Блог им. elrojomacho → Немного про телеметрию
Всем привет!
Давно не писал что-нибудь эдакого, необычного для данного ресурса. Поэтому решил немного осветить тему телеметрии (сбора данных) в спорте. Кому интересно, что это и как работает — смотреть под кат, там картинки.
Кстати, да, пользуясь случаем — мотор после переборки жив здоров ;)
Так вот, о чем это я…
Что это вообще такое — телеметрия? Наверное, в нашем случае правильнее назвать это системой сбора данных о работе подсистем мотоцикла, т.к. как такового никакого «теле» нет и в помине (ни на какой инженерный пост данные в реал тайме не передаются — мы нищеброды и вообще не мотогп у нас), но тем не менее, термин устоявшийся. Если еще короче — то некая коробочка, которая непрерывно (точнее, с некой частотой) записывает данные с датчиков, установленных в нашем случае на мотоцикле. Конкретно в моём случае роль этой коробочки исполняет даталоггер совмещенный с приборной панелью MXK10-Gen4 от уважаемой компании AiM, которая специализируется на производстве гоночных систем сбора и анализа данных.
Дата снимается как со стандартных датчиков (например с CAN шины, датчики температуры ОЖ, воздуха, давления масла, коленвала, передачи, скорости переднего и заднего колес, положения дросселя, выжим сцепы, давление воздуха, уровень топлива… вроде все из стандартных перечислил), так и с дополнительных, таких как (в моем случае):
датчик положения передней подвески (обычный потенциометр от компании PennyGiles, некоторые ставят китайские с али, крепление распечатано на 3д принтере)
датчик положения задней подвески
датчик давления в передней тормозной магистрали (пришлось сделать охренительную сборку под это дело)
Все это добро подключено в так называемый channel expansion
который, в свою очередь, заведен в data hub, а он уже в даталоггер
Надо понимать, что MXK10-Gen4 — это очень простая любительская система сбора данных, в базе рассчитанная всего на 4 доп канала. Например, системы серии Evo имеют в базе 12 каналов, но это уже совсем иной уровень (как по деньгам, так и по требующемуся дополнительному техническому и профессиональному обеспечению в виде инженера-телеметриста).
Итак, теперь мы имеем кучу записанных показаний. Но они были бы бесполезным набором нулей и единиц, если бы а) не были синхронизированы по шкале времени и б) не были бы привязаны к координате в пространстве. И мы подходим ко второму вопросу — что делает эта телеметрия?
Основная задача системы сбора данных — ответить на вопрос «какие у нас показания датчиков в конкретном месте пространства». Под конкретным местом пространства понимается конкретная точка на гоночном треке. И для точного определения этой точки используется высокоточная и быстрая GPS система (ее антенна видна на первом фото). В случае моей системы ее реальная частота определения координаты — 20 Гц (для справки — в смартфонах вы такого не найдёте). Также в определении координаты помогает инерциальная подсистема коррекции, использующая акселерометры по всем осям, встроенные в сам даталоггер. Реальная скорость также берется с GPS, т.к. скорость, которую показывают датчики мотоцикла слабо коррелирует с реальностью (привет любителям баек про «я ехал 200 на голом ерше»).
И последний вопрос —нафига козе баян зачем это вот всё?
А для анализа собственных проё… в и достижений
Все треки мира есть в базе данных AiM (там даже фирсановка есть с лидером). Когда я выезжаю на питлейн, система сама определяет на каком я треке, знает где у него линия финиша и начинает запись всего вышеперечисленного. После сессии дата сливается в приложение Race Studio Analysis и там начинается очередная головная боль, как это все проанализировать. «Как» — это отдельная и очень обширная тема, в которой я, честно признаюсь, ни разу не специалист, и обычно ей занимаются специально обученные люди в командах. Но тем не менее, даже при моем подходе поверхностный анализ позволяет:
-выявить основные грубые ошибки и их локацию, а потом целенаправленно работать над их устранением (на скрине выше явно видны так называемые прокаты и хреновое открытие газа)
-определить параметры работы подвески и в случае необходимости скорреткировать их (а не гадать по стяжке на пере и прочему)
-сравнить (самое ценное) свою дату с датой других, более быстрых пилотов (если поделятся, ага), или хотя бы наглядно видеть собственный прогресс
Понятно, что многие и без всей этой хрени ездят значительно быстрее меня. Но тем не менее, польза от системы очевидна. И интерес никто не отменял )
На сегодня все…
З.Ы.
А еще у меня эволюционировал прицеп )))
Давно не писал что-нибудь эдакого, необычного для данного ресурса. Поэтому решил немного осветить тему телеметрии (сбора данных) в спорте. Кому интересно, что это и как работает — смотреть под кат, там картинки.
Кстати, да, пользуясь случаем — мотор после переборки жив здоров ;)
Так вот, о чем это я…
Что это вообще такое — телеметрия? Наверное, в нашем случае правильнее назвать это системой сбора данных о работе подсистем мотоцикла, т.к. как такового никакого «теле» нет и в помине (ни на какой инженерный пост данные в реал тайме не передаются — мы нищеброды и вообще не мотогп у нас), но тем не менее, термин устоявшийся. Если еще короче — то некая коробочка, которая непрерывно (точнее, с некой частотой) записывает данные с датчиков, установленных в нашем случае на мотоцикле. Конкретно в моём случае роль этой коробочки исполняет даталоггер совмещенный с приборной панелью MXK10-Gen4 от уважаемой компании AiM, которая специализируется на производстве гоночных систем сбора и анализа данных.
