Блог им. aboutsam → К Полярному кругу
Как и было задумано в пятницу вечером, когда со всеми бытовыми делами было покончено я сел на автобус чтобы доехать до гаража и уже тогда в голове звучала музыка которая означала, что долгожданное путешествие на север началось.
Погрузив шмотки, палатку и коврик двинулся в путь. А путь пролегал по десятикилометровой пробке Ярославского шоссе, затем сквозь Сергиев Посад мимо красивейшего кремля. К сожалению не смог найти место чтобы остановиться и сфотографировать его в ночном виде, но был очень впечатлён, обязательно сюда вернуться ставлю галочку на память. На светофоре налево на Калязин, перед ним направо в Углич и тут чуть не остался без бензина, дополз до АЗС на парах. К 3-м часам ночи допилил до Мышкина ориентируясь бумажной картой по старинке не заметил что вместо моста здесь паром. Вообще сразу скажу что навигатор у меня с собой был и был он запрятан в сумку на баке, потому, что планшет на мотоцикле крепить неудобно, в телефоне GPS не работал а главное ориентироваться по карте живей и интересней. Так вот разговорился с водителем грузовичка и узнал что на этом самом пароме когда-то снимали фильм Бумер 2, ближайший паром будет только в 7-30, и стоить это удовольствие будет 50р. Есть вариант вернуться в Углич и там пересечь Волгу по мосту, но я никуда не спешил и не хотел возвращаться.
Кажется пора рассказать немного про намеченный маршрут. Это одиночный изначально маршрут, никто меня не подводил и я особо никого не уговаривал поехать со мной. Давно хотел совершить одиночное путешествие, посмотреть каково это. В чём отличия и стоит ли оно того, забегая вперёд скажу что, стоит! За минимальное время хотелось посетить как можно больше водоёмов, да не простых а огромных, чтоб другого берега не видать. И каждую ночёвку устраивать на берегу одного из них. Поэтому первым пунктом маршрута было Рыбинское водохранилище. Фотки из сети обещали шикарные виды и волны как на море. Судя по карте от Мышкина вдоль Рыбинского водохранилища шла дорога через Веретею, Горелово, Брейтово… только проехав её всю я так ни разу и не увидел синеющую даль, пару раз попытался свернуть с дороги чтобы выехать к берегу, но упирался в перепаханное поле. Дорога была сносная, асфальт на четвёрочку, деревеньки, раннее утро. Позавтракал у сельпо йогуртом с бубликом. Потом был указатель на Весьегонск, это было больше похоже на съезд в деревню по грунтовке. Так и вышло, через пару км я заехал в какую-то деревушку, поспрашал у мужичков про дорогу и они меня успокоили, что грунтовка будет не все 50км а только километров 30, потом будет асфальт. По дороге одна за другой однотипные деревни с одинаковыми старыми домами, каждый второй заброшен, редко у кого есть забор, зато частенько встречаются современные внедорожники.
После Весьегонска на Устюжину, асфальт только возле крупных н.п. километров 10 затем старая знакомая грунтовка. Ползти по ней надоедает, хочется уже поскорей на нормальную дорогу. Солнце жарит, температура под 20, снимаю с себя какой-то слой одежды. Наконец-то выехав на трассу Кострома — Новая Ладога обнаруживаю что телефон, на ветровом стекле на присосках был закреплен слишком высоко и раскачиваясь на ухабах треснул стекло в месте его крепления и трещина почти на половину рассекает его, но вроде ничего, держится. Дальше маршрут лежит по федеральным трассам, так что если повезёт трещина дальше не пойдёт. Дорога идеальная, пейзажи восхитительные. осень раскрашивает всё потихоньку в золото. На половине пути до Мурманской трасы зачётное пристанище для путника: справа кафе, слева заправка, полно народу, кормят вкусно, недорого, то что надо. Заправляю себя и мот, теперь до вечера не отрывать зад от седла! Небо впереди сгущается останавливаюсь одеть дождевик и делаю фото.
Чем медленнее начинается дождь, тем он дольше будет идти. Этот шёл до утра. Дорога уже переставала мне нравиться, перед развилкой Питер-Мурманск машин стало совсем много.
В Сясьстрое согреваюсь в кафе чаем с беляшами, смотрю карту на планшете, слева по курсу где-то за лесом Ладога, справа болота, уже через час солнце сядет, темнеет, решаю съехать на первый съезд справа, еду… еду… еду их всё нет. Теперь уже согласен на любой съезд с трассы в любую сторону, мне ещё палатку ставить. Наконец поворот на какие-то дачи, до них меньше километра, сворачиваю в лес, кругом кусты, впереди глубокая лужа, которую я не решаюсь штурмовать. ставлю палатку прямо на дороге, всё равно сейчас сюда никто не сунется. Все вещи мокрые, палатка наполовину в луже, даже спальник пока доставал из гермы успел намочить. Зажёг специально для такого случая приобретённую газовую лампу, вроде потеплело, засыпаю.
Утро было с намёком на солнце сквозь густой туман. Пока завтракал мимо прошли и вернулись грибники, помогли мне развернуть мотоцикл и пожелали удачи. Двигаю в путь, и потихоньку обалдеваю от красоты. Останавливаюсь смазать цепь, вешаю камеру на шлем и делаю новые кадры.
Постепенно природа начинает походить на Карелию из рассказов товарищей побывавших здесь ранее.
