Блог им. tribe_ink → Путешествие на мотоцикле из Алтая в Тыву
Всем доброго дня. Наконец-то нашлось время, для публикации рассказа о моем мото путешествии из Алтая в Тыву.
Возможно, эта информация будет полезной.
Возможно, эта информация будет полезной.
![](https://i.postimg.cc/V6k5jnHz/IMG-20200902-152247.jpg)
Предисловие.
Многие из Вас, путешествуя по России, уже побывали в Республике Алтай. Кто-то, ехал целенаправленно, увидеть красоты этого региона, а для некоторых, Республика Алтай являлась транзитной точкой, на пути в Монголию или наоборот, из нее. И то и другое я уже осуществил, в одном из своих путешествий – Алтай – Монголия – Байкал. Тогда, мне удалось проехать знаменитую тропу из села Инегень в Тюнгур, проехать по Монголии интересным маршрутом и выйти к озеру Байкал, побывав там на Острове Ольхон.
Но однажды, совершенно случайно я узнал, что из республики Алтай можно попасть в Республику Тыва.
На протяжении последних 3 лет, я начал интересоваться этой дорогой, читал различные посты на форумах и в блогах различных джиперов, которые там проезжали. Из всей небольшой массы информации – был лишь один, более-менее достойный отчет Красноярцев, которые проехали этой дорогой на джипах.
Что я для себя выяснил, если ехать из Алтая в Тыву:
1) Дорога в Тыву начинается от села Кокоря, Кош-Агачский район, неподалеку от границы с Монголией.
2) Граница республики Алтай и Республики Тыва находится на вершине перевала Бугузун 2610м.
3) С перевала Бугузун сначала идет одна основная дорога до озера Ак Холь, после которого есть два варианта развития событий – а) поехать южнее, по более менее нормальной дороге и выехать в село Кызыл-Хая, откуда уже начинается грейдер или другой вариант – б) поехать на северо-восток, вдоль озера Хиндиктиг-Холь, где дорога местами заболочена и выехать к селу Мугур-Аксы, где так же начинается нормальный грейдер.
Для проработки маршрута и написания трека для навигатора, я использовал сайт AllTrails, мне он нравится больше всего. В качестве навигатора использую телефон Android и программу Locus Map Pro (платная версия).
Выезжать лучше всего было — в конце Августа, т.к. мне предстояло пересечь достаточно много бродов и самое лучшее время для этого, как раз Август. Многие реки мельчают к этому времени, становится холоднее, на перевалах может выпасть снег. Во времени я не был сильно ограничен, поэтому дожидался коридора с хорошей погодой, уже находясь в Республике Алтай, а именно в селе Манжерок, в «Алтай Мото» у Володи Севера, где часть лета я проработал администратором мотодома и гидом однодневных радиальных туров. Дождавшись этого коридора, решил выезжать 1 сентября 2020 года.
Несколько слов о цели этого путешествия и о подготовки моего мотоцикла:
Республика Тыва — для меня, загадочное и таинственное место. Я не встречал ни одного мотоциклиста, который бы сказал — что он там бывал, а те кто бывал в Туве – рассказывали неприятные истории о встречах с местными жителями и отговаривали ехать. Однако, я из тех типов людей, которые доверяют своим внутренним чувствам и ощущениям – и эти чувства сказали мне — «Едь!», ну я и поехал.
Изначально, у меня была одна цель – проехать по дороге из Алтая в Тыву, но позже, решил еще доехать до столицы республики — города Кызыл, где запланировал посетить Национальный музей Республики и набережную, где берет свое начало великая река Енисей.
Подготовка мотоцикла: мотоцикл BMW F650GS Dakar 2002 года. Купил его в 2017 году и проехал на нем уже около 35 000 км. Из обвеса стоят боковые кофры от ZIG CASE, боковые защитные дуги от GARAGE777 на которые я креплю канистры под бенз и на пассажирское сиденье кладу дорожную сумку на 60л. Перед поездкой переобулся в MITAS E-07. С собой набор необходимых инструментов, палатка, спальник, мульти-топливная горелка и дождевик. Вес снаряженного мотоцикла около 250 кг.
Нитка маршрута: Манжерок — Кош-Агач — Кокоря — пер.Бугузун (Тыва) — озеро Ак Холь — Кызыл-Хая — Саглы — Чадан — Кызыл — Абакан — Кемерово — Новокузнецк
День 1. 1 сентября 2020 года. Манжерок — Кош-Агач (ночевка в кемпинге Тыдтуярык).
