Блог им. nataliaxen → Как в Новой Зеландии пытаются экономить на мотоциклистах
Новая Зеландия — пожалуй, идеальное место для того, чтобы стать жертвой несчастного случая. Независимо от вашего статуса (гражданин, резидент, турист...) вам окажут бесплатную базовую медицинскую помощь на средства, выделяемые АСС (Accident Compensation Corporation). Плохая новость состоит в том, что карман у АСС не бездонный, и корпорация постоянно пытается пополнить свой бюджет при помощи дотаций налогов, а также сократить количество и размер выплат.
Особенно большие претензии ACC имеет к мотоциклистам. Например, при ежегодной регистрации мотоцикла в Новой Зеландии, вам придется заплатить 322-422 NZD, и это еще, по мнению ACC, мало: если верить вот этой инфографике, мотоциклисты составляют всего 3% от всего трафика, а в ДТП попадают в 22 раза чаще, чем автомобилисты, так что, с учетом всех затрат на реабилитацию, должны платить за регистрацию больше 1500 NZD.
Некоторое время назад ACC совместно с MSAC (Motorcycle Safety Advisory Council — да, есть в Новой Зеландии и такая контора) взяли на вооружение новую стратегию снижения мотоДТП на дорогах, предоставляющую возможность обладателям прав категории А проходить курсы повышения квалификации за чисто символическую сумму 20-50 NZD. Более того, членам различных байкерских сообществ выделили ваучеры, дающие право проходить некоторые курсы абсолютно бесплатно!
Идея экономии состоит в том, что чем больше человек обучается, тем больше растет уровень водительского мастерства, умение оценивать дорожную обстановку, и тем меньше вероятность попасть в ДТП. А если нет ДТП, то и компенсацию платить не надо (себестоимость курсов гораздо ниже затрат на реабилитацию).
Мне удалось получить один ваучер, вступив в сообщество «The Litas Wellington», и я записалась на воскресные курсы, проходившие в городе Palmerston North, что в 100 км от столичного Веллингтона.
В зависимости от уровня подготовки, можно было выбрать один из трех курсов (Ride Forever Bronze, Silver или Gold) на целый день (8 часов) обучения. Как показала практика, курсы Silver вообще ничем не отличаются от Gold, тк обучаются студенты этих уровней все вместе. В конце выдают сертификат и «золотой» или «серебряный» значок — вот и вся разница.
Синоптики обещали на выходных хорошую погоду, а потому грех было не совместить поездку на курсы с небольшим экскурсом по окрестностям. В итоге за два дня проехала около 600 км (считая 100 во время обучения), убедившись, что сидеть на моем KTM вполне себе комфортно.
Первая остановка в пути — около оленьей фермы, которая в столь ранний час была закрыта.
По крайней мере, можно было сфоткаться с вертолетом %) Подходит по цвету, надо брать!
Далее мой путь лежит к холму, носящему самое длинное имя в мире — Taumatawhakatangihangakoauauotamateaturipukakapikimaungahoronukupokaiwhenuakitanatahu
И в самом деле, место очень тихое и располагающее к тому, чтобы посидеть и погрустить
Поделать селфи в гордом одиночестве. Благо, у меня теперь есть такая «селфи-палка» в виде нашлемной камеры replayXD 1080 mini
Можно фоткаться даже со спины :)
Проезжаю маленький городок Данневирке, в котором с 1872 года обосновались датские иммигранты. Город назван в честь одной из линий обороны в Дании, построенной еще в эпоху викингов (в 1864 году эта территория отошла к Германии). По иронии судьбы, данное историческое место находится менее чем в часе езды от дома моих родителей в Дании, и в детстве я часто бывала в тех краях — от судьбы не убежишь!
Все музеи в зимний сезон закрыты или работают кое-как, но, по крайней мере, я увидела немного ретро-автомобилей, припаркованных на улицах в честь какого-то пробега (в Новой Зеландии все сходят с ума по ретро-автомобилям)
Архитектурные изыски Данневирке
Куда ж в датском городке без мельницы?
Масонский дом… Ладно, поехали дальше
Останавливаюсь в 20 км от Палмерстона, чтобы погулять по туристической тропе «Ущелье Манавату» (Manawatu Gorge)
Оставляю мотоцикл на парковке и иду к началу маршрута вдоль реки
Огромное дерево… Снова ощущение декорации к какому-то фильму
Маорийский Железный Дровосек (маори — новозеландские аборигены полинезийского происхождения)
Вид на ущелье с одной из смотровых площадок
Вот к этим ветрякам мы поедем завтра на мотоциклах, отрабатывать прохождение поворотов
А я закругляюсь на сегодня, так как часть маршрута оказывается закрытой из-за оползня, да и вообще, лазать по горам в мотоэкипе — очень большая физическая нагрузка, а стирать куртку и брюки мне в походных условиях негде.
Итак, проснувшись с утра, выхожу из мотеля и вижу, что все уже собрались. Мой моцик — самый маленький в группе
Выезжаем…
Ездить с группой более опытных водителей мне понравилось гораздо больше, чем с девушками-одноклубницами The Litas. Все друг друга понимают, свалку на светофорах не устраивают, двигаются более-менее предсказуемо. Во время совместных покатушек с Литас я обычно вся на нервах, и удовольствия получаю не больше, чем от езды по МКАДу в час пик, потому что все время жду подвоха.
У всех в группе есть рация, так что один из курсантов, местный житель, по пути устраивает мне экскурсию по городу. Смотреть тут особо нечего, честно говоря. Просто маленький скучный райцентр
Главная площадь, с ратушей и костелом
Просто площадь. The Square
Автовокзал
В конце концов, мы приезжаем на площадку, где инструктор расставляет конусы, и мы отрабатываем некоторые из упражнений, которые я в Финляндии сдавала, чтобы получить права. Удивительно, но почти ни у кого с первого раза не получилось даже сделать «змейку» и «восьмерку»! Видимо, открыть категорию в НЗ мне было бы легче, чем в Финке (но это было бы намного дольше, так как в Фи нет практики категорий «ученик»-год вождения-«ограниченные права»-год вождения-«полные права»).
