Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. Perry → Задний тормоз !

Прочитал в очередной ветке про первосезонников и кубатуру лирическое отступление о торможении задним и, вспомнив свой недавний ахтунг, решил внести свои 5 коп. в историю теоретической, а в данном случае — практической разработки данного вопроса.
Сразу замечу, что я задний тормоз не игнорирую, но вот решил привести свой опасный опыт.
Еду я, стало быть, в соседний город, обгоняю очередную колонну (возможно, немного беспечно), собравшуюся за газелькой, и в процессе обнаруживаю, что колонна-то подлиннее, чем кажется, а приближается встречка. Скорость 130-140. Начинаю тормозить обоими тормозами, параллельно наметив «окно» в колонне, куда нырнуть, ну и рулю в него соответственно. Торможение не экстренное, просто активное. Так вот, прижимаясь правее к своему «окну», наезжаю на разметку, и на ней заднее колесо блокируется и идет в сторону. Чувствую это сразу и успеваю отпустить задний в самом начале заноса, до хайсайда не дошло, но всю долгую следующую секунду хвост мота прыгал влево-вправо сантИметров так на 30 (разика 4) и затем мот стабилизировался. Но встречка начала расступаться, выглядело, наверно, довольно изящно — скорость в районе сотки и такой ситуэйшн. Похожий видеоролик не так давно проскакивал на Посте, мужика точно так же замотало в городе на тяжелом круизере, только скорость у него была 50, зато амплитуда швыряния — чуть не метр в каждую сторону, просто чудо, что не упал.
Мораль простая — Ребята! При активном торможении, когда хвост разгружается, будьте с задним тормозом очень нежны, особенно на разметке, влаге и прочей нечисти.
P.S. Задняя резина была Pilot Power 2, и вполне свежая.
  • PerryPerry
  • 23 октября 2018 в 20:18
  • оценка: +13

Комментарии (98)

RSS свернуть / развернуть
+2
Perry
  • Perry
  • 23 октября 2018 в 20:41
Будьте осторожны…
+14
BuDeman
Мораль должна быть другая, — больше тренируйтесь тормозить. Тормозить с блокировкой заднего, переднего и обоих колёс вместе. Для вас это не должно быть неожиданностью, и кратковременное отпускание рычага лучше отработать до автоматизма.
Правда современные байкеры сейчас скажут, — купи мотоцикл с абс! :)
-7
Perry
А кратковременное отпускание — в смысле 1) заблаговременно, когда чувствуешь что на пределе, как бы имитируя работу АБС 2) с началом блокировки/заноса или 3) в целом, как навык? Вообще, рефлексы тогда не подвели, думаю, степень хреновости последствий в такой ситуации нарастает с каждой миллисекундой. Если занос уже «хороший», многие профи советуют ложить мот, чтобы избежать хайсайда/полета.
+10
Vershinsky
Если б можно было сознательно в сильном заносе положить, дабы избежать хайсайда, в мотоспорте пилоты не взлетали бы вверх аки птицы.
+3
Perry
Я насколько кумекаю, в спорте обычно хайсайды случаются в повороте/наклоне, и увод колеса чаще не от торможения, а от экстремальных угла наклона и скорости плюс раннего открытия газа? По-моему, самый лютый хайсайд в повороте, когда к энергии рывка от возвращения заднего колеса на траекторию добавляется энергия распрямления сжатого перед этим центробежной силой амортизатора, и человек летит без вариантов…
+2
Vershinsky
Уж не то чтобы чаще, а, наверное, вообще всегда. Но какая разница, если светит хайсайд. Условие — наклон и вновь зацеп заднего колеса, как следствие, хлыст, а как это произошло, совсем неважно. Пусть лететь не так высоко, как спортсменам, но тем не менее. Будешь умней теперь, раз задумался об этом. Опыт — он в т.ч. ещё и череда безболезненно закончившихся случайностей.
+3
Perry
Ну, вот может кто еще задумается, погуглит «хайсайд» ) Это полезное направление для размышлений.
+1
BuDeman
Конечно с началом блокировки. Чтобы получить «хайсайд» нужно находиться в повороте(иметь серьёзный наклон), а то что вы описываете обычно называют «мести хвостом». Чем быстрее почувствуешь срыв, тем быстрее отпустишь и тем меньше срыв. Для этого и нужно тренироваться. А с передним колесом вообще нужна мгновенная реакция.
