Блог им. Tavor → Португалия. Форт Элваш

50966_600

Продолжение. Первая вылазка после покупки Honda Varadero.

От Лиссабона — 200 км, опробовал мот в разных скоростных режимах, следил за расходом. Датчик расхода кстати бестолковый — показывает мгновенный, из-за чего цифры пляшут в обе стороны на ± литр. Но при спокойной езде получилось что на скоростях 100-120 км/ч — расход между 5 и 6 литрами на сотню. Нормально. Составил калькуляцию — если взять новый NC750 с его хваленой экономичностью (и всеми допами), то разница в цене с Варей начнет отбиваться где-то после 100 тысяч км пробега. Так что — не потерял ничего вообще. Кстати кому интересно про платные дороги — на участке Лиссабон-Элваш 200 км обошлись в 16 евро. Вот так.





Про сам Форт. Стоит на холме у стратегической дороги на испанский Бадахос, возле города Элваш, недалеко от границы (около 20 км). У холма срыта верхушка и по склонам отсыпаны фигурные лучи а форме звезды (если смотреть сверху). Фотографии масштаба не передают, издалека это чем-то напоминает грандиозные курганы с монументами советских времен. Объем работы колоссальный (а бульдозеров тогда еще не придумали — построен форт в конце 18го века). По дороге к форту — многоуровневый акведук, тоже эпических масштабов (акведуков в Португалии нереально много, но это отдельная история). Сам форт — лабиринт редутов с крепостью в центре и «домом губернатора» наверху.


(макет форта выложенный из спичек)

Заезд на холм весьма крут, и несколько небольших парковок преимущественно под сильным углом (и при этом выложены брусчаткой). Заехав на самый верх — получилось найти ровную, но как только запарковался и приготовился осматривать достопримечательность — был категорично изгнан охранником (его силуэт виден в арке) — парковка оказалась только для автобусов. Аргумент что поднимать 275-килограммовый мот завалившийся вниз по склону — занятие не очень интересное, впечатления не произвел, но зато охранник выразил готовность помочь поискать ровную площадку.


(не смотря на официальное название «Forte de Nossa Senhora da Graça» — «Форт Богоматери», во многих местах в форте повторяются картинки мерзкого змея с крыльями, а портретов Богоматери — нет ни одного)

По дороге оказалось, что охранник (молодой спортивный парень) родом из Молдовы и мы перешли на русский. Свою категоричность объяснил тем, что «у нас президент камары (мэр) — немного е*анутый, и если увидит непорядок — будут проблемы».



На первый взгляд — форт как форт. Но если посмотреть внимательней — немедленно начинаются вопросы. Обычно такие форты ставили возле портовых городов или гаваней для охраны. Либо форты побольше — чтобы внутри разместить какие-то важные сооружения (или выгодно продать землю состоятельным горожанам). Тут — мини-крепость годится разве что для размещения одного гарнизона. «Дом губернатора» — сплошная нелепость из небольшого круглого зала и анфилады миниатюрных комнат по периметру, куда даже кровать нормальную не поставишь. Что охраняет форт — большой вопрос.



Теоретически — дорогу с Бадахоса на Лиссабон, проходящую в полутора км от форта и удобно его огибающую. Для дальнобойных орудий 19-го века — как-раз предел прицельной стрельбы. Но с другой стороны — гор вокруг нет, а обойти форт полями вряд-ли серьезная проблема в стране без зим. Воевали-же как-то раньше и без дорог. Кстати на самой пологой стороне холма можно видеть несколько рядов черных точек под стенами. Это «волчьи ямы» — колодцы выложенные камнем, с деревянным колом на дне. Основательно готовились португальцы к визитам соседей.



Во времена Салазара в форте была сначала военная база а потом тюрьма (или наоборот). Стены галерей расписаны картинами из солдатского быта. Физиономии у португальских воинов — исключительно зверские. Круче только творчество добровольных пожарных (они очень любят расписывать свои пожарные части). Надпись на картине гласит, что «чем грязнее и потнее португальский солдат — тем он злее и решительней».



