Проект продается, 60 000 USD [email protected]
Путешествия
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 15.00 км
  • Читателей: 4285 | Постов: 2504 +1

Данный блог создан для публикации рассказов, фото и видео отчетов о путешествиях на любой мототехнике.

Путешествия → Одиночка вокруг Онеги и Ладоги, день 3.

Продолжение повествования о моем шестидневном одиночном путешествии вокруг Онеги и Ладоги. Стараюсь более подробно рассказать об достопримечательностях, об их доступности и целесообразности знакомства с ними. Осторожно, много фотографий.
1 часть (1 и 2 дни) — Одиночка вокруг Онеги и Ладоги, дни 1 и 2.


День 3-й: Пудож-Челмужи-Повенец-Медвежьегорск-Гирвас-Кивач-Петрозаводск (407 км).

Раннее утро в Пудоже оказалось морозным, с росой. Чашка кофе и бургер на заправке зарядили меня и мы двинулись в путь. Дорога до Медвежьегорска шикарна, прекрасные виды, ровный асфальт, минимум населенных пунктов и камеры.
Камеры с автономным питанием, выглядят как высокие мачты на краю дороги, обвешанные солнечными батареями и ветряками, так что камеры видно издалека, избежать штрафы просто.

Богоявленская церковь в Челмужах.

62°34′42″N, 35°34′35″E


Деревянная шатровая. Построена в 1577 году. Перестроена в 1605.


Церковь с колокольней создают очень красивый ансамбль на берегу Мочгубы.

Церковь после продуманной реставрации благодаря богатой резьбе и слитным ансамблем с колокольней очень привлекательна.

Дорога до нее километра 3 грейдера, местами песок и щебенка. После отремонтированного моста поворачиваем направо и по грунтовке, огибая кладбище по правой руку, подъезжаем к берегу. Там хорошая ровная площадка и вдоль берега проходим к церкви. Стоит заехать.

При подъезде к Повенцу удалось увидеть работающий шлюз Беломорско-Балтийского канала. Фотографировать и снимать сам шлюз запрещено, это рассказал охранник, пока стояли ждали — их за это штрафуют, снимая зарплату за месяц. Если чуток отойти от шлагбаума, на стоянку дальнобойщиков — там есть бетонный блок, с которого открывается хороший вид на Храм Святителя Николая и проходящие суда.

При общении с охранником уточнил дорогу на маяк Повенецкой губы, проезд не запрещен, съезд в 200 метрах от шлагбаума шлюза. До маяка 3 км грунтовой дороги, местами бетонные плиты, щебенка, грейдер, но все проезжабельно.

Маяк

62°49′35″N, 34°50′14″E


С головной части мола открываются красивые виды на акваторию Онежского озера и первый шлюз Беломорско-Балтийского канала.

Со слов дедушки-рыбака в советское время в Повенецкой губе не было свободного места между судов, ожидающих свою очередь в проходе канала. А сейчас не чаще одного раза в неделю, а может и реже, проходят суда канал. У начала мола стояла военная часть, когда уходили, в память о себе затопили три деревянные баржи, и сейчас их остов виден над кромкой воды.

Место стоящее, можно сделать запоминающиеся фотографии.

Эта достопримечательность запала в душу из-за неожиданно долгого и душевного общения с местным дедушкой-рыбаком.
Он многое рассказал об истории Повенца, с его слов, в поселении до строительства канала был чугуно-плавильный завод, а руду для него доставали со дна Онежского озера ныряльщики.
При открытии канала Сталин остался недоволен, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный, на тот момент глубина фарватера не превышала 3,65 м, что не позволяло проводить переброску военных кораблей и подводных лодок. В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до 4 метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР.
Во времена Великой Отечественной войны 11 декабря 1941 года, только после ухода всех частей Красной армии, советские подрывники взорвали шлюз № 7. Гидроузлы Повенчанской лестницы (первые 9 шлюзов ББК, поднимающиеся на водораздел к северу от Повенца) были разрушены, вода из водораздельного бьефа свободно сливалась в Онежское озеро через поселок Повенец, который был практически уничтожен потоком. Фарватер Беломорско-Балтийского канала стал линией фронта — нейтральной полосой. Финские войска остановились на линии канала (на его западном берегу) и занимали эти позиции до июня 1944 года.
Отношение в семье дедушки-рыбака к Сталину неоднозначные, отец всячески поддерживал все решения и строительства коммунизма, а мать из белорусских крестьян, только благодаря строительству канала ей удалось, получив паспорт, вырваться из крестьянства. Так что, в семье тема о Сталине было под негласным запретом.
Про Третье видео моего одиночного путешествия вокруг Онежского и Ладожского озер. 3 и 4 дни: Гирвас, Кивач, Петрозаводск, Маньга, Тулмозеро, «Крест скорби», Прокинкоски.
Про Сандармох до 1990-х годов никто из местных жителей не знал. Только умирающий чекист, по словам рыбака, поведал о страшной тайне ближайших лесов.

