Блог им. Andante → История модели Harley Davidson Softail. Билл Дэйвис и Первый Софтейл.
Первая часть.
Наша история начинается не в залах славы Харли Дэвидсона и даже не в Милуоки, а в в гараже одного байкера в Миссури.
Билл Дэйвис, любитель кататься, кастомайзер и инженер-механик из Сент-Луиса, штат Миссури, становился очень грустным байкером, когда видел свой Супер Глайд 1972 года. Поэтому он начал набрасывать план по кастомизации Харли в то, что он действительно хотел. «Мне нравился вид кастомного хардтейла» — говорит Дэйвис – «но я хотел бы ездить на нём достаточно далеко, а значит ни о какой отвратительной жёсткой подвеске не могло идти и речи.»
Производители афтермаркета того времени предлагали несколько рам, которые претендовали на вид хардтейла и комфорт амортов с маятником. «Они все использовали схему свечной подвески», объясняет Дэйвис. «Мне они казались ни эффективными, ни наделёнными красотой жёсткой подвески. Я думал, что должен быть вариант получше, и я решил построить его для себя.»
Дэйвис начал экспериментировать с несколькими разными типами подвесок на его Супер Глайде в 74-75 гг. Вскоре он отладил конструкцию, которая давала ему и вид правильного хардтейла, и настоящую рабочую подвеску: треугольный маятник с осью вращения на вертикальном элементе, между верхней и нижней гранями.
У маятника Дэйвиса были сходные черты с подвеской, которая использовалась в Винсенте Rapide и Black Shadow 1940, а также в кроссовых моделях Ямахи 1970, однако причины для использования схожих решений были совершенно противоположными. Обе компании старались выставить свою подвеску напоказ, в то время как целью Дэйвиса был вид хардтейла, то есть он старался скрыть факт того, что подвеска вообще есть. Дэйвис умно спрятал под сиденьем двойную пружину с одинарным амортизатором от снегохода, который обеспечивал мягкость. Рама проектировалась таким образом, чтобы скрыть ось вращения маятника.
Чтобы продолжить линию от маятника и завершить вид хардтейла, Дэйвис согнул трубы рамы своего Супер Глайда так, чтобы они выглядели как продолжение маятника. Последним штрихом стал кастомный масляный бак, который подражал подседельному баку-подкове Наклхедов и Панхедов.
Дэйвис настолько успешно модифицировал свой Супер Глайд (тогда он ещё не не придумал название новой подвеске) под вид хардтейла, что, по его словам, «только люди, которые по-настоящему разбирались в Харлеях могли догадаться, где там подвеска. Он выглядел реально круто. Многие говорили мне, что мой прототип выглядит лучше, чем то, что они видели раньше. Я вынес вилку при помощи удлинённых больше чем на 10 дюймов перьев и кастомных траверс, и убрал все декали с надписью AMF (Прим. Пер. — компания American Machine and Foundry, купившая Харли в 1969 году. В годы её «правления» имидж компании сильно пострадал от упавшего качества и неоднозначных решений). Этот байк выглядел как нечто большее, чем просто поздние чопперы с хардтейлом, благодаря уйме ручного труда, потраченного на него.»
Прототип Дэйвиса имел вид чоппера с хардтейлом, но создатель всё ещё не был до конца удовлетворён, потому что седло ещё было слишком высоко и маслобак не выглядел правильно. После некоторых улучшений, он смог достаточно опустить седло и разобраться с баком.
Когда байк был готов, Дэйвис сделал то, что было естественным: он с гордостью ездил на нём везде. «Он работал отлично», вспоминает он, «но пружины были мягковаты. Я заменил их на те, что были пожёстче, и это было идеально.» Билл отправился в долгую поездку. Куда бы он ни приезжал, «люди, которые по-настоящему знали Харли говорили, как сильно им нравится мой мотоцикл.» Этот исторический аппарат мы называем Первый Софтейл.
