Yamaha XT250 2014 → Грузинская автономка на Yamaha Serow 250. Часть первая.
Здравия желаю всем! За границей последний раз был в далеком 1996 году, а на мотоцикле вообще ни разу. Долго раздумывал, взвешивал: а нужна ли мне эта поездка? Ведь Россия еще далеко не вся изъезжена. Но ситуация в мире неспокойная, и границы в любой момент могут закрыть — это и стало основной движущей силой моего путешествия. Загранпаспорт сделал еще полтора года назад, вещи собрать мне недолго, беру отпуск на две недели и «пакую чемоданы».
Ехать планирую традиционно автономно в одиночку, покупать в дороге только бензин, хлеб и сувениры. Мопед готов, вещи увязаны, я тоже в порядке, настрой боевой. С нового шлема решил скрутить козырек, чтобы не парусил на ветру.
18.08 Выдвигаюсь из Липецка в 11.15. Погода хорошая, облачность переменная, ветер боковой, но особо не мешает. Это первая дальняя поездка на этом мопеде, поэтому решил придерживаться такой тактики: сегодня держу скорость по трассе 70-75 км/ч, завтра 80-85, послезавтра 90-95, и в дальнейшем определюсь как нам с мопедом комфортнее будет. После Тамбова сворачиваю на волгоградку; там уже много гаишников, во многих местах скорость ограничена 70 км/ч, так что соблюдать скоростной режим мне очень легко. Расход топлива сегодня составил 2,5 литра 92-го, как на старом добром YBR 125. Ночевать остановился в поле чуть не доезжая Новоаннинского, за день проехал 406 км.
19.08 Спал нормально, выезжаю в 8.30. С утра жарко и безветренно. В Волгограде заезжаю в банк ВТБ и снимаю наличку, которую планирую поменять в дальнейшем на лари. Въезжаю в Калмыкию, жарко сегодня целый день; куртку снял давно и еду в легкой кофте с длинными рукавами и высоким воротником, чтобы не обгореть на солнце. В немногочисленных водоемах у дороги смачиваю одежду водой и захожу неглубоко, чтобы остудить ноги в ботах — здорово помогает! Ближе к вечеру за мной увязался местный мотоциклист и несколько десятков километров ехал за мной, не обгоняя. Вскоре я свернул с трассы в степь, а он продолжил путь в сторону Элисты. Полевая дорога очень пыльная, давно не было дождей, и я еду крайне медленно. Издалека замечаю рощицу в нескольких километрах от дороги и решаю заночевать там. Место понравилось: тенек, низинка, прохладно, ветра почти нет, в прямой видимости нет людей и домашних животных, трассу совсем не слышно. Ставлю палатку, ужинаю и на боковую. За день преодолел 564 км.
20.08 Ночь была лунной, теплой и тихой. Рано утром к палатке подъехал пастух на китайском мопеде и поинтересовался, не слышал ли я чего подозрительного ночью. Я сказал, что спал крепко и ничего не слышал; на что он ответил, что ночью волки или шакалы зарезали у него двух овец из стада. И вообще он очень удивился, что я остановился в этом месте — ни разу не видел тут путешественников, обычно они ставят палатки ближе к трассе. Выезжаю в 7.10, погода отличная. Проезжаю транзитом Элисту. Скорость по трассе держу 90-95 км/ч, сильно мешает довольно мощный боковой ветер, и устает шея. Сегодня второй день подряд пользуюсь берушами — здорово выручают! Под вечер свернул с трассы в районе Пятигорска и начал искать где бы поставить палатку. Варианта я видел два: около озера или в горах. Заманчиво, конечно, ополоснуться после жаркого дня в озере перед сном, но уж больно там многолюдно, и очень хорошо слышно трассу. Поэтому я выбрал горы. Узнал у местного мотоциклиста, в каком месте лучше остановиться, проехал жилую зону и начал карабкаться в гору. В одном месте на гравийной дороге была «ступенька», и я слишком аккуратно пытался ее проехать, перескочил только передним колесом и заглох. Без разгона взять ее не получается, приходится пятиться назад, но очень аккуратно, иначе можно завалиться в глубокий кювет, из которого самостоятельно выбраться я не смогу. Вторая попытка была удачнее, и я поехал дальше. Основная дорожка заканчивается и начинаются тропинки, на которых видны следы крупных шашек местных мотоциклистов. На последней перед лесом поляне ровного места под палатку я не нашел, поэтому продолжаю путь. Узкая тропинка петляет по лесу среди камней и корней деревьев, и я карабкался вверх докуда смог. Дальше очень крутой подъем с крупными корнями, и я физически не смогу туда заехать. С большим трудом разворачиваюсь, мешают камни, деревья, стараюсь не завалить мот в овраг; спускаюсь чуть ниже и нахожу более или менее ровную полянку, расчищаю ее от веток и кустов и ставлю палатку, ужинаю. Невдалеке слышны голоса людей, но к темноте все стихает. Намотал сегодня 583 км.
