Блог им. Andante → История модели Harley Davidson Softail. FX модели софтейла 1984-1999. Разработка и выпуск.
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
«Это будет самый продаваемый Харли Дэвидсон!»
-президент компании Ваухн Билз, увидевший прототип Софтейла.
Пока инженеры МоКо начали модифицировать прототип Билла Дэйвиса в модель для массового производства, дела ХД стали хуже некуда.
«Спад ударил по автомобильной промышленности чуть раньше» — объясняет Том Гелб, бывший вице-президент по управлению, «и внезапно в марте 82го он дошёл до нас. В то время японские мотокопании уже около 18 месяцев как наладили дела в этой стране, и они продавали двух- и трёхлетние байки «прямо из коробки» (то есть без пробега) со скидками, чем подорвали рынок. Вспоминаю, у нас было собрание по поводу будущего курса компании, и на следующей неделе мы урезали производство вдвое, уволили 40% рабочей силы, где-то на 12% уменьшили зарплату управляющим и на 10% — рабочим.»
Что Харли действительно было нужно для того, чтобы выбраться из этой дыры — это классная новая модель, и Ваухн Билз и остальные были уверены, что основой станет Sub Shock. На встрече комитета продуктового планирования он предсказывал, что «это будет самый продаваемый Харли Дэвидсон!» «Софтейл — это взрывной концепт», объяснял он. «Он снова оживляет стиль техники прошлого поколения. У японцев нет этого наследия, но оно есть у нас. Это позволяет делать нам то, что уникально по своей сути.»
Маркетинг всегда лез поперёк батьки в пекло, по мнению уже ушедшего на пенсию вице-президента по разработке Марка Таттла: «Маркетологи увидели тот мотоцикл (прототип Дэйвиса, по их предположению полностью готовый к массовому производству) и сказали: «Отлично, мы можем получить его в полгода!»
«Они не учли то, что у нас был отличный концепт, который всё равно нуждался в доводке и усовершенствовании. Мы ответили им: «Нет, вы не получите его в полгода. Нам нужно разработать все эти новые части и испытать их; это займёт около трёх лет.»
«Конечно, они ответили, что это совершенно неприемлемо, и мы собрали группу — команду подобранных Роном Хатчкинсоном людей — чтобы ускорить запуск производства в самое короткое время.»
Собранная команда соединила усилия инженеров, специалистов по стилю и маркетологов для того, чтобы сократить трёхгодичную разработку вдвое, с целью выпустить новую модель в 1984. Хатчкинсон и его команда изолировались на своём собственном пространстве для близкого взаимодействия и быстроты работы. В этой книге мы будем называть их Команда Софтейл.
Несмотря на давление времени, команда Софтейл потратила много усилий для того, чтобы усовершенствовать Sub Shock. Они использовали компьютерное моделирование и структурно-инженерные приёмы для того, чтобы сделать конструкцию более жёсткой, тесно работали со специалистами по Стилю, чтобы получить правильный вид. Вскоре образец был готов для тестов и дальнейших усовершенствований, что шло быстрыми темпами благодаря командной координации.
Для Била Дэйвиса — человека, который всё делал сам — расположенные внизу, под трансмиссией, аморты были самым проблематичным компонентом. Для Харлей Дэвидсона они не представляли проблемы. Цитируя Марка Таттла, «Мы просто пришли к нашему производителю амортизаторов с графиками нагрузки и сказали: «Нам нужны аморты с такими-то характеристиками, которые уместятся в таком-то пространстве», а остальное предоставили им. Это преимущество, которое есть у фабрики. Мы можем позвать кого-то, кто имеет узкоспециализированные познания чтобы разработать для нас нужную деталь.»
В этом случае этим «кем-то» была японская компания — Showa, которая начала делать XL и FX вилки для Харли в 1970 и постепенно взяла на себя все связанные с подвеской дела ХД. Так как новые аморты расположены горизонтально и работают на растяжение, выбор снова пал на Шову. Несмотря на эти условия, вспоминает Був, «Шова моментально влилась в проект софтейла и придумала газовые амортизаторы, которые отлично работали.»