Дата снимается как со стандартных датчиков (например с CAN шины, датчики температуры ОЖ, воздуха, давления масла, коленвала, передачи, скорости переднего и заднего колес, положения дросселя, выжим сцепы, давление воздуха, уровень топлива… вроде все из стандартных перечислил), так и с дополнительных, таких как (в моем случае):
датчик положения передней подвески (обычный потенциометр от компании PennyGiles, некоторые ставят китайские с али, крепление распечатано на 3д принтере)
датчик положения задней подвески
датчик давления в передней тормозной магистрали (пришлось сделать охренительную сборку под это дело)
Все это добро подключено в так называемый channel expansion
который, в свою очередь, заведен в data hub, а он уже в даталоггер
Надо понимать, что MXK10-Gen4 — это очень простая любительская система сбора данных, в базе рассчитанная всего на 4 доп канала. Например, системы серии Evo имеют в базе 12 каналов, но это уже совсем иной уровень (как по деньгам, так и по требующемуся дополнительному техническому и профессиональному обеспечению в виде инженера-телеметриста).
Итак, теперь мы имеем кучу записанных показаний. Но они были бы бесполезным набором нулей и единиц, если бы а) не были синхронизированы по шкале времени и б) не были бы привязаны к координате в пространстве. И мы подходим ко второму вопросу — что делает эта телеметрия?
Основная задача системы сбора данных — ответить на вопрос «какие у нас показания датчиков в конкретном месте пространства». Под конкретным местом пространства понимается конкретная точка на гоночном треке. И для точного определения этой точки используется высокоточная и быстрая GPS система (ее антенна видна на первом фото). В случае моей системы ее реальная частота определения координаты — 20 Гц (для справки — в смартфонах вы такого не найдёте). Также в определении координаты помогает инерциальная подсистема коррекции, использующая акселерометры по всем осям, встроенные в сам даталоггер. Реальная скорость также берется с GPS, т.к. скорость, которую показывают датчики мотоцикла слабо коррелирует с реальностью (привет любителям баек про «я ехал 200 на голом ерше»).
И последний вопрос —
А для анализа собственных проё… в и достижений
Все треки мира есть в базе данных AiM (там даже фирсановка есть с лидером). Когда я выезжаю на питлейн, система сама определяет на каком я треке, знает где у него линия финиша и начинает запись всего вышеперечисленного. После сессии дата сливается в приложение Race Studio Analysis и там начинается очередная головная боль, как это все проанализировать. «Как» — это отдельная и очень обширная тема, в которой я, честно признаюсь, ни разу не специалист, и обычно ей занимаются специально обученные люди в командах. Но тем не менее, даже при моем подходе поверхностный анализ позволяет:
-выявить основные грубые ошибки и их локацию, а потом целенаправленно работать над их устранением (на скрине выше явно видны так называемые прокаты и хреновое открытие газа)
-определить параметры работы подвески и в случае необходимости скорреткировать их (а не гадать по стяжке на пере и прочему)
-сравнить (самое ценное) свою дату с датой других, более быстрых пилотов (если поделятся, ага), или хотя бы наглядно видеть собственный прогресс
Понятно, что многие и без всей этой хрени ездят значительно быстрее меня. Но тем не менее, польза от системы очевидна. И интерес никто не отменял )
На сегодня все…
З.Ы.
А еще у меня эволюционировал прицеп )))
- elrojomacho
- 16 июня 2021 в 12:38
- ?
А почему под контроль давления в тормозной магистрали просто не использовать более длинный банджо-болт с ещё одной дыркой?
И да, я из тех кто на голом ерше 200 — было дело разогнал энку первого поколения до 220 по спидометру. По GPS не засекал — там понятно было меньше. Но если в рамках общепринятой погрешности «до 10%» — там как раз где-то около 200 реальных должно было быть. Был не мало удивлён, ибо паспортная максималка чуть за 200, а до этого на всех транспортных средствах где проверял максималка было ± паспорт по спидометру. Понятно, что у вас это было фигурой речи и понятно, что такие скорости на ДОП не заканчиваются ничем хорошим, понятно что спидометры врут (хотя один раз столкнулся с авто, у которого спидометр практически совпадает с GPS, на штатной резине) да и расход на таких скоростях конский, но тем не менее я есть:)
И да, я из тех кто на голом ерше 200 — было дело разогнал энку первого поколения до 220 по спидометру. По GPS не засекал — там понятно было меньше. Но если в рамках общепринятой погрешности «до 10%» — там как раз где-то около 200 реальных должно было быть. Был не мало удивлён, ибо паспортная максималка чуть за 200, а до этого на всех транспортных средствах где проверял максималка было ± паспорт по спидометру. Понятно, что у вас это было фигурой речи и понятно, что такие скорости на ДОП не заканчиваются ничем хорошим, понятно что спидометры врут (хотя один раз столкнулся с авто, у которого спидометр практически совпадает с GPS, на штатной резине) да и расход на таких скоростях конский, но тем не менее я есть:)
- elrojomacho
- 17 июня 2021 в 18:37
- ↑
- ↓
А почему под контроль давления в тормозной магистрали просто не использовать более длинный банджо-болт с ещё одной дыркой?Патологически не люблю длинные банджо-болты. Особенно там, где это хозяйство от души затянуть нельзя. Да и тормозная машинка в зоне риска при падениях находится. Чем что-то сильнее из нее торчит, тем больше вероятность это что-то оборвать\обломить\вырвать к херам. Ну и получившаяся конструкция на мой взгляд технически красива )
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (7)
RSS свернуть / развернуть