Блог им. KatiMoto → Сканер эмоций
Мне нравится, когда я езжу на мотоцикле, считывать эмоции людей проезжающих мимо на своих авто. Это занимает секунды, но эти эмоции видны сразу.
В основном «сворачивают головы» и засматриваются все…белый мотоцикл, черно-белый мотокомбез, белый шлем с белым длинным хвостом и черные ушки на шлеме – прикольно же ))
Вот на трассе мимо проехала машина, а в окно уже тыкают пальцем и показывают сидящему сзади ребенку – «Смотри! Смотри!!! Мотоцикл и девочка за рулем!» Малыш смотрит широко открытыми глазами – «Какая бибика…!!!» ))
А в следующей машине сидит девочка постарше, лет 8-ми, с улыбкой и детскими восхищенными глазюками рассматривает «тётю» с таким красивым белым хвостом за рулем мотоцикла. Я ей машу рукой и её счастью нет предела! Она довольная кричит родителям, что «тётя» ей помахала!!! Наверное ещё долго она потом будет рассказывать своим подружкам обо мне )) А может хвастаться перед мальчишками во дворе, что «Тёти ТОЖЕ ездят за рулем мотоцикла!!!»
Я люблю смотреть на детей в проезжающих мимо авто, от них «питаешься» чистыми неприкрытыми всегда позитивными эмоциями – УДИВЛЕНИЕ, ВОСХИЩЕНИЕ, РАДОСТЬ!
Так случилось, что недавно вечером мне пришлось проехать пол города в проливной дождь. Лужи по щиколотку, стараешься аккуратно въезжать в них, но на скорости 40-50 ты просто плывешь и вся эта лужа оказывается естественно на твоих ногах (мотоботы и дождевик я себе пока ещё не купила), а мотокомбез сразу промок в тех местах, где матерчатые вставки…В общем еду/плыву, вся мокрая, с неба льёт как из ведра, визор запотевает, проезжающие навстречу машины обдают волной из луж, темнеет…еду – вся трясусь от страха…
Останавливаюсь на светофоре, обтекаю, думаю как бы мне доехать домой без происшествий. И тут боковым зрением замечаю, что из рядом остановившейся машины, с заднего сидения на меня ВОСХИЩЕННЫМИ глазами смотрит парнишка лет 16-ти! КАКОЙ у него был взгляд!!! Такое неприкрытое восхищение и удивление!!! «КААААК??? Девчонка на моте??? ОДНА??? В ТАКУЮ погоду?!?!?!» ))) Мой страх как рукой сняло! )) Я сразу подумала о своем сыне, которому скоро будет столько же и КАК БЫ МНЕ ХОТЕЛОСЬ, что бы он смотрел на свою маму ТАКИМИ ЖЕ ВОСХИЩЕННЫМИ ГЛАЗАМИ!!!
Самое интересное, что ты как будто бы сканируешь все эти эмоции – и они тут же отпечатываются в твоей памяти безмерным позитивом )) Приятно вызывать положительные эмоции у людей ;)
- KatiMoto
- Екатерина
- 5 июля 2017 в 18:36
- +47
- Legion18rus
- 5 июля 2017 в 19:06
- ↓
с нашей погодой выбора когда кататься просто нет) в любую погоду, а вот боты купи вторая по важности часть экипа после шлема. Малышне тоже всегда машу, нужно делится хорошим настроением :)
- Legion18rus
- 6 июля 2017 в 12:34
- ↑
- ↓
дожди это вообще какое то горе в этом сезоне, сам с апреля накатал уже 5 тысяч, и большую часть под дождем :(
Вот странно как бывает — пишешь пост и даже не думаешь о самолюбовании, а в итоге видимо выглядит все именно так (( Я хотела этим постом сказать что людям нравится байк (любой бы понравился, дело не именно в моем), нравится видимо то, что девчонка за рулем — у нас в Беларуси все-таки не так уж и часто встретишь девушку за рулем мото (они есть, но наверное где-то кучкуются:)) В общем наверное нравится сам образ «Девушки на байке», а не именно мой. Ну а если быть откровенной — да, я сама себе нравлюсь на мото! В жизни абсолютно недовольна своей внешностью, а когда прячусь в мотокомбезе и в шлеме — кайфую! ))