После обеда едем в горы — отрабатывать повороты
Местные все эти дороги уже на зубок выучили, прямо как я — все пути из Парапарауму в Веллингтон, а потому уже знают, что ждет их за тем или иным поворотом. Я не знаю, поэтому осторожничаю, и скоро отстаю от группы
К тому же, начинается дождь, и обзор еще ухудшается
А еще — ветер, от которого более тяжелые товарищи только покачиваются, а меня каждый раз чуть не впечатывает в стенку или отбойник
Обидно всех задерживать, но хоть вид на пальмы никто не портит :)
Периодически мы делаем остановки, во время которых я догоняю группу, а остальные участники получают комментарии от инструктора. Ну не так уж и долго им приходится ждать: когда я подъезжаю, некоторые только спешиваются с мотоциклов
Вот здесь инструктор всем рассказывает, что я недостаточно эффективно исползую передний тормоз. По этому поводу у нас был целый идеологический спор на протяжении всего дня. Я ему говорила, что два сезона отъездив на более тяжелой Honda CB650, всегда пользовалась передним тормозом, но на легком одноциллиндровом KTM, особенно при городских скоростях, предпочитаю тормозить двигателем, лишь немного придавливая задний тормоз, чтобы зажегся стоп-сигнал, предупредив едущих сзади о моих намерениях остановиться или снизить скорость. А инструктор возмущался, рассказывая, что вот он, наоборот, задним тормозом пользуется только во время обучения, а вообще всегда использует только передний тормоз. На что я возражала, что в повороте чрезмерное использование переднего тормоза может привести к падению (не верит — пусть спросит у моей сломанной ноги). Тут инструктор заявил, что на моце с ABS должно очень-очень не повезти, чтобы злоупотребление передним тормозом привело к падению, и что мне нужно заново учиться доверять этому, самому правильному, способу торможения. К концу дня я уже порядком устала спорить, а когда он стал тупо давить на авторитет («если бы я был твоим отцом/братом/мужем, я бы тебе не разрешил кататься, зная твою технику торможения»), то я решила разговор закруглить. В конце концов, у меня нет отца/брата/мужа, и только я решаю, где как и когда ездить. Да и если бы были вышеописанные персонажи в моей жизни, хрена с два мне что необоснованно запретишь. Я предпочитаю прислушиваться к собственным ощущениям на дороге и на данном конкретном транспортном средстве.
Демонстративно начинаю бегать по парковке и фоткать пейзажи. Разговор на этом окончен. Да и пейзажи явно стОят того, чтобы их запечатлеть
В Новой Зеландии, как и в Исландии, очень много однополосных мостов
Дороги местами не очень хорошего качества: то мелкие ямки, то грязь от грузовиков, а то и вовсе — коровьи «сюрпризы»
А вот эти зеленые пятна — это мох. Мох, Карл! Вот это я понимаю — экологически чистый асфальт… Не знаю, как он влияет на сцепление с дорогой. В моей практике был неудачный опыт, когда туристка из моей каякинговой группы сломала лодыжку, поскользнувшись на поросшем мхом камне. Пришлось вызывать бригаду спасателей на лодке и сворачивать поход. Так что я осторожничаю и снова отстаю от группы…
На знаке СТОП по правилам надо опускать одну ногу на землю, иначе (чисто теоретически) могут и штрафануть. Это, пожалуй, единственная полезная инфа, которую я вынесла с курсов
Ну что же, по крайней мере, я отлично провела выходные, и все еще жива-здорова. А вот и мой честно заслуженный сертификат! Ходят слухи, что полученный артефакт дает право на скидку при оформлении страховки, но в моей страховой компании про это ничего не знают. Будет повод сменить ее через год на более щедрую :) И, в качестве вишенки на торте, наличие RF-сертификата дает право участвовать в более интересных курсах, таких как езда по гоночному (асфальтированному или гравийному) треку с инструктором.
Зная, что на БП зарегистрированы пользователи из разных стран, хочу поинтересоваться — а как обстоят дела с обучением и вмешательством государства в мотодвижение в ваших краях?
Особенно большие претензии ACC имеет к мотоциклистам. Например, при ежегодной регистрации мотоцикла в Новой Зеландии, вам придется заплатить 322-422 NZD, и это еще, по мнению ACC, мало: если верить вот этой инфографике, мотоциклисты составляют всего 3% от всего трафика, а в ДТП попадают в 22 раза чаще, чем автомобилисты, так что, с учетом всех затрат на реабилитацию, должны платить за регистрацию больше 1500 NZD.
Некоторое время назад ACC совместно с MSAC (Motorcycle Safety Advisory Council — да, есть в Новой Зеландии и такая контора) взяли на вооружение новую стратегию снижения мотоДТП на дорогах, предоставляющую возможность обладателям прав категории А проходить курсы повышения квалификации за чисто символическую сумму 20-50 NZD. Более того, членам различных байкерских сообществ выделили ваучеры, дающие право проходить некоторые курсы абсолютно бесплатно!
Идея экономии состоит в том, что чем больше человек обучается, тем больше растет уровень водительского мастерства, умение оценивать дорожную обстановку, и тем меньше вероятность попасть в ДТП. А если нет ДТП, то и компенсацию платить не надо (себестоимость курсов гораздо ниже затрат на реабилитацию).
Мне удалось получить один ваучер, вступив в сообщество «The Litas Wellington», и я записалась на воскресные курсы, проходившие в городе Palmerston North, что в 100 км от столичного Веллингтона.
