- Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
- Читателей: 4286 | Постов: 2495
Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.
Администраторы (1)
Модераторы (0)
Модераторов здесь не замеченоЧитатели (4280)
kim Mila none9 none10 NalVal Kyryll Integra Osama Temy4 TriAl Urlak Malashka maximus KOSHKA Stich glyaks100 anro mia Pechota CriggerMarg Zhilinsky ArSoron ezhische hermes swamprunner7 PARUS spamer80 tapin13 nbaksalyar AXS KwaziMode ginecolog Oziris RedLine RMZS Satt 3dinfo gnus Wishka Bike-TV Vacelica abc Alan Hydrophonic Nastik shakawkaw pmg Marcus egoisto DroiDВсе читатели
Путешествия → Кыргызстан-2022 на Triumph Tiger 1050
Яркий и сознательно физически тяжелый маршрут по главным природным феноменам Кыргызстана и Тянь-Шаня
Тысяча километров грунта, десяток перевалов от 2400 до 3900 метров, опять фотографии еды и море позитива.
Погранпереход Кеген-Каркара
расположен в высокогорном безлюдном месте, по 40 км грейдера в обе стороны.
Регион — довольно неблагополучный в плане наркотрафика, поэтому в досмотре принимают участие наркозависимые собачки, которые одинаково активно реагируют также и на колбасу в герметичном кофре. Блин!
Плавно понижается высота, меняется рельеф и, наконец, появляется зелень
Река, впадающая в Иссык-Куль и знаменитый газированный напиток, подсанкционный на одной шестой части суши планеты Земля
После тягот и лишений казахских Каракумов вполне логично — сразу на ближайший пляж в дачном поселке — 42.593388, 78.325158
Появление на пляже двухметрового блондина в красных трусах — нехилый такой переполох в стане молодых АБОРИГЕНОК (I_VIKTOR04, привет!), но первыми не подходят, деликатно держат дистанцию.
Переночевать в палатке — вполне пригодны окружающие кусты,
ну или в компании рыбаков чуть дальше от поселка — 42.588569, 78.326611
Велотуриста из предыдущего рассказа
кто-то не особо авторитетный в Караколе предупредил о необходимости оформления пропуска у пограничников на район Энильчек.
Погранзастава Каракола — 42.482557, 78.393543
Достают внушительную папку с готовыми пропусками:
— Как ваша фамилия?
— Я просто спросить про Энильчек.
— В рабочий день подаете заявление в типа МФЦ в центре города — потом заявка попадает к нам, несколько дней на проверку и оформление, ничего сложного.
— Блин, сегодня же суббота.
— Да.
— Без пропуска докуда я смогу проехать?
— Нет, мы не знаем, даже приблизительно…
Естественно, доливаю бензина до полного, в супермаркете затариваюсь сникерсами и Фантой, общаюсь с местным фермером — представителем малого бизнеса (сено, зерно, баранина, героин) на тему обстановки в регионе, видов на урожай и отношению к туристам, и «на авось» стартую в сторону Энильчека.
Дорога — красивая сразу на выезде из города
Не менее красивый узор на переднем колесе
И роскошная стоянка под палатку на берегу реки на высоте 1500 метров — 42.555352, 78.904409
Перевал Чонашу (3822 м!!!) — 42.389694, 79.062278
Семьдесят километров чистого мотоциклетного кайфа: хороший грейдер, серпантин, суровые и красивые скалы, картинка меняется каждые пять минут, почти не останавливался и не фотографировал, боялся спугнуть, ну и телефон начал замерзать
Чувствуется хорошо так минусовая температура )))
На перевале 3900 метров добавился еще и ураганный ветер со стороны Китая.
Соблазнительно, конечно, спуститься вниз, к языку ледника Южный Энильчек, попасть в лапы к пограничникам и прочие заботы, типа поиска бензина на обратный путь 200 км, еды и жилья. Вырисовывается слишком много «преодолений», слишком много!
Позорно поворачиваю назад, в Каракол.
Ориентирование в Караколе
Две центральные улицы крест-накрест: одна — парадная, с административными зданиями, парком и мемориалом; другая — торговая, с базаром, магазинами, обменниками и автостанцией.
Уличный тандыр и казан — 42.492447, 78.394582
с кабинками, столиками и изумительными самсушками с говядиной «с пылу-с жару» с острым томатным соусом и эталонный азиатский плов
Надкусываю первую самсушку, обдираю нёбо и обжигаю язык, заливаю внутрь острый соус, еще раз кусаю, жирный сок с соусом течет по рукам и бороде, обжигаю еще раз язык и внутренности, вкусно, ем быстрее, чтобы вторая самсушка не остыла, острый соус попал в глаза, от перца полыхает уже вся морда, пот течёт по вискам, очень вкусно, блин!!!
Приносят плов, пытаюсь потушить пожар во рту рассыпчатым ароматным рисом с тающей во рту сочной бараниной и морковкой двух цветов, курагой, изюмом и нутом. Да, ребята, я — в Средней Азии! И приехал сюда, в основном, за этим )))
А за соседним столиком — две, наверное, студентки с мамой культурно проткнули свои самсушки чайными ложками, добавили туда соуса, и культурно едят ложкой кусочки говядины, отламывая руками тесто по краю. И любопытство, с которым они поглядывали на обляпанного жиром и соусом пыльного двухметрового дикаря, было изрядно разбавлено презрением и жалостью. Знакомиться не стал. Из Каракола теперь можно уезжать. Ура!
Главное место тусовки иностранных хайкеров, бекпекеров и прочей шелупони — Duet hostel — 42.483278, 78.403362
Засек самостоятельно, когда заправлялся через дорогу. А потом догадку подтвердил мутный фермер возле супермаркета, и под конец перекинулись приветствиями с американцем, купившим две бутылки кока-колы.
Якобы, там максимально дешево, демократично, говорят по-английски и раздают вай-фай.
За столиками под навесом пили пиво, разговаривали и явно получали удовольствие несколько импортных ребят.
