Блог им. Tantin → Кто тормозит быстрее - машина или мотоцикл?
Недавнее обсуждение в комментариях к этому посту в очередной раз меня убедило, что многие по-прежнему находятся в плену заблуждений на этот счет. Возможно это происходит из-за тех обманчивых ощущений, которые дает мотоцикл — сидишь выше, ускорения чувствуются сильнее, да и тормоза более тонкие и отзывчивые. В общем попробуем разобраться с этим вопросом, велком под кат.
Рассмотрим основные заблуждения:
1. Мотоцикл легче, а значит остановится быстрее.
Нет. Увеличение массы, а значит инерции компенсируется увеличением давлением на дорожное полотно, а следовательно коэффициента трения. Вплоть до полного взаимоисключения. Есть соответствующие формулы, н обойдемся без них.
Кроме того конструкторы не дураки и ставят тормозные механизмы соответствующей массе мощности. Вот если бы поставить тормоза от мотоцикла на минивэн — вот тогда да, были бы проблемы )
2. Опытный пилот + хороший мотоцикл + правильная техника торможения это эффективнее, чем водятел-коробочник который тормозит «педаль в пол».
В случае раздолбанной лады-седан-баклажан это, пожалуй, действительно так. Но вот правда жизни в том, что АБС в стандартной комплектации ставится в Евросоюзе в обязательном порядке с 2004 года, а по факту ей оснащаются даже самые скромные авто уже с 90-х годов. Аналогичное требование к мотоциклам вступает в силу в Евросоюзе только с 2016 года.
Так что большинство машина на дорогах с АБС, а вот мотоциклы — нет. Это означает, что даже ваша бабушка, нажав педаль до упора, оттормозится достаточно эффективно. А вот к чему приводит паник-брейк на мотоцикле, и какой тормозной путь скользящего по асфальту мотоцикла — мы все знаем. И не стоит себя обманывать. Уметь эффективно тормозить, и сделать то же самое в экстренной ситуации — это две разных истории.
3. Автомобиль тормозит четырьмя колесами, а мотоцикл двумя.
По факту в случае экстренного торможения мотоцикл тормозит в лучшем случае полутора колесами (в случае тяжелых круизеров) и вплоть до одного (в случае всех остальных). Физика понятна — весь вес уходит на переднее колесо. Как это происходит нам наглядно показывают пилоты motogp:
Казалось бы вот он ответ на вопрос — но нет. Дело не в количестве колес. Одно колесо тормозит так же эффективно как четыре, если на него приходится вся масса ТС. Вот правда перегрев тормозного механизма или резины в таком случае наступит для него все-таки раньше.
4. Более широкая спортивная резина тормозит лучше, чем узкие колесики мопедов или дорожников, не говоря уж про внедорожную
И да, и нет. Дело в том, что на торможение больше влияет состав резины, чем ее ширина. Пятно контакта вообще не учитывается при расчете коэффициента сцепление, так как компенсируется удельным давлением на поверхность. Так же практически не будет влиять и рисунок протектора. НО! При экстренном торможении в дело вмешивается температура, а именно нагрев резины в зоне контакта, который может дойти до критической отметки и резина потечет, резко уменьшим сцепные свойства. С этой точки зрения у более широкой резины и асфальтового рисунка протектора действительно есть преимущество в более эффективном теплоотводе. Кроме того, возникающая деформация в пятне контакта и как следствие повышение трения качения. также помогают более эффективно тормозить. Ну и не будем забывать, что у более широкой спортивной резины и состав как правило другой — более мягкий и цепкий.
Но по факту спортивные автомобили и мотоциклы тормозят гораздо лучше просто потому, что на них стоят гораздо более мощные тормозные механизмы и другая резина.
5. Больше всего за торможение отвечает сцепные свойства резины
Нет. В первую очередь за торможение отвечают, как это ни странно, тормоза.
Максимально возможное замедление происходит в том случае, когда от начала и до конца торможение колесо будет удерживаться практически на грани блокировки, тем самым максимально реализовывая свои сцепные свойства. И если на небольшой скорости даже самых слабых тормозов на скутере достаточно для полной блокировки колеса, то чем выше скорость, тем большее усилие необходимо создать суппортам. Начиная с определенной скорости движения (будет зависеть от типа ТС, характеристик тормозов, сцепных свойств и тд), тормозным механизмам уже не хватит мощности для мгновенной остановки колеса. И торможение становится тем, чем оно является изначально по сути — преобразованием кинетической энергии в тепловую, рассеиваемую на тормозных дисках. Чем мощнее суппорта, чем лучше материал колодок и диска и выше их коэффициент трения — тем больше энергии будет рассеиваться и тем выше будет замедление. И тем дольше они смогут работать в таком режиме. И только когда развиваемое тормозами усилие превысит крутящий момент сцепления колеса с дорогой — становится возможна его блокировка. Ну а дальше уже все зависит от наличия АБС или скилла пилота удержать его на этой грани.
Говоря простыми словами — до момента, когда тормозам хватит силы заблокировать колесо, надо еще дотормозить. И чем выше скорость движения, тем позже этот момент наступит.
6. Мотоцикл с АБС тормозит хуже, чем без нее, при правильно технике
Вот отличное видео на эту тему:
Вроде все верно, но есть одно но. Такая разница возникает тогда, когда вы резко зажимаете тормоза и АБС начинает работу еще до того, как передняя вилка целиком загрузится. Тогда эффект раскачки, как показан в этом видео, приведет к увеличению тормозного пути. Если же вы начнете торможение плавнее, загрузите переднее колесо, и только после этого начнете жать уже на тормоза со всей силы, то АБС позволит вам не беспокоится о риске заблокировать колесо.
Исследование, проведенное Ассоциацией европейских производителей мотоциклов, показали, что многие мотоциклисты, опасаясь заблокировать переднее колесо, не оказывают максимальное усилие на рычаг тормоза, которое могло бы уменьшить тормозной путь и, следовательно, избежать несчастных случаев.
Поэтому на практике, а не на полигоне, АБС очень сильно увеличивает безопасность торможения и заметно сокращает тормозной путь непрофессиональному райдеру, просто потому что вы можете тормозить агрессивно и при этом безопасно. Ну и не стоит забывать о паник-брейкинге, самой распространенной причины падений, при котором АБС вас также подстрахует.
Ну и немного цифр, тормозной путь с 60 миль в час:
Но! Это все касается ситуаций с экстренным торможением с высоких скоростей, например 80-100 км/ч и выше.
Если торможение происходит с небольшой скорости, то мощности даже стандартных тормозных систем хватит для того чтобы сразу же вывести колесо на максимально эффективный режим (то есть на грани с блокировкой). А это значит что с небольшой скорости и автомобиль и мотоцикл остановятся за равное расстояние. Погрешностью, возникающая за счет разницы в составе резины, думаю можно просто напросто пренебречь, потому что будет несущественно, то же время реакции будет влиять куда сильнее.
Ну и самое главное — не забывайте о том, что тормозной путь того, кто едет впереди, будет всегда короче, потому что он начнет торможение раньше. Так что берегите себя и соблюдайте дистанцию.
Рассмотрим основные заблуждения:
1. Мотоцикл легче, а значит остановится быстрее.
Нет. Увеличение массы, а значит инерции компенсируется увеличением давлением на дорожное полотно, а следовательно коэффициента трения. Вплоть до полного взаимоисключения. Есть соответствующие формулы, н обойдемся без них.
Кроме того конструкторы не дураки и ставят тормозные механизмы соответствующей массе мощности. Вот если бы поставить тормоза от мотоцикла на минивэн — вот тогда да, были бы проблемы )
2. Опытный пилот + хороший мотоцикл + правильная техника торможения это эффективнее, чем водятел-коробочник который тормозит «педаль в пол».
В случае раздолбанной лады-седан-баклажан это, пожалуй, действительно так. Но вот правда жизни в том, что АБС в стандартной комплектации ставится в Евросоюзе в обязательном порядке с 2004 года, а по факту ей оснащаются даже самые скромные авто уже с 90-х годов. Аналогичное требование к мотоциклам вступает в силу в Евросоюзе только с 2016 года.
