Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Sibirjak → Как я на Яве в Тыву уехал, а обратно не доехал. Часть вторая, дорога обратно.

Продолжаю своё повествование, первая часть здесь.
Проснулись мы часов в восемь. Солнце уже поднялось над горизонтом, настроение отличное, самочувствие тоже. Я давно заметил, на природе похмелье проявляется гораздо слабее, в моём случае его практически не было. Владимирыч уже встал, Дима и Лёха ещё нежились.
Я поднялся и пошёл окунуться в озеро. Вода добавила мне бодрости и настроения. На завтрак доели вчерашнюю шурпу и стали сворачивать лагерь. Собрали вещи, мусор, завели моторы.



Утром, по песчаной дороге Ява пошла легче, может потому, что песок отсырел и стал более плотным. Не то, что вчера.



Выехали на дорогу ведущую в Кызыл и тут Ява потеряла тягу. Еле 70 км\ч разгонялась. Доехали до Кызыла. На АЗС заправились, я ещё свечи поменял, думал причина в них. Когда стали выезжать на трассу, умудрился упасть На выезде с АЗС переднее колесо попало на камушки, а я голову повернул и стал тормозить, пропуская машину идущую по основной дороге. Сам не упал, но Яву уронил. Мужики на до мной посмеялись, я осмотрел мот, вроде целый, и поехал на встречу новому дню. В Кызыл мы ехали через Восточный Саян, он принадлежит Красноярскому краю. Там и природа живописная, деревья, травы горные, озёра и дорога лучше содержится.
Обратно мы, что бы замкнуть кольцо, поедем через Западный Саян. Поэтому этот маршрут и называется Саянское кольцо. Западный Саян принадлежит Тыве, он более суровый, скалы голые, качество дорог немного хуже. Да и в криминальном плане тут неспокойно. Тувинская молодёжь совершенно отмороженная, могут и ножичком почикать. Местные из за этого назвали дорогу от Кызыла до Ак — Довурака трассой хирургов. Иван предупредил, ехать никуда не сворачивая и без остановок. Вообще в тот день планировалось дойти до Таштыпа — районного центра в Хакасии. Это больше 550-и км надо проехать.
Я тогда ни о чем, об этом не думал. Радовался хорошему дню, дороге и просто ехал.



Доехали до первого населённого пункта на трассе, названия тувинские с ходу не выговоришь.))))



Прошли его не останавливаясь, дорога стала хуже, горы на горизонте ближе.



Так и добрались до Западного Саяна. Дорога стала теряться в отрогах. Я ехал и любовался мрачной, даже зловещей природой. Когда я в детстве читал восточные сказки, именно так представлял места обитания злобных волшебников и злых духов.





Едем по этим горам и неожиданно Ява стала терять тягу. Я остановился, следом встали и мужики. Объяснил им ситуацию и коллективно стали искать причину.
Я полез в поплавковую камеру, может там ржавчина набежала, а Дима стал смотреть контакты. Карбюратор оказался чист, Дима почистил контакты, выставил зазор, до кучи свечи поменяли. Это дало свои результаты, поехали дальше.
Через час тоже самое, опять Ява не едет. Решили поменять контакты, запустили поехали, вроде мот пошёл.
Через час опять та же ситуация. Стоим контакты чистим, но чувствую причина не в них. Тут Лёха заметил, что у меня все глушаки в масле. Видно перелил в бак на заправке вот и забило их, решили, что причина отказа в глушителях. Вытащили флейты, завернули в газеты, сунули в пакет, что бы не пачкались. Дима ещё пошутил, мол пока глушаки не прожжешь, ни выпить, ни закусить не получу. На «прямотоках» Ява как будто мощи добавила, как попёрла. По трассе летит, мотор ревёт — зверь машина!
Так и влетел в ущелье, справа скалы, слева на узкой поляне юрты. Экзотика! Тут корова ещё дорогу перебегать стала. Именно перебегать какими то смешными подскоками. Это наши коровы степенные, неспешные, полные достоинства. Ты ей посигналишь, она ещё и остановиться посреди дороги. Эта другая, увидела как из за поворота вылетело ревущие чудище, прыжком развернулась и галопом ускакала обратно. Вот такие тувинские коровы.
А вообще на этой дороги экзотики хватает. Юрты, верблюды пасущиеся рядом с обочинами, коровы дикие.
Так с рёвом дошёл до Ак — Довурака. На улицах полно народу, праздник всё таки. Едем видим впереди экипаж ДПС в Жучке сидит, так у нас Жигули зовут ласково. Я газ сбросил, что бы не реветь и тихонечко мимо них. Тувинские патрульные лениво проводили меня взглядом и отвернулись.
Подъехал я к повороту, притормозил и Ява заглохла. Стал заводить она не хочет. Подъехали мужики, стали опять её мучить. Проверяем искру, а её нет. Стали опять контакты проверять. Тут я нажал на сигнал, а он молчит, включил зажигание, закрыл глазок зарядки, а он не светит. Всё батарейка сдохла. Решили прикурить от машины. Подсоединили провода, мотор запустился, убрали провода, мот заглох. Всё гена накрылся.
Дима сложил сиденья в своём микроавтобусе, сделав его грузовиком. Измерили длину, Ява не входит. Сняли вилку с передним колесом. Вошла, ещё заодно и бак сняли, чтоб мужики от бензина не угорели. Всё, что не вошло в Тойоту, положили в багажник Мерса Владимирыча. Я тоже к нему сел.
Выехали из Ак — Довурака и началась самая жуткая дорога, крутые подъемы и спуски, много поворотов, обрывы. Да и асфальт закончился. Скалы ещё суровее стали казаться.







