Блог им. Kagi → Безопасная езда в городе: Часть 3
Добрый день!
Решил дополнить мою рубрику «Безопасная езда в городе»
Предыдущие части: Часть 1, Часть 2.
Рассмотрим несколько аспектов езды в городе.
Как всегда видео версия:
Для тех же кто предпочитает текстовый формат — welcome под кат
Дисклаймер: Я никого не учу как ездить. Сам толком не умею. Просто рассказываю свой опыт и некоторые выводы. Многие из них наверно покажутся для Вас очевидными — это хорошо. С некоторыми Вы можете не согласится — это отлично!
Приятного прочтения.
Сегодня рассмотрим несколько моментов:
1) Опасная скорость потока
2) Маневрирование в междурядье
3) Остановка на светофоре
4) Хвост ящерицы
5) Положение ступней на подножках
Конечно первым делом стоит упомянуть, что речь идет о мегополисах. Сам я живу в Москве, поэтому речь будет о крупных городах, где скорость потока колеблется от 0 до 140 км\ч в черте города. На основании своего опыта на взрослом мотоцикле(не большого ~ 50000 км \ 2 года) я сделал вывод о том, что самая опасная для меня скорость от 30 до 70 км\ч.
Причина в том что на скоростях до 30 км\ч автомобилю будет сложно совершить резкий маневр, который взгляд не сможет уловить. В стоячей пробке Вы всегда можете увидеть намерение автомобилиста повернуть(поворотники не в счет, их же нет).
На высоких скоростях выше 70 км\ч резкий маневр тоже совершить проблематично(не говорю что невозможно) из -за скорости движения ТС. Вы заметите как ТС приближается к краю полосы, либо освобождает пространство для совершения маневра. А вот скорость между 30-70 км \ч маневр может быть совершен абсолютно внезапно. На мой взгляд это самая опасная скорость.
Много раз упоминал о том, что предпочитаю ездить не по прямой между рядов, а заполнять пространство между автомобилями. На мой взгляд это дает преимущества:
Многое сказано о положении мотоцикла на светофоре. Я хотел еще раз упомянуть тот случай, когда вы подъезжаете 1ым на светофор и рядом есть уже стоячие авто. Я предпочитаю перестраиваться перед ними т.к. они уже стоят, а сзади может быть слепой аутест\нерабочие тормоза и т.д. + вы освобождаете место для других мотоциклов.
По поводу стоп-линии многое сказано — фото отражает мои мечты)))
Условно названная мною ситуация, когда 1 ряд забивается автомобилями, а соседний пустой. Большая вероятность что с левого ряда захотят перестроится в пустой. Это встречается как в стоячей пробке, так и в процессе движения к светофору. Во втором случае нужно быть особенно внимательным — автомобилисты зачастую считают что по этой полосе никого нет т.к. они первые едут.
Очевидная ситуация — но все же будьте внимательны!
Прошу обратить внимание. Постоянно встречаю людей кто неправильно сидит на мотоцикле — пятками в подножки, или серединой ступни. Канечно каждый крочит как он хочит. Но мое мнение — лучше сразу научиться делать это правильно. При мне человек в повороте нормально ошкрябал ботинок из-за такого «свисающего» мыска.
В общем на этом сегодня все. Кто осилил — жму руку.
Кто прочел и подумал что и так все это знает и соблюдает -уважительно кланяюсь.
Всем удачи на дорогах ;-)
Решил дополнить мою рубрику «Безопасная езда в городе»
Предыдущие части: Часть 1, Часть 2.
Рассмотрим несколько аспектов езды в городе.
Как всегда видео версия:
Для тех же кто предпочитает текстовый формат — welcome под кат
Дисклаймер: Я никого не учу как ездить. Сам толком не умею. Просто рассказываю свой опыт и некоторые выводы. Многие из них наверно покажутся для Вас очевидными — это хорошо. С некоторыми Вы можете не согласится — это отлично!
Приятного прочтения.
