Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. motur → Отчет о мотопутешествии вокруг Хубсугула. Часть 2. Ханх - Хатгал (Монголия)

День 4


16.09.2019
Маршрут дня п. Ханх – Дархатская котловина
Протяжённость 120км
Перепад высот 900м
Чистое ходовое время 8ч


Утро в юрте божественно!
Встали с новыми силами и с отличным настроением.
Поймали хозяина турбазы Баяра и под его ответственность на заставе нам дали разрешение на проезд приграничной территории. Баяр попросил отнестись к закону со всей серьезностью, с дороги не съезжать, границу не пересекать.

Разрешение абсолютно бесплатное.
Проживание в юрте нам обошлось всего в 350 рублей с человека, ужин из 3 поз и чебурека 150 рублей.
Баня еще по 200 рублей.

Воодушевленные наличием пропуска, мы решили подкрепиться. Нашли кафешку, заказали завтрак. Пока готовили еду, в соседнем доме обменяли рубли на тугрики, заправили баки и все емкости. Следующая АЗС только в Хатгале.
В отличие от еды, бензин в Монголии дорогой. Обычный 92-й стоит примерно 56 рублей за литр.
Когда вернулись с заправки, в кафе нас ждало испытание. Порции у монгол просто огромные! И практически все из сочного мяса. Не доесть невозможно – очень вкусно. Поэтому из-за стола мы буквально выкатились. На мотоциклы еле заползли.
Но на полный желудок любой перевал не страшен!
Поэтому мы завелись и под свист местной детворы полетели покорять Хубсухул.

Сначала дорога идет вдоль озера. Нормальная такая грунтовка. С лужами, бродами, немного грязи — все как мы любим.

Потом дорога уходит вправо от озера и мы едем вдоль шумной реки Ikh Khooroo gol. Надеюсь, нам не нужно будет проходить ее вброд, так как река довольно быстрая и глубокая, а дно усеяно громадными валунами.
Через некоторое время стало ощущаться, что мы медленно, но верно набираем высоту.
Стоит обернуться назад и перед глазами является красота нетронутой монгольской природы. Никаких следов деятельности человека. Даже дорога еле читается. Только голубая нить реки, желтая долина и ярко белые вершины гор. Это уже свежий снег. На нашем перевале наверное уже тоже лежит снег. Как мы его будем преодолевать? Время покажет.
А пока тепло, солнышко греет и мы едем.



В отчетах много читали про коварные болота, которые засасывают мгновенно всех, кто рискнет в них сунуться. Но мы их даже не заметили. Легкие мотоциклы позволяют проскакивать ходом многие препятствия. Особенно вездеходностью отличился Андрей на своей XR250. Мощный мотор, зубастая резина творят чудеса. Андрей в наглую штурмует крутой подъем, разрывает в клочья любую болотину, ловко скачет по камням и ухабам.

А вот я на Serow на выходе с болотного поля немного застрял, не хватило хода проскочить, зарылся и сел на пузо. Но дружеская помощь, верная рука попутчика и все, мотоцикл на свободе, на твердом грунте.

Броды тоже особых проблем не доставили.
Неужели будет так все просто?
Наверняка впереди нас ждет нечто сложное, ведь не зря эту дорогу называют непроходимой.
По ней действительно мало и редко ездят. Мы даже несколько раз терялись и съезжали с маршрута. Но трек и навигатор Павла нас постоянно возвращал на путь истинный.
А путь этот становился все сложнее и сложнее. Подъем уже виден и чувствуется. Становится много крупных камней. Река исчезла из вида. Мы начинаем штурм перевала!



Едем по ущелью. Слева горы, справа горы, впереди горы. Появился жесткий, пронизывающий ветер.
Дорога перестала быть прямой, постоянно виляет, огибает множество болот, холмы, груды камней.
Как бы тяжело ни было, красота вокруг не давала нам унывать. Стоит только оторвать взгляд от колеи, как душа начинает петь. Я не знаю что там особо красивого, но каждый трудный пройденный километр стоит того, чтобы увидеть эти места своими глазами.



И вот началось самое жесткое – дорога, которая состоит из множества огромных острых камней. Объезжать их смысла нет, обрулишь один — уткнешься в другой. Руль постоянно пытается вырваться из рук, из-за чего держать его приходится со всей силы. Мышцы начали забиваться, а подъем становится все круче и круче.
Вот и снег появился по сторонам. Но совсем немного. Видимо монгольские духи нам благоволят. Погода хорошая, мороза обещанного людьми нет, со снегопадом тоже обманули. А мы и не против.
Выбившись из сил, решаем отдохнуть. Нашли небольшую полянку, более-менее ровную. Остановились. И замечаем, что это место выделяется среди других. По краям дороги много пирамидок, следы и ощущается, что тут все время останавливаются. Оглянулись по сторонам, оказывается мы на самой вершине перевала, так как дальше дорога уверенно идет вниз!