В зависимости от уровня подготовки, можно было выбрать один из трех курсов (Ride Forever Bronze, Silver или Gold) на целый день (8 часов) обучения. Как показала практика, курсы Silver вообще ничем не отличаются от Gold, тк обучаются студенты этих уровней все вместе. В конце выдают сертификат и «золотой» или «серебряный» значок — вот и вся разница.
Синоптики обещали на выходных хорошую погоду, а потому грех было не совместить поездку на курсы с небольшим экскурсом по окрестностям. В итоге за два дня проехала около 600 км (считая 100 во время обучения), убедившись, что сидеть на моем KTM вполне себе комфортно.
Первая остановка в пути — около оленьей фермы, которая в столь ранний час была закрыта.
По крайней мере, можно было сфоткаться с вертолетом %) Подходит по цвету, надо брать!
Далее мой путь лежит к холму, носящему самое длинное имя в мире — Taumatawhakatangihangakoauauotamateaturipukakapikimaungahoronukupokaiwhenuakitanatahu
И в самом деле, место очень тихое и располагающее к тому, чтобы посидеть и погрустить
Поделать селфи в гордом одиночестве. Благо, у меня теперь есть такая «селфи-палка» в виде нашлемной камеры replayXD 1080 mini
Можно фоткаться даже со спины :)
Проезжаю маленький городок Данневирке, в котором с 1872 года обосновались датские иммигранты. Город назван в честь одной из линий обороны в Дании, построенной еще в эпоху викингов (в 1864 году эта территория отошла к Германии). По иронии судьбы, данное историческое место находится менее чем в часе езды от дома моих родителей в Дании, и в детстве я часто бывала в тех краях — от судьбы не убежишь!
Все музеи в зимний сезон закрыты или работают кое-как, но, по крайней мере, я увидела немного ретро-автомобилей, припаркованных на улицах в честь какого-то пробега (в Новой Зеландии все сходят с ума по ретро-автомобилям)
Архитектурные изыски Данневирке
Куда ж в датском городке без мельницы?
Масонский дом… Ладно, поехали дальше
Останавливаюсь в 20 км от Палмерстона, чтобы погулять по туристической тропе «Ущелье Манавату» (Manawatu Gorge)
Оставляю мотоцикл на парковке и иду к началу маршрута вдоль реки
Огромное дерево… Снова ощущение декорации к какому-то фильму
Маорийский Железный Дровосек (маори — новозеландские аборигены полинезийского происхождения)
Вид на ущелье с одной из смотровых площадок
Вот к этим ветрякам мы поедем завтра на мотоциклах, отрабатывать прохождение поворотов
А я закругляюсь на сегодня, так как часть маршрута оказывается закрытой из-за оползня, да и вообще, лазать по горам в мотоэкипе — очень большая физическая нагрузка, а стирать куртку и брюки мне в походных условиях негде.
Итак, проснувшись с утра, выхожу из мотеля и вижу, что все уже собрались. Мой моцик — самый маленький в группе
Выезжаем…
Ездить с группой более опытных водителей мне понравилось гораздо больше, чем с девушками-одноклубницами The Litas. Все друг друга понимают, свалку на светофорах не устраивают, двигаются более-менее предсказуемо. Во время совместных покатушек с Литас я обычно вся на нервах, и удовольствия получаю не больше, чем от езды по МКАДу в час пик, потому что все время жду подвоха.
У всех в группе есть рация, так что один из курсантов, местный житель, по пути устраивает мне экскурсию по городу. Смотреть тут особо нечего, честно говоря. Просто маленький скучный райцентр
Главная площадь, с ратушей и костелом
Просто площадь. The Square
Автовокзал
В конце концов, мы приезжаем на площадку, где инструктор расставляет конусы, и мы отрабатываем некоторые из упражнений, которые я в Финляндии сдавала, чтобы получить права. Удивительно, но почти ни у кого с первого раза не получилось даже сделать «змейку» и «восьмерку»! Видимо, открыть категорию в НЗ мне было бы легче, чем в Финке (но это было бы намного дольше, так как в Фи нет практики категорий «ученик»-год вождения-«ограниченные права»-год вождения-«полные права»).
После обеда едем в горы — отрабатывать повороты
Местные все эти дороги уже на зубок выучили, прямо как я — все пути из Парапарауму в Веллингтон, а потому уже знают, что ждет их за тем или иным поворотом. Я не знаю, поэтому осторожничаю, и скоро отстаю от группы
К тому же, начинается дождь, и обзор еще ухудшается
А еще — ветер, от которого более тяжелые товарищи только покачиваются, а меня каждый раз чуть не впечатывает в стенку или отбойник
Обидно всех задерживать, но хоть вид на пальмы никто не портит :)
Периодически мы делаем остановки, во время которых я догоняю группу, а остальные участники получают комментарии от инструктора. Ну не так уж и долго им приходится ждать: когда я подъезжаю, некоторые только спешиваются с мотоциклов
Вот здесь инструктор всем рассказывает, что я недостаточно эффективно исползую передний тормоз. По этому поводу у нас был целый идеологический спор на протяжении всего дня. Я ему говорила, что два сезона отъездив на более тяжелой Honda CB650, всегда пользовалась передним тормозом, но на легком одноциллиндровом KTM, особенно при городских скоростях, предпочитаю тормозить двигателем, лишь немного придавливая задний тормоз, чтобы зажегся стоп-сигнал, предупредив едущих сзади о моих намерениях остановиться или снизить скорость. А инструктор возмущался, рассказывая, что вот он, наоборот, задним тормозом пользуется только во время обучения, а вообще всегда использует только передний тормоз. На что я возражала, что в повороте чрезмерное использование переднего тормоза может привести к падению (не верит — пусть спросит у моей сломанной ноги). Тут инструктор заявил, что на моце с ABS должно очень-очень не повезти, чтобы злоупотребление передним тормозом привело к падению, и что мне нужно заново учиться доверять этому, самому правильному, способу торможения. К концу дня я уже порядком устала спорить, а когда он стал тупо давить на авторитет («если бы я был твоим отцом/братом/мужем, я бы тебе не разрешил кататься, зная твою технику торможения»), то я решила разговор закруглить. В конце концов, у меня нет отца/брата/мужа, и только я решаю, где как и когда ездить. Да и если бы были вышеописанные персонажи в моей жизни, хрена с два мне что необоснованно запретишь. Я предпочитаю прислушиваться к собственным ощущениям на дороге и на данном конкретном транспортном средстве.
