Блог им. Jurist → Мотоцикл Ирбит м-61 ч.8

Ура! Мотоцикл поехал!


Еще далеко не все доделано, если вообще можно когда-то всё доделать в мотоцикле, который является игрушкой, результатом творчества. Но мочи не было, хотелось завести.

Завелся он, что называется, с пол-пинка. В общем это не удивило, так как стоит почти все новое, но порадовало. Дал мотору поработать на холостых оборотах около часа, с перерывами на охлаждение, конечно. Достал из подвала-мастерской и поехал прокатиться.

Впечатления от езды весьма специфические. Задняя подвеска очень жесткая и без амортизации, при этом сиденье имеет пружинную подвеску с большим и мягким ходом. Получается что мотоцикл прыгает на кочках, а ты качаешься сверху совершенно не в такт с ним. Тяга 750-кубового нижнеклапанного мотора достаточная для того, чтобы с самых малых оборотов уверенно разгонять одиночный мотоцикл на высшей передаче, это километров с 25-и в час. Но на 50км\ч уже хочется включить следующую, а её нет! По началу казалось что у меня что-то с коробкой и моя четвертая это примерно вторая с половиной. И это при том что в заднем мосту стоит редуктор с меньшим передаточным числом, девятка. Потом попривык, начал крутить мотор. Километров через 500 крутнул до 85-и в час по спидометру, это ровно сто по GPS. Мотоцикл легко набирает эту скорость. По хорошему нужно что-то переделывать в трансмиссии для уменьшения передаточного числа.

Немного технических подробностей. На мотоцикле оставлено штатное 6-ти вольтовое оборудование. Пока оно устраивает. Перебран генератор, перебран и отрегулирован на стенде реле-регулятор. Зарядка заряжает.

В корпус габарита всунута еще одна лампа, для стоп-сигнала. Включается только при нажатии ногой. Найдено старое реле поворотников, чуть подрегулировано под имеющиеся лампы. Переключатель света имеет очень интересную конструкцию. Его рычажок установлен в левом цельноалюминиевом пульте. От него трос идет в корпус фары, а там смонтирована электрическая часть, которая переключает контакты на ближний-дальний свет. Зачем так сделано -не знаю, но механизм работает четко и исправно. Также в левом пульте стоит рычажок-манетка, которым водитель тянет трос, который в свою очередь двигает плату с контактной группой в моторе. Этот механизм корректирует опережение зажигания. Автоматической регулировки на таких моторах не предусмотрено. Запускается двигатель на самом позднем зажигании: вспышка происходит когда поршень уже достиг верхней мертвой точки. Контактная пара у мотоцикла одна, и катушка зажигания одна, а для распределения искры по цилиндрам смонтирован распределитель с бегунком.

Все как на автомобилях. В последующих модификациях этот механизм сильно модернизировали, поставили две катушки(в одном блоке) и поставили центробежный корректор зажигания. Кстати на моем моторе стоит бэушный распредвал с поношенными кулачками, на них списываю заметную вибрацию связанную с открытием-закрытием дроссельной заслонки. Фара светит, как ни странно, приемлемо. Ночью в сухую погоду по трассе километров до восьмидесяти в час видно приемлемо, по проселку вообще ни каких проблем. Коробку передач я не перебрал, но это в планах, так как третья и четвертая передачи заметно воют, механизм переключения подтекает, а рычаг кика еще не выкрашен. Порадовала передняя вилка с мягкими пружинами. В сочетании с мягкой покрышкой Mitas H-04 глотает и гасит неровности достаточно хорошо. В задний мост установлена новая пара, шариковый подшипник ведомой шестерни и сальники, а подшипники ведущего вала и вкладыши ступицы оставил старые, на удивление, они в хорошем состоянии.
Первый выезд немного огорчил и напряг подвеской, неработающей светотехникой и перегревающимся мотором. Но с каждым выездом и по мере устранения недоделок мотоцикл просто стал радовать!
  • JuristJurist
  • Олег
  • 22 сентября 2018 в 21:03
  • 1
  • ?

Комментарии (20)

