Блог им. Grfree → По Португалии на арендованном BMW R1250GS

Этот текст был написан для мото-камрадов на одном форуме, но, думаю, что и здесь он будет уместен.
На майских праздниках удалось выкроить время и вырваться в мини-отпуск, который постарались реализовать по-максимуму.
В отпуске я арендовал гуся и камрады потребовали отчет.
В итоге получилось скорее описание поездки, чем отчет по гусю. Кому интересно — под катом много букв и несколько фоточек.

Итак, отчет по гусю. И заодно про всю поездку напишу.
Дано: чайник, который не ездил на гусях ни разу, ни на других бмв и вообще на современных мотах (шадову 10-го года современной считать не будем). А сейчас у меня старая валькирия.
По прилету в Лиссабон, первым делом мы с двойкой попали в двухчасовую очередь на паспортном контроле.
Родился рекламный слоган: «ТАР (португальские авиалинии) — мы научим вас Родину любить!»
Багажа у нас не было, но летели в экипе, так что ожидание было неприятным. К слову сказать, по прилету во Внуково все процедуры прошли гораздо быстрее и через полчаса мы уже сидели в такси.

Зато аэропорт Лиссабона находится прямо в городе и от него ходит метро. Билетик, кстати, на любой транспорт стоит 1.33 евро и годится так же на исторические деревянные трамвайчики, покататься на которых было очень прикольно.
Следующие пару дней мы посвятили местной кухне, алкоголю и достопримечательностям. Кстати, если вы не знали: в очень многих городах мира есть в 15 часов на центровом месте русский гид с желтой табличкой. За 20 евро с носа — проведет по центру, покажет, расскажет. Рекомендую: пользовались в Лиссабоне, Порту, Кёльне. Можно не записываться, а просто прийти на место.

В назначенный день пришли в Hertz, который был в рядом с отелем и нам выкатили ЕГО.
Огромный, новый, 1250-й гусь.
В комплектациях я не особо разбираюсь, но был круиз, подогрев рук, датчик давления в шинах, безключевой доступ, демпфер руля, а также регулировались подвески и режимы двигателя. В наличии было три телескопических кофра, которые в раздвинутом виде могут вместить ДВА шлема (правый кофр более узкий из-за выхлопа), но при этом выступают за габариты руля и по этой причине раздвигали мы их только на стоянке. Дуг никаких на нем не стояло, зато была изрядная ссадина на правом горшке, которую занесли в дефект-лист и сказали мне, чтобы я так не делал. Отсутствие дуг аргументировали тем, что модель новая и на них дуг еще нету.
Также я попросил замок на тормозной диск и получил ответ: «у нас не воруют». Ну ладно…
Еще нам выдали два шлема, рассказали, что надо обязательно проехать по трассе N222 и отказались дать транспордер — типа это только для авто, а на моте платите на месте.

Занизил подвеску (чтобы не завалиться на незнакомом моте), поставил седло в верхнее положение (там есть регулировка), выдал двойке гугл-карты на телефоне, поехали… ага, щаз… заглох на первом же светофоре. Тяги внизу нету. Ладно. На втором светофоре открутил побольше и уехал на заднем колесе, оставляя позади дорогу, усыпанную кирпичом. Вот жеж блин.
Ладно, поехали в отель — одеваться и двигать. Намотав три круга вокруг отеля, нашел, наконец место, где приткнуться метрах в 200 от входа — все остальные места — встать не вариант. Машины, трамваи…
Запарковаться получилось не сразу — улочка шла под уклон, а даже на заниженной подвеске толкать мот вверх по улице получалось плохо. Голени, конечно, обмял об торчащие горшки, но нас, оппозитчиков, таким не смутить.

Удивительно, но в таком южном городе двухколесных не любят: парковаться среди машин запрещено, есть специальные мото-кармашки, но они редки и, как правило, забиты мотами до отказа. Парковка на тротуаре официально запрещена, но все кладут на это болт и паркуются. Мотов и скутеров в городе немного (если сравнивать с Барселоной). И да, никто никому не машет и не приветствует. Ну подумаешь — хруст… обычное дело. Исключение составляют на трассе суровы дальнобои на гусях )
Автомобили тоже не особо пропускают хрустов и те парятся в пробке со всеми. Кстати, пробок в нашем понимании почти нет — только в центре в узких улочках можно постоять.

