Блог им. Figgyfox → Три рассказа.
Я не люблю читать отчеты о походах. В них чувствуется некая принужденность — будто читаешь рабочую отчетность. Вот, мол, факты, вот обоснования, вот ресурсы. Кто-то даже графики вставляет — вроде как освоил километры в полном объеме.
Самый же сок любого путешествия всегда для меня останется в деталях. Ты можешь не помнить в подробностях о том, как намотал с половину тыщи километров. Но с особой теплотой вспоминаешь ночь, проведенную в старинном деревенском доме, стены которого окружали не одно поколение простых деревенских семей. Эти стены дышат, они живые и если приняли тебя, то ты наутро будто родишься заново и унесешь в душе частичку живших в избе людей. Иной раз проезжаешь целые города, там бываешь в музеях, фотографируешься и сам фотографируешь. Но почему-то с особой нежностью помнишь пару стариков, доживающих свой век в заброшенной деревне костромских лесов. Дед вынес тебе воды, а бабка молча смотрела на тебя, стоя на пороге дома. В ее взгляде были тепло и тоска. Несколько слов диалога, твоя благодарность за ковш воды, и ты снова в пути.
Интересные вещи ты помнишь…
Далее идут три рассказа — таких что ни цифры пройденных километров, ни горы отснятых фотографий значения не имеют.
Сорок километров, не крутя педали.
В горах Абхазии есть отличная асфальтовая дорога — дорога на Рицу. Она идет и значительно выше — на перевал Пыв, к минеральным источникам и дальше, на хребты гор Кавказа. Спуск по этой дороге на велосипеде — одно из потрясающих приключений любого двухколёсного, кому посчастливилось путешествовать по горам Абхазии. Можно преодолеть сорок два незабываемых километра: сорок по горизонтали и два по вертикали.
Эту дорогу проложили в военные годы столь искусно и умело, что асфальт, которому не один десяток лет, до сих пор носит на себе машины. И лишь в нескольких местах он размыт неуемными горными потоками.
Изобилие контруклонов, бешеные спуски и серпантин горного ущелья не позволяют ехать медленно. Разум старается хоть на миг приструнить тормоза велосипеда, но адреналин в крови бурлит — «Еще, еще, ЕЩЕ!!!»
Попробуй удивить мотоциклиста скоростью в семьдесят километров в час — он только усмехнется. А на велосипеде это уже наждак асфальта, который мчится серой лентой под колесами. Какие-то жалкие облегченные алюминиевые трубы, немного резины и подвеска — все, что разделяет тебя и этот смертельный «конвейер». В какой-то момент вся эта конструкция из рамы, тонюсеньких колес и тормозов (хоть бы и дисковых) начинает казаться фатально ненадежной. Но адреналин продолжает бурлить — и ты в очередной раз отпускаешь ручки тормозов.
В одном из поворотов ты все-таки ловишь своё. Горсть гравия на вылете поворота, бешеный снос колес, ноги едва остались на педалях — все заняло какие-то доли секунды. И ты уже летишь по обочине, а навстречу тебе из темноты мчится бетонный блок, высотой тебе по грудь. Свернуть не получается: справа отвесная скала ущелья, а слева полотно асфальта, который возвышается над обочиной так, что по касательной заехать невозможно. Ты пытаешься затормозить, однако ноги и так едва держат велосипед — по обочине разбросаны камни величиной с детский кулак. Хаотично работает подвеска, колеса бросает в стороны. А бетон блока все ближе и ближе.
И в этот момент ты ясно понимаешь, что сейчас тебя не станет. СОВСЕМ. Мысль эта очень прохладна и очень проста. Нету ни паники, ни пресловутой «всей жизни перед глазами». Где-то на грани сознания еще есть маленькая горсть обиды. Обиды за то, что едешь в майке и шортах. О том, что намерено «забыл» в далекой Москве свой шлем, подаренный родителями. Обида за то, что сейчас по глупости воткнешься головой в скалу в чужой стране и никакие выставленные руки не спасут. Но и эти мысли исчезают сразу.
Ты превращаешься в четыре точки. Две из них вцепились в педали и пытаются хоть как-то урезонить велосипед, чтобы дать возможность двум другим точкам выцарапать из тормозов все возможное. Но без толку — почти вся сила торможения уходит на борьбу с уклоном. Скорость практически не падает.