Стилистическая цель в разработке мотоцикла была добиться «правильного вида хардтейла», как вспоминает один из участников команды. Это значило больше, чем просто спрятать амортизаторы и ось маятника; это значило уловить чистый стиль ранних Харли. Ключевым моментом в этом воссоздании была Линия — прямая от верхней точки бензобака до задней оси — возвращение к изящному виду Наклхеда. Вилли Г. И команда Софтейл продолжили следовать направлению Дэйвиса и получили тот вид, который хотели.
Второй важной частью вида был классический маслобак-подкова в форме буквы U, который огибал аккумулятор. Инженеры Харли беспокоились, что тепло от горячего масла повредит батарею. Но этот маслобак был неотъемлемой частью стиля, да и другого, более удачного места для аккума не было, поэтому они разработали аккумулятор, который мог работать под нагревом.
Ввиду того, что пружинные «тракторные» сиденья вышли из моды в ранних 80х, горловина нового маслобака располагалась справа сбоку, так как установленное на раме седло софтейла закрывало бы традиционную, расположенную наверху горловину.
Чтобы сделать стиль законченным, Вилли Г. И его помощник Луи Нетц сделали то, что до них уже сделал Билл Дэйвис при постройке байка из рекламы в журнале «Беспечный Ездок»: они добавили в концепцию чопперный стиль FXWG Вайд Глайда. Как и Софтейл, Вайд Глайд был другой великой идеей, которую Харли Дэвидсон почерпнул из афтермаркета. Этот вид изначально достигался тем, что с вилки стандартного Гидра Глайда убирались кожухи вилки и фары, перья заменялись на более длинные, большая фара — на меленькую, а стаканы вилки обрабатывались на токарном станке для того, чтобы избавить от лишних креплений и сделать «тощий» вид. Добавьте сюда ещё узкое 21 колесо, крыло-бикини (Прим. Пер. — аскетичное крыло, едва закрывающее колесо сверху, но дающее разглядеть колесо сбоку) — и передок мотоцикла получит тот самый изящный, открытый вид, «Вайд Глайд» на чопперном жаргоне. Поклонники чопперов строили себе подобные байки на протяжении многих лет, но, рассказывает Ваухн Билз, скоро фишку просекли и южнокалифорнийские дилеры. Они начали строить и продавать их как «Вайд Глайды» на несколько лет раньше, чем Харли Дэвидсон. «За основу они брали старые полицейские байки с огромным пробегом», говорит Билз, «и они продавали эту хренотень по той же цене, что и новые Харли. Я подумал, что если люди хотят платить такие деньги за них, то им они позарез нужны. Вайд Глайд был чертовски хорошим мотоцикл для внедрения в производство. Думаю, глава маркетинга и я — единственные, кто верил в это решение. Мы должны были противостоять всем остальным, чтобы сделать это.»
Первое, что бросалось в глаза, был Вайд-глайдный вид вилки софтейла: тощее спицованное 21 колесо с хромированным ободом, сильно урезанное переднее крыло, один тормозной диск, крошечная хромированная фара и хромированные траверсы. Одновременно и для стиля, и для удобства высокие хромированные стойки руля Вайд Глайда на Софтейле были немного наклонены назад. Спидометр Софтейла расположили на баке, сделав руль свободным от всяких наворотов и разгруженным.
Вилли Г. и Луи также украсили Софтейл 5-галлонным (Прим. Пер. — почти 19 литровым) баком «Мега Боб», который выделял стройную, воздушную вилку Вайд Глайда. На каждой стороне бака они расположили классическую позолоченную эмблему Харли Дэвидсона. В свой первый год модель продавалась в двух цветах: Vivid Blak (блестящий чёрный) и Candy Red (Карамельный Красный), оба с золотым пинстрайпом (Прим. Пер. — тонкие декоративные линии).
Сзади они установили короткое крыло Вайд Глайда со стоп-сигналом и креплением номера. Поверх этого седла они установили сиденье, сделанное специально под новую модель. Плотно сбитое седло с глубокой «ступенькой» давало самую низкую посадку для больших байков: 25,3 дюйма (Прим. Пер. — около 64 см) и получило кличку «ракушка». Журнал «Цикл» в феврале 1985го пошутил на эту тему: «Если седло сделать ещё ниже, высокие ездоки на светофорах смогут опускать колени на землю.»
