Блог им. koven66 → Север Пермского края или почти пешеходный эндурист
Самые короткие ночи, самые длинные дни. Поехали на север Пермского края посмотреть реальные белые ночи.
Заранее подготовили точки, что-где посмотреть, чтобы выполнить, так сказать, норматив мотоалкоголика-краеведа-любителя
Как обычно старт почти с рассветом от мотоцентра.
Отзавтракав в 10 утра в достаточно приличном и дешевом кафе «Европа-Азия», прилетели в первую точку — гора Колпаки, близ Промыслы (по дороге в сторону Медведки). Последний раз там был несколько лет назад — рубил дорогу и частично поднимался пешком. Сейчас же совсем сухой подъем. Правда я и тут успел немного поваляться, причем Вирага поднимался первым, и как только удалился на расстояние обрыва связи переговорки, я выставил ногу в колее и опрокинулся в отрицательный угол. Видимо с утра реально много сил или только что позавтракали — самостоятельно дернул груженый мот и весело заскочил наверх. Поваляться с утра — это моя старая снегоходная привычка, ну никак без утренней зарядки не получается.
Погода — супер, виды умопомрачительные. Наверху в палатках спали велосипедисты — разбудили их нашим стрекозиным выхлопом
Вирага в новом костюмчике супермена
Я тоже в костюмчике любуюсь красотами
Панорама — Серега любитель поснимать и посклеивать
Итак, размявшись на подъеме и спуске (эндуро навыки быстро забываются без постоянной практики), помчались дальше к Усьвинским Столбам.
Дорога у Горнозаводска, как всегда, взорвана. Перед Чусовым уходим на север на Соликамск.
Усьвинский висячий мост
Всякие романтики ходят его качают
Поспрашали у местных, как проехать к Столбам. Никто не знает про подъезд, все указывают только на пешеходную тропу. Я все порывался попробовать проехать сколько сможем, но Вирага отказался наотрез, помня последние грязевые ванны (об этом рискну позже написать). Бросили моты у ж/д моста — там какие-то парни варили картошку — и пошли. Тогда мы еще думали, что на полчасика…
Первые метры я все не успокаивался и говорил, что вот тут реально проехать и тут, но уже метров через сто стало трудно даже идти, и Вирага не упускал момента в каждом тяжелом участке подъ… нуть меня на тему проезда на моте.
Кстати, надо отдать должное топо-карте Гармин — там есть эта тропа (и как потом выяснится и все дальнейшие тропы и точки) со всеми достопримечательностями и точками для фотографирования, правда появляются они при диком приближении 200 метров.
Оказалось, что идти надо примерно 10 километров. В полной мото-экипировке и ботах. Сама дорожка — ну как ее описать — тропа — кто был на Жигаланских водопадах — примерно также.
Пещера чуть в стороне от тропы — туда можно залезть, но со специальным оборудованием и хорошим фонариком. Внутри лед.
Внезапно девственный лес закончился — газовики работают. При нас тащили лебедкой только что утопленный экскаватор — ребята тоже знают толк в развлечениях.
Жидкая и очень клейкая грязь — через минуту я буду в ней по колено
Эндуристы — WELCOME!!!
В принципе сюда, и даже почти вплотную к Столбам, как оказалось, можно подъехать, но нам отсюда уже неохота было возвращаться к мотоциклам и ехать на них снова сюда же. По описанию нужно через 7 км после Усьвы повернуть налево на просеку. Хотя, судя по виду той просеки, не так уж там и весело на груженом моте.
Чьи-то мечты точно сбудутся :)
Вот они Усьвинские столбы. Народу там просто толпы: и пешком, и на лодках, и на катамаранах. На нас в нашей одежке все смотрели, как на инопланетян. Толпы туристов ни в какую не отходят от своих котелков — видели только жующих туристов. Они сразу по приходу на место начинают что-то есть и только после этого уже идут к достопримечательностям. А у нас с собой, как всегда, даже воды нет — мы ж типа на полчасика.
Опять подъемчик веселый. Местами карабкались на четвереньках. Ноги я к этому моменту уже стер в кровь. Хотя врать не буду, новая модная термуха реально работает и охлаждает.