21.08 Около 4 утра слышу звериные шаги, приближающиеся к палатке. Наружу выглядывать смысла не было, т.к. еще не рассвело. Зверь видимо почуял меня и продолжил свой путь в другом направлении. Попытался я снова уснуть, но мысли о передней покрышке не дают покоя: в последние дни начался зубцеобразный износ, т.е. задняя часть центральной шашки стачивается быстрее передней; и, я так подозреваю, что чем выше скорость, тем этот износ сильнее. В общем нужно срочно развернуть покрышку задом наперед, пока не поздно, иначе до дома она может не дотянуть.
С такими мыслями я позавтракал и выехал в 6.00. Спустился с горы и на ровной асфальтированной площадке в теньке смазал цепь. Проехал Пятигорск и начал искать шиномонтаж. Но, как я и предполагал, никто не берется бортировать мотошину. Это меня не пугает, инструмент и навыки всегда со мной, желателен лишь домкрат для удобства. Наконец нахожу подходящую мне контору в тени, беру напрокат домкрат, доски и кирпич, подставляю под боковую подножку одну из своих канистр; снимаю колесо и бортирую покрышку.
Мне активно помогает советами и действиями подъехавший местный по имени Виталик, мой ровесник. Благодарю его и работника шиномонтажа за содействие, собираю вещи и качу дальше. Сегодня можно никуда не торопиться, до Владикавказа осталось немного; планирую там заправиться и где-нибудь переночевать, а с утра пораньше, пока не жарко, пройти грузинскую границу. Переезжаю по мосту р. Терек и в селе интересуюсь у местных где бы искупаться, уж больно жарко. Они направляют меня к озерам, их там несколько. Заезжаю на первое озеро, но мне там не очень понравилось: тени нет, немного мусора, дно илистое. Еду дальше по лесу, дорога становится постепенно все более заросшей, а озера все нет. Возвращаюсь назад к первому. Делать нечего, придется купаться здесь. По поверхности плавают рыбки, вода теплая, ила на дне по колено. Но это меня нисколько не смущает; с удовольствием плескаюсь и одеваю чистую одежду. Подъезжаю к реке, течение очень сильное; спуститься по плитам к воде я, положим, смогу, а вот подняться вряд ли.
Переезжаю по мосту через реку и обедаю в тени. Подкрепившись, проезжаю Владикавказ и заезжаю на заправку, интересуюсь, пустят ли с канистрой, полной бензина, в Грузию(читал в сети, что провозить топливо в канистрах нельзя). Заправщица ничего определенного на этот счет не сказала, и я перелил на всякий случай бензин в бак из канистры. Забегая вперед скажу, что канистры на границе никто не проверял. Прокатился в сторону границы, и не найдя места под палатку, вернулся немного назад в с.Балта, доехал до конца села и спросил разрешения у местных ребят поставить палатку ближе к лесу. Место здесь красивое и тихое, трассы не слышно, рядом пасутся коровы и лошади. Здесь чуть прохладнее, чем на равнине, насекомые не беспокоят. Сегодня удалось проехать 295 км.
22.08 Проснулся в 4.20, позавтракал и выехал в 5.35. Пополнил запасы воды в с.Балта и быстро добрался до границы. Объехал вереницу фур и довольно быстро, в течение часа, прошел обе границы; заходил в 1-й кабинет, ответил на стандартные вопросы. В одном из тоннелей нет света и асфальта, ямы, загазованность, две фуры с трудом разъезжаются; здесь, наверное, пробка всегда. Сразу после границы сделал местную страховку на мот за 1400 рублей на две недели, деньги менять не стал, курс плохой. Еду по серпантину в сторону Тбилиси, погода солнечная, небольшой ветерок. Приехал в столицу, здесь надо поменять деньги, купить местную сим-карту и заправиться. Молодежь русского языка не знает(за редким исключением). Захожу в один из банков, сказали, что деньги они не меняют. Выхожу на улицу и спрашиваю у местного лет 55 где лучше это сделать, и он отправляет меня в обменник, там курс нормальный(1 лари-35 рублей). Теперь ищу отделение связи, снова обращаюсь за помощью к местному. Следую его инструкции и быстро приезжаю на место. Покупаю сим-карту, пополняю ее, интересуюсь у оператора, нужно ли ее активировать. Она говорит, что можете пользоваться, и я уезжаю. В какую сторону выезжать из Тбилиси мне было неважно, поэтому просто проехал город по прямой, заправился и вышел на Рустави. Над горами появились тучи; видно, что льет дождь; поэтому еду на восток, туда, где их нет. Сворачиваю с основной трассы и еду через села. С высокого места увидел реку, проехал на другой берег по мосту и решил заночевать здесь. Поставил палатку и искупался лежа в мелкой и мутной реке. Ветер несет тучи с гор прямо на меня, но я подготовился к встрече с ними. За день намотал 280 км.