Однако Софтейл не был просто красавчиком. Его сердце — новый сияющий алюминиевый двигатель Эволюшн, жёстко установленный для того, чтобы передавать те самые привычные, хорошие вибрации через раму ездоку. Никакой резины в двигателе — цепи даже в первичке и на колесе. Коробка передач была тоже традиционной — 4 передачи и кикстартер. Справа на V-образном двигателе располагался круглый воздушный фильтр (после многих лет засилья предыдущего, огромного и отвратительного), прямо как на старых Харли. Короткие двойные глушители завершали чопперный вид.
Меньше чем через полтора года после покупки разработки Дэйвиса — Sub Shock, ХД с гордостью представил заводскую версию, FXST Softail, мото-прессе в июне 1983 года как модель 1984. Как и следовало ожидать, байкерские издания («Беспечный ездок», «Суперцайкл» и другие) полюбили его. Тоже самое сделали и их читатели. Что было ещё лучше и рвало шаблон — более мейнстримные издания выразили свои восхищение и зависть.
Предполагалось, что именно новый двигатель, Эволюшн, будет звездой в обзорах прессы, но Софтейл был таким новым и классно выглядящим, что он буквально «украл шоу». Пиарщики Харли пытались вернуть внимание к достоинствам Эво и прочим улучшениям в линейке 1984, но все столпились вокруг нового задиристого заводского чоппера Харли.
Вся суть Софтейла была в стиле, но помимо этого он ещё и весьма неплохо работал, так что даже те редакторы, которые месяц за месяцем подлизывались к более позднему Интерсептеру и имитациям Харли из Японии, не смогли серьёзно придраться к нему. «На 55 милях в час вибрации вполне терпимые», писал редактор «Цикла» в статье январского выпуска`84. Однако они не могли не съязвить, что из-за этих вибраций «четырёх ступенчатая коробка передач на 80 инчевом моторе (Прим. Пер. — 1340 куб. см.) — это самое эффективное устройство ограничения скорости, известное человечеству.» Тем не менее, эти же редакторы признавали неотъемлемую привлекательность FXST, называя его «мчащейся рамкой (
Что было ещё лучше, новая «мчащаяся рамка» Харли понравилась огромному числу тех, кто до этого был равнодушен к ХД: они тоже представляли себя оседлавшим Софтейл — вибрировал тот или нет. Это являлось истинной данью уважения навыкам Вилли, Луи и Дэйвиса. Новый Софтейл ощущался и звучал правильно, каждый из компании мог по праву гордиться им.
Цена в 7,999 за новый Софтейл была больше, чем за любой другой Харли не-бэггер. Несмотря на это его продажи в первый же год появления превзошли все прочие Биг Твины Харли, оправдывая прогнозы Билза, Блюштейна и прочих, кто верил в Софтейл. На радость совсем обнищавшей к моменту запуска компании, оглушительный успех софтейла почти не затронул продажи прочих Биг Твинов (Прим. Пер. — имеется ввиду, не оттянул на себя одеяло, заняв свою нишу, которую он же сам и создал).
Успех Софтейла поднял продажи с 31 процента на внутреннем рынке до 38,741 — феноменальный рост в год, когда рынок мотоциклов США всё глубже и глубже опускался на дно в течении 1980х. Ямаха, для примера, потеряла 150 миллионов долларов в США на конец 1984го года, когда пыталась демпинговать тысячами Vision и XS650 в розничной торговле. Чтобы понять масштабы потерь Ямахи, это примерно вдвое больше той суммы, которую Билз и друзья заплатили МоКо, чтобы выкупить компанию в июне 1981 (Прим. Пер. — у компании AMF). (Зловещим знаком для ХД было то, что единственная на тот год модель Ямахи, не испытывающая проблем с реализацией, была сделанная в стиле Харли Ямаха Вираго, продажи которой шли так быстро, что некоторые мото-журналы не успевали получить хотя бы одну для тест-драйва. )
И лучше всего было то, что, цитируя самого Билза, «Однажды создав Софтейл, мы можем творить с ним любые чудеса!» И вскоре они начали…
Продолжение следует...
