Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Andante → История модели Harley Davidson Softail. FX модели софтейла 1984-1999. Продолжая развиваться.

Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвёртая

1985 Софтейл.


Заводской чоппер Харли вернулся в 1985 с несколькими изменениями. Самой существенной модификацией была замена цепного привода на ременной. (Интересно, что Sub Shock Билла Дэйвиса уже имел ременной привод, но Харли решили вернуться к цепи на софтейлах-первогодках.)


Как и все Харли в 1985 году, на софтейле устанавливали «мокрое» (Прим.пер. — в маслянной ванне) сцепление с диафрагменной пружиной (это изменение начали вносить в середине 1984), плюсом к ряду более небольших изменений. Другие улучшения только могут показаться мелкими, но они много значат для некоторых мотоциклистов, потому что это вселяет в них надежду, что сторонники экономии топлива и безопасности (Прим. Пер. — Филд забавно называет их «топливные Наци») не всегда побеждают: Харли Дэвидсон поставили спидометр, размеченный под 120 миль/час, взамен 85-мильного, который должен был обязательно устанавливаться с поздних 1970. Вообще-то Софтейл не мог достичь барьера в 120 миль/час (Прим. Пер. — 180 км/ч), но техно-маньяки всё равно радовались возвращению нормального спидометра.
Бак софтейла украшала крылатая декаль 85го года, вокруг которой был двойной пинстрайп. Помимо этого его объём увеличился до 5,2 галлонов (с прежних 5). К прошлогодней расцветке — Vivid Blak (блестящий чёрный) и Candy Red (Карамельный Красный) — добавилась Candy Blue (Карамельный синий). За дополнительную плату можно было получить Софти цвета бургундского вина (Candy Burgundy) с приборкой цвета серого аспидного сланца (Slate Gray). С этого, не утверждённого самим Вилли Г. выбором цвета ХД начал свою программу кастомной раскраски, которая позволяла покупателям заказывать новый байк в любом цвете или комбинации цветов из каталога Харли.

Все эти улучшения отразились на стоимости. Харли поднял цену на Софтейл до 8,399 долларов (на 400 баксов). Несмотря на это, продажи Софтейла выросли.

Пятиступка.


Харлеевская 4-ступенчатая коробка передач была разработки 1930х годов, что делало её очень дорогой и трудоёмкой в производстве. Поэтому в 1986 рама софтейла была переделана под 5-ступенчатую КПП, которую использовали во всей линейке. Инженеры Харли воспользовались возможностью, чтобы сделать раму под 5-ступку более жёсткой, простой в производстве и красивой одновременно. Важным новшеством было внедрение более прочной ковки для изготовления элементов рамы, соединяющих сзади верхние и нижние трубы (до этого их изготавливали при помощи высокотемпературной резки металла). «Это была красивая деталь,» объясняет бывший инженер Харли Рит Буф, «если вам нравятся скульптуры из стали.» (Прим. Пер. — другой вариант — «художественная ковка», но я решил сохранить оригинальное выражение).
Харлеевская пятиступка была разработана без кикстартера, поэтому Софтейл 1986 года отправил этот атрибут мачо в прошлое. Многие оплакивали (а некоторые — до сих пор) потерю этой запасной системы запуска. «У нас был большой бунт из-за этого», вспоминает Билз,«но компания решила — «чёрт с ним» — и просто игнорировала общее недовольство».
Помимо этого были и более мелкие перемены, в том числе обновлённая эмблема на баке и перенастроенные под государственные требования по уровню шума системы впуска и выпуска. Но Софтейл всё ещё сохранил старые, правильные ощущения, ведь даже несмотря на установку 5-ступенчатой КПП и переделки рамы, двигатель всё ещё не ставили на резиновые «подушки».
Пяти-скоростной софтейл продавался даже лучше, чем 4-скоростной, хотя цена на базовый софтейл подросла до 8,749 долларов. В конце года во многих частях страны на софтейл уже была очередь — другой взгляд на будущее Харли.