Утро холодное, градусов 7. Навстречу всё больше авто с лодками на прицепах. Заправляюсь с хотдогом, чел на белом крузаке интересуется моим суточным пробегом, средней скоростью. Вообще мотов по дороге практически нет, поэтому я вызываю такой интерес. Перед Петрозаводском встречаю сначала одного, потом сразу троих встречных, и уже на заправке узнаю от местного спорта что вчера тут было закрытие сезона, приезжали даже московские. Наверное это их я и видел. В час дня въезжаю в Петрозаводск. Посещение городов вообще не было моей целью, но надо было как-то разнообразить маршрут. Нахожу набережную, про которую вычитал в мобильном приложении Redigo. Тут расположены необычные скульптуры современного творчества подаренные Карелии городами разных стран мира, от сюда же ходят катера на остров Кижи по 1500р в одну сторону. Оставляю мот как можно ближе к набережной, сумка что была на баке превращается в рюкзак, иду делать фотки.
После города снова заправляюсь, забыв что делал это недавно, выходит совсем смешно: даю тысячу, 92 до полного, ухожу, заливаю 2,5литра возвращаюсь за сдачей.
Тут между городами заправки может не быть по 200км, поэтому лучше перестрахуюсь. Природа Карелии потрясающая, сосны, озёра, реки, крошечные водопадики и огромные валуны на обочинах. Болота с каменистыми островками, деревья растут прямо на камнях.
Иногда дорога рассекает каменную стену напополам
С виду распогоживается, но градусник не поднимается выше +9С. План на день был доехать до Лоухи и там кинуть палатку, но за очередным пригорком обнаруживаю мокрый асфальт на встречной полосе и решаю что одной мокрой ночёвки с меня хватит, разворачиваюсь и ищу ближайший съезд в лес. В тот момент я даже и не догадывался как пройдёт эта ночь. Проезжаю километров 10, съезд влево, обочина засыпана песком, видимо специально чтоб не съезжали, роняю мот и не могу поднять пока не отвяжу все вещи. Песок налип на смазанную цепь и видимо жить ей осталось недолго. Протягиваю ещё метров 100 в лес, тут есть площадка где остановиться, дальше непроходимая лужа раз в десять больше чем прошлой ночью. С дороги меня не видно, зато отлично всех слышно. Опасаясь надвигающегося дождя сперва натягиваю тент, собираю палатку, затем стаскиваю ветки что валяются под ногами, брызгаю на них бензином, жах! костёр! через минуту всё гаснет. Пробую снова, результата нет, все дрова сырые, иду собирать сухие те, что не валялись на земле а рублю сушняк, тут его полно. Вокруг ни души а пару часов назад я проезжал поворот на Медвежьегорск, видимо в этих местах могут быть медведи. Костёр мне нужен позарез. Соскребаю кору, она вроде и горит ярко и дольше чем бензин, но даже казалось бы сухие дрова не спешат разгораться. Не знаю сколько времени я потратил на то, что должно было стать костром, но уже окончательно стемнело. Делаю небольшой факел из тряпки с палкой, кладу рядом бензин, зажигалку и стараюсь не выпускать из рук топор чтобы не искать его долго.
Жрать уже охота, кипячу воду, развожу картохи, ерунда получилась, зато ещё есть энергетик, выпиваю и понимаю что теперь я точно не усну. Фонаря, какой бы сильный он ни был не хватит чтобы видеть как днём, а медведи ходят бесшумно и чувствуют запахи за десятки километров. Их любопытство не остановит и рёв мотора мотоцикла и через костёр говорят они перешагивают. Короче сваливаю я от сюда. И даже риск не вытолкнуть мот из песчаной обочины на дорогу меня не останавливает, а ведь обратно толкать придётся ещё и в горку. В случае чего отвяжу все вещи и с разгона проскочу, Не понадобилось, выехал так. Подтягиваю наспех привязанную сумку прямо на обочине, мимо пролетают фуры, никому нет дела до меня. Сажусь на мот, теперь я в седле и ситуация под контролем. Еду медленно, километров 80 в час, помня про цепь. Дотягиваю до ТНК и о чудо, тут наверное единственная заправка на тысячу километров в округе где есть шланг с водой. Скидываю шмотки, достаю щётку из под сиденья, мою цепь, шмотки обратно и вперёд.
Ночь, дождь, холод, жесть. Еду не спеша иначе замерзаю быстрее. Не знаю сколько времени я ехал, но казалось бесконечно долго. АЗС, а значит будет тёплый чай, сигарета и снова в путь. На градуснике разглядываю +7, по прогнозу ниже опуститься не должно. К 3-м часам ночи доезжаю до заправки у Лоухи. Ужасно уставший, холодный, голодный и мокрый заказываю борщ, второе и чай. Пока ел борщ кассирша принесла грязнущее ведро, думал полы будет мыть, а нет, она вылила его в бойлер для чая. Достал планшет прикинул расстояние, до полярного круга оставалось около 60км, а до рассвета ещё 3 часа. Решаю потупить здесь пока не останется хотя бы час. Кассирши из кафе и заправки так же кемарят. Посетителей почти нет, но уснуть сидя за столом не удаётся.
Время 5, заправляюсь тут же, сажусь и еду. Пока ещё так же темно как и ночью, оставляю огни заправки за спиной и уезжаю во тьму. Снова не спеша, понемногу светлеет, названия н.п. говорят что я близок.