Сперва, пробы ради, решили съездить на другой берег залива и посмотреть поближе на статую Христа. Прокатились — там хороший вид на залив и город. Постамент статуи является смотровой площадкой, но я туда не пошел. Далее вернулись в город по тому же мосту (а проезд «обратно» -платный) Еду, кручу головой, смотрю, как же тут заплатить… Ну хрен знает — все местные едут по зеленой полосе с галкой V и без шлагбаума — двинул за ними. Потом оказалось, что это полоса для транспордеров. С платками разобрался позже с помощью мотобрата: есть два способа платить: брать билетик и оплачивать на выезде или просто оплачивать въезд на трассу. Платить можно картой или наличкой, но есть дороги, где — только картой.

Двойка запланировала посещение ресторана в городе Кашкайш. Километрах в сорока от Лиссабона. Ну еду, мот непривычный, высокий, пытаюсь соблюдать лимиты и привыкнуть. Разок остановился передохнуть даже. Не, непривычно, не нравится гусь… Приезжаем по адресу — парковаться негде. Делаю круг по кварталу — все забито. Выгружаю двойку в ресторанчик и возвращаюсь метров на 500 — там, вроде был мото-карман. Ура, бинго, есть место. Заруливаю туда радостно, слезаю… Смотрю, стоит дама-мент. Ну я к ней — мол, сами мы не местные, можно ли тут парковаться… не-а, говорит, нельзя. Можно — после знака, а ты воткнулся метров за десять до него ( Потом смотрит на гуся: сэр, говорит, — это ваш мотоцикл? — да. — ну вам можно o_O
Но мы не ищем легких путей. Вылезаю с неправильно парковки (вот нас лискутин запугал, а!) проезжаю еще вперед, а там есть платная. Думаю, хер с вами, буржуи, забирайте мои трудовые евры — запаркуюсь. Заруливаю на парковку, там стоят люди, которые оформляли аренду машины в том же Hertz, где я брал мот. Русские. Я к ним — как тут все работает. Оказалось, что надо в паркомате оплатить талончик, на нем будет время парковки и положить под стекло. Ага, ладно, но какого хрена этот паркомат принимает только монеты? Следующие 10 минут я скакал, как сайгак по парковке и пытался разменять пятерку. Выручил меня француз с семейством, который говорил по русски и который собрал мелочь у всех своих баб и осчастливил меня разменом. Беру заветный билетик и… понимаю, что у мота «под стеклом» отсутствует. Пришлось зажать билетик в кофре, чтобы хоть ветром не унесло. Уффф… Больше я так не делал, а парковался, где удобно. Но, к слову, так плотно больше нигде и не было.

Ресторанчик этот был выбран двойкой, чтобы поесть местный деликатес — бакаляо. Не берите это. Как так можно издеваться над рыбой — я не знаю. Короче — берут они норвежскую треску, солят, сушат, затем по сложному рецепты вымачивают в воде, чтобы убрать соль и размочить и потом готовят. Жрать это невозможно. Рыба жесткая, ее потом приходится полдня выковыривать из зубов. Это был единственный раз, когда я оставил что-то на тарелке в этой поездке.

В ресторанчике случился еще один казус. Пошел я за угол. Там две двери. И тут я понимаю, что значки на дверях настолько одинаковые, что я уверенно не могу сказать, что из них МЭ, а что ЖО. Залипнув секунд на 15, принимаю волевое решение, заходу в одну из дверей — уффф… на стене висит писсуар — я угадал! Стою, журчу, открывается дверка кабинки и оттуда выходит дама, которая не угадала ))) Видит меня с прибором наперевес, прячется назад в кабинку и сидит там, пока я не помыл руки и не ушел.

Целью этого дня был городок Синтра, в пригородах которого была гостишка. Приехали в городок, полезли в пригород — а там оказались предгорья, серпантины, брусчатка и дорожки шириной в 4 метра. Пару раз я едва не завалился на бок, неудачно останавливаясь. Делал я это настолько неуклюже, что встречный автомобилист остановился рядом с мной и прочел лекцию на тему, что останавливаться на подъемах — вредно для здоровья. Приехали, разгрузились, погнали в городок за продуктами — ну и моя двойка-навигатор свернула не туда. В итоге вместо трех километров пришлось проехать тридцать — зато красивейшими дорогами. Трогаться в горку на груженом моте с пассажиром у меня получалось по-прежнему не очень хорошо. и глох и перегазовывал. На спусках поджег задние колодки — придерживал. А вообще тормоза отличные — где на вальке мне надо жмакать пятерней — тут достаточно одного пальца и двойка влипает мне в спину.