Когда уезжал на следующий день — они сидели на тех же местах.
Не стал терять время — и поехал отдыхать и купаться на Иссык-Куль.
Запомнил еще пару мест, которые хвалили аборигены — горячие источники и водопад на озере Ала-Кёль — 42.320004, 78.522708, и бесплатные горячие источники Ак-Суу 42.453600, 78.549826, где тоже можно красиво встать с палаткой.
Озеро Иссык-Куль
Громадное, ярко-синее, завораживающее, самую малость соленое озеро в окружении гор на высоте 1500 метров над уровнем моря.
Южный берег — дикий, с удаленной от берега основной дорогой, пока без асфальта, ремонты только начинают.
Зато возможны радиальные и сквозные заезды в несколько ущелий, причем топовых в плане природы Кыргызстана.
Я что-то про них читал заранее, потом что-то сохранял в МАПС.МЕ со слов местных собеседников, но оставил на другой раз.
По северному берегу от Каракола до курортного Чолпон-Ата — просто старый асфальт.
От Чолпон-Ата до самого Бишкека — четырехполосный автобан.
Берег — приспособлен для купания отнюдь не весь.
По МАПС.МЕ выбрал наугад, в 2 км от асфальта, заодно осмотрю оборудованные горячие источники неподалеку — 42.723726, 77.828933
Начало сентября, купальный сезон заканчивается, людей мало, водичка — прохладная, солнце мягкое, кайф!
Чолпон-Ата — типа наших Витязево или Евпатории: санатории, гостиницы, аквапарк, еще резиденция Президента республики. Остановился только чтобы заправиться и устранить кое-что по мелочи в системе охлаждения.
Встать с палаткой в тени раскидистой ивы на берегу Иссык-Куля
Всего двести метров хард-эндуро по неглубокому песку — 42.597779, 76.893612
Площадок там несколько, разной степени изолированности.
ОЧЕНЬ кайфово, но без компании — меланхолично и скучно, картина маслом «Старик и море» )))
Река Чуу, Боомское ущелье — 42.623241, 75.831468
Мощная и полноводная река, вытекающая из озера Иссык-Куль.
«Глубокое, зловещее, потрясающее ущелье» — так о нем написал один из организаторов мотоциклетных туров из Бишкека.
«Видали и глубже, и зловещее» — сказал комендант, и через 15 км, глянув на перекрытую шлагбаумом грунтовку в каньон Конорчек, развернулся и поехал обратно в горы, в сторону Нарына.
Очень результативно заехал в город Кочкор
В редком для этих мест супермаркете формата «Светофора» затарился вкусной горячей булкой, молоком и шоколадом и выцепил водителя Тойоты-Секвойи, вместе с гидом везущего по маршруту семейную пару респектабельных швейцарских туристов, совсем нереспектабельно затарившихся в супермаркете крепким алкоголем.
Пять минут расчерчивания палкой дорожной пыли — и вот я уже прекрасно ориентируюсь в рельефе и вариантах подходов к высокогорному озеру Сон-Кёль и предстоящем оптимальном пути в Ош.
— А асфальт-то там где-нибудь будет?
— Ну, от силы километров десять, по населенным пунктам. В горах — исключительно грейдеры, много зубодробительной гребенки.
— Блин! Ну ладно…
Пожрать, плотно и максимально «по-пролетарски»
Не теряя времени, сразу забуриваюсь в толпу аборигенов на центровом базаре:
— В какой из этих кафешек кормят вкуснее всего?
— Сюда и сюда — точно не ходи. А во-он туда, пожалуй, стоит…
Столовая с загадочным названием «Ашкана — БНБ»
Два этажа, полно народу, явно не туристы )))
Пролетарский специалитет «Ассорти»: рис, гречка, острая подливка, яйцо, сосиска, курица, манты, салат из морковки, лепешка и чай
Не очень вкусно, но сытно, за все — порядка 150 рублей на наши.
А главное, конечно — это непостановочная атмосфера городка, затерянного в отрогах центрального Тянь-Шаня, в которую комендант с огромным удовольствием готов погружаться снова и снова.
И продолжим погружение на базаре:
Нет, пока еще не «восточная сказка» )))
Выезд на Нарын, набор высоты
Грунтовый съезд с асфальта, главный заезд на озеро Сон-Кель, аж через ржавую триумфальную арку — 41.932928, 75.730320
Картина маслом «Забрались на 3400» )))
Начали спускаться с перевала к озеру, которое на высоте 3000 метров
Озеро видно издалека, но объектив моего «тапка» не дотягивается
Обхожу озеро Сон-Кель слева
Проехал поворот на не отмеченный на картах перевал «33 попугая» — 41.730805, 75.447974
Со слов водителя-гида — очень живописный и крутой спуск вдоль реки, которая вытекает из озера Сон-Кель.
Холодно, срывается дождь, уже час скриплю зубами от усталости и жду, когда откроется «второе дыхание»
Проезжаю самодельный указатель «Артезиан»
В километре от дороги виднеются некие каменные постройки в стиле «Безумного Макса» — 41.764867, 75.256875
Идет дым из трубы, копошатся люди
Ну и кто они, если не АБОРИГЕНЫ? )))
«Обогрели, накормили, обобрали...» (Ипполит, «Ирония судьбы»)
Вкусно, аутентично, с погружением, класс!!!
Можно было растопить юрту и остаться ночевать
а также выпить водки и закусить жареной печенью свежезарезанного барашка.
Но «второе дыхание», наконец, открылось — и я с восторгом и страхом полез на следующий грунтовый перевал
Авторитетно заявляю: спуск с перевала Moldo-Ashuu — 41.663808, 75.027170 —
это ЛУЧШЕЕ, что увидел комендант за всю поездку в Кыргызстан в 2022 году!
Уже в темноте на закрытой на ночь заправке 41.412034, 75.032176 раздобыл три бутылки бензина неведомой марки
и полностью счастливым мотоциклистом (то есть, вусмерть уставшим, замерзшим и ошалевшим от впечатлений) завалился спать в кустах на берегу реки Нарын.
