Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. motur → Отчет о мотопутешествии вокруг Хубсугула. Часть 1. Иркутск - Ханх (Монголия)

Вступление


Планирование маршрута

Почему именно вокруг Хубсугула?
Год назад мы уже были в Монголии, прошли вдоль восточного берега Хубсугула. Суровая природа и чистейшее озеро пленили наши сердца. К тому же остался неразгаданным западный берег, где говорят нет дорог, много бродов и перевалы.
Значит мы обязательно должны там оказаться!
Начала формироваться команда смельчаков. В интернете перечитаны все отчеты о поездках вокруг Хубсугула. Скачан трек на навигатор.
Подготовили мотоциклы:
• В первую очередь сварили багажники, подобрали канистры, обеспечивающие вместе с баком 300км автономного хода;
• Мотоциклы привели в хорошее техническое состояние, проверили все подшипники, промыли и отрегулировали карбюраторы;
• Одели соответствующую резину, с развитыми грунтозацепами;
• Докупили новую, отремонтировали старую экипировку;
• Собрали туристические принадлежности для автономного существования.

Чем ближе дата выезда, тем меньше количество участников оставалось.
В итоге в путешествие отправились:
• Я, Гостев Алексей, руководитель и организатор поездки. На мотоцикле Yamaha Serow XT225 1986 года выпуска;
• Павел Петько, наш проводник. Павел проезжал уже вокруг Хубсугула на велосипеде и хорошо помнит дорогу. Сейчас он на Honda CRF250L 2013 года выпуска.
• Андрей Петько, ученик 9-го класса, ученик мотошколы Иркутского Клуба Мототуризма. Сын Павла. На легендарном Honda XR250R 2002 года выпуска.
Так как у Андрея еще нет ВУ категории А, то весь маршрут составили исключительно по лесным и проселочным дорогам.

День 1


Дата 13.09.2019
Маршрут дня г. Иркутск – п. Шаманка
Протяжённость 70км
Чистое ходовое время 3ч


Накануне метеорологи предсказали сильное ухудшение погоды, заморозки и снег. Чтобы иметь запас по времени, решили выехать из Иркутска не 14 сентября, а в обед 13-го.

Дождались Андрея из школы, заправили полные баки, канистры и в 16 часов отправились в путь.
Это незабываемое ощущение начала Путешествия!
За спиной остаются первые пройденные метры, а впереди несколько тысяч километров неизвестности и приключений!
Задачей первого дня было выбраться из города и уехать как можно дальше.
Сразу же свернули с асфальта и нырнули на лесную дорогу с обилием кочек, ям и грязи.
Лесом доехали до поселка Олха, тропками и колеями до Большого Луга, потом лесной дорогой с лужами добрались до поселка Моты, оттуда на пароме переправились через Иркут до деревни Шаманка. Начинает темнеть. Принимаем решение отъехать как можно дальше от Шаманки и на берегу одноименной реки разбить лагерь.

За сегодня проехали всего 70 км. Но это были километры восторга и предвкушения.

Когда пришло время укладываться, взошла луна, большая, яркая, красивая. Стало видно все даже без фонарика: поле в тумане, лес за рекой, деревья. Полный штиль, а рядом журчит Шаманка.

Луна, Шаманка, пятница 13-го!

День 2


14.09.2019
Маршрут дня п. Шаманка – п. Торы
Протяжённость 180км
Перепад высот 1200м
Чистое ходовое время 7ч


Сегодня задача добраться до границы с Монголией. Всего каких-то 350 км.

Ночь была прохладной. На мотоциклах иней и корочка льда, значит были заморозки. Спасибо синоптикам, что напугали нас и мы взяли много теплых вещей.



Утро, чай, каша, сборы и мы опять в пути.
Первый участок — это лесовозная дорога от Шаманки до Тальян через деревню Савватеевку.
Дорога по лесным меркам отличная, с лужами, немного грязи, но сложностей никаких.
Из происшествий — прокол камеры заднего колеса у Павла и немного заблудились в окрестностях Савватеевки, но спасибо Павлу и его навигатору, быстро нашли верный путь и много времени не потеряли.
Поселок Тальяны средний по величине. Есть главная площадь, с сельсоветом и двумя магазинами, где можно найти практически все.
Так как почти с самого утра шел дождь, то до поселка мы доехали мокрые и замерзшие.
Прямо на главной площади завели примус, вскипятили чай, приготовили обед. В магазине купили сухие носки и крепкие пакеты.
Эндуристы знают, что не существует таких мотобот, в которых, проезжая броды или лужи, а уж тем более в дождь, можно сохранить ноги сухими.
Но есть хитрость. Одеваем сухие носки, засовываем ноги в пакеты и всю эту конструкцию в мотоботы. Какое-то время ноги остаются сухими даже в мокрых ботинках.

Согретые и сытые и двинулись дальше.
Впереди нас ждет один из сложнейших местных маршрутов, перевал Тальяны — Торы.
Максимальная высота на перевале 1645 метров.
Дорога не асфальт. Глина и камни, смоченные дождем. Часто встречаются глубокие мутные лужи. Груженые мотоциклы едут без особых проблем, мощности хватает.



Были конечно и падения, но команда у нас сплоченная, друг другу помогаем, никто не отрывается от коллектива, едем дружно.
Вскоре начались подъемы. Сначала простые с хорошей дорогой, потом все сложнее и сложнее. Чем выше подымались, тем больше камней и тем больше камни. Приходится подыматься в гору, маневрируя между камнями.
Дождь уступил место снегу. Настоящему, холодному снегу с ветром. Руки предательски замерзли и стало тяжело точно управлять газом и сцеплением. А дорога все выше и выше, камни все коварнее, подъемы тяжелее. Силы уже не те. В итоге до базы Орингол практически доползли. От гарцевания в стойке на заднем колесе, с криками «Йо-хо», не осталось и следа. Спрятались в домике от пронизывающего ветра и липкого снега. Немного погрелись.