Не первый раз вижу таких комментаторов и рубаюсь с них. Сами-то они конечно ездят на раздолбанных ижаках с картофельным мешком вместо экипа, и пишут посты о том, как в них кидают из машин тухлыми яйцами? Вот что это, комплексы какие-то, что ли? ))) Красотуля! Сильно не отвлекайся, следи за коробками )
Вот уж для кого-для кого, но тоооолько не для него ))) Мы конечно прожили вместе целых 7 лет, за это время было всякое, чего уж тут… НО что БЫЛО, то ПРОШЛО и уже очень давно )) Тем более мы ОБА поняли, что абсолютно не подходим друг другу — не было общих целей и интересов, а как без этого? К мотосообществу он никак не относится, на мото не ездит и ко всему что касается мото абсолютно нейтрален, аааааа нааааааам такие не по пути! ))))) Нам надо чтобы вррруууууммм-вруууум и ррррррр!!! )))
- waswaswas84
- 5 июля 2017 в 19:56
- ↓
я засмотрелся бы, наверное, потому, что размер пилота и размер мотоцикла диссонируют… да и спортбайк, плетущийся 90 по трассе — тоже дикость :)
здесь был ататат
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 11:00
- ↑
- ↓
значит точно самолюбование :) спорт на 90 в городе? Нафига… такой мотоцикл не для этого предназначен. 230 на байкслете? Тоже молодцы. Думаю. объяснять не надо. Короче — забивание гвоздей микроскопом. Можно, но бессмысленно
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 14:24
- ↑
- ↓
вот в этом и суть. Ненавижу наших китайцев за многое, но касаемо спортов они правильно сделали:
1) номерные знаки дают только с печатью на спидометр (хрен его знает, как делают). Если превысил 120 — на следующий год не продлят.
2) хочешь летать — трек там
3) хочешь комфортно ехать 100-120 — зачем этот спорт вообше нужен кроме как для нарезания понтов и рычания на светофоре на нейтралке?:)
Не люблю я их, ну хоть убейте. Личное дело каждого, конечно, но статистика показывает не очень приятное. Есть доля адекватных пилотов, умудренных десятилетиями езды, но в большинстве либо камикадзе, либо понторезы, либо дети, которые увидели картинко р1 в журнале и покупают его на последние деньги без экипа еще до получения прав
ПС: у анс на трассу мотоциклам вообще нельзя (забирают 6 очков из в/у. теряеш= 12 очков — лишаешся прав)
1) номерные знаки дают только с печатью на спидометр (хрен его знает, как делают). Если превысил 120 — на следующий год не продлят.
2) хочешь летать — трек там
3) хочешь комфортно ехать 100-120 — зачем этот спорт вообше нужен кроме как для нарезания понтов и рычания на светофоре на нейтралке?:)
Не люблю я их, ну хоть убейте. Личное дело каждого, конечно, но статистика показывает не очень приятное. Есть доля адекватных пилотов, умудренных десятилетиями езды, но в большинстве либо камикадзе, либо понторезы, либо дети, которые увидели картинко р1 в журнале и покупают его на последние деньги без экипа еще до получения прав
ПС: у анс на трассу мотоциклам вообще нельзя (забирают 6 очков из в/у. теряеш= 12 очков — лишаешся прав)
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 14:35
- ↑
- ↓
ехать по межгородским дорогам со светофорами. В зависимости от участка 80 или 100кмч.