Скорость не больше 40 км\ч держать приходилось. На одном из спусков, нам навстречу из за скалы выезжает ЗиЛ — 131 на подъём. На бампере у него сидят пять тувинцев и поливают радиатор из бутылок. Вот такая система охлаждения по тувински.
Худо — бедно добрались до сотого перевала. Это граница с Хакасией.
Что интересно, у Тывы и Хакасии разная высота перевала. Вот такой парадокс.




В Хакасии природа совсем другая, все горы покрыты лесами, много степей, да и люди вроде как добрее.



До Таштыпа добрались уже вечером, когда солнце совсем приблизилось к горизонту. Заехали к знакомому Владимировича и поехали на остров. Через Таштып течёт речка, посредине остров на него можно заехать через неглубокий брод. Так и стали посреди посёлка. Развели костёр, нажарили картошки с мясом, достали последнюю водку. Мне сначала хотели не наливать, пол дня потеряли с моей Явой не заслужил. Но это так на словах, говорят не наливать, а сами наливают.
Посидели, Владимирыч предался воспоминаниям со своим другом. От усталости я быстро окосел и не помню как лёг спать.
Утром проснулся, глянул а мы на гальке разложили матрасы. И ведь не почувствовал. Самонадувайка — вещь!



Дальше наш путь лежал через Хакасию в родной Красноярск. Этой дорогой я уже проезжал на машине не раз, на Яве тоже два раза. Хакасия — чудное место, степи, сопочки на горизонте, красота одним словом.







К обеду доехали до Абакана. К шести вечера приехали в Красноярск. Вот ещё виды Хакасии.



Озеро Хан -куль




Приехали мы на работу, разгрузились, все разъехались по домам. На Яве я проехал, до того как встал, чуть болше 1300 км. Вроде немало, обидно, что не доехал до конца. Но всё равно ни о чём не жалею, часть пути я всё же проехал на Яве, увидел много нового, интересного, хорошо провёл время с друзьями. Следующий день России, друзья провели опять в Тыве, так им там понравилось. Меня конечно с собой позвали, но без Явы. На этот раз мне вырваться не удалось, дача, это всё, от неё трудно отвязаться.

Послесловие.

Я тогда после поездки увёз разобранную Яву в гараж и собрал её только через год, весной. Не знаю, в то лето как отрезало. Не мог себя заставить её отремонтировать, всё как то поводы находил, да и юношеский восторг прошёл. Хорошо, что с друзьями поехал, помогли. Вот не знаю смог бы я справиться если бы я оказался один. Честно говоря, наверное смог. Везде есть добрые люди помогли бы.
Зимой мототоксикоз взял своё и весной 2015 года, я всё же занялся Явой. Поставил на место вилку, собрал глушители, купил новый аккумулятор. Ява завелась на батарейке, но генератор тока не дал. Прозвонил статор — обмотки целые, ротор тоже звонится, щётки в отличном состоянии.
Залез в регулятор и нашёл причину — отгорел контакт на реле обратного ток, то что при работе генератора перепускает ток с АКБ на потребители. Клемма контактная посинела от нагрузки.
Мою Яву создали в середине 70-х. Тогда днём со светом не ездили и такой нагрузки на генератор не было. Он выдаёт всего то 75 ватт. Только на зажигание, повороты и стопы хватает.
На форуме сайта Яваолд, мне посоветовали поставить CDI от скутера. Там для работы зажигания батарея не нужна, и контакты в нём отсутствуют. Чем я в 2015 и занялся. Поставил и забыл про проблемы, вот уже пять лет прошло, ничего с генератором ни делается. Отсюда вывод: хочешь Яву в стоке, езди на ней только на местные слёты не дальше города. Пусть там восхищаются состоянием. Хочешь ездить далеко — проводи модернизацию.
  • SibirjakSibirjak
  • Игорь
  • 23 июня 2020 в 20:24
  • ?

Комментарии (10)

RSS свернуть / развернуть
+1
MsKaa
тег «кат» поставь
0
Sibirjak
А как его ставить?
здесь был ататат

здесь был ататат

0
EgorShvalev
Шикарная поездка, что уже было ясно и по первой части. У нас на Байкале вроде тоже гор немало, но радиатор из бутылки никто не поливает ))) кстати, Красноярск — Иркутск, не так уж далеко для Явы ;-)
0
Sibirjak
Теперь уже для Урала.)))
0
yuri_ki
Урал за такую поездку бы сломался раз 10
0
Sibirjak
Зря не наговаривай!))) Парень, который мне Урал продал, в конце мая на своём ИМЗ в Бурятию скатался. И даже вернулся. Всё зависит от того — от куда руки растут у хозяина Урала.)))
0
yuri_ki
Да, так бывает, но это скорее исключение из правил. Подавляющее большинство Уралов не проедут и 500 км без поломок. Ява просто в разы надёжнее.
0
Sibirjak
Поживём увидим, я сначала по явовским маршрутам проедусь.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Sibirjak, Как я на Яве в Тыву уехал, а обратно не доехал. Часть вторая, дорога обратно.