Блог им. Tavor → Португалия. Форт Элваш
Продолжение. Первая вылазка после покупки Honda Varadero.
От Лиссабона — 200 км, опробовал мот в разных скоростных режимах, следил за расходом. Датчик расхода кстати бестолковый — показывает мгновенный, из-за чего цифры пляшут в обе стороны на ± литр. Но при спокойной езде получилось что на скоростях 100-120 км/ч — расход между 5 и 6 литрами на сотню. Нормально. Составил калькуляцию — если взять новый NC750 с его хваленой экономичностью (и всеми допами), то разница в цене с Варей начнет отбиваться где-то после 100 тысяч км пробега. Так что — не потерял ничего вообще. Кстати кому интересно про платные дороги — на участке Лиссабон-Элваш 200 км обошлись в 16 евро. Вот так.
Про сам Форт. Стоит на холме у стратегической дороги на испанский Бадахос, возле города Элваш, недалеко от границы (около 20 км). У холма срыта верхушка и по склонам отсыпаны фигурные лучи а форме звезды (если смотреть сверху). Фотографии масштаба не передают, издалека это чем-то напоминает грандиозные курганы с монументами советских времен. Объем работы колоссальный (а бульдозеров тогда еще не придумали — построен форт в конце 18го века). По дороге к форту — многоуровневый акведук, тоже эпических масштабов (акведуков в Португалии нереально много, но это отдельная история). Сам форт — лабиринт редутов с крепостью в центре и «домом губернатора» наверху.
(макет форта выложенный из спичек)
Заезд на холм весьма крут, и несколько небольших парковок преимущественно под сильным углом (и при этом выложены брусчаткой). Заехав на самый верх — получилось найти ровную, но как только запарковался и приготовился осматривать достопримечательность — был категорично изгнан охранником (его силуэт виден в арке) — парковка оказалась только для автобусов. Аргумент что поднимать 275-килограммовый мот завалившийся вниз по склону — занятие не очень интересное, впечатления не произвел, но зато охранник выразил готовность помочь поискать ровную площадку.
(не смотря на официальное название «Forte de Nossa Senhora da Graça» — «Форт Богоматери», во многих местах в форте повторяются картинки мерзкого змея с крыльями, а портретов Богоматери — нет ни одного)
По дороге оказалось, что охранник (молодой спортивный парень) родом из Молдовы и мы перешли на русский. Свою категоричность объяснил тем, что «у нас президент камары (мэр) — немного е*анутый, и если увидит непорядок — будут проблемы».
На первый взгляд — форт как форт. Но если посмотреть внимательней — немедленно начинаются вопросы. Обычно такие форты ставили возле портовых городов или гаваней для охраны. Либо форты побольше — чтобы внутри разместить какие-то важные сооружения (или выгодно продать землю состоятельным горожанам). Тут — мини-крепость годится разве что для размещения одного гарнизона. «Дом губернатора» — сплошная нелепость из небольшого круглого зала и анфилады миниатюрных комнат по периметру, куда даже кровать нормальную не поставишь. Что охраняет форт — большой вопрос.
Теоретически — дорогу с Бадахоса на Лиссабон, проходящую в полутора км от форта и удобно его огибающую. Для дальнобойных орудий 19-го века — как-раз предел прицельной стрельбы. Но с другой стороны — гор вокруг нет, а обойти форт полями вряд-ли серьезная проблема в стране без зим. Воевали-же как-то раньше и без дорог. Кстати на самой пологой стороне холма можно видеть несколько рядов черных точек под стенами. Это «волчьи ямы» — колодцы выложенные камнем, с деревянным колом на дне. Основательно готовились португальцы к визитам соседей.
Во времена Салазара в форте была сначала военная база а потом тюрьма (или наоборот). Стены галерей расписаны картинами из солдатского быта. Физиономии у португальских воинов — исключительно зверские. Круче только творчество добровольных пожарных (они очень любят расписывать свои пожарные части). Надпись на картине гласит, что «чем грязнее и потнее португальский солдат — тем он злее и решительней».