Печать — пломба. Спидометр переваливает за 100+20% — пломба ломается. При ежегодном осмотре мотоцикла проверяется. Б/у все легально зарегистрированные с пломбами. На трассу нельзя, а то количество идиотов станет просто зашкаливающим. Поэтому на данный момент самыми популярными являются дуал-спорты 250-400. Скорости хватает. 100 идет без перегрева, удобен. Все. А все эти байки «я покупаю для того, что бы по городу ездит= 59, а на трассе 99 — пускай впаривают кому-то другому». Китайское полицие таким образом отсекает ненужную уйму проблем. У нас мотоциклы за 10+к$ — все таки удел далеко не многих. Немногие могут себе это позволить В Китае такой мотоцикл из городских жителей может себе позволить каждый если не 2й, то точно 3й. И в/у купить. И потом начнется «я еду 60… но когда не видит полиция» :)
Печать — пломба. Спидометр переваливает за 100+20% — пломба ломается. При ежегодном осмотре мотоцикла проверяется. Б/у все легально зарегистрированные с пломбами. На трассу нельзя, а то количество идиотов станет просто зашкаливающим. Поэтому на данный момент самыми популярными являются дуал-спорты 250-400. Скорости хватает. 100 идет без перегрева, удобен. Все. А все эти байки «я покупаю для того, что бы по городу ездит= 59, а на трассе 99 — пускай впаривают кому-то другому». Китайское полицие таким образом отсекает ненужную уйму проблем. У нас мотоциклы за 10+к$ — все таки удел далеко не многих. Немногие могут себе это позволить В Китае такой мотоцикл из городских жителей может себе позволить каждый если не 2й, то точно 3й. И в/у купить. И потом начнется «я еду 60… но когда не видит полиция» :)
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 14:38
- ↑
- ↓
вон даже автор. Судя по щенячей радости — на мотоцикле недавно. Но уже успела отметиться на 230кмч, без ботинок. Не то что бы ботинки на 230 спасут, но все же. Не верю я в законопослушных людей на мотоциклаx с пластмассовым спортивным обвесом.
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 14:45
- ↑
- ↓
да и, плеваться так плеваться. Превышение скорости автор воспринимает исключительно как «забирают права и штрафуют», и ни разу не «я становлюсь угрозой для тех детей, которым только что махала ручкой». Все, пинайте…
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 14:54
- ↑
- ↓
да вы поймите. Мне лично все равно, что думают о своей безопасности остальные. Меня парит то, что из-за гонщиков у окружающих складывается мнение обо мне еще до знакомства. Вспомните историю полупяризации мотоциклов после войны «мотоциклист — значит бандюк и м$дак». Долго из этого америкосы выходили. Сейчас кому-то скажешь, что предпочитаешь два колеса четырем — сразу начинается «и мешок с мясом» и «донор». какой донор? Мой кроссач с большой задней звездой еле 75 набирает О_0 и вот мнение людей не складывается по сотне водителей, которые следуют правилам, а по тому одному «вон… полетел». И мне действительно неприятно, ведь «Рафик неуиновен».
С целью компенсировать негатив, направленный в сторону мотоциклистов, я:
-всегда пропускаю пешеходов. Даже если они боятся выйти на дорогу, завидев мот, торможу и киваю головой.
-не лезу, если меня НЕ пропускают.
-благодарю либо кивком головы, либо аварийкой, пропустивших меня.
Короче повышаю репутацию мотоциклистам как могу!))
Вот, кстати, вчерашняя вырезка из видео, где меня, поворачивающую налево, пропустил… тролейбус(!), идущий по встречке. Остановился и моргнул) И таких много!) И это приятно, чОрт побьери!)))
-всегда пропускаю пешеходов. Даже если они боятся выйти на дорогу, завидев мот, торможу и киваю головой.
-не лезу, если меня НЕ пропускают.
-благодарю либо кивком головы, либо аварийкой, пропустивших меня.
Короче повышаю репутацию мотоциклистам как могу!))
Вот, кстати, вчерашняя вырезка из видео, где меня, поворачивающую налево, пропустил… тролейбус(!), идущий по встречке. Остановился и моргнул) И таких много!) И это приятно, чОрт побьери!)))
Прочитал все 3 ваших поста. Не теряйте куража! Шлифуйте навыки, оценивайте дорожную обстановку, будьте внимательны! И не слушайте тех, кто пишет, что 230- ЭТО ВСЁЁЁЁЁЁ, ВЫ злостный нарушитель! А спортбайк -это зло!
По мне, так это самый лучший тип мотоциклов! И попробуй переубеди?!!!
Каждый выбирает тот тип байка, который кажется ему наиболее комфортным!
