Блог им. urley → СолоЭндуроТур - КАВКАЗ 2020 часть 2
День 9.
Рано утром Антон с парнем из Екатеринбурга ушли к скалам Ленца – последний этап акклиматизации перед восхождением на вершину Эльбруса. Я же дождался тепла, дозарядил коптер, принял теплый душ и, попрощавшись с Семеном (хозяином базы Северный склон), поехал по хорошо запомнившейся мне дороге от Джилы-Су на платó Канжол. Можно было бы пойти более простым путем и поехать на Тырнауз, но легкие пути не входили в мои планы
ЧАСТЬ 1 ЗДЕСЬ
К тому же хотелось снова побывать на Канжоле, с которого открывается восхитительный вид на Эльбрус и предгорья.
Дополнительной задачей стояла проверка внедорожных возможностей нового мотоцикла и моих навыков на уже известной мне с прошлого путешествия горной дороге.
В прошлый раз я ее проходил в обратном направлении, и сейчас мне казалось, что будет легче раза в 2))) Оказалось, что всего лишь в полтора. Если бы я полностью разгрузил XR, было бы наверное в 2 раза, но я этого делать не стал. Очень неприятный затяжной спуск к реке Шаукам, который представляет собой смесь пыли и разного размера камней, я прошел с некоторым трудом, один раз завалив кабана на бок.
После несложного брода дорога круто забирает вверх с резкими поворотами. На самом крутом из них выбрал неправильную траекторию и немного прилег в куст чертополоха. Ощутил себя Винни-Пухом, когда из него Пятачок вытаскивал длинные колючки) Дальше идет спуск с крупными камнями, на нем в поиграл в догонялки с перепуганными коровами. Одно бедное и глупое животное чуть не разбилось об эти валуны, набрав сумасшедшую для такой дороги скорость.
Самым трудным оказался последний очень долгий и местами крутой подъем с крупными камнями и диагональными промоинами.
Заехал его в 3 этапа, оставив на этом кучу сил и едва не выплюнув легкие) В награду за это получил завораживающий вид с Канжола, который я предвкушал еще задолго до начала путешествия.
Долго задерживаться там не стал, сделал несколько фотографий, немного “полетал” и поехал по каменистой грунтовке до села Кёнделен, лихо обгоняя резвые “Патриоты” и “Крузеры”, оставлявшие за собой клубы пыли и мелких камней.
После Кёнеделена перешел на резерв. Моего 24-литрового бака хватило как раз на весь этот довольно большой участок без асфальта и заправок (предыдущая была в Учкулане).
В Тырнаузе плотно пообедал в кафе, к тому времени был дико голоден после внедорожного заезда. Затем купил дополнительную карту памяти на 128 гб в небольшом салоне связи, на АЗС Роснефть купил канистру полусинтетики и тут же неподалеку на СТО поменял масло и фильтр, попросив у Ханчика (хозяина СТО) емкость для отработки. Ханчик предлагал переночевать у него дома, но я поблагодарил и отказался. Уже стемнело, когда я нашел подходящее место для ночевки на берегу Баксана. Засыпал снова под шум горной реки и проезжавших по трассе машин.
День 10.
С утра никуда не хотелось ехать, накопилась усталость. Тело требовало отдыха, но место к нему не располагало.
Раскачавшись, лишь к 12 часам выехал с места ночевки и поехал в сторону Былыма по Баксанскому ущелью, а из него свернул на дорогу через перевал Актопрак в Чегемское ущелье. Пообедал в кафе возле Чегемских водопадов. Место попсовое, много людей, хотелось побыстрее оттуда свалить)
Пополнив запасы воды, покатил в сторону Эльтюбю, по пути заскочив на парадром. Спросил насчет полетов с инструктором на параплане: 15 минут стоит 4000 рублей – прикинул свой оставшийся бюджет на поездку и отказался) Бомжтур так бомжтур!
За Булунгу прошел пограничный контроль и поехал по ущелью реки Башиль к водопаду Абай-Су. Это место очень понравилось мне, и я решил остаться здесь на ночевку, хоть и было еще рано, около 15 часов. Немного повалялся на траве, наслаждаясь ароматом трав и хвойного леса на берегу реки, а потом пошел прогуляться к водопаду. Издалека водопад не впечатляет, зато вблизи очень красив! Не упустил возможности искупаться в этом освежающем природном душе) Ночь встретил у костра, поужинав гречневой кашей с тушенкой, и пораньше лег спать под ровный шум реки.
День 11.
Восстановив силы в живописном ущелье реки Башиль, утром выдвинулся обратно в сторону села Эльтюбю.
