Блог им. tribe_ink → Путешествие на мотоцикле из Алтая в Тыву
Всем доброго дня. Наконец-то нашлось время, для публикации рассказа о моем мото путешествии из Алтая в Тыву.
Возможно, эта информация будет полезной.
Возможно, эта информация будет полезной.
Предисловие.
Многие из Вас, путешествуя по России, уже побывали в Республике Алтай. Кто-то, ехал целенаправленно, увидеть красоты этого региона, а для некоторых, Республика Алтай являлась транзитной точкой, на пути в Монголию или наоборот, из нее. И то и другое я уже осуществил, в одном из своих путешествий – Алтай – Монголия – Байкал. Тогда, мне удалось проехать знаменитую тропу из села Инегень в Тюнгур, проехать по Монголии интересным маршрутом и выйти к озеру Байкал, побывав там на Острове Ольхон.
Но однажды, совершенно случайно я узнал, что из республики Алтай можно попасть в Республику Тыва.
На протяжении последних 3 лет, я начал интересоваться этой дорогой, читал различные посты на форумах и в блогах различных джиперов, которые там проезжали. Из всей небольшой массы информации – был лишь один, более-менее достойный отчет Красноярцев, которые проехали этой дорогой на джипах.
Что я для себя выяснил, если ехать из Алтая в Тыву:
1) Дорога в Тыву начинается от села Кокоря, Кош-Агачский район, неподалеку от границы с Монголией.
2) Граница республики Алтай и Республики Тыва находится на вершине перевала Бугузун 2610м.
3) С перевала Бугузун сначала идет одна основная дорога до озера Ак Холь, после которого есть два варианта развития событий – а) поехать южнее, по более менее нормальной дороге и выехать в село Кызыл-Хая, откуда уже начинается грейдер или другой вариант – б) поехать на северо-восток, вдоль озера Хиндиктиг-Холь, где дорога местами заболочена и выехать к селу Мугур-Аксы, где так же начинается нормальный грейдер.
Для проработки маршрута и написания трека для навигатора, я использовал сайт AllTrails, мне он нравится больше всего. В качестве навигатора использую телефон Android и программу Locus Map Pro (платная версия).
Выезжать лучше всего было — в конце Августа, т.к. мне предстояло пересечь достаточно много бродов и самое лучшее время для этого, как раз Август. Многие реки мельчают к этому времени, становится холоднее, на перевалах может выпасть снег. Во времени я не был сильно ограничен, поэтому дожидался коридора с хорошей погодой, уже находясь в Республике Алтай, а именно в селе Манжерок, в «Алтай Мото» у Володи Севера, где часть лета я проработал администратором мотодома и гидом однодневных радиальных туров. Дождавшись этого коридора, решил выезжать 1 сентября 2020 года.
Несколько слов о цели этого путешествия и о подготовки моего мотоцикла:
Республика Тыва — для меня, загадочное и таинственное место. Я не встречал ни одного мотоциклиста, который бы сказал — что он там бывал, а те кто бывал в Туве – рассказывали неприятные истории о встречах с местными жителями и отговаривали ехать. Однако, я из тех типов людей, которые доверяют своим внутренним чувствам и ощущениям – и эти чувства сказали мне — «Едь!», ну я и поехал.
Изначально, у меня была одна цель – проехать по дороге из Алтая в Тыву, но позже, решил еще доехать до столицы республики — города Кызыл, где запланировал посетить Национальный музей Республики и набережную, где берет свое начало великая река Енисей.
Подготовка мотоцикла: мотоцикл BMW F650GS Dakar 2002 года. Купил его в 2017 году и проехал на нем уже около 35 000 км. Из обвеса стоят боковые кофры от ZIG CASE, боковые защитные дуги от GARAGE777 на которые я креплю канистры под бенз и на пассажирское сиденье кладу дорожную сумку на 60л. Перед поездкой переобулся в MITAS E-07. С собой набор необходимых инструментов, палатка, спальник, мульти-топливная горелка и дождевик. Вес снаряженного мотоцикла около 250 кг.
