Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Kawasaki Z250 2015 → Изборск, Холм, Торопец - Путешествие на 4 дня

Всем привет!

Давно хотел рассказать о поездке, наконец дошли руки. А хотелось, т.к. для меня это был первый дальняк на моте, первая поездка компанией и в удивительно красивые места. И очень хочется поделиться хорошими эмоциями. Дальше много текста и моих наблюдений. Всем, кто найдёт время — приятного чтения в межсезонье!



Дело было весной 2016 года. С друзьями определили, что на конец мая у нас есть 4 дня, на которые мы можем вырваться из Москвы вместе. Стали выбирать, куда лучше поехать. Парням было не принципиально, лишь бы на волю, а я давно хотел посетить Изборск в Псковской области – древний город, крепость на западной границе нашей страны, замечательный пример красоты малых городов России. Да и расстояние в 740 км по хорошей федеральной м-9 представлялось подходящим для пробы себя в роли «мотодальнобойщика».
Изборск был первой, но не единственной целью. Цель номер два – город Холм, что в Новгородских лесах. Этот город я знаю с детства, проводил там каждое лето у бабушки с дедушкой и хотел показать ребятам. Места эти примечательны героическими боями в Великую Отечественную, первозданной природой и комарами. Бонусом к замечательному городку обещали быть 330 км местных живописных дорожек от Изборска.
Третьей точкой должен был стать Торопец. Это западная окраина большой, но, к сожалению, не очень ухоженной Тверской области. Древний и, не смотря ни на что, до сих пор живой город в 120 км через лес от Холма на пути обратно в Москву. Там озёра и здоровый провинциальный покой.
Определились, спланировали, едем. Я на Зедке (Kawasaki Z250), Тёма на Кисе (BMW K1300S), наш сочувствующий мотоциклетному движению товарищ Саня на Мерсе (Mercedes-Benz V-class). Такой вот неравный состав. Поскольку мой мот почти новый, особо не готовился: помыл, заправил, помазал цепь, взял с собой масло на долив, смазку, штатный инструмент и канистру 95-ого на двоих. Дабы ехалось легко, сложили весь скарб в мерс и пустили замыкающим (как боевую техничку). Первым шёл я на Зедке, знающий маршрут и самый медленный.

Встретились в 6 утра на первом Лукойле на Новой Риге. Дальше 120 км до Волоколамска по магистрали. Тут-то я и ощутил недостаток малой кубатуры. Ехали 140, но парни явно могли быстрее. Конечно же они не упустили возможность потроллить меня, догоняя и изображая во всех красках, как я распластался на баке. Для Зедки это комфортный максимум, но жрать бенз он уже начинает, как большой (больше 5 литров на сотку).
Дальше пошло лучше, после Волоколамска дорога сузилась до двух рядов и отставать уже начал мерс. В плотном потоке машин мы сразу укатили от него, радуясь преимуществам мототранспорта. Отъехав от Москвы километров 300, движение растворилось полностью и мы наслаждались прекрасным асфальтом и запахами цветущей майской природы. Держали где-то 130 км/ч, мне было очень комфортно. Выяснилось, что даже на федеральной трассе с заправками не очень. На обоих мотоциклах загорелись лампочки и так мы проехали километров 40, пока не наткнулись на Роснефть. Первая остановка, заправка, завтрак хот догом.



Тем временем леса вдоль трассы сгущались. Видимо из-за малого количества машин, дикие звери не особо стеснялись выходить на дорогу. Первой жертвой стал воробей. Он врезался мне в руку, на перчатке остались следы крови птицы. Парни потом сказали, что видели, как от меня отскочил какой-то комок… Немного погодя я увидел, что впереди у дороги сидит какой-то зверёк. Приблизившись, я понял, что это заяц. На всякий сбросил и уже поравнявшись с ним решил, что косой совсем бесстрашный, т.к. тот продолжал сидеть несмотря на надвигающийся на него конвой. В последний момент зверёк бросился поперек дороги прямо мне под колесо. Я даже не успел нажать на тормоз. К счастью, он успел проскочить. Но, как потом выяснилось, не остановился и прямо перед Тёмой вновь пересёк две полосы в обратную сторону, попытав судьбу второй раз. Счастливчик остался цел. Мы же дальше стали внимательнее. Так и доехали до Великих Лук. В сам город решили не заезжать, хотели оставить максимум времени для Изборска, заправились только. ЗиЛ-130 и размеренность девушек на Газпроме выбили из нас московскую суетливость. Впервые за поездку я ощутил, что мы путешествуем, а не едем из пункта А в пункт Б.