Так что большинство машина на дорогах с АБС, а вот мотоциклы — нет. Это означает, что даже ваша бабушка, нажав педаль до упора, оттормозится достаточно эффективно. А вот к чему приводит паник-брейк на мотоцикле, и какой тормозной путь скользящего по асфальту мотоцикла — мы все знаем. И не стоит себя обманывать. Уметь эффективно тормозить, и сделать то же самое в экстренной ситуации — это две разных истории.
3. Автомобиль тормозит четырьмя колесами, а мотоцикл двумя.
По факту в случае экстренного торможения мотоцикл тормозит в лучшем случае полутора колесами (в случае тяжелых круизеров) и вплоть до одного (в случае всех остальных). Физика понятна — весь вес уходит на переднее колесо. Как это происходит нам наглядно показывают пилоты motogp:
Казалось бы вот он ответ на вопрос — но нет. Дело не в количестве колес. Одно колесо тормозит так же эффективно как четыре, если на него приходится вся масса ТС. Вот правда перегрев тормозного механизма или резины в таком случае наступит для него все-таки раньше.
4. Более широкая спортивная резина тормозит лучше, чем узкие колесики мопедов или дорожников, не говоря уж про внедорожную
И да, и нет. Дело в том, что на торможение больше влияет состав резины, чем ее ширина. Пятно контакта вообще не учитывается при расчете коэффициента сцепление, так как компенсируется удельным давлением на поверхность. Так же практически не будет влиять и рисунок протектора. НО! При экстренном торможении в дело вмешивается температура, а именно нагрев резины в зоне контакта, который может дойти до критической отметки и резина потечет, резко уменьшим сцепные свойства. С этой точки зрения у более широкой резины и асфальтового рисунка протектора действительно есть преимущество в более эффективном теплоотводе. Кроме того, возникающая деформация в пятне контакта и как следствие повышение трения качения. также помогают более эффективно тормозить. Ну и не будем забывать, что у более широкой спортивной резины и состав как правило другой — более мягкий и цепкий.
Но по факту спортивные автомобили и мотоциклы тормозят гораздо лучше просто потому, что на них стоят гораздо более мощные тормозные механизмы и другая резина.
5. Больше всего за торможение отвечает сцепные свойства резины
Нет. В первую очередь за торможение отвечают, как это ни странно, тормоза.
Максимально возможное замедление происходит в том случае, когда от начала и до конца торможение колесо будет удерживаться практически на грани блокировки, тем самым максимально реализовывая свои сцепные свойства. И если на небольшой скорости даже самых слабых тормозов на скутере достаточно для полной блокировки колеса, то чем выше скорость, тем большее усилие необходимо создать суппортам. Начиная с определенной скорости движения (будет зависеть от типа ТС, характеристик тормозов, сцепных свойств и тд), тормозным механизмам уже не хватит мощности для мгновенной остановки колеса. И торможение становится тем, чем оно является изначально по сути — преобразованием кинетической энергии в тепловую, рассеиваемую на тормозных дисках. Чем мощнее суппорта, чем лучше материал колодок и диска и выше их коэффициент трения — тем больше энергии будет рассеиваться и тем выше будет замедление. И тем дольше они смогут работать в таком режиме. И только когда развиваемое тормозами усилие превысит крутящий момент сцепления колеса с дорогой — становится возможна его блокировка. Ну а дальше уже все зависит от наличия АБС или скилла пилота удержать его на этой грани.
Говоря простыми словами — до момента, когда тормозам хватит силы заблокировать колесо, надо еще дотормозить. И чем выше скорость движения, тем позже этот момент наступит.
6. Мотоцикл с АБС тормозит хуже, чем без нее, при правильно технике
Вот отличное видео на эту тему:
Вроде все верно, но есть одно но. Такая разница возникает тогда, когда вы резко зажимаете тормоза и АБС начинает работу еще до того, как передняя вилка целиком загрузится. Тогда эффект раскачки, как показан в этом видео, приведет к увеличению тормозного пути. Если же вы начнете торможение плавнее, загрузите переднее колесо, и только после этого начнете жать уже на тормоза со всей силы, то АБС позволит вам не беспокоится о риске заблокировать колесо.
Исследование, проведенное Ассоциацией европейских производителей мотоциклов, показали, что многие мотоциклисты, опасаясь заблокировать переднее колесо, не оказывают максимальное усилие на рычаг тормоза, которое могло бы уменьшить тормозной путь и, следовательно, избежать несчастных случаев.
Поэтому на практике, а не на полигоне, АБС очень сильно увеличивает безопасность торможения и заметно сокращает тормозной путь непрофессиональному райдеру, просто потому что вы можете тормозить агрессивно и при этом безопасно. Ну и не стоит забывать о паник-брейкинге, самой распространенной причины падений, при котором АБС вас также подстрахует.
Ну и немного цифр, тормозной путь с 60 миль в час:
Minivans:
2015 Kia Sedona: 118 ft
2015 Toyota Sienna: 121 ft
2014 Chrysler T&C: 126 ft
2015 Honda Odyssey: 126 ft
Sedans & Hatchbacks:
2014 Honda Civic: 118 ft
2012 Kia Rio: 119 ft
2013 Honda Accord: 117 ft
2014 Mazda 6: 121ft
2013 Toyota Camry: 120 ft
2014 BMW i3 eDrive: 108 ft
2015 Honda Fit: 127 ft
Cars that will always win:
2011 Chevrolet Corvette Z06 Carbon: 93 ft
2008 Ferrari 430 Scuderia: 93 ft
2012 Chevrolet Corvette Z06 Centennial: 94 ft
2012 Lexus LFA: 94 ft
2010 Porsche 911 GT3: 94 ft
2010 Ferrari 16m Scuderia Spyder: 96 ft
2009 Audi R8 5.2: 96 ft
2008 Audi R8: 96 ft
2009 Chevrolet Corvette ZR1: 97 ft
2008 Dodge Viper ACR: 97 ft
2003 Dodge Viper SRT10: 97 ft
2011 Porsche 911 GT3 RS: 98 ft
2010 Lamborghini Murcielago LP670-4 SV: 98 ft
2009 Chevrolet Corvette ZR1: 98 ft
2008 Porsche 911 GT2: 98 ft
2011 Nissan GT-R: 99 ft
2010 Chevrolet Corvette ZR1: 99 ft
2010 Ferrari 458 Italia: 99 ft
2010 Porsche 911 Turbo: 99 ft
2009 Porsche Boxster S: 99 ft
2007 Porsche 911 GT3: 99 ft
Superbikes:
2011 BMW S1000RR: 129 ft
2011 Ducati 1198: 141 ft
2011 Honda CBR1000RR: 134 ft
2011 Suzuki GSXR-1000: 140 ft
2011 KTM RC8R: 135 ft
2011 Kawasaki ZX10R: 129 ft
2011 Yamaha R1: 137 ft
Supersports:
2011 Yamaha R6: 124 ft
2011 Honda CBR600RR: 126 ft
2011 Ducati 848 EVO: 127 ft
2011 Triumph 675R: 126 ft
2011 Suzuki GSXR-600: 122 ft
Other bikes:
2015 Harley Street 750: 152 ft
2011 Harley StreetGlide: 129 ft
2011 Star Stratoliner: 142 ft
2011 Kawasaki Vulcan Vaquero: 144 ft
2013 BMW R1200-RTP: 144 ft
2013 Harley Electra Glide: 144 ft
2010 Star Raider S: 124 ft
2010 Harley Softail Rocker C: 125 ft
2010 Victory Vegas Jackpot: 129 ft
Но! Это все касается ситуаций с экстренным торможением с высоких скоростей, например 80-100 км/ч и выше.
Если торможение происходит с небольшой скорости, то мощности даже стандартных тормозных систем хватит для того чтобы сразу же вывести колесо на максимально эффективный режим (то есть на грани с блокировкой). А это значит что с небольшой скорости и автомобиль и мотоцикл остановятся за равное расстояние. Погрешностью, возникающая за счет разницы в составе резины, думаю можно просто напросто пренебречь, потому что будет несущественно, то же время реакции будет влиять куда сильнее.
Ну и самое главное — не забывайте о том, что тормозной путь того, кто едет впереди, будет всегда короче, потому что он начнет торможение раньше. Так что берегите себя и соблюдайте дистанцию.