Дорога в Казарман
Либо прямая 100 км по левому берегу, либо 130 км грунтовых серпантинов и три перевала по правому, выбор — очевиден: 41.502000, 74.732971
Снова спустился и пересек могучую реку Нарын — 41.379822, 74.210529
Долил бензина до полного бака, поел с местными в кафе в центре поселка Казарман 41.407551, 74.028712
снова какое-то ассорти, ведь впереди — еще один, я надеялся последний грунтовый перевал до Джалалабада — 41.269528, 73.628526
Встретил организованную туристическую группу на шестисотых гусях в сопровождении технички и трех гидов-балбесов
которые сначала разведали асфальтовый участок от Джелалабада до строящегося туннеля, откуда их развернули на грунтовый перевал, а сейчас спускаются в Казарман, чтобы устроить поздний обед и ехать дальше в Нарын, где у них «забронирована гостиница, ведь ни палаток, ни спальников они с собой не везут».
— А ничего, что обедать вы закончите где-то через два часа, светлого времени — осталось четыре часа, до Нарына — еще 200 км, а на участок 100 км от Казармана я потратил пять с лишним часов?
— Блин, как-нибудь разберемся…
— Ну-ну )))
Надо будет поискать честные отзывы об их поездке от «благодарных» клиентов. А ведь у них еще и две девочки в команде!
Должно быть гораздо драматичнее и захватывающе, чем у коменданта )))
Привал перед выездом на асфальт
Джелалабад
Город с таким названием просто не может быть затрапезным горным кишлаком.
Проверим это сегодня ночью!
Застройка — плотная, освещение улиц — скудное, пыльный парк с аттракционами, типовой утилитарный базар, единственный широкий центральный проспект.
Чуть не осел в национальном подворье «Санжары» 40.925520, 73.014753, заточенном под торжества, праздники, и походы с дорогими иностранными гостями.
Вернулся к парку:
— Мужики, в каком кафе самый вкусный люля-кебаб?
— Люля-кебаб есть во всех кафе, но за вкусным — на другой конец города, в «Чайхану №1» 40.945601, 72.989168
— О! Знаю, проезжал я ее недавно. Спасибо!
Пять минут езды:
— Здравствуйте! Это у Вас...?
— Вы про самый вкусный шашлык в городе? Да, это у нас!
Не обманули! Не сфотографировал. Как так то?
Кайфово встал с палаткой и отлично выспался в километре от оживленной асфальтовой трассы на ОШ — 40.848918, 73.155680
Узген
Наконец-то!!! Первый по-настоящему среднеазиатский город, яркий, шумный, с богатым восточным базаром, изобилием фруктов, роскошным уличным общепитом.
Хотя по моим фотографиям этого не скажешь )))
Но там целый ряд пятьдесят метров уличных тандыров и мангалов, медовый сочный виноград по 20 рублей на наши и нежнейшие персики по 30, очень аппетитная выпечка и сладости.
На юго-западе Киргизии около основания Кичи-Алайского хребта вблизи границы с Узбекистаном расположен город, занимающий второе место по численности населения.
Ош – самый древний город Кыргызстана,
И весь этот шик и блеск комендант посмотрел, ни разу не щелкнув фотоаппаратом?
Нет! В Оше он не обнаружил вообще ничего исторического, достойного осмотра и фотосессии.
Базар, да, громаден, но в основном состоит из гектаров контейнеров и жестяных и трапочных навесов.
Музей и некая возвышенность с артефактами? Там надо лазить по лестницам к смотровым на горе и рукотворным гротам, страдать от жары и дышать пылью.
А не лучше ли вдоволь поесть винограда и спокойно покататься по Ферганской долине?
Резюме
Хорошая идея — отправить мотоцикл транспортной компанией в Алмату или Бишкек (+ 60 т.р. к бюджету минимум), чтобы стартануть на Тянь-Шань бодрым и свежим, а не как комендант, грязным и вымотанным после 5000 км по пустыне.
Транспортная компания также просится при поездках в июле-августе, когда на подходах по пустыням — слишком жарко.
В мае на Памире и Тянь-Шане (да и на Кавказе) — еще зима, немногим такое надо, но желающие находятся каждый год.
В сентябре отсутствие снега в горах щедро компенсируется изобилием, качеством и стоимостью овощей и фруктов.
Хочу ли я ездить сюда, как в Грузию, каждый год? Нет!
А с интервалом в пять-семь лет? Вот это можно!
Тысяча километров грунта, десяток перевалов от 2400 до 3900 метров, опять фотографии еды и море позитива.
Погранпереход Кеген-Каркара
расположен в высокогорном безлюдном месте, по 40 км грейдера в обе стороны.
Регион — довольно неблагополучный в плане наркотрафика, поэтому в досмотре принимают участие наркозависимые собачки, которые одинаково активно реагируют также и на колбасу в герметичном кофре. Блин!
Плавно понижается высота, меняется рельеф и, наконец, появляется зелень
Река, впадающая в Иссык-Куль и знаменитый газированный напиток, подсанкционный на одной шестой части суши планеты Земля
После тягот и лишений казахских Каракумов вполне логично — сразу на ближайший пляж в дачном поселке — 42.593388, 78.325158
Появление на пляже двухметрового блондина в красных трусах — нехилый такой переполох в стане молодых АБОРИГЕНОК (I_VIKTOR04, привет!), но первыми не подходят, деликатно держат дистанцию.
Переночевать в палатке — вполне пригодны окружающие кусты,
ну или в компании рыбаков чуть дальше от поселка — 42.588569, 78.326611
Велотуриста из предыдущего рассказа
кто-то не особо авторитетный в Караколе предупредил о необходимости оформления пропуска у пограничников на район Энильчек.
Погранзастава Каракола — 42.482557, 78.393543
Достают внушительную папку с готовыми пропусками:
— Как ваша фамилия?
— Я просто спросить про Энильчек.
— В рабочий день подаете заявление в типа МФЦ в центре города — потом заявка попадает к нам, несколько дней на проверку и оформление, ничего сложного.