Тем временем, 500 км федеральной трассы закончились, сворачиваем на Р-23 до Пскова. Появившиеся то тут, то там вывески о продаже страховки давали понять, что граница Родины близко. Как-то даже неожиданно. Навстречу регулярно стали попадаться питерские байкеры, ехавшие в Минск на открытия сезона HOG. Но нам нужно в другую сторону. Псковская область произвела приятное впечатление. Всюду что-то строят, меняют асфальт, живут-работают. Но с заправками стало ещё хуже. “На парах” тормозим на безымянной АЗС. Заливаем полные баки, т.к. непонятно, как пойдёт дальше. Особенное волнение вызывал KS, по регламенту ему положен 98ой. Дальше живописная дорога до Изборска. Леса, поля, озера, речушки, деревушки и опять звери. Огромная цапля, поднятая шумом, едва не протаранила меня, лениво набирая высоту. Повернув на Изборск, Бумер с Мерсом решили размяться, газанули и быстро оторвались от меня. Я же наслаждался пустой извилистой дорогой с ровным асфальтом и пригревающим солнышком.



Остановились у речушки. Красота: широкий разлив, низкие берега, ровная травушка, Руууууусь… Въезжаем в Изборск. Ожидали увидеть средневековый город. Оказалось что сейчас он больше похож на село. На въезде: огороды, дачи, сельпо. Остановились у школы посмотреть навигатор. Набежали любопытные детишки. Это не мегаполис, они здесь не боятся подходить к незнакомым. Звук акраповича KS их поразил. Проводили нас веселыми криками. Гостиница была в центре, он и представляет интерес: Крепость, брусчатка, пешеходная зона, музеи. Но сначала мы оставили мотоциклы, скинули дорожный прикид, плотно перекусили. Пошли гулять. Обошли крепость, спустились к реке. Если коротко — очень красиво и ухоженно.









Стемнело, вернулись в гостиницу, попарились в бане. На утро запланировали посмотреть Труворов крест, к нему нужно ехать.
Встали рано, завтрак и в путь. Труворов крест искали долго, по пути наткнувшись на другой крест — памятник защитникам России. Этот крест стоит на холме из кусков земли со всех уголков страны, рядом часовенка. Как оказалось, Труворов крест находится на действующем городском кладбище, мимо которого мы проезжали уже несколько раз. Чтобы увидеть памятник нужно пройти через кладбище и дойти до его древней части. Удивительное место, где соединяются разные эпохи. Сам крест на месте захоронения Трувора, его форма и древние надписи поразили — почти 1200 летняя древность, это эпоха викингов в северной Европе про которых мы так много слышали, а о наших предках знаем так мало. Рядом расположены захоронения почетнейших жителей города разных времен. Пройдя кладбище насквозь, можно увидеть современную церковь и руины древнего городища. Также открывается красивейший вид на озеро и современный Изборск.









Но нужно было ехать дальше. Впереди нас ждал город Холм. Ехали через Псков, город не смотрели, только заправились. Зедка начала гудеть. Оказалась цепь, помазал — всё прошло. От Пскова двинули на Порхов. Вперед пустили Мерс, он с навигатором, а по пути много поворотов. Дорога до Порхова великолепна: свежая очень извилистая лента асфальта через густой лес. Закладывали байки от души. Было очень забавно наблюдать сзади, как V-class смешно кренился в поворотах, Саня выжимал из него максимум. Эта машина явно не для такого слалома. Но спустя 70 км начался трэш. Сразу за Порховом асфальт в современном понимании кончился. Дорога на Великие Луки явно не ремонтировалась лет 30: трещины, ямы с острыми краями, камни, песок. Встречных и попутных очень мало, едем не больше 60 км/ч, тресет нещадно, стрёмно за колёса, запасок нет ни у кого. Измотавшись после 100 км такой дороги, остановились.