Ожидал что стелла будет справа, но она оказалась слева. Восторг переполняет, я ставлю мот и подхожу ближе. Все деревья и кусты в радиусе 15м обвязаны ленточками, для чего не знаю, но привязываю и свою. Отрезаю её ножом от оранжевой жилетки что вёз на багажнике. Это место, где ты чувствуешь какую-то необычайно сильную энергетику, вокруг тишина, ни души, у подножия стеллы оставлены сувениры, иконки, наклейки разные надписи, камни сложены в пирамидки. Ощущение что ты у какой-то святыни и здесь творятся чудеса.
К тому моменту я был настолько устал и измотан что уже давно подумывал повернуть назад, но близость к цели поддерживала во мне дух. Теперь можно сказать я получил новый заряд и решил ехать дальше.
Проехав километров 30..50 останавливаюсь передохнуть, вскипятить чаю и одеть на себя последнее что осталось в сумке тёплого. Летний синтетический подшлемник не справляется со своей задачей, теперь вместо него зимняя шапка на голову и всё та же тряпка от факела в роли намордника. Она намного плотнее, теплее и не продувается. Аккуратно заправляю её под шлем, затыкая все возможные места продувания. Тут меня окончательно покидает запал, я прикидываю что доехав до Мурманска к обеду я окажусь здесь же к ночи, вероятность встретить мишку так же велика, а я буду усталый и замёрзший втрое сильней чем минувшим вечером. В Мурманске смотреть нечего, а чтобы доехать до Баренцева моря надо будет пропилить на север ещё минимум пол дня. Погода там ещё жёстче и вообще через 2 дня там обещают снег. Дорога ещё перед полярным кругом стала скользкая, зад стало переставлять без моего ведома, а значит и ехать надо будет медленно. Решено, разворачиваюсь.
Ехать обратно было так же тяжело как и ночью, усталость никуда не делась, теплее не стало а дождь поливал пол дня пока я не доехал до Медвежьегорска, куда я был вынужден свернуть ради единственной в округе заправки. И здесь происходит встреча, которая меняет мои планы.
Пока я пил чай подъехал гусь 1150 с финскими номерами, Фин не говорил по русски, а я по фински, поэтому мы общались на ломаном английском с элементами жестов и рисунков в блокноте.
Оказалось чумовой дядька! На одной ноге с протезом он в прошлом году гонял во Владивосток, а сейчас в одиночку едет в Мурманск, На его гусе 230тысяч км и ещё 100 тысяч он просит прибавить к пробегу. Делаем фотки на память, желаем друг другу удачи и разъезжаемся. Только в этот раз я рулю уже не в сторону дома, а на Великую Губу, ибо от туда можно легко попасть на Кижи!
Про Кижи я опять же читал на Redigo а потом на разных форумах внедорожников. Писали что можно попасть туда ещё с одного посёлка договорившись с местными лодочниками, и у них же переночевать. Пока я не представлял себе как это будет, но дух путешествия и авантюризма вновь вернулся ко мне.
Дорога на Великую губу шла от Медвежьегорска вниз по карте километров 120, за тем ещё километров 30 до Оятевщины по грунтовке после дождя, а это уже 150км в одну сторону, плюсуем столько же на обратную дорогу и получаем почти весь мой запас хода. Заправок на полуострове я и не ожидал встретить. То и дело открывались потрясающие виды на Онегу.
Свернув на грунтовку перед В.Губой километров через 10 заехал в н.п. которое на разных картах называется по-разному, там у прохожих узнал, что дальше дороги практически нет, и населённые пункты вовсе ненаселённые. Договариваться там о переправе не с кем и лучше бы мне вернуться в В.Губу. Ну что ж, хоть бензина сэкономил. Снова обращаюсь к прохожей и снова удача, она обзванивает знакомых и за 3 минуты решает вопрос с моей завтрашней переправой и сегодняшней ночёвкой.
Если будете в тех краях, обращайтесь в первый кирпичный дом справа, хозяин построил для гостей шикарный домик с кухней, телевизором, санузлом и душевой. Рядом гараж для мотоциклов, а батареи греют так что я за полчаса высушил все свои мокрые вещи и боты. Всё удовольствие 750р. На утро была назначена поездка на остров Кижи. расстояние 22км, время в пути 40минут.
Катер обошёлся мне в 2000р и то только потому, что я был один. Заодно я узнал что вход на территорию музея начинается в 9-00 и стоит 600р, но так же мне показали, как пройти мимо кассы и объяснили что отвечать в случае если спросят билет. На территории я оказался чуть раньше открытия и поэтому очень опасался встречаться с работниками музея, зато мне удалось сделать много замечательных кадров, на которых не мельтешат вездесущие туристы. Их сюда привозят теплоходами из Петрозаводска, Москвы, Питера и ещё неизвестно от куда.
Все строения представляют из себя памятники древнего зодчества и привезены сюда из разных уголков республики Карелии. Вот например так раньше выглядела банька:
В одни дома можно было только заглянуть через окошко, а в некоторые можно зайти и погулять по комнатам.
Самая главная церковь находилась на реконструкции, её верхняя часть словно подвешена в воздухе а центральные брёвна частично вынуты или заменены на новые.
На дальнем конце острова расположена деревня Ямки, в ней живут работники музея и реставраторы, там же находится их мастерская где они и творят. Как пример можно посмотреть технологию строительства и конструкцию узлов того времени в разрезе.
Тут я сделал, наверное, самый удачный свой кадр:
Считаю что с погодой мне повезло, да и с временем года тоже. Такие яркие краски это не перебор, раннее солнце, голубейшее небо и ярко зелёная трава действительно так же красочны как и на фотографиях.
Что ж, теперь я не жалею потраченного времени и денег, Кижи остался ярчайшим воспоминанием в этом путешествии.
