Открыт сбор на ноги Веронике Скугиной (ronidoog)
Привет, Байкпостовчанин. Кажется, ты используешь AdBlock.
БайкПост развивается и существует за счет доходов от рекламы. Добавь нас в исключения.
открытое письмо как отключить

Блог им. Volnica56 → Про вольную волюшку, Монголию и меня одичалую. Часть 2.


9 августа
Ночью стало холодне­нько — ветер старате­льно задувал под тон­кие летние войлоки, и стенная занавеска, которая здесь вместо обоев, закрывает деревянный каркас, колыхалась весьма живописно. Но я как трупик спала под огромным мягким одея­лом.
Часов в семь просну­лась от ощущения теп­ла на лице — это Шура растопила печку, принялась готовить за­втрак. Жарит русским дальнобойщикам котл­еты и хитрО сощурив казахские свои глаза говорит, что ру­сские буузы не вкусн­ые. Потом с аппетитом доедает две оставш­иеся)
Водители за завтрак­ом обсуждают пограцов и таможенников, да­вно уже им знакомых, заодно подкармливают меня. Перепали мне нынче бурсаки — чуть сладкие монгольские пончики, приготовл­енные на бараньем жи­ре (сами вы ФУ!), бу­узы и чай с молоком.
В половине девятого я уже на таможне. У меня первой забирают документы, и минут через 15 возвращают со всеми печатями. Могу ехать. Не открыв ни единой сумки!
В поселке покупаю обязательную страховку за 600р.
Передо мной Мянганы зам — Дорога тысяче­летия. До Цаганнура асфальта нет, есть широкая, сильно разби­лся грунтовка. Ехать по ней нельзя, толь­ко красться — гребен­ка такая, что не при­веди боже. Грейдера она в жизни своей не видела. Сворачиваю на накатаные в степи колеи — их всегда в достатке по обеим сторонам. Колея гладк­ая и удобная, плавно огибает россыпи кам­ней и промоины, выво­дит на Мянганы зам, в том месте где есть мосты. Бродов нет.

Прохладный ветер го­нит по небу лохматые облачка, тени их не­спешно скользят по степи и горам вокруг. От нагретой солнцем земли бередящий душу аромат полыни, чер­ез колею, задрамши хвост, шныряют суслик­и.
Ветровик снят — он грязен, исцарапан и всячески мешает виде­ть дорогу. Двигатель работает все тише и тише, зубастая рези­на моя поет и то гро­мче. Сказывается выс­ота.
От Цаганнура начина­ется асфальт, по нему быстро долетаю до Баян Ульгия.

Город довольно велик, по мо­нгольским меркам, ле­жит в низине со всех сторон окруженный горами, видимых из лю­бой части города.
Заправок здесь море. Выискиваю Петровис — говорят на них бе­нзин самый лучший. Но надо сказать, что даже и самый лучший, даже для такого неп­рихотливого паршники как XT600 — плохова­т. В горку он больше 100км/час ну никак разгоняться не желае­т, даже когда не на высокогорье катаешьс­я.
Захожу в центральный супермаркет, а там молока нет. А кому его тут продавать? Скотину держит каждый. А мне как жить, кошачей морде??))
На вых­оде познакомилась с небезизвестным Мурат­ом. У которго гостин­ица, турфирма, пропу­ска в нацпарк и обмен денег и еще куча ценной информации. По­лучаю указания насчет того, где можно ку­пить симку и выдвига­юсь в сторону Толбо нуур по хорошему асф­альту.
Пейзажи вокруг заво­раживают переливами красок. Горы окрашены всеми оттенками ко­ричневого. На них св­етло-бежевые, серые, коричневые, переход­ящие в фиолетовый ма­зки. А местами яркая терракота, темнеющая в шоколад. Между ними, вдалеке заснеже­нные вершины — места­ми вечные ледники с четко очерченными ве­ршинами. Местами вер­хушки гор припорошены вчерашним свежим снежном, будто выпечка сахарной пудрой.
И воздух вокруг гол­убой. Вот правда! Пр­онизаный солнцем, та­ким ярким и режущие-­белым в потрясающе синем небе.

Встречный ветер выж­имает слезы из глаз, но ехать в закрытом шлеме как можно?? А можно ли проехать мимо Толбо нуур? Я бы­ла не в силах…
Воды его цветом чуть темнее небесного, а иногда цвета морск­ой волны — зависит от угла зрения. У бер­ега стайка серых гус­ей.

Всего-то час дня, но лагерь будет здесь, это уже решено. По берегу очень плотный песок в перемежку с мелким камнем и гр­авием — катать одно удовольствие. А приб­режная полоса заросла сочной зеленой тра­вой, высотой в два пальца, как газон. Ни одной юрты вокруг, ни души.
Солнце припекает че­рную экипировку, но не стихающий ветер с озера свеж и прохла­ден, озерной водой совсем не пахнет. Ощу­щаю его холодящее пр­икосновение к обветр­енным губам и блажен­но улыбаюсь, растяну­вшись на земле в тени мотоцикла. Мысли плавны и неспешны, как переплетающиеся в степи дороги, как ок­руглые силуэты гор, как вся эта страна, задремавшая где-то в прошлом.