До границы мы сегодня точно уже не успеем.
До Тор еще крутой подъем и затяжной спуск.
А на улице метель и стемнеет через три часа.
Посовещались и решили все же ехать дальше, пока темнота нас не остановит.
Сразу за базой начинается самый крутой, самый затяжной и самый каменистый подъем.
Камни большие, скользкие. Мотоциклы груженые, неповоротливые. Единственное, что утешает, это понимание, что подъем не может длиться вечно. Но он продолжался и продолжался. Мы ползли и ползли.
Пальцы замерзли так, что я не мог нащупать кнопку включения видеокамеры, поэтому кадров штурма перевала практически нет.
Но вот подъем сменился равниной, а потом и вовсе начался пологий спуск. Снег кончился. И стало заметно теплее!
Появилась надежда выбраться из леса и все же добраться до Тункинской долины засветло.
Ожившие пальцы, интересный спуск с крутыми поворотами, стали приносить удовольствие. Дорога становилась все лучше и лучше.
Через какое-то время выехали на поляну с ухоженными добротными домиками. Это охотобаза на реке Шара-Жалге. Задерживаться не стали, а понеслись дальше вниз, поближе к теплу и ночевке.
Неожиданно спуск закончился, лес расступился и мы, как корабли в тихую гавань, выплыли в Тункинскую долину. Солнце уже почти скрылось за горами и перед нами предстал величественный закат.



Вокруг красота, от земли веет теплом, грунтовка практически идеально ровная, бензин весело плещется в баке. Что еще нужно для счастья?
Место для ночевки нашел мотоцикл Павла. Он просто опять спустил заднее колесо, как раз рядышком с чистейшей студеной речкой. Тут же, немного отъехав от дороги, в небольшом леске мы и разбили лагерь.
День выдался трудным. Перевал, лужи, болота, камни, снег, броды.
Но мы живы, здоровы и готовы дальше ехать в сторону загадочной Монголии.

День 3


15.09.2019
Маршрут дня п. Торы – п. Ханх (Монголия)
Протяжённость 210км
Чистое ходовое время 7ч


Спалось хорошо. Снился перевал, камни и снег.
Утром еще раз убедились в каком замечательном месте мы остановились.



Даже уезжать не хотелось. Поэтому мы все делали не спеша, качественно.
Заклеили камеру CRF-ке, смазали всем цепи после вчерашних луж и болот, плотно позавтракали, просушили одежду.
В очередной раз модернизировали крепление багажа.
Стартанули почти в 11. Вышли на проселочную дорогу, которая идет параллельно трассе и начался кайф.
Дорога просто сказка!
Вокруг сплошное очарование гор и полей. Появилось солнышко и стало тепло жить.



Так и докатили до Кырена.
Там заправились, отдали камеру заклеиваться в шиномонтаж, а сами перекусили.
До Монд просто долетели. Асфальт ровный, машин почти нет.
На границе оказались, как и планировали, в 16 часов. Переход занял полтора часа. Ничего интересного, обычная процедура.
И вот мы в Монголии.
Стране ветров, полей и яков. Наверняка в этой стране еще есть много интересного, но пока мы видели только поля, яков и сильный ветер.
От границы до монгольского поселка Ханх всего 22 километра превосходного асфальта.
В самом поселке есть много магазинов, кафе, пункты обмена валюты, а так же пограничная застава.
Так как мы планируем посетить северо-западную часть Хубсугула, которая является приграничной зоной, то нам обязательно нужны пропуска от пограничников.
Попытались получить пропуски самостоятельно, но оказалось, их дают исключительно монголам, русским могут дать разрешение только под поручительство местного уважаемого человека.
На наше счастье Павел знал такого человека.
Это Баяр, хозяин турбазы «Охота Тур».
Туда мы и направились. Договорились с Баяром, что завтра с самого утра поедем за пропусками, а сегодня он нас радушно разместил в теплой чистой юрте, затопил баню и накормил вкусным сытным ужином.
Пока баня грелась, поковыряли мотоциклы, Павлу почистили сальники вилки, Андрей поменял колодки.
А после бани был душистый чай и разговоры о том, что нас ждет впереди.
Мы в Монголии!
Приключение уже началось!
  • moturmotur
  • АЛЕКСЕЙ
  • 7 февраля 2020 в 16:11
  • ?

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
0
piston38
Алексей, спасибо что выложили рассказ здесь, а то инсту листаешь обычно набегу и не всегда есть время вчитаться в текст под фотографиями. Вроде сделаешь пометку заглянуть потом — да так и забываешь.
Отличное, нескучное повествование с яркими образами. Убеждаюсь, что надо второй мотоцикл брать — эндурь мне просто жизненно необходим! Да и вообще в наших краях жить и не путешествовать — грех.
Монголия — наверное лучшая страна для мотоциклиста ибо пронизана духом путешествий и приключений. Надеюсь проберусь там пока на своем дорожнике хотя бы до Улан-Батора.
0
motur
Вениамин, спасибо за идею и отзыв. Монголия — великолепная страна для путешествий. Природу посмотреть, с собой поговорить ))). А в Улан-Баторе много вкусного мяса и настоящего пенного пива!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. motur, Отчет о мотопутешествии вокруг Хубсугула. Часть 1. Иркутск - Ханх (Монголия)