0
RomanTyan
или абс)))
0
Jah
  • Jah
  • 24 октября 2018 в 11:30
Не, сорвав колесо на разметке или песке, тоже можно обрести просветление и хайсайд
+3
Cluaran
Хорошо, что все хорошо. Давайте, я буду первой, кто это напишет:
Будьте осторожны
Летайте самолетами Аэрофлота
Покупайте мотоциклы с АБС
+1
Perry
Да, ангел-хранитель не показывается, но вообще-то с меня в его пользу пузырь )) Опасно все было, я и пишу, чтоб люди хоть слышали про такое. Я вот, например, думал, что заблокировать колесо на сухом асфальте все же немного сложнее…
0
sky_sonya
так у стантеров даже начальное упражнение есть на блокировку заднего, заднее блокируется на скорости 15-20 км/ч. Пробовала. Реально блокируется на раз-два. Не страшно было )
0
sky_sonya
на абсолютно сухом, конечно, асфальте
+1
AntonKatenev
Ну конечно блокируется, заднее заблокировать — раз плюнуть, оно же разгружено при торможении. Любое резкое торможение задним, и вуаля. Особенно если при этом задействован и передний, это разгружает заднее еще больше.
Но ничего страшного или опасного в блокировке заднего при торможении нет. Срыв заднего на разгоне гораздо опаснее. Потому и ставят ТС.
0
Vershinsky
Даже с АБС при безалаберном использовании заднего можно хапнуть незапланированного веселья
0
Cluaran
При безалаберном использовании чего угодно на мотоцикле. Но шансы хапнутое пережить АБС явно повышает.
0
Vershinsky
Несомненно
0
AntonKatenev
Даже с АБС при безалаберном использовании заднего можно хапнуть незапланированного веселья
В повороте. На прямой что-то «хапнуть» с АБС при использовании заднего — даже не представляю, что надо сделать. Я очень много раз блокировал заднее в разных ситуациях, ни разу ничего особенного не происходило. Да, это чувствуется. Но не более того. Вот срыв при разгоне — другое дело, жопу приходится ловить, иногда очень энергично. Тут ТС очень помогает, с ним вообще проблем нет.
0
Vershinsky
Да, конечно в повороте. И то надо постараться. Но умный знает, что нельзя, и у него не получится, а дурак не знает, и поэтому у него получится.
+4
Vershinsky
А нефиг перетормаживать на разметке, с задним тормозом вообще нежно надо себя вести, и он подарит много приятных моментов. И нефиг обгонять там, где не можешь, на тот свет всегда успеем.
0
Vaakom
На разметке и просто так сносит — не вопрос. У меня этим летом заднее в дождь сорвало просто при перестроении между машинами. Байк раза три хвостом номально так махнул — как трехметровый карп, не смотри ни на какие АБС. Хочу трэкшн.
+1
DeeTroy
а каким боком АБС должен тебя спасать «просто при перестроении»?
0
Vaakom
Никаким, о том и речь
+2
Mardelsik
Когда еду за мужем, всегда вижу как трекшн у него работает: только задок сносить начинает и тут же на место, лафа))) в эти моменты я начинаю немного очковать, так как сама трекшеном не обладаю )))
+7
Prihod26
Все то же самое, что описал автор, можно сазать и про переднее колесо. Оно пока на асфальте при активном торможении продлжает вращаться, а как только наезжает на разметку блокируется. И вот ты на обгоне, «заправляясь» в свою полосу тормозишь передним, при этом мот находится в наклоне, колесо блокируется на разметке, вилка при этом моментально подламывается, а дальше кому как повезет. Так что хз что лучше если выбирать переднее или заднее заблокированное… Это я уже из своего опыта.
Всем удачи и мастерства!!!
0
costarider
Поэтому и стабилизировалось и ты вышел считай без ущерба, в отличии от того если бы это произошло с передним колесом. Поэтому передний тормоз более опасен, если не «не ощущать» тормоза.
0
Perry
Переднее страшнее спору нет, но оно хотя бы нагружается и все-таки пределы срыва повыше, а тут… можно сказать сюрприз… торможение как торможение…
0
Digitalhell
В этом году был первый сезон на FR'15. От постоянного заднего для «подстраховки» и «стабилизации» отучили официалы на ТО, которые сказали «у вас диск задний перегревается». Стараюсь обычно тормозить обоими тормозами, но до этого минимум разика 2 в неделю заднее в небольшой юз. уходило (с ABS и ASC) когда оттормаживался перед поворотом. Ездить грамотно мне наверное еще учиться и учиться, но хайсайд тут врядли можно поймать. Все-таки разметка узкая, сцепление восстанавливается сразу, колесо с АБС если и заблокируется, то на доли секунды и как следствие не успеет далеко уйти с траектории.

Хотя, если пытаться «продавить» АБС… -)
0
AntonKatenev
Ничего не будет, даже если «продавить АБС» (знать бы еще, что это за маневр такой). Срыв заднего при торможении с АБС вообще ни к чему не приводит, можно не париться на сей счет. Я это делал бесчисленное количество раз. Мало того, при штатном экстренном торможении на мотоцикле с АБС и интегральной системой торможения заднее всегда будет в срыве (точнее на грани его). Просто потому, что оно полностью разгружено.
+3
TeXnolog
Все правильно. Задний тормоз топчется сильно в начале торможения, чтоб загрузить переднее колесо и пока оно не загрузилось, потом он давится немного, чисто для стабилизации.
