Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. AT_IrokeZ → Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий» — Заметки. Возвращение на Юг. Дюрсо, «Морякам революции», Береговая батарея №394 капитана Зубкова

[АТ]IrokeZ — Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий» — Заметки. Сезон номер раз

Часть 9 – Возвращение на Юг
Дюрсо, «Морякам революции», Береговая батарея №394 капитана Зубкова

«Снова волки воют на луну — в возвращенье верю, как в мечту!
Я топлю тоску свою в вине, в этой ссылке на чужой войне!»


Лето вступает в завершающую стадию, по вырисовывающимся на горизонте планам, сезон должен будет завершиться через пару недель: с наступлением осени и в связи с убытием в суровые заполярные территории по служебным обязанностям. Я пока продолжаю кататься по необъятным просторам равнинной центральной части Родины и начинаю немного грустить и рефлексировать по утекающему сквозь ладони Времени своему первому мотосезону, попутно облекая обрывки самых ярких воспоминаний о поездках на мотоцикле в первые в жизни написанные в творческом порыве связные тексты-заметки-нечто, гордо поименованное «Бортжурнал».

Как обычно в моей жизни и бывает, внезапно всё круто и непредсказуемо меняется, и я, получив указующего руководящего пинка под седло в виде рекомендации и напутствий, устремляюсь в рабочем экстазе обратно на Юг, не забыв прихватить с собой и свой мотоцикл. Немного застенчивой деве-Музе приходится взять отпуск на неограниченный период времени, ведь оказалось, что мой мотосезон на этот неограниченный, но не бесконечный период времени всё же ещё продолжается.

Быстро пакую вещи и на 5 часов утра следующего дня планирую выезд по уже однажды пройденному маршруту в обратной последовательности на юга и всё в том же режиме «продубаса». Естественно, с утра, после выполнения нетривиальных манипуляций по закреплению дополнительного багажа на пассажирском сиденье, выезжаю из гаража, как всегда у меня бывает, с опозданием на час-полтора от рассчитываемого времени. В этот раз, в отличие от прошлой поездки, пройденное наскоком расстояние в 1500 пыльно-дорожных километров не вызывает такую бурю ярких эмоций, не настолько богато различными событиями и встречами, но по-прежнему проходится на моём мотоцикле без каких-либо напрягов и неудобств, всё происходит просто, ровно, деловито и спокойно. В памяти отпечаталось только то, что ранним утром я сел на мотоцикл, завёл двигатель и выехал из начальной точки А и поздним вечером заглушил двигатель и припарковал технику в финальной точке назначения Б. Всё! Механический двухколёсный телепорт реальным образом работает, без усталости и «нервяка», без сбоев и поломок, без регистрации и СМС, как и писАл, просто и спокойно! Снимаю с навьюченного байка весь багаж и кофры и иду отдыхать до завтрашнего утра.

Поскольку места, в которых я теперь находился, мне достаточно хорошо известны, первым делом я решил съездить вдоль прибрежной черты на необследованный ещё мною мыс Малый Утриш на полпути до Анапы. Выдвигаюсь в сторону приморского хутора Дюрсо: после села Глебовское проезжаю по красивой извилистой дороге с непродолжительными участками горных серпантинов, а затем потрясающей видовой дорогой вдоль озера Абрау с расположенными на его берегах известным всей стране заводом шампанских вин «Абрау-Дюрсо» и несколькими смотровыми площадками с восхитительными видами на озеро Абрау (44.709037, 37.584398). В центре хутора Дюрсо сворачиваю направо в сторону мыса Малый Утриш, ещё 5 километров еду разбитым асфальтом вдоль берега моря по холмам с выгоревшей растительностью и мимо нескончаемых заборов самых различных баз отдыха и санаториев. Как только они закончились, резко закончился и асфальт, доезжаю до низины ущелья «Мокрая щель» и на круто уходящей вверх каменистой грунтовке вижу «пробку» из пытающихся забраться в горку автомобилей и вручную толкающих их водителей. Аккуратно пытаюсь всех объехать по краешку обрыва, но у меня это не получается, и я «глохну» на подъёме. Решив не рисковать забуксовать на дорожной резине на раскатанной грунтовке с щедрыми отвалами крупных камней, осыпающихся со склонов, я медленно скатываюсь с горки обратно вниз под понимающие взгляды автомобилистов. Сфотографировавшись на память на смотровой площадке (44.690322, 37.512213) на обрыве над бескрайним синим морем, возвращаюсь в хутор Дюрсо купаться на местном пляже в тёплой чистой воде.