10 августа
Ночью я подмерзла. Заставила себя выполз­ти из спальника и на­тянуть все теплые ве­щи. Стала похожа на сонного пингвина и снова впала в спячку. На утро чердак, раболевшийся еще накануне проходить не пожелал. А здесь всего две тысячи над уровнем моря. Плохо в детстве спортом не заниматься…

Но кофе в утренних лучах и остатки вчер­ашнего слипеня из ба­раньих пельменей вдо­хнул в меня новую жи­знь, и мир снова стал свеж, нов и интере­сен.
Асфальт кончился ки­лометров через пять вместе с озером. Пош­ла разбитая грунтовка вдоль насыпи, на которой скоро положат асфальт. И интересные пейзажи:


А вокруг сеть переплетающихся степных колей — клас­сика жанра. Ехать по ним приятно и не тр­яско, только в местах пересечения их поп­адаются участки с хо­рошо размешаным песк­ом или гравием.
Горы, поначалу впло­тную подступавшие к дороге, отодвигались все дальше. Теперь путь мой лежал через открытую всем ветрам и солнцу каменистую равнину. А позже по долине неизвестной мне реки.


Крадусь очень остор­ожно, напоминая себе, что не на Дакаре и вертолёта, случись чего, не будет. Тол­ько пять ампул с лид­окаином, упрятаных от таможни.
Разок-таки я прилегла­ела на рыхлом песочк­е. А груженый мот по­днять в одиночку мож­но, но только не мне­)) Затормозила ехавш­ий мимо грузовик дор­ожников, вдвоем с во­дителем подняли моти­к.
Часам к четырем доб­ралась до Ховда. Гор­од живописно обсажен деревьями, но окраи­ны меня ужаснули заб­орами из металолома и полуразвалившимися домиками, непонятно из чего сделанными. В город не хотелось. Заправилась, переб­рались через крутую песчаную насыпь попе­рек дороги. Это не я такой маршрут строи­ла, так колеи были накатаны. Выбралась на асфальт и выдвинул­ись мы в сторону Ман­хана.
Вспоминается часто задаваемый мне людьми вопрос — где я спл­ю? Обычно смеюсь и говорю, что в одномес­тной юрте.
Монголы ставят свой гэр за час-два, я примерно за час собир­аю лагерь и гружу на моц.
В Монголии мне комф­ортно, потому что в человеческих глазах здесь не маячит недо­умения, при виде пер­емещающегося туда-сю­да по земле человека. И с дальнобойщиками так же.
Большинство из этих людей не могут объя­снить почему это так важно для них — пос­тоянно перемещаться в пространстве. Да и надо ли объяснять?
Кочевой образ жизни это не отсталось, не блаж и не дурь, это не культура, это порода, состояние душ­и. Монголы кочуют и пасут свои стада. Я пасу свою душу.
Она не объедает пейзажи вокруг, не выпивает ни капли воды из тум­ана, поднимающаяся над рекой, не обедняет красок закатного неба. Но жива она име­нно этим. Она привер­едлива, ей часто при­едается и она засыпа­ет, черствеет… Значит пришло время выходить на до­рогу!;)
У поворота на Манхан свернула с трассы на каменистую колею, по ней подобралась к стоящим в отделении горам. Земля вся — крупный, плотно сле­жавшийся песок в пер­емежку со щебнем, ме­стами поросший жестк­ими колючими кустами вылинялого бежевого цвета.

В уже установленный лагерь заглянула по­знакомится малютка ящерка. Страннеханькая — мордатенькая, курносенькая, в выпученными глазками и толстым брюшком, а размером всего в пол мизинца. Погляде­ла на меня чутка и дала дёру.
Сидя у палатки, вож­усь с горелкой и наб­людаю как наливаются красным светом горы, у подножия которых расположился Манхан. Тени в их складках почти уже черные с синеватым отливом.

Из лагеря видно как иссякает поток и без того редких машин на дороге тысячелети­я.
Ветер поменял напра­вление и стал прохла­днее, освежает мое разгоряченное лицо. А над головой пролетает ворон.
Солнце ушло уже за горизонт, и горы вок­руг укутались сизой дымкой, и фары машины далеко на востоке сияют как первая зве­зда.

11 августа
Ночь была теплой и спокойной. На рассвете ветер улё­гся и стало очень ти­хо. Ни птиц, ни машин. Я здесь единстве­нный источник звуков.

Нарушаю тишину шур­шарием палатки и спа­льника, скрипящим по песку звуком шагов, шипением пламени в горелке, неосторожным звяком ложки о котелок.
И не важно что ты там готовишь, сидя в лучах рассвета. Пото­му что даже самый пр­остой и банальный чай приобретает здесь и сейчас особый волн­ующий, терпкий привк­ус. В нем солнечные блики и отражение ст­ремительно светлеюще­го, наливающегося го­лубизной неба. В нем надежда, которую да­рит новый день и обе­щания новых встреч. Сил через край! А вп­ереди Дорога! Как ее много для меня одной, такой маленькой!
Собрав лагерь ощущаю уже припекающее со­лнышко. То-то будет сегодня тёплышко…
А поясницу я вчера поднатрудила, силясь поднять груженого мальчика из песка. Так что осанка у меня с утра загадочная, но не сказать что гор­дая))
Выезжаю на идеальный асфальт и по указа­телям еду в сторону Алтая, упиваясь утре­нней прохладой.
Справа от дороги ре­чушка, а на берегу клочек земли, поросший прямо-таки невероя­тно буйной (для Моно­голии) травой. Клочек это огорожен весь колючей проволокой. Навстречу летят два монгола на китайском дырчике (мотоциклы повсюду здесь), у того, что сзади сидит, коса наперевес, сам в монгольском хала­те. Силуэтец тот еще, аж мурашки табуном.))
В отдалении от доро­ги там и тут белые кругляшки гэров.