Храм Святителя Николая

62°51′00″N, 34°50′23″E


Новопостроенная деревянная церковь (2004), поставленная в память строителей Беломорканала. Имеет необычное архитектурное решение в виде бетонного основания, а деревянная звонница напоминает лагерную вышку. Неоднозначная церковь, новодел, не намоленное место, возможно, еще.
Больше внимания досталось памятному камню у края парковки храма в честь начала “Осударевой дороги”.

В 1702 году царь Петр Великий перетащил волоком два судна из Белого моря в Онежское озеро. Путь этой “Дороги” почти полностью повторяет в настоящее время Беломоро-Балтийский канал.


Дорога от Повенца к Медвежьегорску веселая, начинаются карельские серпантины, получаешь удовольствие от вождения и закладывания мотоцикла в повороты.


При подъезде к Медвежьегорску АЗС с длинными очередями на заправку, решил заправится на выезде у трассы “Кола”, но это решение могло оказаться роковым, так как на тот момент пробег с предыдущей заправки составлял больше 200 км. В общении с местными, узнал, что заправка на “Кола” закрыта, ближайшая только на повороте на Гирвас. А это еще чуть более 70 км. Рискнул, доехал.

Управление ФБУ «Беломорканал»

62°54′57″N, 34°28′21″E


Здание управления Беломоро-Балтийского Комбината НКВД СССР, постройки 1934 года, где в 30-е годы была и гостиница. Суровое здание с суровой историей.
Еще при общении с местными узнал, какие сувениры надо везти из Медвежьегорска, город знаменит изделиями из шунгита (но их можно купить и в Петрозаводске), вышитой классическими карельскими узорами одеждой из льна. Магазин сувениров находится здесь: goo.gl/maps/81qNuJzJmBT2. Рекомендую, теперь мои супруга и сын имеют вышитые льняные рубахи.
Развилка на выезде из Медвежьегорска с трассой “Кола” убила своей заковыристостью, едьте с Яндекс навигатор в ушах — ошибиться просто. Если честно, то развязки КАДа Санкт-Петербурга и трассы “Кола”, мне кажется, составлял какой-то любитель серпантинов и сложной жизни. Еще в прошлом году, когда ездили с товарищем на машине в Рускеала, мы на КАДе ошиблись отворотом, чтобы исправить ошибку мы еще больше 30 км крутили круги.
Заправка при отвороте на вулкан Гирвас — частная, мне для отчета за отпуск, надо предоставить чек с заправки, так на этой заправке чеки без адресов и местоположения АЗС, просто, чек, как из киоска, если кому необходимо — будьте осторожны.
Дорога до Гирвас представляет собой 7,5 км потрескавшегося асфальта с заплаточным ремонтом, но 80 км/ч и вертикальная стойка делают свое дело. Дорога через поселок Гирвас уходит на Спасскую Губу, отворот на вулкан перед магазином на развилке, направо, почти в обратном направлении, от развилки еще чуть более 2 км до Гирваспарка, парковка слева после дамбы ГЭС.

Вулкан Гирвас

62°29′06″N, 33°40′24″E


Древний вулкан Гирвас – это геологический памятник природы, который имеет федеральное значение. Гирвасский вулкан был открыт в 60-е годы ХХ века.