Так как мотоцикл понравился людям, Дэйвис задумался о постройке и продаже копий. Он нанял поверенного и оформил патент на свою разработку. Это не отняло у него много времени, так как он подсчитал, что проще и дешевле делать уже готовые кастомные рамы, чем комплекты по изменению заводских. Билл начал готовить рамы для производства.
Пока Дэйвис копался во всём этом, ему пришла в голову идея получше: а почему бы не показать его прототип самой компании ХД? Он взял телефон, набрал номер МоКо и попросил позвать Вилли Г.(Прим. пер. — Вице-президент компании по стилю) «В те времена всё было попроще, меня с ним соединили», вспоминает Билл. Вилли Г. Был доброжелателен, и они договорились о встрече.
«Я сел на байк и погнал в Милуоки в компании друга, который только что купил себе голдвинг», вспоминает Дэйвис. «Это был август 1976, и была жара!» После того, как они заехали на фабрику на Джуно авеню (прим. Пер. — там располагается завод ХД) и встретились с Луи Нетцом (Правая рука Вилли Г. По вопросам стиля), Дэйвис проводил Нетца и нескольких инженеров к своему байку, чтобы показать им свой псевдохардтейл. Прототип оказался настолько кастомным, что один из инженеров спросил: «Тут вообще осталось что-нибудь от Харли?» Позже к ним спустился и сам Вилли Г.
«Они были очень, очень впечатлены», вспоминает Дэйвис, «но никаких предложений я тогда не получил. Я не слышал от них ничего ещё шесть месяцев. Тогда мне пришло письмо от Вилли Г., который писал: «Наш штат инженеров сейчас заполнен, но мы заинтересованы.»
Так или иначе, Дэйвис не сидел сложа руки в ожидании звонка Вилли Г. «После этого я подумал, что, может быть, обойдусь своими силами. Я усовершенствовал конструкцию для упрощения производства, так как с воспроизведением моего прототипа были проблемы. После постройки всех приспособ для работы, Дэйвис снабдил своими рамами всех других кастомайзеров в Сент Луисе и окрестностях. Варя рамы, Билл придумал, как ещё больше занизить седло, используя двойные амортизаторы (пока всё ещё под сиденьем, но уже параллельные трубам рамы) и сделать маслобак ещё ближе к тому виду, к которому он в итоге пришёл. Он сделал около десятка таких рам и даже разработал похожую раму для спортстера.
Пока Дэйвис работал над совершенствованием своего псевдохардтейла для массового производства, он сводил концы с концами, продавая самодельные детали и переделывая чужие рамы на заказ. Однажды один парень привёз свой Наклхед для того, чтобы Дэйвис кое-что переделал в раме. В магазинчике Дэйвиса парень с Наклом увидел новую разработку Билла, почувствовал заложенный в ней потенциал и начал уговаривать хозяина оформить партнёрство для продажи этих рам.
«Он был продажником, очаровывал людей — очень хорош в делах и общении с людьми.», говорит Дэйвис. «он отлично дополнял меня. Когда я согласился, он взял инициативу на себя.» (Билл не раскрывает имя своего партнёра, поэтому будем звать его просто «Бизнесмен» или «БМ» для краткости.)
И он начал дело. Перво-наперво БМ сделал маркетинговое исследование и разослал опросники по представителям индустрии чтобы прощупать рынок. Потом он выбил кредит для начала бизнеса, в то время как Дэйвис заканчивал доводку до ума своей подвески и делал инструментарий для мелкосерийного выпуска. Вскоре они открыли магазин и выбрали название для компании: Road Worx.
В процессе этого им позвонили из МоКо. В этот раз это был Джефф Блюштейн (Тогда — вице-президент инженерного отдела компании, сейчас CEO). Блюштейну понравился концепт и он продвигал его в компании. Он убедил Дэйвиса, что компания всё ещё заинтересована в его разработке, и тот отправился в Милуоки чтобы выслушать их предложение. Дэйвису условия, предложенные Харли, показались так себе, и после консультации со своим адвокатом, он попросил большего. МоКо повысили ставки, но недостаточно, чтобы поменять его решение.