Нитка маршрута: Манжерок — Кош-Агач — Кокоря — пер.Бугузун (Тыва) — озеро Ак Холь — Кызыл-Хая — Саглы — Чадан — Кызыл — Абакан — Кемерово — Новокузнецк
День 1. 1 сентября 2020 года. Манжерок — Кош-Агач (ночевка в кемпинге Тыдтуярык).
Утром, перед выездом — позвонил в МЧС Республики Тыва и по телефону зарегистрировал свой тур. С расчетом, что выйду на связь примерно 4 сентября. Вообще, делается это все через сайт МЧС заранее! Хотел еще зарегистрироваться в МЧС Республики Алтай, но они сказали, что не нужно. Так же, связался с погранзаставой в Кош-Агач, хотел узнать по поводу пропуска для проезда в приграничной зоне (тк дорога на перевал Бугузун идет рядом с Монгольской границей), мне сказали позвонить на погранзаставу в Ташанту. Позвонил, сказали что бы я к ним заехал и отметился. Не совсем по пути, но что поделаешь, надо будет заехать.
Выехал из Манжерок около 11:00. Погода была солнечной и это меня очень радовало. По пути делал небольшие остановки на отдых, в Акташе закупился продуктами на следующие дни. К Кош-Агач подъезжал уже затемно, решил остановиться на ночевку в кемпинге Тыдтуярык.
Кош-Агачский район
Вид на Северо-Чуйский хребет
Поставил палатку у ручья, познакомился с Сашей Hunta — он организует и проводит экскурсии по местным красотам и знает в тех местах практически все. Саша подсказал мне, что не нужно ехать в Кокоря, есть другая дорога в обход села и в дальнейшем – не нужно будет бродить через реку Бугузун.
Я принял эту информацию к сведению и отправился в палатку. Ночное небо было полностью усыпано звездами, да еще и полная луна.
День 2. 2 сентября. Кош-Агач – Теленгит-Сортогой — перевал Бугузун – озеро Ак Холь – село Кызыл – Хая.
Кемпинг Тыдтуярык, фото с Сашей Хунта
Проснулся рано, позавтракал и в путь! Доехал до села Кош-Агач и остановился на заправке Лукойл. Пока заправлялся, подъехал УАЗик и оттуда вышел военный. Я решил поинтересоваться, нужно ли мне получать пропуск или отмечаться, на что он сказал, что не нужно. Тогда я задал вопрос про альтернативную дорогу, минуя село Кокоря. – «Дорога есть, мы сейчас как раз направляемся в ту сторону», сказал он. Круто, подумал я и не стесняясь, напросился поехать в след за ними, на что он кивнул в ответ, сел в машину и поехал. – «А как же я?», подумав про себя и быстро прыгнув на мотоцикл, поехал догонять УАЗик, который свернул на дорогу сразу за заправкой.
Вид на Южно-Чуйский хребет
Эта дорога шла в село Теленгит-Сортогой. Не доехав до села, машина остановилась и военный сказал, что им нужно кое-что забрать в деревне, прочертил мне дорогу пальцем на горизонте и сказал – «Езжай». Проехав деревню, я словно попал в Монголию — сразу появилось множество дорог. Опыт подсказывал, что в один момент они сойдутся, но все же я поехал той, которая шла левее, вдоль хребта. Было необходимо найти дорогу, которая уходила на вершину хребта. Скоро я доехал до какого-то съезда и начал взбираться в гору, местами с пробуксовкой. Попав в небольшой каньон и проехав немного, вдруг появилось ощущение, что еду не туда. Спустился назад на основную дорогу и поехал дальше. В скором времени появилось ответвление от основной дороги в лево, к вершине. Наверное оно, сказал я себе и попер по песочно-грунтовой дороге на верх.