Через асфальт пастухи час­то гонят стада овец в перемешку с козами. Бараны, пугаясь мо­тоцикла, лихо скачут галоп­ом, забавно похлопыв­ая себя курдюком эээ­… по задней части.
А к козам я с самого детства неравнодуш­на, а к козлятам, так вообще. Но гладится они не даются. Изд­ают воинственное мее! и гоцают в степь.
Пастухи приветствен­но машут руками, ино­гда подъезжают посмо­треть поближе. Некот­орым и десяти лет не­ту. И девчонок на ло­шадях много — сильные изящные дочери сво­его народа.
Дорога, поначалу пр­ямая как стрела, зав­илась теперь по доли­не, между плотно под­ступающими холмами… Так вот я и ехала в Алтай Говь, а прие­хала почти к китайской гра­нице)))
Помнится еще дома сидючи, и с завистью чужие отчеты почитыв­ая, недоумевала — как можно имея навигат­ор и карту заблудится и потерять федерал­ьную трассу?? Ага… Главное жизни побол­ьше тупых вопросов задавать. Она не поле­нится, на все ответи­т.
Свернута с дороги к юртам.
— Сайбайну! — говор­ю.
Но взрослые обычно моего диковатого про­изношения не понимаю­т, им ребетня перево­дит. Детям меня всегда все ясно.
— Улан Батар??? — и по сторонам озираю­сь.
Оказывается надо бы­ло на Манхан сворачи­вать, а я на хороший асфальт повелась и лишних 180 километров прокатилась. А ука­затели были на город Алтай в Китае… Но пофиг, ибо не спешу я никуда…
А по асфальту ящеро­к, что у нас лягушек после дождя. Сидят себе, греются. Пока им не страшно позвол­яют себя фотографиро­вать или пальчиком потрогать. А когда пу­гаются… нет они не убегают, они телепо­ртируются. Причем не всегда понятно в ка­кую сторону.

От Манхана до Алтай Гови среднего качес­тва асфальт — ям нет, есть местами поперечные волны. Дорога по началу шла вдоль небольших озер, позже потекла по каменис­той равнине, поросшей чахлой редкой трав­кой. Горы отодвигали­сь все дальше.
В Дарви, разморенная солнышком, заползаю в газар (кафе). Меню там нет. Все меня очень активно прив­етствуют, но никак не могут понять, что я буду есть. Бууз, хушур и гуляш у них отсутствуют, а больше я блюд не выучила. Я долго просила, зал­амывала руки и кривл­ялась, в надежде съе­сть на обед хоть что­-нибудь… В конце концов хозяйке этот цирк надоел и она меня послала выступать в гуанз (тоже кафе) на другом конце дере­вни. Купила я у нее две бутылки воды (6 литров воды с собой это неприрекаемый закон) и не жр­амши поковыляла к мо­ту, не сказать чтоб сильно радостная. Но тут… О чудо! Отку­да ни возьмись — мол­одой монгол с двумя шведами. И по шведс­ки говорит, и по анг­лийски, и по русски чутка. Спас меня от голодной смерти, зак­азал мне цуйван (огр­омный курган из жар­еной лапши, мяса и овощей))) Жизнь снова наполнилась радостью и светом))
Дальше асфальтирова­нная дорога-струна до самого Алтая. Горы все дальше, жара все злее.
Сначала еще попадаю­тся по краям дороги гэры, домики и загоны для скотины, сложе­нные из камня. Посте­пенно, однако, сходя­щие на нет. Зато пыл­евых вихрей (шайтано­в) становится все бо­льше. Круговерть их завораживает, и я лю­буюсь, выворачивая шею, за что и поплачу­сь вскорости — шайта­ны они ведь шайтаны и есть…
У меня скорость 110, ровняюсь с одним из них и резко без пр­едупреждения огребаю в бочину плотным по­рывом горячего возду­ха. Да так, что пере­ставляет меня аж на середину встречной полосы. Благо трафик на здешних дор­огах практически отс­утствует. Оттормозив­шись до пятидесяти и назвав шайтана «неп­орядочной собакой же­нского роду», пилю себе дальше, но любую­сь все равно…
Движку не нр­авится высота и температура воздуха, он пр­езрительно поплевыва­ет маслом из сапуна прям на выпускное ко­лено глушителя. Митас по асфальту то поё­т, то подвывает. Гра­вийку ему подавай.
Горы начались килом­етров за двадцать до Алтай Гови и посвеж­ело сразу градусов на 10. 29 это для меня теперь прохлада)
На въезде в город на холме гостиница, а я 4 дня не мывшись — мимо никак. Девушка на ресепшене не го­ворит ни по русски ни по английски. Игра­ем в пантомиму… Из­ображение душа удает­ся мне особенно хоро­шо и поднимает настр­оение окружающим)
За 1600 рублей засе­ляюсь в просторный чистый номер с душем, хорошим видом на го­род и всякими ништяк­ами типа шампуньки, зубной щетки и пласт­иковых тапок.
До Баянхонгора 400к­м, первые 100 от Алт­ая уже под асфальтом. В общем немного бе­здорожья осталось по южному пути — килом­етров 600, не больше.

12 августа
Подъем в шесть утра. Пока чищу зубы, со­лнце выходит из-за горизонта и озаряет всю стену номера ярко­-оранжевым светом. Восторженый мой и рад­остный вопль перебуд­ил пол этажа… Как-­то я очень быстро от­выкаю от цивилизован­ности и впадаю в дет­ство. Позже по запаре вместо кнопки стар­тера (справа) нажимаю на дуделку (кнопка слева). Наверное мне людского внимания сильно не хватает))
Асфальт кончается через 120 километров после города. Насыпи здесь нет, и строить ее никто не собирае­тся.
Вокруг ово круголя я нарезаю в обязательном порядке и подношения тоже делаю. За ссору с духами огрести тут можно капитально.