+4
Oil
  • Oil
  • 24 октября 2018 в 8:27
Божежмой… Почему то ни один из комментаторов не написал — «В первую очередь нужно думать куда и как ехать»? Тогда и тормоза на грани блокировки и прочее «типаэкстренное», не требуются )))
+1
Vershinsky
Я два раза не повторяю не повторяю
+1
AntonKatenev
Божежмой… Почему то ни один из комментаторов не написал — «В первую очередь нужно думать куда и как ехать»? Тогда и тормоза на грани блокировки и прочее «типаэкстренное», не требуются )))
Еще один. Вы что, ребята всерьез думаете что на дороге вы одни???? Зарубите себе на носу — исправлять часто приходится ЧУЖИЕ ошибки. И не пишите здесь подобную чушь пожалуйста — сюда приходят новички, они могут начитаться этого бреда, и решить что раз они «падать не собираются» и вообще едут тихонько, то им ни тормоза, ни навыки, ничего не нужно. Все ж под контролем, ага, он же «думает, куда едет».
+4
Oil
  • Oil
  • 24 октября 2018 в 10:40
Эй, полегче на поворотах )))
Пост так то был про
Еду я, стало быть, в соседний город, обгоняю очередную колонну (возможно, немного беспечно), собравшуюся за газелькой, и в процессе обнаруживаю, что колонна-то подлиннее, чем кажется, а приближается встречка. Скорость 130-140.

, это первое.
Второе — для новичков в первую очередь, нужно научиться думать при езде на ДОПах, а не тупо откручивать ручку, после чего судорожно жать тормоза «вэкстреннойситуацЫи». Умение думать в процессе езды подразумевает под собой, в том числе, и умение прогнозировать дорожную ситуацию, что спасает как от своих, так и от чужих ошибок.
И кроме того, где именно мною было написано, что учиться пользоваться тормозами не нужно?
Нужно уметь не доводить до того момента, когда необходимо «экстренно» тормозить. Лично в моём понимании — «экстренное торможение» это когда ты сам пролюбил ситуацию и упустил какой то момент из под контроля. Вот тогда у тебя и машины неожиданно поворачивают и прочее, прочее, прочее…
0
AntonKatenev
Экстренное торможение — ВАЖНЕЙШИЙ из всех маневров, потому что именно он может спасти жизнь. А рассуждать о том, что надо делать так, чтобы этого не понадобилось — не надо. Это ОПАСНО. Вы такими рассуждениями можете кого-нибудь убить. Экстренное торможение нужно обязательно. Оно может понадобиться один раз в жизни, но этот раз может этой самой жизни и стоить. И НИКОГДА не думайте, что вы контролируете все на дороге, это НЕ ТАК. Даже если вы Валентино Росси.
Проведите мысленный эксперимент. Представьте, что вы едете по дороге, с обычной скоростью, на мотоцикле или машине. Навстречу едут другие. Выберите кого-то из них, и постарайтесь протаранить. Как вы думаете, сможет он уйти? Конечно же нет, он и мяукнуть не успеет. А все, что понадобиться для этого вам — небольшой маневр, на машине руль буквально на пару сантиметров повернуть. Эта пара сантиметров — все, что отделяет любого из нас от столкновения, в любой момент. Так вот, люди иногда делают это. Заснул за рулем, испугался, уходил от столкновения, пропустил поворот, зазевался, что угодно. И единственное, на что вы можете рассчитывать в этом случае — ваша тормозная система, и ваш навык ей пользоваться. Рассуждения о всяких высоких материях в этот момент не помогают.
Мозги на дороге никто не отменяет. Теоретически можно вообще не делать ошибок. Но на дороге бывают ситуации, которые НЕЛЬЗЯ предусмотреть и предотвратить. И именно в этот момент вам понадобится то, что называется активной безопасностью, в первую очередь тормозная система и вся та электроника, которой она оборудована. И пожалуйста, не надо НИКОГДА писать о том, что это не нужно, если «ездить с головой» и тому подобную чушь. Потому что на дороге есть и другие головы, и вы не знаете, что в них.
+2
Oil
  • Oil
  • 24 октября 2018 в 11:52
Так как оппонент меня не слышит, то дальнейшую дискуссию считаю бессмысленной тратой времени.
0
AntonKatenev
Оппонент слышит две важные вещи:
1. В теме про использование тормозов начали разводить про «голову».
2. В процессе этого всплыло «тормоза на грани блокировки и прочее «типаэкстренное», не требуются».

Последнее вообще ппц. Типа ездите с головой, и тормоза не нужны, офигенный посыл. Вы реально хотите убить кого-то?
+5
AntTalant
Прочитал. Вы реально его не слышите…
Мое ИМХО: ОСНОВНОЙ навык активной безопасности — это умение прогнозировать дорожную ситуацию. В том числе дорожные условия, наличие препятствий и возможные ошибки других. Использование экстренного торможения безусловно один из важнейших навыков, но, положа руку на..., у кого, кроме спортсменов, он отработан до автоматизма? Поэтому ВАЖНЕЙШИЙ принцип безопасного вождения — НЕ превышай своих возможностей и постоянно анализируй дорожную обстановку на предмет возможных опасностей (хоть спереди, хоть сзади, сбоку, снизу, сверху… откуда угодно).
