Harley-Davidson
  • Пробег для публикации поста в сообщество: 50.00 км
  • Читателей: 574 | Постов: 497

Тяжелая артиллерия, сочетание мощности и в тоже время элегантности дизайна. От звука Харлея летят даже юбки :)

Harley-Davidson → Почему на Харлее Дэвидсоне двигатель с сухим картером?


Меня всегда забавляет когда новичок пытается долить масла в Харлей. Где заливная горловина? Где смотровое окошко? Как поменять масло?
На Харлее как вы видите, двигатель с сухим картером. Это значит, что масло находится в отдельном маслобаке обычно где-нибудь под сиденьем, и перекачивается из двигателя и в двигатель маслонасосом закрепленном на внешней части двигателя.
В отличие от двигателей с мокрым картером, где масло просто стекает в поддон под вращающимся коленвалом, где его засасывает расположенный внутри двигателя маслонасос. Вопрос: почему? Почему Харли Дэвидсону всегда надо отличаться?
Давайте перенесёмся на машине времени в Милуоки в 1915 год. Металлургия была не том уровне как сейчас. Бензин и масло тоже не соответствовали современному уровню. И возможно, самое главное, секреты двигателя внутреннего сгорания ещё не были открыты. Билл Харли и Артур Дэвидсон единственное что могли придумать чтобы ехать быстрее, это сделать сделать двигатель больше. Опп! Выйдем из машины времени!
Есть два пути сделать двигатель больше: можно увеличить диаметр цилиндра, или ход поршня. Отношение диаметра цилиндра к ходу поршня говорит нам как двигатель был сделан и как он будет работать. Двигатели у которых отношение хода поршня к диаметру цилиндра близко к 1 называются квадратными. Если диаметр цилиндра значительно больше хода поршня такой двигатель называется короткоходным, если ход поршня больше диаметра цилиндра то длинноходным.
Длинноходный двигатель стремится быть высоким. Чем больше ход поршня тем больше надо места двигателю от верхней точки поршня до нижней точки вращения шатуна. Сегодня ход поршня у большинства биг-твинов Харлея между 82 миллиметрами до 101 миллиметра. Для сравнения у Хонды CBR100RR, ход поршня 57 миллиметров. Двигатели Харлей очень высокие.
Итак, помните о слабых маслах и металлах сто лет назад? Эти факторы благоприятствуют двигателю развивающему максимальную мощность на малых оборотах. И так случилось, что длинноходный V-твин именно так и делает. Такие двигатели выдают большое количество крутящего момента прямо с холостых. Такое распределение мощности с самых низов идеально подходило для ранних мотоциклов, дающих хороший отклик на ручку газа от двигателя работающих на относительно низких оборотах. Так уменьшался износ в примитивной моторной передаче.

Ранние двигатели Харли Дэвидсон не имели рециркуляционной системы смазки. Они просто выбрасывали масло на дорогу.
Также, у ранних Харлеев не было рециркуляционной системы смазки. Водитель просто впрыскивал масло в двигатель время от времени. Это масло, заключенное в резервуар циркулировало в двигателе и выдувалось через цепь, смазывая её. Не было необходимости в масляном поддоне, потому что не предусматривалось фильтровать масло и повторно его использовать.

Кнаклхэд 1936 год, первый двигатель с рециркуляцией масла.
Когда Х-Д подошли к разработке двигателя с рециркуляцией масла, инженеры решали куда поместить маслорезервуар. Из-за того что длинноходный двигатель был очень высокий, если добавить масляный поддон, это привело бы к тому что картер будет висеть слишком низко между трубами рамы, принимая во внимание малый ход задней жесткой рамы и передней пружинной вилки, или необходимость поднять верхнюю трубу рамы, чтобы было достаточно места наверху. Если двигатель подвинуть наверх бензобак поднимется на 15 сантиметров наверх, что не будет хорошо. Мотоцикл будет громоздким, с высоким центром тяжести и наверняка будет выглядеть странно.
Итак, простое решение в этом случае — это оставить маховики вращаться в нижней части двигателя и подвести масло откуда-нибудь ещё. Харлей установил маслонасос на боковую часть картера в 1936 году, а место прямо под сиденьем было занято маслобаком и аккумулятором. Немного масло шлангов и Харлей вступил в лигу производителей мотоциклов с сухим картером.