Демонстративно начинаю бегать по парковке и фоткать пейзажи. Разговор на этом окончен. Да и пейзажи явно стОят того, чтобы их запечатлеть
В Новой Зеландии, как и в Исландии, очень много однополосных мостов
Дороги местами не очень хорошего качества: то мелкие ямки, то грязь от грузовиков, а то и вовсе — коровьи «сюрпризы»
А вот эти зеленые пятна — это мох. Мох, Карл! Вот это я понимаю — экологически чистый асфальт… Не знаю, как он влияет на сцепление с дорогой. В моей практике был неудачный опыт, когда туристка из моей каякинговой группы сломала лодыжку, поскользнувшись на поросшем мхом камне. Пришлось вызывать бригаду спасателей на лодке и сворачивать поход. Так что я осторожничаю и снова отстаю от группы…
На знаке СТОП по правилам надо опускать одну ногу на землю, иначе (чисто теоретически) могут и штрафануть. Это, пожалуй, единственная полезная инфа, которую я вынесла с курсов
Ну что же, по крайней мере, я отлично провела выходные, и все еще жива-здорова. А вот и мой честно заслуженный сертификат! Ходят слухи, что полученный артефакт дает право на скидку при оформлении страховки, но в моей страховой компании про это ничего не знают. Будет повод сменить ее через год на более щедрую :) И, в качестве вишенки на торте, наличие RF-сертификата дает право участвовать в более интересных курсах, таких как езда по гоночному (асфальтированному или гравийному) треку с инструктором.
Зная, что на БП зарегистрированы пользователи из разных стран, хочу поинтересоваться — а как обстоят дела с обучением и вмешательством государства в мотодвижение в ваших краях?
- nataliaxen
- Natalia
- 28 сентября 2016 в 7:33
- 3
- +54
В Австралии ничего такого не слышал. Но я сам себе государство и повысил уровень частной страховки вплоть до того, что могу пользоваться частными клиниками и палатами с удобствами, взял страховку на случай внезапной утраты дохода по причине несчастного случая. Работаю я на контрактах, поэтому для меня это особенно важно. Ну и купил страховку на миллион долларов от утраты трудоспособности опять же по причине несчастного случая.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 8:10
- ↑
- ↓
У меня тоже хорошая страховка, от банка. Насчет частных клиник не знаю, я поспрашивала — говорят, что в Новой Зеландии особой разницы нет, частная или государственная. Ну а в Финляндии — и подавно, лучше в государственной клинике быть. Что-то у меня такое впечатление, что выпрут меня из НЗ при утрате трудоспособности, так как я — на двухгодовой рабочей визе. А значит, надо будет возвращаться в Финку.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 8:22
- ↑
- ↓
KTM 390 — не слишком дорогой мот, к тому же, через два года его можно и продать (по контракту с салоном, где я его брала, они обязаны у меня его выкупить в любом состоянии, кроме официально признанного полного уничтожения). Т.е., если мот сгорит или утонет в океане — то все. Но на этот случай у меня есть полное КАСКО.
Обучение лишним не бывает — думаю, что навыки мне еще пригодятся в любой другой стране. Данные курсы вообще были для меня бесплатны — о чем разговор?
К тому же, если мне тут понравится, то через два года я могу претендовать на ПМЖ, а через четыре — на гражданство. Пока еще все не очень ясно, по семейным обстоятельствам. Мой (почти уже бывший) молодой человек желает жить в Германии, и исключительно там, а меня от Германии воротит, да и в Новой Зеландии горааааздо спокойнее, по ощущениям.
Обучение лишним не бывает — думаю, что навыки мне еще пригодятся в любой другой стране. Данные курсы вообще были для меня бесплатны — о чем разговор?
К тому же, если мне тут понравится, то через два года я могу претендовать на ПМЖ, а через четыре — на гражданство. Пока еще все не очень ясно, по семейным обстоятельствам. Мой (почти уже бывший) молодой человек желает жить в Германии, и исключительно там, а меня от Германии воротит, да и в Новой Зеландии горааааздо спокойнее, по ощущениям.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 9:15
- ↑
- ↓
Я все собираюсь в Австралию заглянуть, охота самолично потестировать электрические мотоциклы Zero. А то в нашу деревню их не завозят :(
Еще у вас курсы проходят прикольные: «Первая помощь при аварии» (Crash course for motorcyclists) от www.asma.org.au. Я так беспокоюсь за девушек Litas, c которыми катаюсь, некоторые из них очень часто какие-то хаотически свалки устраивают при торможении или просто заваливаются. Думаю, не лишним будет знать, как оказать первую помощь, с учетом особенностей травм.
Еще у вас курсы проходят прикольные: «Первая помощь при аварии» (Crash course for motorcyclists) от www.asma.org.au. Я так беспокоюсь за девушек Litas, c которыми катаюсь, некоторые из них очень часто какие-то хаотически свалки устраивают при торможении или просто заваливаются. Думаю, не лишним будет знать, как оказать первую помощь, с учетом особенностей травм.