Просто, надо отдавать отчет, как, где и когда можно так ехать! Или не ехать!
В китайском городе в час пик, в Москве по пробкам или литовскому автобану! :)
По мне, так это самый лучший тип мотоциклов! И попробуй переубеди?!!!
Каждый выбирает тот тип байка, который кажется ему наиболее комфортным!
Просто, надо отдавать отчет, как, где и когда можно так ехать! Или не ехать!
В китайском городе в час пик, в Москве по пробкам или литовскому автобану! :)
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 11:03
- ↑
- ↓
ну а почему не спорт? Креветка-посадка, высокие подножки, 70-80 лошадей, возможность дернуть до сотки секунды за 4, пластиковый аэродинамический обвес. Или спорт это только литры в комплектации для SBK? ИМХО, этот мотоцикл куда интереснее на треке или на горном серпантине, чем в городской пробке.
- waswaswas84
- 6 июля 2017 в 11:18
- ↑
- ↓
про руль, все правильно. Но на то он и спорт-турист, что бы вести себя спортивно. А то у автора из крайности в крайность. То «на трассе тошню 90», то «на байкфесте с девками 230 гоняли».
- Good-Cough
- 6 июля 2017 в 0:00
- ↓
дорожную ситуацию надо считывать, а не эмоции… не обижайтесь, но Вам, с таким отношением к процессу, надо в цирке выступать, а не по ДОПам кататься 8) там восторженные взгляды и град оваций и при этом безопасный, контролируемый процесс
Везет же тёте, так видеть дорогу. У меня взгляд исключительно разметку отмечает, поворотники, направление колес машинок в пробке, зеркала, бамперы, ямы, мусор на дороге, встречных мотоциклистов. Все остальное общим фоном. Хотя в дальняках, на пустых дорогах, приветствую рукой или сигналом, рассматривающих меня пешеходных детей)))
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 14:58
- ↑
- ↓
Не все знают этот лайфхак, но мотоцикл можно использовать для езды вместо машины.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 15:26
- ↑
- ↓
Да ну, глупости. При спокойной езде риск едва ли выше езды на автомобиле или общественном транспорте. Вообще, мотоциклистов, считающих что они познали риск и очень отважные, я часто приглашаю с собой на драй-тулинг по скальнику с отрицательным углом, карнизу с ямой в 600 метров, да хотя бы на простой дюльфер по вертикальной стене с верхней страховкой. Еще ни одного достаточно смелого среди мотоциклистов я не нашел ))
Ой ну харош понтоваться терминами)) Эти страшилки лучше промальпу расскажи — они хоть похохочут с «опсностей».
А про смелых мотоциклистов — ты точно там ищешь? может круг общения сменить? Катни на местную сходку G, на трек сгоняй — у вас же отстроен, и московские ребята приезжают регулярно.
Серьёзно — выйди за рамки, взгляни на мир «по новому» — глядишь понравится, а там может и «пилотом» станешь
А про смелых мотоциклистов — ты точно там ищешь? может круг общения сменить? Катни на местную сходку G, на трек сгоняй — у вас же отстроен, и московские ребята приезжают регулярно.
Серьёзно — выйди за рамки, взгляни на мир «по новому» — глядишь понравится, а там может и «пилотом» станешь
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 16:01
- ↑
- ↓
промальпу расскажиПромальп это рутина, на скалах его не встретишь) весь смысл в поиске яиц на «первый раз». Тут и выясняется, что многие из тех кто не побоялся сесть на мощный мотоцикл, обоссались при виде простой веревки.
на трекСпортивный подход к любому делу мной уважаем. Но здесь речь немного не об этом, если ты помнишь. Я туда не пойду потому что в жизни спорта и так больше пихать некуда.
Что имел под фразой «Промальп это рутина, на скалах его не встретишь)» вообще не понял. Вброс какой-то. Все промальперы начинали с альпинизма и скалолазания, все имеют разряды и регулярно катают в горы на подтверждения. И опыта у них существенно больше чем у любого «чистого» альпиниста/скалолаза.
