Блог им. den_ferum → Северный отпуск, или от мотоциклиста до пешехода один шаг. Часть 2.
Добрый вечер! Первая часть здесь.
Если цель – доехать до маяка, то по Среднему лучше держаться правого по ходу берега, по Рыбачьему – левого.
Самой большой неприятностью для нас оказались броды на Рыбачьем. Поначалу неглубокие, в полколеса. Дно хорошо просматривается, потому что вода проточная, чистая. Если брод вам кажется слишком глубоким, поищите дорогу повыше (подальше от берега), возможно, там будет мельче. Опасаться стоит стоячих луж с мутной водой, лучше промерить их глубину перед проездом.
Кладбище погибших в годы войны:
Красота Севера:
Метеостанция:
Метеостанция снята от забора воинской части. Саму В/Ч Нат снимать постеснялась, сказала: «Наверное, нельзя». До маяка – километра три. Поехали. Фу, что за вонь, чем там у военных котельная топится? А что мне так ногу печет? Б…ь, да это мотоцикл горит!!! Заглушил, набок его, и тушить! Сначала из бутылки водой залил, потом стал мох сдирать и им огонь закидывать. Потушил. Горела проводка. Поднял мот аккуратно, чтобы ничего не перемкнуло опять, снял аккумулятор. Оценил масштабы бедствия: отгорели провода, которые идут к выпрямителю (находится справа внизу за защитой двигателя), может, что еще. Чтобы посмотреть, надо снимать защиту.
Сижу, курю. Думаю, как бы из этой
Подходит военный, видимо, какое-то время наблюдавший за происходящим из-за забора В/Ч. Странная форма у них: ни звезд, ни лычек, не поймешь, кто это – солдат или офицер, фамилия только на груди написана. Наверное, офицер.
— Чем-нибудь помочь? – говорит.
— Да чем-то бы помочь, — отвечаю. – Вот, загорелись. Может, инструменты какие понадобятся. А если б к вам куда-нибудь под крышу закатить, чтоб не в чистом поле ремонтировать, вообще красота бы была.
— К нам нельзя, здесь воинская часть! Давайте, звоните своим. Вы ж не одни здесь?
— Одни. И телефоны у нас разрядились… — это правда. Несколько минут назад думал: надо поставить на зарядку, когда приедем к маяку. Зарядка от прикуривателя, естественно!
Посмотрел он на нас так, как смотрят на неразумных маленьких детей, или на слабоумных.
— Ладно, пойду с командиром переговорю.
Через несколько минут вернулся.
— Нет, — говорит. – Командир не разрешил к нам. Держите хотя бы вот это, – и достает Powerbank для зарядки. – А еще могу на маяк позвонить, может, там вам помогут.
— Ну давай. А эту штуковину тебе как вернуть?
— Себе оставь. Или оставь в кафе в Титовке, я оттуда заберу.
— Спасибо тебе!
Через непродолжительное время появился грузовой УАЗик с маяка. Погрузили мот, доехали до конечной точки нашего путешествия:
Да, не такую фотку я хотел на маяке, но получилось то, что получилось.
Мужики на маяке, как мне показалось, обрадовались (нам или мотоциклу?). Предложили чай, кофе. Мы отказались.
— Я так понимаю, BMW у нас остается? – спросил один из них.
— Посмотрим… А инструменты где у вас?
Снял защиту, снял выпрямитель, отсоединил сгоревшие куски проводки. Картина такая:
На защите хорошо видны следы ожога. То есть штатная проводка терлась об штатную защиту, пока не перетерлась изоляция. Возможно, вода из луж ускорила происходящие процессы.
Семь проводов. Скрутить не получится, надо паять. Знать бы еще, что с чем паять… Тут не вариант. А, может, заведется? Ставлю аккумулятор. Нажимаю кнопку стартера. Есть! Глушу, вытаскиваю лишние предохранители (свет, габариты, стопы), ставлю на место пластик и сиденье.
Можно ехать. Нат в легком ступоре, не поймет, как это: можно ехать, если с мотоцикла снято столько запчастей? «Они что, лишние?» Объяснил, для чего нужна эта железяка и что будет без нее. Главный вопрос: насколько хватит аккумулятора? Помню, когда-то давно проехал на «девятке» (ВАЗ-2109) больше ста километров без ремня генератора (ремень порвался), пока не доехал до магазина автозапчастей. Но то была старая карбюраторная «девятка» с механическим бензонасосом и с автомобильным аккумулятором, а здесь насос электрический и аккумулятор совсем небольшой емкости. Закончил я свою речь так: «Ехать буду быстро. Ты держись, больше скорость – меньше толкать потом».