— Блин, сегодня же суббота.
— Да.
— Без пропуска докуда я смогу проехать?
— Нет, мы не знаем, даже приблизительно…
Естественно, доливаю бензина до полного, в супермаркете затариваюсь сникерсами и Фантой, общаюсь с местным фермером — представителем малого бизнеса (сено, зерно, баранина, героин) на тему обстановки в регионе, видов на урожай и отношению к туристам, и «на авось» стартую в сторону Энильчека.
Дорога — красивая сразу на выезде из города
Не менее красивый узор на переднем колесе
И роскошная стоянка под палатку на берегу реки на высоте 1500 метров — 42.555352, 78.904409
Перевал Чонашу (3822 м!!!) — 42.389694, 79.062278
Семьдесят километров чистого мотоциклетного кайфа: хороший грейдер, серпантин, суровые и красивые скалы, картинка меняется каждые пять минут, почти не останавливался и не фотографировал, боялся спугнуть, ну и телефон начал замерзать
Чувствуется хорошо так минусовая температура )))
На перевале 3900 метров добавился еще и ураганный ветер со стороны Китая.
Соблазнительно, конечно, спуститься вниз, к языку ледника Южный Энильчек, попасть в лапы к пограничникам и прочие заботы, типа поиска бензина на обратный путь 200 км, еды и жилья. Вырисовывается слишком много «преодолений», слишком много!
Позорно поворачиваю назад, в Каракол.
Ориентирование в Караколе
Две центральные улицы крест-накрест: одна — парадная, с административными зданиями, парком и мемориалом; другая — торговая, с базаром, магазинами, обменниками и автостанцией.
Уличный тандыр и казан — 42.492447, 78.394582
с кабинками, столиками и изумительными самсушками с говядиной «с пылу-с жару» с острым томатным соусом и эталонный азиатский плов
Надкусываю первую самсушку, обдираю нёбо и обжигаю язык, заливаю внутрь острый соус, еще раз кусаю, жирный сок с соусом течет по рукам и бороде, обжигаю еще раз язык и внутренности, вкусно, ем быстрее, чтобы вторая самсушка не остыла, острый соус попал в глаза, от перца полыхает уже вся морда, пот течёт по вискам, очень вкусно, блин!!!
Приносят плов, пытаюсь потушить пожар во рту рассыпчатым ароматным рисом с тающей во рту сочной бараниной и морковкой двух цветов, курагой, изюмом и нутом. Да, ребята, я — в Средней Азии! И приехал сюда, в основном, за этим )))
А за соседним столиком — две, наверное, студентки с мамой культурно проткнули свои самсушки чайными ложками, добавили туда соуса, и культурно едят ложкой кусочки говядины, отламывая руками тесто по краю. И любопытство, с которым они поглядывали на обляпанного жиром и соусом пыльного двухметрового дикаря, было изрядно разбавлено презрением и жалостью. Знакомиться не стал. Из Каракола теперь можно уезжать. Ура!
Главное место тусовки иностранных хайкеров, бекпекеров и прочей шелупони — Duet hostel — 42.483278, 78.403362
Засек самостоятельно, когда заправлялся через дорогу. А потом догадку подтвердил мутный фермер возле супермаркета, и под конец перекинулись приветствиями с американцем, купившим две бутылки кока-колы.
Якобы, там максимально дешево, демократично, говорят по-английски и раздают вай-фай.
За столиками под навесом пили пиво, разговаривали и явно получали удовольствие несколько импортных ребят.
Когда уезжал на следующий день — они сидели на тех же местах.
Не стал терять время — и поехал отдыхать и купаться на Иссык-Куль.
Запомнил еще пару мест, которые хвалили аборигены — горячие источники и водопад на озере Ала-Кёль — 42.320004, 78.522708, и бесплатные горячие источники Ак-Суу 42.453600, 78.549826, где тоже можно красиво встать с палаткой.
Озеро Иссык-Куль
Громадное, ярко-синее, завораживающее, самую малость соленое озеро в окружении гор на высоте 1500 метров над уровнем моря.
Южный берег — дикий, с удаленной от берега основной дорогой, пока без асфальта, ремонты только начинают.
Зато возможны радиальные и сквозные заезды в несколько ущелий, причем топовых в плане природы Кыргызстана.
Я что-то про них читал заранее, потом что-то сохранял в МАПС.МЕ со слов местных собеседников, но оставил на другой раз.
По северному берегу от Каракола до курортного Чолпон-Ата — просто старый асфальт.
От Чолпон-Ата до самого Бишкека — четырехполосный автобан.
Берег — приспособлен для купания отнюдь не весь.
По МАПС.МЕ выбрал наугад, в 2 км от асфальта, заодно осмотрю оборудованные горячие источники неподалеку — 42.723726, 77.828933
Начало сентября, купальный сезон заканчивается, людей мало, водичка — прохладная, солнце мягкое, кайф!
Чолпон-Ата — типа наших Витязево или Евпатории: санатории, гостиницы, аквапарк, еще резиденция Президента республики. Остановился только чтобы заправиться и устранить кое-что по мелочи в системе охлаждения.
Встать с палаткой в тени раскидистой ивы на берегу Иссык-Куля
Всего двести метров хард-эндуро по неглубокому песку — 42.597779, 76.893612
Площадок там несколько, разной степени изолированности.
ОЧЕНЬ кайфово, но без компании — меланхолично и скучно, картина маслом «Старик и море» )))
Река Чуу, Боомское ущелье — 42.623241, 75.831468
Мощная и полноводная река, вытекающая из озера Иссык-Куль.
«Глубокое, зловещее, потрясающее ущелье» — так о нем написал один из организаторов мотоциклетных туров из Бишкека.
«Видали и глубже, и зловещее» — сказал комендант, и через 15 км, глянув на перекрытую шлагбаумом грунтовку в каньон Конорчек, развернулся и поехал обратно в горы, в сторону Нарына.