Сжав зубы, ты летишь вперед. Перед столкновением ты доворачиваешь обе стопы так, чтобы почувствовать щелчки выстегнувшихся контактных ботинок. Теперь ты готов покинуть велосипед и закрываешь глаза.
Развязка наступает мгновенно. Это ущелье, в котором сумерки царят почти круглые сутки. И куст ежевики с разворотом газеты в ветвях сложно отличить от столь монолитного и фатального бетона. Не говоря о том, что по обочинам этой дороги таких блоков и обломков скал действительно разбросано великое множество
Медленно снижается скорость до нуля. Окаменевшие ноги с трудом ловят асфальт. Пальцы железной хваткой вцепились в руль. По онемевшему бедру, щекоча волоски, стекает кровь – ежевика в Абхазии имеет очень маленькие, но острые шипы. В голове ударами сердца стучит одно – «ЖИВ!».
Через два часа вы группой въезжаете в селение. Уже темно и только свет велосипедных фар освещает улицу аула, в одном из домов которого предстоит провести очень долгую ночь. И заснуть ты сможешь только под утро.
Наши талисманы.
Всякий путешественник суеверен. Есть приметы, талисманы, обычаи. Если путешественник утверждает, что суеверий у него нет, то не верьте ему. Свои ритуалы он называет привычками, а приметы путает с практичностью.
Пара шлепанцев для меня — первейший элемент снаряги. Есть контактные ботинки: в них шикарно вертеть педали, но ходить можно только с риском перелома лодыжки. Есть кроссовки — для прогулок. Но вот шариться по лагерю в дождь, купаться, ходить по пляжу или ходить по утренней росе удобнее всего в тапках.
Лишь однажды забыл я их взять в поход. И не простой поход — а в главный годовой выезд. А забывчивость, вечная моя спутница, постоянно играет в свою чехарду: вспоминаешь о тапках либо вечером, шнуруя кроссовки, либо в магазине, в котором их просто не продают. И не сказать, что это прямо великая трагедия, но иной раз неохота выбирать: ходить под дождем босиком, либо промокнуть в кроссовках.
Вершина нынешнего похода – перевал, что соединяет Большой Иеремель и Жеребчик. И если у подножия горы я время от времени еще умудрялся, ради спортивного интересу, прокрутить сотню метров педальным ходом, то последняя пара километров преодолевается только пердячей тягой. Толкать по горной тропе велосипед (пусть хоть бы он и сам горный) непросто: вместе с туристическим скрабом эта «тележка» весит под тридцать кило. И таскать ее приходится по булыжникам, через стволы и овраги. Одна отрада — опереться на него можно в любой момент.
К вершине склон все круче и круче. Приходится останавливаться, чтобы сделать несколько сверхурочных вдохов, коих во время ходьбы уже не хватает. В голове в этот момент сам по себе завертелся простенький ритмичный речитатив. Он очень удачно ложился на шаг и обладал простеньким ободряющим смыслом. «Шаг за шагом. Метр за метром. Пройденный путь не отнимет никто». Глупость, казалось бы, но это был тот ритм, под который шагалось бодрее и проще. Практически «Марш велосипедного пешехода»! С таким настроем я оставил своего товарища далеко позади.
Читая раз за разом эту мантру, и отбивая носком каждый ее слог, я не заметил двух вещей: как я забрался на перевал, и как вокруг окрестных гор набухают грозовые тучи.
Порывы ветра грозили дождем с минуты на минуту и я, кинув велосипед, помчался вниз по склону на помощь другу. С первыми каплями дождя мы с Васей на середине перевала уже забились под громадный валун, кинув велосипеды под власть дождя.
Гроза в горах шикарна! Через щелку накрывавшего нас клубка из плащей, ковриков и целлофана был виден пик Жеребчика, в который раз за разом били молнии. Грохот стоял неимоверный, вспышки озаряли небо и в эти моменты мельчайшие детали под нашим многострадальным куполом были видны столь же четко, как и днем. Не только воздух, но и скала под нами гудела.