- Tantin
- Константин
- 20 сентября 2016 в 16:34
- 17
- +83
Если интересно вот ссылка на немецком
www.internetratgeber-recht.de/Verkehrsrecht/frameset.htm?http://www.internetratgeber-recht.de/Verkehrsrecht/Rechner/rechner-bremsweg.htm
www.internetratgeber-recht.de/Verkehrsrecht/frameset.htm?http://www.internetratgeber-recht.de/Verkehrsrecht/Rechner/rechner-bremsweg.htm
Из физики сила торможения:
F= kN, где
k — коэффициент сцепления, зависит от резины, типа и состояния покрытия;
N — сила прижатия колеса.
Это означает, что наиболее эффективное торможение будет на грани «стоппи», при максимальной загрузке переднего колеса байка (при самом простом ручном торможении без абс этого можно добиться тренировками). Аналогичного результата можно было бы добиться на АБС при условии одновременного удерживания заднего и переднего колеса на грани срыва. Но так как, это технологически сложная задача (необходимо динамически перераспределять тормозное усилия между колесами по мере догрузки переднего и разгрузки заднего), получается, что АБС практически всегда будет работать хуже опытного байкера (особенно это касается торможения на «гребенке», когда блокировка заднего колеса была бы лучшим выходом).
В случае «идеальной» работы АБС тормозной путь был бы всегда одинаков, так как суммарное давление байка на колеса при торможении остается постоянным (переднее догружается на столько, на сколько заднее разгружается).
F= kN, где
k — коэффициент сцепления, зависит от резины, типа и состояния покрытия;
N — сила прижатия колеса.
Это означает, что наиболее эффективное торможение будет на грани «стоппи», при максимальной загрузке переднего колеса байка (при самом простом ручном торможении без абс этого можно добиться тренировками). Аналогичного результата можно было бы добиться на АБС при условии одновременного удерживания заднего и переднего колеса на грани срыва. Но так как, это технологически сложная задача (необходимо динамически перераспределять тормозное усилия между колесами по мере догрузки переднего и разгрузки заднего), получается, что АБС практически всегда будет работать хуже опытного байкера (особенно это касается торможения на «гребенке», когда блокировка заднего колеса была бы лучшим выходом).
В случае «идеальной» работы АБС тормозной путь был бы всегда одинаков, так как суммарное давление байка на колеса при торможении остается постоянным (переднее догружается на столько, на сколько заднее разгружается).
Не очень понимаю, к чему этот ответ)
Я вроде не высказывался ни за, ни против АБС.
Наиболее эффективное торможение может быть и далеко перед стоппи. Например, на тяжелых мотоциклах или резине среднего качества. В обоих случаях из-за того, что при излишне сильном нажатии на тормоз(по сравнению с возможностью резины) колесо срывает и торможение в паре колодка-диск заменяется на скольжение резины по асфальту. В этих случае как раз поможет увеличение пятна контакта: на единицу площади пятна контакта будет приходиться меньшая сила и покрышка выдержит большую нагрузку.
ЗЫ. [зануда_он]В физике, на сколько я помню, нет силы торможения, а есть сила трения.[зануда_офф]
Я вроде не высказывался ни за, ни против АБС.
Наиболее эффективное торможение может быть и далеко перед стоппи. Например, на тяжелых мотоциклах или резине среднего качества. В обоих случаях из-за того, что при излишне сильном нажатии на тормоз(по сравнению с возможностью резины) колесо срывает и торможение в паре колодка-диск заменяется на скольжение резины по асфальту. В этих случае как раз поможет увеличение пятна контакта: на единицу площади пятна контакта будет приходиться меньшая сила и покрышка выдержит большую нагрузку.
ЗЫ. [зануда_он]В физике, на сколько я помню, нет силы торможения, а есть сила трения.[зануда_офф]
Рискуем спровоцировать еще отдельный батл на тему стоит ли держать пальцы на рычаге и тд.
Вообще, кстати, мотоцикл действительно производит впечатление, что он тормозит лучше машины. Просто из-за более хватких и отзывчивых тормозов и ощущений от контроля пальцами. Возможно именно отсюда и растет заблуждение.
Вообще, кстати, мотоцикл действительно производит впечатление, что он тормозит лучше машины. Просто из-за более хватких и отзывчивых тормозов и ощущений от контроля пальцами. Возможно именно отсюда и растет заблуждение.
Я прикрываю рычаг тормоза двумя пальцами там, где есть потенциальная опасность, например, проезжая мимо ряда припаркованых авто или в междурядье или авто, который сигнализирует о его намерении повернуть и делает вид что вас видит или дети у дороги или пешеходный переход и люди, которые непонятно ошиваются рядом с ним и т.п. + здравый смысл.
- V-TwinRider
- 20 сентября 2016 в 17:22
- ↑
- ↓
Очень спорно. Если только не брать в расчет моты с продвинутой комбинашкой, АБС-ами и прочими подтяжками. В остальных случаях авто тормозит быстрее и эффективнее мотоциклов.
Это неважно.
Ибо теорию сразу нафиг.
А на практике получается следующее — на машине я в почти 100% «внезапности» могу нажать тапок в пол и мне чего не будет.
Пофиг на дорожное покрытие, ямы, песок, листья, etc.
На мотоцикле подобная тактика почти гарантированный путь к падению а, как известно, на боку мотоцикл тормозит хуже :)
Именно вследствие того, что на машине я почти всегда могу тормозить в полную силу а на мотоцикле — нет и следует, что мотоцикл тормозит хуже.
Кто не верит — сами проверьте, сейчас осень, самое подходящее время.
А графиками меряться — нафиг надо, их нет на дороге.
Ибо теорию сразу нафиг.
А на практике получается следующее — на машине я в почти 100% «внезапности» могу нажать тапок в пол и мне чего не будет.
Пофиг на дорожное покрытие, ямы, песок, листья, etc.
На мотоцикле подобная тактика почти гарантированный путь к падению а, как известно, на боку мотоцикл тормозит хуже :)
Именно вследствие того, что на машине я почти всегда могу тормозить в полную силу а на мотоцикле — нет и следует, что мотоцикл тормозит хуже.
Кто не верит — сами проверьте, сейчас осень, самое подходящее время.
А графиками меряться — нафиг надо, их нет на дороге.
- _GoodNight_
- 21 сентября 2016 в 14:03
- ↑
- ↓
Пожалуй, самая точная формулировка по обсуждаемой теме. С некоторыми поправками, конечно, но в целом очень верно.
В этой всей куче текста я не увидел одного. Что очень ждал увидеть, открывая пост.Реального видео. С реальными сравнениями. Поищите на досуге. /Или попробуйте сами.
Вкратце, если вам действительно интересны мнения, как вы призывали, вот вам мое: все зависит в первую очередь — от людей и техники, на которой это сравнивается.
Мы для себя пока выяснили, опытным путем, к слову, что мотоцикл — может тормозить наравне с автомобилем.
Адекватный мотоциклист, практикующий тренировки, и имеющий за плечами опыт и мозг в голове — оттормозится наравне с машиной.
Все прочее — это уже частности. Разница в типах торможения, скоростях, годах выпуска, и прочем.
Да, это частности, которые в массе своей — рисуют нам противоположную картину. И появляются потом посты, подобные вашему, и оправдания людей — «я положил мотоцикл, потому что не успевал затормозить». И это печально, как по мне.
Я бы предпочел видеть больше постов о джимханах, реальные сравнения и тесты, и попытки людей тренироваться и улучшать свои результаты.
Вкратце, если вам действительно интересны мнения, как вы призывали, вот вам мое: все зависит в первую очередь — от людей и техники, на которой это сравнивается.
Мы для себя пока выяснили, опытным путем, к слову, что мотоцикл — может тормозить наравне с автомобилем.
Адекватный мотоциклист, практикующий тренировки, и имеющий за плечами опыт и мозг в голове — оттормозится наравне с машиной.
Все прочее — это уже частности. Разница в типах торможения, скоростях, годах выпуска, и прочем.
Да, это частности, которые в массе своей — рисуют нам противоположную картину. И появляются потом посты, подобные вашему, и оправдания людей — «я положил мотоцикл, потому что не успевал затормозить». И это печально, как по мне.