Ура! Перевал взят! Навигатор показывает высоту 2400 метров.
Уж дальше будет проще. Вниз это вам не вверх… Как бы ни так! Если до этого дорога была усеяна камнями, то сейчас на дороге лежит полуметровый слой камней различной величины. И они все «живые», мы даже не едем, а плывем по этой каменной реке. Останавливаться нельзя, так как переднее колесо тут же упрется в очередной камень и мотоцикл дальше не поедет, только вытаскивать с помощью товарища. Ехать можно только ходом, виртуозно держа баланс груженого мотоцикла. Через какое-то время, дорога стала петлять серпантином. Приходилось проявлять магию, иначе никак, чтобы и не потерять скорость и вписаться в поворот. Слева отвесные скалы, справа пропасть. В какой-то момент усталость и страх перед падением отступает назад и появляется азарт. Ты уже, при виде очередного валуна, не злишься на эту жуткую дорогу, а начинаешь с увлечением искать самую выгодную траекторию. Из мучения дорога превратилась в увлечение!
Перевал понял, что нас не сломить, сдался, и дорога превратилась в отличную грунтовку с лихими поворотами. Кайф! Появились силы полюбоваться на природу
С этой стороны перевала ущелье совсем узкое и гораздо больше деревьев.
Минут через тридцать мы окончательно спустились, и дорога повела нас через плотный лес из лиственницы и кедра.
На дороге пачками валяются распотрошенные кем-то кедровые шишки. Наверное белки хулиганят.
Павел сообщил, глядя в навигатор, что скоро будут минеральные источники, местный Аршан.
Так как время уже шесть вечера, то может на Аршане и разобьем лагерь.
И действительно, справа появились маленькие домики. Пошли смотреть что там.
А там сеть избушек с ямами, наполненными минеральной проточной водой. Вот только температура воды градусов 20, не больше, еле теплая. Источники явно не термальные. А жаль. Принять горячую ванну было бы весьма кстати.
Решили ехать дальше, пока есть время, дорога и солнце.
По обочинам дороги стали попадаться огромные кучи шелухи кедровой шишки. Здесь явно добывают кедровый орех.
Вскоре мы получили этому подтверждение. Группа молодых монголов на лошадях везли мешки с шишками. Чуть дальше повстречали еще двоих на мотоцикле и тоже с мешками.



Тем временем, дорога превратилась в накатанную трассу. Местами проглядывались плотно уложенные бревна, поперек полотна. Когда-то это была важная дорога, раз ее выложили бревнами.
Едем и балдеем. Мягкий грунт, отличный зацеп, интересные повороты. Лучшего и не пожелаешь.
И вдруг, лес расступается, впереди небольшой холмик, заскакиваем на него и перед нами открывается Дархатская котловина.
Я потерял дар речи. Просто остановился и смотрел. Настолько это было неожиданно, потрясающе и величественно! Солнце уже собирается садиться, долина уже в тени, но заснеженные горы светятся ярко-ярко, кажется будто это вовсе не вершины, а светят фонари вдоль степи.
Просто красиво.



Справа появилась река. На ее берегу мы и заночуем. Проехались еще с час, нашли хорошее место для ночлега и разбили лагерь.
Сухих дров на берегу реки много, вода чистейшая, земля ровная. Что еще нужно путнику?
Конечно кружка горячего чая, чашка вкусной каши и разговоры у костра!
До поздней ночи, не смотря на усталость, делились друг с другом впечатлениями о сегодняшнем дне.
Именно за этими впечатлениями мы и ехали сюда!

День 5


17.09.2019
Маршрут дня Дархатская котловина – п. Хатгал
Протяжённость 150км
Чистое ходовое время 8


Ночь была морозная.



Тент на палатке покрылся корочкой льда.
Вся трава в инее.
Встало солнце и случилось волшебство.
Иней на траве стал не просто таять, а превращаться прямо на глазах в плотный белый туман.
Всю долину покрыло белым пушистым одеялом. Это было сказочно!



Туман исчез так же быстро как и появился.
Много времени на завтрак тратить не стали, так как в сорока километрах от нас находится поселок районного значения Рэнчинлхумбэ. Едем туда, там и перекусим.



Ехать пришлось довольно долго. Перевалов не было, камни отсутствовали. Дорога степная, ровная, шикарная, вокруг пейзажи непередаваемые и… броды. Много бродов, очень много бродов! Через ручьи, речки, реки. Ноги давно уже мокрые, мотоциклы чистые, а броды не прекращаются. Хорошо нам повезло: вода низкая. Попади сюда в сезон дождей, можно надолго залипнуть, на берегу разбушевавшейся реки.
Но карма у нас хорошая, мотоциклы надежные, скил уже успели прокачать.