23.08 Ночью прошел довольно сильный дождь с громом и молниями, утром же ясная погода с ветерком. Сегодня не планирую никуда ехать, буду стирать вещи, купаться и отдыхать. Никто меня не беспокоил, лишь подходили любопытные гуси, овцы и коровы. Днем очень жарко, купаюсь каждые полчаса. Отдохнул сегодня очень хорошо, все бока отлежал! У моих любимых походных сандалий отклеилась подошва, лечу их суперклеем.
24.08 Проснулся на рассвете и выехал в 6.10. Только отъехал 50 метров, не заметил в траве большую кочку и завалил мот, аж самому чудно! Без особого труда поднял его, проехал по мосту и выехал на трассу. Доехал до границы с Азербайджаном(туристов по-прежнему не пускают), развернулся и двинул в сторону Лагодехи. Там заправился, снова уперся в границу и поехал в сторону Ахметы, набрав по дороге воды в… парикмахерской)). Покатался по Алазанской долине, посмотрел на кукурузные поля и виноградники. Остановился пообедать в тени грецкого ореха и поговорил с трактористом, который опрыскивал виноград. По-русски он говорил плохо и пожаловался, что выращивать виноград становится с годами все менее выгодно. Я продолжил путь и свернул с трассы на Шилду, проехал ее насквозь и остановился у горной реки. Спрашиваю у местного, куда дальше ведет эта дорога, а он не знает; не совсем местный, как оказалось. Иду бродить реку, вроде неглубоко, проезжаю и поднимаюсь в гору. Проезжаю поляны и заезжаю в лес, снова упираюсь в брод. Иду на разведку. Спуск к воде довольно крутой, с мелкими и средними камнями, проезжаю реку. На противоположном берегу небольшая полянка в тени; дальше глубокая грязная колея после дождя и крутой подъем. В общем дальше я решил не ехать и остановился здесь. Поставил палатку, поужинал, отдохнул и завалился спать. Пробег за день 297 км.
25.08 Ночь была теплой и тихой, прошел небольшой дождь. Незадолго до рассвета слышу вопли прищученного каким-то хищником зайца: жалобные такие, как будто маленький ребенок плачет. Продолжалось это около 5 минут, мне это надоело, и я несколько раз громко свистнул; крики сразу прекратились и больше не возобновлялись. Жалко, конечно, косого, но кушать всем хочется. На рассвете я позавтракал и, пока сохла палатка, перегнал мот налегке на противоположный берег, т.к. подъем от реки довольно крутой с камнями. Потом перенес все вещи, навьючил «Козлика» и выдвинулся в путь в 6.25.
Проехал Напареули, Пшавели и направился в сторону Омало. Много наслышан об этой дороге, тоже хочется по ней проехать. Начинается она асфальтом, потом переходит в дорогу из мелкого и среднего скальника; встречаются неглубокие короткие броды и лужи, грязи почти нет. Встретил двух иностранных велосипедистов, движущихся в попутном направлении. Дорога сужается, далеко не везде могут разъехаться два автомобиля. Слева отвесные скалы, по которым стекают ручейки и водопадики; справа пропасть без ограждения, внизу течет река. Навстречу спускается полноприводный Камаз с легковушкой в кузове. Попутно мне едут полноприводные кроссоверы, местами чиркая брюхом о камни. Большинство из них, как я понял, прокатные, поэтому их особо не жалеют. Также много внедорожников.
Начинаются довольно крутые подъемы с камнями, преодолеваю их на первой передаче. Перед одним из таких подъемов стоит зачехленный малокубатурный дорожник, видимо владелец решил его не мучать и пошел дальше пешком. На YBR 125 я бы тоже туда не полез, жалко мот. Часто встречаются «шпильки» на 180 градусов. Сильно пахнет рябиной и горными травами.