Тряска и грохот прекратились, кругом тишь и благодать, поставили столик прямо у дороги, сели, поели. За пол часа не проехал ни один автомобиль. Но расслабляться было рано, до Холма ещё почти столько же, а по моим воспоминаниям дальше дорога лучше не будет. Так и вышло, свернув в Локне на Холм пришлось сбавить до 30 км/ч, и так все 80 оставшихся километров. Временами казалось, что с БМВ осыпется весь пластик, Мерс развалиться на части, а моя кава разойдется по сварным швам. По дороге встретилось только пара новгородских машин, лес по сторонам был настолько густой, что рассмотреть округу не представлялось возможным, редкие дорожные знаки были изрешечены дробью…





Но вот табличка Холм — Ура! Городок чем-то похож на Изборск, но куда менее ухожен. Сложно сказать, что разрушило Холм сильнее: Великая Отечественная или лихие девяностые. Сейчас здесь тихо. Я не был здесь несколько лет и тем ярче заметно, как городок медленно исчезает. Очень жаль … ещё и усталость давила на настроение. Хотя Тёму с Саней тоска не донимала. Заехали в магазин, купили гостинцев и провиант на ужин. Дальше отправились по моим родным. Посиделки, разговоры. Узнав, что парням интересно узнать побольше про город, моя тётя пообещала, что завтра специально для нас откроют городской музей, несмотря на выходной день. Спасибо ей огромное.





Начинало вечереть, нам нужно было ещё разбить лагерь. Хотели заночевать на природе. Кстати, в городе есть и небольшая гостиница “Ловать”, если кто-то соберется сюда. Я задумал неплохое место на берегу реки, рядом развалины немецких укерплений. Раньше там было городское футбольное поле, а сейчас места эти наполовину заброшены. Как оказалось подъехать туда было не так просто – раскисшая колея с лужами. К такой дороге Зедка оказалась самой подготовленной. Буксовав, я довольно ловко пробирался к намеченному месту. Последней преградой была самая большая лужа, но узкая резина и малый вес байка помогли справиться и с ней. На радостях прибавил, не посмотрев, как там Тёма. Ему же было гораздо сложней. Литр триста, 160лс и 300 кг веса явно не для просёлка. И на последнем препятствии, газанув, он повалился на бок. Вместе подняли KS – без повреждений, но настроение Тёме случай подпортил. V-class на полном приводе медленно, но уверенно прополз последним, скрипя, как яхта.







Стоянка на высоком берегу реки, деревья прикрывают от ветра, под ногами ровная зелёная травка – всё красиво. Кроме комаров. Мы подняли из травы такую тучу гнуса, что уже через минуту я снова одел шлем. За свои 30 лет я не видел ничего подобного – насекомых затягиволо в рот и нос даже от дыхания. Находится здесь было решительно не возможно, но и менять место не вариант, уже вечер. Развели костёр, накидали сырых веток для дыма и стали пить. Через пару часов комары не то разлетелись, не то нам было уже всеравно…
Если бы не Тетя с музеем, мы бы вряд ли уехали на следующий день. Договоренность заставила нас подняться. Головы болят, лица и руки опухли от укусов кровососов. Идеальная мишень для гайцов. Я знал, где они обычно здесь стоят. Поехали в объезд. Ровно ко времени стоим у музея, пьём водичку, едим мороженное, ждём. Нам провели экскурсию и рассказали столько, сколько не знал даже я. Когда-то город был важной точкой на пути из варяг в греки, был известен изготовлением лодок и друх изделий из дерева, позже стал крепким уездным городом со своей гимназией, здесь варили пиво, пекли хлеб, в Великую Отечественную был местом ожесточённых боёв в результате которых почти полностью был разрушен, у немцев даже была специальная награда за Холм. Здесь и сейчас окрестности усеяны памятниками и следами большой войны. Каски, траки, снаряды местные жители регулярно приносят в музей. Рассказ неравнодушного к истории родного города человека оказался способен достучаться до глубины души. Стало стыдно за перегар…