В 2 часа дня я выдвинулся с полуострова в направлении дома, как мне тогда казалось. Но недавний звонок друзей из Москвы с пожеланием не торопиться а отдыхать на полную, поселил во мне зерно сомнения. И это зерно начало расти. Ближе к Новой Ладоге я уже не сомневался что хочу заехать в Питер, поймать там вайфай, съесть бигмак и сфоткать разведённый мост. +7С что проверяли меня у полярного круга оказались ерундой по сравнению с тем что ждало меня при подъезде к Питеру. Стрелка бортового термометра опустилась до +4, и останавливаться мне уже не хотелось, а только дубасить к цели. В Питере я был уже в 23-00.
Только в этом путешествии я осознал важность хорошего питания в деле согревания в холодное время года. Отогревшись и поев в заведении на букву М, поймав сеть разузнал где и когда разводятся первые мосты.
Заехал в знакомые места, сделал знакомые кадры, постоял на набережной, полюбовался ночными прохожими, интересными персонажами. и попилил до дому.
Дорога снова легла сквозь ночь, мороз и усталость. Это было очень тяжело. Не знаю зачем я себя так мучал, но и сейчас я не знаю как надо было поступить. От усталости я залипал за рулём, в такой мороз и ночью ставить палатку было бессмысленно, ночлег найти невозможно, я останавливался на освещённых остановках, ставил мот на подножку, клал голову на сумку на баке и отключался минут на 10. Я считал километры, останавливался подремать или погреться каждые 80км, Рассвет встретил на БиПи, выпил горячего и расцвёл, сон пропал, усталость прошла, но мёрзнуть продолжал пуще прежнего. Чтобы хоть как-то утеплить сидение пришлось пожертвовать куском туристического коврика и вырезать из него подстилку по форме. После Торжка начало теплеть, но и дорога стала загружаться и обрастать пробками. Не успеваешь разогнаться до 100 как новый н.п. с ограничением и камерами. На подъезде к дому это выбешивало, да так что я начал беспричинно рисковать. Добравшись до МКАДа попал в жуткую пробень, выручала мотополоса и встречные мотоциклисты предупреждавшие о засаде мотобата в разрывах. Мот с поклажей ужасно рулился в междурядье, пару раз чуть ни завалил его, конечно это был результат усталости. Надо менять тактику и устраивать хороший отдых километров за 200....300 перед финальным рывком.
Дома был в 14-00. Вспомни, мой уважаемый читатель, что в это же время сутки назад я выехал из Великой Губы, заехал в Питер за это время на одометре скопилось немало километров, и всё же не хватило 120км до тысячи миль, а ведь я потерял кучу времени в Питере, полз по трассе 80км/ч и тупил на остановках.
В заключение надо бы написать какие-то мысли, о чём я думал, какие выводы для себя сделал, но всё путешествие напоминало какую-то гонку. Гонку со временем, с холодом, с дождём и усталостью. Постоянно испытывал себя и часто мои возможности уступали моим желаниям. Возможно выбери я для поездки более тёплое время мне не пришлось бы отказывать себе в ночлеге. В другой раз я бы ставил задачи поскромнее. Больше выделял времени для поиска ночлега и изучения достопримечательностей. А в остальном я остался доволен. По километражу 4000км, Средний расход 3.7л/100км.По баблу: 5200 на бензин, 2000 на еду, 750 на ночлег, 2000 на трансфер до острова и обратно, 5500 на сувениры и магнитик. Считаю что более чем бюджетно.
Погрузив шмотки, палатку и коврик двинулся в путь. А путь пролегал по десятикилометровой пробке Ярославского шоссе, затем сквозь Сергиев Посад мимо красивейшего кремля. К сожалению не смог найти место чтобы остановиться и сфотографировать его в ночном виде, но был очень впечатлён, обязательно сюда вернуться ставлю галочку на память. На светофоре налево на Калязин, перед ним направо в Углич и тут чуть не остался без бензина, дополз до АЗС на парах. К 3-м часам ночи допилил до Мышкина ориентируясь бумажной картой по старинке не заметил что вместо моста здесь паром. Вообще сразу скажу что навигатор у меня с собой был и был он запрятан в сумку на баке, потому, что планшет на мотоцикле крепить неудобно, в телефоне GPS не работал а главное ориентироваться по карте живей и интересней. Так вот разговорился с водителем грузовичка и узнал что на этом самом пароме когда-то снимали фильм Бумер 2, ближайший паром будет только в 7-30, и стоить это удовольствие будет 50р. Есть вариант вернуться в Углич и там пересечь Волгу по мосту, но я никуда не спешил и не хотел возвращаться.
Кажется пора рассказать немного про намеченный маршрут. Это одиночный изначально маршрут, никто меня не подводил и я особо никого не уговаривал поехать со мной. Давно хотел совершить одиночное путешествие, посмотреть каково это. В чём отличия и стоит ли оно того, забегая вперёд скажу что, стоит! За минимальное время хотелось посетить как можно больше водоёмов, да не простых а огромных, чтоб другого берега не видать. И каждую ночёвку устраивать на берегу одного из них. Поэтому первым пунктом маршрута было Рыбинское водохранилище. Фотки из сети обещали шикарные виды и волны как на море. Судя по карте от Мышкина вдоль Рыбинского водохранилища шла дорога через Веретею, Горелово, Брейтово… только проехав её всю я так ни разу и не увидел синеющую даль, пару раз попытался свернуть с дороги чтобы выехать к берегу, но упирался в перепаханное поле. Дорога была сносная, асфальт на четвёрочку, деревеньки, раннее утро. Позавтракал у сельпо йогуртом с бубликом. Потом был указатель на Весьегонск, это было больше похоже на съезд в деревню по грунтовке. Так и вышло, через пару км я заехал в какую-то деревушку, поспрашал у мужичков про дорогу и они меня успокоили, что грунтовка будет не все 50км а только километров 30, потом будет асфальт. По дороге одна за другой однотипные деревни с одинаковыми старыми домами, каждый второй заброшен, редко у кого есть забор, зато частенько встречаются современные внедорожники.