Вспоминая о том, как тяжело далась мне эта дорога через перевал Думала из Эльтюбю в Безенги на Тенере в прошлом путешествии, собираю всю концентрацию в кулак и готовлюсь преодолевать серьезные внедорожные преграды. Однако прошло все довольно гладко. Сложный участок дороги, где река постоянно смывает крутой поворот вдоль обрыва и намывает туда крупных камней, теперь был спланирован по-другому – не доезжая около 7 метров до этого крутого поворота, нужно было спуститься круто вниз, и резко открыв газ, уйти в короткий крутой подъем. Получилось без проблем.
Диагональные и продольные промоины с сыпухой на подъеме после предыдущего участка тоже дались без проблем. В Безенги приехал уже к 10 часам утра, нашел кафе-магазин с одноименным названием, заказал хычины и плотно позавтракал.
Дальше по треку начал подъем на следующий перевал под названием Чегетджара (или Школьный), ведущий в самое большое в республике село – Верхнюю Балкарию. Подъем в перевал долгий, местами каменистый, но был взят без серьезных проблем. Наверху было облачно и сыро, высота около 3000 метров.
Когда спускался с перевала, встретил группу спортсменов (наверное) на нескольких багги, которые промчались в подъем мне навстречу, сверкая огоньками и распугивая пасущихся лохматых яков. Уже перед самим селом, расслабившись, приложился в повороте на сыпухе. Скорость была небольшая, обошлось без последствий для меня и мотоцикла. Переехав мост, ухожу по одной из улиц вверх в направлении к следующему перевалу и чувствую, как мотик начинает кидать в стороны. Проверяю состояние заднего колеса – прокол. Обидно!
Спешиваюсь и, придерживая сцепление, закатываю на холостых мотоцикл до повторота, чтобы поставить на ремонт на ровной поверхности. Из соседнего дома вышел молодой мужчина по имени Али. Когда я разбортировал колесо, Али предложил съездить в шиномонтажку, чтобы заклеить камеру. Я с удовольствием принял предложение, хоть у меня и были клей и латки, чтобы самому устранить прокол. В шиномонтаже молодой мастер Азамат сначала наклеил одну большую латку (гвоздь успел наделать 3 или 4 дырки в одном месте). После контрольной накачки на латке появился пузырь и тут же лопнул. Затем он попробовал комбинацию из трех маленьких латок, но этот вариант тоже не сработал. Вернулись с Али к его дому, где его сосед Ильдар все это время присматривал за мотоциклом и вещами для надежности, а потом еще и подогнал свою машину, чтобы я воспользовался компрессором, а не своим велосипедным насосом))) Колесо собрал на запасной обычной камере (стояла усиленная, толщиной 4 мм), на которой уже была, как оказалось, латка. Эту латку я ставил еще год назад в Башкирии на герметик вместо клея (клей вытек и высох), но при контрольной накачке она вроде бы не пропускала. Не будучи полностью уверенным в надежности этого варианта, я все же отправился дальше, поблагодарив людей за оказанную помощь и гостеприимство (Али после шиномонтажа пригласил к себе домой, где его жена накормила нас вкусным обедом).
Мне предстояло преодолеть 2 перевала по пути из Верхней Балкарии в Ташлы-Талу. Когда я заезжал еще в первый перевал — Курноят, колесо снова спустило. К этому я был готов. Достал из сумки топорик, вырубил из ветки палку подходящей длины, чтобы сделать упор под двигателем и вывесить заднее колесо, и быстро произвел шиномонтаж, поставив теперь уже запасную переднюю камеру на 21. Эта тоже оказалась с такой же невнятной латкой, но мне уже было наплевать – вечерело, и нужно было хотя бы спуститься с перевала в долину реки Псыгансу. Именно с этой задачей удалось справиться, в конце спуска с перевала колесо снова оказалось спущенным. Латки у меня были, а тюбик с клеем снова оказался прохудившимся. Использовав остатки клея, наложил свои латки поверх тех, что ставил Азамат на основную усиленную камеру. Накачал – вроде не спускает.
Поставил палатку у дороги рядом с кошарой и лег спать. Утро вечера мудренее)
День 12.
К утру заклеенная вчера камера все же спустила. Жаль! А засыпал ведь я в оптимистичном настроении. Ну уж ладно! Подумал, что накачаю заново, и пока колесо будет медленно (ха-ха) спускать, я заеду на следующий перевал, там подкачаю еще и потом уже что-нибудь придумаю. К тому же связь в ущелье реки Псыгансу не ловила, надо было в любом случае проехать через следующий перевал Хазнывцек в ущелье реки Хазнидон.
