Проект продается, 60 000 USD [email protected]

Блог им. MotoHub → Проводник в мир кастомайзинга

Интервью с Артемом Васильковым – известным мастером художественной фотографии, исследователем и путешественником. Артем снимает раритетные механизмы индустриального периода.
Бегущие строки интервью через объектив и мировоззрение фотохудожника рассказывают об исследовании ручного труда мотоэнтузиастов, нашедших в этом свой путь к счастливой жизни.
Это мимолетный отрывок одной из жизненных историй человека, дающего возможность другим людям увидеть технические произведения искусства из металла, созданные мастерами своего дела.
Вы снимаете фотографии в разных жанрах, но откуда такая страсть именно к мототехнике? И почему именно кастом-байки и их создатели?

Мотоцикл дает свободу. В отличие от машины ты полностью соприкасаешься с природой. Кастомайзинг мне интересен, потому что это не современное серийное производство, где идет максимальное упрощение, удешевление и ориентация на массового потребителя. Мотоцикл — малая форма, а сделать ее гармоничной, красивой и функциональной очень сложно. Например, мотоциклы до 50-х годов были красивы и лишены любых избыточностей, все было направлено на функциональность.
Так как я занимаюсь исследованием индустриального периода, рассматривать его без ручного труда невозможно. Кастом байки – это штучные произведения, сделанные руками.
Мотоцикл является компактным, визуально привлекательным и функциональным воплощением человеческого труда. Некоторые формы, присущие кастом культуре, мы не можем встретить больше нигде.
Мототехнику не так сложно снимать, как машины. Она небольшая, да и проще визуально передать взаимодействие деталей. Изначально я не планировал делать полноценный проект по кастомам, а хотел отснять интересные мотоциклы и их узлы. Но познакомился, затем и подружился с кастомайзерами… Это тусовка энтузиастов, виртуозно работающих с металлом и очень хорошо разбирающихся в механике, где чужаков не особо приветствуют. Чем глубже я погружался в производство штучных мотоциклов, тем интереснее становилось. Параллельно происходила трансформация моего творческого сознания. Я видел, как мастера с нуля из металла делали произведения искусства, которые потом участвовали в выставках и завоевывали призы. Когда мое знакомство с кастомайзерами и их работами стало многолетним, вот тогда и появилась идея создания альбома по кастомайзингу. Альбом визуальным языком рассказывает о девяти московских кастом мастерских. Изначально было понятно, какие мотоциклы будут представлены в книге, и как будет подана каждая история. Портреты людей, главные мысли кастомайзеров… Для меня самым сложным было довести книгу до конца, особенно на этапе верстки.

Складывается впечатление, что Вы рассматриваете технические творения человека как отдельный вид искусства. Что Вы больше стараетесь раскрыть – человека, его творение или их симбиоз?

Рассматривать отдельно творение и создателя неправильно. Естественно, я со своей стороны рассматриваю мотоциклы как предмет искусства, в том числе кастомы с их уникальными деталями и формами.
Я сам на элементарном уровне умею работать с металлом и отлично понимаю, сколько физических и моральных усилий люди вкладывают в создание кастомного мотоцикла. Если ты чувствуешь металл и более или менее разбираешься в работе механизмов, тогда ты как фотограф можешь это передать. Причем не важно, на какую камеру ты снимаешь – пленочную или цифровую. Если ты любишь и понимаешь эти вещи, то с разной степенью успешности сможешь донести идею до зрителя. Показывая не холодное железо, а прежде всего свои эмоции и ощущения. Зрители, особенно эмпаты, очень хорошо это чувствуют.

Почему Ваши фотографии по мототематике именно черно-белые? Какую фототехнику используете для снимков?

В рамках индустриального проекта я принципиально снимаю всю технику на негативную черно-белую пленку для последующей ручной оптической печати аналоговым способом. Для съемок используется среднеформатная камера Hasselblad 500 C/M.
Любое техническое изделие, в первую очередь, я рассматриваю как форму. Поэтому цвет здесь лишний, он отвлекает внимание от линий, а цель – показать форму. Также серо-белая тональность металла на черно-белых снимках позволяет зрителю лучше прочувствовать глубину изображенного объекта. Тем более, если говорить про станки, паровозы, ярких красок там мало. Цветовая гамма чаще всего приглушенная, она лучше подходит как раз для черно-белых снимков. Человек современного мира окружен многообразием красок. И ему хочется отдохнуть и перестроиться на более спокойные монохромные тона.
Для фотографии я часами готовлю чистый кадр без единой лишней детали, который можно с пленки сразу печатать оптическим способом без любой ретуши. Если этого не делать, то ты начинаешь себя жалеть уже на этапе съемки, и общий уровень снимка становится гораздо ниже.

Почему в процесс подготовки альбома «Как мечтает сталь», включающего в себя около двухсот кастом-байков и портретов их создателей, были вовлечены только московские мастерские, а не со всей России?