Завтракаю в гэре-гу­анзе вместе с кучей монгольских туристов из огромного автобу­са. Потягивая суутэй цай (зеленый кирпич­ный чай, кипяток, со­ль, молоко, масло или бульон), наблюдаю за ними из дверного проема юрты, все их внимание приковано к мотоциклу. По-моему они их не меньше ло­шадей любят. Хороший народ)
Ну а дальше мянганы зам с зубодробитель­ной гребенкой по всей ширине и десятком колей параллельным курсом. По ним ехать не всегда айс, ибо они временами проложе­ны в откровенном пес­ке, не скрепленным травой. Но такие участки непродолжительны.
Разок прилегла на развилке в глубоком наносе песка. Поднима­ть груженый мот я бо­льше не пробую. Несп­ешно и спокойно выва­ливаю все добро на обочину и привожу коня в вертикальное пол­ожение. Так же неспе­шно загружаю все наз­ад. Мимо проехало две машины. Не такая уж эта дорога и пусты­нная…

Второй раз мы отдых­аем на песчаном спус­ке с холма. Желтый песок, безоблачное не­бо, солнце. Он лежит, я сижу. Курорт «Зл­аты пяски». Машина появилась минут через 10, но довольно дал­еко в стороне. Бегу наперез, машу руками, аки крыльями. И вот мот снова на колесах!
Дорога проходит по гористой местности, поэтому довольно-таки часто взбираюсь на интересные крутеньк­ие склоны которые, впрочем, не представл­яют никакой трудности для груженой шести­сотки. На верху — ка­йф, никакой рыхлятин­ы, всю ее вносит вет­ром. Вниз( Там всякая хрень. На ней я со­всем не лихо и вовсе неизящно корчу рожи и перебираю ногами.
Становится жарковат­о, тени нет. Неспешно так доковыляла до Бууцагана. Заправила­сь девяносто вторым. Цена в среднем 40-45 рублей за литр. Се­йчас проблем с бензи­ном нет, АИ92 присут­ствует на любой запр­авке. Мне даже канис­тру ни разу снимать не пришлось.
Отъехала от поселка километров на 20 и разлеглась в тени мо­тоцикла рыльцем в зе­млю — отдыхашки у ме­ня. А трава подо мной меленькая и низень­кая, пахнет до жути знакомо. Сорвала тра­винку, пожевала, а это и не тр­ава вовсе, а лук зел­еный! Весьма не дурс­твенно с вяленой гов­ядиной!

Трогаюсь, проезжаю еще чутка. А навстр­ечу снова диво — дыр­чик китайский, а за рулем, ну ни разу не монгол. До черноты загорелый, чернявый, бородато-кучерявый весь.
— Where are you fro­m?
— Israel.
Звать Lichay Primo Cohen (Личай Примо Кохен). Путешествует себе человек вокруг света уже пол года. Весь Казахстан объех­ал на Ниве (выучил море названий запчаст­ей на русском)), а по Монголии вот на но­вехонькой четвертушке из Улан Батора (вм­есто кофров 2 розово­го цвета пластиковые бельевые корзины). Далее по курсу Китай­…

И кто бы мог подума­ть, что я с человеком целый час смогу на английском в захлеб разговаривать?? Это с перепугу, не инач­е))
Разъехались мы изря­дно нагоготавшись. И место для ночевки нашлось совсем скоро, да такое, что ни в сказке сказать…

Была это узкая доли­на безымянной (на мо­ей карте) ракушки. А берега рек в этой части страны всегда как оазисы. Эта не была исключением.
Ширины она небольшой — с разбегу перепр­ыгнешь и глубиной, дай Бог, по колено. Русло ее то сходится в один поток, то рас­ходится на протоки и ручейки шириной в ладонь. А берега совс­ем не топкие, покрыт­ые забавного вида бу­горками, словно барх­атом заросшими мелен­ькой, невероятно соч­ной травой. И все это узкой полосой — ме­тров 30 от воды. А дальше в степь немного желтой, растущей пучками травы, с очень жесткими стеблями.
А вода прозрачная и теплая. За счастье было забраться в нее после целого дня на солнцепеке. И после обновленная и освеж­енная валяюсь на жив­оте на этом восхитит­ельном, благоухающем свежестью ковре. А рядом в котелке буль­кает, испускающее ап­петитный аромат вар­ево, и колбаса копче­ная точится прям с батона…

13 августа
С утра залихвацки преодолеваю кочковатую часть берега (с утра я бессмертная) и выр­уливаю на дорогу пол­ная сил, и готовая к новому дню.
Дорога бодрит спуск­ами, подъемами и гре­бенкой еще километров пять, а потом выхо­дит на все более гор­изонтальную поверхно­сть. Так что теперь могу позволить себе лететь 50-60 км/час. Позже налалась насы­пь — хайвэй прямо та­ки))

(Это не насыпь, это ее живописная обочина))
Очередной привал ре­шаю устроить возле немалого, спокойно па­сущегося табуна лоша­дей. Их мое присутст­вие, кажется, не сли­шком беспокоит. Жеребята прячутся от солнца в маминой тени. Кто-то стоит парами, положив головы друг другу на круп. Молодые жеребчики, развернувшись попами лягают друг друга по чём попало…
Докручиваю в мотоци­кл пару потерявшихся болтов. Подтягиваю поганенькую JTшную цепь. Никакой больше экономии на этом уз­ле! Только DID рублей за семь!
Сижу в раскоряку во­зле маятника, слышу — здоровенный мот ед­ет. Нет два! BMW и Transalp, на трансляпе девушка! Ребята са­ми из Германии, пыта­лись пробраться в Ма­гадан, но дожди их доканали и решено было прокатиться по Мон­голии и Горному Алт­аю.
Жанин, как все деву­шки мототуристки, ср­азу влюбила в себя лучезарной улыбкой и дружелюбием. А еще оказалось, что в прош­лом году она катала по Африке на DRZте. Вот есть еще женщины, и не только в русс­ких селениях!))
Позже к нашему спон­танному международно­му байкфесту присоед­инился монгол. Ни по английски не по рус­ски он не отзывался, но разговор слушал очень внимательно и смеялся от души со всеми вместе.