И еще в чем ПРАВ Ваш оппонент, если Вам пришлось экстренно тормозить, то Вы УЖЕ ошиблись…
-2
AntonKatenev
И еще в чем ПРАВ Ваш оппонент, если Вам пришлось экстренно тормозить, то Вы УЖЕ ошиблись…
Лично я участвовал в нескольких ситуациях, когда единственной ошибкой было вообще выехать на дорогу. Только идиот может думать, что контролирует все. Вы, похоже, именно так и думаете, если такое пишите, уж извините.
И еще раз, про безопасное вождение — это в другое место. Тут про то, что бывает, когда это безопасное вождение по каким-то причинам закончилось. Если вы думаете, что так не бывает, и оно не заканчивается никогда, см. про идиота.
+5
VKODmitry
Не первая дискуссия именно с этим оппонентом заканчивается именно этой фразой:)
bikepost.ru/blog/moto_crash/81616/Mototsiklist-vletel-v-avtomobil-DPS-video.html
+5
Antiksu
Бесполезные рассуждения, пока ТС не скажет, что он делал со сцеплением. Если выжал и «катился» на нейтрали, работая обеими тормозами, то блокировка заднего будет как пить дать.
И да, задний тормоз нужно жать в самом начале, а потом передний. Тормозить двигателем. Если не совсем эстренно, то и передачи понижать. Если экстренное торможение, лучше передачи не понижать.
0
VKODmitry
как это лучше не понижать? Как раз лучше понижать
+2
Antiksu
При экстренной, это когда нажал на передний и держи тормоз. Переключаться уже некогда, нет времени, жмешь, отклонился назад и смотришь вперед, контролируешь степень нажатия переднего.
И второе, опять же при экстренном: пятно контакта заднего колеса 2-5%, а то и ноль. Бесполезно переключать, а если есть контакт, то понижение передачи может вызвать блокировку заднего.

А при «не очень» экстренном понижать как раз нужно!
+3
KissyCat
Для начала, я бы рекомендовала оттачивать торможение на грунтовке, ибо «со страху» заблокировав колесо можно и навернуться. И именно оттачивать с блокировкой! Грунт в этом помощник, т.к. благополучно имитирует любую поверхность. После десятка раз уже вырабатывается автоматизм и при торможении, как и езде, на подсознательном уровне учитывается поверхность, будь то разметка, либо просто мокрый асфальт.
Плюс, как уже заметили выше, не плохо бы передачами поработать.
0
AntonKatenev
Проблема в том, что сцепление может очень сильно измениться даже в процессе торможения. Это очень сложно учесть, и еще сложнее отреагировать. Поэтому в реальной ситуации подавляющее большинство даже опытных банально недотормаживают. Кто-то больше, кто-то меньше, но недотормаживают практически все. АБС позволяет эффективно тормозить во всех случаях, занимаясь при этом гораздо более важными делами, чем отслеживание блокировки колеса.
+1
KissyCat
Не знаю как с АБС, с ним в городе ездила мало, поэтому про нее сказать ничего не могу.
Езжу в основном на Джебеле без АБС, поэтому пишу не из теории. Если бы пилила по посту про каждое свое торможение с блокировкой и юзом, меня бы уже забанили)))
Проблема в том, что сцепление может очень сильно измениться даже в процессе торможения. Это очень сложно учесть, и еще сложнее отреагировать.
Я уже писала про отработку на грунте и что она дает.
Естественно, при торможении невозможно учесть «кирпич» летящий в сторону райдера, это другая история. Но в процессе отработанного торможения тело само учитывает и адаптируется к изменению покрытия. Замечу, не мозг, а тело с мотоциклом. Как-то так в кратце.
0
AntonKatenev
Ну так я в основном про город и асфальт. На грунте совсем другая история, и в общем-то АБС не особо нужен, а иногда и вреден. У меня на мульте в режиме эндуро он практически отключается на заднем, и очень расслабляется на переднем. А вот в городе даже опытному очень сложно вовремя среагировать на попавшую под колесо в торможении разметку, например, и при этом не перестать тормозить, да еще и маневрировать параллельно. То есть оно конечно можно, но бывают такие условия, что эффективное торможение в них — цирковой трюк. А АБС с этим трюком справляется легко.
+1
KissyCat
Ну так я в основном про город и асфальт. На грунте совсем другая история
Таки я про город.
Грунт помогает в отработке. Умеешь на грунте тормозить = не боишься тормозить на любом покрытии, т.к. предугадываешь и чувствуешь движение мотоцикла. Главное именно то, что понимаешь как поведет себя мотоцикл, даже наехав в торможении на разметку, не пугаешься, не паникуешь, а тело само мышечной памятью работает дальше.