Выезжая с места ночевки на дорогу, я совершил очень обидную ошибку. Вариантов попасть на дорогу было много, но я выбрал самый дурацкий: полез по диагонали, уперся в лежавшие в траве крупные камни, стал неуклюже откатываться назад для разворота и в этот момент завалился на правый бок, со стороны которого нога не имела опоры. Банальное падение на месте обернулось тем, что на меня сверху свалился мотоцикл, который из-за склона не упал просто на бок, а кувыркнулся через сиденье вверх колесами. Рухнул он мне на ноги, благо не повредил ничего (спасибо шарнирным наколенникам и ботам). Лежу я, в общем, и вылезти не могу. Вроде и мотоцикл не тяжелый (хотя с грузом около 180 кг будет), но кряхтел и пыхтел я довольно долго, пока удалось за заднее колесо его немного развернуть, приподнять и вытащить ноги.
Подняв мотик, обнаруживаю еще одну неприятную вещь – закрепленный на руле основной телефон (дополнительный смартфон-навигатор не хотел принимать зарядку), согнуло пополам. И это второй такой же разбитый телефон за месяц. Первый выпал из крепления на асфальт за неделю до выезда. Вновь отчитал сам себя за то, что не учусь даже на своих собственных ошибках. Затем подкачал к тому времени уже спустившее колесо, переехал вброд Псыгансу и начал не спеша забираться по каменистому серпантину на перевал. Подкачивать колесо во время подъема останавливался раз 5. Надоело! На спуск пытался ехать на спущенном, но мотоцикл водило от одного края дороги до другого так, что он мог бы легко соскочить с обрыва. Решаю, что так тоже не пойдет и вспоминаю про рассказанный кем-то старый дедовский способ по изготовлению «экомусса», а именно вытаскиваю из колеса камеру и набиваю в покрышку сухой травы.
Возможно этот вариант и сработал бы нормально, если бы я был более старательным и набил травы плотнее, но у меня получилось не очень – ехалось почти как на полностью спущенном. Когда спустился с перевала, телефон начал ловить связь (Мегафон). Позвонил местному эндуристу Андзору, с которым знаком по группе XR-оводов. Мы заранее договаривались по возможности вместе прокатиться по Кабардино-Балкарии, но возможности такой не выдалось. Андзор в этот момент был на работе, но сказал, что через полтора часа уже будет у меня (запасная камера у него была с собой). Пока ждал Андзора, шикарно пообедал дошираком с тушенкой. Знакомый звук кубатурной одностволки услышал издалека, все-таки звучит XR шикарно! Пока собирал колесо с камерой Андзора, на которой тоже была пара заплаток, пообщались с ним про местные красоты, про мотоциклы в целом и про эндуро в частности. А для эндуро здесь настоящее раздолье! После сборки колеса докатили вместе до села Ташлы-Тала и разъехались. Андзор поехал в сторону дома, а я – в Северную Осетию.
В планах было доехать через Лескен и Хазнидон в поселок Чикола (райцентр) и там постараться залатать запасную камеру, потому как без запасной соваться на бездорожье было плохой затеей. После Лескена начался серпантин с крутыми поворотами, в одном из которых я чуть не разложился на асфальте – заплатка на камере Андзора отклеилась, и в колесе резко пропало давление. Откатив мотоцикл на обочину, приступил к уже привычной процедуре шиномонтажа. Пока я колдовал над колесом, несколько водителей останавливались и предлагали помощь. Один мужчина ехал в Лескен, и на обратном пути привез мне пару тюбиков секундного клея (более подходящего магазине не было). Так как ни латок, ни нормального клея, ни даже насоса (велосипедным качать уже надоело, за эти пару дней я сделал уже несколько тысяч «качков») ни у кого не оказалось, я намазал латку цианакрилатом из своих запасов и собрал колесо снова. До Чиколы было меньше двадцати километров, но примерно на семнадцатом колесо снова спустило в ноль. Уже смеркалось, все было закрыто. Я откатил мотоцикл к деревьям у обочины и решил, что буду ночевать здесь. Попробовал позвонить в несколько такси, номера которых нашел в интернете, но не дозвонился. Было неудобно, но я снова решил побеспокоить Андзора. Тот в очередной раз вызвался помочь, сказав, что завтра утром перед работой привезет мне новую камеру из своих запасов. Ночевать ложился в не самом хорошем расположении духа – с одной стороны в 5 метрах дорога, с другой через поле видно кладбище… проколы, разбитый телефон. А впереди по плану было еще 4 республики Северного Кавказа. Но самая главная «фишка» моего плана была в том, что он был весьма нечетким)
День 13.