Зарядившийся телефон Нат нашел норвежский роуминг, а Нат нашла «дорогу без бродов» в гугл-картах. Но навигатор же – сука! Первая лужа, к которой он нас привел, мне сразу не понравилась, но промерять ее я не стал (дорога же «без бродов», и торопился, чтобы меньше сажать аккумулятор). Нат высадил. Потихоньку еду и с ужасом вижу, как клюв Гуся скрывается под водой… А чуть выше клюва воздухозаборник… Фу, обошлось, выехали. Я наполовину мокрый, Гусь мокрый почти весь, даже пассажирское сиденье в воде.
В какой-то момент нашли дорогу, по которой приехали сюда, и дальше я не ехал, а жег! Уже не надо останавливаться у каждой лужи, потому что знаешь, как ее проехать или объехать. А вот на пассажирском месте стало тихо, как будто и нет никого… Я что, где-то потерял Нат, или она прониклась и не хочет толкать мот?
А это отлив:
Туда ехали по узкой полосе сухого песка между морем и камнями, обратно – автомагистраль! Дно довольно плотное, можно разогнаться.
Но все хорошее когда-то кончается, как и заряд аккумулятора… До перешейка между Рыбачьим и Средним не доехали. Стояли недолго: помогли возвращавшиеся с Рыбачьего добрые люди, зацепили веревкой к одному из джипов, в этом же джипе для Нат место нашлось. Вот тут-то я страха натерпелся… Едет большой джип довольно быстро, не видно за ним ничего, все прелести дороги в виде камней, ям и бродов возникают внезапно и неотвратимо. Только спрыгивать, если что. А что будет с мотоциклом на этих камнях? О том же самом, видимо, думал и водитель джипа. Остановился перед глубокой лужей, спросил: «Что дальше будем делать?». И тут, к общему удовлетворению, Гусь завелся! Быстро скинули веревку и поехали туда, куда нам посоветовали: на базу вблизи Озерков, там можно подзарядиться. Ехали недолго: где-то не доезжая километр до базы опять встали. Откатил мот с дороги, снял аккумулятор, пошли на базу.
База – несколько домишек и грузовиков, в которых живут
— Как живет? Одна? Что она там делает?
— Да ничего, просто живет, — говорят. – Может, нравится ей там. Только вот с головой у нее не в порядке…
— До какой степени?
— Да не знаешь, чего от нее ожидать. Вот пойдешь ты за зарядкой – может сразу послать, хотя зарядка у нее точно есть. Наша!
Поблагодарив мужиков и отказавшись от их дальнейших предложений (переправить мот на лодке до губы Кутовой, оставить его здесь, попариться в баньке, и т.д.), побрели к мотоциклу.
Ну что, Гусь, довезешь? Я быстро!
Не, километров, наверно, пять не довез. Уже видно губу Кутовую, но до нее – только толкать. Машины не ездят, ночь (или утро?). Толкаем, отдыхаем, снова толкаем.
Где-то половину из этих пяти километров протолкали, и тут навстречу – легковушка. Останавливается. Нашлись у водителя и два провода, и десять минут времени покурить, пока заряжается.
На сей раз до палатки мы доехали. Не легли, а рухнули, и сейчас же уснули.
Проснулись где-то к обеду от шума мотоциклов. Похоже, начала собираться Мотобухта. Палатки, которых вчера не было:
Вопросы, советы, номера телефонов людей, которые могли бы помочь… Запомнились такие слова:
— BMW?
— BMW.
— Зря вы сюда на нем приехали. В войну тут крепко немцев били. С тех пор аура в этом месте для них нехорошая. Поэтому немецкие мотоциклы здесь и ломаются чаще других.
Выбраться бы отсюда хотя бы до асфальта! Пошел с аккумулятором к бабке. Ну, не так уж все и плохо оказалось. Женщина лет за пятьдесят (только не надо вспоминать анекдот про бабку и панка!). Зарядить согласилась, вполне разумно заметив, что ей придется запускать генератор и жечь бензин.
— Рублей 500 достаточно на бензин? – спросил я.