+1
AntonKatenev
Увы, но электроника делает это гораздо быстрее и точнее.
+2
KissyCat
Тема «что лучше, АБС или райдер» не поднималась, это совершенно другая история.
Но отвечу, не умение тормозить не снимает ответственности с райдера и электроника вместо него (и без его помощи) ничего не сделает.
0
AntonKatenev
Кисси, ну вы то хоть демагогией не занимайтесь. Ну что за привычка дурацкая, сам оппоненту высказывание приписал, сам и опроверг. Я нигде и никогда не говорил, что кто-то там с кого-то снимает ответственность.
Разговор шел именно о том, как работает тормозная система. И кстати, она на современных мотоциклах работает так, что применить те навыки, о которых мы говорим, просто не получится. Бесполезно отрабатывать блокировку колеса, если оно не блокируется. Это можно конечно делать, но в реальной жизни на дороге не пригодится. Мне с 2006 не пригождалось, хотя торможений было с тех пор — не счесть. На грунте — да, бывает.
А вот понимать, что такое АБС, как эта система работает, и как правильно ее использовать — очень пригодится. Многие не понимают от слова совсем. Знаю случаи, когда именно из-за этого были аварии. Но ни разу не слышал об аварии, которая произошла бы от АБС.
И что характерно, правильное торможение с АБС — это именно передать ответственность за выбор тормозного усилия этой системе. Она сделает это лучше, чем даже очень опытный человек. Именно поэтому в немецких мотошколах учат тормозить до срабатывания АБС, и это обязательное упражнение.
+2
KissyCat
«Я Вам про Фому, Вы мне про Ерему».
Процитирую оратора выше:
Так как оппонент меня не слышит, то дальнейшую дискуссию считаю бессмысленной тратой времени.
-1
DelelKrs
Вообще то, кроссовая езда(на грунте) и езда на асфальте, вещи противоположные. На грунте ездят с блокировкой колеса, на асфальте нет.
+1
KissyCat
Вообще-то обычно читают перед тем, как пишут ответ. :)
Я нигде не призывала тормозить в городе с блокировкой, посыл был несколько иной…
Грунт помогает в отработке. Умеешь на грунте тормозить = не боишься тормозить на любом покрытии, т.к. предугадываешь и чувствуешь движение мотоцикла. Главное именно то, что понимаешь как поведет себя мотоцикл, даже наехав в торможении на разметку, не пугаешься, не паникуешь, а тело само мышечной памятью работает дальше.
Но зачем читать, ведь можно вставить свои 5 копеек…
+1
Perry
Тут важный момент — тренировочная блокировка на грунте с небольшой скоростью и то, про что я пишу — блокировка на скорости за сотню — это очень разные вещи. Тренировка на грунте конечно полезна, может научить держать равновесие и т.д. На скорости же все происходит очень, очень стремительно, и основной навык — не дожать до блокировки (наилучшее) или мгновенно отпустить тормоз.
-1
AntonKatenev
Импульсное торможение тоже давно уже придумали. Впрочем, так же как все остальные способы — это всего лишь способы недотормозить и не упасть. Если хотите тормозить максимально эффективно — АБС. Руками держать колесо постоянно на грани блокировки в реальных условиях — цирковой номер. Я имею в виду реально держать его в этом режиме, а не воображать, что держишь.
0
KissyCat
Согласна.
На скорости вообще лучше сначала удостовериться в безопасности маневра…
После пары поездок в Краснодарский край, я научилась делать обгоны без груды кирпичей и экстренного ухода в свою полосу.
У нас подобная ситуация в прошлом году была, пошла на обгон, а колонна из грузовиков так же длиннее оказалась чем ожидалась, пришлось быстренько встраиваться между ними.
С тех пор решила что лучше перебздеть и потолкаться до «окна» спокойненько.
0
DelelKrs
Не слышат вас
+2
Michael13
Это должно быть на уровне рефлексов, чтобы при переезде разметки тормоза отпускались, ибо торможения там все равно не будет, а разложиться на раз-два можно.
Плюс ещё не понятно, зачем маневрировать в торможении. Я не говорю, что это невозможно и вообще запрещено. Но в описанной ситуации гораздо более логично выглядит снизить скорость, чтобы сравняться с попутным потоком в нужном месте, отпустить тормоза и встроиться в поток.
-1
AntonKatenev
Маневрировать при торможении можно и нужно. Иногда это вообще единственный способ избежать столкновения. Без АБС делать это очень сложно.
0
Vershinsky
С угловой АБС не ездил? Судя по видео, штука бодрая
-2
AntonKatenev
Если честно, то я не знаю :)) Что-то угловое у меня на мульте есть, но АБС это или ТС или подвеска, я как-то пока не понял, да и не смотрел внимательно. В описаниях невнятно. Вообще этот бош умеет учитывать углы, но та ли там комплектация, я не знаю.
Пока что езжу, предполагая что АБС обычный. Антивилли и антистоппи есть, интегральное торможение тоже. Реально помогает.
