял его, проехал по мосту и выехал на трассу. Доехал до границы с Азербайджаном(туристов по-прежнему не пускают), развернулся и двинул в сторону Лагодехи. Там заправился, снова уперся в границу и поехал в сторону Ахметы, набрав по дороге воды в… парикмахерской)). Покатался по Алазанской долине, посмотрел на кукурузные поля и виноградники. Остановился пообедать в тени грецкого ореха и поговорил с трактористом, который опрыскивал виноград. По-русски он говорил плохо и пожаловался, что выращивать виноград становится с годами все менее выгодно. Я продолжил путь и свернул с трассы на Шилду, проехал ее насквозь и остановился у горной реки. Спрашиваю у местного, куда дальше ведет эта дорога, а он не знает; не совсем местный, как оказалось. Иду бродить реку, вроде неглубоко, проезжаю и поднимаюсь в гору. Проезжаю поляны и заезжаю в лес, снова упираюсь в брод. Иду на разведку. Спуск к воде довольно крутой, с мелкими и средними камнями, проезжаю реку. На противоположном берегу небольшая полянка в тени; дальше глубокая грязная колея после дождя и крутой подъем. В общем дальше я решил не ехать и остановился здесь. Поставил палатку, поужинал, отдохнул и завалился спать. Пробег за день 297 км.
25.08 Ночь была теплой и тихой, прошел небольшой дождь. Незадолго до рассвета слышу вопли прищученного каким-то хищником зайца: жалобные такие, как будто маленький ребенок плачет. Продолжалось это около 5 минут, мне это надоело, и я несколько раз громко свистнул; крики сразу прекратились и больше не возобновлялись. Жалко, конечно, косого, но кушать всем хочется. На рассвете я позавтракал и, пока сохла палатка, перегнал мот налегке на противоположный берег, т.к. подъем от реки довольно крутой с камнями. Потом перенес все вещи, навьючил «Козлика» и выдвинулся в путь в 6.25.

Проехал Напареули, Пшавели и направился в сторону Омало. Много наслышан об этой дороге, тоже хочется по ней проехать. Начинается она асфальтом, потом переходит в дорогу из мелкого и среднего скальника; встречаются неглубокие короткие броды и лужи, грязи почти нет. Встретил двух иностранных велосипедистов, движущихся в попутном направлении. Дорога сужается, далеко не везде могут разъехаться два автомобиля. Слева отвесные скалы, по которым стекают ручейки и водопадики; справа пропасть без ограждения, внизу течет река. Навстречу спускается полноприводный Камаз с легковушкой в кузове. Попутно мне едут полноприводные кроссоверы, местами чиркая брюхом о камни. Большинство из них, как я понял, прокатные, поэтому их особо не жалеют. Также много внедорожников.




Начинаются довольно крутые подъемы с камнями, преодолеваю их на первой передаче. Перед одним из таких подъемов стоит зачехленный малокубатурный дорожник, видимо владелец решил его не мучать и пошел дальше пешком. На YBR 125 я бы тоже туда не полез, жалко мот. Часто встречаются «шпильки» на 180 градусов. Сильно пахнет рябиной и горными травами.





Поднимаюсь на перевал Банский(2926 метров); здесь значительно холоднее и дует сильный ветер. На перевале расположены вышки связи и смотровая площадка. Стоят несколько авто и два турэндуро с грузинскими номерами. Здесь я не задерживаюсь и начинаю спуск вниз, встречаю еще одного мотоциклиста. Местами на склонах еще лежит снег. Работает и дежурит строительная техника(экскаваторы, грейдеры и бульдозеры) и расчищает дорогу после вчерашнего дождя. Встречаются здесь и велосипедисты; тяжко им, наверное, приходится, но они не унывают. В конце спуска стали попадаться лужи с грязью; хорошо, что у меня зубастая резина, пусть и не грязевая; аккуратно все преодолеваю. Зато совсем нет пыли, и это не может не радовать.