На следующий день сходили в местные зАмки, сгоняли на мыс Рока (самая западная точка континента) и на пляж, где, хоть и было холодно, я окунулся. А как же — зря что ли на море приехал ) По дороге на пляж была грунтовка, но сухая и каменистая так что гусь шел по ней, как по асфальту.

В отельчике удалось одолжить набор торксов, подкрутить пару винтов, которые грозили потеряться, а также переставить руль. Из Херца руль в крайних положениях задевал стекло и стоял далеко от меня, что делало посадку неудобной. Придвинул — оказалось сильно лучше, но все равно не достаточно. Забегая вперед, скажу, что шею посадка на гусе все равно забивала. Руки хочется еще ближе, видимо, это можно отрегулировать проставками.

Следующий день — был днем самого большого дневного заезда. От Синтры до Порту по навигатору было 380 км. Первую половину дня мы крутились по региональным дорогам, а потом устали и километров 200 дали по большаку. Вот тут следует пару слов сказать про посадку и ветрозащиту гуся. Если кратко — я прияно удивлен. Подробнее: ступни — закрыты горшками. Колени — закрыты баком так, что находятся в аэродинамической тени, хотя и торчат за габариты бака немного. Грудь прикрывает стелышко, размером чуть меньше А3, которое я выкрутил в крайнее верхнее положение. При этом поток с него сходит ламинарный и голову в нем не трясет совсем. Очень удобно. Руки прикрыты пластиковыми щитками. И только плечи подвержены потоку воздуха да так, что, проезжая мосты, боковой ветер давит в плечи неравномерно и мот заметно переставляет. Седло и посадка на гусе такие, что жопа совершенно довольна, тогда как на вальке километров через 300 уже хочется сесть по-другому, т.к. наминает косточки (этой зимой поставил гель — посмотрим!)
Двойка в целом тоже довольна, хоть посадка гораздо выше и удобной спинки у нее на гусе нету (а кофр не выглядит достаточно надежным, чтобы на него можно было полностью опереться). Также двойка с непривычки испытывала трудности с тем, чтобы забраться на мот.
Когда я разобрался с круизом — на трассе стало скучно. У круиза есть одна неприятная особенность: если выходить из этого режима тормозом или «ручкой от себя», то получается сильный рывок и двойка влетает тебе в спину, а мот теряет сразу километров 20 скорости. Самый лучший способ — это открутить газ до текущей скорости или чуть выше и выключить круиз тумблером, но это так неудобно делать…
Крутясь по региональным дорогам, заметил одну неприятную особенность — мот постоянно просит передачу повыше, а как переключишься — не тянет на ней. При попытке «продавить», не переключаясь вниз, оппозит начинает недовольно бормотать и мот трясется.
Кстати, про вибрацию: то, что меня так доставало на шадове здесь отсутствует, как класс. Да, некие вибрации есть, но они не идет ни в какое сравнение с тем ужасом, что было на шадове. Зеркала стоят на месте, не трясутся, руки не гудят. А то некоторые граждане писали про ужасную вибрацию на гусе — нет такого.
На подлете стал заканчиваться бензин и гусь вывалил огромное — во весь экран — предупреждение о том, что он перешел на резерв и что надо срочно на заправку. Это напрягает. Пока прочитаешь и поймешь, что мотор не отвалился и все колеса на месте и что можно ехать дальше спокойно — можно и в забор какой приехать.
Еще в гусе нашлось такое непривычное для меня новшество, как автоотлключение поворотников. Как оно работает, я так и не понял, но это удобно — не отвлекает на лишнюю операцию.
Надо, наверное побольше написать про мот, но писать особо нечего. Гусь — хорош, спора нет. Первое неприятие прошло, я удобно сел, хорошо защищен от ветра, отлично разгоняется, отлично тормозит, отлично и без усилий вкручивается в серпантины. Он вообще очень крут. Отлично пожирает километры. Все встреченные много дальнобои были на гусях. Но его эстетика меня не вдохновляет, а квадратные алюминиевые кофры — это ужас ужасный! Может, я и куплю себе такой, не исключаю. Даже вот в салон съездил в мск и приценился…

Порту, на мой взгляд, гораздо прикольнее Лиссабона. Менее пафосный, более уютный. Конкуренция типа москва-питер — тоже присутствует. Прогулялись по городу и первое, что бросилось в глаза — огромное количество выпускников, которые шарахались по городу в строгих черных костюмах и мантиях. Я как увидел — сразу первая реакция: что за Хогвартс? И не ошибся. Оказывается Роулинг писала в Порту первый роман и многие элементы взяты именно из быта местных студентов. А еще тут есть магазин, в котором анонсировалась первая книга и снимались интерьеры для фильма. Передохнули, походили по городу и по экскурсиям, вкусно поели: местная нажористая снедь называется франсезинья — это хлеб, кус мяса, колбаски, ветчина — все облито огромным количеством горячего сыра и иногда сверху еще яичницу кладут. Под портвейн заходит просто на ура.