После Весьегонска на Устюжину, асфальт только возле крупных н.п. километров 10 затем старая знакомая грунтовка. Ползти по ней надоедает, хочется уже поскорей на нормальную дорогу. Солнце жарит, температура под 20, снимаю с себя какой-то слой одежды. Наконец-то выехав на трассу Кострома — Новая Ладога обнаруживаю что телефон, на ветровом стекле на присосках был закреплен слишком высоко и раскачиваясь на ухабах треснул стекло в месте его крепления и трещина почти на половину рассекает его, но вроде ничего, держится. Дальше маршрут лежит по федеральным трассам, так что если повезёт трещина дальше не пойдёт. Дорога идеальная, пейзажи восхитительные. осень раскрашивает всё потихоньку в золото. На половине пути до Мурманской трасы зачётное пристанище для путника: справа кафе, слева заправка, полно народу, кормят вкусно, недорого, то что надо. Заправляю себя и мот, теперь до вечера не отрывать зад от седла! Небо впереди сгущается останавливаюсь одеть дождевик и делаю фото.
Чем медленнее начинается дождь, тем он дольше будет идти. Этот шёл до утра. Дорога уже переставала мне нравиться, перед развилкой Питер-Мурманск машин стало совсем много.
В Сясьстрое согреваюсь в кафе чаем с беляшами, смотрю карту на планшете, слева по курсу где-то за лесом Ладога, справа болота, уже через час солнце сядет, темнеет, решаю съехать на первый съезд справа, еду… еду… еду их всё нет. Теперь уже согласен на любой съезд с трассы в любую сторону, мне ещё палатку ставить. Наконец поворот на какие-то дачи, до них меньше километра, сворачиваю в лес, кругом кусты, впереди глубокая лужа, которую я не решаюсь штурмовать. ставлю палатку прямо на дороге, всё равно сейчас сюда никто не сунется. Все вещи мокрые, палатка наполовину в луже, даже спальник пока доставал из гермы успел намочить. Зажёг специально для такого случая приобретённую газовую лампу, вроде потеплело, засыпаю.
Утро было с намёком на солнце сквозь густой туман. Пока завтракал мимо прошли и вернулись грибники, помогли мне развернуть мотоцикл и пожелали удачи. Двигаю в путь, и потихоньку обалдеваю от красоты. Останавливаюсь смазать цепь, вешаю камеру на шлем и делаю новые кадры.
Постепенно природа начинает походить на Карелию из рассказов товарищей побывавших здесь ранее.
Утро холодное, градусов 7. Навстречу всё больше авто с лодками на прицепах. Заправляюсь с хотдогом, чел на белом крузаке интересуется моим суточным пробегом, средней скоростью. Вообще мотов по дороге практически нет, поэтому я вызываю такой интерес. Перед Петрозаводском встречаю сначала одного, потом сразу троих встречных, и уже на заправке узнаю от местного спорта что вчера тут было закрытие сезона, приезжали даже московские. Наверное это их я и видел. В час дня въезжаю в Петрозаводск. Посещение городов вообще не было моей целью, но надо было как-то разнообразить маршрут. Нахожу набережную, про которую вычитал в мобильном приложении Redigo. Тут расположены необычные скульптуры современного творчества подаренные Карелии городами разных стран мира, от сюда же ходят катера на остров Кижи по 1500р в одну сторону. Оставляю мот как можно ближе к набережной, сумка что была на баке превращается в рюкзак, иду делать фотки.
После города снова заправляюсь, забыв что делал это недавно, выходит совсем смешно: даю тысячу, 92 до полного, ухожу, заливаю 2,5литра возвращаюсь за сдачей.
Тут между городами заправки может не быть по 200км, поэтому лучше перестрахуюсь. Природа Карелии потрясающая, сосны, озёра, реки, крошечные водопадики и огромные валуны на обочинах. Болота с каменистыми островками, деревья растут прямо на камнях.
Иногда дорога рассекает каменную стену напополам
С виду распогоживается, но градусник не поднимается выше +9С. План на день был доехать до Лоухи и там кинуть палатку, но за очередным пригорком обнаруживаю мокрый асфальт на встречной полосе и решаю что одной мокрой ночёвки с меня хватит, разворачиваюсь и ищу ближайший съезд в лес. В тот момент я даже и не догадывался как пройдёт эта ночь. Проезжаю километров 10, съезд влево, обочина засыпана песком, видимо специально чтоб не съезжали, роняю мот и не могу поднять пока не отвяжу все вещи. Песок налип на смазанную цепь и видимо жить ей осталось недолго. Протягиваю ещё метров 100 в лес, тут есть площадка где остановиться, дальше непроходимая лужа раз в десять больше чем прошлой ночью. С дороги меня не видно, зато отлично всех слышно. Опасаясь надвигающегося дождя сперва натягиваю тент, собираю палатку, затем стаскиваю ветки что валяются под ногами, брызгаю на них бензином, жах! костёр! через минуту всё гаснет. Пробую снова, результата нет, все дрова сырые, иду собирать сухие те, что не валялись на земле а рублю сушняк, тут его полно. Вокруг ни души а пару часов назад я проезжал поворот на Медвежьегорск, видимо в этих местах могут быть медведи. Костёр мне нужен позарез. Соскребаю кору, она вроде и горит ярко и дольше чем бензин, но даже казалось бы сухие дрова не спешат разгораться. Не знаю сколько времени я потратил на то, что должно было стать костром, но уже окончательно стемнело. Делаю небольшой факел из тряпки с палкой, кладу рядом бензин, зажигалку и стараюсь не выпускать из рук топор чтобы не искать его долго.