Сегодня рассмотрим несколько моментов:
1) Опасная скорость потока
2) Маневрирование в междурядье
3) Остановка на светофоре
4) Хвост ящерицы
5) Положение ступней на подножках
Опасная скорость потока
Конечно первым делом стоит упомянуть, что речь идет о мегополисах. Сам я живу в Москве, поэтому речь будет о крупных городах, где скорость потока колеблется от 0 до 140 км\ч в черте города. На основании своего опыта на взрослом мотоцикле
Причина в том что на скоростях до 30 км\ч автомобилю будет сложно совершить резкий маневр, который взгляд не сможет уловить. В стоячей пробке Вы всегда можете увидеть намерение автомобилиста повернуть
На высоких скоростях выше 70 км\ч резкий маневр тоже совершить проблематично
Маневрирование в междурядье
Много раз упоминал о том, что предпочитаю ездить не по прямой между рядов, а заполнять пространство между автомобилями. На мой взгляд это дает преимущества:
- Вас видно т.к. вы чаще мелькаете в зеркалах автомобиля. (Всегда аутеста на 7ке раздающего между рядов замечают, а обычный логан в ряду нет)
- Вы можете уйти от столкновения при резком перестроении автомобилей по соседству (главное не попасть в ситуацию когда ты кладешь в 1 сторону, а авто оттуда выезжает наперехлест траекторией)
- Вы имеете лучшее сцепление с дорогой т.к. не едите по пыльному и разметочному междурядью
- Да праст красивка))))
Остановка на светофоре
Многое сказано о положении мотоцикла на светофоре. Я хотел еще раз упомянуть тот случай, когда вы подъезжаете 1ым на светофор и рядом есть уже стоячие авто. Я предпочитаю перестраиваться перед ними т.к. они уже стоят, а сзади может быть слепой аутест\нерабочие тормоза и т.д. + вы освобождаете место для других мотоциклов.
По поводу стоп-линии многое сказано — фото отражает мои мечты)))
Хвост ящерицы
Условно названная мною ситуация, когда 1 ряд забивается автомобилями, а соседний пустой. Большая вероятность что с левого ряда захотят перестроится в пустой. Это встречается как в стоячей пробке, так и в процессе движения к светофору. Во втором случае нужно быть особенно внимательным — автомобилисты зачастую считают что по этой полосе никого нет т.к. они первые едут.
Очевидная ситуация — но все же будьте внимательны!
Положение ступней на подножках
Прошу обратить внимание. Постоянно встречаю людей кто неправильно сидит на мотоцикле — пятками в подножки, или серединой ступни. Канечно каждый крочит как он хочит. Но мое мнение — лучше сразу научиться делать это правильно. При мне человек в повороте нормально ошкрябал ботинок из-за такого «свисающего» мыска.
В общем на этом сегодня все. Кто осилил — жму руку.
Кто прочел и подумал что и так все это знает и соблюдает -уважительно кланяюсь.
Всем удачи на дорогах ;-)
- Kagi
- Sergey
- 27 августа 2015 в 11:42
- 11
- +24
- cross_tver
- 27 августа 2015 в 12:22
- ↓
«неправильно сидит на мотоцикле — пятками в подножки, или серединой ступни». Если с пятками все понятно, то серединой ступни чем не правильно? Остается на носках что ли? А как переключаться и тормозить? Ноги переставлять?
- cross_tver
- 27 августа 2015 в 13:15
- ↑
- ↓
Развеев одну непонятку, у меня возникла другая )) Нога на мыске — лучше обхват бака коленями, логично. Но опять же в момент перестановки ноги, а это может быть довольно ответственный момент, фигня получается, а не «обхват».
Почему я так это размусоливаю: сам постоянно держу ноги «на середине», переключения вверх и подтормаживания без смены положения ног, бак «зажат» всегда. Да и вероятность соскальзывания ноги вперед-назад намного меньше. Неоднократно слышал, что правильно именно так по вышеуказанным причинам. Но я конечно попробую новый для меня способ «на мысках», может даже и удобней будет )
Почему я так это размусоливаю: сам постоянно держу ноги «на середине», переключения вверх и подтормаживания без смены положения ног, бак «зажат» всегда. Да и вероятность соскальзывания ноги вперед-назад намного меньше. Неоднократно слышал, что правильно именно так по вышеуказанным причинам. Но я конечно попробую новый для меня способ «на мысках», может даже и удобней будет )
Почему я так это размусоливаю: сам постоянно держу ноги «на середине», переключения вверх и подтормаживания без смены положения ног, бак «зажат» всегда. Да и вероятность соскальзывания ноги вперед-назад намного меньше. Неоднократно слышал, что правильно именно так по вышеуказанным причинам.Совершенно верно.