Добравшись до вершины, мне открылся красивейший вид на долину реки Кокоря. Помню, что военный сказал мне – «Спустишься с перевала, дашь чуть левее и будешь бродить». Я так и сделал, спустился с перевала, одна дорога шла прямо а другая левее. Левее и поехал. Ехал ехал, брода все нет и нет, река все шире и шире, а дорога хуже. Вдалеке увидел очертания деревни, подумал что это Кокоря и понял, что еду совсем не туда… И спросить некого, рядом ни души. Закурил сигарету, обернулся назад и вижу, что по ту сторону реки, вдалеке – пылит тот самый УАЗик. Развернулся, поехал назад. Значит они бродили где-то недалеко от той развилки после спуска в долину. Вернулся к месту где спустился, но в этот раз решил проехать прямо и «О, УДАЧА!», там был брод. Точнее 3 брода, все это рукава реки Кокоря. Перебродил нормально, проезжал не спеша, у кромки перекатов, т.к. там вода ниже и более-менее было видно дно и камни.
Затем доехал до реки Камтытыгем и перебродил ее. Дальше ехал по основной дороге, вдоль хребта и добрался до реки Узунтытыгем и снова в брод. Тут уже было посложнее и я набрал полные ботинки воды. Поехал дальше и взобравшись на холм, вновь нахлынули воспоминания о Монголии – несколько дорог шли прямо и лишь одна уходила правее. Вот что бы вы сделали? По какой дороге поехали бы вы? Я выбрал дорогу правее, из соображений, что она идет в сторону реки Бугузун.
Распутье дорог
Затем там был крутой спуск и ехать на гусе было немного очково, а после спуска сразу брод через реку Буйлюкем, которая буквально через 100м впадала в Бугузун. Значит я на верном пути. Штурмовал брод долго. Наехал на большой камень, упал несколько раз, но все-таки брод проехал.
Брод через Буйлюкем
Вылил воду из ботинок, и заехав на холм – увидел основной брод через реку Бугузун. Не скажу, что воды там было много, но все же, до этого несколько дней шли дожди, поэтому могло быть всякое а река широкая.
Брод через Бугузун, через который обычно все и ездят
Ну, думаю, дальше будет проще! Впереди стоял указатель на источник Бугузун – прямо, а другая дорога уходила левее. Я поехал по той, что левее. Еду себе, еду и понимаю, что походу снова не туда поехал. И тут мимо меня пролетает УАЗик. Догоняю его, торможу, здороваюсь с Алтайцами и вежливо спрашиваю, куда идет эта дорога. Они сказали, что мне нужно ехать по той дороге, которая идет в сторону источника Бугузун. Куда эта идет, я так и не понял, предположительно в сторону пастбища. В общем, поехал по нужной дороге и снова увидел вдали тот самый УАЗик и поехал за ним, пытаясь догнать.
Нужная мне дорога, вдоль реки Бугузун
Вскоре, впереди оказался еще один брод через реку Карагай. Тоже, серьезный такой брод, проехал нормально его, на удивление. Еду дальше и вот уже почти догоняю УАЗик, который выползает из второго брода через реку Карагай. Начал я ее форсировать вдоль переката и на середине реки не удержал мотоцикл и из за сильного течения завалил его. Завалил так, что еще и не выберешься. И вот я лежу, по пояс в воде и смотрю вперед, на уезжающий УАЗик, который постоянно сматывается от меня. Из под мотоцикла вылез достаточно быстро, а вот поднять его и выкатить на берег было совсем непросто. Сильное течение, вода чуть выше колена и крупные камни. Хорошо, что ехал вдоль переката и когда мотоцикл упал – он уперся в камни кофром и встал под углом 45 градусов. Пришлось немного приподнимать мотоцикл и подбрасывать под кофр другие камни, угол наклона уменьшился и мне удалось поднять его и еле как выехать на берег.
Сушу боты после непростого форсирования второго брода реки Карагай
Отдыхал примерно 30 минут. Отжал, все что можно было и поехал дальше. Да, думал я в тот момент, а что же будет дальше. А дальше, я доехал до новенького дорожного знака – «Республика Тыва» — прямо, «Источник Бугузунский» — направо. Постоял, пофотался и поехал прямо.