Вернувшись домой вновь разачарованным, Дэйвис завершил работы над последней значимой проблемой своей конструкции: он всё ещё был вынужден делать сиденье достаточно высоким, чтобы пружины не скребли по его изнанке. Он попробовал несколько вариантов перед тем как на него снизошло откровение.
«Практически в отчаянии», вспоминает он, «я понял, что нужно поместить аморты под трансмиссию. Это было реально непросто, но это реально решало все проблемы с высотой седла и позволяло сделать по настоящему правильно выглядящий маслобак.» (Стоит заметить, что мотоциклы с под-двигательными пружинами или амортами уже встречались в прошлом, даже у самого ХД — в модели Скат 1963 года.)
К сожалению, это создало новые серьёзные проблемы. «Все амортизаторы того времени, которые я знал, работали на сжатие, в то время как мне нужны были те, что работали на растяжение. И у меня было немного места для манёвров, так как если аморт был слишком большим, он будет торчать снизу и уменьшит клиренс.» В конце концов он сделал аморты из цилиндров, наполненных полиуретаном — полимером, который одновременно и пружинит, и гасит колебания по своей природе.
Дэйвис быстро построил прототип новой рамы, «одел» его как самую модную на тот момент Дайну Вайд Глайд FXWG и тут же приступил к дорожным тестам. Спустя много миль и тонких настроек, он в конце концов остался полностью удовлетворён работой новой подвески. Он даже придумал ей название: «sub shock» (Прим. Пер: «под-аморты»). Новая система оказалась даже аккуратней и правильней, чем Первый Софтейл. Плюс к этому она могла похвастаться такими инновациями, как ременной привод и тефлоновые сферические подшипники маятника.
Продолжение следует...
Наша история начинается не в залах славы Харли Дэвидсона и даже не в Милуоки, а в в гараже одного байкера в Миссури.
Билл Дэйвис, любитель кататься, кастомайзер и инженер-механик из Сент-Луиса, штат Миссури, становился очень грустным байкером, когда видел свой Супер Глайд 1972 года. Поэтому он начал набрасывать план по кастомизации Харли в то, что он действительно хотел. «Мне нравился вид кастомного хардтейла» — говорит Дэйвис – «но я хотел бы ездить на нём достаточно далеко, а значит ни о какой отвратительной жёсткой подвеске не могло идти и речи.»
Производители афтермаркета того времени предлагали несколько рам, которые претендовали на вид хардтейла и комфорт амортов с маятником. «Они все использовали схему свечной подвески», объясняет Дэйвис. «Мне они казались ни эффективными, ни наделёнными красотой жёсткой подвески. Я думал, что должен быть вариант получше, и я решил построить его для себя.»
Постройка Первого Софтейла.
Дэйвис начал экспериментировать с несколькими разными типами подвесок на его Супер Глайде в 74-75 гг. Вскоре он отладил конструкцию, которая давала ему и вид правильного хардтейла, и настоящую рабочую подвеску: треугольный маятник с осью вращения на вертикальном элементе, между верхней и нижней гранями.
У маятника Дэйвиса были сходные черты с подвеской, которая использовалась в Винсенте Rapide и Black Shadow 1940, а также в кроссовых моделях Ямахи 1970, однако причины для использования схожих решений были совершенно противоположными. Обе компании старались выставить свою подвеску напоказ, в то время как целью Дэйвиса был вид хардтейла, то есть он старался скрыть факт того, что подвеска вообще есть. Дэйвис умно спрятал под сиденьем двойную пружину с одинарным амортизатором от снегохода, который обеспечивал мягкость. Рама проектировалась таким образом, чтобы скрыть ось вращения маятника.