Я бы предпочел видеть больше постов о джимханах, реальные сравнения и тесты, и попытки людей тренироваться и улучшать свои результаты.
Ну вот есть видео, но блин, там так все на глаз, что говорить об объективности не приходится. Ну и скорости невысокие. То что на небольшой скорости тормозной путь мотоцикла/скутера не больше, подтверждает, да
www.youtube.com/watch?v=Ne4XvnY1dkE
www.youtube.com/watch?v=Ne4XvnY1dkE
ну это видел правильное, но немного о другом
но если говорить о нем, то с АБС вы можете не боятся нащупать критическую точку блокировки колеса, без АБС вы скорее всего просто из предосторожности до этой точки не дойдете. Так что в условиях эксперимента, да, можно добиться без АБС лучшего тормозного пути. В реальной жизни — я в любом случае предпочту мот с АБС, хотя и буду стараться тормозить по правильной технике.
но если говорить о нем, то с АБС вы можете не боятся нащупать критическую точку блокировки колеса, без АБС вы скорее всего просто из предосторожности до этой точки не дойдете. Так что в условиях эксперимента, да, можно добиться без АБС лучшего тормозного пути. В реальной жизни — я в любом случае предпочту мот с АБС, хотя и буду стараться тормозить по правильной технике.
- _GoodNight_
- 20 сентября 2016 в 17:51
- ↑
- ↓
Стоит. Потому как даже с АБС и комбинашкой бездумное зажимание тормозов до срабатывания АБС приведет к падению. Особенно, на скользкой дороге.
- _GoodNight_
- 20 сентября 2016 в 19:16
- ↑
- ↓
На короткой дистанции блокировки, да, ничего не будет. Но если «стрекотать» до упора, то передок, так или иначе, уходит. А если, не дай Бог, блокирнуть в наклоне, то тогда вообще почти моментальный срыв. Экспериментировали на джимхане. Так что АБС далеко не панацея.
Не могу найти видос, спортбайк против гоночного автомобиля. ТопГир или вроде того. Где байк тормозил с уходом в стоппи и все равно уехал дальше.
Есть видос Култхард против Мартина, где Култхард тормозит тупо в блокировку колёс аж с дымом (т.е. далеко не идеально) и Мартин все равно уезжает дальше.
Да, на гоночных авто аэродинамический обвес (особенно на Ф1), дополнительная прижимная сила, которой на моте неоткуда взяться, но тем не менее.
Есть видос Култхард против Мартина, где Култхард тормозит тупо в блокировку колёс аж с дымом (т.е. далеко не идеально) и Мартин все равно уезжает дальше.
Да, на гоночных авто аэродинамический обвес (особенно на Ф1), дополнительная прижимная сила, которой на моте неоткуда взяться, но тем не менее.
- _GoodNight_
- 20 сентября 2016 в 19:17
- ↑
- ↓
Видел этот ролик. Там не только спорт vs. спорт ставили. Там еще и дорожники с туристами были.
Классное рекламное видео. А вот повторили бы раз 5.
В одном эксперименте так и сделали, гонщики оттормаживались на литровом car. И разброс результатов был колосальным. А с абс тормозит с минимальным разбросом, что авто, что мото. Абс никогда не уменьшал тормозной путь. Абс позволяет разным водителям тормозить одинаково.
В одном эксперименте так и сделали, гонщики оттормаживались на литровом car. И разброс результатов был колосальным. А с абс тормозит с минимальным разбросом, что авто, что мото. Абс никогда не уменьшал тормозной путь. Абс позволяет разным водителям тормозить одинаково.
импульс, который призвано погасить торможение пропорционален массе. сила трения пропорциональна реакции опоры. реакция опоры пропорциональна массе. масса во множителе с обоих сторон уравнения сокращается.
от массы зависит работа подвески. у тяжелых круизеров (VTX как яркий представитель) рама довольно мягкая по отношении к их массе и при перегрузках немного гнется туда-сюда, а это усложняет работу подвески еще больше. Потому колеса и срывает раньше времени.
от массы зависит работа подвески. у тяжелых круизеров (VTX как яркий представитель) рама довольно мягкая по отношении к их массе и при перегрузках немного гнется туда-сюда, а это усложняет работу подвески еще больше. Потому колеса и срывает раньше времени.
После беглого просмотра стаьи запустил поиск по слову «аэродинамика» и ничего не нашел, странно. У мотоцикла вместе с пилотом очень плохая аэродинамика в сравнении с авто и это дает огромный эффект при торможении! Я конечно с секундомером не стоял, но ездил быстро и на том и на том и по ощущениям байк с высоких скоростей (за 200) сбрасывает скорость ощутимо быстрее авто. До нуля не знаю, но скажем с 250 до 150 — это просто мгновение, стоит только выпрямить спину
- Sanchez_RSC
- 20 сентября 2016 в 17:41
- ↑
- ↓
Еще торможение двиглом на моте гораздо сильнее, чем на машине.
Например, в немецких мотошколах.
Экстренное торможение: выжим сцепления + резкое нажатие до упора ножного и ручного тормоза. Срабатывает абс, приподнимается корма. Мотоцикл обязан остановится в указанной точке.
Подобная остановка на скорости между 50 и 60 км/ч является частью экзамена.
Грубо говоря, каждый немецкий мотоциклист по умолчанию обладает навыком экстренного торможения.
Экстренное торможение: выжим сцепления + резкое нажатие до упора ножного и ручного тормоза. Срабатывает абс, приподнимается корма. Мотоцикл обязан остановится в указанной точке.
Подобная остановка на скорости между 50 и 60 км/ч является частью экзамена.
Грубо говоря, каждый немецкий мотоциклист по умолчанию обладает навыком экстренного торможения.
Конечно экстренное. Ведь речь идёт именно о нём.
Когда выдаются некии данные о тормозном пути какого-то транспортного средства, то речь идёт экстренном торможении.
Не бывает данных о тормозном пути транспортного средства с полунажатым передним тормозом + тормозным усилем двигателя + что-то ещё.
Важно как быстро сможет остановится ТС. Быстро это экстренно.
Когда выдаются некии данные о тормозном пути какого-то транспортного средства, то речь идёт экстренном торможении.
Не бывает данных о тормозном пути транспортного средства с полунажатым передним тормозом + тормозным усилем двигателя + что-то ещё.
Важно как быстро сможет остановится ТС. Быстро это экстренно.
ок. краткий пересказ диалога:
nk_333: для эффективного торможения нужно выжимать сцепление
_GoodNight_: обоснуйте?
QashAK: в немецких автошколах при экстренном торможении учат так.
kkolyan: но nk_333 говорит про эффективное, а не экстренное
QashAK: правильное экстренное — значит эффективное
Немного усилим:
A: чтобы не убиться рекомендуют не прыгать в воду
B: кто рекомендует
C: в немецких школах учат не прыгать в воду с высоты более 100 м.
D: A говорил не про прыжки с высоты более 100 м, а просто про прыжки в воду
С: ну так любой прыжок в воду с высоты более 100 м — прыжок в воду.
Логично, че.
nk_333: для эффективного торможения нужно выжимать сцепление
_GoodNight_: обоснуйте?
QashAK: в немецких автошколах при экстренном торможении учат так.
kkolyan: но nk_333 говорит про эффективное, а не экстренное
QashAK: правильное экстренное — значит эффективное
Немного усилим:
A: чтобы не убиться рекомендуют не прыгать в воду
B: кто рекомендует
C: в немецких школах учат не прыгать в воду с высоты более 100 м.
D: A говорил не про прыжки с высоты более 100 м, а просто про прыжки в воду
С: ну так любой прыжок в воду с высоты более 100 м — прыжок в воду.
Логично, че.
- _GoodNight_
- 21 сентября 2016 в 14:15
- ↑
- ↓
Грубо говоря, каждый немецкий мотоциклист по умолчанию обладает навыком экстренного торможения.
Грубо говоря, каждого немецкого мотоциклиста выпускают на дорогу, дав ему попробовать, что такое тормозить. Не более чем формальная перестраховка, которая не имеет ничего общего с навыком.)))