Тут нужно вскарабкаться наверх по дереву
Мцыри
Вот она красота-то где
Эй, мальчик, отойди — всю красоту закрыл
Страшненько стоять на краю — присел и держусь. Реально высоко. Выше, чем Омутной камень точно. Не отпускает мысль, что скала может отколоться в любой момент.
Чертов палец
На обратном пути искупались. Вода — лед, и течение очень сильное. Мимо постоянно проплывают катамараны с очень тепло одетыми туристами, слышно было, как у них застучали зубы при виде нашего купания. У всех проплывающих мы обязательно спрашивали, стоят ли у моста мотоциклы. Ответы нас радовали, но тревога была — прошло уже часа 4.
Дальше по плану Каменный город. Это совсем рядом. Проехать мимо нереально — на трассе указатель направо, а потом налево у огромного скопления машин и людей.
Я, как обычно, ломанулся вперед на мотике. Вирага категорично спешился рядом с машинами и пошел пешком. Метров через 200 я не стал испытывать судьбу и сделал также. Тропа около километра сильно изрыта глубокими колеями и очень много луж с диагональными бревнами. Народу не просто много, а как 9 мая на параде что в одну, что в другую сторону. Многие идут из последних сил — надо их к Столбам отправить :) Идти всего-то около километра.
В самом Городе тоже многолюдно — это ж город, а не столбы какие-то. Короче, не душевно. Везде мусор, окурки, бутылки. Вещи потащили с собой, ибо не хотели рискнуть ехать дальше без шлемов.
Дальше гоним в Красновишерск. Все остальное на завтра, слишком много времени уже потрачено на пешеходные прогулки.
Что сказать о дороге. В Усьве ребята с Соликамска, охранявшие наши мотики у моста, сказали что по дороге будет много кафе и вообще всякой цивилизации. Либо у нас разные представления о кафе и цивилизации, либо там реально ничего нет. Мы сразу вспомнили последнюю поездку в Узбекию — там всю дорогу не сбывалось ничего, о чем говорили местные.
С кафе там реально напряженка, а те, что есть по-северному суровы. В районе Кизела и Углеуральска асфальт был, но очень давно и лучше бы его там не было совсем. Все машины ездят змейкой и довольно резво перестраиваются — к этому надо привыкнуть, как к движению в Дели. Такое ощущение, что какой-то гигантский червь вырывался наружу на протяжении всей дороги. Взрывы под Горнозаводском — просто хайвей.
Вообще эти горняцкие городишки, где, кстати, провел свою шахтерско-угольную молодость мой дед, оставили тяжелое впечатление: все заброшенное и какое-то грязное и ветхое, чувствуется ненужность или забытость этих мест.
Березники прошли по объездной. Соликамск наиболее похож на город, но мы его проскочили быстро, правда остановились в магазине, т.к. искать кафе уже отчаялись, а вечером без бутылочки хромой лошади в палатке мне будет грустновато.
На главной площади Соликамска вечером стояли байкеры — мы взяли грех на душу и проехали мимо без остановки, просто посигналили и помахали — звиняйте, парни, торопимся.
Смеркалось.
Ближе к Красновишерску природа резко поменялась: яркий хвойный запах кружил голову, лес будто прозрачный, все деревья ровные, как карандаши, много песка, комары просто злодеи во плоти.
И вот под полночь мы в Красновишерске. Когда увидели камень Ветлан — аж дух перехватило. Это просто грандиозное зрелище — бездушный фотоаппарат не передает… Стометровая вертикальная каменная стена длиной около километра.
Подниматься решили завтра, а сейчас искать место для ночевки, т.к. времени уже очень много, а про белые ночи мы узнаем по факту отсутствия темноты. Весь берег занят автомобилями и бухающе-отдыхающими местными. Музыка гремит, танцы танцуют, унца-унца-ун-ца-ца.
Двигаемся по дорожке вдоль реки дальше. Дорога резко превратилась в колею, и Вирага опять принципиально запарковался. Я по обыкновению привычным движением развернулся. На этой нашей конечной остановке отдыхали ребята. Познакомились, и они пригласили нас ставить палатку рядом. Около лагеря была целая куча горбыля — оказывается это местная администрация подвозит для туристов, чтобы лес не рубили. Ребята оказались очень душевными — этакие алкаши-краеведы, как и я (Вирага тоже краевед, но не пьет, зараза).