Указатель направления в Туву и к источнику Бугузун
Вскоре был спуск к какому-то ручью и дорога пропала… А нет, не пропала – ручей и был той самой дорогой. Предполагаю, что это была река Карагай. В общем, поехал по реке. Камни большие, колеса проскальзывают местами, особенно если наезжаешь на илистую поверхность. И в один из моментов я вижу, как мне на встречу, вдоль склона, скачут на лошадях 3 всадника. О, пограничники, подумал я, обрадовавшись их появлению. Остановившись прям в этом ручье и заглушив мотоцикл, закурил. Радость моя длилась не долго, тк были это не пограничники. Ребята оказались молодыми, подошли ко мне, здороваться не стали, слезли с лошадей и присели рядом. Я подумал – Тувинцы. Разговор наш длился примерно 30 минут. За это время, жизнь пронеслась перед глазами. Сначала был допрос, откуда я и куда, че в кофрах и т.д. Есть ли водка у меня. На ответ, что я еду в Тыву они сказали – «зачем, тебе что жить надоело? Тебя там убьют!». Вот как-то так. А потом они предложили оставить мне кофры, с двумя из них и одного свозить в село Кокоря, за водкой. Я конечно просто а**л от такой просьбы. Как вспомнил, последний брод… А они говорят – «Да че тут тебе, 30 минут туда-обратно»… В общем, наш диалог не состоялся и я получил с левой по шлему а затем и в грудь, да так, что прилег вместе с мотоциклом. Получил за то, что отказывал им в их просьбе. Тут один из них успокоил буйного и начал помогать мне поднимать мотоцикл, взялся за зеркало и отломил его… Ну, думаю, отлично съездил в Тыву: )
В общем, после этого они немного успокоились и вдруг буйный увидел у меня нож на поясе. Попросил показать, я сказал нет. Тогда он показал мне свой нож и спросил, крепкие ли покрышки у меня. Я сказал что да, новые практически, Митас. И тут своим ржавым ножом слегка провел по покрышке. Его снова остановил друг. Затем они сели на лошадей и попросили меня, когда буду спускаться с перевала, что бы передал их друзьям, что они скоро вернутся с водкой. Еду дальше и думаю, неужели там еще такие же будут?
Упал в лужу. Немного выше — седловина перевала Бугузун
Перевал был близко и практически доехав до него, я падаю в небольшой луже и понимаю, что и морально и физически я истощен. Через некоторое мгновение, вдалеке, вижу Обо, место поклонения духам и понимаю, что я добрался до перевала Бугузун! На вершине было очень тихо и как-то таинственно. Сделав несколько фото, я начал спускаться.
Перевал Бугузун, 2610м и вот я в Тыве!
Дорога на спуске была совсем не очень и приходилось ехать медленно. Местами было топко и вязко, эпизодически дорога была залита ручьями. Затем я встретил мужичка на коне, поздоровались, он спросил, один ли я еду. Я сказал, что не один, остальные на перевале. Затем встретил ее двух парней, они вообще не говорили по-русски. Дорога и местность мне очень напоминали Монголию. Холмы, множество второстепенных дорог, запах воздуха, крутые спуски и подъемы, промоины от дождей. Ехать нужно было предельно внимательно.
Местами, в небольшом отдалении виднелись юрты и бегающие рядом дети. Они как только видели меня – сразу бежали на встречу. Но не успевали добежать, я уезжал.
Очередное падение. Непросто ехать по ручью, с большими камнями
Вид на озеро Ак Холь с вершины одного из перевалов
Так я добрался до озера Ак Холь. Изначально, планировал там заночевать. Но на тот момент хотелось уехать подальше, туда где никого нет. Объехав озеро, начался крутой подъем и такой же крутой спуск, после которого дорога стала размытой и болотистой, с кочками. Проехав этот участок, выехал к месту, откуда можно было поехать на озеро Хиндиктиг-Холь или южнее, в сторону села Кызыл-Хая.
Прямо — дорога в ущелье, в сторону Кызыл-Хая. Немного назад и будет дорога к озеру Хиндиктиг-Холь
Я поехал в сторону Кызыл-Хая, вдоль реки Моген Бурен, которая берет начало из озера Хиндиктиг-Холь и уходит в Монголию. Дорога шла то по правому, то по левому берегу реки, разъехаться с машиной было-бы сложно даже мне. Везде стояли хорошие мосты.