Брал на тест-драйв пару мотов, где угловой АБС есть, но не делал на них ничего такого, чтобы понять. как он работает.
0
Takeda1977
Очень удобная штука.
Мот, действительно, меньше теряет траекторию при торможении в наклоне. А она, как известно, почти всего экстренное.
0
sky_sonya
>Без АБС делать это очень сложно.
а джимханисты то и не знали ))))
0
Vershinsky
Им это легко даётся? Без падений? На какой скорости джимханисты это делают, если это не кубок Dunlop, например?
0
AntonKatenev
а джимханисты то и не знали ))))
Вы что, издеваетесь? При чем тут вообще спорт? В джимхане контролируемое торможение в контролируемых и прекрасно известных условиях, трасса отлично известна и проходится не по одному разу, можно тормозить весьма точно. И скорости совершенно не те. И даже в таких условиях перетормозить АБС почти невозможно, особенно на мокром.
Все известные мне тесты показывают одно и то же. По сухому мотоцикл с АБС тормозит или так же, или лучше, чем без этой системы, даже с очень опытными испытателями за рулем. По мокрому — всегда лучше. Если это cornering ABS, то это распространяется также на достаточно глубокие повороты.
Я вас уверяю, что при реальной необходимости реального экстренного торможения в реальных условиях и с настоящим (а не воображаемым) человеком на мотоцикле, эффекта от АБС будет в разы больше, чем даже от многолетних поездок на джимхану. Что никак эту джимхану не отменяет, очень полезное занятие. Но оно не делает из человека АБС. Это чисто физиологически не получится.
+1
misha10525
сцепление то не нажал случайно?!
0
Perry
  • Perry
  • 24 октября 2018 в 19:29
Да ладно, ребята, копья ломать. Я просто напомнить общественности о существовании подобных явлений при торможении. Если нет АБС, лучше основное торможение делать все-таки передним, также помня о возможности срыва, а задним — слегка помогать. Разметка там, кстати, была настолько редкой и «размашистой», что прилет очередного ее звена был действительно как сюрпрайз.
0
AntonKatenev
Не «лучше все-таки передним», а в основном передним обязательно. Торможение задним очень малоэффективно, тормозной путь вырастает драматически. Дохрена народу побилось именно из-за боязни использовать передний тормоз и попытавшись экстренно затормозить задним. Задний можно использовать только тогда, когда точно известно, что его эффективности хватит. И это точно не про экстренное торможение.
+1
Takeda1977
По хорошему — задний надо использовать для того, чтобы загрузить переднее колесо и, по мере усиления интенсивности торможения, усилие сзади надо ослаблять. Правда, при экстренном торможении — это сложновато заставить себя отпустить тормоз. Но надо :)

Ну еще для маневров на малой скорости.
0
AntonKatenev
Если есть АБС — ослаблять не надо. А часто и нельзя физически, в случае интегральной системы, она все равно будет тормозить и задним тоже. Заднее, естественно, срывается при этом, но это ни на что не влияет.
0
Takeda1977
Да если есть АБС — тоже надо :)
Знаю, что звучит странно, но просто надо поверить :)
0
AntonKatenev
С интегралом это просто не получится. Мульт, например, при интенсивном торможении спокойно срывает заднее даже если вообще задним не пользоваться. Обратное тоже теоретически верно, но не проверял.
+2
Takeda1977
С интегральным — да, не получится дозировать усилие. Но вообще, у тебя что-то странное. Не должен мот срывать заднее колесо при торможении интегральной системой
0
AntonKatenev
А как он, прости, может этого не делать? Мало того, антистоппи вообще без этого не работает.
0
Takeda1977
Очень просто. Если у тебя стоит «умная» АБС последних поколений, то она перераспределяет тормозные усилия на разных стадиях торможения. Если срывает — значит что-то работает не так и надо бежать за новой прошивкой, тем более, что мультистрады любят обновлять :)
0
AntonKatenev
Ну во первых, как ни перераспределяй, полностью снять тормозное усилие с заднего нельзя — без этого не будет работать антистоппи. При этом антистоппи в боше работает именно за счет срыва заднего. А срыв при интенсивном торможении будет в любом случае, если на заднем есть хоть какое-то тормозное усилие. Просто потому что оно разгружается вплоть до отрыва.

А во вторых — что такое стадии торможения, и как их определить?
+1
Takeda1977
Стадии торможения за вас должен определить IMU и сенсоры. Кстати, для антистоппи это юнит тоже используется.
А вообще, у меня уже третий мотоцикл с бошевской системой и ни один чего-то даже не думал срывать заднее колесо при усилии на ручке тормоза. Даже не собирался :)

При том что первым делом на новом мотоцикле я долго и муторно тестирую тормоза на пустой дороге с самых разных скоростей
+1
Takeda1977
Рекомендую посмотреть что говорит и показывает сам Бош :)
Как видно на видео в момент срабатывание антистоппи никакого срыва заднего колеса нет и одно продолжает крутиться

youtu.be/-gu1W2DR-vU?t=188
0
AntonKatenev
Срыв заднего ни в коем случае не означает, что оно перестает вращаться. Это не блокировка, а именно срыв. По видео это заметить невозможно.