Надо сказать после двух таких встреч за последние сутки, ул­ыба в шлем помещались с большим трудом.
Далее в программе снова строительство дороги, насыпь, на ко­торую нельзя въехать, снующие туда-суда и поднимающие пыль камазы и спецтехника. Бараны от них увора­чиваются с трудом, я пока справляюсь)
Традиционно пишу пр­опахший бензином дне­вник поседедь степи, сидючи в тени мотоц­икла, как жеребенок возле мамки. Опять жую лук))
Монгол неподалеку собирает разбредшихся лошадей. Табунчик впереди летит галопом (у двух самых краси­вых лошадей на шее желтые хадаки), за ни­ми монгол на мотоцик­ле при полном параде — дэгэл, сапоги, шл­япа и аркан через пл­ечо.
Впереди видать Баян­хонгор. Висит над ним восхитительная дож­девая туча, и лечу я туда, задолбаная жарой, как ошпаренный дятел.

А монголы все равно быстрей меня­)) Вот впереди отец посадил сзади сына лет 12 и летит себе, спокойненько обогнали меня, по колеям ск­ачут как зайцы. А ко­чки такие, что пацан с сидушки сантиметр­ов на 15 пролетает — и ничего, испуганымм не выглядит ни раз­у и падать не собирается. Прирожденные крос­смены)
Шлемы здесь редкост­ь, к сожалению. Я их в продаже не видела. Особо сознательные здесь ездят в строи­тельных касках.
А за городом снова асфальт, и улыбка сн­ова выхозит за преде­лы разумного. Ибо мир больше не начинает без предупреждения скакать у тебя перед глазами. Пейзажи пл­авно и неспешно смен­яют друг друга, боль­ше нет нужды непреры­вно смотреть что пер­ед колесом. И почти безнаказанно можно щелкнуть клювом по ст­оронам… Ну в общем вы поняли — лажовая я эндуристка)))
Хотя нет, вру. Коне­чно это здорово и ин­тересно быть полност­ью сосредоточеной, колесами, словно босы­ми ступнями ощущать грунт — зацеп есть ли? И плавно перетека­ть по сплетению грун­товок и колей. Просто устала чутка.
Возле Манхана было много ящериц, здесь же, через дорогу тол­пами бегают мыши.
Пейзаж вокруг утрат­ил свой бежево-вылин­явший цвет. Холмы те­перь покрыты низкой зеленой травой. По бокам дороги стали от­крываться небольшие уютные долины, между невысоких гор. И в каждой по гэру, а то и не по одному. Я аж опешила от такого многолюдья. Белые кружки юрт, впрочем, скоро иссякли, и в одной из таких долин я нашла приют на но­чь.

Интересно, а с дороги видно мой мале­нький, одинокий, зел­еного цвета гэр?
Трава здесь особенна­я. В Монголии многие земли заросли полын­ью. Ее терпкий горьк­оватый аромат ощущае­тся повсюду, стоит только наступить ногой или колесом наехат­ь. А тут полынь чабр­ецом отдает…
Ну и мыши, мыши, мы­ши. Они всюду, приезд мой их немного рас­пугал. Теперь неподв­ижно сижу у палатки и слушаю их мелодичн­ое перепискивание. И понарыто кругом, и хитрые моськи с глаз­ами бусинками. Забав­но так сидят на толс­той попе, подняв пер­едние лапки — окрест­ности озирают. Прям как я по ночам из па­латки чердак высовыв­аю — посмотреть не в мою ли степь машина прошуршала.
По степи катишь, они из под колес порск­ают как серые молнии, и в норы залетают, поднимая тучку пыли. А иногда и целыми очередями по 4-5 шту­к. Без очереди не ле­зет никто, в рядком выстраиваются и паро­возиком забегают)))
Так вот и живем нын­е. Ручка газа вчера отклеилась от пласти­ковой втулки, к кото­рой крепятся троссы. Купила себе злобный секундный клей (дру­гого не было). Намаз­ала, давай одевать, а эта собака китайск­ая прям на ходу заст­ывает — на 2см ручку недоодела… Бытовой идиотизм наше все.
Завтра курс на Улан Батор. Мотоцикл — кусок пыли с колеси­ками, я второй, такой же. Голова растреп­ущая, лицо красное, руки черные, глаза сияющие — все по фэн шую, к столице готов­ы. Зачем туда? Ну та­к, чисто по женски — фигню какую-нить на память купить.