В общем, просидели мы с ними так под лошадь и спирт часов до 3-4 утра. Темнеть так и не начало, темнело только в глазах от усталости и алкоголя. Разговоры задушевные разговаривали про красоты нашей природы и про высоту Ветлана — оказалось потом по навику чуть больше 100 метров.
На фото далеко за полночь
Утро наступило совсем не утром. Солнце выходит из-за Ветлана после 12, так что спали мы часов до 10, хотя планировали в 7 уже быть на горе.
Пошли подниматься на Ветлан: примерно 700 ступеней и 120 метров.
ВЕТЛАН!!! Сказать, что дух захватывает — ничего не сказать. К краю можно подойти только ползком иначе одно место начинает сводить.
Посреди реки так называемые быки — между ними был натянут трос, и вдоль них сплавляли лес, но сейчас они почти разрушены
Панорама на реку Вишера и камень Полюд
Попрощались с ребятами на берегу и поехали обратно. В планах еще много чего хочется успеть посмотреть.
Не смогли не сделать крюк в Чердынь — тут тоже у моего деда детство прошло.
Довольно историческое место, но не буду углубляться: если кто заинтересуется, то информации море, скажу только, что раньше еще до Бабиновского тракта через Чердынь дорога шла государственная с запада на восток.
Душевный городок, но опять же проблема с поесть. В выходные два местных кафе не работают. Дальше дорога на Ныроб и в Коми (веселая превеселая грунтовка) — но это отдельная песня, туда мы пока только думаем и катаем вату. С непьюще-некурящим Вирагой там, думаю, будет тяжело.
По легенде, чтобы приобрести часть силы великана Полюда, нужно встать в его след на камне и взяться за копье.
На заднем плане виднеется камень Полюд
Вираге силы не занимать, но он тоже приложился
Местная природа. Север.
В Соликамске не смогли проехать мимо нулевого километра Бабиновской дороги. Кстати далеко не все местные смогли подсказать, где это и что это. Рядом музей, но в воскресенье он не работает — видимо по музеям нужно ходить в рабочее время, а по выходным дома сидеть.
Следующий пункт — Широковская ГРЭС — одна из старейших ГРЭС
Тут мне удалось уговорить Вирагу катнуть грунтовочкой до пос.Юбилейный, а оттуда выскочить через Каменный город в Усьву.
Кайфанул по грунтовому серпантину. Из-за поворота выскочила Нива — водитель вообще никого здесь не ожидал встретить и шел в раллийном режиме — разошлись успешно. Дальше в закрытых поворотах я очковал и осторожничал, и не зря. Сразу по прохождению серпантина навстречу два лесовоза.
Юбилейный описывать страшно. Фотографировать мы не стали. Город, как из компьютерных игр про сталкеров. Прямо Сайлент-Хилл, и люди там еще живут и мамаши с колясками ходят.
вот ССЫЛКА, если кому интересно. Мурашки по телу…
Дорога домой от Усьвы уже была знакома и прошла на автопилоте. Пробег около 1000 км.
В планах были еще древнее селище и мемориальный комплекс политических репрессий Пермь-36 у Чусового и кладбище паровозов у Кунгура, но это видимо в следующий раз, как и путь в Коми — тоже интересен, но читал отчеты оттуда — жесть, как она есть — парни с Москвы круг писали 22 дня, покуривая кальян. Пройти на плато Кваркуш через те места тоже интересно.
В общем много всего интересного совсем рядом с домом — катать не перекатать.
Обязательно помимо «отчаянной» шоколадки и воды буду брать с собой сменную обувь. Ноги стер в кровь в мотоботах. Думал: я ж мотоциклист-эндурист… ага — краевед-пешеход.
p.s. Пообещал Ильшату (наш гонщик, писал про его успехи в ралли в первой части турецкого похода) подарить WR450, если он проедет по нашему пешему маршруту на Усьвинские столбы и сфоткается с мотиком на фоне чертового пальца типа так
но он что-то протянул, и в нынешней ситуации в стране, для выполнения обещания придется родину продавать.
Заранее подготовили точки, что-где посмотреть, чтобы выполнить, так сказать, норматив мотоалкоголика-краеведа-любителя
Как обычно старт почти с рассветом от мотоцентра.