Мост через реку Моген Бурен
По пути мне встретился парень с девушкой на мотоцикле, я посигналил ему и махнул рукой, а он нет, видимо не принято. До Кызыл-Хая оставалось не так уж и далеко и в один из моментов на дороге появилось хорошо укатанное ответвление, ведущее куда-то вверх. Я сначала было сунулся туда, но потом мне эта дорога показалась странной, ведь ехать надо вдоль реки, а эта уходила в сторону. Вернулся назад и поехал по той, которую рисовал для навигатора. НО! Мне кажется, что эта дорога тоже проезжабельна и выводит она прямо в Кызыл-Хая, минуя броды, на которых кстати, потерял порядком времени и некоторые запчасти мотоцикла.
Еду дальше и вскоре, дорога привела меня к броду с большими камнями. Тут я заметил, что болт на ручке руля выкрутился и я потерял проставку, ну и сам собственно болт. Ремонтировать не стал, поехал с открученной ручкой. Перебродил один рукав реки, затем другой, а дальше был полуразвалившийся мост через реку, в брод идти не вариант. Дорога превратилась в камни и песок и я вообще не понимал, правильно ли я еду. Если тут мост полуразвалившийся, то что будет дальше? Начал я форсировать этот кривой мост, покрышка дала скользяк, на мокром участке и я прилег, прям у края моста. На подъем мотоцикла ушло минут 20… Дерево скользкое и при каждой попытке поставить мотоцикл, колеса скатывались… Пришлось выкладывать камни и делать упор… Еле как выехал.
Долго не мог поднять мотоцикл
Дальше я плутал по Ивовым зарослям и гигантским лужам и вскоре дорога вывела меня к броду, который я бы точно проехать не смог. Рядом, дорога немного ответвлялась и я решил проверить ее и «О Чудо!». Заехал на небольшой холм, откуда увидел село Кызыл-Хая и большой мост! К нему и поехал. Переехав мост, я оказался в селе. В пустом селе. Казалось, что там вообще никого нет. Поднимаясь в горку, мне на встречу показался УАЗ Патриот. Водителем был крайне приятный мужчина с детьми, сказал что живет в этом селе. Узнал про дорогу и мы попрощались. Пытаясь найти выезд из села, случайно уехал к какой-то мусорной свалке а потом еще намотал кучу лишних кругов, пытаясь найти выезд на главную дорогу. В итоге, вернулся назад и выехал на главную! Как же я был рад! Вы не представляете!
Набираю воду перед поиском стоянки, за селом Кызыл-Хая
Теперь оставалось найти место для ночлега, тк уже смеркало, время было около 20:00. Главная дорога шла в сторону села Мугур-Аксы, Саглы и выходила на трассу «Енисей» к селу Хандагайты, на границе с Монголией.
Дорога была грунтовой, местами с большими камнями и шла вдоль границы с Монголией, что бы вы понимали, примерно в 5 метрах от пограничного ограждения! На одном из перевалов я увидел Обо в стороне, на возвышенности и решил переночевать рядом. Дул сильный ветер, кое как, уже в темноте, удалось найти плоское место и начал ставить палатку, стараясь быть незаметным. Когда же, палатка стояла – я открыл кофры, а они практически на половину были полны водой. Короче, долго я еще возился, околел до костей и в конце концов, сделав все дела – залез в палатку, укутался в спальник и принялся пожирать шоколадки. Все съел, под частую! Варить ничего не хотелось, да и сил ну просто не было никаких. Через некоторое время я вылез наружу, а там луна светила так ярко – что все вокруг светилось! Было очень красиво, внутри отлегло и стало спокойно.
День 3. 3 сентября 2020. Кызыл-Хая – Саглы – Чадан – Кызыл.
Готовлю завтрак
Проснулся около 7 утра. Вылез из палатки, разложил мокрые вещи на солнце и начал варить завтрак. Не высохли только мотоботы. Собрав все вещи, решил подняться до того самого Обо.