— Достаточно.
Первый раз с меня деньги взяли. Ну и хорошо, а то мне уже неудобно становится. Предлагал неоднократно всем, кто помогал, но никто ничего не брал.
Одним из наших новых соседей оказался Иван из Челябинска на мотоцикле BMW F800GS (привет тебе, Иван!). Пока мы ждали, когда зарядится аккумулятор, он успел доехать до Рыбачьего и вернуться. Поговорили немного, затем пообедали, и когда я собирался идти к бабке за аккумулятором, Иван сказал, что поедет обратно с нами.
— Да ты же только приехал! – говорю. – А Мотобухта?
— До Рыбачьего я доехал, то есть, куда хотел, попал. Мотобухта – необязательно.
Нам, конечно, с ним спокойнее будет, а ему зачем такие ненадежные попутчики? Наверное, помочь хотел. Ну что ж, едем!
Зарядки хватило почти до асфальта. Чуть-чуть потолкали, потом, когда дорога стала поровней, зацепились за Ивана веревкой. Так и доехали сначала до Титовки. А потом, поскольку у Ивана энтузиазм не иссяк, — и до Мурманска.
Поселились в первую попавшуюся гостиницу, чтобы меньше ездить по городу на веревке. Утром Иван уехал в Петрозаводск, Нат осталась в гостинице, а я поехал искать или новый выпрямитель, или мастерскую, где можно припаять провода к старому. Мотоэлектриков в городе не найти, все на Мотобухте. Новый выпрямитель тоже не найти. Местные посоветовали мастерскую Блок, специализирующуюся на автоэлектрике (сигнализации, блоки управления двигателями и коробками, и т.д.).
Первой мыслью мастера Димы, похоже, было послать этого мужика с обгоревшими кусками проводов (т.е. меня) куда подальше. Но настрой у меня был решительный, и Дима понял, что если он не сделает, то я отберу у него паяльник и буду делать сам. Цвета определили. Картина такая: три желтых провода (фазы генератора), и по два – других цветов, уже не помню, каких (два плюса и два минуса). Я бы просто припаял фазы – к фазам, плюсы – к плюсам, минусы – к минусам, ориентируясь только по цветам, в любом порядке. А Дима, человек аккуратный, уже час сидит в интернете, чтобы сделать все, как было раньше, т. е. каждый провод спаять именно с тем, который отгорел от этого провода.
Нат в гостинице времени зря не теряет, накидала мне телефоны мотоэлектриков, найденных по интернету в Мурманском мотосообществе. Одного человека ей порекомендовали как лучшего мотоэлектрика Мурманска. Звоню, спрашиваю, есть ли разница, как соединять фазы, плюсы и минусы?
— Да похеру, – был мне ответ.
— Спасибо, я тоже так думаю!
Но наши (с лучшим мотоэлектриком) взгляды на электрооборудование мотоцикла BMW вызвали резкое неприятие перфекциониста Димы, и лишь моя настойчивость заставила его взять в руки паяльник и сделать то, что я прошу. И все получилось. Померили напряжение – заряжается! Напоследок Дима все красиво заизолировал, залил выход пучка проводов из корпуса мастикой, чтобы он еще раз не перетерся и не попала влага. Так я не то, что до дома, — до конца сезона доездил, и только зимой поставил новый. Кстати, новый я развернул на 180 градусов, проводами не вперед, к защите картера, а назад. Так провода ни обо что не трутся. Почему немцы так сразу не сделали?
Пока возился с выпрямителем, увидел, что лопнул длинный болт в нижней части подрамника, да еще по мелочи кое-что раскрутилось. Подобрал недостающие болты из того, что продавалось в магазине «Метизы», до дома они продержались.
Ну вот, Гусь снова живой, можно ехать. Причем быстро. Сейчас вечер 10-го июля, утром 13-го мне надо быть на работе. 3500 км за два дня. Две ЖЖ подряд с Нат и багажом. Маловероятно… Но попытаться стоит.