В горы ты часто ходишь? такие чтоб почестняшке? ну раза 4 в год если очень богатый. Это с инструктором, командой, снарягой, размеченными трассами и маршрутами. Остальное — ближайший скалодром да пара мест «на природе» которые заучил в первый сезон.
Промальп — ты идёшь, у тебя по 3-4 новых крыши каждый день пока есть заказ и погода. «Пробег» и «накакт» растёт намного быстрее, нетривиальные задачи решаешь чаще, как правило один, реже вдвоём, а значит опыта у тебя существенно больше.
Про спорт и время: мы с тобой одногодки, и я трезво смотрю на свой возраст — большим чемпионом уже не стать, а потому интересно попробовать и овладеть как можно более широким спектром из доступного чем упарываться во что-то одно с мизерным приростом результата
В горы ты часто ходишь? такие чтоб почестняшке? ну раза 4 в год если очень богатый. Это с инструктором, командой, снарягой, размеченными трассами и маршрутами. Остальное — ближайший скалодром да пара мест «на природе» которые заучил в первый сезон.
Промальп — ты идёшь, у тебя по 3-4 новых крыши каждый день пока есть заказ и погода. «Пробег» и «накакт» растёт намного быстрее, нетривиальные задачи решаешь чаще, как правило один, реже вдвоём, а значит опыта у тебя существенно больше.
Про спорт и время: мы с тобой одногодки, и я трезво смотрю на свой возраст — большим чемпионом уже не стать, а потому интересно попробовать и овладеть как можно более широким спектром из доступного чем упарываться во что-то одно с мизерным приростом результата
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 16:42
- ↑
- ↓
Все промальперы начинали с альпинизма и скалолазания, все имеют разряды и регулярно катают в горы на подтверждения.Дружище, не пори чушь, ей больно )) Скало-ледолазание это спорт, а промальп это работа, подготовка абсолютно разная и требования чуть ли не противоположные. При этом проще научить штукатура висеть, чем спортивного альпиниста штукатурить. А спортом занимаются не только ради чемпионских титулов.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 16:45
- ↑
- ↓
В горы ты часто ходишь? такие чтоб почестняшке? ну раза 4 в год если очень богатый.Я в них живу, работаю, и хожу по нескольку раз в день )
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 17:15
- ↑
- ↓
Я про Сочи, и ты очень заблуждаешься, если думаешь что высокие горы=лучшие маршруты.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 16:38
- ↑
- ↓
Не «всё» со страховкой) Промальп тут вообще не при чем, там никакой импровизации нет и безопасность во главе процесса.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 17:05
- ↑
- ↓
Обычно, там всегда есть начальник, которого посадят, если ты упадешь.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 16:46
- ↑
- ↓
Не забывай маленький нюанс: на дороге ты подвергаешь риску не только себя.
Вот и тяжелая артиллерия подтянулась. Сложно спорить с этим аргументом, стоит лишь уточнить, что существует много мест, где подвергаешь риску не только себя: за рулём авто, на работе пищевой/химической промышлености, проведя ночь в компании девушки с пониженной социальной ответственностью — т.е. практически всегда и везде, эффект бабочки никто не отменял.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 17:04
- ↑
- ↓
Однако, никому ведь из нормальных людей не приходит в голову поадреналинить подсыпав тараканов в чан с тушенкой или заказав заведомо заразную проститутку. Что до лихачества авто, то мы находимся на ресурсе по понятным причинам с двойными стандартами.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 15:28
- ↑
- ↓
По мне так наоборот, самовыражение в общественно опасной езде (не важно на чем) очень поверхностно и тупо.
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 15:47
- ↑
- ↓
танк можно использовать для езды вместо машиныТанк можно, но глупо, ибо экономически нецелесообразно, да и по закону нельзя. А у мотоцикла всё наоборот, более того, до засилья машин он так и использовался (как дешевая альтернатива), только пару десятилетий назад маркетологи сообразили перевернуть всё с ног на голову и внушить коллективному бессознательному что это, оказывается, круто и стильно. То есть, первична всё-таки езда, а понты — вторичны.
не ври, не использовался он никогда как «дешевый заменитель» (в рамках культурных кодов западной цивилизации — а то ведь докопаешься с Индиеей/Китаем) — всегда были те, кто предпочитает два колеса, а кто четыре. Так же как любители блондинок и брюнеток.