Если рассмотреть именно ДОП. Мое личное мнение и не только моё.
Нога ставится «под каблук», а не на мысок. Каблук у мотообуви как правило длиннее, поэтому нога стоит не на пятке а ближе к середине стопы.
Причины:
1. Мокрая погода, кочки. Мога может легко соскользнуть с подножки если держать ее на мыске. Если упираться стыком каблук-подошва, то такого не случится.
2. Тебе не сложно переставить ногу чтобы переключиться? Тогда почему тебе сложно ставить внутреннюю ногу в повороте на мысок? Это кстати нормальная техника ШКМГ, ноги всегда стоят под каблук, а в повороте внутренняя нога на мыске. То что на ДОП закладывать до подножек нельзя пока опустим.
3. Торчащие вниз ласты это не ошибка положения ног, это следствие неправильной посадки на спорте в принципе. Следствие полировки яйцами бака. Чтобы такого не было(и многих других вещей) нужно задницу смещать назад, почти до упора задней сидушки. Да, я согласен что сидеть прижавшись яйками к баку проще, удобнее, прямее, меньше устает спина и так далее. Но такая посадка неправильна.
Нога ставится «под каблук», а не на мысок. Каблук у мотообуви как правило длиннее, поэтому нога стоит не на пятке а ближе к середине стопы.
Причины:
1. Мокрая погода, кочки. Мога может легко соскользнуть с подножки если держать ее на мыске. Если упираться стыком каблук-подошва, то такого не случится.
2. Тебе не сложно переставить ногу чтобы переключиться? Тогда почему тебе сложно ставить внутреннюю ногу в повороте на мысок? Это кстати нормальная техника ШКМГ, ноги всегда стоят под каблук, а в повороте внутренняя нога на мыске. То что на ДОП закладывать до подножек нельзя пока опустим.
3. Торчащие вниз ласты это не ошибка положения ног, это следствие неправильной посадки на спорте в принципе. Следствие полировки яйцами бака. Чтобы такого не было(и многих других вещей) нужно задницу смещать назад, почти до упора задней сидушки. Да, я согласен что сидеть прижавшись яйками к баку проще, удобнее, прямее, меньше устает спина и так далее. Но такая посадка неправильна.
Кто-ж спорит что кладется. И спорт кладется в любом повороте до подножек.
Вопрос в том нужно-ли это делать на ДОП? Что ты там про масло-антифриз на дороге говорил?)
Если рассмотреть плюсы и минусы обоих положений ноги на подножке(учитывая посадку) то плюсов в середине ступни намного больше.
P.S. У меня подножки с резиновой подушкой, нога соскальзывает если подножка и ступня сырая. В снег вообще жесть. В грязь тоже неприятно.
Вопрос в том нужно-ли это делать на ДОП? Что ты там про масло-антифриз на дороге говорил?)
Если рассмотреть плюсы и минусы обоих положений ноги на подножке(учитывая посадку) то плюсов в середине ступни намного больше.
P.S. У меня подножки с резиновой подушкой, нога соскальзывает если подножка и ступня сырая. В снег вообще жесть. В грязь тоже неприятно.
- SeruyBeluy
- 27 августа 2015 в 12:37
- ↑
- ↓
Стоя на масках ты в любом случае амортизируешь за счет связки — «голеностоп-голень-бедро». Просто на масках это удобнее и анатомически правильно что ли.
Стоя на ступне ты не будешь амортизировать в голеностопе. Ибо будет уже жестка я связка. На мысках как раз будет.
У тебя как бы точка по центру ступни она всегда на одинаковом удалении от голеностопа. Пятка и мысок могут менять расстояние от голеностопа. Поэтому в общем и по центру ступни не будет там аммортизации т.к. нет хода между точками — там жесткая связка)
У тебя как бы точка по центру ступни она всегда на одинаковом удалении от голеностопа. Пятка и мысок могут менять расстояние от голеностопа. Поэтому в общем и по центру ступни не будет там аммортизации т.к. нет хода между точками — там жесткая связка)
- SeruyBeluy
- 27 августа 2015 в 12:28
- ↓
есть моменты с которыми мог бы поспорить, но я спорить не люблю, по-этому плюс )).