Часть вторая
Часть третья
«Это будет самый продаваемый Харли Дэвидсон!»
-президент компании Ваухн Билз, увидевший прототип Софтейла.
Пока инженеры МоКо начали модифицировать прототип Билла Дэйвиса в модель для массового производства, дела ХД стали хуже некуда.
«Спад ударил по автомобильной промышленности чуть раньше» — объясняет Том Гелб, бывший вице-президент по управлению, «и внезапно в марте 82го он дошёл до нас. В то время японские мотокопании уже около 18 месяцев как наладили дела в этой стране, и они продавали двух- и трёхлетние байки «прямо из коробки» (то есть без пробега) со скидками, чем подорвали рынок. Вспоминаю, у нас было собрание по поводу будущего курса компании, и на следующей неделе мы урезали производство вдвое, уволили 40% рабочей силы, где-то на 12% уменьшили зарплату управляющим и на 10% — рабочим.»
Что Харли действительно было нужно для того, чтобы выбраться из этой дыры — это классная новая модель, и Ваухн Билз и остальные были уверены, что основой станет Sub Shock. На встрече комитета продуктового планирования он предсказывал, что «это будет самый продаваемый Харли Дэвидсон!» «Софтейл — это взрывной концепт», объяснял он. «Он снова оживляет стиль техники прошлого поколения. У японцев нет этого наследия, но оно есть у нас. Это позволяет делать нам то, что уникально по своей сути.»
Маркетинг всегда лез поперёк батьки в пекло, по мнению уже ушедшего на пенсию вице-президента по разработке Марка Таттла: «Маркетологи увидели тот мотоцикл (прототип Дэйвиса, по их предположению полностью готовый к массовому производству) и сказали: «Отлично, мы можем получить его в полгода!»
«Они не учли то, что у нас был отличный концепт, который всё равно нуждался в доводке и усовершенствовании. Мы ответили им: «Нет, вы не получите его в полгода. Нам нужно разработать все эти новые части и испытать их; это займёт около трёх лет.»
«Конечно, они ответили, что это совершенно неприемлемо, и мы собрали группу — команду подобранных Роном Хатчкинсоном людей — чтобы ускорить запуск производства в самое короткое время.»
Команда Софтейл.
Собранная команда соединила усилия инженеров, специалистов по стилю и маркетологов для того, чтобы сократить трёхгодичную разработку вдвое, с целью выпустить новую модель в 1984. Хатчкинсон и его команда изолировались на своём собственном пространстве для близкого взаимодействия и быстроты работы. В этой книге мы будем называть их Команда Софтейл.
Несмотря на давление времени, команда Софтейл потратила много усилий для того, чтобы усовершенствовать Sub Shock. Они использовали компьютерное моделирование и структурно-инженерные приёмы для того, чтобы сделать конструкцию более жёсткой, тесно работали со специалистами по Стилю, чтобы получить правильный вид. Вскоре образец был готов для тестов и дальнейших усовершенствований, что шло быстрыми темпами благодаря командной координации.
Для Била Дэйвиса — человека, который всё делал сам — расположенные внизу, под трансмиссией, аморты были самым проблематичным компонентом. Для Харлей Дэвидсона они не представляли проблемы. Цитируя Марка Таттла, «Мы просто пришли к нашему производителю амортизаторов с графиками нагрузки и сказали: «Нам нужны аморты с такими-то характеристиками, которые уместятся в таком-то пространстве», а остальное предоставили им. Это преимущество, которое есть у фабрики. Мы можем позвать кого-то, кто имеет узкоспециализированные познания чтобы разработать для нас нужную деталь.»
В этом случае этим «кем-то» была японская компания — Showa, которая начала делать XL и FX вилки для Харли в 1970 и постепенно взяла на себя все связанные с подвеской дела ХД. Так как новые аморты расположены горизонтально и работают на растяжение, выбор снова пал на Шову. Несмотря на эти условия, вспоминает Був, «Шова моментально влилась в проект софтейла и придумала газовые амортизаторы, которые отлично работали.»