А насчёт танка — вон на авито БТРов бери нехочу.
А насчёт танка — вон на авито БТРов бери нехочу.
ну харош)) не аргумент же и ты сам это понимаешь. У нас тогда вообще ничего не было, и народ рад был урвать хоть что-то, даже не нужное, впрок, прозапас, детям/внукам пригодиться.
И маркетологи тут не при чём — во все времена привлекал риск и те, кто с ним связан — лётчики, космонавты, гонщики, военные, пожарники, пираты
И маркетологи тут не при чём — во все времена привлекал риск и те, кто с ним связан — лётчики, космонавты, гонщики, военные, пожарники, пираты
- rawmeathunte
- 6 июля 2017 в 16:54
- ↑
- ↓
Ну как про запас. Мотоциклы с люльками многие и по сей день юзают в деревнях исключительно по делу. Сравнение пиратов с космонавтами, это, конечно улыбательно ))
Спасибо Сергей за поддержку! Я как человек 100%-но эмоциональный просто не могу без эмоций!!! В них моя энергия )) Вот сегодня катила на работу, солнышко, тепло, хорошо, еду мимо остановки, а на ней куча ребятишек с воспитателем видимо куда-то ехали, точнее ждали автобус, стоят галдят, сводят воспитателя с ума короче))) я медленно проезжая помахала им — ВСЁ!!! Все замолчали, застыли, у ребятишек рты открылись, глаза по пять копеек — разговоров будет на пол дня!!! ))))) Улыбнуло ))
Будем дружить! )) Мне казалось, что байкеры все одной крови… ДО получения А категории, будучи водителем только авто завидовала мотосообществу, тому какие там все сплоченные, всегда готовые помочь своему мотобрату/мотосестре… Моей радости не было предела, когда хороший друг предложил покатать меня на своем чоппере! И вот покатавшись совсем немного вторым номером, я поняла что это не для меня, я сама должна водить мотоцикл. Если бы не друг, который привел меня в мотосообщество и не подруга, которая заставила быстренько идти в мотошколу, наверное я бы до сих пор была только вторым номером )) И каково же сейчас моё удивление, когда в комментариях к постам я вижу как парни-байкеры неуважительно относятся к девчонкам-байкерам, пишут про них не совсем приятные вещи или просто гнобят тем, что мол девчонки не так ездят, не умеют, да и вообще зачем она села за руль, лучше бы перед зеркалом дома красовалась! А лишний раз поддержать, подбодрить, сказать приятные слова слабо? Конечно проще выставить девочку на мото на смех, тем самым ЯКОБЫ возвысив себя в глазах окружающих. Но с другой стороны я понимаю, что за рулем мотоцикла те же люди и если мужчина и в жизни ТАК относится к девушкам, то что же от него ожидать, когда он садится за руль своего байка?! (вопрос риторический)
Кать, вот сколько людей, столько и мнений. Мы хоть, мотоциклисты, и близки по духу, но все разные. Например, есть байкеры, есть мотоциклисты, есть эндуристы, есть чопперисты… Это все разные по содержанию, но близкие по духу люди. И везде есть, в любом обществе, как светлые, так и не очень, представители. Например, на спортах не мало неадекватов, насящихся по городу, сбивающих зеркала, показывающих факи и т.п. А по их поведению складывается образ вообще о всех, кто на спортах, зачастую ненависть, и пожелание скорее поймать своё ДТП (хруст же)…
Вот за это обидно, прям до жути. Но тут только один выход — отвечать за своё поведение своими поступками.
А мото это вообще другой мир. И ты это знаешь сама =) Тем более мото и девушка это вообще красиво.
Заходи в мои посты за эмоциями, я думаю, тебе понравится ;)
Вот за это обидно, прям до жути. Но тут только один выход — отвечать за своё поведение своими поступками.
А мото это вообще другой мир. И ты это знаешь сама =) Тем более мото и девушка это вообще красиво.
Заходи в мои посты за эмоциями, я думаю, тебе понравится ;)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (129)
RSS свернуть / развернуть