Ближе к полудню нехотя стартуем дальше. Предстояло проехать всего 100 км до Торопца. Дорогу я знал хорошо – это широкая живописная грунтовка с кусками сохранившегося асфальта. Жарковато, но свежий лесной воздух выгоняет из организма похмелье. Зедка позволяла мне уверенно идти 60 – 70 км/ч, KS изрядно носило по песку, но он почти не отставал, а вот мерсу было тяжело. Объехать все ямы сразу 4-мя колёсами было тяжело, трясло. От жары и пыли Саня закрыл все окна, а расплескавшаяся от тряски канистра с бензином создала неповторимую атмосферу внутри. В итоге Сане поплохело. Остановились, на стоянке похмелье стучится в голову, скорей бы финиш. За три часа езды на встречу встретился только один военный УАЗик.
Торопец очень красивый и живой городок. Он расположен на нескольких озёрах. Валдай недалеко. Наш план был остановиться на бережку одного из них. Заехали в магаз, взяли местного пива. Долго не могли найти съезд к воде: везде либо дома, либо густой лес. Наконец, с помощью подсказок местных жителей выбрались на живописный берег. Сосны, травка и вода. Разложились, пригубили, отпустило. Разговаривали у костра, смотрели на огни городка в стороне. Тишь…



На утро снова в путь. Предстояла дорога до дома. Где-то километров 450. Выехали бодрячком. Нужно было заправить V-класс и желательно дизелем Евро-6. На выезде из города безымянная заправка. Вариантов нет – заливаем полбака, едем. Через километров 5 нас на хорошем ходу догоняет местный ДПС. И это на пустой дороге. Проверяют доки, внимательно смотрят в глаза, отпускают и уезжают обратно. Видимо кто-то на заправке нас сдал. В этот раз мы чистые. Выезжаем на знакомую М-9. Совсем не хочется обратно в Москву, но каникулы заканчиваются. Едем быстро и молча. Остановились только раз перекусить. Спасибо тёте Тане из Холма за блины. На мерсе оказывается зажёгся Check на топливо, но других последствий не последовало. Дальше Новая Рига, на которой я в бешеном воскресном трафике отстал от парней, сумашедший МКАД и дом. Потребовалась обратная «акклиматизация» к мегаполису. Всего проехали чуть больше 1,5 тысяч километров за 4 дня. Техника выдержала, только на BMW до корда стесался задний балон от постоянных пробуксовок на гравии. С Кавой вообще ничего не случилось, но именно после этой поездки я решил, что пора поднимать кубатуру… а ещё захотелось эндурик…
Это был перый вывод. А второй – что путешествовать нужно именно так. С друзьями, на мотоцикле и по незахоженным туристами местам. Только там можно увидеть страну «без фильтра».

Всем кто прочитал – спасибо и удачи! Буду рад ответить на вопросы.
  • yupiyupi
  • Илья
  • 6 февраля 2018 в 15:52
  • 3
  • оценка: +20

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
+1
Homer86
мерс крутой)
0
yupi
Да, отличная передвижная палатка)
+1
haurhot
Очень интересный рассказ. Тоже всё хочу в Холм съездить.
Медаль была не просто так у немцев, и единственная названная по городу. Холм ещё немецким Сталинградом называют-вплоть до 44 года, когда вся линия фронта покатилась на запад, их от туда выбить никак не могли.
0
yupi
Для тех кто знает историю в таких местах интересней втройне
0
sibras
а ещё захотелось эндурик…

все будут ездить на эндуро)
0
yupi
Так и вышло)
0
pilot62
хорошие покатушки!!! в Юрмалу езжу часто, иногда делаю прохваты направо и налево от трассы, везде следы войны, много озерлиже к границе, рыбалка!!!
0
yupi
В Латвию можно визу на границе получить?
+1
pilot62
Нет… шенген нужен…
+1
felixxx
Торопец не северная окраина области, а западная -)
0
yupi
Моя ошибка. Действительно.
+1
smmikhailov
Добавлю фоток Холма:



Вот дорога от Торопца к Холму

А это между Холмом и Торопцем, деревня Морхово

0
yupi
Спасибо! Среди нас не было хорошего фотографа, хотя места того стоили.
+1
smmikhailov
Да это тоже на тапок снято, какой там фотограф( а места там шикарные просто. Но без большого эндуро мотоцикла там печально перемещаться. На кросачах расстояния большие, на дорожниках трясёт безбожно. Турэндуро самое оно для таких путешествий
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Kawasaki Z250 2015, Изборск, Холм, Торопец - Путешествие на 4 дня