Поднимаюсь на перевал Банский(2926 метров); здесь значительно холоднее и дует сильный ветер. На перевале расположены вышки связи и смотровая площадка. Стоят несколько авто и два турэндуро с грузинскими номерами. Здесь я не задерживаюсь и начинаю спуск вниз, встречаю еще одного мотоциклиста. Местами на склонах еще лежит снег. Работает и дежурит строительная техника(экскаваторы, грейдеры и бульдозеры) и расчищает дорогу после вчерашнего дождя. Встречаются здесь и велосипедисты; тяжко им, наверное, приходится, но они не унывают. В конце спуска стали попадаться лужи с грязью; хорошо, что у меня зубастая резина, пусть и не грязевая; аккуратно все преодолеваю. Зато совсем нет пыли, и это не может не радовать.
«Козлик» мой продолжает меня радовать и везет в крутые подъемы на небольших оборотах, мощности в 18 л.с. вполне достаточно для таких путешествий. Разницы в работе мотора на равнине и в высокогорье я не заметил никакой, потери мощности не наблюдается; инжектор — вещь! Расход топлива в таких условиях чуть больше двух литров на сотню!
Остановился я отдохнуть и пообедать в теньке, слопал купленную утром лепешку. Мопед поставил на склоне на первой передаче, и, чтобы он не скатывался, подложил под заднее колесо камень. Да и забыл про него, а когда начал трогаться, второй раз за поездку завалил мот; аж самому чудно!
Проехал Омало, съехал с основной дороги в лес и поставил палатку в низинке, максимально замаскировавшись. Через некоторое время напротив меня на дорожке остановилась машина. Я подошел и поинтересовался у водителя, можно ли здесь вообще ставить палатку на территории Мтагушетского заповедника. Он местный, но приехал сюда впервые и ничего конкретного мне не сказал. Я решил рискнуть и остался здесь на ночь. Проехал сегодня 141 км.
26.08 Ночь была очень темной и дождливой. Поленился я доставать из баула теплый спальник и под утро замерз, пришлось одевать куртку. Утром туманно и пасмурно. Собираю лагерь и выезжаю в 6.45. Дальше Омало тоже есть несколько дорог к другим селам, но я решил возвращаться назад. Иногда еду в облаке, ни черта не вижу и чувствую себя известным персонажем с обложки моего заграна.)
Встретил вот такой «перевертыш»:
После ночного дождя дорога стала грязнее, но проехать можно везде.
Остановился отдохнуть и пообедать у реки.
Чуть проехав еще, встречаю у дороги вот такую птичку — ибиса болотного, первый раз такого вижу; он особо меня не боится, позволяет внимательно рассмотреть и сфотографировать.
За ночь на дорогу сошло несколько селей, и техника занимается их расчисткой. Туристов сегодня гораздо меньше, возможно причиной тому понедельник.
На перевале такие же холод и ветер, как и вчера, а ближе к предгорьям начинается жара. Сначала навстречу мне промчалась группа эндуристов на прокатных мотах с техничкой в хвосте, а затем туристы на своих «гусях» и одном КТМ. Обедаю и отдыхаю в тени раскидистых деревьев, подкармливаю местного «пастуха» консервированным мясом уток. Собака умная, ничего не требует, а терпеливо ждет, когда ее угостят.
Выливаю бензин из канистры в бак, он почти сухой. В Ахмете заправляю до полного бак и канистру и еду по серпантинам в сторону Гомбори. Жарко, приходится снимать куртку. Дорога поднимается вверх, появляются прохладные и влажные леса. Подмерзаю, но ленюсь останавливаться и снова надевать куртку. Поднимаюсь в гору со скоростью 40 км/ч, еду по самому краю дороги, чтобы никому не мешать; впереди довольно крутой поворот. На противоположной обочине лежат две собаки: одна не обращает на меня никакого внимания, а другая срывается с места и бежит мне наперерез. Затем, поравнявшись со мной, бежит рядом и лает. Обычно я не обращаю на таких собак никакого внимания, и они быстро теряют ко мне интерес. Так поступил и в этот раз: еду ровно, не ускоряясь или замедляясь, не виляю рулем и не отмахиваюсь руками и ногами. Возможно надо было просто ускориться, но крутые подъем с поворотом не дают мне этого сделать. И тут собака зачем-то бросается мне под переднее колесо, бьется об него и об канистру и с визгом отскакивает. Меня немного отбросило к обочине, но мот сумел удержать, и поехал дальше не останавливаясь. Все произошло быстро и неожиданно, хорошо, что обошлось без падения. Проехал я Гомбори и остановился на небольшом холме рядом с озером. Большая черная туча движется в мою сторону, но у меня есть время для установки палатки. Проехал сегодня 193 км.