Утром, перед выездом — позвонил в МЧС Республики Тыва и по телефону зарегистрировал свой тур. С расчетом, что выйду на связь примерно 4 сентября. Вообще, делается это все через сайт МЧС заранее! Хотел еще зарегистрироваться в МЧС Республики Алтай, но они сказали, что не нужно. Так же, связался с погранзаставой в Кош-Агач, хотел узнать по поводу пропуска для проезда в приграничной зоне (тк дорога на перевал Бугузун идет рядом с Монгольской границей), мне сказали позвонить на погранзаставу в Ташанту. Позвонил, сказали что бы я к ним заехал и отметился. Не совсем по пути, но что поделаешь, надо будет заехать.
Выехал из Манжерок около 11:00. Погода была солнечной и это меня очень радовало. По пути делал небольшие остановки на отдых, в Акташе закупился продуктами на следующие дни. К Кош-Агач подъезжал уже затемно, решил остановиться на ночевку в кемпинге Тыдтуярык.
![](https://i.postimg.cc/vBPZRCHs/IMG-20200901-193218.jpg)
Кош-Агачский район
![](https://i.postimg.cc/GtrVQp13/IMG-20200901-194020.jpg)
Вид на Северо-Чуйский хребет
Поставил палатку у ручья, познакомился с Сашей Hunta — он организует и проводит экскурсии по местным красотам и знает в тех местах практически все. Саша подсказал мне, что не нужно ехать в Кокоря, есть другая дорога в обход села и в дальнейшем – не нужно будет бродить через реку Бугузун.
Я принял эту информацию к сведению и отправился в палатку. Ночное небо было полностью усыпано звездами, да еще и полная луна.
День 2. 2 сентября. Кош-Агач – Теленгит-Сортогой — перевал Бугузун – озеро Ак Холь – село Кызыл – Хая.
![](https://i.postimg.cc/3xnp18P8/IMG-20200902-095134.jpg)
Кемпинг Тыдтуярык, фото с Сашей Хунта
Проснулся рано, позавтракал и в путь! Доехал до села Кош-Агач и остановился на заправке Лукойл. Пока заправлялся, подъехал УАЗик и оттуда вышел военный. Я решил поинтересоваться, нужно ли мне получать пропуск или отмечаться, на что он сказал, что не нужно. Тогда я задал вопрос про альтернативную дорогу, минуя село Кокоря. – «Дорога есть, мы сейчас как раз направляемся в ту сторону», сказал он. Круто, подумал я и не стесняясь, напросился поехать в след за ними, на что он кивнул в ответ, сел в машину и поехал. – «А как же я?», подумав про себя и быстро прыгнув на мотоцикл, поехал догонять УАЗик, который свернул на дорогу сразу за заправкой.
![](https://i.postimg.cc/gjskpJyr/IMG-20200902-102821.jpg)
Вид на Южно-Чуйский хребет
Эта дорога шла в село Теленгит-Сортогой. Не доехав до села, машина остановилась и военный сказал, что им нужно кое-что забрать в деревне, прочертил мне дорогу пальцем на горизонте и сказал – «Езжай». Проехав деревню, я словно попал в Монголию — сразу появилось множество дорог. Опыт подсказывал, что в один момент они сойдутся, но все же я поехал той, которая шла левее, вдоль хребта. Было необходимо найти дорогу, которая уходила на вершину хребта. Скоро я доехал до какого-то съезда и начал взбираться в гору, местами с пробуксовкой. Попав в небольшой каньон и проехав немного, вдруг появилось ощущение, что еду не туда. Спустился назад на основную дорогу и поехал дальше. В скором времени появилось ответвление от основной дороги в лево, к вершине. Наверное оно, сказал я себе и попер по песочно-грунтовой дороге на верх.
Добравшись до вершины, мне открылся красивейший вид на долину реки Кокоря. Помню, что военный сказал мне – «Спустишься с перевала, дашь чуть левее и будешь бродить». Я так и сделал, спустился с перевала, одна дорога шла прямо а другая левее. Левее и поехал. Ехал ехал, брода все нет и нет, река все шире и шире, а дорога хуже. Вдалеке увидел очертания деревни, подумал что это Кокоря и понял, что еду совсем не туда… И спросить некого, рядом ни души. Закурил сигарету, обернулся назад и вижу, что по ту сторону реки, вдалеке – пылит тот самый УАЗик. Развернулся, поехал назад. Значит они бродили где-то недалеко от той развилки после спуска в долину. Вернулся к месту где спустился, но в этот раз решил проехать прямо и «О, УДАЧА!», там был брод. Точнее 3 брода, все это рукава реки Кокоря. Перебродил нормально, проезжал не спеша, у кромки перекатов, т.к. там вода ниже и более-менее было видно дно и камни.