FXSTC Софтейл Кастом.


Одной из причин возрождения Харли в 80х и доминирования на рынке больших байков США в 90х была возможность добавлять ещё и ещё хрома и прочих штрихов, чтобы создать премиум Кастом-версию базовой модели.
Эта практика началась с лимитированной серии FXRDG Диск Глайд 1984го года, который был первой моделью с таким количеством хрома из множества последующих ХД. Отдел маркетинга ХД нашёл золотую жилу в увеличении количества хромированных деталей прямо с завода. К сожалению, процесс хромирования алюминиевых отливок в промышленных масштабах, день в день, гораздо более сложен, чем многие думают. Надеясь улучшить процесс и минимизировать риск замедления выпуска обычной продукции, они решили экспериментировать только с лимитированными выпусками хромированных моделей, постепенно увеличивая количество хрома на всей линейке.

Диск Глайд была первой из них с двигателем Эво. Эта модель получила 12 хромированных крышек на двигателе (включая зажигание, стартер, клапанные крышки, первичку, а также верхнюю и боковые крышки КПП), что придало двигателю более изысканный, кастомный и законченный вид. Все (даже журнальные обзорщики), кто видел байк замечали, как сильно хром улучшил вид двигателя.
Для того, чтобы добавить хрома для всей линейке, МоКо повысило требования к поставщикам сырья (с целью исключить скрытые пороки металла и пористость алюминиевых отливок), что увеличило производительность лудильщиков. В 1985 выпустили FXRC и «нарядные» версии FLT и FLHT. Благодаря этой стратегии, Харли, наконец, смог достичь необходимой скорости производства для того, чтобы иметь и обычные, и хромированные двигатели в моделях обычного выпуска.
В 1986 году МоКо была достаточно уверена в своих производственных мощностях, чтобы представить FXSTC Софтейл Кастом, который станет первым в длинной линейке украшенных хромом постоянных Кастом-моделей.В шершавый чёрный (Crinkle black) на софтейле Кастоме были окрашены картер двигателя, кпп, цилиндры и головы, и всё это подчёркивалось полированными рёбрами охлаждения, хромированными клапанными крышками, хромированной первичкой и крышками коробки передач.

Исключая чёрно-хромированный двигатель, самыми заметными особенностями Софтейла Кастома были дисковое заднее колесо и окрас рамы (для остальных моделей использовалась порошковая окраска) в вишнёвый цвет (Прим. Пер. — в оригинале там Candy Burgundy, что значит глянцевый цвет Бургундского вина, но для простоты восприятия здесь и далее упрощённый для восприятия вариант), что сочеталось с двухцветным — вишнёвым (Candy Burgundy) и карамельно-красным (Candy Red) — баком. Получив новое «мягкое» сиденье, спинку и особую «витую» графику на баке, этот готовый серийный мотоцикл демонстрировал больше стиля, чем львиная доля штучных кастомов. И всё это за 9,299 долларов, всего лишь на 500 долларов дороже, чем стандартный Софтейл. Несмотря на более высокую цену, продажи Софтейла Кастома превысили не только выручку его более дешёвых и простых собратьев, но и любого другого бигтвина Харли.

В середине модельного года, Харли представил ещё один вариант софтейла, FLST Херитэйдж Софтейл, который красовался толстым передком в стиле Гидра Глайда 50х. Херитэйдж скоро тоже выделился в свою модельную линейку, о которой будет написано в следующих главах.

FX Софтейл 1987 года.