Ехать планирую традиционно автономно в одиночку, покупать в дороге только бензин, хлеб и сувениры. Мопед готов, вещи увязаны, я тоже в порядке, настрой боевой. С нового шлема решил скрутить козырек, чтобы не парусил на ветру.
18.08 Выдвигаюсь из Липецка в 11.15. Погода хорошая, облачность переменная, ветер боковой, но особо не мешает. Это первая дальняя поездка на этом мопеде, поэтому решил придерживаться такой тактики: сегодня держу скорость по трассе 70-75 км/ч, завтра 80-85, послезавтра 90-95, и в дальнейшем определюсь как нам с мопедом комфортнее будет. После Тамбова сворачиваю на волгоградку; там уже много гаишников, во многих местах скорость ограничена 70 км/ч, так что соблюдать скоростной режим мне очень легко. Расход топлива сегодня составил 2,5 литра 92-го, как на старом добром YBR 125. Ночевать остановился в поле чуть не доезжая Новоаннинского, за день проехал 406 км.
19.08 Спал нормально, выезжаю в 8.30. С утра жарко и безветренно. В Волгограде заезжаю в банк ВТБ и снимаю наличку, которую планирую поменять в дальнейшем на лари. Въезжаю в Калмыкию, жарко сегодня целый день; куртку снял давно и еду в легкой кофте с длинными рукавами и высоким воротником, чтобы не обгореть на солнце. В немногочисленных водоемах у дороги смачиваю одежду водой и захожу неглубоко, чтобы остудить ноги в ботах — здорово помогает! Ближе к вечеру за мной увязался местный мотоциклист и несколько десятков километров ехал за мной, не обгоняя. Вскоре я свернул с трассы в степь, а он продолжил путь в сторону Элисты. Полевая дорога очень пыльная, давно не было дождей, и я еду крайне медленно. Издалека замечаю рощицу в нескольких километрах от дороги и решаю заночевать там. Место понравилось: тенек, низинка, прохладно, ветра почти нет, в прямой видимости нет людей и домашних животных, трассу совсем не слышно. Ставлю палатку, ужинаю и на боковую. За день преодолел 564 км.
20.08 Ночь была лунной, теплой и тихой. Рано утром к палатке подъехал пастух на китайском мопеде и поинтересовался, не слышал ли я чего подозрительного ночью. Я сказал, что спал крепко и ничего не слышал; на что он ответил, что ночью волки или шакалы зарезали у него двух овец из стада. И вообще он очень удивился, что я остановился в этом месте — ни разу не видел тут путешественников, обычно они ставят палатки ближе к трассе. Выезжаю в 7.10, погода отличная. Проезжаю транзитом Элисту. Скорость по трассе держу 90-95 км/ч, сильно мешает довольно мощный боковой ветер, и устает шея. Сегодня второй день подряд пользуюсь берушами — здорово выручают! Под вечер свернул с трассы в районе Пятигорска и начал искать где бы поставить палатку. Варианта я видел два: около озера или в горах. Заманчиво, конечно, ополоснуться после жаркого дня в озере перед сном, но уж больно там многолюдно, и очень хорошо слышно трассу. Поэтому я выбрал горы. Узнал у местного мотоциклиста, в каком месте лучше остановиться, проехал жилую зону и начал карабкаться в гору. В одном месте на гравийной дороге была «ступенька», и я слишком аккуратно пытался ее проехать, перескочил только передним колесом и заглох. Без разгона взять ее не получается, приходится пятиться назад, но очень аккуратно, иначе можно завалиться в глубокий кювет, из которого самостоятельно выбраться я не смогу. Вторая попытка была удачнее, и я поехал дальше. Основная дорожка заканчивается и начинаются тропинки, на которых видны следы крупных шашек местных мотоциклистов. На последней перед лесом поляне ровного места под палатку я не нашел, поэтому продолжаю путь. Узкая тропинка петляет по лесу среди камней и корней деревьев, и я карабкался вверх докуда смог. Дальше очень крутой подъем с крупными корнями, и я физически не смогу туда заехать. С большим трудом разворачиваюсь, мешают камни, деревья, стараюсь не завалить мот в овраг; спускаюсь чуть ниже и нахожу более или менее ровную полянку, расчищаю ее от веток и кустов и ставлю палатку, ужинаю. Невдалеке слышны голоса людей, но к темноте все стихает. Намотал сегодня 583 км.