Отзавтракав в 10 утра в достаточно приличном и дешевом кафе «Европа-Азия», прилетели в первую точку — гора Колпаки, близ Промыслы (по дороге в сторону Медведки). Последний раз там был несколько лет назад — рубил дорогу и частично поднимался пешком. Сейчас же совсем сухой подъем. Правда я и тут успел немного поваляться, причем Вирага поднимался первым, и как только удалился на расстояние обрыва связи переговорки, я выставил ногу в колее и опрокинулся в отрицательный угол. Видимо с утра реально много сил или только что позавтракали — самостоятельно дернул груженый мот и весело заскочил наверх. Поваляться с утра — это моя старая снегоходная привычка, ну никак без утренней зарядки не получается.
Погода — супер, виды умопомрачительные. Наверху в палатках спали велосипедисты — разбудили их нашим стрекозиным выхлопом
Вирага в новом костюмчике супермена
Я тоже в костюмчике любуюсь красотами
Панорама — Серега любитель поснимать и посклеивать
Итак, размявшись на подъеме и спуске (эндуро навыки быстро забываются без постоянной практики), помчались дальше к Усьвинским Столбам.
Дорога у Горнозаводска, как всегда, взорвана. Перед Чусовым уходим на север на Соликамск.
Усьвинский висячий мост
Всякие романтики ходят его качают
Поспрашали у местных, как проехать к Столбам. Никто не знает про подъезд, все указывают только на пешеходную тропу. Я все порывался попробовать проехать сколько сможем, но Вирага отказался наотрез, помня последние грязевые ванны (об этом рискну позже написать). Бросили моты у ж/д моста — там какие-то парни варили картошку — и пошли. Тогда мы еще думали, что на полчасика…
Первые метры я все не успокаивался и говорил, что вот тут реально проехать и тут, но уже метров через сто стало трудно даже идти, и Вирага не упускал момента в каждом тяжелом участке подъ… нуть меня на тему проезда на моте.
Кстати, надо отдать должное топо-карте Гармин — там есть эта тропа (и как потом выяснится и все дальнейшие тропы и точки) со всеми достопримечательностями и точками для фотографирования, правда появляются они при диком приближении 200 метров.
Оказалось, что идти надо примерно 10 километров. В полной мото-экипировке и ботах. Сама дорожка — ну как ее описать — тропа — кто был на Жигаланских водопадах — примерно также.
Пещера чуть в стороне от тропы — туда можно залезть, но со специальным оборудованием и хорошим фонариком. Внутри лед.
Внезапно девственный лес закончился — газовики работают. При нас тащили лебедкой только что утопленный экскаватор — ребята тоже знают толк в развлечениях.
Жидкая и очень клейкая грязь — через минуту я буду в ней по колено
Эндуристы — WELCOME!!!
В принципе сюда, и даже почти вплотную к Столбам, как оказалось, можно подъехать, но нам отсюда уже неохота было возвращаться к мотоциклам и ехать на них снова сюда же. По описанию нужно через 7 км после Усьвы повернуть налево на просеку. Хотя, судя по виду той просеки, не так уж там и весело на груженом моте.
Чьи-то мечты точно сбудутся :)
Вот они Усьвинские столбы. Народу там просто толпы: и пешком, и на лодках, и на катамаранах. На нас в нашей одежке все смотрели, как на инопланетян. Толпы туристов ни в какую не отходят от своих котелков — видели только жующих туристов. Они сразу по приходу на место начинают что-то есть и только после этого уже идут к достопримечательностям. А у нас с собой, как всегда, даже воды нет — мы ж типа на полчасика.
Опять подъемчик веселый. Местами карабкались на четвереньках. Ноги я к этому моменту уже стер в кровь. Хотя врать не буду, новая модная термуха реально работает и охлаждает.
Тут нужно вскарабкаться наверх по дереву
Мцыри
Вот она красота-то где
Эй, мальчик, отойди — всю красоту закрыл
Страшненько стоять на краю — присел и держусь. Реально высоко. Выше, чем Омутной камень точно. Не отпускает мысль, что скала может отколоться в любой момент.
Чертов палец
На обратном пути искупались. Вода — лед, и течение очень сильное. Мимо постоянно проплывают катамараны с очень тепло одетыми туристами, слышно было, как у них застучали зубы при виде нашего купания. У всех проплывающих мы обязательно спрашивали, стоят ли у моста мотоциклы. Ответы нас радовали, но тревога была — прошло уже часа 4.