откапиталеный двигатель Эволюшн
Спустя годы другие производители перешли на короткоходные двигатели, в особенности в мощных мотоциклах. Преимущество короткоходного двигателя в большей площади проходного сечения клапанов и большем потоке топливно-воздушной смеси, и меньшем ходе поршня позволяющим более высокие обороты. Всё это вместе увеличивает мощность. Но Харлей застрял в конструкции длинноходных двигателей, у которых тем не менее есть поклонники крутящего момента с самых низов. То что раньше было необходимостью теперь стало традицией.
оригинал

Комментарии (47)

RSS свернуть / развернуть
+5
quoter
Интересно было почитать )
+2
Turo
  • Turo
  • 16 октября 2019 в 14:08
Меня всегда забавляет когда новичок пытается долить масла в Харлей. Где заливная горловина? Где смотровое окошко? Как поменять масло?

Так бывает, серьезно?
+2
Sobrat41
Кратко и информативно. Спасибо.
+10
Ololo
  • Ololo
  • 16 октября 2019 в 15:18
Отличная заметка, спасибо.
P.S. улыбнуло на последней фотке «откапиталеный эволюшн» слева самый главный инструмент при капиталке)))
+1
alexsid
почитал. спасибо
0
A-Peresvet
Тоже понравилась статья. Вроде незатейливая, полезная по информативности.
0
SNOODY
Даже ямаха скопировала))
+1
capitan_amer
Прям всё скопировала вплоть до моторной передачи цепью и коробки в отдельном картере?
0
SanchesS80
Пришлось. Круизёрщики народ консервативный, не хотят ничего сильно нового, им привычное подавай. Пробовали японцы делать круизёры с современными фишками — не очень пошло в США.
+2
Terrano
Дивно, с пониманием)
… и Эво прекрасен.
Уговорил себя тоже взять нулевый FXDWG последнего Эво-года.
Будет весна, будет потата.
0
capitan_amer
Где ты его возьмёшь?
У тех американцев которые его хранят в коробке не распаковывая?
0
Terrano
Нашел 12 кмиль, карчек прдтверждает, состояние нового.
К НГ приедет)) Там только бак покраска.
0
capitan_amer
Но 12000 миль это отнюдь не состояние нового. Это в хорошем состоянии. Будем надеяться не утопленник. И без внутренних проблем.
0
KOT_3axap
FXDWG

как ЭТО произносится?
+2
Terrano
Wide Glide, Dyna карбюраторная.
0
Sardi
Примерно так же, как FLHTCUI. Чем больше букв, тем дороже хорлей.
0
freeezzzz
На счет скопировала… вроде же купила?
+9
Finist_77
Статья из разряда городских легенд.
Потому, что для того, чтобы из двигателя с системой смазки «на прогар» сделать двигатель с рециркуляцией — никакого «где будем делать поддон?» не требуется. Достаточно просто открутить от него нагнетающий маслонасос и прикрутить комбинированный — нагнетающий и откачивающий одновременно, ничего больше принципиально не меняя. Что инженеры фирмы Харлей-Давидсон в 1936 году и сделали. Вопрос с поддоном для масла встает только в том случае, если есть желание всю эту систему упростить и тогда маслобак перемещается в мотор в «резервуар», а откачивающий маслонасос и всякие шланги выкидываются за ненадобностью. Все это требует полной перекомпоновки мотора и даже если бы инженеры Харлей-Давидсона и задумались бы об этом в те далекие тяжелые годы Великой депрессии — то им и в голову бы не пришло прикидывать, поместится ли у них мотор с масляным поддоном в раму или нет, потому что «резервуар» в 30-е годы все поголовно делали не снизу а СПЕРЕДИ, как раз для того, чтобы не увеличивать высоту мотора:

-1
capitan_amer
Ну и где же ваш тиз-ам-600?
И где харли-девидсон.
Некрасивая схема. Отдельный маслобак ещё и выполняет функцию маслорадиатора.
+12
Finist_77
ТИЗ я показал просто для примера, потому что этот чертеж — наиболее четкий и понятный. А делал так в начале 30-х годов — весь мотоциклетный мир. ТИЗ был построен по образцу английского BSA, а вот еще и немцы, итальянцы, да тысячи их:





А вот так выглядит литровый V-образный воздушник у тех, кто знает к какому месту следует пристраивать «резервуар»:



Маслобак в передней части картера как маслорадиатор дает сто очков вперед против маслобака где-нибудь еще, потому что обдувается набегающим потоком воздуха и снимает тепло с мотора напрямую безо всяких потерь. Единственное, кому он проигрывает в этом отношении — это системе с радиатором в виде отдельного радиатора, потому, что там можно сделать площадь, обдуваемую воздухом на порядок больше.

«Маслорезервуар в поддоне» в то время обычно упоминался как интересная и нехарактерная для других двигателей особенность оппозитных моторов BMW — это вполне понятно, учитывая их компоновку.