Здесь надо несколько слов сказать про особенности жилого фонда Португалии. В Порту была единственная из всех наших гостинниц, где была пристойная звукоизоляция. Во всех остальных местах ты жил большой дружной семьей со всеми соседями, а также со соседями сверху и снизу. Это, граждане — полный п-ц. Никакой личной жизни! В Порту был дворик, где можно было оставить мот прямо у отдельного входа в номер — очень удобно.

Подруга моя сделала мне сюрприз — выбрала отель на мото-улице. Рядом был просто лабаз мото-одежды, где были закуплены отличные перчатки за 60 евро — взамен моих, которые прошли три сезона и четвертый не переживут, т.к. уже подшиты не раз и подмотаны синей изолентой. С другой стороны — дилер ХД, ниже по улице — ямаха, напротив — триумф. Но все это богатство было закрыто до понедельника. Португальцы вообще расслабленные. Пообедать даже в туристическом месте в ресторане днем — не получится. Позавтракать утром — тоже. Рестораны работают с 10 до 14 и с 19 до полуночи. И никак иначе. Либо жри снеки, либо иди в супермаркет, который, кстати, тоже не круглосуточный ни разу и закрывается в 21 час. Завтраки в отелях — это тоже обнять и плакать. Мюсли, кофе, сыр масло, хлеб. Все. Омлет, ветчина и фрукты были в только в одном изо всех отелей.

На следующий день у моей стойкой двойки был ДР. Мы выехали из Порту вверх вдоль реки и часа три крутились по совершенно очуменные серпантинам и зарулили на пресловутую трассу n222, но она не так хороша, как серпантины вдоль реки. В этот день точкой остановки был средневековый замок в городе Лузо, где минеральные источники. Были обещаны: кровать, усыпанная лепестками роз, фрукты и шампанское в номер, ванна с гидромассажем.
Все было. ))) замок оказался конца 19 века, примерно такое строят у нас сейчас даже не на рублевке, а рядом, на новой риге, где труба пониже. Но в наличие были высокие потолки и башенка! Короче, количество романтики было достаточным, чтобы отлично провести остаток этого дня. :-)
Да, именно в этом отеле завтрак был человеческий )

Утром выдвигались в сторону Лиссабона. Дождь зарядил с самого утра. У нас с собой были штаны от дождевиков, а на ноги намотал пакеты (мото-кроссовки в сеточку промокли сразу же). Не могу сказать, что все было так же сухо, как на вальке, но очень достойно. Аэродинамика отсекала основную мокроту. Ручки подогревали руки. Котлы — ноги. Поехали тоже огородами, не торопясь и к вечеру вернулись в последний наш лиссабонский отельчик, в пешеходной доступности от аэропорта. Разгрузились и решили, что перед тем, как сдать мот — надо дать еще кружок по местному «мкаду». Ну и дали километров сто — проехали по мосту Васко-да-Гамы, а вернулись по мосту, который рядом с Христом. Оттуда — в Hertz. В херце мот приняли без лишних вопросов, вернули полностью залог. Оказалось, что мы прошли без малого 1000 км из которых две трети было по красивейшим серпантинам и местным дорожкам, а треть — по большаку.

На фотке — пламенный привет лиссабонскому лискутину от благодарных жителей города. :-)

Дальше, наверное, не очень интересно: мы стали обычными туристами — погуляли еще разок по центру под дождиком, слопали морепродуктов под винишко и на боковую — утром самолет в Кельн. Обратно мы летели с пересадкой и решили, что вместо того, чтобы спешить или ждать в аэропорту, — лучше погулять по Кельну и заказали себе отельчик там еще на пару ночей. В Кельне сходили на экскурсию по городу, выпили пива и «полюбовались на шпили».

Вот такая история.
«Не важно, какой длины у тебя выходные — важно как ты умеешь ими пользоваться!» ©