Левая часть — Монголия, Правая — Россия
Поднимаюсь, а это вовсе не Обо а два пограничных столба, один Российский и в метре стоит Монгольский. Выкурил сигаретку в Монголии и вернулся назад в Россию, сел на мотоцикл и поехал.
Граница России и Монголии, а я думал Обо стоит
Дорога становилась все лучше и лучше, местами удавалось разогнаться до 80км/ч, а местами ехал 10-20км/ч. Так и ехал вдоль границы, любуясь красивыми озерами, через одно из которых проходила даже граница, в виде столбиков с сеткой.
На одном из перевалов
На одном из перевалов даже увидел заснеженную шапку величественной горы Монгун-Тайга. Так я добрался до поворота к селу Мугур-Аксы, после которого была погранзастава.
Дорога к погранзаставе, позади поворот на Мугур-Аксы
На дороге не было никаких постовых и я поехал дальше, в перевал, на котором на меня попытались напасть собаки и дав газу – у меня отвалилось зеркало. Возвращаться за ним я уже не стал.
Рельеф сменился, стало зелено и красиво, я очутился в очень красивом ущелье. Это все мне уже стало напоминать пейзажи Киргизии – хвойные деревья, горная река, высокие хребты гор, осыпи и обвалы на дороге, с острыми камнями. Через некоторое время я доехал до кафе, про которое пишут в отчетах джиперы, но останавливаться там не стал и поехал дальше. И снова пейзажи резко сменились.
Резкая смена пейзажев
Сначала были холмы, спуски и подъемы, затем я попал в какую-то котловину и снова перевалы и спуски. В один из моментов я проезжал место, где велась какая-то добыча, оттуда выезжали большие грузовики. В один из моментов, пытаясь обогнать такой грузовик – я чуть не улетел в кювет, тк водитель, как я считаю, целенаправленно попытался меня бортануть. Адреналина хапанул сполна.
Стороной проехал село Саглы и через некоторое время выбрался на Р257 «Енисей» и начался асфальт! Тут я совсем воспрял духом. На повороте стояла машина ДПС и вагончик. Выехав на дорогу я поприветствовал ДПС и поехал в сторону Чадана. Потом думаю, надо бы отдохнуть и смазать цепь, вернулся на пост ДПС и там отдохнул.
Выехал на трассу Енисей, общаюсь с военными, фотать не разрешили
Пообщался с пограничниками и они мне сказали, что нужно было оформить пермит на передвижение в приграничной зоне и мне просто повезло, что я не встретил никого. Штрафовать они меня тоже не стали, поболтали и я поехал в сторону Чадана.
Вершина красивейшего перевала в сторону Чадана
Дорога была ну просто красивейшей! Хороший асфальт, спуски, подъемы, серпантин, местами велись дорожные работы. Добравшись до Чадана, я вышел на связь, отзвонился в МЧС, сказал что вечером должен быть уже в Кызыле.
Пока стоял на дороге и звонил, рядом остановились ребята на тонированной 12-ке, слегка приоткрыли окно и поприветствовали меня. Спросили откуда и куда, пожелали доброй дороги и уехали. Заправляться я тут не стал и решил сделать это где-нибудь дальше, а зря.
дорога Чадан — Кызыл
Бензин из канистр, был залит мной в бак уже давно, а вот заправки после Чадана не попадались. Но все-таки мне удалось дотянуть до села Шагонар, где я и заправился. Ветрище дул очень сильный в тот день и скорее всего, от Чадана в сторону Кызыла так всегда, из за открытого рельефа.
Не доезжая до Кызыла, я свернул на площадку для отдыха, откуда открылся красивейший вид на реку Енисей. Поболтал с мужичком, который искал свою корову и поехал в город.
Обо у смотровой площадки на Енисей
Енисей
Выбор мест проживания в Кызыле совсем небольшой. Есть один нормальный отель, но он дорогой, а остальное вызывает сомнение. В общем, нашел что-то боле-менее и отправился туда. Заселился, переоделся и пошел в ресторан традиционной Тувинской кухни. Уже стемнело, я шел по одной из улиц города и мне не верилось, что я добрался до Кызыла.
Ресторан оказался очень даже хорошим. Вернувшись в отель, я упал спать.