Зачем отсыпать фигурные звезды на склонах — не понятно (достоверно известно что в официальное время строительства форта — испанский король летать еще не умел, и оценить красоту с воздуха не смог-бы). Но еще больше странностей в крепости внутри форта. В стенах метровой толщины — бойницы. Наклонены вниз и смотрят строго в землю под стеной — зона обстрела никакая. Еще — странной формы овальные окна. Еще — множество заложенных арок (зачем они в крепостной стене?) и т.д. и т.п. То-есть по всем понятиям — официальная история чего-то про этот форт недоговаривает. Лично я по итогу склоняюсь к двум версиям. Первая — португальцы были не дураки, и построили форт для защиты чего-то крайне важного, что прятали в самом форте (под крепостью кстати подвалы и цистерны для воды, но туристов туда не пускают). Вторая — это всё проделки Салазара, он был большой любитель строить новоделы под видом реставрации — для вящей славы Великой Португалии. Хотя конечно может оказаться и так, что весь смысл форта — не позволить соседям устроить «Блицкриг» чтобы успеть подтянуть силы с других мест. Так или иначе — одолеть Португалию у испанцев не вышло.
Кстати для любителей альтернативных историй и конспирологии — в ЖЖ есть длиннющий обзор форта с кучей фотографий (автор даже ухитрился пробраться в подземную часть). Вообще Португалия богата такого рода достопримечательностями, в которых можно при желании усмотреть всё что угодно (одних только чудищ в картинах и скульптурах — куда ни плюнь).
Пока всё. Если интересно — буду выкладывать заметки про путешествия по другим португальским местам.
Еще несколько фотографий
- Tavor
- 13 декабря 2017 в 23:54
- 1
- +23
Странный подход к мото-путешествиям. Суть же не доехать до места как можно быстрее, дешевле и скучные… это для авто так.
А на мотоцикле суть путешествия в езде, а точка разворота немного вторичная. И тут чем «глуше» дорога, чем извилистие она, чем меньше трафика на ней — тем интереснее.
P.s. заметил что на глухих местных дорога с малым трафиком — заборы ниже. Реально видно быт людей в деревушках, можно помахать восхищенным детишкам в ответ… ближе становишься к людям
А на мотоцикле суть путешествия в езде, а точка разворота немного вторичная. И тут чем «глуше» дорога, чем извилистие она, чем меньше трафика на ней — тем интереснее.
P.s. заметил что на глухих местных дорога с малым трафиком — заборы ниже. Реально видно быт людей в деревушках, можно помахать восхищенным детишкам в ответ… ближе становишься к людям
Странно, я в Португалии еще не ездил, а в Голандии, Чехии, Литве, да даже в Польше — второстепенные дороги пустынны. Дедушки на тракторах встречаются, но обогнать их на мото — секундное дело, ведь встречки обычно в этот момент нет.
А вот помню в Чехии на трассе в 200км от Праги плелся за вонючими фурами… И на встречку не вылезешь — такой же поток фур. Встал в пробку… и решил махануть через местные деревни — получил массу удовольствия. Они там заасфальтровали даже тропинки между огородами! Узенькие, извилистые, а вокруг цветут сады… Ляпота.
А вот помню в Чехии на трассе в 200км от Праги плелся за вонючими фурами… И на встречку не вылезешь — такой же поток фур. Встал в пробку… и решил махануть через местные деревни — получил массу удовольствия. Они там заасфальтровали даже тропинки между огородами! Узенькие, извилистые, а вокруг цветут сады… Ляпота.
- nikitinfaer2
- 14 декабря 2017 в 10:19
- ↓
Очень крутое место, запишем в список желаемого места посещения))
Тавор, наклоны перед стенами сделаны для того, что бы было сложнее подкатить осадные орудия и осадные вышки, плюс пока наступающая сторона в полной амуниции под полящим солнышком борзым шагом добежит до стен — уже основательно умотается.
Лучи звезды конечно имеют тайный смысл, например что то вроде формы мальтийского креста… Но основной смысл в том, что бы противник оказавшись у соседних стен был под перекрёстным огнём между двух стен. Так строились большинство крепостей на равнинах.
А в целом очень интересно, желаю и дальше читать ваши очерки!!!
Лучи звезды конечно имеют тайный смысл, например что то вроде формы мальтийского креста… Но основной смысл в том, что бы противник оказавшись у соседних стен был под перекрёстным огнём между двух стен. Так строились большинство крепостей на равнинах.
А в целом очень интересно, желаю и дальше читать ваши очерки!!!
здесь был ататат
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (12)
RSS свернуть / развернуть