Сорок километров преодолели часа за два. Как раз к обеду увидели вдалеке то самое Рэнчинлхумбэ. Оказывается поселок довольно большой. Имеется заправка, но бензина мы припасли достаточно. А самое главное, тут есть кафе! Прямо на центральной улице.
Еда просто вкуснейшая. Огромные чебуреки, настоящий монгольский чай с молоком и любимый нами цуйван. Цуйван – это сочная, ароматная домашняя лапша, овощи и много-много мяса.
Покинув гостеприимный поселок, выехали на оживленную дорогу. Местные монголы передвигаются в основном на мотоциклах китайского производства. Легкие, простые 125-кубовые, замена нашим Минскам. На мотоцикле ездят целыми семьями. Муж, молодая жена, ребенок между ними спит, на багажнике пара баулов со всевозможными вещами. Едут, улыбаются, руками машут. А как они преодолевают препятствия! Вот у кого нужно брать уроки эндуро! Любой брод проходят без подготовки, играючи. По болотам скачут как по асфальту, на камни вообще внимание не обращают!
А вот автомобили в основном российские. Много УАЗов, Зилов, 66-х.
Иногда попадаются монголы на лошадях. Самые гордые. Смотрят свысока, приветственные жесты сдержаны и небрежны.
Чем дальше ехали, тем меньше стало людей и начала портится дорога. Сначала множество бродов, а потом дорога просто исчезла, а трек повел нас по руслу огромной пересохшей реки.



Ехать по мелкой гальке то еще удовольствие. Заднее колесо постоянно виляет в разные стороны, переднее норовит подломиться. Газ сбрасывать нельзя, иначе мотоцикл зароется. Приходится держать темп и равновесие. Снова появляется драйв и азарт! Особенно это заметно по Андрею. Он часто вырывается вперед, специально ищет повороты, чтобы пройти с заносом, прыгает через ухабы, с кучей брызг преодолевает броды. Мы с Павлом не отстаем.
В таком ритме чуть не пролетели стадо с диковинными животными. Губастые, с копытами и двумя горбами. Фантастика, это же верблюды! Много верблюдов. Кто лежит, кто стоит, кто жует. Подъехали ближе, какие же они огромные! Высотой под два метра! Смотрят подозрительно и вот-вот плюнут. Решили не рисковать и понеслись дальше!



Вскоре мы опять выехали на грунтовую дорогу с колеями и стали плавно спускаться.
Вдалеке виднелась полоска леса и что-то ярко синее. Привет Хубсугул! Мы едем к тебе!



Когда есть цель, путь всегда короче. К озеру спустились быстро. Казалось бы, озеро, да озеро, вода, да вода… но мы реально соскучились! Даже остановились на берегу… поздороваться.



Дальше дорога идет по побережью. Хорошая твердая грунтовка. Несколько несложных перевалов и болота. Неожиданные полоски болотистой почвы. Объехать эти участки невозможно, приходится искать места поплотнее и штурмовать. Андрей на своем XR со злющей широкой резиной носился по этим болотам, подымая фонтаны черных брызг. Павел аккуратно, не торопясь, с сознанием дела искал фарватер и уверенно преодолевал неприятную жижу.
Я пер напролом. Один раз не получилось Увяз так, что мотоцикл стоял ровно без посторонней помощи. Да так влип, что сдвинуть даже втроем не смогли. Пришлось брать на помощь большую жердь и рычагом вытаскивать бедного Serow из болота. Опять я рад, что нас команда. Иначе, одному пришлось бы возится часа два-три.



Вскоре стали попадаться турбазы. Но так как не сезон, то все закрыты. Решили попытать удачу и ехать, пока не найдем готовую нас принять. Минут через сорок нашли домики, у которых был припаркован автомобиль.
На турбазе просто жили сторожа, но они без лишних слов, мы их все равно не понимаем, накормили обычной домашней монгольской едой и указали на домик, где можно заночевать.
Нам достался сколоченный из тонких досок летний шалашик с печкой в углу. Пока огонь горит в печи – тепло, Только погас, становится холодно как на улице. Пришлось всю ночь бегать топить печку. Но это все же лучше чем в палатке.
  • moturmotur
  • АЛЕКСЕЙ
  • 8 февраля 2020 в 19:59
  • 1
  • ?

Комментарии (2)

RSS свернуть / развернуть
0
rash66
Классная поездка и история.Родные места(сам с Ангарска).Вот это настоящий мототуризм, а не на комфортабельном моте по асфальту.Какое отличие тогда от автомобиля? А в сентябре на Хубсугуле ветры и уже холодно.И ничего не сказано про рыбалку, там рыба на пустой крючок клюет, ее там немеряно.Фильм тоже понравился.
0
motur
Спасибо! Рыбалкой не занимались, не брали удочки, думали что не будет времени. В этом году, когда поедем, обязательно возьмем снасти!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. motur, Отчет о мотопутешествии вокруг Хубсугула. Часть 2. Ханх - Хатгал (Монголия)