Но тут не Германия. Это я к тому, что тут и движение другое, и водители другие, и подавляющее большинство мотоциклов на дорогах не имеют ни комбинированной системы тормозов, ни АБС. В Германии вообще можно ездить с завязанными глазами, — на столько там задисциплинированные водители, и все приспособлено для того, чтобы они таковыми и оставались. А тут ситуация другая. И говорим мы именно о ней.
Так что, в данном случае, совет безусловно выжимать сцепление при торможении далеко не так очевиден. И вообще, это правило работает далеко не для всех мотоциклов.
Нет. Не «дав попробывать». Он должен в присутствии госчиновника сдать экзамен, т.е. доказать своё владение данным навыком.
И какая разница о какой стране идёт речь, если мы говорим о том, кто быстрее тормозит машина или мотоцикл? Неужели в России нет немецких машин и японских мотоциклов?
Т.е. по существу речь идёт о водителях и их навыках. Никто не запрещает тебе как водителю улучшить свои навыки. Всё дело в тебе самом.
И какая разница о какой стране идёт речь, если мы говорим о том, кто быстрее тормозит машина или мотоцикл? Неужели в России нет немецких машин и японских мотоциклов?
Т.е. по существу речь идёт о водителях и их навыках. Никто не запрещает тебе как водителю улучшить свои навыки. Всё дело в тебе самом.
- Sanchez_RSC
- 21 сентября 2016 в 15:34
- ↑
- ↓
Чёт хреновая, честно говоря, идея в немецких мотошколах. Пошёл ты в мотошколу, научили тебя так тормозить. Купил свежий моц с АБС, катаешься много сезонов, экстренно оттормаживался так. Навык растет, рефлексы в подкорку записаны. Разобрался что к чему, заматерел и душу потянуло к труъ железным байкам. Купил старый харли, без АБС естественно. Едешь такой, экстренная ситуация, надо тормозить. Какую комманду даст спинной мозг? Правильно! Топнуть педаль и оба рычага до упора вжать. Финита ля комедия. Научили, на свою голову.
- Alexey_hawk
- 21 сентября 2016 в 22:11
- ↑
- ↓
Я еще более грустное скажу. Учат реально на совесть и вдалбливают упражнения площадки десятки часов. И экстренное торможение и манёвр уклонения (выжал сцепление, резко затормозил, обьехал по встречке, вернулся в ряд). И всё на мотах с АБС. Потому, что уже несколько лет мотошколам тупо страховку не продадут на мот без АБС.
Я долго тренировался и сдал сразу. Гордый выкатил свой ZR7 после получения прав и поехал на площадку. И слава богу! Потому, что уже была немного осень. И на привычном месте отработки экстренного торможения я его на третий раз и положил. Ничего страшного — минус поворотник и дуги поцарапал. Но понял, что учил не то, что надо.
И в первом сезоне еще два раза его бедного ронял, пока рефлексы не переучил.
Я долго тренировался и сдал сразу. Гордый выкатил свой ZR7 после получения прав и поехал на площадку. И слава богу! Потому, что уже была немного осень. И на привычном месте отработки экстренного торможения я его на третий раз и положил. Ничего страшного — минус поворотник и дуги поцарапал. Но понял, что учил не то, что надо.
И в первом сезоне еще два раза его бедного ронял, пока рефлексы не переучил.
- Alexey_hawk
- 21 сентября 2016 в 22:34
- ↑
- ↓
У меня так и было в первом сезоне. Учился на F800GS, а первый собственный — Kawasaki ZR7. Три раза ронял. Два раза по мелочи на небольших скоростях. Третий раз просто повезло, что без последствий. Резкое торможение машины впереди, дождь, внезапная стрелка разметки. И заученные рефлексы.
Единственный минус немецкой системы обучения. Вообще обещали отключить АБС и протренировать без него, но так до этого и не дошло.
Единственный минус немецкой системы обучения. Вообще обещали отключить АБС и протренировать без него, но так до этого и не дошло.
- Sanchez_RSC
- 21 сентября 2016 в 15:28
- ↑
- ↓
Чёт вы всё мимо. Сцепление рекомендуют выжимать на автомате, чтобы разомкнуть связь двигло-трансмиссия и исключить всякое влияние двигателя на торможение (случайно крутанул ручку, закис газ, итд). Вспомните количество роликов на ютюбе с падениями из-за неконтролируемо выкрученного газа у новичков совсем.
Тут смотря с каких скоростей тормозить, в критической ситуации, конечно нужно навык развивать, доводить до автоматизма своевременный сброс передач, если торможение занимает пару секунд, то бессмысленное занятие. Другое дело если с 200кмч экстренно гаситься, тут времени достаточно будет для сброса вниз без сцепления и тормозной путь таким образом сократится существенно.
Чаще всего мы говорим о езде в городе. Там обычно чаще всего возникают ситуации когда нужно остановится. Плюс короткие расстояния между транспортными средствами. Из опыта могу сказать что речь идёт не о парах, а о долях секунд. Ну и скорость 200 мало того, что не каждому мотоциклу под силу, так она ещё и лишняя в городе.
На автобане (как правило) при скоросте 200 у пилота намного больше возможностей обьехать или притормозить. Там да. Скорость гашу и изменением посадки и двигателем и переключением передач.Лично у меня за многоие годы ни разу не возникало ситуации, когда на автобане нужно было на скорости 200 резко остановится. В городе же регулярно что-то происходит когда следует полностью остановиться. Но я говорю только за себя и не отрицаю подобной ситуации.
На автобане (как правило) при скоросте 200 у пилота намного больше возможностей обьехать или притормозить. Там да. Скорость гашу и изменением посадки и двигателем и переключением передач.Лично у меня за многоие годы ни разу не возникало ситуации, когда на автобане нужно было на скорости 200 резко остановится. В городе же регулярно что-то происходит когда следует полностью остановиться. Но я говорю только за себя и не отрицаю подобной ситуации.
Если бы все ездили тихо… Смертей было бы меньше, во много раз меньше, но факты, дтп, говорят нам как раз о том что многие в городе ездят «за 120-140 и выше», так что именно тут и будет уместно комбинированное торможение двигателем и тормозами, главное задним аккуратно работать, а то можно запросто в юз пустить, если не учитывать «помощь» двигателя в процессе переключения вниз.
Что за бред? Зачем выжимать сцепление? Может еще и глаза закрыть и тупо жать всей пятерней по тормозам и надеяться успеть остановиться? Экстренное торможение это тупое торможение в пол, это торможение с постоянным поиском обходной траектории и возможности ухода от прямого столкновения. А если еще и сзади тормозят, надо умудриться еще и уехать от того, кто не успел затормозить, поэтому я буду оттормаживаться с одновременным отщелкиванием передач вниз и мой мотор всегда будет готов вывезти меня из опасной ситуации.
В это-то и дело. При экстренном торможении без выключения сцепления велика вероятность, что мотоцикл может заглохнуть и будет потеряно управление.
Так как при экстренном торможении торможение двигателем менее эффективно чем торможение обеими тормозами, то его выводят из игры.
Но, выжив сцепление, тем самым позволяют переключится без проблем в низ и продолжить дальнейшее движение. Если это позволяет дорожная ситуация.
Так как при экстренном торможении торможение двигателем менее эффективно чем торможение обеими тормозами, то его выводят из игры.
Но, выжив сцепление, тем самым позволяют переключится без проблем в низ и продолжить дальнейшее движение. Если это позволяет дорожная ситуация.
Задний тормоз играет роль в первые секунды начало торможения. Тем самым гасит скорость и не даёт перегрузить переднюю вилку.
Если заднее колесо уже в воздухе, то жать задний тормоз конечно смысла нет.
В Германии маневрирование (например объезд открытой двери или пешехода) с зажиманием сцепления, обеих тормозов и последующим движением является частью экзамена.
Т.е. даже люди без реального самостоятельного опыта на улице уже способны маневрировать.
Если заднее колесо уже в воздухе, то жать задний тормоз конечно смысла нет.
В Германии маневрирование (например объезд открытой двери или пешехода) с зажиманием сцепления, обеих тормозов и последующим движением является частью экзамена.
Т.е. даже люди без реального самостоятельного опыта на улице уже способны маневрировать.