Вот что говорит бош:
«The rear-wheel lift-up control valuates various parameters such as the slip values of both wheels. If the rear wheel threatens to lift up while braking, this function reduces the pressure on the front wheel to keep the rear wheel on the ground.»
Его патенты и техдокументация говорят то же самое. Альтернатива — определять отрыв заднего по наличию угловой скорости самого мотоцикла, это можно сделать при помощи IMU. Но держать заднее на дороге при этом уже не получится, можно только предотвратить опрокидывание. Еще одна альтернатива — контролировать положение подвески, и снижать тормозное усилие на переднем, когда заднее полностью разгружено. Но датчики положения подвески есть далеко не на всех мотоциклах. На мульте они есть, нужны для работы скайхука, но я совершенно не уверен, что они подключены к АБС, во всяком случае на этой модели.
Перераспределение усилий с заднего на передний по мере торможения видимо есть, во всяком случае нет срыва переднего при резком торможении, похоже что он сначала загружает задний, потом переносит на передний.
0
Takeda1977
Может кто-то путает слова «срыв» и «отрыв»? :)
Срыв — это или занос или потеря сцепления и скольжение.
Система оценивает, среди прочего, сравнительные скорости вращения колес, но именно вращения.
Что до подвески — то скайхук и аналоги среди прочего и нужен для того, чтобы препятствовать клевку, то есть изменению геометрии мотоцикла при торможении и, соответственно, вносят свой вклад в дело борьбы со стоппи
0
AntonKatenev
Срыв — это переход трения покоя в трение скольжения в паре дорога-колесо. Наступает до блокировки. Но сам факт наступления срыва — практически единственный индикатор, позволяющий электронике оценивать степень сцепления колеса с дорогой. Определяется в основном по разнице в угловой скорости колес. Бош определяет момент начала отрыва заднего колеса именно по его срыву. А для того, чтобы срыв вообще мог произойти, на заднем должно быть тормозное усилие, хотя бы небольшое.
Насколько я понимаю, бош при торможении передним сначала как следует загружает задний, потом довольно быстро переносит усилие на передний, оставляя сзади немного, для того чтобы работал антистоппи. После чего пытается держать одинаковую угловую скорость колес, оперируя при этом усилием на переднем. Это позволяет избежать блокировки переднего и отрыва заднего.
Заднее в какой-то момент срывается (потому что разгружается), но заметного сноса, заноса или вообще чего-то хорошо ощущаемого при этом не происходит. Небольшое ощущение на грани того, что вообще можно почувствовать, и не более того, плюс малоощутимая вибрация на ручке. Можно и не заметить.
Я не уверен, что в этом процессе всерьез участвует скайхук, это полуактивная подвеска (как и на других электронных мотоциклах), ее быстродействие не такое уж большое. Она умеет подстраиваться под разные ситуации, я не уверен, что скайхук может реагировать на каждое отдельное движение подвески. К тому же при отключенном скайхуке поведение на торможении в общем-то не меняется, я особенной разницы не замечал. Переднее точно также не срывает при резком торможении.
Но это все предположения, детального описания пока не попадалось. Было бы интересно почитать, как оно на самом деле. Можно поковыряться в патентной базе, но это долго…
0
Takeda1977
Если колесо оторвалось от земли — то о каком срыве и с чего именно идет речь :))))))
И да, быстродействие современной активной подвески — где-то с полсотни регулировок в секунду. Вполне достаточно
0
AntonKatenev
Отрыва заднего у боша не происходит, он снимает часть усилия с переднего еще до отрыва заднего, и держит его на дороге всегда. Момент, когда надо снять усилие, определяется срывом заднего, то есть тогда, когда его угловая скорость становится меньше переднего. Аналогично обычной работе АБС на заднем, но усилие снимается с другой тормозной машинки. Фактически, он парирует срыв заднего, оперируя усилием на переднем. И предотвращает таким образом его отрыв, потому что срыв предшествует отрыву.
Ямаха, например, применяет другой подход — они пытаются обнулить угловую скорость самого мотоцикла, тоже оперируя усилием на переднем. Заднее колесо при этом как правило теряет контакт с дорогой на определенные промежутки времени. Это немного более эффективно с точки зрения торможения (тормозного усилия на машинке чуть больше), но хуже с точки зрения управляемости в торможении.
Насчет скайхука ничего сказать не могу. Некоторые регулировки занимают у него несколько секунд, это из тех что заметны. Жужжит чем-то под жопой, похоже на подкачку. На поведение мотоцикла скайхук влияет очень заметно, а вот на торможение вроде не очень. Я его отключал несколько раз, тормозит плюс минус так же, правда специально не проверял.