Специалисты относят вулкан Гирвас к покровному вулканизму исландского типа. Гирвасский каньон полностью вскрылся только после того, как на этой местности началось строительство гидроэлектростанции. В процессе строительства уровень воды в реке значительно снизился, что и стало своеобразным катализатором для вскрытия каньона.
На берегу реки можно увидеть лавовый язык, который достигает в длину полутора метров. Вулкан Гирвас окружают слоя лав, толщина которых составляет около ста метров. Общая площадь лавового поля превышает одну тысячу квадратных метров. Это лавовое поле, в состав которого входит около пятнадцати лавовых потоков, простирается от вулкана до Святнаволока. Поле лавы находится в зоне вулканического контакта с федеральной трассой Кола.

На сегодняшний день Гирвас -предоставляет возможность ознакомиться с доступной частью вулканического аппарата, к которому относится жерло, трубка взрыва и побочный склон левого конуса. Жерло вулкана, вытянутое на северо-восток, поражает своими размерами (20х50 метров).
Древний вулкан Гирвас – это уникальная по своей красоте достопримечательность Карелии, окруженная густыми сосновыми борами. Здесь древнейшие горные породы соседствуют с мощными песчаными отложениями, относящимися к ледниковому периоду.
Место туристическое, наезженное, так что все удобства (поесть, попить, посидеть) присутствуют.

Сам Гирваспарк имеет страничку в Вконтакте, там заранее объявляют дату открытия шлюзов, говорят, что водопад Гирвас представляет незабываемое зрелище, в этом году шлюзы открыли 1 мая, и были открыты 2 недели.

Водопад Кивач

62°16'4«N 33°58'49»E


На территории заповедника находится водопад «Кивач», образуемый падением реки Суны. Здесь Суна, одна из крупнейших рек Карелии, пересекает диабазовую гряду, возникшую в докембрийский период. Ниже гряды река углубила свое русло, размыв рыхлые осадки послеледникового озера. Вода падает с четырех ступеней. Общая высота падения от верхнего зеркала реки до нижнего — 10,7 м.

По мнению филологов, название Кивач происходит либо от финского kivi — камень, либо от карельского kiwas — снеговая гора. Водопад Кивач длительное время считался наиболее крупным равнинным водопадом России и вторым по величине равнинным водопадом Европы после Рейнского (р. Рейн, Швейцария). В настоящее время былая мощь водопада утрачена. Из-за построенной выше по течению Гирвасской плотины сейчас на Кивач попадает вода всего лишь с 30 км пути реки. Современный водопад, значительно потеряв в размерах и мощности, не утратил своей неповторимой красоты и является наиболее известным и доступным водопадом Карелии.

По сравнению с Гирваспарком, Кивач более облагорожен, но он и более туристический, даже можно сказать, что это парк развлечений с акцентом на детей. Дорога от “Кола” асфальтированная с мелкой щебенкой, длиной 7 км, извилистая и слишком узкая. Парковка не организованная, машины бросаются на обочине у шлагбаума перед парком. По дороге на Кивач справа заметил организованный кемпинг Лукоморье (62°18'52.0«N 34°00'33.1»E).
В планах была еще Успенская церковь в Кондопоге, но не успел, 10 августа 2018 года церковь погибла в пожаре. Вроде, планируется восстановление, даже Рамзан Ахматович Кадыров перевел личный миллион рублей на восстановление. Поживем — увидим.
До отворота на Санкт-Петербург, дорога на Петрозаводск хорошая, потом начинается пригородный треш: дороги в Петрозаводске ремонтируют, но забывают нанести разметку. Местные этим пользуются и не брезгуют в городе обогнать тебя по встречки. Город на холмах. Из-за всего этого дорога до гостиницы была под девизом: “Не убейте меня!”.
Неоднократно заметил, что самый треш начинается к концу суточного запланированного пробега. Города — это зло для мотодальнобоя в конце дня.
Гостиница “Маски” была найдена так-же, на АЗС через Букинг. Гостиница привлекла близким расположением к набережной. При заселении удивился формой здания — в форме круга, гостиница на втором этаже, в центре здания ресторан. Завтраки не включены. Номера, да и сама гостиница в советском стиле. Но кровати новые и белье чистое, свежевыстиранное. Телевизор с ЭЛТ и антенной. В каждом номере свой балкон, покрытый кафелем. Дабы хоть как-то сохранить бюджет, ужин и завтрак готовились на балконе на газовой горелке — за это гостинице 5 баллов!!! Интернета нет. Парковка на территории гостиницы, если беспокоитесь за транспорт, могут предложить припарковаться на заднем дворе. Для ночёвки и прогулки по набережной меня полностью устроил. Если надолго поселиться, то я бы подумал. Но в тот момент, это единственная гостиница была доступна и устраивала по цене.
Итак. Заселение позади. Впереди, точнее вниз — набережная Петрозаводска.