Чтобы продолжить линию от маятника и завершить вид хардтейла, Дэйвис согнул трубы рамы своего Супер Глайда так, чтобы они выглядели как продолжение маятника. Последним штрихом стал кастомный масляный бак, который подражал подседельному баку-подкове Наклхедов и Панхедов.
Дэйвис настолько успешно модифицировал свой Супер Глайд (тогда он ещё не не придумал название новой подвеске) под вид хардтейла, что, по его словам, «только люди, которые по-настоящему разбирались в Харлеях могли догадаться, где там подвеска. Он выглядел реально круто. Многие говорили мне, что мой прототип выглядит лучше, чем то, что они видели раньше. Я вынес вилку при помощи удлинённых больше чем на 10 дюймов перьев и кастомных траверс, и убрал все декали с надписью AMF (Прим. Пер. — компания American Machine and Foundry, купившая Харли в 1969 году. В годы её «правления» имидж компании сильно пострадал от упавшего качества и неоднозначных решений). Этот байк выглядел как нечто большее, чем просто поздние чопперы с хардтейлом, благодаря уйме ручного труда, потраченного на него.»
Прототип Дэйвиса имел вид чоппера с хардтейлом, но создатель всё ещё не был до конца удовлетворён, потому что седло ещё было слишком высоко и маслобак не выглядел правильно. После некоторых улучшений, он смог достаточно опустить седло и разобраться с баком.
Когда байк был готов, Дэйвис сделал то, что было естественным: он с гордостью ездил на нём везде. «Он работал отлично», вспоминает он, «но пружины были мягковаты. Я заменил их на те, что были пожёстче, и это было идеально.» Билл отправился в долгую поездку. Куда бы он ни приезжал, «люди, которые по-настоящему знали Харли говорили, как сильно им нравится мой мотоцикл.» Этот исторический аппарат мы называем Первый Софтейл.
Так как мотоцикл понравился людям, Дэйвис задумался о постройке и продаже копий. Он нанял поверенного и оформил патент на свою разработку. Это не отняло у него много времени, так как он подсчитал, что проще и дешевле делать уже готовые кастомные рамы, чем комплекты по изменению заводских. Билл начал готовить рамы для производства.
Первый взгляд Харли.
Пока Дэйвис копался во всём этом, ему пришла в голову идея получше: а почему бы не показать его прототип самой компании ХД? Он взял телефон, набрал номер МоКо и попросил позвать Вилли Г.(Прим. пер. — Вице-президент компании по стилю) «В те времена всё было попроще, меня с ним соединили», вспоминает Билл. Вилли Г. Был доброжелателен, и они договорились о встрече.
«Я сел на байк и погнал в Милуоки в компании друга, который только что купил себе голдвинг», вспоминает Дэйвис. «Это был август 1976, и была жара!» После того, как они заехали на фабрику на Джуно авеню (прим. Пер. — там располагается завод ХД) и встретились с Луи Нетцом (Правая рука Вилли Г. По вопросам стиля), Дэйвис проводил Нетца и нескольких инженеров к своему байку, чтобы показать им свой псевдохардтейл. Прототип оказался настолько кастомным, что один из инженеров спросил: «Тут вообще осталось что-нибудь от Харли?» Позже к ним спустился и сам Вилли Г.
«Они были очень, очень впечатлены», вспоминает Дэйвис, «но никаких предложений я тогда не получил. Я не слышал от них ничего ещё шесть месяцев. Тогда мне пришло письмо от Вилли Г., который писал: «Наш штат инженеров сейчас заполнен, но мы заинтересованы.»
Так или иначе, Дэйвис не сидел сложа руки в ожидании звонка Вилли Г. «После этого я подумал, что, может быть, обойдусь своими силами. Я усовершенствовал конструкцию для упрощения производства, так как с воспроизведением моего прототипа были проблемы. После постройки всех приспособ для работы, Дэйвис снабдил своими рамами всех других кастомайзеров в Сент Луисе и окрестностях. Варя рамы, Билл придумал, как ещё больше занизить седло, используя двойные амортизаторы (пока всё ещё под сиденьем, но уже параллельные трубам рамы) и сделать маслобак ещё ближе к тому виду, к которому он в итоге пришёл. Он сделал около десятка таких рам и даже разработал похожую раму для спортстера.
