Добрый вечер, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжаем вчерашний разговор о направленной резине и парадоксе её установки задом наперед на переднее колесо мотоцикла.
Однажды, после долгих раздумий на эту тему, я решил найти ответ во что бы то ни стало, и полез гуглить. Недолгие поиски выдали статью из какой-то газеты. Увы, не могу знать из какой, но, пробежавшись по ней, и попытавшись уловить смысл, я просто сохранил её себе на будущее. Смысл я тогда уловил очень поверхностно, а позже решил, что надо всё перевести. Во-первых, другим будет интересно, во-вторых, сам разберусь как следует, ну а в-третьих, немного вспомню инглиш, который давно успел забыть.
Мотоботами просьба не пинать, я готов исправить любые косяки, которые вы найдете. Перевел как смог, уж извиняйте если что не так. Оригинал статьи на английском.
Письмо в редакцию:
На днях я переобувал свой мотоцикл в Dunlop D208, и был удивлен, когда сервисмэн начал устанавливать переднюю покрышку задом наперед (стрелкой на боковине против направления вращения), я указал ему на ошибку, но тот пояснил, что он руководствуется направлением рисунка, который, по его мнению, должен расходиться от центра к боковинам в пятне контакта. Иначе вода будет собираться под покрышкой.
Я настоял на установке покрышки согласно стрелке на боковине, подсказывающей правильное направление вращения, и уехал, но сейчас меня гложат сомнения. А вдруг он был прав? Вдруг я поеду как на лыжах от первых капель дождя? Могли ребята из Dunlop допустить, чтобы бракованное колесо с неправильным индикатором на боковине добралось до покупателя? Надеюсь, что нет.
Итак, должен ли рисунок моих 208-ых смотреть в разные стороны на переднем и заднем колесах, и если да, то почему?
— Томми, Ирландия
Ответ:
К сожалению, работник шиномонтажа не прав, думая, что рисунки протекторов передней и задней покрышек работают в одну и ту же сторону. В некоторых случаях это верно, но лишь на очень бюджетных шинах или имеющих рисунок старого образца. А всё потому, что характеристики вчерашних супербайков рядом не стоят с нынешними.
Простое объяснение разнонаправленности рисунков заключается в том, что колеса выполняют разную работу — переднее преимущественно тормозит, а заднее — разгоняет мотоцикл. Эти силы действуют в разных направлениях, поэтому рисунки протекторов разнонаправленны.
Итак, силы, действующие на заднюю покрышку, разгоняют мотоцикл. В вертикальном положении мотоцикла эти силы направлены вдоль покрышки, соответственно направлены и канавки в её центре — вдоль. Однако, чем больше мотоцикл наклоняется, тем больше отклоняются и прорези от продольной оси, доходя так до боковин. Сонаправленным положением канавок и сил, действующих на колесо в пятне контакта, минимизируется износ резины. Если хотите увидеть плохой пример, то взгляните на BT-020 или Macadam 100X, где канавки пересекают центр протектора, в результате чего он изнашивается раньше. На изъезженной покрышке вы можете заметить, что канавки плавно возникают из неоткуда, и это происходит потому, что в этом месте они не сонаправлены с действующими силами, а составляют с ними прямой угол. Мы сейчас не придираемся к Bridgestone или Michelin как таковым, просто это яркие примеры проблемы неравномерного износа.
Что касается переднего колеса, то преобладающие силы, действующие на него, не разгоняют, а тормозят мотоцикл. Тормозные силы направлены в противоположном направлении к разгоняющим, и, чтобы предотвратить неравномерный износ покрышки, её рисунок следует направить ровно в противоположном направлении, по отношению к задней. Повторюсь, рисунок протектора по дуге расходится к боковинам, чтобы быть сонаправленным с силами, действующими в пятне контакта, при любом угле наклона мотоцикла. В качестве плохого примера передней покрышки посмотрите на BT-010, шина с отличными характеристиками испорчена. То, как она будет изнашиваться, принесено в жертву эстетике.
А что касается водоотвода, то D208 прекрасно отводят воду, так что за аквапланирование можно не волноваться.
— Брин Филлипс, работает в Данлоп, работал в Камбриан и Бриджстоун, так что его стоит послушать.
Комментарии:
В некоторых местах сложно было добраться до смысла, поэтому получилось вот так как получилось. На троечку с плюсом, думаю, потянет, но если кто-то переведет лучше — буду только рад. Особенно конец первого предложения и про возникающие из неоткуда канавки.
Касаемо самого вопроса, получается, что всё утыкается в износ, ресурс и работу резины в пятне контакта, а не аквапланирование. Спортбайки требуют.
Итоги:
Думаю, что немногие мотоциклисты смогут доходчиво ответить на поставленный вчера вопрос. А вот посетители байкпоста теперь смогут.
И на этой пафосной ноте я и закончу свое повествование, всем спасибо за внимание :)
ура, буду спасть спокойно! Спасибо aLexusPro!
Да работка проделана хорошая.