Вид на гору «Лысая» над Дюрсо


На смотровой


Закат над Дюрсо


Алый закат у обочины каменистой грунтовки

Внимание! Всё ниженаписанное является исключительно субъективным мнением, текст отличается большим объёмом, а язык написания сложен для понимания… CUT! (И звук режиссерской «хлопушки»)

Следующий самый близко расположенный объект из раскиданных по карте точек интереса в текущем ареоле пребывания – въездная стела «Город-герой Новороссийск» (44.701323, 37.855714), вокруг неё расположена вечно многолюдная смотровая площадка с неизменными передвижными авто-кофейнями и мороженым.

Въездная стела «Город-герой Новороссийск»


Со смотровой площадки открываются невероятной красоты виды: блестящая под яркими летними лучами и переливающаяся тысячами солнечных бликов водная гладь Цемесской бухты, окружённая и зажатая полукругом зелёных берегов суши. По правую руку – многоликие постройки большого города, оканчивающиеся отмелью Суджукской косы, опоясывающей Солёное озеро на его южном краю. Слева – небольшое село Кабардинка с обширными лесами и несколькими вспыхивающими маяками на склонах хребта Туапхат на мысе Дооб. Впереди на водной глади до горизонта – несчётное количество стоящих на рейде и ждущих своей очереди для захода в порт сухогрузов, танкеров, контейнеровозов, сейнеров и других кораблей.

В нескольких сотнях метров за изгибом крутого 180-градусного поворота дороги находится исторический памятник времён Великой Отечественной войны «Командный пункт Новороссийской военно-морской базы» (44.700600, 37.857399). Из этого подземного укрепления, прорубленного в толще скалы, в 1942-1943 годах осуществлялось руководство обороной города от захватчиков, отдавались приказы и распоряжения во время десантной операции на «Малую землю», а в последующем производилось руководство штурмом города в сентябре 1943 года. В настоящее время бывший режимный объект, являющийся памятником истории, находится в довольно печальном состоянии.

Ещё через 5 километров и 5 крутых 180-градусных шпилек дальше в сторону Кабардинки находится ещё одна, уже менее людная, смотровая площадка, в её центре — памятник-ансамбль Морякам революции «Погибаю, но не сдаюсь!» (44.691909, 37.866794), воздвигнутый в память о гибели эскадры кораблей Черноморского флота в июне 1918 года. В тот трагический день, 18 числа, советским руководством был отдан приказ на затопление собственного флота, чтобы не допустить его передачи врагу, и команды экипажей 17 кораблей, подняв сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!», отправили их ко дну, не желая сдавать немецким войскам кайзеровской Германии. Позже большая их часть была поднята целиком или по частям, однако почти все оказались непригодны к восстановлению, в строй вернулись лишь несколько единиц, погибших затем во время Великой Отечественной войны. На сегодняшний день только два из них не подняты по причине нецелесообразности ввиду сильного разрушения корпусов.

На смотровой площадке, обращенной к бухте, на дальней от моря стороне дороги воздвигнута 12-метровая гранитная скульптура коленопреклоненного матроса. У кромки обрыва со стороны моря в центре площадки установлен каменный куб, в котором флаги расцвечивания передают сигнал «Погибаю, но не сдаюсь!». По периметру площадки — силуэты всех затопленных кораблей, которые указывают направление на место гибели и расстояние до них с точностью до сотой доли мили.

«Погибаю, но не сдаюсь!» (источник фото – Всемирная паутина)

С этой смотровой в тёмное время суток открывается потрясающий вид на ночной Новороссийск, переливающийся справа во тьме ночи тысячами электрических огней, слева над Кабардинкой мерно вспыхивают яркие сигналы маяков, а прямо по курсу в чернеющем море видны мачтовые огни стоящих на рейде кораблей и ходовые навигационные сигналы буксиров.

Последняя в этом районе крупная достопримечательность расположена в полутора километрах ещё чуть ближе к Кабардинке – это «Береговая батарея №394 капитана Зубкова» (44.684761, 37.880958). В годы Великой Отечественной войны она являлась ключевым стратегическим пунктом советской береговой обороны и осуществляла охрану Новороссийской бухты от кораблей противника, вела стрельбы по воздушным, наземным и морским целям, оказывала огневую поддержку при высадке морских десантов на «Малую землю» и в Новороссийский порт. Боевая деятельность батареи велась с сентября 1942 г. по сентябрь 1943 г. и позволила не допустить флот Третьего Рейха в бухту, несмотря на захват значительной части Новороссийска нацистами, а так же уничтожила огромное количество единиц боевой техники и живой силы врага. За этот период батарея множество раз подвергалась ожесточённым обстрелам вражеской артиллерии и массированным авианалётам немецко-фашистских войск, были поражены в различной степени все боевые объекты, разрушены или уничтожены все хозяйственные и служебные строения.

