Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. jgrav → Статистика мото ДТП.

Всем привет.
Когда я еще не был мотоциклистом меня интересовало, как часто они, эти мотоциклисты, попадают в аварию. В уме бродил распространенный штамп: мотоциклисты — самоубийцы.
И вот отъездив в 1 сезон, я решил выяснить для себя этот вопрос.
Кому лень читать может посмотреть видео, а кто предпочитает буковки и картинки, могут продолжить чтение.



Статистику я собирал с одного питерского мотосайта. По моим прикидкам там выкладывается порядка 80-90% аварии происходящих в городе с мото.
В этой статье будет рассмотрена статистика за 4 месяца: апрель, май, июнь и июль сезона 2018.
Надо сказать, что это лето выдалось в Питере просто отличным и апрель месяц уже вполне позволил выехать.
Тем не менее, в апреле выехали далеко не все, это будет видно на графике №1 — общее количество дтп с мотоциклами по месяцам.


Честно говоря, учитывая количество мотоциклов, которые теперь ездят в нашем городе, я ожидал цифр существенно больших.
Тем не менее, в основные летние месяцы мы можем видеть, что в среднем, в городе происходит в день минимум два ДТП с мотоциклами.
Одной стороны, это не так много, с другой стороны, учитывая, что мотоциклов сильно меньше чем машин, это достаточно много.
2 что меня из заинтересовало: отличается ли статистика аварий по дням недели?! Это будет наш график №2.


Как вы можете видеть, каких-то однозначных результатов на этом графики не видно, за тем исключением, что в понедельник, вторник, четверг и субботу аварии происходят чаще. Как не странно, это нашло свое отражение даже в апреле, где видно, что в четверг и субботу есть возрастающая тенденция по ДТП.
И если субботу можно объяснить выходным днем, то почему это происходит в четверг мне не ясно.
Следующий график покажет нам разницу между тем, кто виноват по ПДД: автомобиль или мотоцикл. Хочу подчеркнуть, что этот график строился исключительно с точки зрения ПДД. График №3 — виновник ДТП.


Как мы можем видеть, май месяц, 1 месяц в который выехало много мотоциклистов отличается от июня и июля. Количество виновников на авто в 3 раза выше в мае, а в июне июле соотношения авто и мото 1 к 2, т.е. на каждую аварию где виноват мото приходится 2 аварии где виновато авто. Думаю, это является следствием того, что в мае многие мотоциклисты только выехали и ездят крайне аккуратно, а автомобилисты еще не привыкли к большому количеству мото на дороге. Возрастающее количество виновников на мотоциклах в июне и июле полагаю связано с тем, что мотоциклисты почувствовали себя увереннее и начинают ездить более безалаберно.
Теперь давайте посмотрим, какое ДТП вносит наибольший вклад в общее количество. Как это не удивительно, это будет знаменитый левый поворот. Я признаться не ожидал столь значительного вклада именно этого стандартного ДТП, график №4.

На графике видно что в апреле и мае левый поворот, это каждое второе ДТП происходящее с мотоциклистом. Это очень, очень много!
Хочу оговорится, что в эту группу, левый поворот, были включены также: выезд автомобилей с прилегающих территорий, выезд автомобилей со второстепенные дорог, из карманов, разворот от обочины и прочее подобные маневры автомобилистов, которые просто не замечают мотоцикл при повороте или развороте.
В июне и июле значение левого поворота резко уменьшается и становится не 1 к 2, а 1 к 4, то есть каждое 4 ДТП с мотоциклистом это левый поворот. Полагаю можно сделать вывод, что в апреле и мае автомобилисты все еще нас не ждут на дорогах, а к лету они становятся более осмотрительны и в тоже время мотоциклисты уже лучше «вкатались».

Перейдем к следующему графику, это будет уже печальная статистика, график №5 — всего ДТП и ДТП с летальным исходом мотоциклиста.


Как можно видеть на графике, в апреле и мае это количество к счастью очень мало, в апреле 1 случай и 2 случая за весь май, при том, что в мае наибольшее количество ДТП — 70 против 65 в июне и 68 в июле. Думаю это может говорить нам о том, что в апреле и мае мотоциклисты ездят еще аккуратно, восстанавливая навыки. Июнь и июль наблюдается резкий рост числа смертельных ДТП, в июне это уже 5 случаев и 8 в июле.
Следующий график №6 — мы рассмотрим подробно причины смертельных ДТП.