Правильный вид Хардтейла.
Стилистическая цель в разработке мотоцикла была добиться «правильного вида хардтейла», как вспоминает один из участников команды. Это значило больше, чем просто спрятать амортизаторы и ось маятника; это значило уловить чистый стиль ранних Харли. Ключевым моментом в этом воссоздании была Линия — прямая от верхней точки бензобака до задней оси — возвращение к изящному виду Наклхеда. Вилли Г. И команда Софтейл продолжили следовать направлению Дэйвиса и получили тот вид, который хотели.
Второй важной частью вида был классический маслобак-подкова в форме буквы U, который огибал аккумулятор. Инженеры Харли беспокоились, что тепло от горячего масла повредит батарею. Но этот маслобак был неотъемлемой частью стиля, да и другого, более удачного места для аккума не было, поэтому они разработали аккумулятор, который мог работать под нагревом.
Ввиду того, что пружинные «тракторные» сиденья вышли из моды в ранних 80х, горловина нового маслобака располагалась справа сбоку, так как установленное на раме седло софтейла закрывало бы традиционную, расположенную наверху горловину.
Чтобы сделать стиль законченным, Вилли Г. И его помощник Луи Нетц сделали то, что до них уже сделал Билл Дэйвис при постройке байка из рекламы в журнале «Беспечный Ездок»: они добавили в концепцию чопперный стиль FXWG Вайд Глайда. Как и Софтейл, Вайд Глайд был другой великой идеей, которую Харли Дэвидсон почерпнул из афтермаркета. Этот вид изначально достигался тем, что с вилки стандартного Гидра Глайда убирались кожухи вилки и фары, перья заменялись на более длинные, большая фара — на меленькую, а стаканы вилки обрабатывались на токарном станке для того, чтобы избавить от лишних креплений и сделать «тощий» вид. Добавьте сюда ещё узкое 21 колесо, крыло-бикини (Прим. Пер. — аскетичное крыло, едва закрывающее колесо сверху, но дающее разглядеть колесо сбоку) — и передок мотоцикла получит тот самый изящный, открытый вид, «Вайд Глайд» на чопперном жаргоне. Поклонники чопперов строили себе подобные байки на протяжении многих лет, но, рассказывает Ваухн Билз, скоро фишку просекли и южнокалифорнийские дилеры. Они начали строить и продавать их как «Вайд Глайды» на несколько лет раньше, чем Харли Дэвидсон. «За основу они брали старые полицейские байки с огромным пробегом», говорит Билз, «и они продавали эту хренотень по той же цене, что и новые Харли. Я подумал, что если люди хотят платить такие деньги за них, то им они позарез нужны. Вайд Глайд был чертовски хорошим мотоцикл для внедрения в производство. Думаю, глава маркетинга и я — единственные, кто верил в это решение. Мы должны были противостоять всем остальным, чтобы сделать это.»
Первое, что бросалось в глаза, был Вайд-глайдный вид вилки софтейла: тощее спицованное 21 колесо с хромированным ободом, сильно урезанное переднее крыло, один тормозной диск, крошечная хромированная фара и хромированные траверсы. Одновременно и для стиля, и для удобства высокие хромированные стойки руля Вайд Глайда на Софтейле были немного наклонены назад. Спидометр Софтейла расположили на баке, сделав руль свободным от всяких наворотов и разгруженным.
Вилли Г. и Луи также украсили Софтейл 5-галлонным (Прим. Пер. — почти 19 литровым) баком «Мега Боб», который выделял стройную, воздушную вилку Вайд Глайда. На каждой стороне бака они расположили классическую позолоченную эмблему Харли Дэвидсона. В свой первый год модель продавалась в двух цветах: Vivid Blak (блестящий чёрный) и Candy Red (Карамельный Красный), оба с золотым пинстрайпом (Прим. Пер. — тонкие декоративные линии).