Валун прикрывал от шквального ливня, по плащу проходили волны дождя — то почти ни капли не падает, а потом как из ведра плеснули, и ведро следом же кинули. За шиворот, по грани булыжнка, так и норовили затечь ручейки ледяной воды. А мы сидели и двумя руками держали нашу трепещущую и протекающую крышу. Незанятыми руками жрали колбасу и шоколад. Запивалось все это дождевой водой — достать ее было легко, достаточно лишь выставить наружу кружку и на пару минут заняться резкой колбасы и хлеба. Для двух рук, в принципе занятие не сложное, но только если это не руки разных людей.
Непогоды хватило лишь на половину часа. Съестных припасов примерно на столько же.
С последними каплями дождя из-за предгорий глянуло закатное солнце. И каково же было мое удивление, когда в двух шагах от нашего укрытия я обнаружил шлепанцы. Они стояли аккурат на вершине небольшого бульника, в естественной ложбине, заполненной дождевой водой. Остатки грозы блестели на них каплями в ярких лучах солнца.
Откуда тапки взялись на вершине перевала? Почему их не сдуло ураганными порывами ветра? Чистое ли совпадение в том, что они мне оказались в пору? Ответов на эти вопросы я не знаю. Но лучшего талисмана для себя я и придумать не мог.
С того похода я и оброс своими суевериями, помогающими мне в походах. Тапками, с которыми не расстаюсь ни дома, ни в походах и речитативом, мерный ритм которого мне не единожды помогал проходить маршем тяжелейшие дороги велосипедиста.
Нет, нам не страшно.
Поезд возвращается с юга. Жара, плацкарт. Половина старых окон не открывается. Наверху, поперек двух полок, лежит разобранный велосипед. На стыках рельс побрякивает ручка тормоза. За стенкой объемный мужик в наколках забивется в очко с тремя призывниками. Свежая, только выданная форма контрастирует с майкой-алкоголичкой бывшего зэка. За другой стенкой едет батюшка, только что закончивший походную службу, на которую, вопреки протестам проводницы, собралась половина вагона. Теперь он раздает своим детям сладости — по ложке меда на брата. Детей много — от карапузов, до пацанов лет двенадцати. Их чуть меньше десятка, и за стенкой стоит гвалт детских голосов, прерываемый басовитыми призывами к порядку.
Я же сижу рядом с матроной предпенсионного возраста и, активно жестикулируя руками, рассказываю о своем велосипедном путешествии. Она удивленно качает головой при рассказе о подъемах в горы, путешествиях по аулам и поездке вдоль моря. Соглашается с моими впечатлениями от мест, где побывали. Но удивило ее больше совсем другое.
«А вам не страшно? Вы же друг друга совсем до похода не знали!»
Страшно ли нам? А, ведь, в самом деле. Четыре человека, не знающих друг друга даже по фотографиям. Из примет — велосипед и данные билета на поезд. Первая встреча — на вокзале места прибытия, в месте, где начинается поход. Один турист из-под Орла, второй с Донбасса, третий с Краснодара и я из Москвы. Списались по интернету, утрясли маршрут и сообща купили билеты. Нам вместе предстояло проехать незнакомую страну за десять дней.
Страшно ли нам? Хороший вопрос! Для меня ясно одно — сколь бы большая пропасть нас не разделяла, какие бы барьеры между нами не стояли, будь то язык, паспорт, возраст или взгляды, — если мы встречаемся на дороге, то есть у нас общее в самом корню души. И когда я вижу путника, велосипед которого увешан сумками, туриста, с громадным рюкзаком за спиной или мотоциклиста с непомерными кофрами на хвосте — я всегда знаю: передо мной друг. И я поднимаю руку, а в ответ вижу улыбку, даже если она скрыта каплями пота или визором шлема. И когда мне в ответ поднимается открытая ладонь, то хочется крикнуть со всей души:
«Удачи тебе, дружище, и ровных дорог!».
Но ты молчишь и лишь улыбаешься в ответ. А ведь и в самом деле: слова тут просто ни к чему.
- Figgyfox
- Михаил Галёнков
- 26 декабря 2013 в 23:32
- 8
- +46
Таскать по поездам велик с кучей вещей для меня приятного мало. Да я вообще не представляю как можно велик запихнуть куда-нибудь в поезде. А если непогода, а ты где-то в горах, то я даже не представляю что делать. Уехать не уедешь далеко, сидеть и думать как бы не смыло.