Въезд в Кызыл
Меню ресторана в Кызыле
День 4. 4 сентября. Кызыл.
Этот день я посветил мотоциклу. Подтянул кое какие болты, смазал и отмыл цепь. Посетил Национальный музей Республики Тыва – и был очень впечатлен.
Национальный музей Республики Тыва
Фото Тувинцев
Еще нашел рынок с сувенирами, погулял по набережной, именно там берет свое начало река Енисей, увидел интересные скульптуры, одна из которых называется «Царская Охота» Даши Намдакова и прогулялся до буддистского храма Цэчэнлинг.
Царская Охота, Даши Намдаков
Стелла Центр Азии
Вечером этого же дня решил отдохнуть в местном ресторане Горыныч, в который меня успешно не пустила девушка администратор, дрэсс код у них. Я даже пытался объяснить ей, что я путешествую на мотоцикле и у меня нет джинс и рубашки, но все безуспешно. Тогда я поехал в ресторан, где был прошлым вечером и там поужинал спокойно.
День 5. 5 сентября.
Проснулся около 7 утра. Погрузил вещи на мотоцикл и сначала заехал в МЧС Тувы, сказал ребятам спасибо и поехал в сторону Абакана.
Фото с сотрудником МЧС Республики Тува
Ветер был таким сильным, что местами приходилось сбрасывать скорость до 40 км/ч! Дорога была хорошей. Заехал на заправку в селе Туран и уже через некоторое время стоял на перевале, возле Обо и прощался с Тувой, до следующего раза.
Тува, до новых встреч!
Дальше дорога шла через Красноярский край и Природный парк Ергаки, затем началась Хакассия и к вечеру я был в Абакане. Нашел уютный хостел, сходил в неплохую пиццерию. Вообще, в Абакане, на мой взгляд – очень неплохие заведенья.
Позади Обо — Природный парк Ергаки — мое самое любимое место для похода с рюкзаком!
День 6. 6 сентября.
Дорога домой. Из Абакана доехал до Кемерово, через непонятно какие дороги и места. Лучше бы ехал по федералке. Ночевка в Кемерово.
День 7. 7 сентября.
До Новокузнецка доехал быстро, под бесконечным проливным дождем и вот я дома.
Итоги:
Еще одна цель достигнута! Мне удалось проехать по дороге из Алтая в Тыву. Маршрут очень интересный, я бы с удовольствием проехал его еще раз, только бы внес кое какие коррективы в маршрут.
Дорога не простая и ехать в одного я не рекомендую, как минимум — вдвоем. На тяжелых мотоциклах, будет не просто, на мой взгляд. Но если у вас есть хороший опыт тур-эндуро – то все проходимо.
Сама Тыва мне очень понравилась. Я бы назвал это место – Русской Монголией. И постольку поскольку, границы пока еще закрыты – то знайте, что всегда есть альтернатива. А если кто собирается в Алтай – добро пожаловать! Надеюсь, что это лето я проведу на прежнем месте, в мотодоме Алтай Мото, Манжерок, Республика Алтай. Буду рад новым знакомствам.
GPS track здесь!
- tribe_ink
- Алексей
- 23 марта 2021 в 17:19
- 9
- ?
Отличный отчёт. Очень редко люди в постах пишут негатив, от этого складывается ощущение что мир открыт и кругом одна доброта. Нужно всегда помнить что если есть добро, значит есть и зло. Думаю каждому туристу будет полезно хоть раз испытать унижение и страх, это очень отрезвляет.
Нож перестал ностить в быстром доступе, не хочу чтобы у меня была возможность его применить при какой-то потасовке.
Нож перестал ностить в быстром доступе, не хочу чтобы у меня была возможность его применить при какой-то потасовке.
- romanssonid
- 24 марта 2021 в 8:54
- ↓
Я был в Тыве на машине лет 5-6 назад. Ночью в Кызыле в центре города не пробыли и трех минут как нарисовалось два туловища желающих непонятно чего. Обошлось без потасовки, но осадочек остался. А за отчет спасибо! В грядущем году это один из потенциально рассматриваемых маршрутов. Правда время выпадает на конец мая, начало июня и, боюсь, будет слишком много воды.