21.08 Около 4 утра слышу звериные шаги, приближающиеся к палатке. Наружу выглядывать смысла не было, т.к. еще не рассвело. Зверь видимо почуял меня и продолжил свой путь в другом направлении. Попытался я снова уснуть, но мысли о передней покрышке не дают покоя: в последние дни начался зубцеобразный износ, т.е. задняя часть центральной шашки стачивается быстрее передней; и, я так подозреваю, что чем выше скорость, тем этот износ сильнее. В общем нужно срочно развернуть покрышку задом наперед, пока не поздно, иначе до дома она может не дотянуть.
С такими мыслями я позавтракал и выехал в 6.00. Спустился с горы и на ровной асфальтированной площадке в теньке смазал цепь. Проехал Пятигорск и начал искать шиномонтаж. Но, как я и предполагал, никто не берется бортировать мотошину. Это меня не пугает, инструмент и навыки всегда со мной, желателен лишь домкрат для удобства. Наконец нахожу подходящую мне контору в тени, беру напрокат домкрат, доски и кирпич, подставляю под боковую подножку одну из своих канистр; снимаю колесо и бортирую покрышку.
Мне активно помогает советами и действиями подъехавший местный по имени Виталик, мой ровесник. Благодарю его и работника шиномонтажа за содействие, собираю вещи и качу дальше. Сегодня можно никуда не торопиться, до Владикавказа осталось немного; планирую там заправиться и где-нибудь переночевать, а с утра пораньше, пока не жарко, пройти грузинскую границу. Переезжаю по мосту р. Терек и в селе интересуюсь у местных где бы искупаться, уж больно жарко. Они направляют меня к озерам, их там несколько. Заезжаю на первое озеро, но мне там не очень понравилось: тени нет, немного мусора, дно илистое. Еду дальше по лесу, дорога становится постепенно все более заросшей, а озера все нет. Возвращаюсь назад к первому. Делать нечего, придется купаться здесь. По поверхности плавают рыбки, вода теплая, ила на дне по колено. Но это меня нисколько не смущает; с удовольствием плескаюсь и одеваю чистую одежду. Подъезжаю к реке, течение очень сильное; спуститься по плитам к воде я, положим, смогу, а вот подняться вряд ли.
Переезжаю по мосту через реку и обедаю в тени. Подкрепившись, проезжаю Владикавказ и заезжаю на заправку, интересуюсь, пустят ли с канистрой, полной бензина, в Грузию(читал в сети, что провозить топливо в канистрах нельзя). Заправщица ничего определенного на этот счет не сказала, и я перелил на всякий случай бензин в бак из канистры. Забегая вперед скажу, что канистры на границе никто не проверял. Прокатился в сторону границы, и не найдя места под палатку, вернулся немного назад в с.Балта, доехал до конца села и спросил разрешения у местных ребят поставить палатку ближе к лесу. Место здесь красивое и тихое, трассы не слышно, рядом пасутся коровы и лошади. Здесь чуть прохладнее, чем на равнине, насекомые не беспокоят. Сегодня удалось проехать 295 км.
22.08 Проснулся в 4.20, позавтракал и выехал в 5.35. Пополнил запасы воды в с.Балта и быстро добрался до границы. Объехал вереницу фур и довольно быстро, в течение часа, прошел обе границы; заходил в 1-й кабинет, ответил на стандартные вопросы. В одном из тоннелей нет света и асфальта, ямы, загазованность, две фуры с трудом разъезжаются; здесь, наверное, пробка всегда. Сразу после границы сделал местную страховку на мот за 1400 рублей на две недели, деньги менять не стал, курс плохой. Еду по серпантину в сторону Тбилиси, погода солнечная, небольшой ветерок. Приехал в столицу, здесь надо поменять деньги, купить местную сим-карту и заправиться. Молодежь русского языка не знает(за редким исключением). Захожу в один из банков, сказали, что деньги они не меняют. Выхожу на улицу и спрашиваю у местного лет 55 где лучше это сделать, и он отправляет меня в обменник, там курс нормальный(1 лари-35 рублей). Теперь ищу отделение связи, снова обращаюсь за помощью к местному. Следую его инструкции и быстро приезжаю на место. Покупаю сим-карту, пополняю ее, интересуюсь у оператора, нужно ли ее активировать. Она говорит, что можете пользоваться, и я уезжаю. В какую сторону выезжать из Тбилиси мне было неважно, поэтому просто проехал город по прямой, заправился и вышел на Рустави. Над горами появились тучи; видно, что льет дождь; поэтому еду на восток, туда, где их нет. Сворачиваю с основной трассы и еду через села. С высокого места увидел реку, проехал на другой берег по мосту и решил заночевать здесь. Поставил палатку и искупался лежа в мелкой и мутной реке. Ветер несет тучи с гор прямо на меня, но я подготовился к встрече с ними. За день намотал 280 км.