У нас другие реалии и техники без АБС куда больше чем с АБС.
На моем мотоцикле нету так же АБС и данный навык мне вряд ли поможет. Тормозами при маневрировании я пользуюсь, но не для остановки перед препятствием )
Несколько секунд это уже много для экстренного торможения, времени хватит и пару передач сбросить с перегазовкой
На моем мотоцикле нету так же АБС и данный навык мне вряд ли поможет. Тормозами при маневрировании я пользуюсь, но не для остановки перед препятствием )
Несколько секунд это уже много для экстренного торможения, времени хватит и пару передач сбросить с перегазовкой
За всех говорит не буду. Лично я торможу и в наклоне. Но не экстренно. Не приходилось.
Подозреваю, что если в наклоне вжарить по тормозам до упора, то падение будет неизбежно. АБС законы физики не меняет.
Если же вопрос касается маневрирования с торможением на мото с абс, то там выполняется последовательность шагов.
Начало торможения как и в экстренном случае. Зажимается всё и сразу. Сцепление, ножной тормоз, ручной тормоз.
Оценивается ситуация. Если возможности уйти нет, то тормози не отпуская тормоза. Попутно можешь щёлкать передачами вниз.
Если есть возможность для манёвра, то прямо перед препятствием отпускаешь тормоза и методом контрруления «обруливаешь» красивую девушку с наушниками. Заканчивая манёвр отпускаешь сцепление и добавляешь газ.
Если ты не переключишься вниз, то к концу манёвра можешь оказаться на малой скорости, низких оборотах и высокой передаче. Что не добавит бодрости твоему коню.
Подозреваю, что если в наклоне вжарить по тормозам до упора, то падение будет неизбежно. АБС законы физики не меняет.
Если же вопрос касается маневрирования с торможением на мото с абс, то там выполняется последовательность шагов.
Начало торможения как и в экстренном случае. Зажимается всё и сразу. Сцепление, ножной тормоз, ручной тормоз.
Оценивается ситуация. Если возможности уйти нет, то тормози не отпуская тормоза. Попутно можешь щёлкать передачами вниз.
Если есть возможность для манёвра, то прямо перед препятствием отпускаешь тормоза и методом контрруления «обруливаешь» красивую девушку с наушниками. Заканчивая манёвр отпускаешь сцепление и добавляешь газ.
Если ты не переключишься вниз, то к концу манёвра можешь оказаться на малой скорости, низких оборотах и высокой передаче. Что не добавит бодрости твоему коню.
по сути сброс газа на колесо влияет так же, как и задний тормоз — создает на нем останавливающий крутящий момент.
достоинство сброса газа — при грубом исполнении меньше риск юза — он не пытается остановить колесо, а пытается сравнять его частоту вращения со скоростью вращения колеса при холостых оборотах на данной переда.
недостаток сброса газа — не позволяет точно дозировать усилие — регулировка тормозного усилия осуществляется выбором одной из передач, т.е. 0-6 градаций.
достоинство ЗТ — позволяет регулировать тормозное усилие в большем диапазоне и с большой точностью (зависит от навыка и качества тормозной системы).
недостаток ЗТ — при грубом обращении легко уводится в юз.
по-моему вывод очевиден — хотя на практике в 95% случаев может хватать и чего-то одного, нужно уметь пользоваться и тем и другим, совмещая достоинства и компенсируя недостатки, т.к. ситуации бывают разные и у разных классов мотоциклов баланс эффективности этих двух способов разный.
достоинство сброса газа — при грубом исполнении меньше риск юза — он не пытается остановить колесо, а пытается сравнять его частоту вращения со скоростью вращения колеса при холостых оборотах на данной переда.
недостаток сброса газа — не позволяет точно дозировать усилие — регулировка тормозного усилия осуществляется выбором одной из передач, т.е. 0-6 градаций.
достоинство ЗТ — позволяет регулировать тормозное усилие в большем диапазоне и с большой точностью (зависит от навыка и качества тормозной системы).
недостаток ЗТ — при грубом обращении легко уводится в юз.
по-моему вывод очевиден — хотя на практике в 95% случаев может хватать и чего-то одного, нужно уметь пользоваться и тем и другим, совмещая достоинства и компенсируя недостатки, т.к. ситуации бывают разные и у разных классов мотоциклов баланс эффективности этих двух способов разный.
Да. На автомате выжимаю сцепление и левая нога давит в низ. Бывает что перед носом загорается красный светофор. На всякий случай торможу. Иногда дощёлкиваю уже в стоячем состоянии. Если на автобане, то там там это благодаря большему расстоянию и большему времени для реагирования вообще не проблема. Но это опять же скинуть с 6-ой не третью много ума (на мой взгляд) не надо. Ситуаций, чтобы на скорости за 200 нужно было резко остановится не возникало.
если у нас есть время и внимание щелкать вниз передачами при экстренном торможении, то можно и нормально переключаться вниз (с отпусканием передачи после каждого переключения). так мы хотя бы будем иметь обратную связь о том, что каждая новая передача соответствует скорости и оборотам, соответственно если что мы крутанем газ и поедем.
Чтобы была возможность продолжить путь после объезда препятствия или после исчезновения угрозы аварии.
Вот примерно как в этом видео. Только от ученика не требуется переключать скорость. Хотя мот на пониженной бодрее побежит после объезда.
Торможение и маневрирование
Вот примерно как в этом видео. Только от ученика не требуется переключать скорость. Хотя мот на пониженной бодрее побежит после объезда.
Торможение и маневрирование
Т.е. ты видео не смотрел и не видел как ученик на скорости 50 км/ч жмёт тормоз + сцепление, маневрирует и закончив манёвр даёт газ?
Да, он не остановился. Он обьехал припятствие. Но если бы перед ним оказалась стена, то он был бы готов остановиться полностью.
Сцепление выжимается именно для контроля байка.
Да, он не остановился. Он обьехал припятствие. Но если бы перед ним оказалась стена, то он был бы готов остановиться полностью.
Сцепление выжимается именно для контроля байка.
Нету возможности сейчас смотреть видео.
Но объезд препятствий не самый редкий маневр на дороге и выполняю я его не трогая сцепления. Максимально оттормаживаешься перед препятствием, отпускаешь передний тормоз и сразу резко выруливаешь.
Единственные моменты когда я выжимал сцепу на скоростях < 10км\ч когда нужно было резко повернуть руль.
Но объезд препятствий не самый редкий маневр на дороге и выполняю я его не трогая сцепления. Максимально оттормаживаешься перед препятствием, отпускаешь передний тормоз и сразу резко выруливаешь.
Единственные моменты когда я выжимал сцепу на скоростях < 10км\ч когда нужно было резко повернуть руль.
Аккуратнее, как бы мотоцикл в дрифт не отправил бы )
www./article/kak-delat-drift-na-mototsikle-video-urok
Я и на меньших скоростях не чувствую проблем с управлением мотоцикла в городе.
www./article/kak-delat-drift-na-mototsikle-video-urok
Я и на меньших скоростях не чувствую проблем с управлением мотоцикла в городе.
- _GoodNight_
- 21 сентября 2016 в 16:13
- ↑
- ↓
Мотоцикл теряет стабильность при скорости ниже 25 км/ч.
Если вопрос со сцеплением, в зависимости от ситуации, еще имеет право на жизнь, то вот это утверждение полная ерунда.
- V-TwinRider
- 21 сентября 2016 в 13:52
- ↑
- ↓
Мне очень интересно будет посмотреть, как ты будешь отщелкивать вниз и искать траекторию, когда тебе надо будет остановиться за несколько секунд. Экстренное торможение, это не уйти, объехать или быстро замедляиться. Это именно остановиться. И как можно быстрее.
Не знаю, я во время экстренного торможения продолжаю искать варианты дальнейшего выхода из ситуации.
Вот тут, например, прощелкал авто на аварийке на обочине, прощелкал резко затормозивший джип, начал экстренно тормозить, скинул около 50 км/ч, понял, что дальше по прямой тормозить не вариант, и объехал:
Но про то, что времени щелкать нет, соглашусь. Я пользуюсь сцеплением при именно экстренном торможении.