Очень результативно заехал в город Кочкор
В редком для этих мест супермаркете формата «Светофора» затарился вкусной горячей булкой, молоком и шоколадом и выцепил водителя Тойоты-Секвойи, вместе с гидом везущего по маршруту семейную пару респектабельных швейцарских туристов, совсем нереспектабельно затарившихся в супермаркете крепким алкоголем.
Пять минут расчерчивания палкой дорожной пыли — и вот я уже прекрасно ориентируюсь в рельефе и вариантах подходов к высокогорному озеру Сон-Кёль и предстоящем оптимальном пути в Ош.
— А асфальт-то там где-нибудь будет?
— Ну, от силы километров десять, по населенным пунктам. В горах — исключительно грейдеры, много зубодробительной гребенки.
— Блин! Ну ладно…
Пожрать, плотно и максимально «по-пролетарски»
Не теряя времени, сразу забуриваюсь в толпу аборигенов на центровом базаре:
— В какой из этих кафешек кормят вкуснее всего?
— Сюда и сюда — точно не ходи. А во-он туда, пожалуй, стоит…
Столовая с загадочным названием «Ашкана — БНБ»
Два этажа, полно народу, явно не туристы )))
Пролетарский специалитет «Ассорти»: рис, гречка, острая подливка, яйцо, сосиска, курица, манты, салат из морковки, лепешка и чай
Не очень вкусно, но сытно, за все — порядка 150 рублей на наши.
А главное, конечно — это непостановочная атмосфера городка, затерянного в отрогах центрального Тянь-Шаня, в которую комендант с огромным удовольствием готов погружаться снова и снова.
И продолжим погружение на базаре:
Нет, пока еще не «восточная сказка» )))
Выезд на Нарын, набор высоты
Грунтовый съезд с асфальта, главный заезд на озеро Сон-Кель, аж через ржавую триумфальную арку — 41.932928, 75.730320
Картина маслом «Забрались на 3400» )))
Начали спускаться с перевала к озеру, которое на высоте 3000 метров
Озеро видно издалека, но объектив моего «тапка» не дотягивается
Обхожу озеро Сон-Кель слева
Проехал поворот на не отмеченный на картах перевал «33 попугая» — 41.730805, 75.447974
Со слов водителя-гида — очень живописный и крутой спуск вдоль реки, которая вытекает из озера Сон-Кель.
Холодно, срывается дождь, уже час скриплю зубами от усталости и жду, когда откроется «второе дыхание»
Проезжаю самодельный указатель «Артезиан»
В километре от дороги виднеются некие каменные постройки в стиле «Безумного Макса» — 41.764867, 75.256875
Идет дым из трубы, копошатся люди
Ну и кто они, если не АБОРИГЕНЫ? )))
«Обогрели, накормили, обобрали...» (Ипполит, «Ирония судьбы»)
Вкусно, аутентично, с погружением, класс!!!
Можно было растопить юрту и остаться ночевать
а также выпить водки и закусить жареной печенью свежезарезанного барашка.
Но «второе дыхание», наконец, открылось — и я с восторгом и страхом полез на следующий грунтовый перевал
Авторитетно заявляю: спуск с перевала Moldo-Ashuu — 41.663808, 75.027170 —
это ЛУЧШЕЕ, что увидел комендант за всю поездку в Кыргызстан в 2022 году!
Уже в темноте на закрытой на ночь заправке 41.412034, 75.032176 раздобыл три бутылки бензина неведомой марки
и полностью счастливым мотоциклистом (то есть, вусмерть уставшим, замерзшим и ошалевшим от впечатлений) завалился спать в кустах на берегу реки Нарын.
Дорога в Казарман
Либо прямая 100 км по левому берегу, либо 130 км грунтовых серпантинов и три перевала по правому, выбор — очевиден: 41.502000, 74.732971
Снова спустился и пересек могучую реку Нарын — 41.379822, 74.210529
Долил бензина до полного бака, поел с местными в кафе в центре поселка Казарман 41.407551, 74.028712
снова какое-то ассорти, ведь впереди — еще один, я надеялся последний грунтовый перевал до Джалалабада — 41.269528, 73.628526
Встретил организованную туристическую группу на шестисотых гусях в сопровождении технички и трех гидов-балбесов
которые сначала разведали асфальтовый участок от Джелалабада до строящегося туннеля, откуда их развернули на грунтовый перевал, а сейчас спускаются в Казарман, чтобы устроить поздний обед и ехать дальше в Нарын, где у них «забронирована гостиница, ведь ни палаток, ни спальников они с собой не везут».
— А ничего, что обедать вы закончите где-то через два часа, светлого времени — осталось четыре часа, до Нарына — еще 200 км, а на участок 100 км от Казармана я потратил пять с лишним часов?
— Блин, как-нибудь разберемся…
— Ну-ну )))
Надо будет поискать честные отзывы об их поездке от «благодарных» клиентов. А ведь у них еще и две девочки в команде!
Должно быть гораздо драматичнее и захватывающе, чем у коменданта )))
Привал перед выездом на асфальт
Джелалабад
Город с таким названием просто не может быть затрапезным горным кишлаком.
Проверим это сегодня ночью!
Застройка — плотная, освещение улиц — скудное, пыльный парк с аттракционами, типовой утилитарный базар, единственный широкий центральный проспект.
Чуть не осел в национальном подворье «Санжары» 40.925520, 73.014753, заточенном под торжества, праздники, и походы с дорогими иностранными гостями.
Вернулся к парку:
— Мужики, в каком кафе самый вкусный люля-кебаб?
— Люля-кебаб есть во всех кафе, но за вкусным — на другой конец города, в «Чайхану №1» 40.945601, 72.989168
— О! Знаю, проезжал я ее недавно. Спасибо!
Пять минут езды:
— Здравствуйте! Это у Вас...?
— Вы про самый вкусный шашлык в городе? Да, это у нас!
Не обманули! Не сфотографировал. Как так то?