Жрать уже охота, кипячу воду, развожу картохи, ерунда получилась, зато ещё есть энергетик, выпиваю и понимаю что теперь я точно не усну. Фонаря, какой бы сильный он ни был не хватит чтобы видеть как днём, а медведи ходят бесшумно и чувствуют запахи за десятки километров. Их любопытство не остановит и рёв мотора мотоцикла и через костёр говорят они перешагивают. Короче сваливаю я от сюда. И даже риск не вытолкнуть мот из песчаной обочины на дорогу меня не останавливает, а ведь обратно толкать придётся ещё и в горку. В случае чего отвяжу все вещи и с разгона проскочу, Не понадобилось, выехал так. Подтягиваю наспех привязанную сумку прямо на обочине, мимо пролетают фуры, никому нет дела до меня. Сажусь на мот, теперь я в седле и ситуация под контролем. Еду медленно, километров 80 в час, помня про цепь. Дотягиваю до ТНК и о чудо, тут наверное единственная заправка на тысячу километров в округе где есть шланг с водой. Скидываю шмотки, достаю щётку из под сиденья, мою цепь, шмотки обратно и вперёд.
Ночь, дождь, холод, жесть. Еду не спеша иначе замерзаю быстрее. Не знаю сколько времени я ехал, но казалось бесконечно долго. АЗС, а значит будет тёплый чай, сигарета и снова в путь. На градуснике разглядываю +7, по прогнозу ниже опуститься не должно. К 3-м часам ночи доезжаю до заправки у Лоухи. Ужасно уставший, холодный, голодный и мокрый заказываю борщ, второе и чай. Пока ел борщ кассирша принесла грязнущее ведро, думал полы будет мыть, а нет, она вылила его в бойлер для чая. Достал планшет прикинул расстояние, до полярного круга оставалось около 60км, а до рассвета ещё 3 часа. Решаю потупить здесь пока не останется хотя бы час. Кассирши из кафе и заправки так же кемарят. Посетителей почти нет, но уснуть сидя за столом не удаётся.
Время 5, заправляюсь тут же, сажусь и еду. Пока ещё так же темно как и ночью, оставляю огни заправки за спиной и уезжаю во тьму. Снова не спеша, понемногу светлеет, названия н.п. говорят что я близок.
Ожидал что стелла будет справа, но она оказалась слева. Восторг переполняет, я ставлю мот и подхожу ближе. Все деревья и кусты в радиусе 15м обвязаны ленточками, для чего не знаю, но привязываю и свою. Отрезаю её ножом от оранжевой жилетки что вёз на багажнике. Это место, где ты чувствуешь какую-то необычайно сильную энергетику, вокруг тишина, ни души, у подножия стеллы оставлены сувениры, иконки, наклейки разные надписи, камни сложены в пирамидки. Ощущение что ты у какой-то святыни и здесь творятся чудеса.
К тому моменту я был настолько устал и измотан что уже давно подумывал повернуть назад, но близость к цели поддерживала во мне дух. Теперь можно сказать я получил новый заряд и решил ехать дальше.
Проехав километров 30..50 останавливаюсь передохнуть, вскипятить чаю и одеть на себя последнее что осталось в сумке тёплого. Летний синтетический подшлемник не справляется со своей задачей, теперь вместо него зимняя шапка на голову и всё та же тряпка от факела в роли намордника. Она намного плотнее, теплее и не продувается. Аккуратно заправляю её под шлем, затыкая все возможные места продувания. Тут меня окончательно покидает запал, я прикидываю что доехав до Мурманска к обеду я окажусь здесь же к ночи, вероятность встретить мишку так же велика, а я буду усталый и замёрзший втрое сильней чем минувшим вечером. В Мурманске смотреть нечего, а чтобы доехать до Баренцева моря надо будет пропилить на север ещё минимум пол дня. Погода там ещё жёстче и вообще через 2 дня там обещают снег. Дорога ещё перед полярным кругом стала скользкая, зад стало переставлять без моего ведома, а значит и ехать надо будет медленно. Решено, разворачиваюсь.
Ехать обратно было так же тяжело как и ночью, усталость никуда не делась, теплее не стало а дождь поливал пол дня пока я не доехал до Медвежьегорска, куда я был вынужден свернуть ради единственной в округе заправки. И здесь происходит встреча, которая меняет мои планы.
Пока я пил чай подъехал гусь 1150 с финскими номерами, Фин не говорил по русски, а я по фински, поэтому мы общались на ломаном английском с элементами жестов и рисунков в блокноте.
Оказалось чумовой дядька! На одной ноге с протезом он в прошлом году гонял во Владивосток, а сейчас в одиночку едет в Мурманск, На его гусе 230тысяч км и ещё 100 тысяч он просит прибавить к пробегу. Делаем фотки на память, желаем друг другу удачи и разъезжаемся. Только в этот раз я рулю уже не в сторону дома, а на Великую Губу, ибо от туда можно легко попасть на Кижи!
