Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Kawasaki Vulcan VN400 Classic 1995 → О том, как мы на Vulcan-е зарядку искали.

Доброго вам дня, мотогоспода и дамы. Сегодня я расскажу вам о том, как на моем VN400 перестал заряжаться аккумулятор.
Попытаюсь донести вам электротехнические подробности простым языком. Прошу под кат.

PS: Нет, это не реле-регулятор :)


Несколько дней назад я заметил, что мотоцикл стал заводиться плохо. Долго крутил, и даже трещал релюшкой.
В итоге заводился, но было очевидно, что напряжение в сети мало — моргала фара, глючили поворотники, иногда мотоцикл глох на старте.

Сделаю небольшую ремарку — несмотря на 5 лет, проведенных в НГТУ на специальности «Бытовая радиоэлектронная аппаратура», в электронике я чуть лучше чем ни в зуб ногой.
Бывает и такое.

И вот я сижу на работе и смотрю то на тестер, то на экран монитора. На мониторе написано, как же этим самым тестером пользоваться.
В голове мысль: «Надо идти поделать хоть что-то. Напряжение на аккумуляторе уж точно смогу проверить».

Решительно встал и пошел на парковку.



Скинул сидушку, сижу, тыкаю в аккумулятор. Мот не заведен. 12,6В. Значит, аккумулятор в целом в порядке.

И тут мне повезло первый раз.

На перекур вышел мотобрат Олег, он шарит. Олег сразу же показал куда тыкать, как и что проверять.
Выяснили, что на заведенном мотоцикле вольтметр показывает от силы 13В, чего недостаточно для заряда.

Приговорили реле-регулятор. Внезапно оказалось, что в кофре лежит еще одно РР, которое я тут же поставил взамен «нерабочего».
К сожалению, ситуация не изменилась — напряжение осталось таким же.
Предвариальный диагноз: оба РР неисправны, едь к электрику.

Олег дал мне номер знакомого электрика, к нему я тут же поехал. Это было второе везение.

Михаил (электрик) сразу же подключил к мотоциклу осциллограф, и начал измерять напряжение на разных участках проводки.
И тут выяснилось интересное — оба РР полностью исправны, генератор в порядке, аккумулятор в отличном состоянии.

Здесь мне повезло в третий, и самый значительный раз. Михаил уже имел опыт решения такой проблемы.

Оказалось, что РР импульсной (кажись) конструкции очень чувствительны к паразитным сопротивлениям цепи.
На участке между клемами аккумулятора и клемой генератора было 240-250 мили Ом (в еденицах измерения могу наврать, а вот циферки запомнил).
Это сопротивление заставляет РР выключаться, т.к. оно считает, что заряжать аккумулятор как бы и не надо.

Михаил еще много подробностей мне рассказывал, а я стоял, многозначительно кивал, и говорил «Ага!».

Начали искать источник проблемы, размотали косу. Она была в заводской изоленте, после 23 лет изолента была как новая.
Нашли плохо собранный контакт черно-желтого провода 3-в-1 (привет, завод Kawasaki)!

В итоге, пропаяв этот контакт, а также все контакты на фишке от генератора, удалось получить паразитное сопротивление в 40 мили Ом.

Немного зарядили аккумулятор, начали тестировать оба РР. Первое, которое стояло на мотоцикле, давало 13,8 — 14,3В. Решили оставить его.
Второе вообще идеально — на любых оборотах 14,2 — 14,5 В, будет запасным.

После ремонта мотоцикл стал заводиться буквально с полпинка, фара и поворотники горят ровно, лампочки на приборке светят ярко (примерно как моя улыбка после того, как починили мот).


Вывод: электроника — наука о контактах.

Михаил сказал, что такая проблема встречается часто на мотоциклах с таким типом РР.
Рассказал, что люди меняют РР, генераторы на большие суммы денег, но не решают проблему.

Такие вот дела. Возможно, моя история кому-то будет полезной.
Не торопитесь менять узлы в сборе, попробуйте найти толкового электрика, который проведет диагностику проводки.

PS: Прошу не кидать в меня помидорами по поводу терминологии. Я хорошо могу в базы данных и всякий юникс, а электронику давно забыл…

Вот вам баянчик в тему:

Вообще приходить в первый раз в магазин радиодеталей страшнее, чем первый раз презервативы купить по-моему.
Приходишь и так шепотом «мне бы конденсатор на 22Мф», тебя громко спрашивают «какой? Электролит? Тантал? Выводной? SMD?», ты «я не знаааааю» и все оборачиваются сразу, смотрят на тебя осуждающе и пальцами тычут.
  • FedorNskFedorNsk
  • Федор
  • 24 июля 2019 в 8:17
  • 4
  • ?