Кайфово встал с палаткой и отлично выспался в километре от оживленной асфальтовой трассы на ОШ — 40.848918, 73.155680
Узген
Наконец-то!!! Первый по-настоящему среднеазиатский город, яркий, шумный, с богатым восточным базаром, изобилием фруктов, роскошным уличным общепитом.
Хотя по моим фотографиям этого не скажешь )))
Но там целый ряд пятьдесят метров уличных тандыров и мангалов, медовый сочный виноград по 20 рублей на наши и нежнейшие персики по 30, очень аппетитная выпечка и сладости.
На юго-западе Киргизии около основания Кичи-Алайского хребта вблизи границы с Узбекистаном расположен город, занимающий второе место по численности населения.
Ош – самый древний город Кыргызстана,
старинный городской центр Средней Азии. Его история насчитывает более чем тысячу лет, а археологические раскопки дают представление о трехтысячелетней истории этого города. Возник Ош как поселение древних земледельцев эпохи бронзы, обнаруженный на южном склоне Сулейман-горы, которая считается священной с древнейших времен и хранящая свидетельства древних культов периода ислама.
Дальнейшее развитие города обусловлено непосредственно географическим положением города, расположенным в живописной долине у подножия Памира.
Изначально Ош был точкой пересечения торговых путей из Индии в сторону Европу.
Торговый город прославлен базарами и караван-сараями. А главный базар, который расположился на левом берегу Ак-Буры, представлял собой классический образец восточного закрытого рынка, называемого «тима». Более двух тысяч лет главный рынок в Оше живет по законам своей шумной и яркой жизни. Меняются его постройки, расширяются границы, а рынок все остается на месте, которое было выбрано еще в древности. Сюда стекаются торговцы из Киргизии, Узбекистана, Китая и Таджикистана, продающие настоящую восточную еду, одежду, предметы обихода и ароматные пряности. При этом особый интерес вызывают ряды ремесленников, а также продуктовые лавки, которые ломятся от деликатесов и дешевых сезонных фруктов. Работает рынок всю неделю, однако в наибольшей степени оживлен в воскресенье утром.
И весь этот шик и блеск комендант посмотрел, ни разу не щелкнув фотоаппаратом?
Нет! В Оше он не обнаружил вообще ничего исторического, достойного осмотра и фотосессии.
Базар, да, громаден, но в основном состоит из гектаров контейнеров и жестяных и трапочных навесов.
Музей и некая возвышенность с артефактами? Там надо лазить по лестницам к смотровым на горе и рукотворным гротам, страдать от жары и дышать пылью.
А не лучше ли вдоволь поесть винограда и спокойно покататься по Ферганской долине?
Резюме
Хорошая идея — отправить мотоцикл транспортной компанией в Алмату или Бишкек (+ 60 т.р. к бюджету минимум), чтобы стартануть на Тянь-Шань бодрым и свежим, а не как комендант, грязным и вымотанным после 5000 км по пустыне.
Транспортная компания также просится при поездках в июле-августе, когда на подходах по пустыням — слишком жарко.
В мае на Памире и Тянь-Шане (да и на Кавказе) — еще зима, немногим такое надо, но желающие находятся каждый год.
В сентябре отсутствие снега в горах щедро компенсируется изобилием, качеством и стоимостью овощей и фруктов.
Хочу ли я ездить сюда, как в Грузию, каждый год? Нет!
А с интервалом в пять-семь лет? Вот это можно!
- komendant
- 13 октября 2022 в 12:59
- 8
- ?
Да, киргизия это топ страна для мототуризма, красиво, дешево и вкусно. Хотелось бы еще разок там прокатиться, но на легком мапеде, на тяжелом кайфа меньше конечно, а преодоления на ровном месте больше.
А чо ты текущее перо не почистил, так на текущем и ездил? И куда делся асфальт по южному берегу иссык куля? Он там везде был, хоть и подразбитый местами. И съездов к берегу много было, по песочку метров 200 и отличные пляжи, народу никого, но риск засадить мапед конечно немалый.
А на Сон-Куле с погодой явно не повезло тебе, там гораздо красивее, если солнце и ясное небо. В юртинге там заночевать кстати очень прикольно, аутентично, тепло и сытно, баня, все дела.
А чо ты текущее перо не почистил, так на текущем и ездил? И куда делся асфальт по южному берегу иссык куля? Он там везде был, хоть и подразбитый местами. И съездов к берегу много было, по песочку метров 200 и отличные пляжи, народу никого, но риск засадить мапед конечно немалый.
А на Сон-Куле с погодой явно не повезло тебе, там гораздо красивее, если солнце и ясное небо. В юртинге там заночевать кстати очень прикольно, аутентично, тепло и сытно, баня, все дела.
Лет через семь, наверное, тоже еще раз захочу в Кыргызстан.
Переходить на легкий эндуро не планирую. Мест, куда я еще не съездил по асфальту, еще достаточно.
Я не сразу смыл грязь после спецучастка в Саратовской области, она быстро засохла и разжевала сальник. Второй сальник потек позже, на грейдерах после Атырау. Но они проходили более 70000, так что самое время поменять.
Для дорожного покрытия из ошметков старого асфальта у киргизов есть особое название, отличное от «грейдер» или «грунтовка», я не запомнил. Со слов фермера, рядом насыпают грейдер, а старый участок перекрывают и не торопятся с началом ремонта.
С Сон-Келя к середине сентября уже убрали все туристические юрт-кемпы, последние пастухи сваливают к началу октября. Зимой на Сон-Келе людей нет, все под снегом.
Наверное, вот так?
Переходить на легкий эндуро не планирую. Мест, куда я еще не съездил по асфальту, еще достаточно.
Я не сразу смыл грязь после спецучастка в Саратовской области, она быстро засохла и разжевала сальник. Второй сальник потек позже, на грейдерах после Атырау. Но они проходили более 70000, так что самое время поменять.
Для дорожного покрытия из ошметков старого асфальта у киргизов есть особое название, отличное от «грейдер» или «грунтовка», я не запомнил. Со слов фермера, рядом насыпают грейдер, а старый участок перекрывают и не торопятся с началом ремонта.