RSS свернуть / развернуть
+2
trendyuk
поздравляю с завершением проекта! Ну, по крайней мере, с первоначальным, основным завершением)) Дальше-то понятно, будут еще мелкие доработки.
Например, по поводу «девятки» в мост. Скорее всего это оптимальный вариант для Урала-одиночки. И для колясыча, если он ездит в облегченном варианте, без хозяйственной деятельности. У меня в двух сезонах стояла «десятка», и я решил от неё отказаться в пользу «девятки». Такое ощущение, что проблемы с выжимным штоком в сцеплении связаны именно с «десяткой». «Девятый» мост будет помягче при трогании с места. А крейсерская скорость отличается ненамного. 85-90 км/ч для «десятки» — это норма. Можно и быстрее, но лучше не надо)) Движку это не понравится. Эти мотоциклы вообще не созданы для больших скоростей. Только для неспешного, но уверенного перемещения по грунтовке, или транспортировке полезного груза. Пушки, например, или стога сена…
Так что, в следующем сезоне буду ставить на своего Слона «девятку» и неторопливо перемещаться по планете))
А еще интересно, как в старину, то есть, в прошлом тысячелетии, оптимизировали мототехнологии. Я не знал, что переключатель света был в фаре и работал от тросика. Забавно…
Про ручное опережение зажигания знал, видел в действии на старых Ижах.
0
Jurist
Мост «Девятку» я и ставил с прицелом на периодическое использование коляски, которой пока нет! :)
+1
trendyuk
тогда остаётся с шестеренками в коробке поработать. Но стоит ли? Повышение скорости на Урале чревато ремонтами двигателя, коробки, ходовой. Вся конструкция рассчитана на небольшую скорость. И если что-то одно улучшается, то остальное берет на себя повышенную нагрузку. И ломается. Как у меня, например)) Поэтому я пришел к выводу, что всё должно быть гармоничненько))
А вообще, самое интересное, что получилось в этом мотоцикле — единство формы и содержания. Нет глобальной переделки. Есть только улучшение по важным мелочам. В результате мотоцикл не только хорошо смотрится, но и надежно едет. Этакое новое ретро)) Отличная работа. Еще раз поздравляю!))
0
Nordwind
На мой взгляд если без колхоза, в оригинале удаётся восстановить технику то это большое достижение. Удачи с проектом!
+2
Finist_77
Красавец! Отличная работа!
0
Eugene2
Может не стоит называть мотоцикл М61 только из-за шильдика на раме?
+2
Jurist
  • Jurist
  • 23 сентября 2018 в 21:41
Название из ПТС. Этого более чем достаточно для того чтоб называть его м-61.
0
Eugene2
Это ваше личное…
0
Eugene2
Разве только ПТС. От М61 осталась рама, фара да бак с багажником. Ералаш, простите…
0
Jurist
  • Jurist
  • 24 сентября 2018 в 1:43
Вроде про реставрацию речи не было, да и мотоцикл не ваш… Почему Вас так задевает наличие неродных деталей на МОЁМ мотоцикле?
0
Eugene2
Мотоцикл отремонтирован и вы молодец. Но вы называете мотоцикл тем именем, чем он не является. Это вводит не осведомленных читателей в заблуждение, посмотрите коментарии.
Это жестокая реплика М61 и об этом надобно говорить людям.
+2
Schwarz
Уважаемый, Евгений. Вы уже несколько лет пишите примерно одинаковые критичные комменты под постами про ретромотоциклы, запрещая называть их М61, М72 и т.д. Очень радует такая Ваша стабильность
0
Eugene2
Нет, запрещать не можно. Но «капля долбит камень не силою, а часто падая» Я за исторический и технический ликбез населения. Авось и сам что новое узнаю по теме. Спасибо за внимание…

Источник: mudroslov.com Спасибо.
+3
Jurist
Если честно. то я периодически сталкиваюсь со сложностью правильно назвать мотоцикл. Это происходит на улице когда незнакомый человек спрашивает модель мотоцикла. Обычно говорю м-72. Народ и иж-49 его называет. Если человек действительно заинтересован, то конечно рассказываю краткую историю R71 — М61. На этом сайте я достаточно подробно описал что да как у моего экземпляра. Неоднократно говорил, что НЕ РЕСТАВРИРУЮ, а делаю ездовой мотоцикл. Похоже Вы через строчку читаете. Никто не поинтересовался, а что же у меня неоригинального… Я бы с удовольствием рассказал.
0
Eugene2
Не призываю реставрировать все старые мотоциклы. Но если это реплика, то она должна так и позиционироваться — ведь заглавие вашей статьи однозначное. Все-таки к нашей истории надо относиться бережно.
А труд по ремонту этого мотоцикла достоин большой похвалы!
+2
Schwarz
Олег, поздравляю!
Про ощущения от езды на эмке согласен — это что-то особенное
+3
denR1200
Очень гармоничная и эстетичная игрушка получилась. Автору большое уважение за проделанный труд. «Восстанавливать в оригинал» -? А стоит ли? В оригинале это топорная утилитарная техника массового производства с низким качеством деталей и окраски. А здесь уже ВЕЩЬ. Если бы наш автопром выпускал в те годы такое с конвейера… Но это только мечты.
+1
B-twin
  • B-twin
  • 24 сентября 2018 в 14:44
Огромный респектище!!! Единственно, что глаз режет как оппозитчику с большим стажем — алюмуньевые ступицы!
0
Jurist
Спасибо спасибо! Я старался.
Ступицы хотел именно алюминиевые. Соловские удачно подвернулись.
Ромашки в гараже лежат. Вынашиваю мечты о чёрной эмке. Надо только с духом собраться. На ней уже будут ромашки.
0
B-twin
Ну тогда гуд… Я подобное оправдываю если мотоцикл в ретростиле выдержан, но есть вкрапление современных технологий, потому что это необходимо для эксплуатации аппарата.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Jurist, Мотоцикл Ирбит м-61 ч.8