Не слышал об этих курсах. Хотя не удивительно, при всех плюсах Австралии есть и огромные минусы. Хоть это и деревня, здесь всегда что-то происходит — курсы, события, праздники, парады и т.п., но как правило я о них узнаю только тогда, когда они либо прошли, либо вообще не знаю о их существовании. Не понимаю, как местные ориентируются. Наверное потому что информационное развитие местное на уровне 10-тилетней давности по Российским меркам.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 11:33
- ↑
- ↓
Покатали меня по окрестностям с красивыми пейзажами зато. Так бы я поленилась выбираться, опять бы все выходные на велике гоняла по болотам %)
- Alexander2
- 28 сентября 2016 в 10:08
- ↓
инструктор заявил, что на моце с ABS должно очень-очень не повезти, чтобы злоупотребление передним тормозом привело к падению, и что мне нужно заново учиться доверять этому, самому правильному, способу торможения.
Инструктор прав.
Рассказ интересный. Фото, виды… красота!
Инструктор прав.
Рассказ интересный. Фото, виды… красота!
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 11:27
- ↑
- ↓
Я, собственно, так ногу и сломала, при отработке вот этого упражнения для экзамена, на картинке:
Не поверил бы, что вот так на занятиях на площадке можно что-то себе серьезно повредить, если бы у меня на глазах накануне сдачи экзамена на права на площадке одного парня на развороте не занесло и не грохнулся он на правую сторону. В результате у мота сломалась подножка. А у парня — перелом плеча и ключицы. Так мне все наглядно показали еще до получения прав. Хороший был урок.
Кстати, мот был ktm duke 200. И я на нем не сдал тогда с первой попытки. А второй в этой школе не было: нам объявили, что уже в ноябре экзамены больше приниматься не будут. В общем, сдал я в итоге в декабре на крытой площадке с другой школой на Yamaha tw225. Но это уже, как говорится, другая история. Дело было в Москве.
Кстати, мот был ktm duke 200. И я на нем не сдал тогда с первой попытки. А второй в этой школе не было: нам объявили, что уже в ноябре экзамены больше приниматься не будут. В общем, сдал я в итоге в декабре на крытой площадке с другой школой на Yamaha tw225. Но это уже, как говорится, другая история. Дело было в Москве.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 11:59
- ↑
- ↓
С ABSом мне ни разу не удавалось заблокировать заднее колесо полностью, а вот передний тормоз достаточно чуть-чуть передавить, чтобы при не до конца выпрямленном колесе завалиться. Без ABSa на Kawasaki ER5 меня здорово помотало на заблокированном заднем в экстренном торможении, но упасть я так и не упала :)
на низких скоростях (< 20 км/ч) в если в повороте слишком резко дернуть передний — можно получить не хилый такой рывок руля вбок. На этих скоростях задний чуть более предсказуемый, а в случае с 390 еще и помогает сгладить нервозность мотора. Хотя я лично на джимхане привык пользоваться в большей части передним. Главное-плавно наращивать усилие:)
Странный инструктор.
Общепризнанный факт, и физика на стороне этого факта, что наиболее эффективное торможение достигается при торможении обоими тормозами, даже если на заднее приходится всего 10% тормозного усилия.
Заваливание при резком торможении передним тормозом в повороте происходит из-за того, что вектора скорости и трения покрышки не совпадают. Из-за этого возникает крутящий момент на руле, достаточныц для того, чтобы руль сложился — и вот вы на асфальте.
Хотя и банальный занос никто не исключает :)
Общепризнанный факт, и физика на стороне этого факта, что наиболее эффективное торможение достигается при торможении обоими тормозами, даже если на заднее приходится всего 10% тормозного усилия.
Заваливание при резком торможении передним тормозом в повороте происходит из-за того, что вектора скорости и трения покрышки не совпадают. Из-за этого возникает крутящий момент на руле, достаточныц для того, чтобы руль сложился — и вот вы на асфальте.
Хотя и банальный занос никто не исключает :)
А что мешает использовать сразу оба? :)
Я притормаживаю задним, чтоб загрузить подвеску, потом дополнительно к заднему тормозу выжимаю передний (время между нажатиями заднего и переднего тормоза — секунда или меньше). И всё это без выжимания сцепления, чтоб не терять торможение двигателем.
Но это речь о экстренном / быстром торможении.
Если в 200 метрах впереди загорелся красный — то могу до него докатиться на одном торможении двигателем + задний для того, чтоб стоп засветился.
Вообще, ИМХО, для каждой ситуации свой тип торможения, не могу сказать, что правильно тормозить только передним или только задним тормозом.
Я притормаживаю задним, чтоб загрузить подвеску, потом дополнительно к заднему тормозу выжимаю передний (время между нажатиями заднего и переднего тормоза — секунда или меньше). И всё это без выжимания сцепления, чтоб не терять торможение двигателем.
Но это речь о экстренном / быстром торможении.
Если в 200 метрах впереди загорелся красный — то могу до него докатиться на одном торможении двигателем + задний для того, чтоб стоп засветился.
Вообще, ИМХО, для каждой ситуации свой тип торможения, не могу сказать, что правильно тормозить только передним или только задним тормозом.
- Alexander2
- 28 сентября 2016 в 16:21
- ↑
- ↓
но на легком одноциллиндровом KTM, особенно при городских скоростях, предпочитаю тормозить двигателем, лишь немного придавливая задний тормоз, чтобы зажегся стоп-сигнал, предупредив едущих сзади о моих намерениях остановиться или снизить скорость.
Девушка, как написано выше, вообще не пользуется передним тормозом.
Девушка, как написано выше, вообще не пользуется передним тормозом.
здесь был ататат
здесь был ататат
- Alexander72
- 28 сентября 2016 в 10:58
- ↑
- ↓
Про экстренное торможение была проверка на канале «В шлеме», вывод был такой: «при правильном торможении без АБС можно остановиться гораздо быстрее, чем с АБС(мол педаль в пол, а там пусть АБС работает).
здесь был ататат
В экстренной ситуации мозг отключается и посылает инстинктивный сигнал «в пол» надавить на тормоз. Сознание эту часть, к сожалению, не контролирует. Не успеете моргнуть как без ABS окажетесь на земле.