С Сон-Келя к середине сентября уже убрали все туристические юрт-кемпы, последние пастухи сваливают к началу октября. Зимой на Сон-Келе людей нет, все под снегом.
А на Сон-Куле с погодой явно не повезло тебе, там гораздо красивее,
Наверное, вот так?
Комендант, спасибо огромное за рассказ, я как будто вернулся в детство, когда мы там на мотоциклах ездили вдоль Нарына за Токтогульскую ГЭС каждый год. В основном на малинники ( там кстати достаточно много медведей в горах) или на озеро Сары Челек за родственником женьшеня — родиолой розовой, Кара-Суу отдыхать. Прямо окунулся опять в ту атмосферу! Рахмат большой!!!
здесь был ататат
Есть такое, но на себе не проверял.
Я всегда с большим интересом слушаю любые рассуждения аборигенов об отношении к соседям и «большому брату», задаю вопросы.
В этот раз тоже услышал много интересного и неожиданного, в каждой из четырех республик Средней Азии. Если интересно — могу раскрыть. Но будет срачь )))
Я всегда с большим интересом слушаю любые рассуждения аборигенов об отношении к соседям и «большому брату», задаю вопросы.
В этот раз тоже услышал много интересного и неожиданного, в каждой из четырех республик Средней Азии. Если интересно — могу раскрыть. Но будет срачь )))
Тогда и начнем с Казахстана, к которому у соседей как раз больше всего претензий.
Пенсионер-работяга из Актобе: «Президенты РФ и РК — формально равноправные друзья, но основные политические решения и заявления в стране — с оглядкой на „большого брата“, Актобе живет небогато, но мирно.»
Сельский абориген долины реки Сырдарья, с четырьмя детьми, летом торгующий вдоль дороги дынями по 40 рублей за штуку: «Общая тенденция к исламизации страны в разных областях идет по-разному и с переменным успехом. Некоторые области, вроде северные — считает, безнадежны. С другими конфессиями и религиями, считает нужно и вполне возможно сосуществовать мирно»
Пьяные работяги из Алматы родом из Шимкента: «Север и юг Казахстана — два противоположности, черствый и агрессивный север и открытые/добрые/щедрые южные народности, Алмата и особенно Шимкент»
Благополучный англоговорящий казах из Алматы, тусующийся с иностранцами: «Мы, казахи — белая кость всей Средней Азии, у нас образование, наука, медицина, общий уровень культуры. Узбеки — подсобные рабочие на хозяйстве, почти в каждом дворе благополучного частного сектора. Таджиков — почти нет, все подметают улицы в Москве. Туркменов — нет вообще, они невыездные из своего концлагеря»
Пенсионер-работяга из Актобе: «Президенты РФ и РК — формально равноправные друзья, но основные политические решения и заявления в стране — с оглядкой на „большого брата“, Актобе живет небогато, но мирно.»
Сельский абориген долины реки Сырдарья, с четырьмя детьми, летом торгующий вдоль дороги дынями по 40 рублей за штуку: «Общая тенденция к исламизации страны в разных областях идет по-разному и с переменным успехом. Некоторые области, вроде северные — считает, безнадежны. С другими конфессиями и религиями, считает нужно и вполне возможно сосуществовать мирно»
Пьяные работяги из Алматы родом из Шимкента: «Север и юг Казахстана — два противоположности, черствый и агрессивный север и открытые/добрые/щедрые южные народности, Алмата и особенно Шимкент»
Благополучный англоговорящий казах из Алматы, тусующийся с иностранцами: «Мы, казахи — белая кость всей Средней Азии, у нас образование, наука, медицина, общий уровень культуры. Узбеки — подсобные рабочие на хозяйстве, почти в каждом дворе благополучного частного сектора. Таджиков — почти нет, все подметают улицы в Москве. Туркменов — нет вообще, они невыездные из своего концлагеря»
В Кыргызстане был уже настолько грязный и пыльный, что стеснялся лишний раз появляться на людях. Поэтому один раз услышал нелестное о казахах, что «они все националисты» и очень неприязненно относятся ко ВСЕМ соседям, в том числе и северному брату.
К Таджикам, с которыми у них регулярно доходит до стрельбы на границе, из-за клочка земли и водоема — как к людям, неприязни и вражды не испытывают.
К Таджикам, с которыми у них регулярно доходит до стрельбы на границе, из-за клочка земли и водоема — как к людям, неприязни и вражды не испытывают.
Стрельба происходит на границе не из-за клочка земли, а каждый раз, когда собираются протащить груз из Афганистана. Это знают все, с этого кормятся многие, этой ситуации сто лет в обед.
Лично я на бытовом уровне не замечал неприязни в КГ. Наоборот все открытые, приветливые. Но безусловно можно нарваться легко и просто. Лично я езжу отдыхать и путешествовать по КГ значительно чаще и больше, чем по Родине. Просто потому, что в отличие от нас, в КГ не натыканы шлагбаумы на каждом мосту, ущелье, кусте и речке. Все открыто-проезжай.
Лично я на бытовом уровне не замечал неприязни в КГ. Наоборот все открытые, приветливые. Но безусловно можно нарваться легко и просто. Лично я езжу отдыхать и путешествовать по КГ значительно чаще и больше, чем по Родине. Просто потому, что в отличие от нас, в КГ не натыканы шлагбаумы на каждом мосту, ущелье, кусте и речке. Все открыто-проезжай.
Таджики — тоже без ненависти к киргизам, но опечалены конфликтом на границе и высказывают недоумение, почему все лидеры республик сейчас в Самарканде, включая предводителя — и допустили стрельбу из минометов, эвакуацию мирных и мобилизацию резервистов: «Почему ваш-то их не одернул?!»
Но у таджиков сейчас внутренних забот хватает, с претензией памирцев на автономность и протяженной границей с талибаном.
Но у таджиков сейчас внутренних забот хватает, с претензией памирцев на автономность и протяженной границей с талибаном.
