Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Suzuki XF650 Freewind 1998 → Ремонт датчика спидометра на Suzuki XF-650

Опишу одну из распространенных поломок «Фривиндов» — поломку втулки датчика спидометра, и как я с ней справлялся. Когда в поездке вы видите на спидометре скорость, гораздо меньшую, чем в действительности, а потом и вовсе «ноль», значит еще одно изобретение японских инженеров превратилось в труху… Вот как эта втулка выглядит, когда целая:

Далее — история восстановления в картинках.
Втулка эта изготовлена из какого-то керамического материала, с «залитыми» в него магнитами, с которых датчик снимает импульсы при вращении колеса. Когда «Фривинды» производились, деталь эта была монолитная и «уши», за которые эта втулка приводится во вращение от выступов ступицы колеса, были из того же материала. Довольно хрупкого, как оказалось. Не знаю, откуда в таком узле взяться ударным нагрузкам, но они возникают. Могу предположить, что при торможении, когда возникает кратковременный юз переднего колеса, втулка по инерции продолжает вращаться и обгоняет ступицу колеса. А когда колесо рывком вновь разгоняется после прекращения торможения, выступы ступицы «догоняют» магнитную втулки и бьют ее по «ушам». Так или иначе, такая беда постигла и меня.

После разборки обнаружилось, что корпус датчика изнутри набит обломками. Также было очевидно, что датчик ремонтировался прежним владельцем — на фотке виден слой более светлого материала, видимо, какая-то эпоксидная замазка типа «жидкой сварки». Ремонтный материал оказался такой же хрупкий, как и оригинал…

Новую втулку можно заказать из Японии, мегазип обещал доставку даже быстрее, чем через пол-лета :) Посреди сезона ездить без спидометра не устраивало, тем более, что намечался трип в Сочи, поэтому решил что-нибудь заколхозить.
В Интернете, в том числе и на российском форуме имени XF650, есть такой вариант починки:

В «мясе» втулки сверлятся два отверстия, в них метчиком нарезается резьба (материал неплохо обрабатывается), и в них заворачиваются болтики на герметике. Такой ремонт, хоть и пишут о десятках пройденных после него тысяч км, выглядит стремно, т.к. в случае разрушения в корпусе датчика, как в кофемолке, будут колбаситься уже металлические детали и менять уже придется весь узел в сборе.
Решил выбрать материал побезопаснее, и чтобы он был эластичным, не боялся ударов. Вот что подготовил:

Здесь:
1. Кусок листовой резины,
2. Линолеум потоньше. Если посмотреть на пол вагонов московского метро, можно догадаться, с какого завода кусок позаимствован :)
3. Эпоксидный двухкомпонентный клей.
Сразу скажу, что пришлось опробовать два варианта починки, т.к. результаты первого были отрицательные.
Первый вариант: выровняв напильником цилиндрическую поверхность втулки в месте, где были «уши» сперва наклеиваю полосу линолеума, чтобы выйти на нужный диаметр. Концы полоски обрезаю под углом, чтобы получилось склеить концы друг с другом «на ус». Чтобы прижать, использую пластиковый одноразовый хомутик.


Затем изготовил сами «уши» из листовой резины, примерно такой же формы, как было у оригинала. Так же для приклейки прижимаю хомутиком сначала одно:

… а затем и второе ухо:

Получилось что-то напоминающее исходную втулку:

Отремонтированный узел недолго радовал работой: очень скоро уши оторвались…
Тогда вариант 2: Было решено воспользоваться методом инверсии, и вместо хлипких коротких ушей приклеить длинные, почти на пол окружности каждое, чтобы между ними остались узкие зазоры под выступы ступицы. Больше поверхность приклейки — больше прочность. Т.к. полоска из линолеума держалась прочно и осталась на месте, её оставил. Поверх приклеил изготовленные из той же листовой резины, но длинные уши. На сей раз для приклейки взял крутой германский клей для резины. Такой клей иногда продают в электричках. При этом любят склеить торцами разрезанный тонкий резиновый шнур и предлагают желающим его сильно растянуть. Фиг знает, где еще купить, позаимствовал у тестя, он покупает на выставке «Рыболовство и охота» на ВДНХ :) Технология приклейки такая же, с хомутиками.