Затем доехал до реки Камтытыгем и перебродил ее. Дальше ехал по основной дороге, вдоль хребта и добрался до реки Узунтытыгем и снова в брод. Тут уже было посложнее и я набрал полные ботинки воды. Поехал дальше и взобравшись на холм, вновь нахлынули воспоминания о Монголии – несколько дорог шли прямо и лишь одна уходила правее. Вот что бы вы сделали? По какой дороге поехали бы вы? Я выбрал дорогу правее, из соображений, что она идет в сторону реки Бугузун.
![](https://i.postimg.cc/9FcYYnrB/IMG-20200902-130203.jpg)
Распутье дорог
Затем там был крутой спуск и ехать на гусе было немного очково, а после спуска сразу брод через реку Буйлюкем, которая буквально через 100м впадала в Бугузун. Значит я на верном пути. Штурмовал брод долго. Наехал на большой камень, упал несколько раз, но все-таки брод проехал.
![](https://i.postimg.cc/t4xJZXpv/IMG-20200902-131033.jpg)
Брод через Буйлюкем
Вылил воду из ботинок, и заехав на холм – увидел основной брод через реку Бугузун. Не скажу, что воды там было много, но все же, до этого несколько дней шли дожди, поэтому могло быть всякое а река широкая.
![](https://i.postimg.cc/Sj00wb3j/IMG-20200902-132818.jpg)
Брод через Бугузун, через который обычно все и ездят
Ну, думаю, дальше будет проще! Впереди стоял указатель на источник Бугузун – прямо, а другая дорога уходила левее. Я поехал по той, что левее. Еду себе, еду и понимаю, что походу снова не туда поехал. И тут мимо меня пролетает УАЗик. Догоняю его, торможу, здороваюсь с Алтайцами и вежливо спрашиваю, куда идет эта дорога. Они сказали, что мне нужно ехать по той дороге, которая идет в сторону источника Бугузун. Куда эта идет, я так и не понял, предположительно в сторону пастбища. В общем, поехал по нужной дороге и снова увидел вдали тот самый УАЗик и поехал за ним, пытаясь догнать.
![](https://i.postimg.cc/wMY8rdSM/IMG-20200902-134343.jpg)
Нужная мне дорога, вдоль реки Бугузун
Вскоре, впереди оказался еще один брод через реку Карагай. Тоже, серьезный такой брод, проехал нормально его, на удивление. Еду дальше и вот уже почти догоняю УАЗик, который выползает из второго брода через реку Карагай. Начал я ее форсировать вдоль переката и на середине реки не удержал мотоцикл и из за сильного течения завалил его. Завалил так, что еще и не выберешься. И вот я лежу, по пояс в воде и смотрю вперед, на уезжающий УАЗик, который постоянно сматывается от меня. Из под мотоцикла вылез достаточно быстро, а вот поднять его и выкатить на берег было совсем непросто. Сильное течение, вода чуть выше колена и крупные камни. Хорошо, что ехал вдоль переката и когда мотоцикл упал – он уперся в камни кофром и встал под углом 45 градусов. Пришлось немного приподнимать мотоцикл и подбрасывать под кофр другие камни, угол наклона уменьшился и мне удалось поднять его и еле как выехать на берег.
![](https://i.postimg.cc/4N827gBc/IMG-20200902-141055.jpg)
Сушу боты после непростого форсирования второго брода реки Карагай
Отдыхал примерно 30 минут. Отжал, все что можно было и поехал дальше. Да, думал я в тот момент, а что же будет дальше. А дальше, я доехал до новенького дорожного знака – «Республика Тыва» — прямо, «Источник Бугузунский» — направо. Постоял, пофотался и поехал прямо.
![](https://i.postimg.cc/W4cGtYLr/IMG-20200902-142823.jpg)
Указатель направления в Туву и к источнику Бугузун
Вскоре был спуск к какому-то ручью и дорога пропала… А нет, не пропала – ручей и был той самой дорогой. Предполагаю, что это была река Карагай. В общем, поехал по реке. Камни большие, колеса проскальзывают местами, особенно если наезжаешь на илистую поверхность. И в один из моментов я вижу, как мне на встречу, вдоль склона, скачут на лошадях 3 всадника. О, пограничники, подумал я, обрадовавшись их появлению. Остановившись прям в этом ручье и заглушив мотоцикл, закурил. Радость моя длилась не долго, тк были это не пограничники. Ребята оказались молодыми, подошли ко мне, здороваться не стали, слезли с лошадей и присели рядом. Я подумал – Тувинцы. Разговор наш длился примерно 30 минут. За это время, жизнь пронеслась перед глазами. Сначала был допрос, откуда я и куда, че в кофрах и т.д. Есть ли водка у меня. На ответ, что я еду в Тыву они сказали – «зачем, тебе что жить надоело? Тебя там убьют!». Вот как-то так. А потом они предложили оставить мне кофры, с двумя из них и одного свозить в село Кокоря, за водкой. Я конечно просто а**л от такой просьбы. Как вспомнил, последний брод… А они говорят – «Да че тут тебе, 30 минут туда-обратно»… В общем, наш диалог не состоялся и я получил с левой по шлему а затем и в грудь, да так, что прилег вместе с мотоциклом. Получил за то, что отказывал им в их просьбе. Тут один из них успокоил буйного и начал помогать мне поднимать мотоцикл, взялся за зеркало и отломил его… Ну, думаю, отлично съездил в Тыву: )
В общем, после этого они немного успокоились и вдруг буйный увидел у меня нож на поясе. Попросил показать, я сказал нет. Тогда он показал мне свой нож и спросил, крепкие ли покрышки у меня. Я сказал что да, новые практически, Митас. И тут своим ржавым ножом слегка провел по покрышке. Его снова остановил друг. Затем они сели на лошадей и попросили меня, когда буду спускаться с перевала, что бы передал их друзьям, что они скоро вернутся с водкой. Еду дальше и думаю, неужели там еще такие же будут?