Проснувшись утром у обочины, в паре километров от поселка Чикола в Северной Осетии, я встретил приехавшего мне снова на выручку XR-овода Андзора с товарищем. Перед работой они сделали крюк в 70 км и привезли мне новую толстую камеру, чтобы я мог продолжить свое путешествие. Но пока я валялся в палатке и размышлял о дальнейших планах, принял решение закончить на этом свои приключения и развернуться в сторону дома. Впечатлений на тот момент я получил массу и почувствовал, что насытился) Ну, и по дому заскучал. Трудности, вызванные шиномонтажом и досадным падением на склоне, меня не испугали, но напомнили, что одному в горах эндурить нежелательно. Конечно, можно, но осторожно.
В очередной раз поблагодарив Андзора за помощь и попрощавшись, я принялся собирать колесо с его камерой. В это время на «Ниве» ко мне подъехал парень по имени Алан. Он тоже оказался эндуристом, владельцем КТМ 250ЕХС, и по местной доброй традиции остановился узнать, нужна ли мне помощь. На тот момент помощь мне не требовалась, но пока мы с ним общались о мотоциклах и моем путешествии, я прижал монтажкой камеру, услышав характерный, вызывающий приступ душевной боли, хруст резины)))
Алан предложил свозить колесо в шиномонтажку в Чиколе, которая должна была открыться через час, но не открылась и через два с половиной, потому что у шиномонтажника родился ребенок, и он праздновал это большое событие. Поэтому Алан поехал в другую, которая была в 20 километрах от Чиколы. Я в это время остался у мотика, чтобы собрать и упаковать свой нехитрый лагерь.
Пока я ждал молодого Алана, остановился другой Алан, постарше. Мужчина развозил хлеб из своей пекарни по селам, увидел меня у дороги и на обратном пути угостил меня пирожками с картошкой и баночкой «Колы». Было чертовски приятно на душе! Когда молодой Алан вернулся с собранным колесом, набором латок с клеем и осетинскими пирогами, было уже около полудня. Денег за помощь, как и Андзор, брать наотрез отказался, и сказал, что за моими приключениями на youtube-канале теперь будут следить он и его друзья)))
Дальше в этот день у меня были никому, кроме меня самого, не интересных 720 километров дороги до города Новочеркасска под Ростовом-на-Дону (через Ставрополь), из которых половину я проехал в темноте.
В Новочеркасске я по традиции остался на денек в гостях у двоюродного деда, а затем поехал на свою малую родину – в Белгородскую область, проделав еще 750 км по давно знакомым местам.
Финал.
Путь в 700 км из родного села в Белгородской области в Москву хотел проехать за 2 дня по давно нарисованному треку, который предполагал преимущественно движение по грунтовым дорогам, но по факту вышло примерно 50/50 с асфальтом. В 2 дня уложиться не получилось – за первый проехал 280 км и заночевал в Орловской области на берегу реки Недна, а в последний ходовой день решил выйти на привычную трассу М-2, потому что хотелось скорее вернуться домой – соскучился по родным.
Немного итоговых цифр: 4780 км, 19 дней, 333 литра АИ-92, средний расход за путешествие 6,6 литра/100 км, максимальный (от заправки до заправки) – 9 литров (скорость 120-130 по М-4 со встречно-боковым ветром), минимальный – 5,4 литра (ночной участок, на котором крейсерская скорость была ниже 100). Замена масла 3 раза: дома до выезда, на середине маршрута и сразу после возвращения. Бортировка колес в пути: 8 раз.
Фильм о путешествии скоро будет на канале. Всем удачи в пути! Спасибо за внимание)
Рано утром Антон с парнем из Екатеринбурга ушли к скалам Ленца – последний этап акклиматизации перед восхождением на вершину Эльбруса. Я же дождался тепла, дозарядил коптер, принял теплый душ и, попрощавшись с Семеном (хозяином базы Северный склон), поехал по хорошо запомнившейся мне дороге от Джилы-Су на платó Канжол. Можно было бы пойти более простым путем и поехать на Тырнауз, но легкие пути не входили в мои планы
ЧАСТЬ 1 ЗДЕСЬ
К тому же хотелось снова побывать на Канжоле, с которого открывается восхитительный вид на Эльбрус и предгорья.
Дополнительной задачей стояла проверка внедорожных возможностей нового мотоцикла и моих навыков на уже известной мне с прошлого путешествия горной дороге.