Итак 1 месяц апрель, всего одно ДТП с летальным исходом, причина которому — левый поворот. Такая же картина в мае, всего 2 смертельных случая и оба они — левый поворот. В июне и июле картина резко меняется. Из 5 смертельных ДТП в июне, 4 это превышение скорости мотоциклистом. В группу превышение скорости также были включены ДТП, когда мотоциклист и не справляется с управлением из-за высокой скорости.
И очень похожа ситуация в июле, из 8 летальных ДТП — 7 превышение скорости мотоциклистом и только один левый поворот!
Большая часть ДТП со смертельным исходом, это превышение скорости мотоциклистом в летние месяцы, когда они чувствуют себя более уверенным уже откатавшись май.
Как пример, можно привести два ДТП. Первый из них: двое молодых парней 16 лет сели на мотоцикл без номеров, разумеется при этом не имея прав, не справились с управлением — разберись на смерть.
Второй случай: 2 ряда дорога, в одну сторону стоит пробка, по встречке ее на скорости 90 обгоняет мотоциклист, из пробки товарищ начинает разворот, мотоциклист врезается в машину на скорости и погибает. Нарушено правило: не более плюс 20 скорости потока, езда по встречке.
Постараюсь в ближайшее время сделать отчет за оставшиеся месяцы сезона 2018.
Спасибо, что прочли, надеюсь было интересно!
  • jgravjgrav
  • 20 января 2019 в 16:37
  • 4
  • оценка: +57

Комментарии (53)

RSS свернуть / развернуть
+7
NphERNO
Картинки не встали, но по тексту все понятно без графиков. Полезная статистика.
0
jgrav
Теперь картинки видны?
0
NphERNO
Да, отлично.
+1
KeR
  • KeR
  • 20 января 2019 в 17:28
Отличная работа. Тема левого поворота весьма болезненна в любом регионе, местности, культуре. Графики все же было интересно увидеть.
0
KeR
Перезалейте пожалуйста картинки на другой хостинг.
0
jgrav
Вроде поправил.
0
KeR
Оригиналы не открываются в лучшем разрешении, а как есть — плохо видно надписи.
0
jgrav
Не пойму почему они маленькими загрузились, не удается поправить.
+2
oneq2
  • oneq2
  • 20 января 2019 в 18:03
Одной стороны, это не так много, с другой стороны, учитывая, что мотоциклов сильно меньше чем машин, это достаточно много.
Нет, так не пойдёт, это лишь очередная почва для спекуляций.
Например, есть расхожее мнение «мотоциклисты много нарушают».
У меня тут как раз сын одного товарища занимался обработкой статистики в рамках учебы в вузе.
Нарушений мотоциклистов набралось за месяц что-то около 200 штук (точные цифры не помню). Много? Много.
Нарушений автомобилистов — 2000. Ну явно же соотношение мотоциклистов к автомобилистам не 1/10? Значит точно нарушают больше? Только вот нарушений автомобилистов было 2000 в день. Т.е. по факту соотношение 1/300. И разница между мотоциклистами не то, что исчезает, а становится далеко не «в пользу» автомобилистов.
+1
RomanG
Ну явно же соотношение мотоциклистов к автомобилистам не 1/10?
А каково соотношение?

В Германии на 2018 год:
46,5 млн. легковых автомобилей
4,4 млн. мотоциклов

Получается примерно 1 к 10.
0
jgrav
Эх по нашему бы городу такую статистику получить…
0
oneq2
Обратитесь в горГИБДД они эту статистику в обязаловку ведут
+1
AntonKatenev
Частотность аварий и нарушений считается не по количеству ТС. Оно считается по совокупному пробегу, а там соотношения совсем другие. Будет не 1:10, а 1:50, наверное.