Вот тут, например, прощелкал авто на аварийке на обочине, прощелкал резко затормозивший джип, начал экстренно тормозить, скинул около 50 км/ч, понял, что дальше по прямой тормозить не вариант, и объехал:
Но про то, что времени щелкать нет, соглашусь. Я пользуюсь сцеплением при именно экстренном торможении.
- _GoodNight_
- 21 сентября 2016 в 16:09
- ↑
- ↓
Это не было экстренное торможение. Это был типичный случай «прощелкал-тормознул-объехал»
Вот экстренное торможение:
Вот экстренное торможение:
- _GoodNight_
- 20 сентября 2016 в 17:45
- ↓
Отличная тема! Многим может сильно проветрить голову.
Я так понимаю, возникла из недавнего обсуждения в параллельном топике?
Я так понимаю, возникла из недавнего обсуждения в параллельном топике?
- Sanchez_RSC
- 20 сентября 2016 в 17:47
- ↓
Я плюсанул. Автор аргументировал. Не совсем согласен, например с первичностью тормозных механизмов перед покрытием, но с выводом — абсолютно. И приведенные цифры тормозного пути подтверждают сказанное. По ощущениям моцыль реально и тормозит и едет быстрее, но мне кажется тут дело просто в очень ярких впечатлениях от самой езды на моте. На тачке ударил в пол и ждешь остановки, а на моте у тебя целая гамма чувств — как не навернуться при этом ;)
Всякие продвинутые пилоты, которые якобы умеют тормозить лучше чем машина — это как привести в пример чемпиона мира по фехтованию при обсуждении эффектвиности оружия. Чемпион этот на близких дистанциях реально заколет большинство обычных солдат с пулеметом. Но это вовсе не доказывает того, что пулемет эффективнее шпаги.
Всякие продвинутые пилоты, которые якобы умеют тормозить лучше чем машина — это как привести в пример чемпиона мира по фехтованию при обсуждении эффектвиности оружия. Чемпион этот на близких дистанциях реально заколет большинство обычных солдат с пулеметом. Но это вовсе не доказывает того, что пулемет эффективнее шпаги.
На счет машин — тоже не все так однозначно. У меня в машине (обычная городская машина) имеется BAS (тормозной ассистент) — и машина тормозит куда эффективней и быстрее чем BMW X5. Проверял на горных серпантинах в Австрии.
Также в сравнении с другими машинами без этого ассистента — приходится начинать тормозить раньше и прикладывать большее усилие на тормоза.
И если сравнить машину с ассистентом (и еще кучей помощников для удержания курса и т.д.) и мотоцикл без АБС — думается мотоцикл будет отставать…
Также в сравнении с другими машинами без этого ассистента — приходится начинать тормозить раньше и прикладывать большее усилие на тормоза.
И если сравнить машину с ассистентом (и еще кучей помощников для удержания курса и т.д.) и мотоцикл без АБС — думается мотоцикл будет отставать…
- Sanchez_RSC
- 21 сентября 2016 в 10:08
- ↑
- ↓
Да даже без АБС. Если тебе надо именно оттормозиться, а не обруливать и тормозные механизмы исправны, то ты тупо остановишьсяна заблокированных колесах чуть уйдя с траектории. Ну и на моце колесо переднее заблокировалось — ты такой — Йопто! — и упал. А на машине заблокировались — ты такой — Йопто! — и ослабил на педали тормоза давление просто.
Соглашусь с мыслью в целом, что на небольших скоростях тормозной путь примерно равный, на больших мотоцикл уступает. Правда есть замечания и другие причины:
По пятому пункту не согласен совсем. Во-первых, заблокировать колесо на скорости вообще ни разу не сложнее (если, конечно, это не колесо какого-нить самосвала, которое весит больше, чем мотоцикл). Во-вторых, на любой современной технике тормозного усилия хватает с избытком. Поэтому единственным ограничивающим фактором интенсивности торможения является сцепление с дорожным полотном, а в случае с мото еще грань, после которой мотоцикл просто перекувыркнётся через переднее колесо.
Плюс добавлю еще один пункт:
Мотоциклисту в процессе экстренного торможения приходится еще удерживать равновесие, что довольно сложно, особенно если дорога — не идеальный асфальт. Если на небольшой скорости это не критично, то при тормозном пути метров в 50 — уже влияет довольно сильно. У машины с этим проблем практически нет, если только одна сторона не тормозит интенсивнее другой, что часто можно увидеть при торможении авто отечественного производства, улетающих при таких торможения в кювет.
Пятно контакта вообще не учитывается при расчете коэффициента сцепление, так как компенсируется удельным давлением на поверхность.Если только в дело не вмешивается адгезия. А хорошие почти спортивные покрышки, которые ходят всего тыщ по 5, пользуются ей на всю катушку.
С этой точки зрения у более широкой резины и асфальтового рисунка протектора действительно есть преимущество в более эффективном теплоотводе.Про более широкую верно, а про протектор не совсем. Отсутствие протектора практически не уменьшает возможности к теплоотводу, но зато довольно ощутимо сокращает нагрузку на покрышку в целом (так как площадь пятна контакта больше), и, соответственно, уменьшает перегрев. Собственно из-за этой особенности и используют слики в гонках.
По пятому пункту не согласен совсем. Во-первых, заблокировать колесо на скорости вообще ни разу не сложнее (если, конечно, это не колесо какого-нить самосвала, которое весит больше, чем мотоцикл). Во-вторых, на любой современной технике тормозного усилия хватает с избытком. Поэтому единственным ограничивающим фактором интенсивности торможения является сцепление с дорожным полотном, а в случае с мото еще грань, после которой мотоцикл просто перекувыркнётся через переднее колесо.
Плюс добавлю еще один пункт:
Мотоциклисту в процессе экстренного торможения приходится еще удерживать равновесие, что довольно сложно, особенно если дорога — не идеальный асфальт. Если на небольшой скорости это не критично, то при тормозном пути метров в 50 — уже влияет довольно сильно. У машины с этим проблем практически нет, если только одна сторона не тормозит интенсивнее другой, что часто можно увидеть при торможении авто отечественного производства, улетающих при таких торможения в кювет.
1. Мотоцикл легче, а значит остановится быстрее..
Нет. Увеличение массы, а значит инерции компенсируется увеличением давлением на дорожное полотно, а следовательно коэффициента трения. Вплоть до полного взаимоисключения. Есть соответствующие формулы, н обойдемся без них.
Я видел те формулы и масса там действительно якобы сокращается с обоих сторон уравнения. Что не объясняет странного антинаучного факта, состоящего в том, что с пассажиром тормозной путь увеличивается. Хорошо, в отношении мотоцикла можно сказать, что второй человек, сидящий верхом еще выше сдвигает центр тяжести, что затрудняет торможение (на мой взгляд, спорно, что только в этом причина). Но если в багажник машины накидать тонну кирпичей, то получается, что ее тормозной путь не увеличится по сравнению с пустой машиной? Правда-правда?
по мадгезии и силком согласен, но это уже больше г гоночном технологиям
Насчет пятого пункта поясню — если на скорости резко схватить тормоз, пока переднее колесо не загружено, с хорошими тормозами можно действительно спровоцировать срыв. Но если развивать торможение плавно, как только передняя вилка загрузится, колесо уже практически невозможно заблокировать, мотоцикл скорее станет в стоппи. По физике это происходит из-за того, что коэффициент трения между колесом и дорогой очень сильно повышается из-за перераспределения масс, и уже не может превысить его же между колодкой и диском.
Насчет пятого пункта поясню — если на скорости резко схватить тормоз, пока переднее колесо не загружено, с хорошими тормозами можно действительно спровоцировать срыв. Но если развивать торможение плавно, как только передняя вилка загрузится, колесо уже практически невозможно заблокировать, мотоцикл скорее станет в стоппи. По физике это происходит из-за того, что коэффициент трения между колесом и дорогой очень сильно повышается из-за перераспределения масс, и уже не может превысить его же между колодкой и диском.
как только передняя вилка загрузится, колесо уже практически невозможно заблокировать, мотоцикл скорее станет в стоппитут ещё коэффициент сцепления с дорогой надо учитывать. На мокром\холодном асфальте блокируется куда охотнее, чем на горячем и сухом. А ещё бывает песочек, пыль или пластиковая разметка. Которых в начале тормозного пути не было, а потом они появились.