В прошлый раз я ее проходил в обратном направлении, и сейчас мне казалось, что будет легче раза в 2))) Оказалось, что всего лишь в полтора. Если бы я полностью разгрузил XR, было бы наверное в 2 раза, но я этого делать не стал. Очень неприятный затяжной спуск к реке Шаукам, который представляет собой смесь пыли и разного размера камней, я прошел с некоторым трудом, один раз завалив кабана на бок.
После несложного брода дорога круто забирает вверх с резкими поворотами. На самом крутом из них выбрал неправильную траекторию и немного прилег в куст чертополоха. Ощутил себя Винни-Пухом, когда из него Пятачок вытаскивал длинные колючки) Дальше идет спуск с крупными камнями, на нем в поиграл в догонялки с перепуганными коровами. Одно бедное и глупое животное чуть не разбилось об эти валуны, набрав сумасшедшую для такой дороги скорость.
Самым трудным оказался последний очень долгий и местами крутой подъем с крупными камнями и диагональными промоинами.
Заехал его в 3 этапа, оставив на этом кучу сил и едва не выплюнув легкие) В награду за это получил завораживающий вид с Канжола, который я предвкушал еще задолго до начала путешествия.
Долго задерживаться там не стал, сделал несколько фотографий, немного “полетал” и поехал по каменистой грунтовке до села Кёнделен, лихо обгоняя резвые “Патриоты” и “Крузеры”, оставлявшие за собой клубы пыли и мелких камней.
После Кёнеделена перешел на резерв. Моего 24-литрового бака хватило как раз на весь этот довольно большой участок без асфальта и заправок (предыдущая была в Учкулане).
В Тырнаузе плотно пообедал в кафе, к тому времени был дико голоден после внедорожного заезда. Затем купил дополнительную карту памяти на 128 гб в небольшом салоне связи, на АЗС Роснефть купил канистру полусинтетики и тут же неподалеку на СТО поменял масло и фильтр, попросив у Ханчика (хозяина СТО) емкость для отработки. Ханчик предлагал переночевать у него дома, но я поблагодарил и отказался. Уже стемнело, когда я нашел подходящее место для ночевки на берегу Баксана. Засыпал снова под шум горной реки и проезжавших по трассе машин.
День 10.
С утра никуда не хотелось ехать, накопилась усталость. Тело требовало отдыха, но место к нему не располагало.
Раскачавшись, лишь к 12 часам выехал с места ночевки и поехал в сторону Былыма по Баксанскому ущелью, а из него свернул на дорогу через перевал Актопрак в Чегемское ущелье. Пообедал в кафе возле Чегемских водопадов. Место попсовое, много людей, хотелось побыстрее оттуда свалить)
Пополнив запасы воды, покатил в сторону Эльтюбю, по пути заскочив на парадром. Спросил насчет полетов с инструктором на параплане: 15 минут стоит 4000 рублей – прикинул свой оставшийся бюджет на поездку и отказался) Бомжтур так бомжтур!
За Булунгу прошел пограничный контроль и поехал по ущелью реки Башиль к водопаду Абай-Су. Это место очень понравилось мне, и я решил остаться здесь на ночевку, хоть и было еще рано, около 15 часов. Немного повалялся на траве, наслаждаясь ароматом трав и хвойного леса на берегу реки, а потом пошел прогуляться к водопаду. Издалека водопад не впечатляет, зато вблизи очень красив! Не упустил возможности искупаться в этом освежающем природном душе) Ночь встретил у костра, поужинав гречневой кашей с тушенкой, и пораньше лег спать под ровный шум реки.
День 11.
Восстановив силы в живописном ущелье реки Башиль, утром выдвинулся обратно в сторону села Эльтюбю.
Вспоминая о том, как тяжело далась мне эта дорога через перевал Думала из Эльтюбю в Безенги на Тенере в прошлом путешествии, собираю всю концентрацию в кулак и готовлюсь преодолевать серьезные внедорожные преграды. Однако прошло все довольно гладко. Сложный участок дороги, где река постоянно смывает крутой поворот вдоль обрыва и намывает туда крупных камней, теперь был спланирован по-другому – не доезжая около 7 метров до этого крутого поворота, нужно было спуститься круто вниз, и резко открыв газ, уйти в короткий крутой подъем. Получилось без проблем.
Диагональные и продольные промоины с сыпухой на подъеме после предыдущего участка тоже дались без проблем. В Безенги приехал уже к 10 часам утра, нашел кафе-магазин с одноименным названием, заказал хычины и плотно позавтракал.
Дальше по треку начал подъем на следующий перевал под названием Чегетджара (или Школьный), ведущий в самое большое в республике село – Верхнюю Балкарию. Подъем в перевал долгий, местами каменистый, но был взят без серьезных проблем. Наверху было облачно и сыро, высота около 3000 метров.