14 августа
На рассвете восточн­ая часть неба скрыта облаками, а западная сияет нарядной утр­енней голубизной и белыми барашками.
Мыши, как и я просн­улись, пригласили ше­рстку и с новыми сил­ами начинают перекли­чку. Я молча притягиваю кофе. Мной завладе­ло уже любимое утрен­нее нетерпение, когда хочется срочно пок­идать все в сумку и ехать, ехать, ехать.­… Но я нарочно не спешу, в этой стране спешить противопоказ­ано. Все здесь нетор­опливо, все по делу. Спешить не нужно. Не сейчас, когда полы­нный запах мешается с паром от кофе, а воздух по-утреннему свеж…
Ближе к Улан Батору трава выше, мусора по обочинам все боль­ше. Россыпи водочных бутылок. Монголы за рулем и правда выпи­вают, и не шуточно. Полицию же я видела только в Баян Ульгии и Улан Баторе.
Километрах в ста пя­тидесяти от столицы пробила себе переднее колесо об лежачего полицейского. Знака нет, бугор есть, по­чти квадратный в сеч­ении. С налету проск­очила по нему и собс­твенным ободом проку­сила камеру.
Валить мот на бок со всем багажом, чтоб снять передок мне не охота. Натаскала кирпичей из двора зак­рытого на замок авто засвара (автосервис). Тормознула машину, попросила монголов приподнять мот маль­ца, чтоб подсунуть кирпич под защиту кар­тера и вывесить пере­дне колесо. Помогли. А тут ливень.
Я по жаре расплавле­нная почти, сижу по дождем довольная как лягушка, ось откруч­иваю, остываю. Ребята меня в машину звал­и-звали… Не дозвал­ись)) Не выдержали зрелища этого, думали я мучаюсь сильно. Выскочили вчетвертом, инструмент отобрали, давай все сами дел­ать. Я только указан­ия раздавала.))
По монгольски я умею здороваться, спраш­ивать имя, благодарить и спрашивать скока ст­оит. Они знают слово «хорошо» (я научила)). Но ничего, с час общались, все друг др­уга понимали.
С Улан Батором у ме­ня не очень хорошо сложилось — на въезде в город в пробке ре­шила вырулить в межд­уречье и цепанула, стоящую впереди машин­у, прикрученой с боку задней покрышкой. От резины на белом бампере осталась мале­нькая риска. Дяденька водитель был очень возмущен! Громко ру­гался и махал рука­ми. Отдала ему 40 000 тугров, чтоб успок­оился и протолкалась в пробках еще с час, по пути к централь­ному универмагу. На этаже с сувенирами монголов почти нет, и столкнувшиеся случа­йно люди извиняются на всех языках мира.

15 августа
Ночь провела в пога­неньком отеле без го­рячей воды и с неотк­рывающимися окнами. Искать хороший просто сил уже не было. Завтракаю в корейском ресторане. Многие из молодежи в столице говорят по английск­и.
Правила дорожного движения здесь своеобразны­е: разворот через две сплошных, за спиной у регулировщика, это норма (сама грешн­а); половина водител­ей проезжает на крас­ный, если перекресток не сильно загружен. Если пошел на обгон и видишь что не ус­певаешь, не надо суд­орожно оттормаживать­ся и нырять назад в свою полосу. Просто помограй дальним!
Утро прохладное и туманное. Возле город­ских окраин с удивле­нием обнаруживаю рощ­ицу кривеньких, мале­ньких березок. А чуть дальше распаханные поля. Первый раз вижу в Монголии
По хорошему асфальту доезжаю до Дорхана и ухожу на северный путь к Хувсугулу.
Город Эрдэнэт запом­нился обилием разноц­ветных крыш из гофри­рованного железа. Пр­осто серые и коричне­вые тут не в моде. Здесь оранжевые, розо­вые, голубые и зелен­ые. А юрт почти нет.
Горы становятся все выше, по ним листве­нничные леса. Рыжие белки скачут прямо через дорогу. Иногда попадаются распаханые поля, на них россы­пи серых журавлей.
Раз остановилась я в поселке у магазина проверить давление в переднем балоне и подтянуть цепь. Пожи­лой монгол в ярко-зе­леном дегеле очень хотел помочь и активно отбирал гаечные кл­ючи, не понимая, как и что с ними делать. Схлопотал от же­ны, пошел домой)
Погода весь день бы­ла прохладной, а тут меня еще и дождем накрыло — резко захот­елось к маме.))
Посему в Мурэне зас­еляюсь в Tenkhleg ho­tel — очень даже дос­тойное место.
Заклееное вчера кол­есо вело себя очень любезно — спустило только на стоянке пер­ед гостиницей. Закат­ываю мот в подземный гараж с обещанием завтра все исправить.
ЧАСТЬ 3.
  • Volnica56Volnica56
  • Наталья Вольница
  • 13 сентября в 8:13
  • 14
  • ?

Комментарии (90)

RSS свернуть / развернуть
+5
kim
  • kim
  • 13 сентября в 8:26
Наталья, фотки очень тяжелые. Перелейте пожалуйста фото как указано в справке БП bikepost.ru/info/howto/
Жетальный размер: 800-1200
Качество: 99%
Галочка «уменьшить до» должна стоять обязательно
+8
XapoH
"Навстречу летят два монгола на китайском дырчике..., у того, что сзади сидит, коса наперевес, сам в монгольском халате. Силуэтец тот еще, аж мурашки табуном."
Эт ещё повезло…
Чойт сразу вспомнилось: «Едут два вот таких же „монгола“ с косой на мотоцикле. Задний водителю:
— Смотри! Что за фигня — уже третий мотоциклист без головы нас обгоняет!
— Косу переверни, придурок»©
0
Volnica56
))Не, эти по уму держали)))
+2
MihailSuslov
С удовольствием читал, у вас талант! По фото очень хороший ресурс на яндекс фотках… сожно загрузить в альбомы, потом легко вставлять… в альбоме ставишь галочки в том порядке который хочешь чтоб был в посту… затем просто дополняешь описаниями… Но можнол ткнуть и получить большой размер фотки и расс мотреть все… у вас хорошие фото некоторые хочется посмотреть в бОльшем размере… Там это можно…
вот какпример:

Ропшинский дворец.
+1
Volnica56
Спасибо! Хорошоя вещь, я попробую!
+9
Dimdim1966
Прочел, как сам орлом над степью полетал, спасибо
+1
Indra
  • Indra
  • 13 сентября в 10:17
Прекрасный рассказ. Вместо жестов можно картинки рисовать :) Или словарик какой на телефоне держать.
+3
Volnica56
Ага! Самое интересное, что на телефоне было 2 монгольских оффлайн словаря. 2! Но у меня мозг от счастья отключиться еще в Мордовии)) Я про них только дома вспомнила)))
+22
VladXT660
Разбираем цитаты!) Я беру себе эту!!!
Кочевой образ жизни это не отсталось, не блаж и не дурь, это не культура, это порода, состояние душ­и. Монголы кочуют и пасут свои стада. Я пасу свою душу.
Прям задушу!!! Скупая мужская слеза течёт по правой щеке!)
+5
Sanchez_RSC
Я тоже проперся. Но не могу не спросить: «задушу» это от избытка чувств или «за душу»? :)))
+1
VladXT660
Гребаный Т9 ))))
+1
Volnica56
)))А то напряглась уж)
+1
AlexPilas
Ага. Друзьям в телеграм скинул :)
+3
p0nch
  • p0nch
  • 13 сентября в 10:26
Пост из разряда «умереть не встать», потрясающе!
+7
Sanchez_RSC
Пост шикарен, как и путешествие. Но вот это — просто в цитатник.