Дальше по плану Каменный город. Это совсем рядом. Проехать мимо нереально — на трассе указатель направо, а потом налево у огромного скопления машин и людей.
Я, как обычно, ломанулся вперед на мотике. Вирага категорично спешился рядом с машинами и пошел пешком. Метров через 200 я не стал испытывать судьбу и сделал также. Тропа около километра сильно изрыта глубокими колеями и очень много луж с диагональными бревнами. Народу не просто много, а как 9 мая на параде что в одну, что в другую сторону. Многие идут из последних сил — надо их к Столбам отправить :) Идти всего-то около километра.
В самом Городе тоже многолюдно — это ж город, а не столбы какие-то. Короче, не душевно. Везде мусор, окурки, бутылки. Вещи потащили с собой, ибо не хотели рискнуть ехать дальше без шлемов.
Дальше гоним в Красновишерск. Все остальное на завтра, слишком много времени уже потрачено на пешеходные прогулки.
Что сказать о дороге. В Усьве ребята с Соликамска, охранявшие наши мотики у моста, сказали что по дороге будет много кафе и вообще всякой цивилизации. Либо у нас разные представления о кафе и цивилизации, либо там реально ничего нет. Мы сразу вспомнили последнюю поездку в Узбекию — там всю дорогу не сбывалось ничего, о чем говорили местные.
С кафе там реально напряженка, а те, что есть по-северному суровы. В районе Кизела и Углеуральска асфальт был, но очень давно и лучше бы его там не было совсем. Все машины ездят змейкой и довольно резво перестраиваются — к этому надо привыкнуть, как к движению в Дели. Такое ощущение, что какой-то гигантский червь вырывался наружу на протяжении всей дороги. Взрывы под Горнозаводском — просто хайвей.
Вообще эти горняцкие городишки, где, кстати, провел свою шахтерско-угольную молодость мой дед, оставили тяжелое впечатление: все заброшенное и какое-то грязное и ветхое, чувствуется ненужность или забытость этих мест.
Березники прошли по объездной. Соликамск наиболее похож на город, но мы его проскочили быстро, правда остановились в магазине, т.к. искать кафе уже отчаялись, а вечером без бутылочки хромой лошади в палатке мне будет грустновато.
На главной площади Соликамска вечером стояли байкеры — мы взяли грех на душу и проехали мимо без остановки, просто посигналили и помахали — звиняйте, парни, торопимся.
Смеркалось.
Ближе к Красновишерску природа резко поменялась: яркий хвойный запах кружил голову, лес будто прозрачный, все деревья ровные, как карандаши, много песка, комары просто злодеи во плоти.
И вот под полночь мы в Красновишерске. Когда увидели камень Ветлан — аж дух перехватило. Это просто грандиозное зрелище — бездушный фотоаппарат не передает… Стометровая вертикальная каменная стена длиной около километра.
Подниматься решили завтра, а сейчас искать место для ночевки, т.к. времени уже очень много, а про белые ночи мы узнаем по факту отсутствия темноты. Весь берег занят автомобилями и бухающе-отдыхающими местными. Музыка гремит, танцы танцуют, унца-унца-ун-ца-ца.
Двигаемся по дорожке вдоль реки дальше. Дорога резко превратилась в колею, и Вирага опять принципиально запарковался. Я по обыкновению привычным движением развернулся. На этой нашей конечной остановке отдыхали ребята. Познакомились, и они пригласили нас ставить палатку рядом. Около лагеря была целая куча горбыля — оказывается это местная администрация подвозит для туристов, чтобы лес не рубили. Ребята оказались очень душевными — этакие алкаши-краеведы, как и я (Вирага тоже краевед, но не пьет, зараза).
В общем, просидели мы с ними так под лошадь и спирт часов до 3-4 утра. Темнеть так и не начало, темнело только в глазах от усталости и алкоголя. Разговоры задушевные разговаривали про красоты нашей природы и про высоту Ветлана — оказалось потом по навику чуть больше 100 метров.
На фото далеко за полночь
Утро наступило совсем не утром. Солнце выходит из-за Ветлана после 12, так что спали мы часов до 10, хотя планировали в 7 уже быть на горе.
Пошли подниматься на Ветлан: примерно 700 ступеней и 120 метров.