Памятный знак в честь открытия набережной

61°47′41″N, 34°22′38″E


Скульптура «Онего»

61°47′50″N, 34°22′21″E


Подарок к 300-летию Петрозаводска (2003 год) от Ленинградской области. Существует вариант названия — «Рождение Петрозаводска». И народный вариант — «Босоногий мальчик».

Скульптура изображает юношу-воина, готовящегося сойти с лодки на берег. В левой руке у воина копье, правая рука опирается на щит с гербом города Петрозаводска и надписью: «Петрозаводск 1703-2003. Дар Ленинградской области».

Высота фигуры юноши — 7,5 м, общая высота памятника — 11,5 м. Изначально задумывалась как скульптура с фонтаном.

Ротонда

61°47′45″N, 34°22′30″E


Украшение знаменитой Петрозаводской набережной. Построена на месте старой деревянной ротонды XIX в.

Скульптура «Спящая красавица»

61°47′36″N, 34°22′45″E


Иногда её ещё называют «Карельская Мадонна». Дар французского города-побратима Ла-Рошель (провинция Шарант-Маритим). С слов экскурсоводов, городу подарили эскиз, а воплощение делали на Петрозаводском заводе. Первоначально женщины в планах не предусматривалось, но ее решили пристроить, чтобы придать смысл зачем-то вкопанным столбам.

Скульптура «Волна Дружбы»

61°47′35″N, 34°22′47″E


Установлена в 1997 году в знак дружбы от первого города-побратима Петрозаводска — Варкауса (Финляндия). Скульптор Анна Кеттунен. Смысл композиции в следующем: волна — символ времени, перемен; один вал, накрывая другой, сметает всё злое на своём пути. Таким образом, памятник олицетворяет дружбу между двумя городами и двумя народами, которая растёт подобно волне, становясь всё больше и сильней.

Скульптура «Искра Дружбы»

61°47′35″N, 34°22′49″E


Установлена в 2003 году, как знак дружбы между Петрозаводском и Йоэнсуу (Финляндия). Скульптура представляет собой две полуарки, объединённые электрическим разрядом. Композиция сделана из стали и выкрашена в синий и жёлтый цвета. Размещается всё это на бетонной плите диаметром 10 метров, причём высота самой скульптуры — 8 метров.

Скульптура «Под одними звёздами»

61°47'33.5«N 34°22'49.7»E


Скульптура от города-побратима Нойбранденбурга (Германия). Установлена в 2000 году и изготовлена на предприятии «Петрозаводскмаш». Автором является скульптор Райнер Кессель, который лично участвовал в монтаже вместе с работниками «Монолитстроя», а также сам нанёс на памятник карту звёздного неба. По словам автора, такая карта — символ дружбы между двумя городами. Символ того, что мы живём в одном мире, над нами одно небо и поэтому дружить нам просто необходимо. На площадке, усыпанной каменной крошкой, кроме звёздной карты, расположена стрела, её направление указывает на родину автора — Германию. В настоящий момент рисунок звёзд испорчен вандалами.

Скульптура «Тюбингенское панно»

61°47'32.5«N 34°22'53.2»E


Дар города-побратима Тюбингена (Германия).

Две пушки

61°47′37″N, 34°22′46″E


Пушки Александровского завода.

Скульптура «Рыбаки»

61°47'29.6«N 34°23'01.2»E

Дар города-побратима Дулута (штат Миннесота, США). Скульптор Рафаэль Консуэгра, 1991 год. Эта скульптура является визитной карточкой города, почти на каждом втором памятном магнитике она изображена. Поэтому, вокруг нее активный ажиотаж туристов. Дабы красиво сфотографировать, пришлось вставать рано поутру, до восхода солнца.