0
Takeda1977
А на видео происходит небольшой отрыв :)
Кроме того, срыв заднего колеса — не обязательный признак именно стоппи.
0
AntonKatenev
Только на одном видео, и только в начале торможения, что вполне естественно — быстродействие системы не бесконечно. Потом он его прижимает, и держит на дороге.

Срыв заднего не обязательно признак стоппи, но в данном случае системой именно так и трактуется. Думаю, что критерием в данном случае выступает разница в тормозных усилиях на переднем и заднем. Если на заднем кратно меньше, и при этом оно начинает срываться — это можно трактовать как начало отрыва. Возможно, что логика в данном случае нечеткая. Не исключено, что задействованы и другие датчики.
0
Takeda1977
А потом, когда первая попытка сделать стоппи пресечена повторить без существенного увеличения усилия на тормозе уже сложно.
0
AntonKatenev
Знаешь, я тут подумал немного, все даже несколько проще.

Смотри, тормозная система интегральная, то есть при любом торможении задействованы оба. И на обоих колесах АБС. Дальше вот что — работает обычный алгоритм АБС, на обоих колесах, в принципе все, что он пытается сделать — уровнять их угловые скорости и ускорения, уменьшая или добавляя тормозные усилия на соответствующих машинках. Антистоппи просто небольшое добавление в алгоритм, которое пытается сохранить пропорцию тормозного усилия между передним и задним не ниже определенного значения. Вот и все. Собственно, я примерно так и говорил, только более сложным образом.
Надо будет покопаться и проверить, так ли это, интересно стало.
0
Takeda1977
Последние системы точно используют imu
0
AntonKatenev
Это уже когда stoppie control или whellie control. То есть когда надо не предотвратить, а сделать управляемый стоппи или вилли. Там да, бесплатформенные IMU на микромеханике, виртуальная вертикаль, и все прочее такого рода. Ну и системы, меняющие поведение в поворотах, там тоже IMU. В принципе, ничего сложного, в этом вопросе я как раз хорошо разбираюсь — сам делал такие системы, не для мотоциклов, конечно.
Еще есть вариант с датчиком расстояния, который тупо меряет расстояние до дороги на заднем маятнике. Самый примитивный вариант, очень ненадежно, очень просто, и работает с одноканальным АБС. Эту тему развивают индусы.
+3
jgrav
  • jgrav
  • 25 октября 2018 в 21:42
Откатал первый сезон, прочёл не всё, но своё «веское» мнение обязан!, на самом деле нет, высказать!
Народ, а почему выговорите только о том передний… задний, надо… не надо… и как надо и как не надо БЕЗ привязки к типу техники?
Вот у меня круизёр! Задний тормоз барабанный, загрузка зада такая, что ты его заколебешься блокировать!
И возьмем например какой нить спорт! Где и тормоз задний ни разу не барабан и загрузка зада весьма не сильна!
Вывод — использование заднего тормоза, по мимо прочих факторов, сильно зависит от типа техники!
НО НИГДЕ в мотошколах этого не говорят!!!
А некоторые мотоинструкторы у нас в городе, вообще говорят, что задний и использовать не нужно, потому как я, мотоинструктор, им не пользуюсь и у меня всё хорошо и на треке я жгу отменно!
И самое хреновое, что их ведь слушают!!!
+3
Perry
Тип техники конечно имеет значение… но вот не найти так просто видео: мужик уж не на VTXe ли тормозит (обоими, наверно) перед внезапно затормозившей в городе машиной, заднее хорошо уходит в занос, и он его отпускает… Как его болтало! Метр влево, метр вправо, раз несколько. Не упал незнамо как…
0
jgrav
Да всякое может быть.
Тут в часности упираемся: покрытие, песочек, резина, температура и т.п. и т.д.
Но это не значит что задний тормоз не нужен или что он не эффективен.
Вообще использование заднего тормоза на разных типах мотов разное, вот ключевая мысль!
Просто новички могут об этом не догадываться.
Прочтёт такой новичек купивший себе круизёра, что задний нажал, вилка загрузилась и его надо отпускать! И будет отпускать и будет терять много метров в торможении.
0
Takeda1977
Не, новичок, при экстренном торможении — не будет. А если не новичок — то он уже в курсе того, что разные мотоциклы себя по разному ведут :)
0
Jah
  • Jah
  • 26 октября 2018 в 10:09
Это тебе так кажется, пока ты не оттормозишься действительно резко. Колесо на резком торможении отрывает на абсолютно любом классе мотоцикла, просто потому, что так работает инерция. Именно по этой причине спереди ставят многопоршневые системы, а сзади — что придётся, включая барабаны на современных аппаратах.
0
vegach
А у некоторых комбинашка и задний хочешь не хочешь — используешь ) Я думаю нужно хорошо чувствовать работу тормоза твоего мотоцикла, зад хорош на медленных скоростях, перед на быстрых ) АБС на любых, как и комби )
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. Perry, Задний тормоз !