Сзади они установили короткое крыло Вайд Глайда со стоп-сигналом и креплением номера. Поверх этого седла они установили сиденье, сделанное специально под новую модель. Плотно сбитое седло с глубокой «ступенькой» давало самую низкую посадку для больших байков: 25,3 дюйма (Прим. Пер. — около 64 см) и получило кличку «ракушка». Журнал «Цикл» в феврале 1985го пошутил на эту тему: «Если седло сделать ещё ниже, высокие ездоки на светофорах смогут опускать колени на землю.»
Однако Софтейл не был просто красавчиком. Его сердце — новый сияющий алюминиевый двигатель Эволюшн, жёстко установленный для того, чтобы передавать те самые привычные, хорошие вибрации через раму ездоку. Никакой резины в двигателе — цепи даже в первичке и на колесе. Коробка передач была тоже традиционной — 4 передачи и кикстартер. Справа на V-образном двигателе располагался круглый воздушный фильтр (после многих лет засилья предыдущего, огромного и отвратительного), прямо как на старых Харли. Короткие двойные глушители завершали чопперный вид.
Подготовка к прайм-тайму.
Меньше чем через полтора года после покупки разработки Дэйвиса — Sub Shock, ХД с гордостью представил заводскую версию, FXST Softail, мото-прессе в июне 1983 года как модель 1984. Как и следовало ожидать, байкерские издания («Беспечный ездок», «Суперцайкл» и другие) полюбили его. Тоже самое сделали и их читатели. Что было ещё лучше и рвало шаблон — более мейнстримные издания выразили свои восхищение и зависть.
Предполагалось, что именно новый двигатель, Эволюшн, будет звездой в обзорах прессы, но Софтейл был таким новым и классно выглядящим, что он буквально «украл шоу». Пиарщики Харли пытались вернуть внимание к достоинствам Эво и прочим улучшениям в линейке 1984, но все столпились вокруг нового задиристого заводского чоппера Харли.
Вся суть Софтейла была в стиле, но помимо этого он ещё и весьма неплохо работал, так что даже те редакторы, которые месяц за месяцем подлизывались к более позднему Интерсептеру и имитациям Харли из Японии, не смогли серьёзно придраться к нему. «На 55 милях в час вибрации вполне терпимые», писал редактор «Цикла» в статье январского выпуска`84. Однако они не могли не съязвить, что из-за этих вибраций «четырёх ступенчатая коробка передач на 80 инчевом моторе (Прим. Пер. — 1340 куб. см.) — это самое эффективное устройство ограничения скорости, известное человечеству.» Тем не менее, эти же редакторы признавали неотъемлемую привлекательность FXST, называя его «мчащейся рамкой (
Прим. Пер. — в данном контексте имеется ввиду рама картины обрамление, украшение
) для индивидуальности ездока» И кто из фанатов Харли не видел себя на этой картине?Что было ещё лучше, новая «мчащаяся рамка» Харли понравилась огромному числу тех, кто до этого был равнодушен к ХД: они тоже представляли себя оседлавшим Софтейл — вибрировал тот или нет. Это являлось истинной данью уважения навыкам Вилли, Луи и Дэйвиса. Новый Софтейл ощущался и звучал правильно, каждый из компании мог по праву гордиться им.
Цена в 7,999 за новый Софтейл была больше, чем за любой другой Харли не-бэггер. Несмотря на это его продажи в первый же год появления превзошли все прочие Биг Твины Харли, оправдывая прогнозы Билза, Блюштейна и прочих, кто верил в Софтейл. На радость совсем обнищавшей к моменту запуска компании, оглушительный успех софтейла почти не затронул продажи прочих Биг Твинов (Прим. Пер. — имеется ввиду, не оттянул на себя одеяло, заняв свою нишу, которую он же сам и создал).
Успех Софтейла поднял продажи с 31 процента на внутреннем рынке до 38,741 — феноменальный рост в год, когда рынок мотоциклов США всё глубже и глубже опускался на дно в течении 1980х. Ямаха, для примера, потеряла 150 миллионов долларов в США на конец 1984го года, когда пыталась демпинговать тысячами Vision и XS650 в розничной торговле. Чтобы понять масштабы потерь Ямахи, это примерно вдвое больше той суммы, которую Билз и друзья заплатили МоКо, чтобы выкупить компанию в июне 1981 (Прим. Пер. — у компании AMF). (Зловещим знаком для ХД было то, что единственная на тот год модель Ямахи, не испытывающая проблем с реализацией, была сделанная в стиле Харли Ямаха Вираго, продажи которой шли так быстро, что некоторые мото-журналы не успевали получить хотя бы одну для тест-драйва. )
И лучше всего было то, что, цитируя самого Билза, «Однажды создав Софтейл, мы можем творить с ним любые чудеса!» И вскоре они начали…
Продолжение следует...