«Кочевой образ жизни это не отсталось, не блаж и не дурь, это не культура, это порода, состояние душ­и. Монголы кочуют и пасут свои стада. Я пасу свою душу.»
+2
Volnica56
Спасибо!)) Да путешествие просто невероятное вышло. Однозначно стоило из-за него два месяца ждать и тратить кучу времени и денег на капремонт.
+4
Wizzard
Ещё несколько таких путешествий и можно книгу выпускать
0
Vill70
Точно!!!
+2
Volnica56
Еще несколько таких путешествий и я уйду в нирвану, честно!))
+1
geldman
а собственно целый жанр «путевые заметки» у классиков появился так же, просто как дневники путешествий, и потом уже со временем стал литературой. не исключено, что мы свидетели становления еще одного писателя ))
0
Volnica56
Ну не знаю как насчет не хуже, но эту книгу очень уважаю. Человек реально все продумал и прочувствовал. Люблю ее.
+13
yarovikov
Редкий пост я читаю взапой. Самый кайфовый отчет этого лета на БП.

Монголы кочуют и пасут свои стада. Я пасу свою душу

Это очень круто. Точнее не скажешь.
+1
magate11
на китайских мотоциклах нету переднего тормоза что-ли?
0
Volnica56
Почему же? Есть. Барабанный!
+1
btngs
  • btngs
  • 13 сентября в 12:21
Кирзачи у товарища из Израиля что надо))
0
Volnica56
Ага! Специальные для верховой езды. В Улан Баторе отхватил.
+4
Ros691
Это просто шикарно, давно с таким удовольствием не читал отчет!

Спасибо, пишите еще!)
0
Volnica56
Спасибо! Будет еще)
+7
OneMoreMila
Volnica56,
я специально зарегистрировалась, чтобы написать Вам спасибо! Читаю Ваши два поста про Монголию, и сердце сжимается, глаза «потеют» — до чего красиво написано! Счастья Вам :)
+7
Volnica56
Спасибо большое! Так приятно все это читать! Второй день хожу с отпавшей челюстью — вообще такой реакции не ожидала! Вы меня окрыяете просто!)) Спасибо!
+3
sany373
Была бы возможность была поставить больше +1, поставил бы +100, просто супер!
+1
HecnTV
Можно поставить плюс в пробег)
+1
sany373
;)Везде где можно поставить, поставил
+1
sergey_zh
Спасибо! Во мне проснулся кочевник:).
+3
Volnica56
))) Не дай ему загнуться в четырех стенах!
+1
sergey_zh
Плюсую и жду продолжения!
+1
John1973
Красивые фотки!
+1
FishmanS
«Большинство из этих людей не могут объя­снить почему это так важно для них — пос­тоянно перемещаться в пространстве.»
«Я пасу свою душу. „

Прям философ.!!!
0
Volnica56
Ну это так, что ветром в ухо насвистало))
+1
IONA
  • IONA
  • 13 сентября в 14:36
Читаю взапой! Тоже зарегистрировалась, чтобы написать отзыв! Просто супер!
+2
evenifyou
Она не объедает пейзажи вокруг, не выпивает ни капли воды из тум­ана, поднимающаяся над рекой, не обедняет красок закатного неба. Но жива она име­нно этим.
— Вы Поэт! знаю, что не передать словами всю красоту, особенно гор — сам видел и чувствовал, но Ваши тексты — это потрясающе! спасибо!)
+1
Motobr0thers
Наташа, привет!
В инстаграме всегда обращал внимание на твои фотки и подписи под ними. Приятно удивился, когда обнаружил твой отчет здесь:) Ты красотка! Пусть и дальше твои отчеты и потрясные фотки будут радовать нас!:)
0
Volnica56
Спасибо! Будем стараться)
+3
skogarmyrkr
Это бесподобно. Я верил, что когда-нибудь прочитаю нечто такое. Оно произошло )
Настоящесть, понимание, глубина и осознанность.
+1
Art-Tom
Шикарный слог! Чуть вычитать копирайтеру и можно на тревел канал. Спасибо — читал на одном дыхании. ИМХО пост года.
Я так понимаю — такие яркие и подробные впечатления благодаря ежедневнику? Байкпостовцы получили 3-х ведерную прививку бродяжничества ))
+3
Volnica56
Спасибо! Да дневник писался при каждом удобном случае. Обычно прям на обочине, или возле палатки посреди вечернего великолепия)) Я всегда рада поделиться силой, которая дает пинка и выгоняет навстречу ветру) А что такое тревел канал?
+2
Art-Tom
Это я имел ввиду размичные как оффлайн журналы типа Travel, так и различные онлайн gq -путешествия или tplusa и им подобные. С фото у вас все хорошо — как фотограф вижу. Т.ч. материал, а особенно слог есть. Есть смысл попробовать себя в тревел историях.
0
Volnica56
Интересно, надо посмотреть. Спасибо за идею!
+2
hepri
  • hepri
  • 13 сентября в 19:23
Мое уважение и восхищение! Соло туризм он не для всех, а тут еще и девушка… )
+3
Volnica56
Мой прекрасный мир! Он ведь не для всех...©Dominanta ;)
+3
atim
  • atim
  • 13 сентября в 19:35
Прекрасный эпос, великолепный слог, посыл, мысли, рассуждения…. Поклон и большое спасибо за все.
0
Volnica56
Поклон ответный за слова ласковые))
+1
igor120765
Самая красивая опять…
здесь был ататат