Вам-то уже проще, имея опыт за плечами, а меня некоторые ситуации напрягают.
Вам-то уже проще, имея опыт за плечами, а меня некоторые ситуации напрягают.
Ничего снимать не надо! И двухподвес-то чем от харда в этой ситуации отличается? Те же габариты рамы, разве что на полтора кило тяжелее будет.
А белье плохое ей сложно дать — оно в запаенном пакете как бы тебе выдается. В большинстве случаев (подавляющем большинстве, надо сказать) на тебя проводнику накласть. Ежели только какашку грязную и капающую не тащишь на полки.
А вот с соседями паксами посложнее будет. Бабки несгворчивые. Или наоборот — одуванчики, которые еще и сами помогать будут.
А белье плохое ей сложно дать — оно в запаенном пакете как бы тебе выдается. В большинстве случаев (подавляющем большинстве, надо сказать) на тебя проводнику накласть. Ежели только какашку грязную и капающую не тащишь на полки.
А вот с соседями паксами посложнее будет. Бабки несгворчивые. Или наоборот — одуванчики, которые еще и сами помогать будут.
здесь был ататат
Я только фотографии, да подписи к ним смотрю, ежели нравятся. Но обычно фотографируют тоже для проформы — надо же чем-то подтвердить освоенность маршрута.
Памятников больших — 3 шт.
Малых — 6 шт.
Я на фоне кофра (я — 1шт, ковер — 1шт) и т.п.
На меня уж ругаются иногда, мол, какого хрена: «Фот есть, ты что-то щелкаешь постоянно, А МЕНЯ НА ФОТОГРАФИЯХ НЕТ!»
Памятников больших — 3 шт.
Малых — 6 шт.
Я на фоне кофра (я — 1шт, ковер — 1шт) и т.п.
На меня уж ругаются иногда, мол, какого хрена: «Фот есть, ты что-то щелкаешь постоянно, А МЕНЯ НА ФОТОГРАФИЯХ НЕТ!»
Не за что.
Жаль писать иногда бывает — многие говорят, что пишущий делится. Нифига не так. Пишущий только отдает. До написания рассказ живет в голове своей жизнью. Бурлит, переливается фразами. Когда травишь байку, то рассказываешь ее всякий раз по-разному, да еще под слушателя и ситуацию подгоняешь. А когда пишешь, то убиваешь эту жизнь в голове — теперь даже в сознании рассказ такой же как на бумаге. Такие дела-с!
Жаль писать иногда бывает — многие говорят, что пишущий делится. Нифига не так. Пишущий только отдает. До написания рассказ живет в голове своей жизнью. Бурлит, переливается фразами. Когда травишь байку, то рассказываешь ее всякий раз по-разному, да еще под слушателя и ситуацию подгоняешь. А когда пишешь, то убиваешь эту жизнь в голове — теперь даже в сознании рассказ такой же как на бумаге. Такие дела-с!
Отличное сочинение! Спасибо. У меня не получается так. Редко у кого получается так же красиво писать как и путешествовать.
У меня же вот, почему то, не появляется желание писать отчет о своих покатушках. Я уверен, что это никому не интересно, а может моя природная лень ищет для себя оправдания. Действительно, нет желания описывать количество километровых столбов и как сложно порой одевать одевать дождевик на глинистой обочине под дождиком. А вот те мысли, которые приходят в голову когда один ночуешь где-то на куличках за «тридевятьземель», не могу выложить на бумагу. И ты прав, пишущий отдает! Но не у всех получается…
У меня же вот, почему то, не появляется желание писать отчет о своих покатушках. Я уверен, что это никому не интересно, а может моя природная лень ищет для себя оправдания. Действительно, нет желания описывать количество километровых столбов и как сложно порой одевать одевать дождевик на глинистой обочине под дождиком. А вот те мысли, которые приходят в голову когда один ночуешь где-то на куличках за «тридевятьземель», не могу выложить на бумагу. И ты прав, пишущий отдает! Но не у всех получается…
больше всего зацепило именно вступление — такие короткие впечатления: взгляд старушки, глоток чистой воды, внезапно открывшийся вид сквозь деревья… но и обстоятельные рассказы я очень люблю, с фото с дороги, с километрами и литрами — когда за такими короткими и простыми фразами — «проехали 600 км» на самом деле может скрываться множество приключений.