![](https://i.postimg.cc/Njq9xyJv/IMG-20200902-151859.jpg)
Упал в лужу. Немного выше — седловина перевала Бугузун
Перевал был близко и практически доехав до него, я падаю в небольшой луже и понимаю, что и морально и физически я истощен. Через некоторое мгновение, вдалеке, вижу Обо, место поклонения духам и понимаю, что я добрался до перевала Бугузун! На вершине было очень тихо и как-то таинственно. Сделав несколько фото, я начал спускаться.
![](https://i.postimg.cc/44chHbPQ/IMG-20200902-152247.jpg)
Перевал Бугузун, 2610м и вот я в Тыве!
Дорога на спуске была совсем не очень и приходилось ехать медленно. Местами было топко и вязко, эпизодически дорога была залита ручьями. Затем я встретил мужичка на коне, поздоровались, он спросил, один ли я еду. Я сказал, что не один, остальные на перевале. Затем встретил ее двух парней, они вообще не говорили по-русски. Дорога и местность мне очень напоминали Монголию. Холмы, множество второстепенных дорог, запах воздуха, крутые спуски и подъемы, промоины от дождей. Ехать нужно было предельно внимательно.
Местами, в небольшом отдалении виднелись юрты и бегающие рядом дети. Они как только видели меня – сразу бежали на встречу. Но не успевали добежать, я уезжал.
![](https://i.postimg.cc/hjdhxcLt/IMG-20200902-155225.jpg)
Очередное падение. Непросто ехать по ручью, с большими камнями
![](https://i.postimg.cc/VN3kzpxQ/IMG-20200902-160903.jpg)
Вид на озеро Ак Холь с вершины одного из перевалов
Так я добрался до озера Ак Холь. Изначально, планировал там заночевать. Но на тот момент хотелось уехать подальше, туда где никого нет. Объехав озеро, начался крутой подъем и такой же крутой спуск, после которого дорога стала размытой и болотистой, с кочками. Проехав этот участок, выехал к месту, откуда можно было поехать на озеро Хиндиктиг-Холь или южнее, в сторону села Кызыл-Хая.
![](https://i.postimg.cc/bw4hnb31/IMG-20200902-171241-1.jpg)
Прямо — дорога в ущелье, в сторону Кызыл-Хая. Немного назад и будет дорога к озеру Хиндиктиг-Холь
Я поехал в сторону Кызыл-Хая, вдоль реки Моген Бурен, которая берет начало из озера Хиндиктиг-Холь и уходит в Монголию. Дорога шла то по правому, то по левому берегу реки, разъехаться с машиной было-бы сложно даже мне. Везде стояли хорошие мосты.
![](https://i.postimg.cc/ZKggsmpS/IMG-20200902-172838.jpg)
Мост через реку Моген Бурен
По пути мне встретился парень с девушкой на мотоцикле, я посигналил ему и махнул рукой, а он нет, видимо не принято. До Кызыл-Хая оставалось не так уж и далеко и в один из моментов на дороге появилось хорошо укатанное ответвление, ведущее куда-то вверх. Я сначала было сунулся туда, но потом мне эта дорога показалась странной, ведь ехать надо вдоль реки, а эта уходила в сторону. Вернулся назад и поехал по той, которую рисовал для навигатора. НО! Мне кажется, что эта дорога тоже проезжабельна и выводит она прямо в Кызыл-Хая, минуя броды, на которых кстати, потерял порядком времени и некоторые запчасти мотоцикла.