Понравился тип изложения материала, такое разве что в инете возможно, никак не во вчерашних сми, закидываем наживку… народ окружает тему и кидаем в них батон хлеба, что бы друг друга уже не скушали :)
Я этот вопрос задал двум знакомым СТО-шникам, так они до сих пор ешо ломают голову и расспрашивают у сотрудников.
Спасибо за статью, очень интересно!!!
а ежели дождь — херовенько :) Я на сликах откатал дай боже, так что планирую написать статеечку ;) у меня на балконе слик лежит мишлен пилот повер спорт
люди, советую устанавливать резину так, как рекомендует производитель. Статья конечно познавательная, но я не рискну переодеть мотоцикл стрелками в обратном направлении.
чего вы на человека напали со своим «рядовым пользователем в вакууме»?
Пусть если он такой рядовой идет и в гараже ставит, если мозгов на стрелочки посмотреть не хватает.
Мне лично статья была мега познавательная! Как оказалось очень мало даже старых байкеров (я не про себя, но и про себя) не знали таких подробностей! Век живи век учись!
вот я не могу понять, почему ты мне это пишешь? Я не на падал, а всего лишь написал, что статья слегка может запутать. Ты где-то заметил, что я тут холивар развожу?
Статья полное фуфло! Сразу видно что в интернете начитался. Че производители резины дураки?? Но многие в том числе и я повелись на интригу, а на самом деле автор только со скутера слез. Теоретик ты конечно крутой и викепедии неплохо шаришь, но как в той басне «как вы не садитесь все ж в музыканты не годитесь»
1. Возник вопрос почему на автомобиль всю направленную резину ставят одинаково, а на мотоцикле перед и зад смотрят в разные стороны.
2. Перед и зад на мотоцикле смотрят потому в разные стороны, что, в отличие от автомобиля, мотоциклу важнее то, как покрышка работает в пятне контакта, чем аквапланирование.
ну маркёры стоят в одном направлении а сам рисунок в обратном, статья путает рядового и он может подумать переодеть наоборот. Этот ответ был для начитанных имбецилов-вкутеристов чуть выше. Да и раздуто все гораздо больше чем есть на самом деле большое спасибо за то что разжевал неграмотному. Вот по существу для имбецила спамера. Поржал:-)
«Фуфло» и «путает» это эквиваленты, точно. И скутеристов приравнял к низшему сословию — это правильно. Еще не очень понятно с каких пор написание статей идет за спамерство, но это уже детали. Вопросов больше нет.
Спасибо, что всё разжевал, умный и опытный мотоциклист.
Видишь ли, я в принципе не стану таким, как ты обо мне думаешь, про твои эквиваленты я тоже наслышан, так что будем взаимно вежливы, и прежде чем высокомерно отвечать с оскорблениями начни с себя. На тебя я итак потратил непростительно много времени, чувствуется что интернет твоя стихия. Желаю тебе подкреплять твою неплохую теорию практикой, и не имею к тебе больше претензий.( Думаю что ты и так догадался почему именно у меня на тебя такая реакция хотя я заранее знаю что это в пустую и «как об стену»)
там в статье всё правильно. Резину одевать согласно направления, и разъяснение, почему рисунок получается при ПРАВИЛЬНОМ одевании в обратку. От ты баламут ё маё :) Ступил работник мастерской, пытаясь одеть резину не по меткам, а Алексей это дело заметил и дал ему срача :).
Что хорошо, так это то, что в пустыне (по песку) в общем то не так и важно как у тебя резина одета! А интересно, есть на «Африку» шипованная резина, как на кросс или эндуро?
Нормальная статья.., а если + к ней не полениться еще комментарии почитать, то уж точно не запутаешься.
А то что 95% мотоциклистов не могут сходу ответить на вопрос почему у заднего и переднего колеса рисунок разнонаправлен, то это от того что некогда этим вопросом не задавались...)))
Думаю, основное отличие авто от мото — в ширине шин. Когда давным-давно автомобили гоняли на узеньких шинах, никто не знал об аквапланировании (хотя скорости уже были всяко поболе 80 кмч). Проблемы начались с ростом ширины шин — вода не успевала выдавливаться из пятна контакта. У мотиков колеса мало того, что Уже, так еще и арочного сечения. Поэтому для того небольшого количества воды, которое не смогло отброситься в стороны от узенького пятна контакта, достаточно просто «забиться» внутрь канавки, форма которой может быть любой. А вот для уменьшения износа\нагрева канавкам придают определенную форму, как и описывается в статье. Кстати, больший износ косвенно означает и худший держак. Меньше износ — меньше «червячков» выковыривается из резины — резина работает по более чистой поверхности — лучше держак…
Там нет возникающих канавок. Там речь про то, что можно заметить, что у канавки одна сторона выше другой из-за того, что при движении векторы ускорений перпендикулярны, а не параллельны канавке, вот и съедают силы трения в первую очередь какую-то одну сторону.
on a worn tire you'll notice a raised edge on one side of the groove and this is because the groove point is not aligned with the accelerative forces but at a right angle to them
Автолюбители увидев на чесотке обратную«ёлку» напередке, были мягко говоря в шоке! Мне и направления стрелки хватило и веры производителям бриджей. Теперь коллегам подробно разжую.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (47)
RSS свернуть / развернуть