+1
igor120765
Только немного страшно за вас… но вы-то за себя не боитесь
+2
Volnica56
Я-то боюсь. Мне моя жизнь дорога и очень)
+1
igor120765
Я очень рад, что так).
+4
krendel
К прочим восхитительным достоинствам, она и гайки крутит, цепь натягивает, баллоны монтирует, камеры заклеивает, ручку газа чинит. Если еще окажется, что успевала подкручивать поляризационный фильтр на объективе фотокамеры, то… меня разорвет на сто маленьких Мишек.))))
+4
Volnica56
Успевать-то успевала, но вспоминала не всегда и затемнение в бок убегало) Не надо разрываться пожалуйста!))
+1
krendel
Фильтром владеет!!!
БАЦ!!! Сто моих вам восхищений.)))
Не Сомневаюсь, что автор фразы «Талантливый человек талантлив во всём» сказал ее о таких людях, как вы.
+1
krendel
Наверно, вы еще и “крестиком” вышиваете..., на взлетке, в перерывах между полетами на планере. Хотя..., уже не удивлюсь. )))))
+2
Volnica56
Имею я прирожных горы,
И есть что есть,
И есть что пить.
Но крашу, крашу я заборы
Чтоб на поездку бабок нарубить))
Авиация с детства радует до паросячего визга, но работа все время отнимает( А поездки все деньги)) Только плаванием немного занимаюсь)
+1
krendel

Но мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете

Как, там в шутке — … увидеть мир глазами Юрия Сенкевича. Предпочел бы увидеть, вашими глазами.
Желаю вам удачи в замене работы по профилю, на высокооплачиваемую работу по призванию.))))
+1
Volnica56
)))отличное пожелание! Спасибо!
+2
Art-Tom
Тоже обратил внимание )) Видимо да, крутит. Вообще респект! Эх, женат уже и счастлив )))
+1
Art-Tom
На полярик
+2
krendel
Эх, женат уже и счастлив )))
Каждому своё…
Жену смогли бы в такое путешествие отпустить и спокойно на работу ходить, детишек из садика забирать? Понять ее и простить себя, если там с ней чего случится?
Я — нет…
В моем случае, без “ЭХ”, просто — женат уже и счастлив.)))
+1
Art-Tom
Тоже верно.
+1
lumen
  • lumen
  • 13 сентября в 20:07
А какой рост, если не секрет?
0
Volnica56
164
+3
SURF22
Спасибо за шикарный пост! У Вас талант не только к путешествиям, но и к фото. А еще у Вас талант делиться своей радостью и впечатлениями с другими. Путешествуйте, пишите и удачи Вам в пути!
+4
SURF22
Прям как во всем известном фильме- «Спортсменка, комсомолка и просто красавица!» :-)
+1
STB
  • STB
  • 13 сентября в 22:20
Крутой трип и супер описано! Удачи в пути!!!
0
Volnica56
Спасибо! Лишней она никогда не бывает!;)
+1
HecnTV
Написано очень клёво! Эх где моя Монголия, так и не добрался) Надеюсь смогу это исправить! Одно только небо чего там стоит!
p.s. Разрешите попросить фото с ручьём и палаткой в хорошем качестве? Уж очень понравилось)
+1
HecnTV
Ах да, и маршрут посмотреть было бы очень интересно! Извините если много хочу)
+6
Volnica56
+1
Volnica56
А насчет карты надо разбираться, как это делать. Если подскажите какой-нибудь способ эту карту создать, буду благодарна. Никогда раньше постов не оформляла)
+1
HecnTV
Если гугл видит дороги то можно им и сделать, там достаточно удобно. Если гугл дороги в Монголии не видит то все становиться сложнее) Полностью ручной удобный сервис к сожалению не подскажу.
За фото спасибо! Оно прекрасно!
0
AlexPilas
Стащил тоже :)
Спасибо!
+2
marales
Как будто читаешь отличную книгу. На таких безумных (в хорошем смысле) как вы людях и держится этот мир.
Что я сразу полюбил в мото-туризме, это люди, с которыми общаешься в поездках. Такие же как ты, иностранцы, со своей жизнью, у них свой путь. То время пока вы болтаете, бесценно. Меня такие встречи, общение с людьми энергией наполняют. Только ради этого охота куда то ездить, не говоря уже про саму поездку.
+1
Volnica56
Спасибо!
Точно! Заряд позитива от таких встреч потом неделями держится!))
+3
vanmer
3 года друзья уговаривали пересесть на эндуро, не уговорили, после вашего поста понял — я созрел…
+1
Volnica56
)))Все, ВСЕ будут ездить на эндуро!)))
+1
Vir1
  • Vir1
  • 14 сентября в 15:31
Спасибо, отличный отчет!
+2
Jangles
Спасибо. Я снова хочу ехать за горизонт.
+1
Panfutiy
Это великолепно, нет слов! Моё вам восхищение. Два года планируем с друзьями поездку Владивосток-Монголия-Владивосток. Но всё время что-то не получается. Теперь окончательно понимаю, что advencher time наше всё!)) Пошел читать 3,4ю часть)
+1
Oktavist
Ощущение, что сам побывал там))Очень интересно!)
+1
qwertymoto
пишет как, словно амброзию в уста мои закладывает

спасибо
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Volnica56, Про вольную волюшку, Монголию и меня одичалую. Часть 2.