Велосипед это отличная вещь. Но в крайнее время я существо ленивое, и до многих мест без моторчика просто не доберусь.
Рассказы понравились. А езда толпой незнакомых велосипедистов это еще хуже толпы незнакомых мотоциклистов. Поскольку темп может быть разным. И если на мото темп часто решается откручиваем ручки газа, то на велосипеде, лично я к примеру, 40 км долго идти не смогу. И при этом не однократно встречал людей спокойно шпарящих 50 по трассе
Рассказы понравились. А езда толпой незнакомых велосипедистов это еще хуже толпы незнакомых мотоциклистов. Поскольку темп может быть разным. И если на мото темп часто решается откручиваем ручки газа, то на велосипеде, лично я к примеру, 40 км долго идти не смогу. И при этом не однократно встречал людей спокойно шпарящих 50 по трассе
- Programer23
- 27 декабря 2013 в 12:26
- ↓
Открыл пост, увидел первую фотку и мысль: Абхазия ептить! Читать срочно!
Классно скатались. Есть у велика неоспоримые плюсы перед мотом он более мобилен на сложных участках, даже 30кг одному реально вытащить/вынести/перенести в отличии даже от самого легко кросача в 60 кг.
Классно скатались. Есть у велика неоспоримые плюсы перед мотом он более мобилен на сложных участках, даже 30кг одному реально вытащить/вынести/перенести в отличии даже от самого легко кросача в 60 кг.
Меня в тот момент переклинило сильноВот поэтому и советуют перед опасным мероприятием прокрутить в голове возможные варианты действий. Есть даже такое понятие — тренировка в голове. Когда спортсмен или трюкач представляет свои действия в мельчайших деталях — как движутся руки, ноги, куда и насколько поворачивается корпус. При нашем опасном увлечении не грех такими вещами и нам позаниматься — представить свои возможные действия при внезапном возникновении препятствий, к примеру:
1. Тормозим плавно, но интенсивно.
2. Если не успеваем, готовимся отпрыгнуть в сторону от мота/перепрыгнуть препятствие, оттолкнувшись от подножек.
3. Если препятствие большое, а время ещё позволяет, группируемся и заваливаемся на бок, готовясь встретить удар подпружиненными ногами.
Всё вышесказанное — просто импровизация. Эффективность каждого из приёмов нужно заранее тщательно обдумать, а при возникновении опасности — соотнести с наличием/состоянием экипировки, текущей обстановкой на дороге (скорость, покрытие, интенсивность движения вокруг, физическое состояние, наконец).
Все мы сильны задним умом.
Мне инструктор по вождению (престарелый дальнобой-автогонщик-таксист и тэпэ и тэдэ) Объяснял так:
«Многие бахвалятся тем, как они выпутались из Zoпы на дороге, как пафосно превозмогли и геройски не врезались. Так вот — это долбодятлы. Поскольку нормальные водители не попадают в ситуации, когда надо геройствовать»
Мне инструктор по вождению (престарелый дальнобой-автогонщик-таксист и тэпэ и тэдэ) Объяснял так:
«Многие бахвалятся тем, как они выпутались из Zoпы на дороге, как пафосно превозмогли и геройски не врезались. Так вот — это долбодятлы. Поскольку нормальные водители не попадают в ситуации, когда надо геройствовать»
- RainySunday
- 31 декабря 2013 в 1:27
- ↓
Ух ты! Сама очень люблю велосипеды, мечтаю также на дальняк поехать, но не с кем и не рискую…
Написано классно, интересно читать :))
Написано классно, интересно читать :))
Свои маршруты кладу сам. Но для начала лучше всего, конечно, с кем-то прокатить, чтобы общую суть уловить. На майские, как правило, проходит уйма походов на любой вкус и цвет. А до майских есть несколько выходных для хороших однодневок.
Если интересуют хорошие походы с уверенной нагрузкой, то советую такого человека, как Валентин Гвоздев. Оч качественные походы.
Если интересуют хорошие походы с уверенной нагрузкой, то советую такого человека, как Валентин Гвоздев. Оч качественные походы.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (44)
RSS свернуть / развернуть