На мой взгляд, московского среза среди кастом мастерских более чем достаточно. К тому же, их основная концентрация как раз в Москве. Идея объездить города России была предложена самими кастомайзерами. Но это очень трудоемкий процесс, требующий длительного времени. Работа над каждой мастерской и отношения с мастерами выстраивались годами. Нужно было раскрыть глубину материала, проследить за постройкой мотоциклов. Поэтому снимать в регионах технически было нереально, для этого там нужно было жить весь период съемки.

Насколько в России развита культура кастомайзинга? И в чем, на Ваш взгляд, ее уникальность по сравнению с другими странами, в которых Вы были?

Чтобы сравнивать уровень российского кастомайзинга с зарубежным, надо понимать, что еще 26 лет назад в СССР этого ничего не было. За это время многое кардинально изменилось. Отдельные мастера за этот период добились в работе с металлом и общеинженерных решениях для кастомов таких успехов, что общий уровень вполне сопоставим с зарубежным. Вопрос в том, что это не так широко представлено, настоящих мастеров немного. Для примера, в Америке несколько тысяч мастерских. В России хорошо если наберется пятьдесят, в которых реально что-то делают. Но уже можно говорить об увлеченных молодых ребятах, которые пытаются делать что-то интересное. Чтобы заниматься чем-то на высоком уровне, надо быть увлеченным человеком и до тонкостей знать свою работу. У каждого настоящего мастера есть свой индивидуальный почерк. Например, в кастом-ателье Fitil-DMC у разных мастеров свой стиль по изготовлению баков, выхлопных труб, шлифовке и т.д. Важно, что люди в современном обществе своими руками делают уникальные вещи, включая мотоциклы, которые входят в десятку лучших на чемпионатах мира по кастомайзингу.

Каких марок мотоциклов больше всего среди объектов для кастомайзинга?

Естественно, на первом месте Harley Davidson, и он лидирует с большим отрывом. Это связано с тем, что данная марка – икона среди мотоциклов, а также у этих мотоциклов хрестоматийные формы деталей. Классические модели и в некастомизированном виде великолепно выглядят. Так же в качестве доноров используются известные марки английских и японских мотоциклов. Существует мода на постройку кастомных мотоциклов на основе советской техники, и от Урала М 72 тут никуда не деться. Говоря о каких-то особенных случаях, хочется вспомнить попытку установки рекорда скорости на озере Бонневиль на советском моторе мотоцикла Урал 1956 года. Причем это первый мотор с системой впрыска закиси азота на метаноле.

В работах, связанных с техникой, Вы показываете, как важно реализовать свою мечту и не потерять индивидуальность в современном мире. Увидели ли вы в своих фотогероях этот непоколебимый огонек, освещающий путь к мечте?

У любого человека, занимающегося любимым делом, глаза горят. Как только огонь угаснет, они перестанут этим заниматься. Весь кастомайзинг — абсолютно творческий процесс, который держится исключительно на энтузиазме, как и моя работа. Все люди, с которыми общаюсь я, помимо создания мотоциклов накрутили сотни тысяч километров по России, Европе и Азии. Они этим живут. Если говорить о творческих людях, которые выбрали свой путь и занимаются любимым делом, это достаточно непростые личности. Можно сказать, что это такое творческое сообщество, в котором принято поддерживать друг друга и говорить правду. Традиционная псевдо политкорректность не позволяет открыть глаза на откровенно незначительные вещи. В нашем круге мы можем откровенно и честно сказать, что думаем. Слово «деньги» в эти рамки не вписывается. Настоящий мастер должен быть честен, в первую очередь перед самим собой.

В процессе работы с кастомайзерами Вы видели их отношение к мотоциклам. Что он для них значит и какое место занимает в жизни?

Мотоцикл, придуманный и сделанный своими руками, является частью мастера. Как любое произведение является частью художника.
Тут нужно разделять, для чего делается мотоцикл – это творческий проект для души или чисто коммерческий заказ со своими сроками и условиями. Мы возвращаемся к главному моменту. Здесь все люди взрослые, семейные, и, как правило, с детьми. Они прекрасно отдают себе отчет в приоритетах. Когда много коммерческих заказов, времени на свой байк остается мало, и проект растягивается на несколько лет. Бывает так, что заказчик полностью развязывает тебе руки. Тогда мастер может построить, что ему хочется, но в определенных рамках. В большинстве случаев заказчик редко обладает таким же эстетическим вкусом, как мастер.

Согласны ли Вы с тем, что кастомные мотоциклы – это своего рода выражение протеста как обществу, так и байкерскому сообществу?

Дело в том, что протестовать в современном обществе стало неинтересно. Протестовать было принято во времена СССР. Для мастеров создание кастомных мотоциклов – это не протест, а выбранный путь. Конечно, можно вспомнить пару байков, которые были нарочито сделаны в протестном стиле. Они пользовались таким успехом, что их сразу купили. Один из них я даже отснять не успел. Но опять-таки это не протест, а все же стиль. Например, есть стиль Rat, который был очень популярен в Америке. Он сейчас и к нам переходит, в нем есть своя эстетика. Чтобы мотоцикл в этом стиле сделать достойным, нужно иметь огромную базу знаний по глянцевым байкам. Один из известных американских кастомайзеров Chip Foose сказал: «Самый сложный кастом – это тот, который сложно отличить от заводского». Это как в фотографии – сложнее всего дается простота.