Но насколько я помню, статистика показывает, что мотоциклисты попадают в аварии реже, причем заметно реже. А вот погибают чаще, в разы. Что только подстверждает тот и без того известный факт, что активная безопасность на мотоцикле выше, а пассивная наоборот, ниже. Впрочем, современные мотоциклы и экипировка уже дают уровень безопасности, сравнимый с автомобилями 20-30 летней давности. Если в среде мотоциклистов распространятся жилеты безопасности, безопасность скорее всего существенно улучшится. Но до авто конечно не дотянет.
0
romka460
Крайнюю детальную статистику по авариям с мото в Германии нашел только за 2015 год.
Интересно есть ли что-то свежее.
0
RomanG
Скорей всего да — я сам примерно в 2013-2014 интересовался как обстоят дела. Документ с отчетом/статистикой составил примерно 325 страниц.
Такую подробную статистику зачастую можно взять на специальных сайтах — там подбирают начиная с статистики погоды — до статистики смертности. Но это стоит некую денюжку. С платностью согласен, но мне сейчас так не горит узнать точные цифры за 2018 год…
0
Gluk
а можно ссылку?
+1
romka460
Я видел только эту: ADAC pdf
+1
oneq2
Загуглил
Данные немного не совпадают по годам, но в целом можно считать, что в России зарегистрировано 2,4 млн. мотоциклов и как минимум 40 млн. личных автомобилей + ещё в районе 10 млн. грузовиков и на юрлицах.
0
RomanG
Ну да, цифры другие.
0
JohnAl
Если бы выкинуть из этой статистики мертвые ижи и уралы… Которые вроде бы и числятся на ком то, а по факту давно сгнили в сараях
0
oneq2
Как будто это только в России так.
Вон, TimUsachev говорил, что у него в Чехии BMW какой-то в огороде колосится.
+1
Kopcheny
Только не «нарушений», а «зарегистрированных нарушений».
0
oneq2
Данные брались по рейдам. Т.е. когда выставляются экипажи, перекрывая все перекрёстки как минимум района, дежурные машины, перехват при попытке уехать и прочие прелести.
В общем, вероятность проскочить незамеченным практически отсутствует.
+5
FatBob
Нужно учитывать, что большая часть нарушений мотоциклов попросту остается не зафиксирована. Причин на то много.
1. Иммунитет к камерам. Последнее время стали появляться камеры которые ловят байки, но соотношение к общему числу ничтожно.
2. Сотрудники ДПС на автомобилях предпочитают не связываться с мото.
3. Мотобат часто отпускает пожурив, если человек адекватный и нарушение не грубое.
4. Многие до сих пор удирают от ГИБДД, избегая наказания.
5. Отсутствие оснований для многих штрафов. Например, за ремень и платную парковку.
Так что, вспоминая Феликса Эдмундовича: «Отсутствие у вас судимости — не ваша заслуга, а наша недоработка». По опыту личных наблюдений могу сказать, что реально мотоциклисты нарушают больше, если быть честным. Во многом как раз из-за ощущения безнаказанности.
+1
RomanG
а автомобилисты еще не привыкли к большому количеству мото на дороге.
А что сие значит? Одного объезжают — второго сбивают?
+1
jgrav
Это лишь мое предположение, основанное на полученной статистике.
И означает, что после зимы водители не так внимательно смотрят при разворотах и поворотах, не «ждут» ещё райдеров.
0
RomanG
То есть они также сносят и другие автомобили?
Или они не ждут райдкров левее левого и правее правого?
И также «специально» прячущихся за другими ТС?

Просто не совсем понятно — у нас вот зимой очень мало, а в теплое время более чем — велосипедистов.
Что бы было понятно, немного цифр — в Германии:
46,5 млн. легковых автомобилей
4,4 млн. мотоциклов
73,5 млн. велосипедов (Источник: ZIV)
А это уже более чем 1:1.
Я не припомню комментариев или указания причин — что весной сбили 1/10 от всех велосипедистов — потому что народ не привык к ним. Есть правила (ПДД) кто и как должен перемещаться по ДОП. И если их придерживаться — то число ДТП будет стремиться к нулю.
0
jgrav
Вы правы в части — Если соблюдать ПДД… и вот всё упирается в это Если к сожалению.
Ну и в Германии народ более законопослушен.
-1
Xromic
А более законопослушен по причине более жестких наказаний за нарушение ПДД.
К примеру, превышение более чем на 21-25 км/ч это 80 евро, 26-30 км/ч — уже 100 евро.
А у нас только за 60 и более штраф 5 тыс. рублей.
0
jgrav
Согласен. У нас то вообще беда с безопасностью на дорогах, в год гибнет около 45тыс. челоевк и примерно 160тыс пострадавших, из которых думаю не менее трети становятся инвалидами.
Если вдуматься, это полный…
0
RomanG
На 2013 год:
Зарегистрированных ДТП — 2.414.011
Погибших в ДТП — 3.339
Тяжелопострадавшие — 64.057
Легкопострадавшие — 310.085 (любое обращение, даже за пластырем — если причиной указывается ДТП)
0
jgrav
Мда, значит у нас тяжелых ещё больше…
0
RomanG
А также материальная ответственность перед пострадавшими (имущество или люди).
+2
DriverXX
Я не припомню комментариев или указания причин — что весной сбили 1/10 от всех велосипедистов — потому что народ не привык к ним. Есть правила (ПДД) кто и как должен перемещаться по ДОП. И если их придерживаться — то число ДТП будет стремиться к нулю. Я не припомню комментариев или указания причин — что весной сбили 1/10 от всех велосипедистов — потому что народ не привык к ним. Есть правила (ПДД) кто и как должен перемещаться по ДОП. И если их придерживаться — то число ДТП будет стремиться к нулю.