- Andante
- Павел
- 17 октября 2013 в 13:58
- 3
- +39
- DEaDcustomS
- 17 октября 2013 в 15:44
- ↓
смотрю перевод во всю)) ты лучше мануал зубри как отче наш чтоб нам потом зимой не маяться
- DEaDcustomS
- 17 октября 2013 в 15:55
- ↓
да на доме в мастерской с бородой немного прибрались уже так что можно и там чикрыжить, на стене места много чтоб сделать BIKEHOUSE v2.0 )))
Ну, есть ещё всякие мелкие детали типа внешних маслопроводов на маслобаке (на твинкамах к этой красоте, кстати, вернулись опять) + он в первый год своего появления он был цепным. Изменения по технической части тоже были на протяжении всей жизни Эво-байков, но по большей части он очень чётко придерживался заложенным самим собой канонам =)
Изменения по технической части тоже были на протяжении всей жизни Эво-байковПодтверждаю! Если задумаешься о ХД или просто ради интереса, можешь посмотреть афтермаркет на Эво-поколение. Это только кажется, что 15 лет они делали один и тот же мотор и соответственно одни и те же модели. На некоторые запчасти есть четкая градация, допустим 1984-1991 и отдельно 1991-1999.
Четырехступка для такого объема — это, конечно, конретная кострация мотора!Я вот тоже люто, бешено негодую от 5-ступки на своем 102-инчевом Ворриоре… Ограничитель скорости, мать его.
Паш, огромное спасибо тебе за цикл статей.
Прям интересно стало про Софтейл, притом что я эту модель воспринимаю исключительно как «имиджевый» аппарат, а не как рабочую лошадку (в отличие от Шпрота, Дайны, Турингов).
Сам вот думаю в межсезонье чем-нибудь разродиться, типа сводного обзора афтермаркет-производителей механики (S&S, JIMS, Revtech, Ultima) с анализом ТТХ и отзывов на форумах.
А еще бонусом, пара интересных фактов, может знаешь может нет:
1. В период 1984-1999 выпускались такие забавные, но малоизвестные модели типа FLH Tour Glide (она вообще с 1980 шла еще на Шовелах) и FLHS Electra Glide Sport. Кого-то они мне напоминают ))
2. Последним выпущенным заводским аппаратом на большом Эво был внезапно FXR (2000), и он же (FXR) стал первым аппаратом в линейке CVO. А еще на FXR Билл Зейн намотал миллион миль…
* че-то меня на тему Эво понесло, пора закругляться :) *
Там было два поколения двигателей, которые имели довольно серьёзные модификации. Но мелкие изменения то тут, то там вносились часто, правда, в большинстве случаев они все более-менее взаимоприемлемы.
Про Спорт Глайд знаю, хотя серьёзно не интересовался историей турингов.
Фиксеры вообще интересные и знаковые мотоциклы, хотя я скорее их больше уважаю, нежели люблю =)
Про Спорт Глайд знаю, хотя серьёзно не интересовался историей турингов.
Фиксеры вообще интересные и знаковые мотоциклы, хотя я скорее их больше уважаю, нежели люблю =)
- georgekiev
- 17 октября 2013 в 16:24
- ↓
Спасибо тебе большое, Паш!)
Мужики, расскажите, а нахрена Харли маслобак? Какую функцию он выполняет, почему он именно ТАМ?
Есть где-то инфа об устройстве двигателя Харли?
Пока развернутого ничего найти не смог:(
Мужики, расскажите, а нахрена Харли маслобак? Какую функцию он выполняет, почему он именно ТАМ?
Есть где-то инфа об устройстве двигателя Харли?