Поэтому статья (я имею в виду исходник, поскольку она явно переводная) представляет собой типичный пример деятельности современного «копирайтера» в процессе которой один человек, который ничего не знает по данной теме, рассказывает что-то другим людям, которые тоже ничего про это не знают. По-русски это называется «переливать из пустого в порожнее». Про то, что он там считает, будто бы на ранних образцах масло из мотора просто выливалось на дорогу через отверстие для смазки цепи — тут вообще, как говорится, «без комментариев». Основной расход масла в любом двигателе внутреннего сгорания — это расход в результате насосного действия поршневых колец. Они перегоняют масло со стенок цилиндра в камеру сгорания, где оно благополучно и сгорает. Какие-то там капельки, капающие на цепь в процессе ее смазки — это ничто по сравнению с этим. Кроме того, автоматического смазчика цепи может и не быть — это в системе смазки мотора ничего не меняет. Именно эту убыль и должны были компенсировать водители мотоциклов начала века, периодически нажимая на небольшой ручной насосик, подающий масло в картер. Масла там должно было быть ровно столько, чтобы маховик погружался в него на 3-4 мм — при этом он захватывает масла и разбрызгивает его на стенки цилиндра ровно столько, сколько нужно. Если накачать насосом туда масла больше чем следует — оно ни на какую дорогу не вылетит, а все полетит на стенки цилиндра и через поршневые кольца попадет в камеру сгорания в результате чего мотоцикл будет коптить, как самовар. Кроме того, конечно, не исключена и прямо противоположная ситуация — водитель может напрочь забыть вообще про это дело.

Поэтому уже с 26-го года на Харлей и прочие приличные мотоциклы стали ставить механические масляные насосы, перегоняющие масло в картер мотора без участия водителя. Ручной насосик, впрочем, тоже оставили на всякий случай.