как-то раз тормозил довольно интенсивно за машиной, и тут на дороге появилась не то заплатка… проще говоря, участок скользкого асфальта. ABS стала трещать, а скорость замедления приближения зада машины стала пугающе маленькой. Благо запаса было несколько метров). то есть абс работала, но сложилось ощущение что приопускала тормоза слишком сильно
ну тут смотря как посмотреть. Принцип работы абс таков, что срабатывание происходит при появлении разницы скоростей вращения колес. На асфальте это означает либо блокировку либо отрыв одного из колес. Для простого обывателя на асфальте это не поздно, а именно когда надо. На песке немного другая ситуация, там необходимо дать колесу немного зарыться, то есть блокировать колесо несколько позже. отсюда у некоторых мотоциклах есть внедорожный режим работы ABS
здесь был ататат
основные тормоза у авто тоже передние, у всех машин передние диски и тормозные механизмы значительно крупнее и мощнее задних. Более того есть такая штука как «колдун», который снижает тормозное усилие на задние колеса по мере их разгрузки в процессе торможения. Так что все одинаково, что у машин, что у мото.
здесь был ататат
Не все так очевидно как кажется. Вот ребята заморочились и получили неплохой, но наглядный результат.
Имхо, прежде всего тормоза должны быть в голове, экстренное торможение на моте можно считать имхо уже плохим показателем.
youtu.be/Ne4XvnY1dkE
Имхо, прежде всего тормоза должны быть в голове, экстренное торможение на моте можно считать имхо уже плохим показателем.
youtu.be/Ne4XvnY1dkE
Вот еще видео, в начале умереть можно ощт долгого вступления, но потом опять наглядные результаты, ребята очень постарались.
youtu.be/vS8kWX80XlU
youtu.be/vS8kWX80XlU
«Пятно контакта вообще не учитывается при расчете коэффициента сцепление, так как компенсируется удельным давлением на поверхность.»
Дальше можно не читать. Автор не знает, что такое адгезивное сцепление.
АБС каждый год совершенствуется и в реальной экстренной ситуации тормозит лучше водителя. Хотя на площадке при условии полной готовности к торможению я тоже могу перетормозить АБС.
И не нужно забывать, что современная АБС позволяет торможение при рулении и в наклоне в некоторых случаях.
Дальше можно не читать. Автор не знает, что такое адгезивное сцепление.
АБС каждый год совершенствуется и в реальной экстренной ситуации тормозит лучше водителя. Хотя на площадке при условии полной готовности к торможению я тоже могу перетормозить АБС.
И не нужно забывать, что современная АБС позволяет торможение при рулении и в наклоне в некоторых случаях.
- rawmeathunte
- 20 сентября 2016 в 21:41
- ↓
Я нахожу правильным выдерживать «динамическую» дистанцию, сокращая при одновременном разгоне с впереди идущей машиной и разрывая (путем закрытия газа) при её замедлении. При этом стоп-сигналы нужно контролировать периферийным зрением, а не фокусироваться на них, потому что гораздо большее значение имеет чтение дорожной обстановки вокруг и «поверх» впереди идущего автомобиля. Не стоит забывать что он может не только резко затормозить, а и внезапно остановиться, например, догнав в зад другую машину. И тогда никакие тормоза вам не помогут.
Если выносить спор в практическую среду, получим еще одну вводную, в 90% случаев мотоцикл едет быстрее потока на 20-30 км (в лучшем случае) и потому правило, указанное на плакате, имеет право на жизнь. При прочих равных, бОльшая начальная скорость мотоцикла даст увеличение тормозного пути и остановится он «позже» автомобиля.
Интересная статья. Но, кажется, автор не всегда делает правильные выводы. Согласен, что тормоза играют роль для автомобилей, там штатных не хватает для эффективного торможения с большой скорости. Но на мотоциклах при их небольшом весе вполне хватает штатных суппортов и колодок для максимального торможения (тем более нужно еще сначала загрузить вилку). Любопытные могут поютубить «Pedrosa's stoppie», где он с 280 км/ч до 90 км/ч оттормаживается. Ну а заблокировать колесо, думаю, без проблем можно на обычном мотоцикле с любой скорости.
В каком-то смысле да.
Тут для начала нужно разобраться, что есть«антистоппи».
Если имеется в виду переворот мотоцикла в результате блокировки тормоза, то да. АБС не даёт полностью заблокироваться переднему колесу и действует как антистоппи.
Я имел счастье по неопытности сесть на автобане на хвост Туарэгу с малой динстанцией. И на скорости 180 он притормозил, так как перед ним была пробка, а я из-за его размеров её не замтел.
Испугавшись зажал тормоза, корма поднялась, какое-то растояние я проехал на переднем колесе. Обделался лёгким испугом.
Тут для начала нужно разобраться, что есть«антистоппи».
Если имеется в виду переворот мотоцикла в результате блокировки тормоза, то да. АБС не даёт полностью заблокироваться переднему колесу и действует как антистоппи.
Я имел счастье по неопытности сесть на автобане на хвост Туарэгу с малой динстанцией. И на скорости 180 он притормозил, так как перед ним была пробка, а я из-за его размеров её не замтел.
Испугавшись зажал тормоза, корма поднялась, какое-то растояние я проехал на переднем колесе. Обделался лёгким испугом.
По идее когда мот встает в стоппи, заднее колесо начинает вращаться медленнее и для АБС это команда подраспустить передний тормоз. Но современные системы АБС устроены сложнее, учитывают не только разницу вращения колес или факт блокировки, там стоят датчики ускорения, все это просчитывается. И у разных производителей система АБС может быть устроена и настроена по-разному. Так что наверное только опытным путем проверяется. Почитал в гугле — пишут что на моделях с АБС встают в небольшое стоппи люди.
Но на всякий случай удрал эту фразу из поста, так как думаю очень зависит от модели настройки АБС.
Но на всякий случай удрал эту фразу из поста, так как думаю очень зависит от модели настройки АБС.
АБС пофигу на разницу вращения колес
Ему важен момент блокировки, торможение с проскальзыванием колеса крайне тяжело сделать специально, т.к. трение скольжения сильно меньше трения качения и колесо мгновенно блокируется целиком, абс тут же спускает давление, ждёт пока колесо начнёт крутится и тут же открывает («стучит») клапаном насоса.
На машине тоже абс работает раздельно, т.к. заезд правыми колесами на гололёд вовсе не значит что тормоз нужно «отпустить» целиком.
Антистоппи и антивилли — это отдельные системы, которые смотрят на угол мотоцикла и командуют абс или подачей топлива. Но к самому абс они отношения не имеют.
Ему важен момент блокировки, торможение с проскальзыванием колеса крайне тяжело сделать специально, т.к. трение скольжения сильно меньше трения качения и колесо мгновенно блокируется целиком, абс тут же спускает давление, ждёт пока колесо начнёт крутится и тут же открывает («стучит») клапаном насоса.
На машине тоже абс работает раздельно, т.к. заезд правыми колесами на гололёд вовсе не значит что тормоз нужно «отпустить» целиком.
Антистоппи и антивилли — это отдельные системы, которые смотрят на угол мотоцикла и командуют абс или подачей топлива. Но к самому абс они отношения не имеют.
Спс ТС за ликбез.
Спс комментаторам за интересное обсуждение.
Тоже всем всегда погрожу пальцем и скажу: не нарушайте скоростной режим и держите дистанцию.
А сам я езжу совсем про другому. Плохо езжу и никому так не рекомендую. Но если без вот этого — э-хе-хей я на моцике, то мот мне не нужен, авто и так есть.
www.youtube.com/watch?v=ybLkGwhmhBQ
Спс комментаторам за интересное обсуждение.
Тоже всем всегда погрожу пальцем и скажу: не нарушайте скоростной режим и держите дистанцию.
А сам я езжу совсем про другому. Плохо езжу и никому так не рекомендую. Но если без вот этого — э-хе-хей я на моцике, то мот мне не нужен, авто и так есть.
www.youtube.com/watch?v=ybLkGwhmhBQ
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (218)
RSS свернуть / развернуть