Оба софтейла — базовый и Кастом — вернулись в 1987 с минимальными измнениями. Чуть позже ХД добавил третий софтейл, FXST-S Софтейл Спешиал. (Прим. Пер. — не путать его с FXSTS Софтейлом Спрингером, о котором речь пойдёт позже!)
Софтейл Спешиал был вариантом базового софтейла, выпущенного очень ограниченной серией. Главное отличие его было в специальной (и очень красивой) двухцветной раскраске: Бренди (Candy Brandywine) c серебристыми (brilliant silver) эмблемами на баке и серебристым и красным пинстрайпом на баке и крыльях (Прим. Пер. — не смог найти фотографии этого мотоцикла в интернете О_о). Было выпущено всего 398 таких мотоциклов.
Базовый Софтейл был доступен в цветах: глянцевый чёрный (vivid black) с красным пинстрайпом, Бренди (Candy Brandywine) с красным пинстрайпом, глянцевый бронзовый (Candy Bronze) с красным пинстрайпом и синий металлик (Metalic blue) с красным и серебристым пинстрайпом.
Софтейл Кастом был доступен в цветах: глянцевый чёрный (vivid black) с серебристым пинстрайпом на крыльях и баке, малиновый глянцевый (Candy Crimson) с золотым пинстрайпом на баке и крыльях, малиновый глянцевый (Candy Crimson) со вставками цвета Бренди (Candy Brandywine) и красным пинстрайпом на крыльях и баке, сверкающий синий (Brilliant Candy Blue) с серебристыми серебристыми вставками на баке, а также с тёмно-бардовым (maroon) и серебристым пинстрайпом на баке и крыльях. Рамы были везде под цвет бака и крыльев, но теперь в порошке, а не краске, как было в 1986.
И снова Софтейл стал лидером продаж в линейке Харли. Первым среди них был Софтейл Кастом (превысил продажи обычного софтейла почти в три раза, превзойдя даже продажи 883 спортстера в первое время), за ним шли Херитэйдж Софтейл, Стандарт Софтейл, Херитэдж Спешиал и Софтейл Спешиал.

Продолжение следует...
  • AndanteAndante
  • Павел
  • 21 октября 2013 в 2:03
  • 1
  • оценка: +29

Комментарии (29)

RSS свернуть / развернуть
+4
Kap1tan
Замечательно и познавательно :-) особенно порадовали: «топливные наци»
0
Andante
Просвещайтесь на здоровье)
+2
mari
  • mari
  • 21 октября 2013 в 9:42
Зачтиталась, чуть свою остановку не проехала)
0
Andante
Вот что жажда знаний с людьми делает =)
+2
koleso
Поправь пересчёт из миль в км.
120 умножить на 1 миля = 1,609269 км получится примерно 193 км/час
0
Andante
Де-юро ты прав, но де-факто во многих спидометрах используют упрощённую схему 1:1,6, что хорошо видно на тех приборах, которые размечены и в милях, и в километрах:



Надо будет уточнить, честные ли мили используются в этих спидометрах =) Но за наводку спасибо!
0
wasserfall
Если посчитать точки, то напротив 120 стоит как раз точка на 190, причём чуть раньше, чем риска. Так что тут тоже 193 примерно выходит.
0
nmi
  • nmi
  • 22 октября 2013 в 11:22
даже в этом случае 192 а не 180
0
Pasha8610
Ждемс про фетбоя уже)
+1
Andante
Не то чтобы в ближайшее время, но будет. Пока на очереди Спрингер софтейл и продолжении истории FX серии. Фетбою и родственникам FL посвящена большая глава, которая идёт после.
+2
ogr
  • ogr
  • 21 октября 2013 в 14:35
Класс!
История встаёт перед глазами:
Всплывают двигатели, лица, люди,
Харлеи с задранными вверх носами,
Технических решений не простые судьбы!
0
Andante
Да, там очень интересные поиски решений и история разработки.
0
SNOODY
Последняя картинка думал что фэт бой)
0
SNOODY
ОЧень похожи)
0
Andante
Не, фетбой будет чуть позже, но это его отец, так сказать =)
+1
Smileek
с удовольствием читаю)
хоть я и не фанат больших громких мотоциклов, но интерес перевешивает. люблю мотоисторию)
0
Andante
Ничего-ничего, может, к концу книги, тоже захочешь себе американскую легенду =)
0
Smileek
Есть в них что то что заставляет остановиться и всмотреться)
кто знает, может и захочу)
0
Andsah
Спасибо! Очень интересно было почитать, но при чтении у меня всё больше появляется ощущение что компания HD тех времён очень похожа на кустарную артель, внедряющую разработки кружка «умелые руки», пытающуюся выжить под прессингом «японской четвёрки», которая конструирует мотоциклы более промышленными методами.
+1
Andante
Странное впечатление, на мой взгляд, про кустарную артель. =) Там очень серьёзные производственные мощности были задействованы, даже тогда. Мне лично то, что успешные «народные» идеи нашли заводское, пусть и несколько запоздавшее, исполнение — очень нравится. Но то, что подходы в конструировании мотоциклов у американцев и японцев совершенно разные — это верно. Да, прессинг со стороны японцев был очень серьёзный, они демпинговали рынок дешёвыми и достаточно качественными мотоциклами, но компанию это в гроб вогнать не смогло. Более того, после появления софтейла на Эволюшне они выиграли битву за американский рынок. При этом многие заблуждаются, думая, что компанию спасло только имя. Напротив, AMF сделало всё, чтобы смешать с грязью репутацию ХД, после засилья той компании доверия к продукции МоКо не было никакого — и только появления мотоцикла, о котором я столько пишу, кардинально поменяло ситуацию. Увидев, что ХД снова делают отпадные мотоциклы, люди снова полюбили марку. Не будь этого, Харли Дэвидсон был бы сейчас в списке загнувшихся компаний, о которых помнят только историки. Да и рынок круизёров и чопперов сейчас был бы совсем другим — почти уверен, что куда более бедным и блёклым.
+3
unicorn
Да и рынок круизёров и чопперов сейчас был бы совсем другим — почти уверен, что куда более бедным и блёклым.
Между прочим, его бы могло не быть и совсем.
Посмотрите на теперешние коробки из фольги и картона изделия мирового автопрома — почти для всех классов авто есть аналогичные классы в мото-мире.
Для всех, кроме круизеров (а также кастомов на их основе).
Фак ЕЕ, товарищи! И думаю, что немалая заслуга в этом принадлежит именно ХД.
0
Stalker
Вот откуда стида слизали)
0
Andante
Ну я в одном из прошлых постов писал про это как раз =)
+1
VMVortex
Павел, спасибо за продолжение! Это просто праздник какой-то: и продолжение истории Софтейла и продолжение истории о Саманте.
Я только не совсем понял, что значит заднее дисковое колесо?
("… самыми заметными особенностями Софтейла Кастома были дисковое заднее колесо
и окрас рамы (для остальных моделей использовалась порошковая окраска) в вишнёвый цвет...") Может быть задний дисковый тормоз? Или колесный диск (штампованый/литой) вместо спицованого?
Но это — лирика…
Еще раз — СПАСИБО!
Ждем продолжения!
0
Andante
Да, именно диск вместо спицовки — фотографию добавил в пост плюсом к этому =) Я просто сам до этого сталкивался с понятиями «дисковое/спицованное» колесо и решил, что вопросов не возникнет, но на будущее учту =)
0
VMVortex
Ну, в принципе, оно понятно: в спицованном колесе диска как такового нет, там обод…
Просто некоторые сомнения вызвало в голове, правильно ли я понял :-)
+1
Kyryll
отлично) чет так быстро читается)) вроде токо сел и уже прочитал) спасибо)
+2
Andante
Значит — переведено легко =)
0
CASTIRON
Чуть было не пропустил этот выпуск! Спасибо!
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Andante, История модели Harley Davidson Softail. FX модели софтейла 1984-1999. Продолжая развиваться.