- necromortum
- 27 августа 2015 в 13:14
- ↓
не безопасно так ездить в междурядье и рассуждать о безопасности )
и по поводу стоп-линии — у ДПС бывает возникают некоторые претензии по поводу остановки за стоп-линией. в размере 800 р, насколько я знаю.
и по поводу стоп-линии — у ДПС бывает возникают некоторые претензии по поводу остановки за стоп-линией. в размере 800 р, насколько я знаю.
- necromortum
- 27 августа 2015 в 13:34
- ↑
- ↓
а если на перекрестке что случилось и со встречного направления в тебя влетит какой нить рекошет? может за стоп-линию вылезать оправдано, но наверное сильно выдаваться к центру перекрестка не стоит. я встаю между машинами и стараюсь стартовать немного раньше, аккуратно мониторя обстановку на боковых направлениях.
- necromortum
- 27 августа 2015 в 15:41
- ↑
- ↓
такие знаки вроде начинают работать (иметь приоритет) после того как светофор переходит в режим мигающего желтого и перекресток становится нерегулируемым. например, в ночное время.
насколько я помню, если есть стоп-линия на регулируемом перекрёстке, ты должен остановиться перед ней, если линии нет, то ты должен остановиться на уровне светофора.
насколько я помню, если есть стоп-линия на регулируемом перекрёстке, ты должен остановиться перед ней, если линии нет, то ты должен остановиться на уровне светофора.
по-поводу заполнения пространства в междурядье.
1. параллельно тебе может двигаться еще один мотоциклист, которого ты можешь не заметить или наоборот.
2. Если двигаться в нескольких рядах, то машина просто может перестроиться в тебя, уступая дорогу другому мотоциклисту.
Конечно, порой ты можешь встать и постоять на земле в пробке, но ты в любом случае быстрее потока в разы. Есть ли смысл «заполнять пространство» перепрыгивая из ряда в ряд?
Спасибо за видео и текст! Теперь знаю как правильно ставить ноги)
1. параллельно тебе может двигаться еще один мотоциклист, которого ты можешь не заметить или наоборот.
2. Если двигаться в нескольких рядах, то машина просто может перестроиться в тебя, уступая дорогу другому мотоциклисту.
Конечно, порой ты можешь встать и постоять на земле в пробке, но ты в любом случае быстрее потока в разы. Есть ли смысл «заполнять пространство» перепрыгивая из ряда в ряд?
Спасибо за видео и текст! Теперь знаю как правильно ставить ноги)
главное не попасть в ситуацию когда ты кладешь в 1 сторону, а авто оттуда выезжает наперехлест траекториейИ как, а?
Ситуация двоякая-болтающийся мотоцикл лучше видно, согласен.
Но с другой стороны-такая болтанка сильно ограничивает возможность резко дёрнуться в любую сторону, уходя от возможного столкновения.
Про заполнение абсолютно не согласен, если мы говорим не про понты, красивка и т.п. Если мы говорим с точки зрения безопасности, то самое верное не выбиваться из логики движения потока, как за счет минимальной разницы в скорости (не более 10-15 км/ч), так и по траектории движения. Постоянно перестраиваясь вы не делаете себя заметнее, это миф. Но и ехать на большой скорости между рядом также опасно, именно тем, что на большой скорости маневрирование а/м в ряду осуществляется минимальным поворотом руля, и появившись в зеркале ниоткуда (мелькая) — вы существенно увеличите шансы на повод для знакомства. Да и следить за мелькающими в зеркалах мотоциклистами очень утомляет, и раздражает. Помниет анекдот про схожесть вампира и байкера? И тот и тот не отражаются в зеркалах. Как думаете, что стало прициной его появления? На мой взгляд лучше занять полосу по траектории колеи одного из колес и ехать с достаточной для реакции дистанции — если что, всегда успеете уйти в междурядье. Свое мнение основываю на 13 летнем опыте вождения. По остальному все верно написал (нарушение ПДД не рассматриваем). Всем благополучного сезона.
Постоянно перестраиваясь вы не делаете себя заметнее, это миф.
Я пока не видел доказательства обратного. Моя практика показывает что видимость улучшается. (практика как за рулем Мотоцикла, так и за рулем Авто).
Если нет доказательств что это ложное высказывание — это не может быть мифом ;-) Ну а если есть — пруфы плиз.