Я рассматриваю ABS как страховку от инстинктов. В обычной контролируемой ситуации при правильной плавной загрузке передней вилки в момент торможения, ABS и так никогда не сработает.
Я рассматриваю ABS как страховку от инстинктов. В обычной контролируемой ситуации при правильной плавной загрузке передней вилки в момент торможения, ABS и так никогда не сработает.
- Alexander2
- 28 сентября 2016 в 16:23
- ↑
- ↓
Про экстренное торможение была проверка на канале «В шлеме», вывод был такой: «при правильном торможении без АБС можно остановиться гораздо быстрее, чем с АБС(мол педаль в пол, а там пусть АБС работает).
Договаривайте до конца… Только повторить это могут единицы!
Договаривайте до конца… Только повторить это могут единицы!
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 11:11
- ↑
- ↓
Экстренное торможение я сдавала на экзамене для получения прав (с 50 км/ч надо полностью остановиться в пределах 14-метровой зоны). Но экстренное — оно так называется из-за того, что применяется далеко не каждый день в повседневной езде. При обычном коммьютинге на работу заднего тормоза хватает за глаза.
здесь был ататат
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 11:22
- ↑
- ↓
Так у нас с инструктором был спор про то, имеет ли вообще смысл в повседневной езде пользоваться задними, раз они настолько менее эффективны, чем передние.
На тяжелых мотоциклах или при перевозке пассажиров я чувствовала, что задних недостаточно. Но на легком мотоцикле без груза и нажопника вполне хватает даже торможения двигателем.
На тяжелых мотоциклах или при перевозке пассажиров я чувствовала, что задних недостаточно. Но на легком мотоцикле без груза и нажопника вполне хватает даже торможения двигателем.
Я, конечно, не инструктор) Но, вроде, «золотым стандартом» является совместное использование и того, и другого, а не выбор или-или. Задний помогает переднему, подгружая задницу, а передний все-таки реально лучше тормозит, а?
Понятно, что на легком мотоцикле, который еще и люто тормозит движком, как Дюк, да на светофорной скорости — и так хватает. Но нарабатывать стойкий навык вообще не пользоваться передним — тоже, вроде, ничего хорошего. А что, если этот стойкий навык всплывет уже не на светофоре?
Понятно, что на легком мотоцикле, который еще и люто тормозит движком, как Дюк, да на светофорной скорости — и так хватает. Но нарабатывать стойкий навык вообще не пользоваться передним — тоже, вроде, ничего хорошего. А что, если этот стойкий навык всплывет уже не на светофоре?
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 12:07
- ↑
- ↓
При использовании переднего торможение получается слишком сильным, вместе с задним и двигателем. К чему лишний раз искать приключений на задницу, если местные водители не очень-то любят соблюдать дистанцию? Вот я придавила задний, стоп-сигнал включился, и торможу потихонечку, пока водитель автомобиля сзади свыкается с этой мыслью…
Понятно, что с сотни на светофоре так просто не встанешь (да, у нас и такие участки есть, где ограничение 100 и два светофора через каждые 50м), тогда я пользуюсь обоими тормозами.
Понятно, что с сотни на светофоре так просто не встанешь (да, у нас и такие участки есть, где ограничение 100 и два светофора через каждые 50м), тогда я пользуюсь обоими тормозами.
я согласен с тобой про езду в обычной обстановке, и да — первые колодки до железа у меня стёрлись именно задние.
но при езде на автодроме понял, что навыки быстрого торможения отсутствуют чуть более чем полностью, и 10-15-20 секунд с круга легко можно привезти, оттренировав именно это,
в итоге — после резулярных поездок туда — стал ездить и на дорогах поджимая оба тормоза (мот с абс, да — неровности дороги, сколькие участки, да мало ли что).
В итоге нарабатываются правильные рефлексы, и, если что — замедление получается гораздо более эффективным, так как отработано более-менее.
но при езде на автодроме понял, что навыки быстрого торможения отсутствуют чуть более чем полностью, и 10-15-20 секунд с круга легко можно привезти, оттренировав именно это,
в итоге — после резулярных поездок туда — стал ездить и на дорогах поджимая оба тормоза (мот с абс, да — неровности дороги, сколькие участки, да мало ли что).
В итоге нарабатываются правильные рефлексы, и, если что — замедление получается гораздо более эффективным, так как отработано более-менее.
Я без ABS по возможности стараюсь передним тормозить по возможности, как основным. Задним только загружать, переднее колесо. Именно по причине что ABS нет. Считаю что нужно доводить до автоматизма и знать на что рассчитывать, что бы в экстренной ситуации не пережать и не боятся использовать. Но это лично мое мнение, может не прав.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 12:25
- ↑
- ↓
Да, я тоже так делала, когда возила пассажиров, потому что они меня все время перевешивали.
здесь был ататат
А, понятно. Я просто категории B и С привык считать имеющимися по умолчанию, т.к. они ну очень давно есть. Но это хорошо, когда есть выбор школы. Процентов 95% населения такого выбора не имеет и в любом случае занимается натаскиванием на экзамен в процессе экзамена. Ну или через дополнительные взносы. Хотя смысла в них не вижу никакого, проще вообще без прав ездить.
здесь был ататат
Лучше бы… Для системы это точно не лучше. Но А тем и хороша, что от её наличия мало что зависит, дети голодать не будут, ожидая пока папа на неё сдаст по-честному, в отличие от какой-нибудь D или Е.
Для этого и придумали сейчас всякие E к B, C, D, чтобы народ почаще заносил. И таких изменений постоянно кучи принимаются, не только в области ПДД. Система кормит себя.
Для этого и придумали сейчас всякие E к B, C, D, чтобы народ почаще заносил. И таких изменений постоянно кучи принимаются, не только в области ПДД. Система кормит себя.
Признаю, с подкатегориями дал маху, они с 2011 года стали обязательными, давно в конвенцию не заглядывал. До этого были обязательно только категории, а подкатегории оставались на усмотрение национального законодателя.