Комментарии (15)

RSS свернуть / развернуть
+4
Gnumodel
"… Приходишь и так шепотом «мне бы конденсатор на 22Мф», тебя громко спрашивают «какой? Электролит? Тантал? Выводной? SMD?», ты «я не знаааааю» и все оборачиваются сразу, смотрят на тебя осуждающе и пальцами тычут. " :):):)
Я своим клиентам (коллегам по работе. У нас турникет и просто так не выйдешь), если нет замены, даю неисправную деталь для образца и шлю в магазин радиодеталей. В магазине уже привыкли к таким покупателям «от меня».
За статью спасибо!
0
WildFalcon
Вопрос немного не по 400, но по Вулкану и электрике.

Второй раз горит генератор на 900ке. Дополнительных потребителей сейчас на 4А, первый раз сгорел когда вообще на 1А было. Реле по тестам нормальное.
Куда смотреть?
(я в курсе что гена слабый, но не настолько же чтобы практически в стоке вылетать).
0
FedorNsk
Не могу дать ответ на ваш вопрос, но отмечу кое-что из разговора с электриком.
Он сказал, что самый большой потребитель в цепи мотоцикла это лампа головного света, и она как раз на 4 А.
0
WildFalcon
Ну это очевидно. Но лампа штатная, и гена штатный.
0
WildFalcon
Уточняя, в моем мотоцикле головной свет 5А.
+4
Elderfinger
Чем инженер отличается от других людей — у инженера лампа светит, а других людей — горит )))))).
0
FedorNsk
Вот я поначалу написал «светят», потом на вычитке текста заметил, что слово туда не подходит. Ну и заменил на «горит»))
+1
A-Peresvet
Помидорами кидать не будем, статья отличная! У меня сейчас точь-в-точь такая-же проблема. 13,2В и хоть ты тресни. Конечно же, гену менял, брат мне спаял еще одно РР, аккумы одалживал у друзей. Но ни фига. Тестером проводку прозванивал на сопротивление, а оказывается осцилограф нужен. В общем большое человеческое спасибо за статью. Теперь хоть понятно какой вопрос электрику задавать в первую очередь.
0
Taiger
Причем тут осц. Возможно тестер авно. И тупо такие сопротивления не берет из-за паразитных сопротивлений в щупах.
0
Taiger
Аптд. 240милиом это крайне мало. Тупо щупы меж собой коротните. Уже покажет 0.2 ома. А тут ещё меньше. 0.24ома.
0
FedorNsk
С помощью осциллографа электрик смотрел вид импульсов, как их форма меняется в зависимости от оборотов. К сожалению, не успел запомнить, какие именно параметры он измерял. Рад, что пригодилось!
0
FedorNsk
Добавлю, что проблему видно и обычным тестером.
Собрали такую конструкцию:
— Лампочка от поворотников (другую не нашли) подключается к клемам генератора. Одна к черно-желтому проводу, вторую не запомнил, увы. Лампа загорается.
— Тестером измеряем сопротивление между минусовой клемой аккумулятора и одной из клемм фишки генератора (в один контакт с лампой). Как раз у меня показало 240 мОм. Также электрик делал микро-проколы изоляции в разных местах, тем самым измеряя сопротивление на различных участках цепи.
0
motoanton
Вот тут можно по подробней?
Лампочку цепляли на заглушенном двигателе к клеммам которые приходят с гены на РР, правильно? Клемм таи по идее три, как именно подключали? Минус аккумулятора при замере, от проводки отсоединяли? Если не трудно, может схему в карандаше накидать?)
0
FedorNsk
Подробнее сложно :)
Лампочку цепляли на заглушенном двигателе. К проводу, который выходит непосредственно из двигателя.
На фишке контакта от генератора 6 клемм, 2 ряда по 3.
Цепляли к крайним фишкам (одна из них должна быть черно-желтый провод).
Т.е. как-то так:

* — *
— — — Минус аккумулятора точно не отсоединяли.
Схему сложно, причина — электротехнический кретинизм :)
0
FedorNsk
Корявенько вставилась схема, надеюсь, будет понятно.

Х — Х
— — -
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Kawasaki Vulcan VN400 Classic 1995, О том, как мы на Vulcan-е зарядку искали.