Как в замедленной съемке, помню заправку на выезде из Мурманска. Отхожу от мотоцикла – он падает, перепугав публику на заправке. Я не выдвинул подножку. Поднять один уже не могу, прошу Нат помочь. Да, усталость и недосып дают о себе знать. Отломал полрычага сцепления. Неудобно, но можно выжимать. Все, хватит, спать надо! Доехали все же до Кандалакши, там переночевали. Вот чудесный вид из окна нашей гостиницы (которым я не успел полюбоваться, потому что сразу заснул):
Утром проснулись, полные отваги и уверенности в том, что проедем не менее 1500 км. Но и этот день был не наш. Сначала между покрышкой и камерой заднего колеса обнаружилась вот эта штуковина (спасибо московскому шиномонтажнику!):
Дала она о себе знать полуспущенным колесом после того, как протерла камеру. Хорошо, что это случилось на заправке, в нескольких километрах от шиномонтажа.
Потом вернулась ночь, а вместе с ней и тучи комаров, которые, как известно, стремятся на свет фар. Очень быстро покрываешься слоем слизи от убитых насекомых. Неприятно и приходится часто протирать визор и фару. А под утро еще и обсохнуть умудрились, пропустив одну из немногочисленных заправок в Вологодской области. С собой запас бензина уже не везем (за «ненадобностью»). Выручил дед на проезжавшем мимо УАЗике, плеснул немного. Вздремнули утром на берегу какого-то озера. К вечеру 12-го смогли добраться только до Ярославля, там и переночевали. Пришлось звонить на работу и отпрашиваться на один день.
Ну а следующие сутки сложились удачно. Проехали (по одометру) 1903 км. Возвращались по нелюбимым мной М4 и «Кавказ». Здравствуй, дом!
Много времени прошло с тех пор. Странно: заметил, что зимой чаще всего смотрел фотки именно этого путешествия (хотя зимой обычно хочется «теплых» фоток, Средиземно- или Черноморских, например). Хочется поехать туда еще. Зацепило. Люблю дикие места, где мало людей, где все зависит от тебя и от удачи. А также от наличия совсем простых вещей: банки консервов и куска хлеба, веревки, инструментов, запчастей, ножа, спичек. Понравилась суровая северная красота. И люди. Настоящие мужики. Немногословные. С руками, растущими откуда надо. Если кому-то нужна помощь, они помогут. И денег, скорее всего, не возьмут. Но злоупотреблять не стоит. И что-то мне подсказывает, что с брошенной приезжими туристами авто- мототехникой там не церемонятся…
А не понравилось одно: комары! Таких злых и в таком количестве я их еще нигде не встречал. Впрочем, активизируются они как-то периодически. С чем связано – с ветром, временем суток, или чем-то еще – не успел понять. На самом Рыбачьем, кстати, почти никто не кусался.
Да, штрафов я привез рублей на 7 (с 50% скидкой – на 3,5), большая их часть – из Вологодской области. Камер, стреляющих в зад, там тьма, будьте осторожны. И еще: незаменимая вещь на Рыбачьем – сапоги от ОЗК. На сам Рыбачий по непонятной причине я их не взял, оставил в палатке. Потом много раз пожалел.
Спасибо тем, кто нам помог!
Приятных путешествий всем и хорошей дороги!
- den_ferum
- Денис
- 18 декабря 2019 в 0:58
- 1
- ?
угостили чем-то согревающим и жареной треской (очень вкусно! И приготовлена хорошо).жареная свежая треска — это просто огонь!) До сих пор вспоминаю этот вкус.
Хочется поехать туда еще. Зацепило. Люблю дикие места, где мало людей, где все зависит от тебя и от удачи. А также от наличия совсем простых вещей: банки консервов и куска хлеба, веревки, инструментов, запчастей, ножа, спичек. Понравилась суровая северная красота.согласен полностью
Прочитал с удовольствием обе части. Нат — стойкая видимо барышня)
Нат не только стойкая, сколько принципиальная. Поглядел на седло пассажира гуся и ее стало жалко. Но, это ее выбор. К тому же, индивидуально, может ей было комфортно.
Путешествие не путешествие, если что-нить не от… т © А так то да, внешнее зарядное или батарейку иметь для кормежки девайсов, чтоб с возможностью и мот прикурить, есичо — это ценно. Думаю, теперь в арсенале появится и такая батарейка))
За фото пасиба, теперь моя душа спокойна.
Путешествие не путешествие, если что-нить не от… т © А так то да, внешнее зарядное или батарейку иметь для кормежки девайсов, чтоб с возможностью и мот прикурить, есичо — это ценно. Думаю, теперь в арсенале появится и такая батарейка))
За фото пасиба, теперь моя душа спокойна.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (20)
RSS свернуть / развернуть