23.08 Ночью прошел довольно сильный дождь с громом и молниями, утром же ясная погода с ветерком. Сегодня не планирую никуда ехать, буду стирать вещи, купаться и отдыхать. Никто меня не беспокоил, лишь подходили любопытные гуси, овцы и коровы. Днем очень жарко, купаюсь каждые полчаса. Отдохнул сегодня очень хорошо, все бока отлежал! У моих любимых походных сандалий отклеилась подошва, лечу их суперклеем.
24.08 Проснулся на рассвете и выехал в 6.10. Только отъехал 50 метров, не заметил в траве большую кочку и завалил мот, аж самому чудно! Без особого труда поднял его, проехал по мосту и выехал на трассу. Доехал до границы с Азербайджаном(туристов по-прежнему не пускают), развернулся и двинул в сторону Лагодехи. Там заправился, снова уперся в границу и поехал в сторону Ахметы, набрав по дороге воды в… парикмахерской)). Покатался по Алазанской долине, посмотрел на кукурузные поля и виноградники. Остановился пообедать в тени грецкого ореха и поговорил с трактористом, который опрыскивал виноград. По-русски он говорил плохо и пожаловался, что выращивать виноград становится с годами все менее выгодно. Я продолжил путь и свернул с трассы на Шилду, проехал ее насквозь и остановился у горной реки. Спрашиваю у местного, куда дальше ведет эта дорога, а он не знает; не совсем местный, как оказалось. Иду бродить реку, вроде неглубоко, проезжаю и поднимаюсь в гору. Проезжаю поляны и заезжаю в лес, снова упираюсь в брод. Иду на разведку. Спуск к воде довольно крутой, с мелкими и средними камнями, проезжаю реку. На противоположном берегу небольшая полянка в тени; дальше глубокая грязная колея после дождя и крутой подъем. В общем дальше я решил не ехать и остановился здесь. Поставил палатку, поужинал, отдохнул и завалился спать. Пробег за день 297 км.
25.08 Ночь была теплой и тихой, прошел небольшой дождь. Незадолго до рассвета слышу вопли прищученного каким-то хищником зайца: жалобные такие, как будто маленький ребенок плачет. Продолжалось это около 5 минут, мне это надоело, и я несколько раз громко свистнул; крики сразу прекратились и больше не возобновлялись. Жалко, конечно, косого, но кушать всем хочется. На рассвете я позавтракал и, пока сохла палатка, перегнал мот налегке на противоположный берег, т.к. подъем от реки довольно крутой с камнями. Потом перенес все вещи, навьючил «Козлика» и выдвинулся в путь в 6.25.
Проехал Напареули, Пшавели и направился в сторону Омало. Много наслышан об этой дороге, тоже хочется по ней проехать. Начинается она асфальтом, потом переходит в дорогу из мелкого и среднего скальника; встречаются неглубокие короткие броды и лужи, грязи почти нет. Встретил двух иностранных велосипедистов, движущихся в попутном направлении. Дорога сужается, далеко не везде могут разъехаться два автомобиля. Слева отвесные скалы, по которым стекают ручейки и водопадики; справа пропасть без ограждения, внизу течет река. Навстречу спускается полноприводный Камаз с легковушкой в кузове. Попутно мне едут полноприводные кроссоверы, местами чиркая брюхом о камни. Большинство из них, как я понял, прокатные, поэтому их особо не жалеют. Также много внедорожников.
Начинаются довольно крутые подъемы с камнями, преодолеваю их на первой передаче. Перед одним из таких подъемов стоит зачехленный малокубатурный дорожник, видимо владелец решил его не мучать и пошел дальше пешком. На YBR 125 я бы тоже туда не полез, жалко мот. Часто встречаются «шпильки» на 180 градусов. Сильно пахнет рябиной и горными травами.