Еду дальше и вскоре, дорога привела меня к броду с большими камнями. Тут я заметил, что болт на ручке руля выкрутился и я потерял проставку, ну и сам собственно болт. Ремонтировать не стал, поехал с открученной ручкой. Перебродил один рукав реки, затем другой, а дальше был полуразвалившийся мост через реку, в брод идти не вариант. Дорога превратилась в камни и песок и я вообще не понимал, правильно ли я еду. Если тут мост полуразвалившийся, то что будет дальше? Начал я форсировать этот кривой мост, покрышка дала скользяк, на мокром участке и я прилег, прям у края моста. На подъем мотоцикла ушло минут 20… Дерево скользкое и при каждой попытке поставить мотоцикл, колеса скатывались… Пришлось выкладывать камни и делать упор… Еле как выехал.
![](https://i.postimg.cc/fLGCjz12/IMG-20200902-184704.jpg)
Долго не мог поднять мотоцикл
Дальше я плутал по Ивовым зарослям и гигантским лужам и вскоре дорога вывела меня к броду, который я бы точно проехать не смог. Рядом, дорога немного ответвлялась и я решил проверить ее и «О Чудо!». Заехал на небольшой холм, откуда увидел село Кызыл-Хая и большой мост! К нему и поехал. Переехав мост, я оказался в селе. В пустом селе. Казалось, что там вообще никого нет. Поднимаясь в горку, мне на встречу показался УАЗ Патриот. Водителем был крайне приятный мужчина с детьми, сказал что живет в этом селе. Узнал про дорогу и мы попрощались. Пытаясь найти выезд из села, случайно уехал к какой-то мусорной свалке а потом еще намотал кучу лишних кругов, пытаясь найти выезд на главную дорогу. В итоге, вернулся назад и выехал на главную! Как же я был рад! Вы не представляете!
![](https://i.postimg.cc/ZqyyP8Zm/IMG-20200902-195709.jpg)
Набираю воду перед поиском стоянки, за селом Кызыл-Хая
Теперь оставалось найти место для ночлега, тк уже смеркало, время было около 20:00. Главная дорога шла в сторону села Мугур-Аксы, Саглы и выходила на трассу «Енисей» к селу Хандагайты, на границе с Монголией.
Дорога была грунтовой, местами с большими камнями и шла вдоль границы с Монголией, что бы вы понимали, примерно в 5 метрах от пограничного ограждения! На одном из перевалов я увидел Обо в стороне, на возвышенности и решил переночевать рядом. Дул сильный ветер, кое как, уже в темноте, удалось найти плоское место и начал ставить палатку, стараясь быть незаметным. Когда же, палатка стояла – я открыл кофры, а они практически на половину были полны водой. Короче, долго я еще возился, околел до костей и в конце концов, сделав все дела – залез в палатку, укутался в спальник и принялся пожирать шоколадки. Все съел, под частую! Варить ничего не хотелось, да и сил ну просто не было никаких. Через некоторое время я вылез наружу, а там луна светила так ярко – что все вокруг светилось! Было очень красиво, внутри отлегло и стало спокойно.
День 3. 3 сентября 2020. Кызыл-Хая – Саглы – Чадан – Кызыл.
![](https://i.postimg.cc/XqxZNxKf/IMG-20200903-080608.jpg)
Готовлю завтрак
Проснулся около 7 утра. Вылез из палатки, разложил мокрые вещи на солнце и начал варить завтрак. Не высохли только мотоботы. Собрав все вещи, решил подняться до того самого Обо.
![](https://i.postimg.cc/7hjFzrNw/IMG-20200903-093027-1.jpg)
Левая часть — Монголия, Правая — Россия
Поднимаюсь, а это вовсе не Обо а два пограничных столба, один Российский и в метре стоит Монгольский. Выкурил сигаретку в Монголии и вернулся назад в Россию, сел на мотоцикл и поехал.
![](https://i.postimg.cc/N0h0cWqh/IMG-20200903-093021.jpg)
Граница России и Монголии, а я думал Обо стоит
Дорога становилась все лучше и лучше, местами удавалось разогнаться до 80км/ч, а местами ехал 10-20км/ч. Так и ехал вдоль границы, любуясь красивыми озерами, через одно из которых проходила даже граница, в виде столбиков с сеткой.
![](https://i.postimg.cc/ryvyWBsD/IMG-20200903-105534.jpg)
На одном из перевалов
На одном из перевалов даже увидел заснеженную шапку величественной горы Монгун-Тайга. Так я добрался до поворота к селу Мугур-Аксы, после которого была погранзастава.
![](https://i.postimg.cc/FRYmkpQb/IMG-20200903-111003.jpg)
Дорога к погранзаставе, позади поворот на Мугур-Аксы
На дороге не было никаких постовых и я поехал дальше, в перевал, на котором на меня попытались напасть собаки и дав газу – у меня отвалилось зеркало. Возвращаться за ним я уже не стал.