В данном случае просто удачно для системы сложилось, а она просто неприминула использовать корупционноёмкие положения конвенции.
В данном случае просто удачно для системы сложилось, а она просто неприминула использовать корупционноёмкие положения конвенции.
- TimUsachev
- 28 сентября 2016 в 11:09
- ↓
«Инструктор», который учит тормозить ТОЛЬКО передним… Мдааа… Убивать таких, пока они своей «наукой» кого-нибудь не убили.
- TimUsachev
- 28 сентября 2016 в 11:12
- ↓
У нас в Чехии государство никак не поощряет совершенствование навыков, а «ступеньки» категории присутствуют. Получить сразу «права» на мотоцикл, имеющий соотношение «мощность/масса» более скольки-то — невозможно. Сделать это до 21 года — тоже невозможно.
Есть ровно одна хорошая школа, где учат именно ЕЗДИТЬ, а не сдавать на права — школа Миры Лисиго.
Есть ровно одна хорошая школа, где учат именно ЕЗДИТЬ, а не сдавать на права — школа Миры Лисиго.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 11:18
- ↑
- ↓
В Финляндии тоже есть категории A1, A2, A. Но с определенного возраста можно сразу открывать А, что я и сделала.
В Новой Зеландии же, независимо от возраста, сначала ты получишь только L (ученик), с которыми надо отъездить 12-18 месяцев с кучей ограничений (нельзя ездить по ночам, например). Потом будет еще один экзамен для получения R (почти то же самое, что L, но без ограничения по мощности мотоцикла), и только еще через год можно открыть полную категорию.
В Новой Зеландии же, независимо от возраста, сначала ты получишь только L (ученик), с которыми надо отъездить 12-18 месяцев с кучей ограничений (нельзя ездить по ночам, например). Потом будет еще один экзамен для получения R (почти то же самое, что L, но без ограничения по мощности мотоцикла), и только еще через год можно открыть полную категорию.
В Зстонии полная А с 24 лет и при наличии постоянных прав (более двух лет стажа) любой другой категории. А еслм нет постоянного ВУ, но стаж уже подошел, то все равно, нужно заменить ВУ на постоянное, потом сдать экзамены и снова заменить ВУ, иначе, вот такой цирк с отъемом денег (24 евро за замену ВУ) и времени (пластик делают 2 недели, потом очередь на экзамены — теория до двух недель, вождение до месяца, а потом снова пластик две недели ждать, но уже можно ездить со справкой) у населения.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 12:19
- ↑
- ↓
да, я упустила момент, что для открытия А с 24 лет тоже нужна какая-то категория постоянных прав. У меня к тому времени уже 11 лет была открыта категория В, поэтому мне надо было всего 3 часа теории прослушать.
- valikvojtov
- 28 сентября 2016 в 13:09
- ↓
Что за жлобство. Все постоянно пытаются на чем то экономить. Это уже жизнь по правилам нормам стандартам — простыми словами рабство от экономии)))
В Голландии безумно сложно сдать на права, особенно на категорию А, особенно без предыдущего опыта вождения. Инструктора затягивают и откладывают экзамен (только они могу его запланировать) по любому поводу. У меня с моим нулевым до того как я начал обучение опытом на дорогах, процесс занял полтора года (может конечно получиться и быстрее, зависит от многих факторов). Плюсов у подобного подхода, только один, зато самый важный: на момент получения прав ты уже можешь реально безопасно для себя и окружающих водить, предсказывать дорожную обстановку, планировать действия наперед, привыкаешь соблюдать дисциплину и с уважением относиться к любым мелочам в требованиях ПДД (притом, что самих ПДД я так и не читал, и в глаза не видел, да их вроде и нет тут в виде сборного кодекса пунктов как у нас). Заваливаться на остановках после такого точно не будешь. К слову, вот уже больше 3х лет после получения прав, всегда железно ставлю ногу на землю знаке стоп: просто привык.
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 14:07
- ↑
- ↓
Я тоже думаю, что не всегда долгий процесс обучения — это плохо. Кстати, мне всегда нравился стиль вождения голландцев. После бешеных немцев это просто праздник какой-то
- nataliaxen
- 28 сентября 2016 в 14:05
- ↑
- ↓
Я так понимаю, что если ты вернулся на место сбора живой, здоровый и на своем мотоцикле, то экзамен сдан :) Инструктор сказал, что были неоднократные случаи травматизма.
Перед началом курсов надо подписать бумагу, что ты участвуешь на свой страх и риск
Перед началом курсов надо подписать бумагу, что ты участвуешь на свой страх и риск
- nataliaxen
- 29 сентября 2016 в 0:53
- ↑
- ↓
Иногда бывает, что в споре узнаешь для себя что-то новое. Но мне так кажется, что инструктор просто все время ездил на тяжелых мотоциклах с движком > 250сс, поэтому он просто не понимает, что я имею в виду, описывая свою ситуацию.
И потом, насколько я поняла, для него любимое времяпровождение — это закрытый гоночный трек, а для меня мотоцикл — средство транспортировки любимой тушки на работу. Наши миры пересеклись только на время тренинга :)
И потом, насколько я поняла, для него любимое времяпровождение — это закрытый гоночный трек, а для меня мотоцикл — средство транспортировки любимой тушки на работу. Наши миры пересеклись только на время тренинга :)
- nataliaxen
- 29 сентября 2016 в 4:11
- ↑
- ↓
Это Новая Зеландия, тут все ездят вверх ногами и по встречке. Квадраты могут быть круглыми и овальными, а число Пи равным 5.