Поднимаюсь на перевал Банский(2926 метров); здесь значительно холоднее и дует сильный ветер. На перевале расположены вышки связи и смотровая площадка. Стоят несколько авто и два турэндуро с грузинскими номерами. Здесь я не задерживаюсь и начинаю спуск вниз, встречаю еще одного мотоциклиста. Местами на склонах еще лежит снег. Работает и дежурит строительная техника(экскаваторы, грейдеры и бульдозеры) и расчищает дорогу после вчерашнего дождя. Встречаются здесь и велосипедисты; тяжко им, наверное, приходится, но они не унывают. В конце спуска стали попадаться лужи с грязью; хорошо, что у меня зубастая резина, пусть и не грязевая; аккуратно все преодолеваю. Зато совсем нет пыли, и это не может не радовать.
«Козлик» мой продолжает меня радовать и везет в крутые подъемы на небольших оборотах, мощности в 18 л.с. вполне достаточно для таких путешествий. Разницы в работе мотора на равнине и в высокогорье я не заметил никакой, потери мощности не наблюдается; инжектор — вещь! Расход топлива в таких условиях чуть больше двух литров на сотню!
Остановился я отдохнуть и пообедать в теньке, слопал купленную утром лепешку. Мопед поставил на склоне на первой передаче, и, чтобы он не скатывался, подложил под заднее колесо камень. Да и забыл про него, а когда начал трогаться, второй раз за поездку завалил мот; аж самому чудно!
Проехал Омало, съехал с основной дороги в лес и поставил палатку в низинке, максимально замаскировавшись. Через некоторое время напротив меня на дорожке остановилась машина. Я подошел и поинтересовался у водителя, можно ли здесь вообще ставить палатку на территории Мтагушетского заповедника. Он местный, но приехал сюда впервые и ничего конкретного мне не сказал. Я решил рискнуть и остался здесь на ночь. Проехал сегодня 141 км.
26.08 Ночь была очень темной и дождливой. Поленился я доставать из баула теплый спальник и под утро замерз, пришлось одевать куртку. Утром туманно и пасмурно. Собираю лагерь и выезжаю в 6.45. Дальше Омало тоже есть несколько дорог к другим селам, но я решил возвращаться назад. Иногда еду в облаке, ни черта не вижу и чувствую себя известным персонажем с обложки моего заграна.)
Встретил вот такой «перевертыш»:
После ночного дождя дорога стала грязнее, но проехать можно везде.
Остановился отдохнуть и пообедать у реки.
Чуть проехав еще, встречаю у дороги вот такую птичку — ибиса болотного, первый раз такого вижу; он особо меня не боится, позволяет внимательно рассмотреть и сфотографировать.
За ночь на дорогу сошло несколько селей, и техника занимается их расчисткой. Туристов сегодня гораздо меньше, возможно причиной тому понедельник.
На перевале такие же холод и ветер, как и вчера, а ближе к предгорьям начинается жара. Сначала навстречу мне промчалась группа эндуристов на прокатных мотах с техничкой в хвосте, а затем туристы на своих «гусях» и одном КТМ. Обедаю и отдыхаю в тени раскидистых деревьев, подкармливаю местного «пастуха» консервированным мясом уток. Собака умная, ничего не требует, а терпеливо ждет, когда ее угостят.
Выливаю бензин из канистры в бак, он почти сухой. В Ахмете заправляю до полного бак и канистру и еду по серпантинам в сторону Гомбори. Жарко, приходится снимать куртку. Дорога поднимается вверх, появляются прохладные и влажные леса. Подмерзаю, но ленюсь останавливаться и снова надевать куртку. Поднимаюсь в гору со скоростью 40 км/ч, еду по самому краю дороги, чтобы никому не мешать; впереди довольно крутой поворот. На противоположной обочине лежат две собаки: одна не обращает на меня никакого внимания, а другая срывается с места и бежит мне наперерез. Затем, поравнявшись со мной, бежит рядом и лает. Обычно я не обращаю на таких собак никакого внимания, и они быстро теряют ко мне интерес. Так поступил и в этот раз: еду ровно, не ускоряясь или замедляясь, не виляю рулем и не отмахиваюсь руками и ногами. Возможно надо было просто ускориться, но крутые подъем с поворотом не дают мне этого сделать. И тут собака зачем-то бросается мне под переднее колесо, бьется об него и об канистру и с визгом отскакивает. Меня немного отбросило к обочине, но мот сумел удержать, и поехал дальше не останавливаясь. Все произошло быстро и неожиданно, хорошо, что обошлось без падения. Проехал я Гомбори и остановился на небольшом холме рядом с озером. Большая черная туча движется в мою сторону, но у меня есть время для установки палатки. Проехал сегодня 193 км.
- Gestyanschik
- Дмитрий
- сегодня в 16:33
- ?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (0)
RSS свернуть / развернуть