Читаю второй раз. Знакомые места все. До сих пор не понимаю что все тащутся на этот Сонкель? Дорога безусловно полный отпад, но вот само озеро-ну такое. Вечно ветер, холод, ни деревца ни кустика.
И засек преступление-не поехали в ущелье Каракол. Там мост в прошлом году восстановили, вот где взрыв мозга. Красота такая, что глазам не веришь… надеюсь в следующем сезоне загляните.
И засек преступление-не поехали в ущелье Каракол. Там мост в прошлом году восстановили, вот где взрыв мозга. Красота такая, что глазам не веришь… надеюсь в следующем сезоне загляните.
- ushakov_ivan
- 14 октября 2022 в 8:21
- ↑
- ↓
Так в этом и соль, что дорога… для мотоциклиста главное не цель, а сам путь =)
По дну ущелья, да. там очень красиво, нет ОЧЕНЬ! Я бы сказал место, обязательное к посещению. На мопеде до ледников не доехать, но очень близко. Я бы сказал в пешей доступности.
Что касается ГЛ базы Каракол, то лично в моем рейтинге она стоит на голову выше Чимбулака. Просто потому что несколько трасс, многие из которых фрирайдовые, и мое любимое-спуск через лес сквозь ельник.
Чимбулак-пафосное место, конские цены, 2 трассы, одна из которых гололед с узким горлышком в центре. При этом в выходные там покатать невозможно: слишком много народу. Я езжу на полдня в будни. И не получаю такого удовольствия как на Караколе. Каракол 1-2 раза в году обязательно. Кстати Кегень с прошлого года стал работать круглогодично. Теперь поездка в Каракол стала еще и увлекательна.
Что касается ГЛ базы Каракол, то лично в моем рейтинге она стоит на голову выше Чимбулака. Просто потому что несколько трасс, многие из которых фрирайдовые, и мое любимое-спуск через лес сквозь ельник.
Чимбулак-пафосное место, конские цены, 2 трассы, одна из которых гололед с узким горлышком в центре. При этом в выходные там покатать невозможно: слишком много народу. Я езжу на полдня в будни. И не получаю такого удовольствия как на Караколе. Каракол 1-2 раза в году обязательно. Кстати Кегень с прошлого года стал работать круглогодично. Теперь поездка в Каракол стала еще и увлекательна.
здесь был ататат
Это не велошлем, а широкопрофильный экстремальный GIRO за 300 Евро с сертификатами, которые многим бюджетным мотошлемам даже не снились.
Я уже несколько лет вожу его вторым шлемом, для хорошей погоды, городских условий и скоростей до 90 км/час.
Постоянно в вонючей скорлупе интеграла становится невыносимо уже на десятый день поездки.
Я уже несколько лет вожу его вторым шлемом, для хорошей погоды, городских условий и скоростей до 90 км/час.
Постоянно в вонючей скорлупе интеграла становится невыносимо уже на десятый день поездки.
В общем понатыкал координаты на карте и сразу понятен маршрут. Это прям здорово и удобно. Летом поеду, по нему. Кстати с Узгеня куда поехали? В Узбекистан на Самарканд и оттуда на Памир?
Спасибо за отчет, за то что находите время писать, причем делать это ярко, сочно, без лишней воды и соплежуйства про закаты на берегу или высоте )
Так блэт приехал, место огонь, вот координаты, накатил, трусы искупал и спать. ))
Спасибо за отчет, за то что находите время писать, причем делать это ярко, сочно, без лишней воды и соплежуйства про закаты на берегу или высоте )
Так блэт приехал, место огонь, вот координаты, накатил, трусы искупал и спать. ))
здесь был ататат
- Paladin33rus
- 17 октября 2022 в 20:15
- ↓
Байке, в Караколе и не съесть ашлям-фу? Ай-яй! Барскоон — ущелье на Иссык-Кулье с высокой доступностью, слышал только хорошее.
За Молдо-Ашу — моё почтение. Не добрался туда в 2018 и в 2022.
За Молдо-Ашу — моё почтение. Не добрался туда в 2018 и в 2022.
Привет!
Ашлямфу не ел, только ее уйгурскую вариацию чуть раньше, обжаренные в воке самодельные макароны с овощами в глазури.
Хотя в меню в Кыргызстане точно видел, но я еще по Кавказу настороженно отношусь ко всяким лагманам в общепите, предпочитаю шашлык.
Барскоон — я обсуждал с местными в Караколе. Если ехать до конца — выходит радиалка 350 км, но вроде где-то можно уйти на сложный участок и частично закольцевать.
Ашлямфу не ел, только ее уйгурскую вариацию чуть раньше, обжаренные в воке самодельные макароны с овощами в глазури.
Хотя в меню в Кыргызстане точно видел, но я еще по Кавказу настороженно отношусь ко всяким лагманам в общепите, предпочитаю шашлык.
Барскоон — я обсуждал с местными в Караколе. Если ехать до конца — выходит радиалка 350 км, но вроде где-то можно уйти на сложный участок и частично закольцевать.
здесь был ататат
- NigilistNiki
- 16 января 2023 в 20:43
- ↓
Спасибо за повествование! Можете накидать приблезительный ознакомительный трип по Средней Азии, в основном Узбекистан-Киргизия? С максимум асфальта, так-как еду на дорожнике, плюс оффроуд опыта почти ноль. И еще вопрос, где лучше заезжать в Казахстан, чтобы ехать там как можно меньше?
чтобы ехать там как можно меньше?Очевидно, нужно ехать по самой короткой дороге.
В Вашем случае из Самары — это почти прямая Уральск-Актобе-Кызылорда-Шимкент.
И затем Ташкент-Самарканд-Бухара-Карши-Термаз-Душанбе-Худжанд-Ош-Бишкек-Каракол-Алматы.
В этом случае и увидите много, и горных перевалов асфальтовых вполне достаточно, и практически избежите не только грунта, но и асфальта в откровенно плохом состоянии.
Возвращаться — через Астану, чисто чтобы не ехать обратно по той же дороге через Кызылорду.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (48)
RSS свернуть / развернуть