Про Кижи я опять же читал на Redigo а потом на разных форумах внедорожников. Писали что можно попасть туда ещё с одного посёлка договорившись с местными лодочниками, и у них же переночевать. Пока я не представлял себе как это будет, но дух путешествия и авантюризма вновь вернулся ко мне.
Дорога на Великую губу шла от Медвежьегорска вниз по карте километров 120, за тем ещё километров 30 до Оятевщины по грунтовке после дождя, а это уже 150км в одну сторону, плюсуем столько же на обратную дорогу и получаем почти весь мой запас хода. Заправок на полуострове я и не ожидал встретить. То и дело открывались потрясающие виды на Онегу.
Свернув на грунтовку перед В.Губой километров через 10 заехал в н.п. которое на разных картах называется по-разному, там у прохожих узнал, что дальше дороги практически нет, и населённые пункты вовсе ненаселённые. Договариваться там о переправе не с кем и лучше бы мне вернуться в В.Губу. Ну что ж, хоть бензина сэкономил. Снова обращаюсь к прохожей и снова удача, она обзванивает знакомых и за 3 минуты решает вопрос с моей завтрашней переправой и сегодняшней ночёвкой.
Если будете в тех краях, обращайтесь в первый кирпичный дом справа, хозяин построил для гостей шикарный домик с кухней, телевизором, санузлом и душевой. Рядом гараж для мотоциклов, а батареи греют так что я за полчаса высушил все свои мокрые вещи и боты. Всё удовольствие 750р. На утро была назначена поездка на остров Кижи. расстояние 22км, время в пути 40минут.
Катер обошёлся мне в 2000р и то только потому, что я был один. Заодно я узнал что вход на территорию музея начинается в 9-00 и стоит 600р, но так же мне показали, как пройти мимо кассы и объяснили что отвечать в случае если спросят билет. На территории я оказался чуть раньше открытия и поэтому очень опасался встречаться с работниками музея, зато мне удалось сделать много замечательных кадров, на которых не мельтешат вездесущие туристы. Их сюда привозят теплоходами из Петрозаводска, Москвы, Питера и ещё неизвестно от куда.
Все строения представляют из себя памятники древнего зодчества и привезены сюда из разных уголков республики Карелии. Вот например так раньше выглядела банька:
В одни дома можно было только заглянуть через окошко, а в некоторые можно зайти и погулять по комнатам.
Самая главная церковь находилась на реконструкции, её верхняя часть словно подвешена в воздухе а центральные брёвна частично вынуты или заменены на новые.
На дальнем конце острова расположена деревня Ямки, в ней живут работники музея и реставраторы, там же находится их мастерская где они и творят. Как пример можно посмотреть технологию строительства и конструкцию узлов того времени в разрезе.
Тут я сделал, наверное, самый удачный свой кадр:
Считаю что с погодой мне повезло, да и с временем года тоже. Такие яркие краски это не перебор, раннее солнце, голубейшее небо и ярко зелёная трава действительно так же красочны как и на фотографиях.
Что ж, теперь я не жалею потраченного времени и денег, Кижи остался ярчайшим воспоминанием в этом путешествии.
В 2 часа дня я выдвинулся с полуострова в направлении дома, как мне тогда казалось. Но недавний звонок друзей из Москвы с пожеланием не торопиться а отдыхать на полную, поселил во мне зерно сомнения. И это зерно начало расти. Ближе к Новой Ладоге я уже не сомневался что хочу заехать в Питер, поймать там вайфай, съесть бигмак и сфоткать разведённый мост. +7С что проверяли меня у полярного круга оказались ерундой по сравнению с тем что ждало меня при подъезде к Питеру. Стрелка бортового термометра опустилась до +4, и останавливаться мне уже не хотелось, а только дубасить к цели. В Питере я был уже в 23-00.
Только в этом путешествии я осознал важность хорошего питания в деле согревания в холодное время года. Отогревшись и поев в заведении на букву М, поймав сеть разузнал где и когда разводятся первые мосты.
Заехал в знакомые места, сделал знакомые кадры, постоял на набережной, полюбовался ночными прохожими, интересными персонажами. и попилил до дому.
Дорога снова легла сквозь ночь, мороз и усталость. Это было очень тяжело. Не знаю зачем я себя так мучал, но и сейчас я не знаю как надо было поступить. От усталости я залипал за рулём, в такой мороз и ночью ставить палатку было бессмысленно, ночлег найти невозможно, я останавливался на освещённых остановках, ставил мот на подножку, клал голову на сумку на баке и отключался минут на 10. Я считал километры, останавливался подремать или погреться каждые 80км, Рассвет встретил на БиПи, выпил горячего и расцвёл, сон пропал, усталость прошла, но мёрзнуть продолжал пуще прежнего. Чтобы хоть как-то утеплить сидение пришлось пожертвовать куском туристического коврика и вырезать из него подстилку по форме. После Торжка начало теплеть, но и дорога стала загружаться и обрастать пробками. Не успеваешь разогнаться до 100 как новый н.п. с ограничением и камерами. На подъезде к дому это выбешивало, да так что я начал беспричинно рисковать. Добравшись до МКАДа попал в жуткую пробень, выручала мотополоса и встречные мотоциклисты предупреждавшие о засаде мотобата в разрывах. Мот с поклажей ужасно рулился в междурядье, пару раз чуть ни завалил его, конечно это был результат усталости. Надо менять тактику и устраивать хороший отдых километров за 200....300 перед финальным рывком.