Когда спускался с перевала, встретил группу спортсменов (наверное) на нескольких багги, которые промчались в подъем мне навстречу, сверкая огоньками и распугивая пасущихся лохматых яков. Уже перед самим селом, расслабившись, приложился в повороте на сыпухе. Скорость была небольшая, обошлось без последствий для меня и мотоцикла. Переехав мост, ухожу по одной из улиц вверх в направлении к следующему перевалу и чувствую, как мотик начинает кидать в стороны. Проверяю состояние заднего колеса – прокол. Обидно!
Спешиваюсь и, придерживая сцепление, закатываю на холостых мотоцикл до повторота, чтобы поставить на ремонт на ровной поверхности. Из соседнего дома вышел молодой мужчина по имени Али. Когда я разбортировал колесо, Али предложил съездить в шиномонтажку, чтобы заклеить камеру. Я с удовольствием принял предложение, хоть у меня и были клей и латки, чтобы самому устранить прокол. В шиномонтаже молодой мастер Азамат сначала наклеил одну большую латку (гвоздь успел наделать 3 или 4 дырки в одном месте). После контрольной накачки на латке появился пузырь и тут же лопнул. Затем он попробовал комбинацию из трех маленьких латок, но этот вариант тоже не сработал. Вернулись с Али к его дому, где его сосед Ильдар все это время присматривал за мотоциклом и вещами для надежности, а потом еще и подогнал свою машину, чтобы я воспользовался компрессором, а не своим велосипедным насосом))) Колесо собрал на запасной обычной камере (стояла усиленная, толщиной 4 мм), на которой уже была, как оказалось, латка. Эту латку я ставил еще год назад в Башкирии на герметик вместо клея (клей вытек и высох), но при контрольной накачке она вроде бы не пропускала. Не будучи полностью уверенным в надежности этого варианта, я все же отправился дальше, поблагодарив людей за оказанную помощь и гостеприимство (Али после шиномонтажа пригласил к себе домой, где его жена накормила нас вкусным обедом).
Мне предстояло преодолеть 2 перевала по пути из Верхней Балкарии в Ташлы-Талу. Когда я заезжал еще в первый перевал — Курноят, колесо снова спустило. К этому я был готов. Достал из сумки топорик, вырубил из ветки палку подходящей длины, чтобы сделать упор под двигателем и вывесить заднее колесо, и быстро произвел шиномонтаж, поставив теперь уже запасную переднюю камеру на 21. Эта тоже оказалась с такой же невнятной латкой, но мне уже было наплевать – вечерело, и нужно было хотя бы спуститься с перевала в долину реки Псыгансу. Именно с этой задачей удалось справиться, в конце спуска с перевала колесо снова оказалось спущенным. Латки у меня были, а тюбик с клеем снова оказался прохудившимся. Использовав остатки клея, наложил свои латки поверх тех, что ставил Азамат на основную усиленную камеру. Накачал – вроде не спускает.
Поставил палатку у дороги рядом с кошарой и лег спать. Утро вечера мудренее)
День 12.
К утру заклеенная вчера камера все же спустила. Жаль! А засыпал ведь я в оптимистичном настроении. Ну уж ладно! Подумал, что накачаю заново, и пока колесо будет медленно (ха-ха) спускать, я заеду на следующий перевал, там подкачаю еще и потом уже что-нибудь придумаю. К тому же связь в ущелье реки Псыгансу не ловила, надо было в любом случае проехать через следующий перевал Хазнывцек в ущелье реки Хазнидон.
Выезжая с места ночевки на дорогу, я совершил очень обидную ошибку. Вариантов попасть на дорогу было много, но я выбрал самый дурацкий: полез по диагонали, уперся в лежавшие в траве крупные камни, стал неуклюже откатываться назад для разворота и в этот момент завалился на правый бок, со стороны которого нога не имела опоры. Банальное падение на месте обернулось тем, что на меня сверху свалился мотоцикл, который из-за склона не упал просто на бок, а кувыркнулся через сиденье вверх колесами. Рухнул он мне на ноги, благо не повредил ничего (спасибо шарнирным наколенникам и ботам). Лежу я, в общем, и вылезти не могу. Вроде и мотоцикл не тяжелый (хотя с грузом около 180 кг будет), но кряхтел и пыхтел я довольно долго, пока удалось за заднее колесо его немного развернуть, приподнять и вытащить ноги.