ВЕТЛАН!!! Сказать, что дух захватывает — ничего не сказать. К краю можно подойти только ползком иначе одно место начинает сводить.
Посреди реки так называемые быки — между ними был натянут трос, и вдоль них сплавляли лес, но сейчас они почти разрушены
Панорама на реку Вишера и камень Полюд
Попрощались с ребятами на берегу и поехали обратно. В планах еще много чего хочется успеть посмотреть.
Не смогли не сделать крюк в Чердынь — тут тоже у моего деда детство прошло.
Довольно историческое место, но не буду углубляться: если кто заинтересуется, то информации море, скажу только, что раньше еще до Бабиновского тракта через Чердынь дорога шла государственная с запада на восток.
Душевный городок, но опять же проблема с поесть. В выходные два местных кафе не работают. Дальше дорога на Ныроб и в Коми (веселая превеселая грунтовка) — но это отдельная песня, туда мы пока только думаем и катаем вату. С непьюще-некурящим Вирагой там, думаю, будет тяжело.
По легенде, чтобы приобрести часть силы великана Полюда, нужно встать в его след на камне и взяться за копье.
На заднем плане виднеется камень Полюд
Вираге силы не занимать, но он тоже приложился
Местная природа. Север.
В Соликамске не смогли проехать мимо нулевого километра Бабиновской дороги. Кстати далеко не все местные смогли подсказать, где это и что это. Рядом музей, но в воскресенье он не работает — видимо по музеям нужно ходить в рабочее время, а по выходным дома сидеть.
Следующий пункт — Широковская ГРЭС — одна из старейших ГРЭС
Тут мне удалось уговорить Вирагу катнуть грунтовочкой до пос.Юбилейный, а оттуда выскочить через Каменный город в Усьву.
Кайфанул по грунтовому серпантину. Из-за поворота выскочила Нива — водитель вообще никого здесь не ожидал встретить и шел в раллийном режиме — разошлись успешно. Дальше в закрытых поворотах я очковал и осторожничал, и не зря. Сразу по прохождению серпантина навстречу два лесовоза.
Юбилейный описывать страшно. Фотографировать мы не стали. Город, как из компьютерных игр про сталкеров. Прямо Сайлент-Хилл, и люди там еще живут и мамаши с колясками ходят.
вот ССЫЛКА, если кому интересно. Мурашки по телу…
Дорога домой от Усьвы уже была знакома и прошла на автопилоте. Пробег около 1000 км.
В планах были еще древнее селище и мемориальный комплекс политических репрессий Пермь-36 у Чусового и кладбище паровозов у Кунгура, но это видимо в следующий раз, как и путь в Коми — тоже интересен, но читал отчеты оттуда — жесть, как она есть — парни с Москвы круг писали 22 дня, покуривая кальян. Пройти на плато Кваркуш через те места тоже интересно.
В общем много всего интересного совсем рядом с домом — катать не перекатать.
Обязательно помимо «отчаянной» шоколадки и воды буду брать с собой сменную обувь. Ноги стер в кровь в мотоботах. Думал: я ж мотоциклист-эндурист… ага — краевед-пешеход.
p.s. Пообещал Ильшату (наш гонщик, писал про его успехи в ралли в первой части турецкого похода) подарить WR450, если он проедет по нашему пешему маршруту на Усьвинские столбы и сфоткается с мотиком на фоне чертового пальца типа так
но он что-то протянул, и в нынешней ситуации в стране, для выполнения обещания придется родину продавать.
- koven66
- Евгений Ковтунов
- 11 марта 2016 в 10:01
- 11
- +54
- TrophyMove
- 11 марта 2016 в 11:10
- ↓
молодцы. вообще уже есть понимание того, что на все интересные места даже в ределах одной страны — жизни не хватит…
Ну и на машине, и на снегоходе, и на квадроцикле — все интересно. Кто-то пешком ходит дальше, чем мы заезжаем иной раз. Да и вообще не везде можно на определенном виде транспорта: где-то только на снежке например или только на квадре.
А романтика ниикак не зависит от транспортного средства.
Хотя для меня мотоцикл — это, конечно, любимый транспорт для путешествий.
А романтика ниикак не зависит от транспортного средства.
Хотя для меня мотоцикл — это, конечно, любимый транспорт для путешествий.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (22)
RSS свернуть / развернуть