Рельеф сменился, стало зелено и красиво, я очутился в очень красивом ущелье. Это все мне уже стало напоминать пейзажи Киргизии – хвойные деревья, горная река, высокие хребты гор, осыпи и обвалы на дороге, с острыми камнями. Через некоторое время я доехал до кафе, про которое пишут в отчетах джиперы, но останавливаться там не стал и поехал дальше. И снова пейзажи резко сменились.
![](https://i.postimg.cc/br05ZSdH/IMG-20200903-123255.jpg)
Резкая смена пейзажев
Сначала были холмы, спуски и подъемы, затем я попал в какую-то котловину и снова перевалы и спуски. В один из моментов я проезжал место, где велась какая-то добыча, оттуда выезжали большие грузовики. В один из моментов, пытаясь обогнать такой грузовик – я чуть не улетел в кювет, тк водитель, как я считаю, целенаправленно попытался меня бортануть. Адреналина хапанул сполна.
Стороной проехал село Саглы и через некоторое время выбрался на Р257 «Енисей» и начался асфальт! Тут я совсем воспрял духом. На повороте стояла машина ДПС и вагончик. Выехав на дорогу я поприветствовал ДПС и поехал в сторону Чадана. Потом думаю, надо бы отдохнуть и смазать цепь, вернулся на пост ДПС и там отдохнул.
![](https://i.postimg.cc/hPgwHs3C/IMG-20200903-132256.jpg)
Выехал на трассу Енисей, общаюсь с военными, фотать не разрешили
Пообщался с пограничниками и они мне сказали, что нужно было оформить пермит на передвижение в приграничной зоне и мне просто повезло, что я не встретил никого. Штрафовать они меня тоже не стали, поболтали и я поехал в сторону Чадана.
![](https://i.postimg.cc/XJbcpH5m/IMG-20200903-143945.jpg)
Вершина красивейшего перевала в сторону Чадана
Дорога была ну просто красивейшей! Хороший асфальт, спуски, подъемы, серпантин, местами велись дорожные работы. Добравшись до Чадана, я вышел на связь, отзвонился в МЧС, сказал что вечером должен быть уже в Кызыле.
Пока стоял на дороге и звонил, рядом остановились ребята на тонированной 12-ке, слегка приоткрыли окно и поприветствовали меня. Спросили откуда и куда, пожелали доброй дороги и уехали. Заправляться я тут не стал и решил сделать это где-нибудь дальше, а зря.
![](https://i.postimg.cc/wBV3Q0PS/IMG-20200903-155233.jpg)
дорога Чадан — Кызыл
Бензин из канистр, был залит мной в бак уже давно, а вот заправки после Чадана не попадались. Но все-таки мне удалось дотянуть до села Шагонар, где я и заправился. Ветрище дул очень сильный в тот день и скорее всего, от Чадана в сторону Кызыла так всегда, из за открытого рельефа.
Не доезжая до Кызыла, я свернул на площадку для отдыха, откуда открылся красивейший вид на реку Енисей. Поболтал с мужичком, который искал свою корову и поехал в город.
![](https://i.postimg.cc/CMt57ZPL/IMG-20200903-182350.jpg)
Обо у смотровой площадки на Енисей
![](https://i.postimg.cc/Qx8Dpjsx/IMG-20200903-182440.jpg)
Енисей
Выбор мест проживания в Кызыле совсем небольшой. Есть один нормальный отель, но он дорогой, а остальное вызывает сомнение. В общем, нашел что-то боле-менее и отправился туда. Заселился, переоделся и пошел в ресторан традиционной Тувинской кухни. Уже стемнело, я шел по одной из улиц города и мне не верилось, что я добрался до Кызыла.
Ресторан оказался очень даже хорошим. Вернувшись в отель, я упал спать.
![](https://i.postimg.cc/DzsH9NFM/IMG-20200903-184937.jpg)
Въезд в Кызыл
![](https://i.postimg.cc/cCDb7yMr/IMG-20200903-201945.jpg)
Меню ресторана в Кызыле
День 4. 4 сентября. Кызыл.
Этот день я посветил мотоциклу. Подтянул кое какие болты, смазал и отмыл цепь. Посетил Национальный музей Республики Тыва – и был очень впечатлен.
![](https://i.postimg.cc/3w7Fwfm6/IMG-20200904-134410.jpg)
Национальный музей Республики Тыва
![](https://i.postimg.cc/G2XQVPBf/IMG-20200904-115142.jpg)
Фото Тувинцев
Еще нашел рынок с сувенирами, погулял по набережной, именно там берет свое начало река Енисей, увидел интересные скульптуры, одна из которых называется «Царская Охота» Даши Намдакова и прогулялся до буддистского храма Цэчэнлинг.