Пока развернутого ничего найти не смог:(
- DEaDcustomS
- 17 октября 2013 в 16:28
- ↑
- ↓
маслобак нужен потому что двигатель с сухим картером. а чем двинун ХД принципиально отличается от других?
- georgekiev
- 17 октября 2013 в 16:45
- ↑
- ↓
Спасибо! вопрос снят, теперь ясно, что гуглить:)
Ранее про сухой картер не слышал :(
Ранее про сухой картер не слышал :(
Тем, что он ТруЪ =D В остальном всё примерно тоже самое)
А если серьёзно, то принцип работы, конечно же, точно такой же, как и у остальных 4х-тактников. А вот исполнение в современном мире достаточно оригинальное: помимо сухого картера у бигтвинов Харли (кроме v-rod семейства) кпп и первичка — отдельные узлы, в то время как у японцев всё скомпоновано в один агрегат. Ну и в целом архитектура ХД более простая и понятная, нежели навороченные современные движки. Правда, к новым моделям это не относится, там одной электроники столько, что иной компьютерный клуб позавидует =)
А если серьёзно, то принцип работы, конечно же, точно такой же, как и у остальных 4х-тактников. А вот исполнение в современном мире достаточно оригинальное: помимо сухого картера у бигтвинов Харли (кроме v-rod семейства) кпп и первичка — отдельные узлы, в то время как у японцев всё скомпоновано в один агрегат. Ну и в целом архитектура ХД более простая и понятная, нежели навороченные современные движки. Правда, к новым моделям это не относится, там одной электроники столько, что иной компьютерный клуб позавидует =)
у бигтвинов Харли (кроме v-rod семейства) кпп и первичка — отдельные узлы, в то время как у японцев всё скомпоновано в один агрегат.Кстати у Шпрота вроде бы тоже движок, КПП и первичка в одном картере. Имеем более компактное и более жесткое решение. Но модульность хромает. Адовейший дрэговый Open Belt Drive скажем на 3.35 (85мм) в первичку не воткнешь, КПП одним блоком не сменишь.
Правда, к новым моделям это не относитсяНа мотострейнджерс (именно тот ресурс, который на БП не слинкуешь) есть схема работа Эво и Твинкама. Я сначала был уверен, что на ТК привод распредвалов тоже шестернями. Шестерня — ТРУЪ, ибо она железная, ее износить надо постараться.
Оказалось — йух! Коленвал приводит оба распредвала (точнее один через другой)… барабанная дробь… цепями. Занавес.
* EPIC FACEPALM *
Не зря S&S и иже с ними производят афтермаркет-узлы для замены цепей на шестерни в ГРМ.
Да, но я шпрота не упомянул, потому что он не Бигтвин =)Логично, что не упомянул, ибо не биг-твин :)
Шестерни, кстати, помимо всего прочего довольно шумные, судя по отзывам.А то. Кстати, по отзывам — ременной привод первички тоже шумит. А учитывая, что все belt drives, которые я видел, идут в комплекте с сухим сцеплением, «прокачанный» таким образом Х-Д вообще становится лязгающим монстром. Настоящий дизель-панковский мотоцикл и должен таким быть, need MOAR механических шумов! )))
твой варриор слизан не скажу с чего, только сделан хуже, это исключение из правила на харлее всю жизнь привод был шестернями, до чего японцы делая варриор додумались в 2002-ом году, куряга, у тебя на ворриоре приблуда позади коробки стоит с которой я смеялся 2 дня, доп вал с приводом дополнительной цепью для того чтобы пространство занять образовавшееся чем ни будь так что не смеши меня своим породием на мотоцикл
В этом случае этим «кем-то» была японская компания — Showa, которая начала делать XL и FX вилки для Харли в 1970 и постепенно взяла на себя все связанные с подвеской дела ХД. Так как новые аморты расположены горизонтально и работают на растяжение, выбор снова пал на Шову. Несмотря на эти условия, вспоминает Був, «Шова моментально влилась в проект софтейла и придумала газовые амортизаторы, которые отлично работали.»
Сильно.Хотя и не уменьшает заслуг ХД.
Сильно.Хотя и не уменьшает заслуг ХД.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (49)
RSS свернуть / развернуть