Спасибо за интересный рассказ и классные фотки. Как-будто окунулся в атмосферу НЗ :) Учиться нужно постоянно в процессе езды. Я в движении часто задаю себе задачи типа «А что будет, если сейчас выскочит пешеход?» «А что если сейчас кто-то перестроиться хочет*», тогда автоматически выравниваешь скорость до приемлимой и «выстраиваешь» зрение соответственно обстановке )
Не соглашусь насчет торможения. Хотя ездил не много, но вопрос этот попытался изучить с точки зрения физики/практики.
Я бы лично всегда пользовался одной схемой — задний+передний. Задний нужно использовать потому, что он стабилизирует заднее колесо, что может помочь при экстренном торможении. Потому что когда заднее колесо внезапно разгружается — оно может потерять сцепление и начать прокручиваться/проскальзывать.
Почему всегда одной схемой — чтобы выработать четкий рефлекс + быть готовым к изменению ситуации. В городе конечно хватает и одного любого тормоза, но лучше исключить из процесса мысли про выбор тормоза и действовать всегда на правильном рефлексе — останется больше времени на само торможение.
Второй момент — изменение ситуации, когда например ты спокойно замедляешься в потоке машин на заднем тормозе и вдруг водитель перед тобой давит тапок в пол.
PS. В поворотах конечно только задний, хотя если пришлось тормозить в повороте — это уже большой фейл и стоит задуматься.
Я бы лично всегда пользовался одной схемой — задний+передний. Задний нужно использовать потому, что он стабилизирует заднее колесо, что может помочь при экстренном торможении. Потому что когда заднее колесо внезапно разгружается — оно может потерять сцепление и начать прокручиваться/проскальзывать.
Почему всегда одной схемой — чтобы выработать четкий рефлекс + быть готовым к изменению ситуации. В городе конечно хватает и одного любого тормоза, но лучше исключить из процесса мысли про выбор тормоза и действовать всегда на правильном рефлексе — останется больше времени на само торможение.
Второй момент — изменение ситуации, когда например ты спокойно замедляешься в потоке машин на заднем тормозе и вдруг водитель перед тобой давит тапок в пол.
PS. В поворотах конечно только задний, хотя если пришлось тормозить в повороте — это уже большой фейл и стоит задуматься.
- nataliaxen
- 30 сентября 2016 в 1:58
- ↑
- ↓
Я не задаю себе вопрос про выбор тормоза, манера езды/торможения меняется автоматически при смене мотоцикла. Рефлексы — опасная штука. Например, на моем велосипеде ручка заднего тормоза находится справа, а для мота это ручка переднего тормоза. На моей праворульной машине поворотники включаются справа, на леворульной — слева. А ручной тормоз на праворульке надо нажимать ногой! Если бы я полагалась только на выработанные рефлексы, мне бы пришлось очень туго. Надо найти баланс между привычками и осознанием того, что ты делаешь и с каким оборудованием.
Я когда только сел на мотоцикл были небольшие проблемы с рефлексами тормозными… =) До мото я активно катал даунхил, а на велике правая ручка это задний тормоз, а левая — передний. Пока не переставил ручки на велосипеде в «мотостиль» и не съездил в горы в таком режиме, на велосипеде пытался тормозить как на мотоцикле, а на мотоцикле — как на велосипеде.
А вообще тормозить надо всеми тормозами… и на уровне рефлексов все это должно быть. Я торможу обычно так: если надо чутка замедлиться, то двигателем и поджимаю задний тормоз, если надо конкретно быстро сбросить скорость, то задним + двигателем + чуть чуть передним ипо мере возрастания нагрузки на вилку — увеличиваю усилие на передний тормоз и перед остановкой выжимаю сцепление, чтобы не заглохнуть. Если в повороте, то чутка поджимаю задний, соооовсем чуть чуть передний и одновременно выпрямляют траекторию и мот и дальше добавляю усилие на оба тормоза. На грунте все тоже самое, но чуть аккуратнее с передним тормозом. И да, все это уже происходит на уровне рефлекса. Если стремная ситуация, то мурашки по коже, голову в жар и холодок вдоль позвоночника уже после того как закончил торможение. =) Но самое главное в экстренном торможении — это избегать экстренного торможения. Поэтому я стараюсь выбирать скоростной режим с 30% запасом от той скорости с которой, как мне кажется, я мог бы ехать. =)) Как -то так. А вообще даунхил рекомендую покатать, там тормоза это вообще единственный инструмент контроля скорости, техника сильно легкая, пятно контака чрезвычайно малое, держак по бОльшей части очень хреновый, особено в дождь. Вот прям дает навыки торможения на грани. Падать — однозначно дешевле и не так травматично, как в городе в потоке.
А вообще тормозить надо всеми тормозами… и на уровне рефлексов все это должно быть. Я торможу обычно так: если надо чутка замедлиться, то двигателем и поджимаю задний тормоз, если надо конкретно быстро сбросить скорость, то задним + двигателем + чуть чуть передним ипо мере возрастания нагрузки на вилку — увеличиваю усилие на передний тормоз и перед остановкой выжимаю сцепление, чтобы не заглохнуть. Если в повороте, то чутка поджимаю задний, соооовсем чуть чуть передний и одновременно выпрямляют траекторию и мот и дальше добавляю усилие на оба тормоза. На грунте все тоже самое, но чуть аккуратнее с передним тормозом. И да, все это уже происходит на уровне рефлекса. Если стремная ситуация, то мурашки по коже, голову в жар и холодок вдоль позвоночника уже после того как закончил торможение. =) Но самое главное в экстренном торможении — это избегать экстренного торможения. Поэтому я стараюсь выбирать скоростной режим с 30% запасом от той скорости с которой, как мне кажется, я мог бы ехать. =)) Как -то так. А вообще даунхил рекомендую покатать, там тормоза это вообще единственный инструмент контроля скорости, техника сильно легкая, пятно контака чрезвычайно малое, держак по бОльшей части очень хреновый, особено в дождь. Вот прям дает навыки торможения на грани. Падать — однозначно дешевле и не так травматично, как в городе в потоке.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (75)
RSS свернуть / развернуть