Под конец с внутреннего торца «ушей», обращенного внутрь корпуса при сборке, срезаю фаску. Это — чтобы острые края ушей гарантированно не задевали за выступы неподвижного корпуса. Покажу стрелкой, с какой стороны:

На фотке видно, что и торцы, обращенные к выступам ступицы, скошены. Так уменьшается усилие отрыва ушей: выступы ступицы как бы прижимают уши к поверхности втулки при передаче вращения. Такая втулка уже заработала.
Вскоре, когда уже пора было выезжать на юг, пришла втулка из Японии:

Видно, что уши на ней выполнены заодно с кольцевым основанием из пластика и напрессованы на керамическую втулку. Возможно, такая конструкция уже не боится ударов, однако, т.к. отремонтированная работала и разваливаться не собиралась, отложил «оригинал» в долгий ящик, где и пребывает до сих пор :) К тому же, как пишут, диаметр по «ушам» новой втулки больше внутреннего диаметра сальника в корпусе датчика, и для установки надо выковыривать и обратно ставить этот сальник… А «лечёная» втулка проработала и поездку в Сочи, и далее до конца сезона.
  • AsfalteroAsfaltero
  • Антон
  • 14 января 2017 в 17:44
  • оценка: +14

Комментарии (11)

RSS свернуть / развернуть
0
laser
  • laser
  • 14 января 2017 в 18:00
Был у меня мотоцикл SUZUKI DR650RS, у него стоит аналогичный узел, только это шестерня с «рогами», она приводит металлическую червячную шестерню, которая сидит на ступице переднего колеса и приводит в действие трос привода спидометра. Ток вот когда червяк подкисает и перестаёт вращаться, а капроновая шестерня продолжает вращаться и пропиливает в капроновой приводной шестерне канавку. Узел меняется только в сборе, весь редуктор. И стоит около 70$… Позже смазывал червяк и редуктор пару раз за сезон.
0
Asfaltero
Да, механика всегда любит смазку. Странно, когда никаких шестерен, никаких усилий вроде бы (датчик-то магнитный), а подиж ты, тоже ломается!
0
Said811
Не надо целиком, с Китая 8 уе… И выглядит не хило!!!
0
sergey_ant
Как это вы удачно когда я колесо снял — завтра осмотрю на дефект — спасибо за статью ;)
0
LoocDog
у меня хуже, у меня в ступице срезало, но мот другой, смысл похожий.
0
Spetz47
делов то вырезал колечко из жести с 4 усами- два уса за колесо. два загнул и за кольцо на месте сломанных-для удобства сборки колеса разрезал провод датчика и посадил на колодку… собрал колесо с датчиком воткнул в вилку а потом соеденил провод
здесь был ататат

+2
volkov64
На KLXе такая же беда… Две капроновые стяжки замками в разные стороны посаженые на суперклей работают уже три сезона. Меняю колёса — шипы, нешипы — заглядываю, износа не заметно.
0
Asfaltero
Просто и гениально!
0
Sgt
  • Sgt
  • 16 января 2017 в 11:13
На Suzuki Skywave такая же деталь вышла из строя после того, как в ямку влетел. Склеил суперклеем, два сезона откатал (12000 км)
0
dyadyawanya
На маджести кстати такое же недоразумение. ремонтировал челу механизм. Там эта штука крутится в смазке и когда смазка густеет, ломается. Мне нравится современное решение на современных мопедах: диск с прорезями(диск для абс) и индуктивный датчик. Ломается только провод иногда.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Suzuki XF650 Freewind 1998, Ремонт датчика спидометра на Suzuki XF-650