Оставляю мотоцикл на парковке и, закинув экипировку в кофры, иду осматривать исторический комплекс. На территории батареи располагаются несколько бетонных ДОТов, командный пункт и пост химической обороны, стела с боевым счетом результативности батареи и пара сохранившихся артиллерийских погребов, в одном из которых организован музей. По периметру обороны установлены пара зенитных пушек, несколько корабельных орудий, приспособленных для ведения наземного огня, и 4 главных орудия крупного калибра, установленных на подготовленных площадках на бетонных основаниях, закрытых брустверами. Каждое из этих орудий за время своей тяжёлой службы неоднократно получало попадания вражеских артснарядов и бомб, многократно выводилось из строя, сменялись погибшие командиры и составы расчётов, заменялись ствол и броневой щит, но орудие продолжало служить защитникам отечества и выполнять свои смертоносные функции в борьбе с врагом. В октябре 1942 г. с одной из пушек произошёл редкий случай, когда вражеский снаряд попал в ствол орудия через дульный срез, взрывом оторвало полствола.

Из всех объектов особенно удивил командный пункт своей ухоженностью и чистотой в сравнении с подобными объектами в других местах. Внутри железобетонного сооружения, откуда в те суровые годы велось управление боевыми действиями всей батареи, на первом этаже стоит стол со скамейками, на чистой столешнице — ваза с парой красных гвоздик. Крепкая деревянная лестница ведёт на второй этаж, здесь в помещении центрального поста боевой рубки на покрашенной стене под смотровой наблюдательной амбразурой нанесено схематичное изображение акватории с размеченными указаниями азимутов для наведения орудий и выдачи целеуказаний.

Ещё больше удивил 6-метровый оптический дальномер той эпохи, предназначенный для измерения расстояний до морских целей. В бою он был выведен из строя попаданием артиллерийских снарядов противника и больше не восстанавливался. В сегодняшний век шагнувших вперёд технологий, когда лазерный дальномер можно уместить в кармане, этот странного вида прибор пригоден лишь для одной цели – забираюсь на него сверху, присаживаюсь на краешек и долго так сижу, созерцая открывающиеся виды на бухту.

Дальномерный пост


Пока гулял вверх-вниз по обширной территории, стараясь отыскать все 20 достопримечательностей-объектов, раскиданных на местности, на молчаливые горы легли тёмные сумерки. Подойдя к остаткам авиадвигателей советских самолётов, поднятых со дна Геленджикской бухты, долго ещё стою рядом, рассматривая под светом фонарей внешнего освещения хорошо сохранившиеся различные шестерёнки, клапана и тяги механического сердца небесных машин той эпохи…

Авиадвигатели советских самолётов времён ВОВ, поднятые со дна Чёрного моря


Ещё на территории на склонах находятся несколько смотровых площадок, с которых открываются отличные виды на бухту и окрестности, а так же имеется большое количество скамеечек для отдыха.

Поднимаясь по склону, неожиданно вздрогнул от вида встретившего меня наверху дерева необычной формы – на меня смотрел странным немигающим взглядом древний Лесной царь — дух леса, под покровительством и присмотром которого на этих склонах Маркотхского хребта произрастает более 30 исчезающих и редких видов растений, среди которых можжевельник, ковыль, тимьян и астрагал.

«Отче, Царь лесной ко мне обратился! Слышишь ты его, иль мне он приснился?
Он стоит под дубом на краю ямы и зовёт уйти с его дочерями…»


Информационная табличка «Редкие и исчезающие растения склона Маркотхского хребта»


Тот самый можжевельник высокий
«Отче, Царь лесной ко мне обратился! Слышишь ты его, иль мне он приснился?
Вон, в короне он стоит на дороге и зовёт в своём остаться чертоге…»


Найдя на территории и изучив все объекты этого мемориала, вдоволь находившись вверх-вниз по склонам и везде сфотографировавшись на память, спускаюсь обратно на парковку, запускаю двигатель байка и выезжаю в ночи в сторону гаража.
  • AT_IrokeZAT_IrokeZ
  • Макс
  • 21 февраля 2021 в 23:51
  • ?

Комментарии (5)

RSS свернуть / развернуть
+1
varyag911
похоже админы уехали зимовать в Тайланд. Автор, убери под кат всё лишнее.
0
AT_IrokeZ
У каждого — своё понятие, что лишнее, а что нет. Всё лишнее — и так под катом
+1
Pshecha
У каждого — своё понятие, что лишнее, а что нет. Всё лишнее — и так под катом
Почитай как правильно публиковать пост и поймёшь что такое САТ )) Поверь, тебя никто оскорбить не хотел)))
0
AT_IrokeZ
Хорошо, спасибо, учту. Что такое CUT понимаю, что такое САТ — нет, то ли Сахалинские авиатрассы, то ли кошка по-английски )))
0
Pshecha
похоже админы уехали зимовать в Тайланд

Похоже на то ))))))
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. AT_IrokeZ, Бортжурнал Honda CBF600SA «Падучий» — Заметки. Возвращение на Юг. Дюрсо, «Морякам революции», Береговая батарея №394 капитана Зубкова