Блог им. GolosBezdoka → [Motorcyclist Magazine] Антиблокировочная система. Кому нужна АБС?
Антиблокировочная система. Одни на неё молятся, другие её не признают. В этом ролике от MC Garage мы обсудим как устроена АБС, какие системы сейчас есть на рынке и чего от них ожидать.
Когда колёса блокируются на автомобиле, он просто скользит. Но когда переднее или заднее блокируется на мотоцикле, то можно и упасть. К счастью, уже есть технологии, которые не позволяют случайно заблокировать колесо и помогают останавливаться быстро и безопасно, даже на мокрой, грязной или по любой другой причине скользкой дороге.
Работает это так. На мотоцикле без АБС, когда ты жмёшь на тормоз, давление передаётся из главного тормозного цилиндра прямиком в тормозной суппорт. На мотоцикле же с АБС есть несколько дополнительных компонентов. Из главного тормозного цилиндра давление идёт в помпу АБС, а только потом в суппорты. Также там стоит компьютер, обычно он крепится к помпе. Он отслеживает тормозное усилие и скорости вращения переднего и заднего колёс с помощью неподвижных датчиков на вилке и на маятнике и колец АБС на ступицах. Когда компьютер видит, что скорости переднего и заднего колёс отличаются, он воспринимает это как блокировку либо угрозу блокировки и с помощью реле клапанов и помпы АБС снижает тормозное усилие и восстанавливает зацеп.
Впервые АБС установили на мотоцикл в конце восьмидесятых. И где-то до середины двухтысячных АБС были сырыми и вмешивались совершенно не вовремя. А ещё они были дорогими и тяжёлыми. Именно те ранние АБС и стали причиной, почему многих эта система не привлекает до сих пор.
Но, как смартфоны, технологии литий-ионных батарей и снепчат фильтры, за последние годы АБС проделала долгий путь. Сегодня АБС намного точнее и продуманнее. Даже простенькие системы, которые ставят на мотоциклы для новичков. А вот что прям круто: сейчас АБС выросли настолько, что по сути уже есть технологии двух уровней. Обычная АБС, примерно такая же, как я описал и нужна она только для безопасности. Она выручает когда тормозишь вертикально и прямо. А бывают спортивные АБС. Они более продвинутые и могут быть рассчитаны на езду на треке, на гонки или даже на бездорожье. Обычно они настраиваемые и используют куда больше источников данных, поэтому их вмешательство получается куда более выверенным и отточенным, и они позволяют ездить не только безопаснее, но и быстрее.
Отличный пример новейших разработок — угловая АБС у Ducati. Помимо датчиков скорости на колёсах и датчика тормозного усилия антиблокировочная система этого Скремблера 1100 считывает показания ещё и с инерциального измерительного блока, который понимает как сильно мотоцикл наклонён. Основываясь на этих показаниях блок управления АБС может вмешиваться либо раньше, либо мягче, в зависимости от угла наклона мотоцикла. Он понимает, что в повороте мотоцикл менее устойчив и зацепа у него меньше. Показания ИИБ в совокупности с остальными показаниями позволяют точнее настраивать АБС под езду на треке, где можно блокировать или отрывать заднее колесо, или даже под бездорожье, где АБС позволяет полностью блокировать заднее, но не давать блокировать перед.
Впечатляет, да? Всё так, но, скорее всего, у тебя ещё куча вопросов. Давай-ка по ним и пройдёмся. Поехали.
Итак, вопрос первый: “можно ли купить АБС отдельно?” — Нет, насколько мне известно, нельзя. Но, если они и существуют, скорее всего они очень дорогие и очень сложные.
Можно ли установить АБС на мотоцикл c барабанными тормозами? — К сожалению, нет. Барабанные тормоза слишком уж допотопные и механические и антиблокировочную систему туда не поставить никак.
Пользуются ли АБС в MotoGP? — Не пользуются, потому что Дорна её не одобрила, да и ребятам вроде Марка Маркеса проще поработать локотком, без понятия как они это творят. Чудеса да и только.
Влияет ли АБС на обычное торможение? — Вопрос не совсем простой. Смотря что для тебя обычное торможение. Скажем так, АБС не станет вмешиваться до тех пор, пока система не обнаружит блокировку. При этом некоторые системы работают с таким запасом, что, если сильно вытормозиться, чтобы перед просел, а зад немного оторвался от земли, скорее всего АБС вмешается и убавит тормозное усилие, даже не смотря на то, что зацепа на передке хватает с лихвой. Так что, если так ты обычно и тормозишь, поздравляю, ты крутой. Но тебе лучше всё-таки потратиться на более продвинутую, спортивную систему.
И говоря о зацепе. Улучшает ли АБС держак? — не улучшает. Но при этом она позволяет тебе использовать весь доступный зацеп и остановиться настолько быстро и безопасно, насколько это возможно.
И наконец. Мотоциклы с АБС что не падают? — Нет, тоже падают, но современные системы, особенно продвинутые вроде угловой АБС как на этом Дукати, как никогда близки к тому, чтобы ты больше не падал.