Подняв мотик, обнаруживаю еще одну неприятную вещь – закрепленный на руле основной телефон (дополнительный смартфон-навигатор не хотел принимать зарядку), согнуло пополам. И это второй такой же разбитый телефон за месяц. Первый выпал из крепления на асфальт за неделю до выезда. Вновь отчитал сам себя за то, что не учусь даже на своих собственных ошибках. Затем подкачал к тому времени уже спустившее колесо, переехал вброд Псыгансу и начал не спеша забираться по каменистому серпантину на перевал. Подкачивать колесо во время подъема останавливался раз 5. Надоело! На спуск пытался ехать на спущенном, но мотоцикл водило от одного края дороги до другого так, что он мог бы легко соскочить с обрыва. Решаю, что так тоже не пойдет и вспоминаю про рассказанный кем-то старый дедовский способ по изготовлению «экомусса», а именно вытаскиваю из колеса камеру и набиваю в покрышку сухой травы.
Возможно этот вариант и сработал бы нормально, если бы я был более старательным и набил травы плотнее, но у меня получилось не очень – ехалось почти как на полностью спущенном. Когда спустился с перевала, телефон начал ловить связь (Мегафон). Позвонил местному эндуристу Андзору, с которым знаком по группе XR-оводов. Мы заранее договаривались по возможности вместе прокатиться по Кабардино-Балкарии, но возможности такой не выдалось. Андзор в этот момент был на работе, но сказал, что через полтора часа уже будет у меня (запасная камера у него была с собой). Пока ждал Андзора, шикарно пообедал дошираком с тушенкой. Знакомый звук кубатурной одностволки услышал издалека, все-таки звучит XR шикарно! Пока собирал колесо с камерой Андзора, на которой тоже была пара заплаток, пообщались с ним про местные красоты, про мотоциклы в целом и про эндуро в частности. А для эндуро здесь настоящее раздолье! После сборки колеса докатили вместе до села Ташлы-Тала и разъехались. Андзор поехал в сторону дома, а я – в Северную Осетию.
В планах было доехать через Лескен и Хазнидон в поселок Чикола (райцентр) и там постараться залатать запасную камеру, потому как без запасной соваться на бездорожье было плохой затеей. После Лескена начался серпантин с крутыми поворотами, в одном из которых я чуть не разложился на асфальте – заплатка на камере Андзора отклеилась, и в колесе резко пропало давление. Откатив мотоцикл на обочину, приступил к уже привычной процедуре шиномонтажа. Пока я колдовал над колесом, несколько водителей останавливались и предлагали помощь. Один мужчина ехал в Лескен, и на обратном пути привез мне пару тюбиков секундного клея (более подходящего магазине не было). Так как ни латок, ни нормального клея, ни даже насоса (велосипедным качать уже надоело, за эти пару дней я сделал уже несколько тысяч «качков») ни у кого не оказалось, я намазал латку цианакрилатом из своих запасов и собрал колесо снова. До Чиколы было меньше двадцати километров, но примерно на семнадцатом колесо снова спустило в ноль. Уже смеркалось, все было закрыто. Я откатил мотоцикл к деревьям у обочины и решил, что буду ночевать здесь. Попробовал позвонить в несколько такси, номера которых нашел в интернете, но не дозвонился. Было неудобно, но я снова решил побеспокоить Андзора. Тот в очередной раз вызвался помочь, сказав, что завтра утром перед работой привезет мне новую камеру из своих запасов. Ночевать ложился в не самом хорошем расположении духа – с одной стороны в 5 метрах дорога, с другой через поле видно кладбище… проколы, разбитый телефон. А впереди по плану было еще 4 республики Северного Кавказа. Но самая главная «фишка» моего плана была в том, что он был весьма нечетким)
День 13.
Проснувшись утром у обочины, в паре километров от поселка Чикола в Северной Осетии, я встретил приехавшего мне снова на выручку XR-овода Андзора с товарищем. Перед работой они сделали крюк в 70 км и привезли мне новую толстую камеру, чтобы я мог продолжить свое путешествие. Но пока я валялся в палатке и размышлял о дальнейших планах, принял решение закончить на этом свои приключения и развернуться в сторону дома. Впечатлений на тот момент я получил массу и почувствовал, что насытился) Ну, и по дому заскучал. Трудности, вызванные шиномонтажом и досадным падением на склоне, меня не испугали, но напомнили, что одному в горах эндурить нежелательно. Конечно, можно, но осторожно.