Вы как проводник общаетесь с аудиторией, рассказывая историю увиденного через линзу своего мироощущения. Что именно Вы стремитесь донести до своего зрителя? Какие цели решаете фотопроектами?

Стараюсь показать всю красоту форм и фактур металла родом из индустриального периода. Старый токарный станок по сути – это груда железа с облупившейся краской, и не более того. Он не представляет никакого интереса для тех, кто не знает, для чего станок используется. Главный посыл всего проекта — показать, что все материальные вещи, которые нас окружают, сделаны человеческими руками. В современном обществе людей, которые занимаются ручным трудом, считают людьми второго сорта. А на самом деле мы являемся потребителями их труда. А сами кроме мусора и оксида углерода больше ничего не производим, и польза от этого весьма сомнительная. Современная система ценностей такова, что почему-то торговец получает больше, чем производящий товар человек.

В какой момент Вы решили стать фотохудожником и отправиться на встречу к своей мечте, сбежав от современной серой повседневности? Какая Ваша мечта еще не реализовалась?

Помню в 2005 году я шел по леднику Бизинги на Кавказе и чуть не провалился в одну из трещин … В тот момент я четко понял, что пора бросать заниматься своим бизнесом и становиться художником. Путь растянулся, и было допущено много ошибок. Но, видимо, так должно было произойти. Просто так ничего не делается. Если ты видишь расставленные для себя вешки и идешь по этому пути, то все хорошо. Если же ты между ними лавируешь, то на одном из витков случается резонанс. Тебя просто отбросит, и ты уже не сможешь вернуться. У меня есть множество жизненных примеров, в том числе среди знакомых. Большинство этих вешек не видят и не хотят признаться себе, что они занимаются не своим делом. Мечта: перенестись на машине времени с фотоаппаратом и ящиком пленки на советские предприятия. Там бы можно было такого наснимать… Я застал кузнечные молоты по семь тысяч тонн, которыми для сорокового «Москвича» на заводе АЗЛК ковали коленвал. Это было невероятно!
Я живу в мечте. Если глобально рассматривать, то хотелось бы свою галерею. Хочется сделать свой технический музей. Уже есть проект техногалереи, которая вмещала бы в себя помимо фотографий какие-то визуальные артефакты: ключи, станки и т.д. Чтобы это было место, где можно посмотреть фотографии, видео, пообщаться — все, что угодно.

Если я правильно понял, фотография для Вас не просто увлечение – это медитация и поиск своего пути, ответов на вопросы, которые не дают покоя. Опыт взаимодействия с мотокультурой помог найти необходимые ответы?

Повторюсь, что каждый человек должен ответить на главный вопрос — для чего он пришел в этот мир. Фотография для меня прежде всего самоисследование и путь к самосовершенствованию. Вещей, которыми я занимаюсь, исчезающе мало. Например, отснятые мной редчайшие олдтаймеры, довоенные механообрабатывающие станки.
За время работы с кастомайзерами понял, что не только для меня крайне важна внутренняя свобода, творческая самореализация и самосовершенствование.
Самое главное, что я открыл в художественном плане для себя за время создания книги по кастомайзингу, — нужно представлять общий результат всей работы. Тогда получается стройная история, а не отдельные части пазла.

Будете ли Вы продолжать работать с мототехникой? Стоит ли ждать новые фотопроекты в ближайшей перспективе?

История фотопроекта по мототехнике будет продолжаться, точка пока не поставлена. Всего лишь многоточие в виде альбома по кастомайзингу. Все мотоциклы, которые будут делать мастерские, будут и дальше фиксироваться. Также хотелось поработать с заводом Harley Davidson в Милуоки, только английский стоит еще немного подучить.

P.S. Пит-стоп размышлений
За время беседы я в очередной раз убедился, как важно не предавать свою мечту. А самое главное — не терять надежду и веру в то, что у тебя все получится. Познайте себя и свое сердце. Не дайте страху или чужому мнению изменить ваш жизненный путь. Найдите свою правду, она приведет вас к любимому увлечению. Может быть, мы и не свободны, но, садясь на байк, пытаемся хотя бы ее ощутить. Это напоминает нам о том, кто мы есть. Порой приходится вести борьбу с самим собой. Но чем мы дальше от себя настоящих, тем труднее найти дорогу назад …

Артем Васильков с командой кастомайзеров представит эксклюзивные мотоциклы в этом году на семейном мотофестивале Moto Family Days с 20 по 22 июля в Ярославле.

Мой аккаунт в VK: /gonzomania
  • MotoHubMotoHub
  • Антон
  • 27 января 2018 в 11:45
  • оценка: +6

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.
При перепечатке материалов, видео или картинок гиперссылка на «bikepost.ru» обязательна
мотоблоги, Блог им. MotoHub, Проводник в мир кастомайзинга