![](https://i.postimg.cc/LsnLhdhx/IMG-20200904-152025.jpg)
Царская Охота, Даши Намдаков
![](https://i.postimg.cc/xdwJCcwd/IMG-20200904-152507.jpg)
Стелла Центр Азии
Вечером этого же дня решил отдохнуть в местном ресторане Горыныч, в который меня успешно не пустила девушка администратор, дрэсс код у них. Я даже пытался объяснить ей, что я путешествую на мотоцикле и у меня нет джинс и рубашки, но все безуспешно. Тогда я поехал в ресторан, где был прошлым вечером и там поужинал спокойно.
День 5. 5 сентября.
Проснулся около 7 утра. Погрузил вещи на мотоцикл и сначала заехал в МЧС Тувы, сказал ребятам спасибо и поехал в сторону Абакана.
![](https://i.postimg.cc/fLQys1dt/IMG-20200905-104457.jpg)
Фото с сотрудником МЧС Республики Тува
Ветер был таким сильным, что местами приходилось сбрасывать скорость до 40 км/ч! Дорога была хорошей. Заехал на заправку в селе Туран и уже через некоторое время стоял на перевале, возле Обо и прощался с Тувой, до следующего раза.
![](https://i.postimg.cc/zBNz6KmT/IMG-20200905-123731.jpg)
Тува, до новых встреч!
Дальше дорога шла через Красноярский край и Природный парк Ергаки, затем началась Хакассия и к вечеру я был в Абакане. Нашел уютный хостел, сходил в неплохую пиццерию. Вообще, в Абакане, на мой взгляд – очень неплохие заведенья.
![](https://i.postimg.cc/HLwHwnJn/IMG-20200905-145839.jpg)
Позади Обо — Природный парк Ергаки — мое самое любимое место для похода с рюкзаком!
День 6. 6 сентября.
Дорога домой. Из Абакана доехал до Кемерово, через непонятно какие дороги и места. Лучше бы ехал по федералке. Ночевка в Кемерово.
День 7. 7 сентября.
До Новокузнецка доехал быстро, под бесконечным проливным дождем и вот я дома.
Итоги:
Еще одна цель достигнута! Мне удалось проехать по дороге из Алтая в Тыву. Маршрут очень интересный, я бы с удовольствием проехал его еще раз, только бы внес кое какие коррективы в маршрут.
Дорога не простая и ехать в одного я не рекомендую, как минимум — вдвоем. На тяжелых мотоциклах, будет не просто, на мой взгляд. Но если у вас есть хороший опыт тур-эндуро – то все проходимо.
Сама Тыва мне очень понравилась. Я бы назвал это место – Русской Монголией. И постольку поскольку, границы пока еще закрыты – то знайте, что всегда есть альтернатива. А если кто собирается в Алтай – добро пожаловать! Надеюсь, что это лето я проведу на прежнем месте, в мотодоме Алтай Мото, Манжерок, Республика Алтай. Буду рад новым знакомствам.
GPS track здесь!
tribe_ink
- Алексей
- 23 марта 2021 в 17:19
- 9
- ?
![VladXT660](https://bikepost.ru/uploads/images/03/84/60/2018/04/06/avatar_48x48.jpg?075524)
Отличный отчёт. Очень редко люди в постах пишут негатив, от этого складывается ощущение что мир открыт и кругом одна доброта. Нужно всегда помнить что если есть добро, значит есть и зло. Думаю каждому туристу будет полезно хоть раз испытать унижение и страх, это очень отрезвляет.
Нож перестал ностить в быстром доступе, не хочу чтобы у меня была возможность его применить при какой-то потасовке.
Нож перестал ностить в быстром доступе, не хочу чтобы у меня была возможность его применить при какой-то потасовке.
![romanssonid](https://bikepost.ru/uploads/images/05/71/33/2019/07/23/avatar_48x48.jpg?165624)
- romanssonid
- 24 марта 2021 в 8:54
- ↓
Я был в Тыве на машине лет 5-6 назад. Ночью в Кызыле в центре города не пробыли и трех минут как нарисовалось два туловища желающих непонятно чего. Обошлось без потасовки, но осадочек остался. А за отчет спасибо! В грядущем году это один из потенциально рассматриваемых маршрутов. Правда время выпадает на конец мая, начало июня и, боюсь, будет слишком много воды.
![_Al_Vas_](https://bikepost.ru/templates/skin/bikepost/images/avatar_48x48.jpg)
Ты можешь как угодно искать решение, а мне не западло спросить о чем, чего я не знаю и что мне интересно. Как не тяжело и ответить, если меня спрашивают. Но только без влажных фантазий, а предметно, у тех кто точно знает что и как. Моя практика показывает, что это наиболее правильный способ получения информации.