Дома был в 14-00. Вспомни, мой уважаемый читатель, что в это же время сутки назад я выехал из Великой Губы, заехал в Питер за это время на одометре скопилось немало километров, и всё же не хватило 120км до тысячи миль, а ведь я потерял кучу времени в Питере, полз по трассе 80км/ч и тупил на остановках.
В заключение надо бы написать какие-то мысли, о чём я думал, какие выводы для себя сделал, но всё путешествие напоминало какую-то гонку. Гонку со временем, с холодом, с дождём и усталостью. Постоянно испытывал себя и часто мои возможности уступали моим желаниям. Возможно выбери я для поездки более тёплое время мне не пришлось бы отказывать себе в ночлеге. В другой раз я бы ставил задачи поскромнее. Больше выделял времени для поиска ночлега и изучения достопримечательностей. А в остальном я остался доволен. По километражу 4000км, Средний расход 3.7л/100км.По баблу: 5200 на бензин, 2000 на еду, 750 на ночлег, 2000 на трансфер до острова и обратно, 5500 на сувениры и магнитик. Считаю что более чем бюджетно.
- aboutsam
- Сергей
- 11 октября 2015 в 0:30
- 9
- +86
здесь был ататат
Отличное путешествие, отличный опыт! Респект, за стойкость в суровых условиях. Я просто другу один раз мот перегонял, какие-то 100 км, но на улице ноябрь месяц и +4. Теплый свитер, 2 куртки, 2 носков, и 3 перчаток меня не спасли от холода. Останавливался каждые 10-15 км и шел отогреваться в машину. А в одиночном путешествии, на мой взгляд, всё острее чувствуется. Если что случится, то сам во всем виноват, и самому всё расхлёбывать :) Собраннее что ли становишься.
В каком же вы экипе катаете, что замерзаете при 4 градусах? У меня Ревитовская горетекстная куртка с подкладакаими, и черепаха, подогрев ручек, лопухи и летние перчатки — и в ноль ездил далеко сотню км, и в плюс 5 много сотен с полярного вощвращался — комфортно. Сапоги — сиди адвенчуры на обычный летний носок. Шарнирыне колени и дождевые штаны поверх мотоджинс. Экип рулит в таких путешествиях. Создаем сами себе проблемы от холода…
Когда замерзал в +4 на мне было: термобельё, флисовая кофта, спортивная кофта, пуховая безрукавка, черепаха и дождевая куртка. На ногах: термобельё, джинсы, наколенники и дождевик. Мотоботы Alpenstar smx-6 с вентиляцией и бахилы дождевые. На тепло влияет не только одежда, но и другие факторы, такие как: ветер, скорость движения, продолжительность движения, влажность, дождь, усталость, голод, даже если одеться слишком тепло, то сперва можно вспотеть, а потом этот пот остывает и начинает вас охлаждать сверх необходимого.
- FalconPBox
- 11 октября 2015 в 16:53
- ↓
Пробег конечно атас. По мне в холод или дождь лучше на машине и надежнее и комфортнее. Хотя некоторые товарищи и на великах в Мурманск зимой гоняют. Фото в Кижах супер: даешь линки на больший размер!!!
здесь был ататат
- hrenov_drumm
- 13 октября 2015 в 13:00
- ↓
В Мурманске смотреть нечего, а чтобы доехать до Баренцева моря надо будет пропилить на север ещё минимум пол дня.
Ну не пол-дня… 80км всего. Правда, дорога хреновенькая, 40км асфальта с дырами и кочками и 40км песчаного грейдера.
Но в такую погоду — да, не удивительно, что не было желания ехать.
Фотографии просто потрясающие!!! И не только одна с мельницей, а все!
Осень — прекрасное время года с ее разноцветным шармом покрывала, главное попасть в погоду без дождей. :)
Подогревом ручек пользовался? Покатав на гусе я поняла что ничего в холод лучше быть не может, как подогрев лап. Тепло рукам = тепло телу.
Холодно было может быть из-за дождевой куртки? Все капустные слои не заменяют хорошую мотокуртку, я это поняла когда приобрела БМВ Аиршел. Она хоть и летняя, но утром в +7 в одной термухе демисезонной и подкладке мне было тепло. Дистанция не такая большая, но показывает работу самой куртки. В какие-то моменты даже жарко. Ну и регулирую температуру именно термухой: на теплую погоду одну, на проладу — потеплее. Если уж еще и флиску одеть, то спариться можно.
Кстати, на заправках видела согревающие элементы, стельки, накладочки разные, не хотел такие прикупить?
Осень — прекрасное время года с ее разноцветным шармом покрывала, главное попасть в погоду без дождей. :)
Подогревом ручек пользовался? Покатав на гусе я поняла что ничего в холод лучше быть не может, как подогрев лап. Тепло рукам = тепло телу.
Холодно было может быть из-за дождевой куртки? Все капустные слои не заменяют хорошую мотокуртку, я это поняла когда приобрела БМВ Аиршел. Она хоть и летняя, но утром в +7 в одной термухе демисезонной и подкладке мне было тепло. Дистанция не такая большая, но показывает работу самой куртки. В какие-то моменты даже жарко. Ну и регулирую температуру именно термухой: на теплую погоду одну, на проладу — потеплее. Если уж еще и флиску одеть, то спариться можно.
Кстати, на заправках видела согревающие элементы, стельки, накладочки разные, не хотел такие прикупить?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (29)
RSS свернуть / развернуть