Блог им. gliese3 → Ремонт трип-компьютера и тахометра на Honda Africa Twin 750



Тот факт, что у многих мотоциклов Honda (да и не только Honda) горят по тем или иным причинам реле-регуляторы, думаю, известен многим. Последствия этого могут быть разные. В самом легком варианте вам придется заменить только сам реле-регулятор. В более тяжелых случаях сгоревший реле-регулятор может потянуть за собой АКБ и генератор.
В моем случае сгоревший реле-регулятор «убил» трип-компьютер и тахометр Африки. Ниже я кратко опишу процесс их реанимации.


С тахометром всё было просто. До его починки он никак не реагировал на акселератор: стрелка всё время оставалась неподвижной. Для того, чтобы привести тахометр в чувство, потребовалось всего лишь выпаять сгоревший резистор и припаять на его место новый. Собственных фотографий этого процесса не сохранилось, так как был не уверен в том, что этого окажется достаточным, чтобы оживить тахометр, поэтому вставляю фотографию из сети.



Сгоревший резистор обведен красным. Исходный его номинал составлял 39 Ом. В моем же случае сопротивление составляло 335 Ом.




После того, как я в платку на место старого впаял новый резистор номинала 39 Ом, тахометр вновь ожил (фотографии нет, так как на момент публикации мотоцикл находился далеко от меня).
Процесс починки трип-компьютера оказался несколько сложнее. При подаче питания он не запускался никак. Надо заметить, что после его разборки, визуально на плате не было заметно выгоревших или окислившихся элементов, поэтому пришлось последовательно прозванивать всю схему тестером. При этом помогала популярная схема трип-компьютера, нарисованная испанским товарищем. Однако, как выяснилось позже, данная схема не совсем верная. Нюансы этого описывать здесь не буду. В результате проверки дорожек и элементов на плате выяснилось, что вышли из строя следующие компоненты: резистор R1, транзистор Q2 и стабилитрон ZD1 (диод Зенера). Вместо резистора на 22 Ома (R1) решено было поставить резистор на 220 Ом по соображениям лучшей стабилизации напряжения в схеме со стабилитроном. N-p-n транзистор (Q2) выбирается на аналогичный, исходя из рабочих параметров трип-компьютера. Помимо этого превентивно было решено заменить часть конденсаторов, характеристики работы которых из-за времени могли измениться.

«Колхозный» вариант работающей микросхемы трип-компьютера представлен на фотографии (новый стабилитрон пока не впаян: от стабильного источника питания компьютер прекрасно работает и без него).



А так выглядит трип-компьютер при подаче на него питания (красный провод — «+», питание памяти и часов компьютера; черный — «+», питание при повороте ключа зажигания, для обычного режима функционирования компьютера; зеленые провода — «-», «земля»).



При таком подключении трип-компьютер с новыми компонентами ожил и нормально функционировал, реагируя на нажатие кнопок. Работает также и память: при размыкании черного провода и затем его смыкании часы работали верно.
В заключении скажу, что в планах заменить «колхоз» в схеме трип-компьютера на что-то более аккуратное, а также замена порванных клавиш и тестирование трипа уже на мотоцикле. Если материал кого-то заинтересует, то возможна вторая часть (наверное, менее интересная) по «ремонту трип-компьютера и тахометра на Honda Africa Twin 750». Всем холодный головы на дорогах и побольше удовольствия от владения мотоциклом!
  • gliese3gliese3
  • 10 апреля 2018 в 0:01
  • 3
  • ?

Комментарии (14)

RSS свернуть / развернуть
0
true-satan
Тоже довелось чинить трип африки. Тебе повезло, что не выгорела микруха DC-DC, их весьма затруднительно достать.
В будущем, думаю добавить аккумулятор, чтобы трип не сбрасывался при отключении разъема.
0
gliese3
Микросхема TA8005F? Это верно. Я ее, собственно, с Китая тоже заказал, но, как оказалось, поспешил.
0
krasniy87
Конечно интересно, трип — одна из немногих болячек африки, без сомнения полезный материал)
здесь был ататат

0
cheblack
Круто! Умение разбираться в микросхемах и электронике меня всегда поражало. Это же нужно все это знать и понимать, как подойти к предмету.
0
copel
Ничем не отличается от любого другого профессионализма — от врача до архитектора и пилота.
0
Macarena
эт всё хорошо, НО, зачем эта устаревшая приблуда на Африке? я её положил в ящик после месяца юзания мотоцикла, поставил на её место ЖПС и катаю… какая польза от трип-компа в современных реалиях? в 199х это было круть, но сейчас?
0
gliese3
По-моему, трип-компьютер прекрасно справляется со своими задачами. При наличии денег, конечно, его можно поменять. Однако, мне лично его функционала хватает, да и приятно видеть Африку в аутентичном рабочем состоянии.
0
buruki
С такими умелыми руками и не поставить себе светодиод-вольтметр на мотоцикл. И проблем бы не было
0
gliese3
Только вначале весны приобрел себе Африку. Сейчас довожу ее.
0
Qwerty888
Подскажи, пожалуйста, по тахометру.
Приобрёл Африку с уже поменянным РР. Тахометр показывал от нуля до 2000. Заменил конденсаторы. Теперь доезжает до 3000 и дальше не идёт…
0
gliese3
Честно говоря, сложно так сказать. Я не великий электронщик, однако в подобных случаях, на мой взгляд, последовательность действий должна быть такой: сначала визуальный осмотр на наличие подозрительных моментов (обрыв проводов/дорожек, окисление/перегорание элементов и пр.), а если он ничего не дал, то просто тестирование компонентов на платке. Может, у тебя резисторы тоже свой номинал по тем или иным причинам изменили? На них указаны их изначальные номиналы. Могу попробовать посмотреть тахометр на следующей неделе в Москве.
0
gliese3
Если кто-то пожелает восстановить свой трип-компьютер, то готов помочь ему в этом.
0
Zhivoi
На вскидку — если трип работает, но не реагирует ни на одну клавишу — это что в нем навернулось?
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. gliese3, Ремонт трип-компьютера и тахометра на Honda Africa Twin 750