С велосипедами тема другая. У них скорость намного меньше, поэтому их замечают, даже если совсем поздно, то это нивелируется скоростью велосипедиста. Мотоциклиста в 90% случаев приводит к смерти травма полученная при ударе о препятствие на скорости.
0
haurhot
осле зимы водители не так внимательно смотрят при разворотах и поворотах, не «ждут» ещё райдеров-да проще всё: заметил, что когда пробираешься по правой обочине мимо отбойника или в междурядье поздней осенью, то намного меньше пропускают и подвигаются-окна уже закрыты в холод, они нас просто не слышат. В апреле полагаю тоже ещё холодно, окна закрыты, а звукоизоляция в машинах сейчас хорошая+музыка.
0
jgrav
Летом многие тоже с закрытыми окнами — кондеи! Думаю, основопологающее — это ждут\не ждут, но и слышат\не слышат тоже конечно роль играет.
0
TovarischChe
За сезон 2018 у меня было 3 опасных ситуации с левым поворотом (во всех 3х меня пытались обогнать слева), 2 сближения в междуряде (но тут уж сам дурак, надо все же поспокойней ездить), всякие там «не включил поворотник и перестроился» не считаю — с ними в целом проще.
Так что да, статистика не врет, отвечаю :)
0
Xromic
Сюда бы еще статистику по классу мотоциклов и возрастную группу пилота.
+1
jgrav
Думал сделать разбивку по классам мото, но не стал. Причин много. Начиная от не известности общего количества классов и заканчивая возможными срачами внутри сообщества.
На глаз могу сказать, что % 70 дтп мото это дорожники и спорты. Остальные 30 это круизёры, маолкубатурники и эндуро.
А вот летальные дтп — это 90% спорты и дорожники.
+2
snowylion
В разделе Книга памяти есть статистика по классу, возрасту — весьма наглядная.
0
Xromic
я говорил про статистику из блога jgrav, что все есть, кроме статистики по классу и возрасту.
На сайте понятно, что есть.
0
snowylion
а, неправильно понял тогда коммент, сорян )
0
asharikoff
«разберись на смерть» — прям девиз какой-то))
Хотя не смешно…
+3
serg78
Всплеск аварий в четверг — джимханисты тренируются.
0
jgrav
;-)
Джимхана рулит!
0
Siver
Жжешь, привет Макаровка))
+2
DriverXX
Как-то заморочился и сделал график погибших по возрасту на основе данных БП. Разделил на несколько возрастных групп. Основная группа риска была молодежь до 25 лет.
+2
snowylion
Спасибо, очень полезный пост, всегда с интересом такие читаю.
0
jgrav
Рад, что вы нашли пост полезным!
+1
Sua
  • Sua
  • 21 января 2019 в 10:42
Ну и к сожалению, количество ДТП с мото в 2018 году выросло по сравнению с 2017. Скорее всего виновата погода, т.к. 2017 был практически провален из-за большого количества дождей.

Могу сказать что моя личная статистика не на 100% вписывается в данных обзор.
2014 — ДТП левый поворот в июле
2016 — ДТП левый поворот в августе
0
Gluk
  • Gluk
  • 21 января 2019 в 11:12
Что интересное — абсолютное большинство реально опасных ситуаций и даже 1 авария со мной происходили по логике — он мелкий, значит проскочит/затормозит/повернет и объедет.
здесь был ататат

здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. jgrav, Статистика мото ДТП.