![_Al_Vas_](https://bikepost.ru/templates/skin/bikepost/images/avatar_48x48.jpg)
Мне не надо фантазировать, чтобы спросить. А вот как ты нафантазировал про дорогу по горам и запреткам в Чечне — вот это газанул поям от души, со всем пЕсательским задором, гыгыгы
Пешы исчо свои отчеты, для тебя видать это важно, повышает таою значимость и самооценку, так бывает с новичками.
А я уже этим перестал страдать, лет 12 уж точно, перерос этот период.
Пешы исчо свои отчеты, для тебя видать это важно, повышает таою значимость и самооценку, так бывает с новичками.
А я уже этим перестал страдать, лет 12 уж точно, перерос этот период.
здесь был ататат
![Diver](https://bikepost.ru/templates/skin/bikepost/images/avatar_48x48.jpg)
Привет. Отличный отчет. Сам планирую этим летом так же пройти с Алтая в Тыву. Маршрут рисовал по постам skogarmyrkr. Если сможешь поделиться треком, спасибо. И может еще какие советы дашь. Поеду на klr 650. По времени — вторая половина июня, так складывается на работе. Конечно смущают броды в это время, как бы не попасть на большую воду
![shoogle](https://bikepost.ru/uploads/images/05/72/87/2019/08/05/avatar_48x48.jpg?161057)
С интересом прочитал статью, спасибо. Полезно. Был в прошлом году на Алтае и в этом году тоже поеду, смотрел на карту и не думал, что можно так интересно «сократить». Нашел ещё информацию, что уже в этом году начнется строительство автомобильной дороги из тувинского поселка Кызыл-Хая в село Кош-Агач Республики Алтай — www.gorno-altaisk.info/news/127096
![B-twin](https://bikepost.ru/uploads/images/04/95/26/2019/05/24/avatar_48x48.jpg?162353)
Красноярск — моя родина!
Был в тех местах не один раз, но по этой дороге не рисковали соваться!
В целом — безумству храбрых, поём мы песни. В Тыве надо было быть осторожней, это дикий край, а Кызыл — город хирургов, потому, что ходят все с ножами и русскому после девяти вечера лучше на улицу не выходить.
Отдельное спасибо за фотографии… Я уже одиннадцать лет живу в Санкт-Петербурге и очень тоскую по горам.
Именно настоящим, таким, как на ваших фотографиях. Я их все на снимках разглядывал можно сказать с жадностью!
Эххх, как мне хотелось бы составить вам компанию. У меня даже мотоцикл похожий по ТТХ — Ямаха Супер Тенере 750!
Был в тех местах не один раз, но по этой дороге не рисковали соваться!
В целом — безумству храбрых, поём мы песни. В Тыве надо было быть осторожней, это дикий край, а Кызыл — город хирургов, потому, что ходят все с ножами и русскому после девяти вечера лучше на улицу не выходить.
Отдельное спасибо за фотографии… Я уже одиннадцать лет живу в Санкт-Петербурге и очень тоскую по горам.
Именно настоящим, таким, как на ваших фотографиях. Я их все на снимках разглядывал можно сказать с жадностью!
Эххх, как мне хотелось бы составить вам компанию. У меня даже мотоцикл похожий по ТТХ — Ямаха Супер Тенере 750!
![OneMoreMila](https://bikepost.ru/templates/skin/bikepost/images/avatar_48x48.jpg)
- OneMoreMila
- 1 февраля 2022 в 12:27
- ↓
Я в восхищении от этого путешествия! Настолько страшно, насколько и красиво )) А что, Вы из Новокузнецка? Когда-то я там жила, на улице Бардина ))
![Zhenya_sib](https://bikepost.ru/templates/skin/bikepost/images/avatar_48x48.jpg)
- Zhenya_sib
- 22 января 2023 в 15:50
- ↓
Автор, ссылка на трек не работает, если есть возможность обновить было бы не плохо, заранее спасибо.
Тоже проходил этот маршрут, но не знал объезд основного брода через Теленгит-Сортогой.
Тоже проходил этот маршрут, но не знал объезд основного брода через Теленгит-Сортогой.
![Zhenya_sib](https://bikepost.ru/templates/skin/bikepost/images/avatar_48x48.jpg)
- Zhenya_sib
- 22 января 2023 в 15:52
- ↓
Есть желание еще раз пройти, в сентябре 2023го, но в одново не охота, если есть кто с Хакасии, буду рад компании, мот хонда хр250. в личку.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (59)
RSS свернуть / развернуть