Скульптура «Место встречи»

61°47'28.5«N 34°23'01.4»E


Скульптура из города-побратима Му-и-Рана (Норвегия). Установлена в 2001 году. Авторами произведения являются Ингюн Далин и Бенте Стрёмснес Хёйен, которые лично раскрасили скульптуру в коричневый, золотистый и зелёный цвета. Памятник был изготовлен на предприятии ОАО «Стройтехника». Скульптура является символом побратимских отношений между Петрозаводском и коммуной Рана. Два равных города встречаются для сотрудничества. Женщины протягивают друг другу руки, и из рук произрастают ростки дружбы, которые со временем превратятся в сильное и прекрасное растение. Идея скульптуры заключается в том, что люди могут подняться по ступенькам и встретиться в воротах. Большое основание памятника делает это возможным. В скульптуре применены цвета коммуны Рана — золотой и зелёный, что символизирует ценность, рост и развитие.

Скульптура «Дерево желаний»

61°47'27.6«N 34°23'05.1»E

Дар города-побратима Умео (губерния Вестерботтен, Швеция), скульптор Кент Андерсен.

Памятник императору Петру Великому

61°47′26″N, 34°23′22″E


Памятник императору Петру Великому. Работа скульптора И. Н. Шредера. Пьедестал изготовлен по рисунку профессора Монигетти художником Бариновым. Открыт 29 июня 1873 года на Круглой площади (ныне площадь Ленина), где простоял до 1918 года. В 1918 году был снесён и находился в заколоченном ящике на задворках современной площади Кирова. В 1930-х годах был установлен на Заводской площади. К тому времени табличка и ограда памятника на памятнике была утрачена (табличка восстановлена в 1940-х годах). В 1978 году памятник был перенесён на набережную. В начале 2000-х годов с памятника несколько раз пропадала шпага (восстановлена) и буквы на табличке.

Скульптура «Мелодия»

61°47'19.2«N 34°23'06.6»E


Открыта в 1977 году. Автор — Михаил Коппалев.

Петрозаводск тоже запомнился необычным знакомством с молодой мамой-велосипедисткой с двумя полуторогодовалыми архаровцами. И ведь прообщались больше часа и было даже интересно. Вкратце, хоть мне и повезло с погодой на всем путешествии, Петрозаводск — хмурый город, мало солнца, детворе не хватает его для планового развития. В этом году термометр приблизился на 2 недели к 30 градусам тепла и весь город нахлынул на малую песчаную косу на набережной, это были дни, когда весь город улыбался.
В городе активна группа велосипедистов, старающихся улучшить жизнь двухколесным, согласовывают и прокладывают велодорожки, даже проводят Школу велосипедиста, ознакамливают братьев наших младших с требованиями ПДД.
С первым знакомством города мне повезло — в памяти остались теплые и радостные моменты. И да, у них тоже, не бордюры, а поребрики))).
Конец второй части, скоро продолжение)))
Продолжение читать тут
  • Piter_VPiter_V
  • Петр Воробьев
  • 6 сентября 2018 в 10:56
  • 5
  • оценка: +16

Комментарии (6)

RSS свернуть / развернуть
0
Kali160782
«Про Собибор до 1990-х годов никто из местных жителей не знал. Только умирающий чекист, по словам рыбака, поведал о страшной тайне ближайших лесов....» с это момента поподробнее, в чем связь между Собибором и Повенцом?
0
Piter_V
Абсолютно правильное замечание — Сандармох, исправил.
0
Kali160782
Спасибо. Сделал заметку на предмет посетить.
+1
ibada
  • ibada
  • 6 сентября 2018 в 16:03
Интересный стиль повествования. Как будто на экскурсии. Жду продолжения!!!
0
andrey-11
Спасибо за познавательную статью!
0
Piter_V
Мне самому этого не хватало при планировании поездки, решил заполнить пробелы)))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Путешествия, Одиночка вокруг Онеги и Ладоги, день 3.