В очередной раз поблагодарив Андзора за помощь и попрощавшись, я принялся собирать колесо с его камерой. В это время на «Ниве» ко мне подъехал парень по имени Алан. Он тоже оказался эндуристом, владельцем КТМ 250ЕХС, и по местной доброй традиции остановился узнать, нужна ли мне помощь. На тот момент помощь мне не требовалась, но пока мы с ним общались о мотоциклах и моем путешествии, я прижал монтажкой камеру, услышав характерный, вызывающий приступ душевной боли, хруст резины)))
Алан предложил свозить колесо в шиномонтажку в Чиколе, которая должна была открыться через час, но не открылась и через два с половиной, потому что у шиномонтажника родился ребенок, и он праздновал это большое событие. Поэтому Алан поехал в другую, которая была в 20 километрах от Чиколы. Я в это время остался у мотика, чтобы собрать и упаковать свой нехитрый лагерь.
Пока я ждал молодого Алана, остановился другой Алан, постарше. Мужчина развозил хлеб из своей пекарни по селам, увидел меня у дороги и на обратном пути угостил меня пирожками с картошкой и баночкой «Колы». Было чертовски приятно на душе! Когда молодой Алан вернулся с собранным колесом, набором латок с клеем и осетинскими пирогами, было уже около полудня. Денег за помощь, как и Андзор, брать наотрез отказался, и сказал, что за моими приключениями на youtube-канале теперь будут следить он и его друзья)))
Дальше в этот день у меня были никому, кроме меня самого, не интересных 720 километров дороги до города Новочеркасска под Ростовом-на-Дону (через Ставрополь), из которых половину я проехал в темноте.
В Новочеркасске я по традиции остался на денек в гостях у двоюродного деда, а затем поехал на свою малую родину – в Белгородскую область, проделав еще 750 км по давно знакомым местам.
Финал.
Путь в 700 км из родного села в Белгородской области в Москву хотел проехать за 2 дня по давно нарисованному треку, который предполагал преимущественно движение по грунтовым дорогам, но по факту вышло примерно 50/50 с асфальтом. В 2 дня уложиться не получилось – за первый проехал 280 км и заночевал в Орловской области на берегу реки Недна, а в последний ходовой день решил выйти на привычную трассу М-2, потому что хотелось скорее вернуться домой – соскучился по родным.
Немного итоговых цифр: 4780 км, 19 дней, 333 литра АИ-92, средний расход за путешествие 6,6 литра/100 км, максимальный (от заправки до заправки) – 9 литров (скорость 120-130 по М-4 со встречно-боковым ветром), минимальный – 5,4 литра (ночной участок, на котором крейсерская скорость была ниже 100). Замена масла 3 раза: дома до выезда, на середине маршрута и сразу после возвращения. Бортировка колес в пути: 8 раз.
Фильм о путешествии скоро будет на канале. Всем удачи в пути! Спасибо за внимание)
- urley
- dm.adventurist
- 24 декабря 2020 в 12:47
- 1
- ?
- Goldbandit
- 24 декабря 2020 в 18:36
- ↓
Еще одно доказательство тому, что самые крутые впечатления получаешь за пределами асфальта:) По камерам: трава в колесе не работает даже на велосипеде, по-моему, это все сказки дедов. Меня с порезанной покрышкой и камерой выручали капроновая нить и латексный велосипедный герметик для бескамерных колес. Покра зашивается, на камере участок с порезом хорошо перевязывается нитью и в камеру заливается герметик. Но это проверено только на велосипеде и дорожном мотоцикле.Как это сработает на толстых камерах- не знаю, но попробовать можно в качестве эксперимента. Вдруг получится.
Эти мытарства с проколами и врагу не пожелаешь. Я вожу кусок старой камеры с ниппелем на случай лютого прокола, вариант рабочий. можно и оторвавшийся сосок исправить и довольно большой разрыв заклеить.
Было дело во франции купил велокамеру у туристов чтобы заклеить порез.
можно как-нибуть увидеть трек?
Было дело во франции купил велокамеру у туристов чтобы заклеить порез.
Путь в 700 км из родного села в Белгородской области в Москву
можно как-нибуть увидеть трек?
Сам виноват, что не проверил состояние запасных камер. Было бы все гораздо проще)
Треком без проблем поделюсь, но в действительности он не грунтовый, а 50/50 с асфальтом, ну и местами нужно будет определяться на месте, объезды где-то искать. И половину его я оставил на потом. Напиши в личку почту, я скину
Треком без проблем поделюсь, но в действительности он не грунтовый, а 50/50 с асфальтом, ну и местами нужно будет определяться на месте, объезды где-то искать. И половину его я оставил на потом. Напиши в личку почту, я скину
- Gestyanschik
- 24 декабря 2020 в 23:30
- ↓
После прочтения твоих постов появляется стойкое желание купить легкий эндуро и отправиться подальше от дома на месяцок.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (19)
RSS свернуть / развернуть