Ты можешь как угодно искать решение, а мне не западло спросить о чем, чего я не знаю и что мне интересно. Как не тяжело и ответить, если меня спрашивают. Но только без влажных фантазий, а предметно, у тех кто точно знает что и как. Моя практика показывает, что это наиболее правильный способ получения информации.
Мне не надо фантазировать, чтобы спросить. А вот как ты нафантазировал про дорогу по горам и запреткам в Чечне — вот это газанул поям от души, со всем пЕсательским задором, гыгыгы
Пешы исчо свои отчеты, для тебя видать это важно, повышает таою значимость и самооценку, так бывает с новичками.
А я уже этим перестал страдать, лет 12 уж точно, перерос этот период.
Пешы исчо свои отчеты, для тебя видать это важно, повышает таою значимость и самооценку, так бывает с новичками.
А я уже этим перестал страдать, лет 12 уж точно, перерос этот период.
здесь был ататат
Привет. Отличный отчет. Сам планирую этим летом так же пройти с Алтая в Тыву. Маршрут рисовал по постам skogarmyrkr. Если сможешь поделиться треком, спасибо. И может еще какие советы дашь. Поеду на klr 650. По времени — вторая половина июня, так складывается на работе. Конечно смущают броды в это время, как бы не попасть на большую воду
С интересом прочитал статью, спасибо. Полезно. Был в прошлом году на Алтае и в этом году тоже поеду, смотрел на карту и не думал, что можно так интересно «сократить». Нашел ещё информацию, что уже в этом году начнется строительство автомобильной дороги из тувинского поселка Кызыл-Хая в село Кош-Агач Республики Алтай — www.gorno-altaisk.info/news/127096
Красноярск — моя родина!
Был в тех местах не один раз, но по этой дороге не рисковали соваться!
В целом — безумству храбрых, поём мы песни. В Тыве надо было быть осторожней, это дикий край, а Кызыл — город хирургов, потому, что ходят все с ножами и русскому после девяти вечера лучше на улицу не выходить.
Отдельное спасибо за фотографии… Я уже одиннадцать лет живу в Санкт-Петербурге и очень тоскую по горам.
Именно настоящим, таким, как на ваших фотографиях. Я их все на снимках разглядывал можно сказать с жадностью!
Эххх, как мне хотелось бы составить вам компанию. У меня даже мотоцикл похожий по ТТХ — Ямаха Супер Тенере 750!
Был в тех местах не один раз, но по этой дороге не рисковали соваться!
В целом — безумству храбрых, поём мы песни. В Тыве надо было быть осторожней, это дикий край, а Кызыл — город хирургов, потому, что ходят все с ножами и русскому после девяти вечера лучше на улицу не выходить.
Отдельное спасибо за фотографии… Я уже одиннадцать лет живу в Санкт-Петербурге и очень тоскую по горам.
Именно настоящим, таким, как на ваших фотографиях. Я их все на снимках разглядывал можно сказать с жадностью!
Эххх, как мне хотелось бы составить вам компанию. У меня даже мотоцикл похожий по ТТХ — Ямаха Супер Тенере 750!
- OneMoreMila
- 1 февраля 2022 в 12:27
- ↓
Я в восхищении от этого путешествия! Настолько страшно, насколько и красиво )) А что, Вы из Новокузнецка? Когда-то я там жила, на улице Бардина ))
- Zhenya_sib
- 22 января 2023 в 15:50
- ↓
Автор, ссылка на трек не работает, если есть возможность обновить было бы не плохо, заранее спасибо.
Тоже проходил этот маршрут, но не знал объезд основного брода через Теленгит-Сортогой.
Тоже проходил этот маршрут, но не знал объезд основного брода через Теленгит-Сортогой.
- Zhenya_sib
- 22 января 2023 в 15:52
- ↓
Есть желание еще раз пройти, в сентябре 2023го, но в одново не охота, если есть кто с Хакасии, буду рад компании, мот хонда хр250. в личку.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (59)
RSS свернуть / развернуть