«Козлик» мой продолжает меня радовать и везет в крутые подъемы на небольших оборотах, мощности в 18 л.с. вполне достаточно для таких путешествий. Разницы в работе мотора на равнине и в высокогорье я не заметил никакой, потери мощности не наблюдается; инжектор — вещь! Расход топлива в таких условиях чуть больше двух литров на сотню!
Остановился я отдохнуть и пообедать в теньке, слопал купленную утром лепешку. Мопед поставил на склоне на первой передаче, и, чтобы он не скатывался, подложил под заднее колесо камень. Да и забыл про него, а когда начал трогаться, второй раз за поездку завалил мот; аж самому чудно!
Проехал Омало, съехал с основной дороги в лес и поставил палатку в низинке, максимально замаскировавшись. Через некоторое время напротив меня на дорожке остановилась машина. Я подошел и поинтересовался у водителя, можно ли здесь вообще ставить палатку на территории Мтагушетского заповедника. Он местный, но приехал сюда впервые и ничего конкретного мне не сказал. Я решил рискнуть и остался здесь на ночь. Проехал сегодня 141 км.
26.08 Ночь была очень темной и дождливой. Поленился я доставать из баула теплый спальник и под утро замерз, пришлось одевать куртку. Утром туманно и пасмурно. Собираю лагерь и выезжаю в 6.45. Дальше Омало тоже есть несколько дорог к другим селам, но я решил возвращаться назад. Иногда еду в облаке, ни черта не вижу и чувствую себя известным персонажем с обложки моего заграна.)


Встретил вот такой «перевертыш»:

После ночного дождя дорога стала грязнее, но проехать можно везде.



Остановился отдохнуть и пообедать у реки.

Чуть проехав еще, встречаю у дороги вот такую птичку — ибиса болотного, первый раз такого вижу; он особо меня не боится, позволяет внимательно рассмотреть и сфотографировать.

За ночь на дорогу сошло несколько селей, и техника занимается их расчисткой. Туристов сегодня гораздо меньше, возможно причиной тому понедельник.









На перевале такие же холод и ветер, как и вчера, а ближе к предгорьям начинается жара. Сначала навстречу мне промчалась группа эндуристов на прокатных мотах с техничкой в хвосте, а затем туристы на своих «гусях» и одном КТМ. Обедаю и отдыхаю в тени раскидистых деревьев, подкармливаю местного «пастуха» консервированным мясом уток. Собака умная, ничего не требует, а терпеливо ждет, когда ее угостят.

Выливаю бензин из канистры в бак, он почти сухой. В Ахмете заправляю до полного бак и канистру и еду по серпантинам в сторону Гомбори. Жарко, приходится снимать куртку. Дорога поднимается вверх, появляются прохладные и влажные леса. Подмерзаю, но ленюсь останавливаться и снова надевать куртку. Поднимаюсь в гору со скоростью 40 км/ч, еду по самому краю дороги, чтобы никому не мешать; впереди довольно крутой поворот. На противоположной обочине лежат две собаки: одна не обращает на меня никакого внимания, а другая срывается с места и бежит мне наперерез. Затем, поравнявшись со мной, бежит рядом и лает. Обычно я не обращаю на таких собак никакого внимания, и они быстро теряют ко мне интерес. Так поступил и в этот раз: еду ровно, не ускоряясь или замедляясь, не виляю рулем и не отмахиваюсь руками и ногами. Возможно надо было просто ускориться, но крутые подъем с поворотом не дают мне этого сделать. И тут собака зачем-то бросается мне под переднее колесо, бьется об него и об канистру и с визгом отскакивает. Меня немного отбросило к обочине, но мот сумел удержать, и поехал дальше не останавливаясь. Все произошло быстро и неожиданно, хорошо, что обошлось без падения. Проехал я Гомбори и остановился на небольшом холме рядом с озером. Большая черная туча движется в мою сторону, но у меня есть время для установки палатки. Проехал сегодня 193 км.

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Yamaha XT250 2014, Грузинская автономка на Yamaha Serow 250. Часть первая.