Зачем отсыпать фигурные звезды на склонах — не понятно (достоверно известно что в официальное время строительства форта — испанский король летать еще не умел, и оценить красоту с воздуха не смог-бы). Но еще больше странностей в крепости внутри форта. В стенах метровой толщины — бойницы. Наклонены вниз и смотрят строго в землю под стеной — зона обстрела никакая. Еще — странной формы овальные окна. Еще — множество заложенных арок (зачем они в крепостной стене?) и т.д. и т.п. То-есть по всем понятиям — официальная история чего-то про этот форт недоговаривает. Лично я по итогу склоняюсь к двум версиям. Первая — португальцы были не дураки, и построили форт для защиты чего-то крайне важного, что прятали в самом форте (под крепостью кстати подвалы и цистерны для воды, но туристов туда не пускают). Вторая — это всё проделки Салазара, он был большой любитель строить новоделы под видом реставрации — для вящей славы Великой Португалии. Хотя конечно может оказаться и так, что весь смысл форта — не позволить соседям устроить «Блицкриг» чтобы успеть подтянуть силы с других мест. Так или иначе — одолеть Португалию у испанцев не вышло.



Кстати для любителей альтернативных историй и конспирологии — в ЖЖ есть длиннющий обзор форта с кучей фотографий (автор даже ухитрился пробраться в подземную часть). Вообще Португалия богата такого рода достопримечательностями, в которых можно при желании усмотреть всё что угодно (одних только чудищ в картинах и скульптурах — куда ни плюнь).

Пока всё. Если интересно — буду выкладывать заметки про путешествия по другим португальским местам.

Еще несколько фотографий

20171013_141055

20171013_141104

20171013_141258

20171013_141931

20171013_190342
  • TavorTavor
  • 13 декабря 2017 в 23:54
  • 1
  • ?

Комментарии (12)

RSS свернуть / развернуть
+4
Lehkoduh
Очень интересно, будет возможность выкладывай еще!
0
Tavor
Спасибо. Буду стараться
0
son
  • son
  • 14 декабря 2017 в 0:27
Интересно.
А почему по платной дороге? Там помню и бесплатных хватает.
0
Tavor
По бесплатным ехать в два раза дольше и удовольствия никакого вообще. Сильно сэкономить тоже вряд-ли получится. Тут была статья в прессе про тест расхода бензина на авто если ехать из Лиссабона в Алгарве (местный курорт). Если не врут — экономии или нет или мизерная.
0
JarikBSU
Странный подход к мото-путешествиям. Суть же не доехать до места как можно быстрее, дешевле и скучные… это для авто так.
А на мотоцикле суть путешествия в езде, а точка разворота немного вторичная. И тут чем «глуше» дорога, чем извилистие она, чем меньше трафика на ней — тем интереснее.

P.s. заметил что на глухих местных дорога с малым трафиком — заборы ниже. Реально видно быт людей в деревушках, можно помахать восхищенным детишкам в ответ… ближе становишься к людям
+1
Tavor
Так на бесплатных дорогах трафик наоборот выше. Люди постоянно ездят между деревнями и фермами. Когда это дедушка на грузовичке плетется 40 км/ч и никакой возможности его обогнать нет пока он в свою деревню не приедет — удовольствия мало.
0
JarikBSU
Странно, я в Португалии еще не ездил, а в Голандии, Чехии, Литве, да даже в Польше — второстепенные дороги пустынны. Дедушки на тракторах встречаются, но обогнать их на мото — секундное дело, ведь встречки обычно в этот момент нет.
А вот помню в Чехии на трассе в 200км от Праги плелся за вонючими фурами… И на встречку не вылезешь — такой же поток фур. Встал в пробку… и решил махануть через местные деревни — получил массу удовольствия. Они там заасфальтровали даже тропинки между огородами! Узенькие, извилистые, а вокруг цветут сады… Ляпота.
+2
nikitinfaer2
Очень крутое место, запишем в список желаемого места посещения))
+3
B-twin
Тавор, наклоны перед стенами сделаны для того, что бы было сложнее подкатить осадные орудия и осадные вышки, плюс пока наступающая сторона в полной амуниции под полящим солнышком борзым шагом добежит до стен — уже основательно умотается.
Лучи звезды конечно имеют тайный смысл, например что то вроде формы мальтийского креста… Но основной смысл в том, что бы противник оказавшись у соседних стен был под перекрёстным огнём между двух стен. Так строились большинство крепостей на равнинах.

А в целом очень интересно, желаю и дальше читать ваши очерки!!!
0
Tavor
Там и так высоченный холм, осадные орудия и вышки подкатить нет никакой возможности и без лучей. Но главное что не понятно — зачем этот форт штурмовать? Намного проще его просто обойти стороной. Рядом город Элваш, защищенный намного хуже. Можно через него пройти, пограбив заодно.
0
Red_Fox
а гарнизон форта выйдет и пограбит ваш обоз? или вы единой толпой по полям до Лиссабона рванёте?)
здесь был ататат

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Tavor, Португалия. Форт Элваш