Поэтому переход от системы смазки небольшим количеством масла, плещущегося в картере, к системе смазки большим количеством, при которой задействован весь объем масла как в моторе, так и в маслобаке, осуществляется очень простым действием — вместо механического насоса, подающего масло в двигатель в небольшом количестве, компенсирующем расход масла на угар и прочие мелкие расходы, устанавливаются два насоса (а обычно — один, комбинированный) — нагнетающий и откачивающий, качающие масло в полный рост. Какие еще «не знали, где разместить резервуар — под мотор он не лезет»? Это вообще уже следующая стадия в истории мотоциклов, когда систему смазки вместе со своим маслобаком стали интегрировать прямо в мотор.
-5
capitan_amer
Харлей выжил и стал легендой.
А все эти ушли в небытиё.
Кроме рояль энфильда, который тоже выжил, но в версия изощрённой форме маленького 500сс индийского мотоцикла.
0
radiola
Таким способом невозможно охладить масло.
Нужен отдельный радиатор
0
Finist_77
0
radiola
Я моторист. Мог и не выкладывать фото.
Не своё притом.
+1
pafi
Обычно после 10 коротких комментариев, идёт один длинный! Спасибо
0
Finist_77
Интересное наблюдение! :)
+1
Alekthunder
У меня совершенно не Хорлей, но на мотоцикле тоже сухой картер. Объяснялось это тем, что мотор изначально эндурный — мол, ему надо уметь работать во всех положениях, даже лёжа на боку и чуть ли не кверх колёсами :) В эксплуатации достаточно неудобная штука, так как померять уровень это целая эпопея — надо покататься, потом потарахтеть на централке на обочине до срабатывания вентилятора, потом заглушить двигатель, минуту потупить и только потом, может быть, будет показан адекватный уровень.
+2
aperturer
Ну хз. Маслобак с щупом много удобнее чем лазить под мотом и высматривать что-то через смотровое окошко.
+1
Boggi
Есть мега крутая система. Мокрый картер и щуп. Да еще прямо под правой ногой. Открутил, сел на мот, выровнял на ногах, аккуратно достал, замерял, засунвл назад. На все про все 15 секунд и корячится не надо.
+1
Alekthunder
Такая мега-система даже на отечественном «Урале» реализована, только там щуп, вроде бы, с левой стороны ))))
0
Boggi
И на Урале, и на Хондах, и на Сузах и тд. Почти на всех движках для круизеров из 90х.
+4
Finist_77
Я бы еще добавил, что если в системе с сухим картером часть масла по какой-то причине все-таки ушла в этот самый сухой картер (например, мотоцикл долго стоял без дела) — то можно сгоряча плеснуть в маслобак масла больше, чем нужно и тогда на ходу оно попрет изо всех дыр. У меня на Триумфе 77-го года специально на этот случай дренажная трубка проходит по заднему крылу, через которую лишнее масло сбрасывается под колеса преследователям. :) Пару раз работала. :)
+1
Alekthunder
Мне бы такая система тоже пригодилась ) Бывший японский владелец целый лишний литр масла в мотор умудрился залить и никуда оно оттуда не делось )
0
Terrano
Я б еще добавил что у tc маслобаки также в разных местах, у софтейлов пафосно на виду, у турингов и дайн он замурован в картер. Я вообще сначала был не в теме и считал что его нет))
0
krakozubr
На самом деле сухой картер на Харлеях для того, чтобы можно было козлить не опасаясь масляного голодания.
+1
aperturer
Приходишь такой к дилеру:
— А где тут у вас мотоциклы, чтобы козлить?
— Вот там, правый ряд.
Это скажем так побочный эффект, а не причина, по которой делают именно так, ведь иначе мотоциклы перестанут покупать, все же хотят козлить…
0
radiola
Cухой картер — для низкого расположения двигателя.
Кто ездил на Днепр(Урал) одиночке поймёт.
_____________________________________
В танке Т-62, бак 55 л отдельно.
Но там другое — ниже силуэт.
-6
AndreyElcov
Что за бред про V2 и дикий крутящий момент? V4 от Запора наверное сразу в Камаз можно ставить? На самом деле, длина-ход поршня только косвенно влияют на крутящий момент — длинноходный двигатель в принципе никогда не будет высокооборотистым. Но обратное неверно — можно создать короткоходный «тяговый» двигатель.
Напрямую характеристику крутящего момента определяет геометрия КШМ.
+1
OSFvjik
Ход поршня — это плечо приложения усилий. Больше плечо — больше крутящий момент. Короткоходный двигатель можно сделать более мощным, тупо подняв обороты, но его чрезвычайно сложно сделать тяговитым, что не выгодно.
-1
AndreyElcov
Что? «Плечо приложения усилий»? Это вы 8 класс физики вспомнили про рычаги? А где же тут полагающаяся любому рычагу опора? Где-то посередине «рычага», то есть шатуна? :-)
0
AndreyElcov
На самом деле, не ход поршня будет «плечом», а нелинейная величина, зависимая от хода поршня.
0
SanchesS80
Геометрия КМШ как раз и определяет ход поршня. Почитайте внимательно и найдите хоть строчку про V2 в статье.
По поводу V4 Запорожца — не поленитесь открыть тех характеристики, прежде чем глупости тут высирать. Там ход поршня сильно меньше, чем диаметр.
-1
AndreyElcov
V4 Запожорожца упомянут ту просто для гиперболы. Технические характеристики этого двигателя мне неинтересны. Кроме хода поршня в «геометрии» есть длина шатуна и отношение осей шатунных шеек к оси коленвала.
Ещё раз скажу другими словами элементарную вещь: «длинноходность» двигателя не имеет прямого отношения к его «тяговитости». Тут надо смотреть с другой стороны — когда нужно делать «короткоходный». А делают такие двигатели тогда, когда надо поставить большие клапаны и минимизировать время рабочего процесса в цилиндре. То есть это высокооборотистые спортивные двигатели. Высокооборотистые они, грубо говоря, не из-за механики (как ошибочно считает автор и два комментатора выше), а из-за теплодинамики.
0
SanchesS80
Именно что из-за механики. Потому что газодинамика внутри цилиндра определяется именно движением поршней, а движение поршней зависит от механики/геометрии (коленвала).
0
SanchesS80
«Но Харлей застрял в конструкции длинноходных двигателей»
Так хорошо начиналось, но вывод какой-то идиотский. Что значит застрял? Сам подход езды на круизёрах — комфорт и отсутствие спешки. Т.е. двигатель должен тянуть с холостых оборотов, что он там покажет на высоких — никого не парит. Поэтому моментные двигатели делают все Yamaha, Kawasaki, Honda, Triumph, да вообще все производители круизёров. Это называется не «застрял», а желание клиентов видеть спокойный двигатель, который тащит откуда угодно.
Yamaha xv1900 и Kawasaki Vn2000 даже переплюнули харлей в ходе поршня, там ход сильно больше диаметра. Зато дикий момент на низах при умеренной мощности.
У Харлея вообще подход — «мы чтим традиции, пипл и так хавает на ура»
0
Korenb
у вулкана двухлитрового так вроде бы и низов как таковых нету. Он во всем диапазоне едет
0
SanchesS80
Так у него диапазон какой — до 5000 (Максимум мощности на 4800). Он едет во всём СВОЁМ диапазоне, если грубо, то от 2000 до 5000. Это и есть как раз низкооборотистый двигатель. Он же не сможет ехать на 6000-7000
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Harley-Davidson, Почему на Харлее Дэвидсоне двигатель с сухим картером?