Road Worx
Пока Дэйвис работал над совершенствованием своего псевдохардтейла для массового производства, он сводил концы с концами, продавая самодельные детали и переделывая чужие рамы на заказ. Однажды один парень привёз свой Наклхед для того, чтобы Дэйвис кое-что переделал в раме. В магазинчике Дэйвиса парень с Наклом увидел новую разработку Билла, почувствовал заложенный в ней потенциал и начал уговаривать хозяина оформить партнёрство для продажи этих рам.
«Он был продажником, очаровывал людей — очень хорош в делах и общении с людьми.», говорит Дэйвис. «он отлично дополнял меня. Когда я согласился, он взял инициативу на себя.» (Билл не раскрывает имя своего партнёра, поэтому будем звать его просто «Бизнесмен» или «БМ» для краткости.)
И он начал дело. Перво-наперво БМ сделал маркетинговое исследование и разослал опросники по представителям индустрии чтобы прощупать рынок. Потом он выбил кредит для начала бизнеса, в то время как Дэйвис заканчивал доводку до ума своей подвески и делал инструментарий для мелкосерийного выпуска. Вскоре они открыли магазин и выбрали название для компании: Road Worx.
В процессе этого им позвонили из МоКо. В этот раз это был Джефф Блюштейн (Тогда — вице-президент инженерного отдела компании, сейчас CEO). Блюштейну понравился концепт и он продвигал его в компании. Он убедил Дэйвиса, что компания всё ещё заинтересована в его разработке, и тот отправился в Милуоки чтобы выслушать их предложение. Дэйвису условия, предложенные Харли, показались так себе, и после консультации со своим адвокатом, он попросил большего. МоКо повысили ставки, но недостаточно, чтобы поменять его решение.
Внезапное откровение: Sub Shock.
Вернувшись домой вновь разачарованным, Дэйвис завершил работы над последней значимой проблемой своей конструкции: он всё ещё был вынужден делать сиденье достаточно высоким, чтобы пружины не скребли по его изнанке. Он попробовал несколько вариантов перед тем как на него снизошло откровение.
«Практически в отчаянии», вспоминает он, «я понял, что нужно поместить аморты под трансмиссию. Это было реально непросто, но это реально решало все проблемы с высотой седла и позволяло сделать по настоящему правильно выглядящий маслобак.» (Стоит заметить, что мотоциклы с под-двигательными пружинами или амортами уже встречались в прошлом, даже у самого ХД — в модели Скат 1963 года.)
К сожалению, это создало новые серьёзные проблемы. «Все амортизаторы того времени, которые я знал, работали на сжатие, в то время как мне нужны были те, что работали на растяжение. И у меня было немного места для манёвров, так как если аморт был слишком большим, он будет торчать снизу и уменьшит клиренс.» В конце концов он сделал аморты из цилиндров, наполненных полиуретаном — полимером, который одновременно и пружинит, и гасит колебания по своей природе.
Дэйвис быстро построил прототип новой рамы, «одел» его как самую модную на тот момент Дайну Вайд Глайд FXWG и тут же приступил к дорожным тестам. Спустя много миль и тонких настроек, он в конце концов остался полностью удовлетворён работой новой подвески. Он даже придумал ей название: «sub shock» (Прим. Пер: «под-аморты»). Новая система оказалась даже аккуратней и правильней, чем Первый Софтейл. Плюс к этому она могла похвастаться такими инновациями, как ременной привод и тефлоновые сферические подшипники маятника.
Продолжение следует...
- Andante
- Павел
- 5 октября 2013 в 17:56
- 7
- +55
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (18)
RSS свернуть / развернуть