Доказательства? Элементарно. Водитель автомобиля не обязан постоянно пялиться в зеркала выискивая НЛО (низко летящие объекты). А маневрировать в пределах полосы имеет право сколько угодно. Как только его подрежут, на дорогу вылетит что-то, выбежит ребенок и т.д. — он резко дернется в любую из сторон, и даже не посмотрит в зеркало, так как минут назад бросал туда взгляд и все машины что были вокруг так и остались, и он не выехал из полосы. А тут байкер маневрирует и оказывается в нужном месте в нужное время. Или так — водитель собирается перестраиваться, т.к. впереди идущее ТС ведет себя странно, он следит и за ситуацией впереди, и поглядывает в зеркала, выжидая момента для перестроения. И в боковых, в центральном — он ситуацию контролирует и увидел место. Еще раз убедившись что тут никого, он включает поворотник и начинает перестроение, а тут мелькает байкер, вылетевший из-за 2-х рядов. И которого он ну никак не могу отследить, как тот не старался быть заметнее. Да и с точки зрения логики — как можно говорит о том, что игра в шашки делает кого-то заметнее? Если за мной едет машина/байк я ее вижу, и знаю. что она там. А если в поле моего зрения появится на 1 секунду байк и тут же исчезнет — пардон, я все ещзе буду думать что сзади никого. И последнее — то, что у Вас не было опасных моментов… Ведь это не совсем Ваша заслуга, как водителя. Это означает, что другие участники, сделали все так, чтобы не допустить ДТП. Возможно и даже очень вероятно, ведь так? Задумайтесь об этом.
Нашел таки картинку показать:
Я еду по красной стрелке. Заезжаю в междурядье. Красная точка является местом перестраивания красной машины. Синяя точка — место моего заполнения. Дальше я еду проехжа 4 автомобиля. Лагунного цвета минвен перестроился в 3 полосу со 2ой. Он едет и видет слева пустое место — красная точка. Если я его заполню — то во время совершения маневра я либо успею уйти глубже т.к. у меня будет время, либо он заметит меня и прекратит свой маневр.
Если я буду ехать по центру — у меня просто не будет времени во время опережения. Он меня снесет
Я еду по красной стрелке. Заезжаю в междурядье. Красная точка является местом перестраивания красной машины. Синяя точка — место моего заполнения. Дальше я еду проехжа 4 автомобиля. Лагунного цвета минвен перестроился в 3 полосу со 2ой. Он едет и видет слева пустое место — красная точка. Если я его заполню — то во время совершения маневра я либо успею уйти глубже т.к. у меня будет время, либо он заметит меня и прекратит свой маневр.
Если я буду ехать по центру — у меня просто не будет времени во время опережения. Он меня снесет
Не понял про минивен — если Вы едете в полосе, то он знает, что вы там, и все будет хорошо (при условии, что он не идиот). Но если он собрался туда перестраиваться, а вы вылетели из междурядья — то про безопасность можно забыть. Большинство ДТП происходят именно при перестроениях — и не важно, на авто или на мото.
Речь как раз про междурядье. Я еду в междурядье. Около минивена освободилось место — моя мысль заключается в том что такие места нужно неприменно заполнять т.к. их может заполнить автомобиль в соседнем ряду когда вы будете проезжать его по междурядью.
Тобишь я в такой ситуации заезжаю на првую колею левой полосы и еду в ней. Это даст мне в случае чего вильнуть левее и обойти перестроение минивена + он меня увидит в зеркале. Т.к. до тех пор пока я в междурядье и не сравняюсь с его дверями — я в мертвой зоне. А пока я появлюсь он может начать перестроение и зацепить меня.
Тобишь я в такой ситуации заезжаю на првую колею левой полосы и еду в ней. Это даст мне в случае чего вильнуть левее и обойти перестроение минивена + он меня увидит в зеркале. Т.к. до тех пор пока я в междурядье и не сравняюсь с его дверями — я в мертвой зоне. А пока я появлюсь он может начать перестроение и зацепить меня.
Очень вероятно что это не их заслуга, а моя — что я был видим для них.
Не до конца понял примеры в плане их применимости:
1) — он так и так меня заденет если я буду сбоку от него.
2) — Вы наверно представляете что я постоянно так езжу. Место для заполнение появляется раз в 10-11 машин. Ибо мало кто хочет создавать пробелы для заполнения.