И конечно, серьёзный вопрос “кому же нужна АБС”? — Лично я считаю, что, если ты ездишь по дорогам, она обязательна. Да, в идеальных условиях опытный мотоциклист сможет вытормозиться быстрее, чем позволит простенькая АБС. Но дело не в том, как быстро ты замедляешься на сухой и чистой дороге и когда полон сил. Куда важнее как ты затормозишь или остановишься в дождь, на грязной дороге, на холодной резине и когда какой-то мудила перестроится прямо у тебя перед носом. АБС нужна в первую очередь для экстренного торможения, ведь когда знаешь, что можешь просто надавить на рычаг со всей силы и АБС сама определит оптимальное усилие пока ты занят тем, что объезжаешь препятствие, чувствуешь себя увереннее. И да, мне больше нравятся АБС, которые можно отключать, потому что Зак Кортс не единственный, кто любит потормозить боком на подъезде к парковке.
В общем, если от этого ролика из мото-гаража у тебя бомбануло, ты уж прости. Просто замечаю, что у АБС плохая репутация, многие считают, что это только для новичков или для помешанных на безопасности, но всё не так. АБС играет важную роль в предотвращении ДТП и это доказано. Я, например, её большой поклонник, ведь, что бы там ни показывали в “На двух колёсах” или других роликах где я участвую в небольших гонках, всё же падать я не люблю.
Интересно, а что ты думаешь про АБС и какой опыт с системой у тебя. Так что, пожалуйста, пиши истории и комментарии внизу. Как всегда, спасибо, что смотришь, подпишись и до следующего раза. Езди безопасно.
- GolosBezdoka
- 6 октября 2020 в 18:42
- ?
- bezvesti_pro
- 7 октября 2020 в 0:25
- ↑
- ↓
Можно поподробнее, а то по поиску в основном какие-то мутные рассуждения выскакивают. Я бы с большим интересом почитал про опыт установки АБС на мотоцикл без нее изначально.
в поиске как раз и выскакивает вконтакт где я ставил. по запросу «установка абс на мотоцикл» в гугле то ли вторая то ли третья ссылка уже.
Дорого. это автор прав. я ставил лет 5 назад на 600рр 2014 года и мне вышло порядка 80-90 тыщ руб.
хотя сейчас может подешевело. не знаю.
абс та же что ставят на триумфы и кавасаки (вроде мне так говорили. могу конечно ошибаться)
А какие могут быть рассуждения? АБС ставят сейчас на все и не просто так. вещь полезная и нужная и если нет возможности поменять мотоцикл на технику с абс но есть желание поставить эту систему то возможности есть. были бы деньги.
Дорого. это автор прав. я ставил лет 5 назад на 600рр 2014 года и мне вышло порядка 80-90 тыщ руб.
хотя сейчас может подешевело. не знаю.
абс та же что ставят на триумфы и кавасаки (вроде мне так говорили. могу конечно ошибаться)
А какие могут быть рассуждения? АБС ставят сейчас на все и не просто так. вещь полезная и нужная и если нет возможности поменять мотоцикл на технику с абс но есть желание поставить эту систему то возможности есть. были бы деньги.
Системы ABS по сути бывают 2 глобально различных типов — интегрированные и автономные. Интегрированные (как понятно из названия) тесно связаны с остальными системами мотоцикла, и их никак не установить на другой мот, так что про них разговор можно закончить сразу. Все современные многофункциональные системы (с антивилли, трекингом, наклоном, комбинированные) именно такие. Но есть и более простые системы — эти системы обычно ставятся на недорогие мотоциклы, и собственно с мотоциклом они связаны всего лишь 3 линиями — питание, зажигание и датчики стоп сигнала. В остальном это полностью автономные системы, берущие информацию со своих собственных датчиков на колёсах. Вот эти системы можно поставить на любой мотоцикл, для установки нужно только установить на колёса гребенки, датчики, сам блок и проложить гидролинии и провода к датчикам на колёсах и сигнальной лампе. Сложности это никакой не составляет, особенно если мотоцикл имел модификацию с АБС, тогда нужно просто купить на разборке компоненты от такой модификации и установить их в штатные места. Всё будет работать. Понять к какому типу относится система можно по принципиальной схеме мотоцикла — если видно что блок соединяется только к питанию и контактам тормоза и лампа состояния, то это автономная система, если есть другие линии, или линия (САN шина), то интегрированная. Я ставил на старый мот систему — обошлось это совсем недорого, но было изрядно геморроя с креплением датчиков на гребенки — не смог найти подходящие по размеру креплений и пришлось отпиливать/варить из похожих, и в панели лампу установить сигнальную красиво (поставил отдельно, в результате). Систему подбирал от мота с аналогичным весом и тормозными суппортами. Всё работало штатно. Блоки АБС вообще по 4тр обошлись (я их 2 шт купил, так как не было уверенности что они рабочие, в результате первый заработал сразу).
- bezvesti_pro
- 8 октября 2020 в 16:46
- ↑
- ↓
Прикольно. А где ставил, что заказывал? Почему пост не запилил? (:
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
Комментарии (11)
RSS свернуть / развернуть