Не до конца понял примеры в плане их применимости:
1) — он так и так меня заденет если я буду сбоку от него.
2) — Вы наверно представляете что я постоянно так езжу. Место для заполнение появляется раз в 10-11 машин. Ибо мало кто хочет создавать пробелы для заполнения.
Про вампиров и байкеров зачетно. И да, если едешь в междурядье постоянно, вероятность того, что водитель автомобиля посмотрит в зеркало и все же увидит тебя кажется мне более высокой, чем вероятность того, что он посмотрит — а ты в зеркале именно в этот момент «заполнения пространства». Кинет взгляд еще раз — тебя там нет. И вот думай где ты, свинтил в другой ряд или петляешь туда-сюда. Никто не будет задумываться об этом — просто перестроится и все.
А причем здесь пример со слепыми зонами? Междурядье — это не термин. Есть термин движения по полосе. И в любом случае, двигаясь по краю полосы, или по ее центру, будет момент нахождения в слепой зоне. Но если водитель автомобиля, в слепой зоне которого ты находишься, уже видел тебя там (когда ты ехал за ним), то при перестроении он будет это учитывать и перестрахуется. А когда байк появляется из ниоткуда — это опасно. Повторю еще раз — рационально не выбиваться из логики потока (не думаю, что кто-то найдет доводы это оспорить). Все что больше делается на свой страх и риск. Сумасшедшим права не дают, все герои подборок и сводок новостей знали, что делают и были в этом уверенны.
Я бы не рассматривал «логику потока» как аргумент и вообще склоняюсь к тому что она как таковая не существует, так как в потоке есть индивидуумы, которым в определенный момент взбредет в голову (ели они о чем то вспомнят), что им надо резко налево/направо/затормозить/тупо перестроиться так как рядом поток идет быстрее и это логикой назвать… ну если только в это верить.
- Damnedjack
- 27 августа 2015 в 14:08
- ↓
Время 8:31 и 8:42. Опасные маневры: перестраиваешься из ряда в ряд не убедившись в отсутствии такого же как ты байкера-междурядчика (в зеркалах из-за машин ничего не видно, а головой в ту сторону не смотрел или только мельком). Такие случаи здесь уже выкладывали на мотке, только более печальные. А так очень смело между машинками протискиваешься))
- Damnedjack
- 27 августа 2015 в 15:00
- ↑
- ↓
Каждый смотрит со своей колокольни. Мне показалось недостаточным такие броски взглядом, но я сужу чисто по картинке… Всех нюансов видео не передает. Считаешь данную ситуацию безопасной — не возражаю. Но баба яга вредничает))
- SeruyBeluy
- 27 августа 2015 в 18:09
- ↑
- ↓
Так когда камера на шлеме висит, на видео и не особо заметно как ты посмотрел туда-сюда, на записи вроде чуть матнул головой, а по факту, еще глазки «бегают» — ты видишь больше чем камера.
Я ноги ставлю по центру ступни. У меня чоппер. Даже если предположить, что я смогу ездить на носках, то с моими ватными тормозами я потеряю драгоценную секунду на перестановку ног=) Мое мнение что данная постановка ступней не касается чопперов и крузеров, там свои прелести=)
А про поскадку на спортах нечего не знаю. Но логика однозначно присутствует.
Про заполнения пространства не соглашусь, но как сказал автор мы можем с ним не соглашаться=) и это никого не обидит.
Про светофоры, всегда выезжаю в поле зрения водителя спереди. Если сзади едет мотобрат то уступаю, проехав ещё чуток.
Просто если спереди я вижу и в принципе есть вероятность среагировать, то сзади нежданчег может подкрасться незаметно. (всегда мониторить сзади нереально)
А про поскадку на спортах нечего не знаю. Но логика однозначно присутствует.
Про заполнения пространства не соглашусь, но как сказал автор мы можем с ним не соглашаться=) и это никого не обидит.
Про светофоры, всегда выезжаю в поле зрения водителя спереди. Если сзади едет мотобрат то уступаю, проехав ещё чуток.
Просто если спереди я вижу и в принципе есть вероятность среагировать, то сзади нежданчег может подкрасться незаметно. (всегда мониторить сзади нереально)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (105)
RSS свернуть / развернуть